Может ли критика той или иной религии и ее последователей быть квалифицирована как проявление
Перейти к содержимому

Может ли критика той или иной религии и ее последователей быть квалифицирована как проявление

  • автор:

Критика религии как целостный феномен

На протяжении всей своей истории философия религии предстает и как критика религии. Более того, сдержанное или даже негативное отношение к философии религии нередко было обусловлено именно этим обстоятельством. Философская критика религии образует часть философии религии как философского религиоведения, поскольку философская теология, являющаяся, по нашей типологии, другой основной формой философии религии, выполняет лишь позитивно-конструктивные функции. Правда, как мы увидим при рассмотрении философской теологии, она в некоторых случаях может представать и в критической функции, однако, осуществляемая ею критика также носит конструктивный характер.

Значение критики религии вообще и ее философских компонентов, в частности, определяется прежде всего тем обстоятельством, что она оказалась вплетена в сложный контекст отношений между религией и обществом, религией и культурой в европейской истории.

Критика религии является, с одной стороны, отражением того судьбоносного для европейской истории, а также всемирной истории процесса, который получил название «процесс секуляризации». С другой стороны, оформление многообразных критических воззрений на религию, вплоть до атеистических и нигилистических, способствовали указанному процессу секуляризации, более того, служили его идейной легитимизацией.

Суть секуляризации заключается в расхождении между церковным христианством и нецерковными социальными структурами, в расхождении между церковным христианством и многими сегментами культуры, атакже в вытеснении религии из повседневной жизни.

Секуляризация в первом аспекте означает, что различные социальные структуры в своем функционировании становятся независимыми от церковных институтов, в первую очередь, независимы от церковно-религиозной нормативности. Наглядным примером может служить функционирование капиталистической хозяйственной системы общества.

Секуляризация во втором аспекте в действительности обозначает процесс становления и функционирования буржуазной культуры. Исторически автономизация буржуазной культуры во многом означала автономизацию по отношению к религии, и прежде всего — церковному христианству. Секуляризация в третьем аспекте означает фактическое вытеснение религии в приватную сферу жизни индивида. Индивид к тому же обладает возможностью сделать выбор того или иного характера по отношению к религии.

1.1. Критика религии-это совокупность весьма разнообразных аргументов и теорий философского, научного и собственно идеологического характера, которые появлялись на протяжении довольно длительного периода времени. Различие контекстов возникновения, используемых аргументов, преследуемых целей и т. п. создают весьма запутанную и даже пеструю картину.

Наша задача заключается в первую очередь в том, чтобы проанализировать критику религии как целостный феномен с целью определить место соответствующей философской аргументации в ее рамках.

Для демонстрации сложности ситуации с критикой религии укажем на одно обстоятельство, имеющее чрезвычайно важное значение.

Всякую научную или философскую теорию, решающую свою задачу по объяснению того или иного крупного природного, социально-исторического или антропологического феномена без какого-либо соотнесения с божественной реальностью, можно в принципе квалифицировать как критическую в отношении религии. Все дело в том понимании божественной реальности, которое связано с христианской традицией. Бог в соответствии с теистическими представлениями, не только творит все сущее, но и сохраняет его в бытии, а также в конечном счете управляет всем сущим. Получается, что если теоретическое объяснение, научное или философское, не соотнесется на каком-то этапе с божественной реальностью, то такое объяснение является фактически нерелигиозным, соответственно несет в себе определенный критический потенциал. Разумеется, здесь необходимо внести одно существенное дополнение, содержащее определенное условие. Сказанное нами верно, если соответствующее научное или философское объяснение полагает науку или философию в качестве конечной инстанции, которая в принципе не нуждается в соотнесении с божественной реальностью.

Заметим в связи с этим, что автономия научного знания по отношению к религии сама по себе еще не означает критики в адрес религии или ее отрицания. Все зависит от того, каким образом выполняется указанное только что условие. Наука или философия могут полагать себя в качестве последней и окончательной познавательной инстанции, а могут и признавать ограниченность своей компетенции, в частности и по отношению к сфере религиозной жизни.

Итак, мы вправе констатировать, что огромное количество научных, философских концепций могут в принципе быть квалифицированы как являющиеся фактически критическими по отношению к религии. Это же относится к многообразным светским идеологиям, никак не соотносящимся с религией.

В то же время к критике религии следует относить, по нашему убеждению, лишь те построения, которые содержат такую критику в эксплицированном, т. е. в отчетливо выраженном или даже сформулированном виде. Другими словами, речь идет только о позициях, получивших отчетливое теоретическое выражение. При таком подходе резко сужается круг явлений, которые могут попасть в поле внимания при рассмотрении критики религии.

В истории европейской мысли философская критика религии всегда образовывала лишь компонент, пусть и чрезвычайно важный, многообразной критики религии вообще. Конкретно это выражается в том, что всякое критическое по отношению к религии теоретическое построение, как правило, включает аргументы и социального, и психологического и т. п., и собственно философского характера. Кроме того, всякое такое построение неизбежно содержит и компоненты, которые наиболее целесообразно охарактеризовать как мировоззренческие. Так, практически всегда в критическом рассуждении мы встречаем общие оценки природы или судьбы человека, оценки влияния религий на характер его социальной активности и т. п. Наглядным примером всего сказанного может служить критика религии в эпоху Просвещения, каждое масштабное воплощение которой содержит в том или ином сочетании и социальные, и психологические, и собственно философские, и идеологические объяснения.

Эксплицированное здесь обстоятельство во многом объясняет действенность критики религии. Каждое критическое построение способно воздействовать либо каким-то одним своим компонентом, либо тем или иным их сочетанием. Важно то, что все компоненты содержания соответствующего построения могут усиливать друг друга. Мы можем проиллюстрировать это ссылкой на критику религии в творчестве таких мыслителей, как К. Маркс, Ф. Ницше, 3. Фрейд. Каждый момент, каждая грань их творчества в состоянии подтвердить и усилить собственнно критику религии.

Таким образом, представляется довольно затруднительным говорить о какой-то «чистой», сугубо философской критике религии, поскольку соответствующая философская аргументация практически всегда включена или даже интегрирована в более широкое построение. В связи с этим более целесообразно квалифицировать как философскую ту аргументацию философского характера, которая поддается вычленению в рамках всего критического, по отношению к религии, теоретического образования.

Итак, к критике религии целесообразно отнести лишь те философские, научные и идеологические построения, где присутствует отчетливо выраженное критическое или негативное отношение к религии. Это позволяет отделить критику религии от множества философских научных и проч. теорий, которые просто никак не соотносятся с религией. Выше было указано, почему вообще требуется такое отделение. Далее мы указали на многосоставность практически всякого теоретического образования, ориентированного на критику религии.

1.2. Критику религии правомерно разделить на ту, что ведется «изнутри» религии, точнее изнутри какой-то конкретной религиозной традиции, и на критику «извне», т. е. такую критику, что осуществляется с внерелигиозных, внешних по отношению к религии позиций.

1.2.1. Внутренняя, или «имманентная» критика носит инструментальный, служебный характер и призвана способствовать трансформации религии в желательном для критиков направлении. Подобная критика имеет целью очищение религии в моральном и социальном плане, уточнение и конкретизацию знания о божественном, наделение божественного «новыми именами» и т. д.

Одним словом, имманентная критика направлена на углубление и совершенствование религиозной практики и религиозной мысли. Имманентная критика поэтому всегда является моментом или аспектом жизни той или иной конкретной религиозной традиции.

В действительности, именно имманентная критика религии является одной из важнейших причин или сопутствующих факторов различных исторических трансформаций религии — расколов, появления новых церковных образований и т. п. Ведь такие трансформационные процессы практически всегда сопровождаются жесткой, а то и непримиримой критикой существующего положения дел в различных сферах религиозной и церковной жизни.

Если взять широкий историко-религиозный контекст, то в некоторых, правда, крайне редких случаях, имманентная критика может вести к выходу за пределы какой-то данной религии и образованию новой. Оставаясь в рамках этого контекста, можно выделить в особый разряд имманентной критики ту критику, которую та или иная религиозная традиция осуществляет в отношении других религиозных традиций.

1.2.2. Внешняя критика религии означает, как правило, дистанцирование от религии как таковой, оспаривание ее истинности вообще, а в предельном варианте — это полное отрицание права религии на существование в любой форме.

О внешней критике религии можно говорить в слабом и в жестком варианте. Слабый вариант означает критику проявлений религии. Жесткий вариант предполагает, что критическое по отношению к религии построение содержит теорию, которая притязает на объяснение возникновения и воспроизводства религии. При этом объяснение осуществляется посредством указания на

какие-то внерелигиозные факторы как на «причины» появления и сохранения религии.

Так, социальная критика религии в слабом варианте будет сориентирована на критику социальных проявлений религии, например, критику социального учения или социальной практики какой-либо христианской церкви. А социальная критика религии в жестком варианте будет содержать объяснение возникновения и воспроизводства религии, где в качестве причин будут указаны те или иные социальные факторы.

Разумеется, одна и та же теория может содержать критику и в слабом, и в жестком варианте. Так, например, марксистская традиция предлагает основания для критики функционирования религии в тех или иных конкретных исторических обстоятельствах, а также и внерелигиозное объяснение возникновения и

Жесткий вариант внешней критики религии, реализующийся как объяснение существования религии посредством внерелигиоз-ных факторов, исторически оказался связанным с определенными учениями в рамках светского научного религиоведения*. Подчеркнем, что нельзя все научно-дисциплинарное религиоведение отождествлять с такими учениями.

Современное религиоведение своими корнями уходит в эпоху Просвещения. Критика традиций, присутствовавшая в Просвещении и определявшая, в числе прочего, его сущность, включала критику религии, в первую очередь — критику христианских церквей. Более того, критика религии была одним из движущих моментом Просвещения, особенно французского Просвещения.

Рационалистическая критика религии подготавливала почву для историко-филологического исследования религии. Расцвет такого исследования в XIX в. немыслим без критики традиций в рамках Просвещения. Наследие рационализма в этой форме до сих пор действенно в религиоведении.

Религиоведческая теория, воплощающая жесткий вариант критики религии — это объяснительная теория религии, которая предлагает какую-то модель или гипотезу, предназначенную объяснить, почему религия впервые возникла, или почему религиозные институты, системы и практика играли столь большую роль в человеческой истории.

По существу, речь идет о «редукционистских» теориях, которые изображают религиозный интерес человека разновидностью какого-то другого интереса или интересов, рассматриваемых как более фундаментальные. Религия может представляться в теориях этого типа как нечто подчиненное по отношению к искусству, морали, науке, философии или какой-то их комбинации. Редукционистские теории не в состоянии отразить многообразные отношения между религией и другими видами интересов и деятельности.

Итак, в результате разделения критики религии на внутреннюю, или «имманентную», и внешнюю мы получаем возможность расположить критические построения по степени их «критичности». Получается весьма широкий спектр позиций: от критики отдельных явлений, осуществляемой внутри самой религии, до радикального или даже нигилистического отрицания религии как таковой.

4. Критика религии

Фейербах, по нашему мнению, несомненно ведущий представитель критики религии в Новое время. Но наряду с ним следует также назвать Фридриха Ницше и Зигмунда Фрейда. В связи с их борьбой против религии ее позитивистская критика, как она выражалась в Венском кружке, и прежде всего Морицем Шликом, Рудольфом Карнапом и Отто Нейратом, отходит на задний план. Критика первых опиралась не на критику начал религии, нет, она сама себя воспринимала как ее завершение. Ее конец они видели в отрицании религии, поскольку ее замысел (положенное ею) становится полностью очевидным, и она, разоблаченная из своих религиозных одеяний, становится познанной в своей «истинности». Идея Фейербаха, что мыслить бога по сути значит делать не что иное, как мыслить сущность человека, а потому и теология должна быть сведена к антропологии, воспринималась не только как основная модель критики религии со стороны Маркса, Ницше, Фрейда и Сартра. Но и современная той эпохе теология «смерти бога», исходящая из возвещения Ницше о смерти бога, также обязана этой конструкции.

возникло между прочим благодаря его различию между экономической и имманентной тринитарностью.

В то время как для Фейербаха человек создавал себе религию и переносил в ее иллюзорный мир все, что находил в этом мире, Маркс пытался бороться с причинами убожества религии и постичь те состояния общества, которые благоприятствовали возникновению иллюзорного мира. Критика неба, по его мнению, должна была превратиться в критику земли, в критку права и политики. Изменение общественной структуры должно было вести к возникновению бесклассового общества, в котором благодаря отмене частной собственности одновременно наступит и религиозная эмансипация. Упразднением самоотчуждения атеизм должен был победить религию. В «Критике гегелевской философии права» это звучит так:

. Человек создает религию, религия же не создает человека. А именно: религия есть самосознание и самочувствование человека, который или еще не приобрел себя, или уже снова себя потерял. Но человек — не абстрактное, где-то вне мира ютящееся существо. Человек — это мир человека, государство, общество. Это государство, это общество порождает религию, превратное мировоззрение, ибо сами они — превратный мир. Религия есть общая теория этого мира, его энциклопедический компендиум, его логика в популярной форме, его спиритуалистический poit d’honneur, его энтузиазм, его моральная санкция, его торжественное восполнение, его всеобщее основание для утешения и оправдания. Она претворяет в фантастическую действительность человеческую сущность, потому что человеческая сущность не обладает истинной действительностью. Следовательно, борьба против религии есть косвенно борьба против того мира, духовной усладой которого является рели-гия. 57

Поскольку Маркс рассматривал религию как выражение «действительного убожества и протест против этого действительного убожества», она была для него «вздохом угнетенной твари» и как таковая

«опиумом народа»: 58

Упразднение религии, как иллюзорного счастья народа, есть требование его действительного счастья. Требование отказа от иллюзий о своем положении есть требование отказа от такого положения, которое нуждается в иллюзиях. Критика религии есть, следовательно, в зародыше критика той юдоли плача, священным, ореолом которой является

57 Маркс К. К критике гегелевской философии права. Введение // Маркс К. Избранные сочинения. М., 1984. Т. 1. С. 1.

Маркс идет дальше Фейербаха, требуя, чтобы критика неба превратилась в «критику земли, критика религии —в критику права, кри-упика теологии— в критику политики». 50 Сам Маркс не разработал собственной критики религии, для него критика религии по сути была завершена Фейербахом. Мысль Фейербаха о том, что человек в своих религиозных отношениях фактически был занят только самим собой, была эпохальной. Едва ли еще мыслима такая критика, которая видела в религии иллюзорное солнце, вокруг которого вращается человек. Там, где Маркс исходит из идей Фейербаха, он не продолжает этой критики, а ставит вопросы о тех общественных условиях, которые в целом могли привести к образованию религии. Если в религии человек занят только самим собой, а не другим, чуждым (богом), то становится понятным, как люди могли прийти к самообману. Но как человек мог полагать, что в религии он имеет дело не с самим собой, а с чем-то нечеловеческим? Если религия всего лишь иллюзия, и именно та иллюзия, которая принимает бога не за то, что он есть на самом деле, а за определяющую человека реальность, то критика религии предполагает, в свою очередь, такой принцип, опираясь на который она будет в состоянии разглядеть иллюзорную реальность в ее иллюзорности. Что для Маркса было бесклассовым обществом, то для Ницше было идеалом совершенного человека, сверхчеловека, с которым в мир пришла смерть бога:

Но теперь умер этот Бог!

Вы, высшие люди, этот Бог был вашей величайшей опасностью. С тех пор как лежит он в могиле, вы впервые воскресли. Только теперь наступает великий полдень, только теперь высший человек становится — господином!

Поняли ли вы это слово, о братья мои? Вы испугались: встревожилось сердце ваше? Не зияет ли здесь бездна для вас? Не лает ли здесь адский пес на вас?

Ну что ж! вперед! высшие люди! Только теперь гора человеческого будущего мечется в родовых муках. Бог умер: теперь хотим мы, чтобы жил сверхчеловек. 61

Ницше полностью отдается провозвестию сверхчеловека:

Я заклинаю вас, братья мои, оставайтесь верны земле и не верьте тем, кто говорит вам о надземных надеждах! Они отравители, все равно, знают ли они это или нет.

61 Ницше Ф. Так говорил Заратустра // Ницше Ф. Соч.: В 2 т. М., 1990. Т. 2. С. 206-207

Они презирают жизнь, эти умирающие и сами себя отравившие, от которых устала земля: пусть же исчезнут они!

Прежде хула на Бога была величайшей хулой; но Бог умер, и вместе с ним умерли и эти хулители. Теперь хулить землю —самое ужасное преступление, так же как чтить сущность непостижимого выше, чем смысл земли! 62

Стать сверхчеловеком означает не только стать богом, но и преодолеть человека, каким он сейчас является. Он убог, поскольку, будучи homo religiosus постоянно трансцендирует к богу. Ведь бог для Ницше—суть всей потусторонней идеальности. Сверхчеловек же знает о смерти бога, а вследствие этого и о конце всякой потусторонности. Он рассматривает потусторонность как зеркальное отражение земли и вновь возвращает ее человеку. Преодоление человека, по Ницше, — это самопреодоление. Человек в целом интерпретируется им «биологически», а потому именно не метафизически, хотя и является тем, в лице кого жизнь в своем развитии пришла к сознанию. В сознании жизнь познает сама себя как воля к власти:

Я учу вас о сверхчеловеке. Человек есть нечто, что должно превзойти. Что сделали вы, чтобы превзойти его?

Все существа до сих пор создавали что-нибудь выше себя; а вы хотите быть отливом этой великой волны и скорее вернуться к состоянию зверя, чем превзойти человека?

Что такое обезьяна в отношении человека? Посмешище или мучительный позор. И тем же самым должен быть человек для сверхчеловека: посмешищем или мучительным позором.

Вы совершили путь от червя к человеку, но многое в вас еще осталось от червя. Некогда были вы обезьяной, и даже теперь еще человек больше обезьяны, чем иная из обезьян.

Даже мудрейший среди вас есть только разлад и помесь растения и призрака. Но разве я велю вам стать призраком или растением? Смотрите, я учу вас о сверхчеловеке!

Сверхчеловек — смысл земли. Пусть же ваша воля говорит: да будет сверхчеловек смыслом земли! 63

И если в философской и в теологической традиции бог принимался за последний смысл мира, то отныне сверхчеловек становится смыслом земли. Он уже не потустороннее существо, он принадлежит посюстороннему миру. Завления Ницше в адрес существующей религии многоплановы. В «Заратустре», который здесь цитируется, говорит-

ся о трех превращениях, именно о тех превращениях, которые человек испытывает благодаря знанию о смерти бога. Превращение, которое свершает дух, переходя от самоотчуждения к творческой свободе, есть превращение верблюда в льва и затем льва в ребенка. Верблюд представляет здесь религиозного человека, который стремится к тому, чтобы взвалить на себя самое тяжкое, 64 чтобы наслаждаться мыслью о своей стойкости, — это самое тяжелое и есть груз трансцендентности. Но он всего лишь человек, боящийся самого себя и стремящийся подчиниться. Здесь, как и в других местах, Ницше дает психологиче-кие объяснения религии. Но возможность объяснить религию психологически еще ничего не говорит о ее притязаниях на истинность, ибо любое столкновение с действительностью, фикция она или нет, имеет психологические предпосылки. И в этом плане обоснование Ницше критики религии неустойчиво и не затрагивает необходимым образом сути религии.

Критика религии Фрейда, как и критика Ницше и Маркса, саму себя видит преодолением самораздвоения, при этом «бог», по Фрейду, скрывается позади отца, а представления о боге как над-Я или Я-идеал являются результатом отношения сын-отец:

Психоанализ научил нас видеть интимную связь между отцовским комплексом и верой в бога; он показал нам, что личный бог психологически — не что иное, как идеализированный отец. всемогущий, праведный бог и благодетельная природа представляются нам величественным сублимированием отца и матери, более того, обновлением и восстановлением ранних детских представлений об обоих. 65

Для Фрейда религия, строго говоря, —это невроз подавленности, причем не индивидуальный, а общечеловеческий. Выздоровление он считает возможным, правда, с помощью науки, ибо она разоблачит религию как иллюзию, хотя того, что в результате живой человек, лишенный иллюзий, останется счастливым человеком, Фрейд не гарантирует. Коллективный невроз религии накапливает в человеке его собственные индивидуальные неврозы. Фрейд тоже объяснял возник-

64 Лев олицетворяет автономного человека, правда, свободу он понимает лишь как отрицание, как снятие существующего. Дитя после преодоления традиционных ценностей изображает собой некое новое начало. О Ницше см.: Pieper А. Ein Seil geknüpft zwischen Tier und Übermensch. Stuttgart, 1990. О различии между имманентностью и трансцендентностью см. статью X. Хайнрейха, опубликованную в журнале: Evangelisches Kirchenlexikon. 2/1989. S. 619-624.

65 Фрейд 3. Леонардо да Винчи. Воспоминания детства // Ницше Ф. Утренняя заря. Фрейд 3. Леонардо да Винчи. Тирасполь, 1991. С. 244.

новение религии психологически. Исходя из гипотезы об определяющем психическое развитие человека комплексе (Эдипов комплекс), он в работе «Тотем и табу» принимает отцеубийство за решающее событие в возникновении религии. Сыновья, ставшие убийцами, чувствуют раскаяние и возводят убитого отца на пьедестал бога. Такого рода форма критики религии составляла фундамент и фейербаховского понимания религии:

Религия есть отношение человека к своей собственной сущности — в этом заключается ее истинность и нравственная спасительная сила, — но не как к своей сущности, а к другому, отличному от него и даже противоположному ему существу; в этом заключается ее ложь. 6б

Исключение в своей критике религии представляли позитивисты и критические рационалисты. Поскольку в понимании науки и познания они в качестве возможного и действительного утверждали только то, что определяется и постигается однозначно, для них вопросы бога были вообще исключены. Бог —не предмет науки. Если религиозному понятию «бог» необходимо придать смысл, то следовало бы сначала найти возможность проверить это понятие на его научную пригодность. Для этого нужно, говоря словами Карнапа, показать, «в каком случае их [высказываний о боге] знание может быть истинным. в каком его можно назвать неистинным». Поясняя это, он пишет:

Понятие «Юпитер» может быть принято вследствие того, что установлено: высказывание «Юпитер ворчит во время ( в месте р» может быть истинным, если во время t в месте р зафиксирована гроза, в противном случае оно должно называться неправильным. Благодаря такого рода установлению, без каких-либо разговоров о смысле понятия «Юпитер», высказывания получают смысл; если же я в настоящий момент говорю кому-нибудь: «Юпитер будет ворчать здесь в 12 часов», то он знает, что этого можно ожидать; он может, оказавшись в подходящей ситуации, получить знание, с помощью которого мое высказывание подтвердится или будет опровергнуто. 67

Какова максимальная стоимость цели Выберите один ответ

Ответ:

Правильный ответ: критика
Что является отягчающим обстоятельством действий, направленных на унижение человеческого достоинства?

  • совершение преступления в составе организованной группы
  • совершение преступления в состоянии невменяемости
  • применение насилия
  • совершение преступления по неведению

Правильный ответ: причину
Что такое экстремистское сообщество?

Выберите один ответ:

  • организованная группа для подготовки и совершения преступлений экстремистской направленности
  • объединение людей, имеющих общее хобби
  • участники тематического веб-форума
  • объединение людей, связанных общими условиями жизни

Выберите один ответ:

  • люди, которые стремятся получить известность за счет того, что давят на эмоции
  • волонтеры, участники благотворительных проектов
  • журналисты, которые используют «громкие» заголовки и недостоверную информацию
  • люди, которые обсуждают нашумевшие события и участвовавших в них популярных личностей

Выберите один ответ:

  • да
  • нет
  • в зависимости от срока участия в сообществе
  • частично

Ответ:

Правильный ответ: критика
Каковы основные группы рисков, с которыми вы можете столкнуться при осуществлении какой-либо социальной и политической активности?

Выберите один или несколько ответов:

  • некорректная трактовка сути тех или иных политических течений, направлений, персоналий
  • несоблюдение правил проведения пикетов/митингов
  • преднамеренное или непреднамеренное нарушение законодательства
  • открытая критика действующей власти и законодательства

Выберите один ответ:

  • вовлечение в деятельность сообщества
  • сбор средств для экстремистской организации
  • участие в экстремистской организации
  • создание и руководство экстремистским сообществом

По какой статье караются действия, нарушающие закон о противодействии экстремизму?

Выберите один ответ:

  • Статья 282 Уголовного кодекса РФ
  • Статья 7.32 Кодекса об административных правонарушениях РФ
  • Статья 286 Уголовного кодекса РФ
  • Статья 5.61 Кодекса об административных правонарушениях РФ

Выберите один ответ:

  • да, поскольку это действие может квалифицироваться как критика социальной группы по религиозному признаку
  • нет, потому что критика религии и всего, что с ней связано, подпадает под другую статью Уголовного кодекса РФ и не является экстремизмом
  • за критику социальных групп по религиозному признаку можно получить наказание только по Кодексу РФ об административных правонарушениях

Выберите один ответ:

  • 8 лет
  • 15 лет
  • 5 лет
  • 12 лет

Выберите один ответ:

  • Как можно наказать тех, кто причастен к созданию проблемы?
  • Кто виноват в проблеме?
  • Что я должен сделать, чтобы помочь тем, кто рядом?
  • Что можно сделать, чтобы данная проблема получила максимальную огласку?

Правильный ответ: экстремизм
Влечет ли использование служебного положения в делах о возбуждении ненависти и вражды ужесточение наказания?

Выберите один ответ:

  • нет, если не был причинен ущерб жизни и здоровью граждан
  • да, но только при условии задействования средств массовой информации
  • да

Выберите один или несколько ответов:

  • участие в несанкционированных мероприятиях может привести к разногласиям с родными
  • несанкционированное мероприятие не станет освещать ни одно серьезное средство массовой информации
  • участникам несанкционированных мероприятий труднее найти работу
  • в связи колоссальным количеством информации и той скоростью, с которой поток информации генерируется в современных условиях, про ваше несанкционированное мероприятие очень быстро забудут

Выберите один или несколько ответов:

  • интересы службы
  • эмпатия
  • расовые мотивы
  • религиозные мотивы

Может ли последовать наказание в виде лишения свободы за репост в социальных сетях?

Выберите один ответ:

  • да, если контент выражает оппозиционную точку зрения
  • да, если контент содержит скрытые ссылки на запрещенные организации
  • нет, если прошло больше 60 дней с момента репоста
  • нет, если прошло больше 30 дней с момента репоста

Выберите один ответ:

  • моральную
  • гражданскую
  • административную
  • уголовную

Выберите один ответ:

  • 27.12
  • 27.13
  • 12.7
  • 23.2

Выберите один ответ:

  • Неверно
  • Верно

Выберите один ответ:

  • гражданскую
  • административную
  • уголовную
  • моральную

Выберите один ответ:

  • 500 рублей
  • 1500 рублей
  • штраф в такой ситуации не предусмотрен
  • 800 рублей

Выберите один или несколько ответов:

  • да, если лайк размещен под контентом, содержащим обсуждение преимуществ ряда наркотических препаратов
  • да, если лайк размещен под контентом, содержащим фотографию со знаком отличия террористической группировки
  • да, если лайк размещен под любым контентом эротического содержания
  • нет

Выберите один ответ:

  • от 3000 до 10000 рублей
  • от 10000 до 20000 рублей
  • от 20000 до 30000 рублей
  • от 1000 до 2000 рублей

Выберите один ответ:

  • нарушение закона лицом, не имеющим преступного умысла
  • нарушение закона лицом, находящимся в состоянии алкогольного опьянения
  • нарушение закона в рамках самообороны
  • нарушение закона, которое не предусматривает заключения под стражу

Выберите один ответ:

  • лишение свободы на срок до 12 лет
  • лишение свободы на срок до 20 лет
  • штраф в размере от 100 до 500 тысяч рублей
  • обязательные работы на срок до 720 часов

Выберите один ответ:

  • 23.12
  • 7.17
  • 7.27
  • 23.2

Выберите один ответ:

  • уголовно наказуемо
  • является смягчающим обстоятельством
  • не освобождает от ответственности

Выберите один или несколько ответов:

  • посылка может содержать запрещенные лекарственные препараты
  • посылка может содержать взрывоопасное вещество
  • на таможне посылку могут забрать, если нет документов, подтверждающих, что она принадлежит вам
  • вам могут отказать в выполнении обязательства по выплате вознаграждения за перевозку

Выберите один ответ:

  • 5000 долларов
  • 20000 долларов
  • 10000 долларов
  • 2000 долларов

Выберите один или несколько ответов:

  • штраф до 15000 рублей
  • штраф до 5000 рублей
  • взятие под арест на срок до 15 суток
  • взятие под арест на срок до 30 суток

Выберите один ответ:

  • от 5000 до 10000 рублей
  • 1000 рублей
  • от 3000 до 5000 рублей
  • 15000 рублей

Выберите один ответ:

  • Гражданский кодекс РФ
  • Налоговый кодекс РФ
  • Кодекс РФ об административных правонарушениях
  • Уголовный кодекс РФ

Выберите один ответ:

  • 19.20
  • 20.20
  • 20.12
  • 5.12

Выберите один ответ:

  • 23.2
  • 12.7
  • 27.12
  • 27.13

Выберите один ответ:

  • Великобритания
  • Мексика
  • Германия
  • Таиланд

Правильный ответ: предпринимательская
За продолжительную неуплату налогов гражданину может грозить:

  • депортация
  • штраф и лишение свободы (уголовное преследование)
  • административный арест
  • только штраф

Правильный ответ: кадастровой
Вставьте недостающее слово. Осуществление систематических продаж товаров или услуг, в том числе через интернет, классифицируется как Ответ деятельность .

Правильный ответ: предпринимательская
К подакцизным товарам относятся:

Выберите один или несколько ответов:

  • металлопрокатные изделия
  • автомобильное топливо
  • табачная продукция
  • текстильная продукция
  • алкогольная продукция

Выберите один ответ:

  • 13%
  • 50%
  • вы не должны платить налог с выигрыша в лотерею
  • 30%

Правильный ответ: предпринимательская
Вставьте недостающее слово. Налог на земельный участок относится к налогам на Ответ гражданина .

Можно ли считать атеистом того, кто критикует только одну религию (см)?

Я столкнулась на БВ с группой товарищей, которые называют себя атеистами, но критикуют только христианство, причем православное. Специально прошлась по их вопросам, они нигде не приводят ни одной цитаты из Корана, которую им бы захотелось приводить как доказательства "плохого" Бога у мусульман. Так же они семенят мимо Торы. Тоже без вопросов. Мне показался странным и однобоким такой атеизм, направленный против одной религии. Бывают такие узкоспециализированн­ ые атеисты, или таких людей надо называть иначе ? Как их надо называть?

Вы, возможно, допустили небольшую техническую оплошность. Пройдясь по вопросам некоего автора, вы как бы составили впечатление о нём. Но это же неверно. Здесь задают вопросы не личного характера, а отражающие хайповый спектр поисковых запросов (это если в идеале).

Таким образом (на мой взгляд):

  • Критикующего можно назвать критиканом, но не атеистом или верующим (если судить по формулировкам вопросов).
  • "Группа товарищей", о которой вы говорите, мне неизвестна. Но могу предположить, что это самый элементарный троллинг. Он, как правило, касается политики, религии или интернет-вторжения в личное (последнее — наиболее популярный, но насколько же и бестолковый троллинг от последних бездельников).
  • Контент, направленный против православия, является чаще всего, повторюсь, троллинговым: "В интернете я атеист и борец за науку (а то и даже сам с усам и начитанный, вроде как), а в жизни перекрещусь и уйду в уголок".
  • Конкретный вывод — "Нет. Вероятнее всего, такой человек просто услышал где-то слово "атеизм".

Атеист — это не тот, кто критикует религию, а тот кто не верит в Бога. Ваши товарищи критикуют православие, потому что находятся в среде людей с православными взглядами. С другими религиями они просто не контактируют, поэтому они их не волнуют, и, наверно мало что о них знают.

Думаю здесь дело в том, что эти атеисты бывшие христиане. Вот они и критикуют эту религию, как бы оправдывая себя, почему они "отреклись". Также по этой же причине может не хватать знаний о другой религии, а значит и критиковать нечего. Как можно что-то ругать и отрицать, если ты об этом ничего не знаешь.

А вообще, атеизм это отрицания существования Бога. Это своего рода философия, и не имеет никакого отношения к критике религий.

Вообще-то "критикует" в отношении атеистов и их отзывах о религии — это немного не то слово.

Критиковать православие могут другие христиане — пятидесятники. например, или "свидетели" Иеговы.

Атеисты же бывают разные: те, кому религия просто неинтересна, "пройдут мимо", как выразился ответивший тут Sensor.

Но те, кто в своё время пострадал от религии или кому она изрядно насолила, скажут своё слово.

Одним словом, это как и в отношении к наркомании: есть те, кому эта тема безразлична, а есть те, кто воспринимает наркоманию как зло: одни лечат наркоманов, другие ловят наркоторговцев, третьи оказывают бывшим наркоманам посильную помощь.

Почему атеисты русскоязычных сайтов выступают в основном именно против христианства? Да потому что к ним домой не приходят мусульмане, настойчиво предлагая "поговорить о последних временах" , и буддисты тоже. И с Торой к ним никто не пристает.

Мало того,там, где они живут, никто , кроме христиан, не демонизирует их,не называет "самоозабоченными подлецами" или "ненормальными невоспитанными людьми."

говорит русская пословица.

Так что верующие не должны обижаться: всё это — дело их рук, их гордыни, их несдержанности.

Не трогайте атеистов, не клевещите на них. Проповедуйте — но не детям, не на улице, не в общественных местах — а для своих "братьев и сестер" в своих церквях и "залах царства" — и никто не станет препятствовать вашей религии.

Не распространяйте религиозный дурман вокруг себя, не заражайте им окружающих — и вы не будете иметь "проблем" с атеистами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *