Статья 69. Обеспечение полетов воздушных судов
1. Аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов (организация воздушного движения, радиотехническое обеспечение полетов, включая обеспечение авиационной электросвязи, предоставление аэронавигационной и метеорологической информации, поиск и спасание), а также светотехническое, инженерно-авиационное, аэродромное, аварийно-спасательное и другое обеспечение полетов воздушных судов, в том числе предоставление поставщиком услуг по обслуживанию линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем, осуществляется на единообразных условиях с взиманием платы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
2. Правила и условия аэронавигационного обслуживания, а также обеспечения полетов воздушных судов устанавливаются федеральными авиационными правилами.
Информация об изменениях:
Статья 69 дополнена пунктом 2.1 с 21 мая 2023 г. — Федеральный закон от 21 ноября 2022 г. N 458-ФЗ
2.1. Уполномоченным органом в области обороны утверждаются федеральные авиационные правила:
1) производства полетов государственной авиации;
2) тылового обеспечения полетов государственной авиации;
3) инженерно-авиационного обеспечения государственной авиации;
4) радиотехнического обеспечения полетов государственной авиации;
5) организации деятельности расчетов пунктов управления государственной авиации;
6) штурманской службы государственной авиации;
7) электрогазового обеспечения государственной авиации;
8) организации объективного контроля в государственной авиации;
9) организации полигонной службы в государственной авиации;
10) организации и обеспечения перелетов воздушных судов государственной авиации.
Информация об изменениях:
Статья 69 дополнена пунктом 2.2 с 21 мая 2023 г. — Федеральный закон от 21 ноября 2022 г. N 458-ФЗ
2.2. Правила медицинского обеспечения полетов государственной авиации устанавливаются федеральными авиационными правилами, утвержденными уполномоченным органом в области обороны по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 5 апреля 2011 г. N 46-ФЗ пункт 3 статьи 69 настоящего Кодекса изложен в новой редакции
ГАРАНТ:
Постановлением Конституционного Суда РФ от 16 июля 2018 г. N 32-П положения пункта 3 статьи 69 настоящего Кодекса признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования ими не обеспечивается определенность условий возмещения юридическим лицам за счет средств федерального бюджета расходов на предоставление услуг по аэропортовому и наземному обеспечению полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства, освобожденных в соответствии с законодательством РФ от взимания платы за оказанные услуги, в случае исчерпания доведенных лимитов бюджетных обязательств на возмещение недополученных доходов от предоставления соответствующих услуг и при отказе уполномоченного государственного органа в предоставлении субсидии по этой причине
3. Порядок возмещения расходов на аэронавигационное обслуживание, обеспечение полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства, освобожденных в соответствии с законодательством Российской Федерации от взимания платы за аэронавигационное обслуживание, обеспечение полетов воздушных судов, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов
8.2. Аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов предоставляется на всех этапах полета воздушных судов.
Все пользователи воздушного пространства обладают равными правами на его использование.
8.2.1. Организация воздушного движения (ОрВД) осуществляется в целях обеспечения возможности пользователем воздушного пространства придерживаться планируемого времени вылета и прибытия и представляет собой:
обслуживание (управление) воздушного движения;
организацию потоков воздушного движения;
организацию воздушного пространства в целях обеспечения обслуживания (управления) воздушного движения и организации потоков воздушного движения;
выдерживание предпочтительных профилей полета при минимальных ограничениях и без снижения установленных уровней безопасности.
8.2.2. Обслуживание (управление) воздушного движения осуществляется центрами ЕС ОрВД, органами ОВД пользователей воздушного пространства, органами полетно-информационного обслуживания.
8.2.3. Использование воздушного пространства в районе аэродрома (вертодрома, аэроузла) осуществляется в соответствии с инструкцией по производству полетов в районе аэродрома (аэроузла) или аэронавигационным паспортом аэродрома.
Схемы полета в районе аэродрома, в том числе на курсах взлета и посадки, должны исключать, а при невозможности исключения — максимально ограничивать пролет воздушных судов над населенными пунктами, взрывоопасными и другими объектами.
8.2.4. Разрешительный и уведомительный порядки использования воздушного пространства установлены Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации.
8.2.5. Обеспечение авиационной электросвязи предусматривает взаимодействие между органами ОВД по каналам связи, организованным или арендуемым соответствующими федеральными органами исполнительной власти и организациями. Отключение каналов связи взаимодействия между органами ОВД запрещается.
Соответствие режимов работы электросвязи установленным параметрам периодически проверяется с использованием специального оборудования. Периодичность и объем проверок, контроль выполнения осуществляются в установленном порядке.
Информация о возникновении аварий и неисправностей в работе электросвязи немедленно передается уполномоченным инженерно-техническим составом по технической эксплуатации электросвязного оборудования диспетчеру органа ОВД и записывается в специальный журнал.
При обеспечении полетов не допускаются:
использование средств электросвязного оборудования, на которых не выполнены или не завершены работы по ежедневному техническому обслуживанию;
проведение проверок работоспособности электросвязного оборудования при нахождении на этапе захода на посадку воздушного судна; в сложных метеоусловиях.
Радиообмен между органами ОВД и летными экипажами воздушных судов, переговоры диспетчеров органов ОВД, метеорологические консультации летных экипажей и диспетчеров, предполетный контроль, а также метеорологическая информация, передаваемая по радиоканалам, регистрируются аппаратурой звукозаписи.
Материалы звукозаписи хранятся в соответствии с установленными нормами.
8.2.6. Обеспечение аэронавигационной информацией включает:
сбор, обработку, обеспечение достоверности, хранение и порядок доведения аэронавигационной информации. Форма, содержание и сроки обновления документов аэронавигационной информации на бумажных и электронных носителях должны соответствовать установленным требованиям;
предоставление летному экипажу полной и достоверной аэронавигационной информации по всему маршруту полета от аэродрома вылета до аэродрома назначения с учетом запасных аэродромов. Предоставление аэронавигационной информации организуется и выполняется уполномоченными в установленном порядке авиационными предприятиями, организациями, эксплуатантами, а также — при обучении соответствующего авиационного персонала — учебными заведениями (образовательными учреждениями) гражданской авиации;
своевременное и точное предупреждение о функционировании средств связи и навигации, предоставление другой информации, имеющей важное значение для безопасности полетов, включая информацию о состоянии и прогнозе характеристик навигационного поля спутниковой навигационной системы, состоянии основных и запасных аэродромов путем издания и распространения NOTAM, передачи сообщений службой автоматической передачи информации в районе аэродрома (АТИС).
8.2.7. Обеспечение аэронавигационной информацией на уровне пользователя воздушного пространства включает:
сбор, хранение и порядок доведения аэронавигационной информации до летного экипажа;
своевременное информационное обеспечение пилотажно-навигационных комплексов, навигационных систем.
8.2.8. Метеорологическую информацию летные экипажи воздушных судов могут получать в составе сообщений АТИС, VOLMET, обеспечиваемых органами ОВД в порядке полетно-информационного обслуживания воздушного движения.
Сообщения АТИС передаются по ГГС и на АРМ, в том числе на рабочих местах предполетной подготовки летных экипажей. Летный экипаж может получать указанные сообщения на бумажном носителе.
Для летных экипажей воздушных судов, находящиеся в полете, организуются передачи по каналам радиосвязи сообщений АТИС и VOLMET.
При отсутствии на аэродромах автоматических систем вещания метеорологической информации, а также по запросу летного экипажа сведения о погоде на аэродроме передаются летному экипажу диспетчером органа ОВД.
Сведения о погоде, полученные от летных экипажей воздушных судов, используются метеорологическими подразделениями при подготовке оперативных прогнозов погоды.
8.2.9. Выполнение полетов, в том числе при уведомительном порядке использования воздушного пространства, без получения соответствующей аэронавигационной и метеорологической информации запрещается.
8.2.10. Поиск и спасание терпящих или потерпевших бедствие воздушных судов, их пассажиров и экипажей организует и осуществляет уполномоченный орган в области использования воздушного пространства во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, на которые в установленном порядке возложены обязанности по формированию и содержанию служб поиска и спасания <*>.
Правила аэронавигационного обслуживания по видам
Аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов включает в себя организацию и обслуживание воздушного движения, обеспечение авиационной электросвязи, предоставление аэронавигационной и метеорологической информации, поиск и спасание, предоставляемые на всех этапах полета воздушных судов.
Организация воздушного движения (далее — ОрВД) осуществляется в целях обеспечения возможности придерживаться пользователем воздушного пространства планируемого времени вылета и прибытия и представляет собой:
обслуживание воздушного движения;
организацию потоков воздушного движения;
организацию воздушного пространства в целях обеспечения обслуживания воздушного движения и организации потоков воздушного движения.
Обслуживание воздушного движения осуществляется центрами ЕС ОрВД, органами ОВД пользователей воздушного пространства, органами полетно-информационного обслуживания.
Схемы полета в районе аэродрома, в том числе на курсах взлета и посадки, должны исключать, а при невозможности исключения — максимально ограничивать пролет воздушного судна над населенными пунктами, взрывоопасными и другими объектами.
Предоставление аэронавигационной информации
Предоставление аэронавигационной информации включает:
сбор, обработку, обеспечение достоверности, хранение и порядок доведения аэронавигационной информации;
предоставление летному экипажу воздушного судна полной и достоверной аэронавигационной информации по всему маршруту полета от аэродрома вылета до аэродрома назначения с учетом запасных аэродромов;
своевременное и точное предупреждение о функционировании средств связи и навигации, предоставление другой информации, имеющей важное значение для безопасности полетов, включая информацию о состоянии и прогнозе характеристик навигационного поля спутниковой навигационной системы, состоянии основных и запасных аэродромов путем издания и распространения NOTAM, передачи сообщений службой автоматической передачи информации в районе аэродрома (АТИС).
Предоставление метеорологической информации
Метеорологическую информацию летные экипажи воздушных судов могут получать в составе сообщений АТИС, ВОЛМЕТ, обеспечиваемых органами ОВД.
При отсутствии на аэродромах автоматических систем вещания метеорологической информации, а также по запросу летного экипажа воздушного судна сведения о погоде на аэродроме передаются летному экипажу воздушного судна органом ОВД.
Экипаж воздушного судна, находящийся в полете, по запросу органа ОВД сообщает сведения о фактической погоде, а также, при возможности, о наблюдении им опасных метеорологических явлений. Сведения о погоде, полученные от экипажей воздушных судов, используются метеорологическими подразделениями при подготовке оперативных прогнозов погоды.
Поиск и спасание
Общий порядок организации поиска и спасания терпящих или потерпевших бедствие воздушных судов, их пассажиров и экипажей, поиска и эвакуации с места посадки космонавтов и спускаемых космических объектов или их аппаратов, взаимодействия органов и служб единой системы авиационно-космического поиска и спасания в Российской Федерации, а также этих органов и служб с федеральными органами исполнительной власти устанавливается Федеральными авиационными правилами поиска и спасания в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2008 г. N 530*.
КВС потерпевшего бедствие воздушного судна или другой член экипажа этого воздушного судна использует любую возможность для своевременного оповещения о случившемся.
Обслуживание воздушного движения
Обслуживание воздушного движения включает диспетчерское обслуживание воздушного движения, полетно-информационное обслуживание воздушного движения, консультативное обслуживание воздушного движения, аварийное оповещение.
Диспетчерское обслуживание воздушного движения включает:
районное диспетчерское обслуживание;
диспетчерское обслуживание подхода;
аэродромное диспетчерское обслуживание.
Для каждого диспетчерского органа ОВД устанавливаются границы зоны ответственности с учетом технических возможностей, используемых органом ОВД средств радиотехнического обеспечения полетов.
Обслуживание воздушного движения воздушных судов, выполняющих полеты в конкретной части воздушного пространства, а также движения воздушного судна по площади маневрирования аэродрома осуществляется только одним органом ОВД.
Районное диспетчерское обслуживание воздушного движения осуществляется РЦ (ВРЦ) ЕС ОрВД, которыми обслуживаются полеты воздушных судов:
по воздушным трассам (внутренним и международным);
по спрямленным воздушным трассам;
на МВЛ и по маршрутам;
по маршрутам вне воздушных трасс и МВЛ;
по маршрутам зональной навигации;
по маршрутам подхода к аэродрому и выхода из района аэродрома в случаях отсутствия диспетчерского органа (пункта) подхода.
Диспетчерское обслуживание воздушного движения подхода осуществляется диспетчерским органом (органами) подхода, которым обслуживаются полеты воздушных судов:
по маршрутам подхода к аэродрому;
по маршрутам выхода из района аэродрома;
в районе аэродрома, исключая зону взлета и посадки;
по маршрутам зональной навигации.
Аэродромное диспетчерское обслуживание воздушного движения осуществляется диспетчерским органом (органами) аэродрома, которым обслуживаются воздушные суда:
при полетах в зоне взлета и посадки;
выполняющие взлет и посадку;
следующие по маршрутам в зоне взлета и посадки;
движущиеся по площади маневрирования аэродрома.
На контролируемых аэродромах с непересекающимися ВПП, имеющими угол схождения или расхождения продолженных осевых линий 15° или менее (далее — параллельные ВПП), органом ОВД обеспечиваются следующие виды операций:
раздельные операции — одна ВПП используется для взлетов, а другая ВПП — для посадок;
полусмешанные операции — одна ВПП используется для взлетов или посадок, а другая ВПП — для посадок и взлетов;
смешанные операции — обе ВПП используются как для взлетов, так и для посадок.
Раздельные операции с параллельных ВПП осуществляются при следующих условиях:
угол расхождения траекторий взлетевшего и уходящего на второй круг воздушного судна составляет не менее 30° до момента достижения установленного продольного эшелонирования для зоны взлета и посадки;
на аэродроме имеется необходимое оборудование для обеспечения захода на посадку по приборам, по системам радиолокационного контроля и захода на посадку по наземным ориентирам;
на аэродроме обеспечиваются передача информации в сводке АТИС о работе аэродрома с параллельных ВПП.
Орган ОВД обеспечивает минимальный временной интервал между взлетом и посадкой воздушных судов:
- а) при полетах с одной ВПП или параллельных ВПП, расстояние между осями которых менее 1000 м, не менее 45 секунд;
- б) при взлете с одной ВПП или параллельных ВПП, расстояние между осями которых менее 1000 м, устанавливаются:
для воздушных судов с максимальной взлетной массой 7000 кг и менее, следующих за воздушными судами с максимальной взлетной массой более 7000 кг, — не менее трех минут;
для воздушных судов с максимальной взлетной массой более 7000 кг, следующих за воздушными судами с максимальной взлетной массой 136 000 кг и более, — не менее двух минут;
во всех остальных случаях — не менее одной минуты.
При взлете воздушных судов с максимальной взлетной массой менее 136 000 кг со средней части ВПП или параллельных ВПП, расстояние между осями которых менее 1000 м, за воздушными судами с максимальной взлетной массой 136 000 кг и более, взлетающими от ее начала, минимальный временной интервал устанавливается три минуты.
Условия для выполнения одновременных независимых вылетов с параллельных ВПП:
расстояние между осевыми линиями параллельных ВПП 1000 м и более;
наличие обзорного радиолокатора, обеспечивающего опознавание воздушных судов на расстоянии 2 км от выходного (от порога, с которого производится взлет) порога ВПП;
взаимное расхождение траекторий вылета составляет не менее 15° сразу после взлета (при расхождении траекторий на 45° и более радиолокационный контроль необязателен);
процедуры обслуживания воздушного движения обеспечивают требования действующего радиолокационного эшелонирования;
обеспечивается сообщение АТИС о работе аэродрома в режиме независимых вылетов.
Условия для выполнения одновременных зависимых параллельных заходов на посадку:
наличие радиолокатора, обеспечивающего радиолокационное наблюдение за воздушными судами, заходящими на посадку, отдельно на каждую ВПП;
при расстоянии между продолжениями осей параллельных ВПП 1000 м и более расстояние между воздушными судами, заходящими на параллельные ВПП, должно быть не менее 4 км;
заходы на посадку на обе ВПП выполняются по инструментальным системам посадки и траектории ухода на второй круг расходятся не менее чем на 30°;
входы в зоны действия курсовых маяков инструментальной системы посадки соседних ВПП производятся на продольных интервалах, установленных для зоны взлета и посадки, или с разницей по высотам не менее 300 м с углом приближения к предпосадочной прямой не более 45°;
обеспечивается сообщение АТИС о работе аэродрома в режиме зависимых заходов на посадку;
процедуры обслуживания воздушного движения опубликованы в аэронавигационной информации.
Условия для выполнения одновременных независимых параллельных заходов на посадку:
расстояние между параллельными ВПП 1000 м и более, имеется радиолокатор, обеспечивающий контроль движения с требуемой точностью отдельным диспетчером на каждую ВПП;
заходы на посадку на обе ВПП выполняются по инструментальным системам посадки и траектории ухода на второй круг имеют угол расхождения не менее чем на 300;
входы в зоны действия курсовых маяков инструментальной системы посадки соседних ВПП эшелонированы по высоте не менее чем 300 м с углом приближения к предпосадочной прямой не более 45°;
обеспечивается сообщение АТИС о работе аэродрома в режиме независимых заходов на посадку;
процедуры обслуживания воздушного движения опубликованы в аэронавигационной информации.
Функции РЦ (ВРЦ) ЕС ОрВД, диспетчерских органов (пунктов) подхода, диспетчерских органов (пунктов) аэродрома могут быть постоянно или временно объединены.
При полетах по ПВП органами ОВД обеспечиваются:
назначение эшелона полета;
установление интервалов эшелонирования;
при наличии средств наблюдения ОВД — контроль за выдерживанием летными экипажами воздушных судов заданных органом ОВД маршрутов полета, схем выхода из района аэродрома, снижения и захода на посадку, стандартных маршрутов вылета и прибытия, маршрутов зональной навигации;
предоставление летным экипажам воздушных судов полетно-информационного обслуживания (информации о воздушной обстановке, оперативной метеорологической и орнитологической информации, иных сведений, необходимых для выполнения полета);
при наличии средств наблюдения ОВД — информирование летных экипажей воздушных судов об отклонениях от заданной траектории полета;
содействие авиационным поисково-спасательным службам при организации поиска и спасания.
При выполнении полетов по ПВП органами ОВД обеспечиваются:
соблюдение временных интервалов при взлете воздушных судов;
предоставление летным экипажам воздушных судов полетно-информационного обслуживания (информации о воздушной обстановке, оперативной метеорологической и орнитологической информации, иных сведений, необходимых для выполнения полета);
эшелонирование между воздушными судами при переходе на полет по ППП;
содействие авиационным поисково-спасательным службам при организации поиска и спасания.
Рубежи приема-передачи ОВД устанавливаются на границах зон ответственности диспетчерского пункта (сектора) органа ОВД.
Для повышения пропускной способности передача ОВД может осуществляться на оперативно согласованных между двумя органами ОВД рубежах передачи обслуживания.
Диспетчер органа ОВД по запросу экипажа воздушного судна передает необходимую метеорологическую, аэронавигационную и другую информацию.
После принятия КВС решения о следовании на выбранный запасной аэродром диспетчер органа ОВД обеспечивает:
необходимые условия для безопасного полета воздушного судна;
максимально благоприятный маршрут и профиль полета.
Роль ОВД сводится к информированию экипажей воздушных судов (ВС) об условиях воздушной обстановки и воздушного движения, передаче им соответствующих рекомендаций. ОВД не несет ответственности за предотвращение столкновений ВС с земной поверхностью и препятствиями на ней во время полета по маршруту и в аэродромных зонах. Ответственность за это полностью возложена на командира ВС. ОВД выполняет следующие задачи:
Предупреждение столкновений между ВС.
Предотвращение столкновений между ВС, находящимися в районе маневрирования аэродрома и с препятствиями на местности.
Ускорение и поддержание упорядоченного потока воздушного движения в диспетчерских зонах.
Предоставление консультаций и информации, необходимых для обеспечения безопасного и эффективного производства полетов.
Уведомление соответствующих органов о ВС, нуждающихся в помощи и спасении, а также оказание этим организациям необходимого содействия.
В правилах ИКАО предусматривается несколько видов ОВД с различной степенью ответственности за безопасность полетов:
Федеральный закон от 4 августа 2023 года № 487-ФЗ «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации»
Внести в Воздушный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 12, ст. 1383; 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 30, ст. 3290; 2007, № 50, ст. 6245; 2011, № 15, ст. 2019, 2024; 2013, № 23, ст. 2882; 2014, № 30, ст. 4254; 2015, № 29, ст. 4380; 2016, № 1, ст. 82; № 27, ст. 4224; 2018, № 32, ст. 5105; 2021, № 24, ст. 4188; № 27, ст. 5159; 2022, № 1, ст. 57; № 12, ст. 1783; № 48, ст. 8325; № 52, ст. 9377; 2023, № 1, ст. 24; № 14, ст. 2384) следующие изменения:
1) пункт 1 статьи 7 1 дополнить подпунктом 6 следующего содержания:
«6) наземное оборудование, необходимое для предоставления поставщиками услуг по обслуживанию линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем (далее — наземное оборудование по обслуживанию линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем).»;
а) подпункт 3 пункта 1 дополнить словами «, наземное оборудование по обслуживанию линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем»;
б) абзац первый пункта 3 после слов «специалистов авиационного персонала,» дополнить словами «юридические лица и индивидуальные предприниматели, являющиеся поставщиками услуг по обслуживанию линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем,»;
3) дополнить статьей 8 3 следующего содержания:
«Статья 8 3 . Обязательная сертификация светосигнального оборудования, устанавливаемого на сертифицированных аэродромах, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов, радиотехнического оборудования и оборудования авиационной электросвязи, используемых для обслуживания воздушного движения, наземного оборудования по обслуживанию линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем
1. Обязательная сертификация светосигнального оборудования, устанавливаемого на сертифицированных аэродромах, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов, радиотехнического оборудования и оборудования авиационной электросвязи, используемых для обслуживания воздушного движения, наземного оборудования по обслуживанию линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем проводится в соответствии с федеральными авиационными правилами, устанавливающими порядок проведения обязательной сертификации указанного оборудования и утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации.
2. Юридическими лицами, осуществляющими разработку светосигнального оборудования, устанавливаемого на сертифицированных аэродромах, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов, радиотехнического оборудования и оборудования авиационной электросвязи, используемых для обслуживания воздушного движения, наземного оборудования по обслуживанию линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем, разрабатываются сертификационные базисы в целях проведения обязательной сертификации указанного оборудования (далее — сертификационный базис оборудования).
3. Сертификационные базисы оборудования содержат требования, необходимые для обеспечения безопасности полетов воздушных судов и безопасной эксплуатации светосигнального оборудования, устанавливаемого на сертифицированных аэродромах, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов, радиотехнического оборудования и оборудования авиационной электросвязи, используемых для обслуживания воздушного движения, наземного оборудования по обслуживанию линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем, и разрабатываются с учетом стандартов Международной организации гражданской авиации, федеральных авиационных правил, национальных стандартов Российской Федерации, определяющих технические и эксплуатационные требования к указанному оборудованию.
4. Сертификационные базисы оборудования утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере гражданской авиации.
5. Обязательная сертификация оборудования, указанного в пункте 1 настоящей статьи, проводится федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере гражданской авиации, и завершается выдачей:
1) сертификата типа на типовую конструкцию нового оборудования и модернизированного оборудования, планируемых к серийному изготовлению, если в ходе проведения сертификации установлено, что такое оборудование соответствует требованиям применимого к нему сертификационного базиса оборудования и конструкция такого оборудования признана в качестве типовой;
2) сертификата единичного экземпляра оборудования, серийное изготовление которого не планируется или прекращено, если в ходе проведения сертификации установлено, что такое оборудование соответствует требованиям применимого к нему сертификационного базиса оборудования.
6. Порядок проведения обязательной сертификации светосигнального оборудования, устанавливаемого на сертифицированных аэродромах, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов, радиотехнического оборудования и оборудования авиационной электросвязи, используемых для обслуживания воздушного движения, наземного оборудования по обслуживанию линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем, указанный в пункте 1 настоящей статьи, должен содержать в том числе:
1) порядок разработки и утверждения сертификационных базисов оборудования;
2) последовательность процедур проведения обязательной сертификации в целях выдачи сертификата типа на типовую конструкцию нового оборудования и модернизированного оборудования, а также в целях выдачи сертификата единичного экземпляра оборудования;
3) требования к документам, представляемым разработчиком нового оборудования и модернизированного оборудования, разработчиком или владельцем единичного экземпляра оборудования в целях проведения обязательной сертификации, включая требования к содержанию таких документов;
4) перечень документов, указанных в подпункте 3 настоящего пункта, и порядок их проверки;
5) порядок проведения сертификационных испытаний типовой конструкции нового оборудования и модернизированного оборудования, единичного экземпляра оборудования, а также виды таких испытаний;
6) требования к документам, оформляемым по результатам проведения сертификационных испытаний, указанных в подпункте 5 настоящего пункта, включая требования к содержанию таких документов;
7) порядок оформления документов по результатам проведения сертификационных испытаний, указанных в подпункте 5 настоящего пункта;
8) перечень документов, подтверждающих соответствие типовой конструкции нового и модернизированного оборудования, а также единичного экземпляра оборудования сертификационному базису оборудования;
9) основания и порядок выдачи сертификатов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, основания и порядок внесения в них изменений, основания и порядок замены таких сертификатов;
10) основания для отказа в выдаче, отказа во внесении изменений, отказа в замене сертификатов, указанных в пункте 3 настоящей статьи;
11) формы сертификатов, указанных в пункте 3 настоящей статьи;
12) порядок проведения сертификации оборудования на этапе его серийного изготовления, включая порядок подтверждения его соответствия ранее выданному сертификату типа.
7. Обеспечение соответствия требованиям сертификационного базиса оборудования типовой конструкции или единичного экземпляра светосигнального оборудования, устанавливаемого на сертифицированных аэродромах, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов, радиотехнического оборудования и оборудования авиационной электросвязи, используемых для обслуживания воздушного движения, наземного оборудования по обслуживанию линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем возлагается на разработчика такого оборудования либо разработчика изменений типовой конструкции такого оборудования.
8. Обеспечение соответствия требованиям сертификационного базиса оборудования каждого серийно производимого экземпляра светосигнального оборудования, устанавливаемого на сертифицированных аэродромах, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов, радиотехнического оборудования и оборудования авиационной электросвязи, используемых для обслуживания воздушного движения, наземного оборудования по обслуживанию линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем возлагается на изготовителя такого экземпляра оборудования.»;
а) пункт 6 изложить в следующей редакции:
«6. Беспилотная авиационная система — комплекс взаимосвязанных элементов, включающий в себя одно или несколько беспилотных воздушных судов, средства управления полетом одного или нескольких беспилотных воздушных судов и контроля за полетом одного или нескольких беспилотных воздушных судов (станцию внешнего пилота и линию управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотной авиационной системы), а также средства осуществления взлета и посадки беспилотных воздушных судов.»;
б) дополнить пунктом 7 следующего содержания:
«7. Линия управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотной авиационной системы — канал связи между станцией внешнего пилота и беспилотным воздушным судном, который включает в себя оборудование передачи данных, необходимых для управления полетом беспилотного воздушного судна и контроля за его полетом, и может дополнительно обеспечивать радиосвязь, а также обмен сообщениями между внешним пилотом беспилотной авиационной системы и органом обслуживания воздушного движения (управления полетами).»;
а) в абзаце первом пункта 1 слова «требованиям сертификационного базиса» заменить словами «требованиям сертификационных базисов, необходимых для сертификации гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов, беспилотных авиационных систем и (или) их элементов (далее — сертификационный базис гражданского воздушного судна, авиационного двигателя, воздушного винта, беспилотной авиационной системы и (или) ее элемента),»;
в абзаце первом слова «Сертификационный базис» заменить словами «Сертификационный базис гражданского воздушного судна, авиационного двигателя, воздушного винта, беспилотной авиационной системы и (или) ее элемента»;
в абзаце втором слова «Сертификационный базис» заменить словами «Сертификационный базис гражданского воздушного судна, авиационного двигателя, воздушного винта, беспилотной авиационной системы и (или) ее элемента»;
в абзаце третьем слова «сертификационного базиса» заменить словами «сертификационного базиса гражданского воздушного судна, авиационного двигателя, воздушного винта, беспилотной авиационной системы и (или) ее элемента»;
в) в пункте 4 слова «сертификационного базиса» заменить словами «сертификационного базиса гражданского воздушного судна, авиационного двигателя, воздушного винта, беспилотной авиационной системы и (или) ее элемента»;
6) в абзаце втором пункта 4 статьи 64 после слов «пользователей воздушного пространства» дополнить словами «, порядок государственного регулирования тарифов за предоставление государственным поставщиком услуг по обслуживанию линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем», слово «устанавливается» заменить словом «устанавливаются»;
7) пункт 1 статьи 69 изложить в следующей редакции:
«1. Аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов (организация воздушного движения, радиотехническое обеспечение полетов, включая обеспечение авиационной электросвязи, предоставление аэронавигационной и метеорологической информации, поиск и спасание), а также светотехническое, инженерно-авиационное, аэродромное, аварийно-спасательное и другое обеспечение полетов воздушных судов, в том числе предоставление поставщиком услуг по обслуживанию линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем, осуществляется на единообразных условиях с взиманием платы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.»;
а) дополнить статьей 78 1 следующего содержания:
«Статья 78 1 . Организация и обеспечение функционирования линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем
1. Организация и обеспечение функционирования линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем осуществляются владельцами беспилотных воздушных судов.
2. Для организации и обеспечения функционирования линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем государственной комиссией по радиочастотам в соответствии с законодательством Российской Федерации в области связи выделяются полосы радиочастот, которые должны быть защищены от помех.
3. В целях организации и обеспечения функционирования линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем владельцам беспилотных воздушных судов оказываются следующие услуги:
1) предоставление каналов передачи данных в целях расширения зоны действия линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем — поставщиками услуг по обслуживанию линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем, в том числе государственным поставщиком услуг по обслуживанию линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем;
2) предоставление в пользование радиочастот (номеров каналов передачи данных) линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем — государственным поставщиком услуг по обслуживанию линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем.
Предоставление в пользование радиочастот (номеров каналов передачи данных) линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем осуществляется государственным поставщиком услуг по обслуживанию линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем по заявлениям владельцев беспилотных воздушных судов и (или) поставщиков услуг по обслуживанию линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем. Государственный поставщик услуг по обслуживанию линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем определяется Правительством Российской Федерации.
4. Порядок организации и обеспечения функционирования линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем устанавливается федеральными авиационными правилами, утверждаемыми для беспилотных авиационных систем в составе с беспилотными гражданскими воздушными судами уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, для беспилотных авиационных систем авиационных предприятий и организаций государственной авиации уполномоченным органом в области обороны, для беспилотных авиационных систем авиационных предприятий и организаций экспериментальной авиации уполномоченным органом в области оборонной промышленности.
5. Порядок организации и обеспечения функционирования линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем должен содержать в том числе:
1) порядок и условия эксплуатации наземного оборудования по обслуживанию линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем;
2) порядок и условия предоставления в пользование государственным поставщиком услуг по обслуживанию линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем радиочастот (номеров каналов передачи данных);
3) порядок и условия предоставления каналов передачи данных в целях расширения зоны действия линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем;
4) требования к качеству услуг по предоставлению каналов передачи данных в целях расширения зоны действия линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем;
5) порядок определения географических координат и времени обеспечения зоны обслуживания линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем;
6) порядок оценки состояния линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем и документирования информации о состоянии линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем, о качестве их обслуживания;
7) порядок принятия решения о потере линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотной авиационной системы;
8) требования по обеспечению информационной безопасности с учетом применения средств криптографической защиты информации, сертифицированных в соответствии с требованиями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, от несанкционированного доступа посторонних лиц.
6. Федеральные авиационные правила, указанные в пункте 3 статьи 8 настоящего Кодекса и устанавливающие требования к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, являющимся поставщиками услуг по обслуживанию линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем, форму и порядок выдачи документов, подтверждающих их соответствие требованиям федеральных авиационных правил, должны содержать в том числе:
1) последовательность процедур подтверждения соответствия поставщиков услуг по обслуживанию линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем требованиям федеральных авиационных правил;
2) требования к документам, представляемым поставщиками услуг по обслуживанию линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем, в целях подтверждения их соответствия требованиям федеральных авиационных правил, включая требования к содержанию таких документов;
3) перечень документов, указанных в подпункте 2 настоящего пункта, и порядок их проверки федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере гражданской авиации;
4) основания и порядок выдачи документов, подтверждающих соответствие поставщиков услуг по обслуживанию линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем требованиям федеральных авиационных правил, основания и порядок внесения в них изменений, основания и порядок замены таких документов;
5) основания для отказа в выдаче, отказа во внесении изменений, отказа в замене документов, указанных в подпункте 4 настоящего пункта;
6) требования к персоналу поставщиков услуг по обслуживанию линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем;
7) требования к наличию и составу оборудования поставщиков услуг по обслуживанию линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем.
7. Требования к наземному оборудованию по обслуживанию линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем, подлежащему обязательной сертификации в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 8 настоящего Кодекса, устанавливаются федеральными авиационными правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, и должны содержать в том числе:
1) требования к составу типовой конструкции такого оборудования;
2) требования к функциональным и иным характеристикам такого оборудования, к его работоспособности в различных условиях;
3) требования к обеспечению безопасности такого оборудования.
8. Граждане и юридические лица, которые имеют установки и аппараты, создающие помехи линиям управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем, за исключением органов государственной власти и организаций, на которые законодательством Российской Федерации возложены полномочия по пресечению нахождения беспилотных воздушных судов в воздушном пространстве, обязаны по требованию уполномоченного органа, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере связи, устранить помехи своими силами и за свой счет, а до их устранения прекратить работу таких установок и аппаратов.»;
б) дополнить статьей 78 2 следующего содержания:
«Статья 78 2 . Наземные и летные проверки оборудования, предназначенного для обеспечения полетов воздушных судов
1. Владельцы светосигнального оборудования, устанавливаемого на сертифицированных аэродромах, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов, радиотехнического оборудования и оборудования авиационной электросвязи, используемых для обслуживания воздушного движения, наземного оборудования по обслуживанию линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем, эксплуатирующие такое оборудование при осуществлении деятельности в области гражданской авиации, в целях оценки соответствия технических характеристик такого оборудования требованиям сертификационных базисов оборудования и эксплуатационной документации, определения его пригодности для обеспечения полетов воздушных судов проводят наземные и летные проверки такого оборудования с использованием воздушных судов-лабораторий или специально выделенных воздушных судов.
2. Порядок проведения наземных и летных проверок оборудования, указанного в пункте 1 настоящей статьи, устанавливается федеральными авиационными правилами, утверждаемыми для гражданской авиации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, для государственной авиации федеральным органом исполнительной власти в области обороны, для экспериментальной авиации федеральным органом исполнительной власти в области оборонной промышленности.
3. Порядок проведения наземных и летных проверок оборудования, указанный в пункте 2 настоящей статьи, должен содержать в том числе:
1) виды и периодичность проведения наземных и летных проверок такого оборудования;
2) порядок организации, подготовки и выполнения наземных и летных проверок такого оборудования;
3) требования к документам, оформляемым по результатам проведения наземных и летных проверок такого оборудования, включая требования к их содержанию и порядок их оформления;
4) формы документов, указанных в подпункте 3 настоящего пункта;
5) критерии принятия решений о соответствии такого оборудования сертификационным базисам оборудования и эксплуатационной документации.»;
в) дополнить статьей 78 3 следующего содержания:
«Статья 78 3 . Требования к оснащению и порядок оснащения пилотируемых воздушных судов и беспилотных авиационных систем
1. Требования к оснащению пилотируемых воздушных судов и беспилотных авиационных систем оборудованием связи, навигации, наблюдения, автоматического предотвращения столкновений, к оснащению беспилотных авиационных систем оборудованием удаленной идентификации и оборудованием линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем, средствами криптографической защиты информации, сертифицированными в соответствии с требованиями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, и порядок оснащения таким оборудованием пилотируемых воздушных судов и беспилотных авиационных систем устанавливаются Правительством Российской Федерации.
2. Оснащение пилотируемых воздушных судов и беспилотных авиационных систем оборудованием связи, навигации, наблюдения, автоматического предотвращения столкновений, оснащение беспилотных авиационных систем оборудованием удаленной идентификации и оборудованием линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем средствами криптографической защиты информации осуществляется владельцами пилотируемых воздушных судов и беспилотных авиационных систем.»;
9) в статье 120 слова «двадцати пяти процентов установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда» заменить словами «ста рублей», дополнить предложениями следующего содержания: «Пассажир также вправе потребовать от перевозчика возмещения ему убытков, причиненных в связи с просрочкой его доставки или багажа в пункт назначения, в полном объеме сверх предусмотренного настоящей статьей штрафа. Причиненные убытки возмещаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.».
Статья 2
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2023 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлен иной срок вступления их в силу.
2. Пункт 6, подпункты «б» и «в» пункта 8 и пункт 9 статьи 1 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 апреля 2024 года.
3. К нормативным правовым актам Российской Федерации, устанавливающим обязательные требования и предусмотренным пунктом 1 статьи 8 3 , пунктами 4, 6 и 7 статьи 78 1 , пунктом 2 статьи 78 2 и пунктом 1 статьи 78 3 Воздушного кодекса Российской Федерации, не применяются положения части 1 статьи 3 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации».