Какие обязанности возложены на медицинские организации
Перейти к содержимому

Какие обязанности возложены на медицинские организации

  • автор:

Права и обязанности лечебных учреждений и граждан при оказании медицинской помощи

Правовой статус пациента и отдельных групп населения при оказании им медицинской помощи. Оказание медицинской помощи иностранцам. Правовой статус фельдшера. Право на занятие медицинской деятельностью. Социальная поддержка и правовая защита.

Лечебные учреждения оказывают квалифицированную скорую и специализированную медицинскую помощь в рамках своей компетенции и в соответствии с лицензией, полученной данным лечебным учреждением. Лечебные учреждения могут относиться к государственным, муниципальным и частным организациям (стационары, больницы, диспансеры, СЭСы, станции скорой медицинской помощи и т.д.).

Лечебные учреждения (медицинские организации) обязаны проводить санитарно-эпидемиологические, профилактические, санитарно-гигиенические мероприятия, оказывать качественную медицинскую помощь, оказывать помощь в планировании семьи и регулировании репродуктивной функции человека.

Медицинская организация имеет право:

1) участвовать в оказании гражданам Российской Федерации медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя базовую программу обязательного медицинского страхования;

2) выдавать рецепты на лекарственные препараты, справки, медицинские заключения и листки нетрудоспособности в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

3) осуществлять научную и (или) научно-исследовательскую деятельность, в том числе проводить фундаментальные и прикладные научные исследования;

4) создавать локальные информационные системы, содержащие данные о пациентах и об оказываемых им медицинских услугах, с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований о защите персональных данных и соблюдением врачебной тайны.

Медицинская организация обязана:

1) оказывать гражданам медицинскую помощь в экстренной форме;

2) осуществлять медицинскую деятельность в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе порядками оказания медицинской помощи и стандартами медицинской помощи;

3) информировать граждан о возможности получения медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;

4) соблюдать врачебную тайну, в том числе конфиденциальность персональных данных, используемых в медицинских информационных системах;

5) обеспечивать применение разрешенных к применению в Российской Федерации лекарственных препаратов, специализированных продуктов лечебного питания, медицинских изделий, дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств;

6) предоставлять пациентам достоверную информацию об оказываемой медицинской помощи, эффективности методов лечения, используемых лекарственных препаратах и о медицинских изделиях;

7) информировать граждан в доступной форме, в том числе с использованием сети "Интернет ", об осуществляемой медицинской деятельности и о медицинских работниках медицинских организаций, об уровне их образования и об их квалификации;

8) обеспечивать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации медицинских работников в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации;

9) информировать органы внутренних дел в порядке, установленном уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, о поступлении пациентов, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что вред их здоровью причинен в результате противоправных действий;

10) вести медицинскую документацию в установленном порядке и обеспечивать её хранение и представлять отчетность по видам, формам, в сроки и в объеме, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

11) обеспечивать проведение профилактических мероприятий, направленных на предупреждение факторов риска развития заболеваний и на раннее их выявление;

12) проводить пропаганду здорового образа жизни и санитарно-гигиеническое просвещение населения и другие обязанности.

Медицинская организация обязана обеспечивать реализацию установленного законодательством запрета на осуществление эвтаназии. Медицинским работникам запрещается осуществление эвтаназии, то есть ускорение по просьбе пациента его смерти какими-либо действиями (бездействиями) или средствами, в том числе прекращение искусственных мероприятий по поддержанию жизни пациента. За осуществление эвтаназии предусмотрена уголовная ответственность по статье 105 УК РФ «Убийство».

На должность фельдшерав медицинской организации назначается лицо, имеющее среднее медицинское образование по специальности "Лечебное дело" и имеющее определенную квалификационную категорию.

Назначениена должностьфельдшера и освобождение от неепроизводитсяприказомруководителяучреждения.

Фельдшер должен знать:

¾ законы Российской Федерации и иные нормативные правовые акты повопросам здравоохранения;

¾ структуру, основныеаспекты деятельностилечебно- исанитарно-профилактических учреждений;

¾ организациюмедицинской, медико-социальной помощи населению,основы геронтологии и гериатрии; и другие основы медицинской деятельности.

Фельдшер непосредственно подчиняется руководителю учреждения руководителю отделения.

Фельдшер осуществляет прием пациентов, знакомит их с правилами
внутреннего распорядка и назначенного режима в отделении и контролируетих выполнение,обеспечиваетинфекционнуюбезопасность (соблюдает правиласанитарно-гигиеническогои противоэпидемического режима, асептики,правильнохранит, обрабатывает, стерилизует и использует изделиямедицинского назначения) для пациента и медицинского персонала, осуществляет иные манипуляции, предусмотренные его должностной инструкцией.

Граждане РФ имеют право на охрану здоровья. Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья.

Иностранцам гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с международными договорами РФ. Лица без гражданства и беженцы, постоянно проживающие на территории РФ, имеют право пользоваться правом на оказание медицинской помощи наравне гражданами РФ, если иное не предусмотрено международным договором РФ.

Граждане РФ имеют право на получение достоверной и своевременной информации о своем состоянии здоровья и о факторах, которые оказывают на него отрицательное воздействие и способствуют его улучшению.

Граждане РФ имеют право на бесплатную медицинскую помощь на основании законов РФ и её субъектов. Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи оказывается в соответствии и обязательным медицинским страхованием. Дополнительные медицинские услуги оказываются в рамках добровольного медицинского страхования, а также за свой личный счет, или счет организации и учреждений.

Граждане РФ имеют право на льготное обеспечение протезами, слуховыми аппаратами, и другими специальными средствами.

Граждане РФ имеют право на медицинскую экспертизу по заявлению в специализированных заведениях.

Граждане РФ имеют право на пособие по временной нетрудоспособности при карантине, в случае отстранения от работы вследствие заразного заболевания лиц, окружавших его.

Пациент – физическое лицо, которому оказывается медицинская помощь, или который обратился за оказанием медицинской помощи независимо от наличия у него заболевания.

Пациент имеет право на:

1) выбор врача и выбор медицинской организации в соответствии с настоящим Федеральным законом;

2) профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;

3) получение консультаций врачей-специалистов;

4) облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами;

5) получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;

6) получение лечебного питания в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях;

7) защиту сведений, составляющих врачебную тайну;

8) отказ от медицинского вмешательства;

9) возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи;

10) допуск к нему адвоката или законного представителя для защиты своих прав;

11) допуск к нему священнослужителя, а в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях — на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, проведение которых возможно в стационарных условиях, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок медицинской организации.

В случае нарушения прав пациента он может обращаться с жалобой непосредственно к руководителю или иному должностному лицу лечебно-профилактического учреждения, в котором ему оказывается медицинская помощь, в соответствующие профессиональные медицинские ассоциации либо в суд.

Обязанности гражданина (пациента):

Граждане обязаны заботиться о сохранении своего здоровья.

Граждане в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинские осмотры, а граждане, страдающие заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинское обследование и лечение, а также заниматься профилактикой этих заболеваний.

Граждане, находящиеся на лечении, обязаны соблюдать режим лечения, в том числе определенный на период их временной нетрудоспособности, и правила поведения пациента в медицинских организациях.

Права отдельных категорий граждан. Гражданин РФ имеет право на бесплатные консультации по планированию семьи, наличия социально значимых заболеваний по медико-психологическим аспектам семейно-брачных отношений, а также на обследование в государственных или муниципальных учреждениях.

Семья по общей договоренности имеет право выбирать семейного врача (врача общей практики).

Каждая женщина обеспечивается в период беременности специализированной медицинской помощью в учреждениях государственного и муниципального здравоохранения.

Женщины во время беременности и в связи с рождением ребенка, а также во время ухода за больными детьми в возрасте до 15 лет имеют право на получение пособия и оплачиваемого отпуска в законном порядке.

Одному из родителей или законному представителю предоставляется право в интересах ребенка находиться вместе с ним в больничном учреждении независимо от возраста ребенка.

Несовершеннолетние, больные наркоманией, в возрасте старше шестнадцати лет и иные несовершеннолетние в возрасте старше пятнадцати лет имеют право на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или на отказ от него в соответствии с настоящим Федеральным законом, за исключением случаев оказания им медицинской помощи для освидетельствования, угроза жизни, пресечение преступных действий.

Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство дает один из родителей или иной законный представитель в отношении:

1) лица, не достигшего возраста — совершеннолетия для донорства органов, лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, если такое лицо по своему состоянию не способно дать согласие на медицинское вмешательство;

2) несовершеннолетнего больного наркоманией при оказании ему наркологической помощи или при медицинском освидетельствовании несовершеннолетнего в целях установления состояния наркотического либо иного токсического опьянения (за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев приобретения несовершеннолетними полной дееспособности до достижения ими восемнадцатилетнего возраста).

Гражданин, один из родителей или иной законный представитель лица, имеют право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения, за исключением случаев (экспертиза, в отношении лица, совершившего преступление, психическое расстройство).

Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или отказ от медицинского вмешательства оформляется в письменной форме, подписывается гражданином, одним из родителей или иным законным представителем, медицинским работником и содержится в медицинской документации пациента.

Вопросы и задания:

1. Проанализируйте права медицинской организации. Какие из перечисленных прав непосредственно связаны с оказанием медицинской помощи пациентам?

2. Сравните права гражданина и пациента. Какие права граждан РФ в области оказания медицинской помощи предполагают аналогичные права пациента при оказании медицинской помощи?

3. Определите, в каком порядке реализуется право несовершеннолетнего на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и отказ от него.

4. В правовой системе «Консультант Плюс» открыть ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», ознакомиться со статьями, определяющими права военнослужащих и лиц, находящихся в местах лишения свободы.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Какие обязанности возложены на медицинские организации

Постановлением Правительства
Донецкой Народной Республики
от 17 февраля 2020 г. № 6-5

ПОЛОЖЕНИЕ
О МИНИСТЕРСТВЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
(новая редакция)

I. Общие положения

1.1. Министерство здравоохранения Донецкой Народной Республики (далее – Министерство) является республиканским органом исполнительной власти, который осуществляет функции по формированию и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере здравоохранения, обращения лекарственных средств для медицинского применения, дезинфекционных средств, иммунобиологических препаратов и изделий медицинского назначения, включая вопросы организации профилактики заболеваний, в том числе инфекционных и социально опасных заболеваний, ВИЧ/СПИДа, медицинской помощи, медицинской реабилитации, фармацевтической деятельности, включая обеспечение качества, эффективности и безопасности лекарственных средств для медицинского применения, в сфере обращения изделий медицинского назначения, оборота наркотических средств в сфере здравоохранения, психотропных препаратов и прекурсоров, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, проведения судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз, предоставления услуг в области санаторно-курортного дела, организации высшего профессионального, дополнительного профессионального и среднего профессионального образования в области подготовки специалистов для сферы здравоохранения.

В своей деятельности Министерство подчиняется Правительству Донецкой Народной Республики.

Министерство обладает правами юридического лица, имеет печать с изображением Государственного герба Донецкой Народной Республики и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки образца, установленного Министерством и счета, открываемые в установленном порядке в Центральном Республиканском Банке Донецкой Народной Республики.

Юридический адрес Министерства: Донецкая Народная Республика, 83003, г. Донецк, проспект Ильича, 14 и.

Полное наименование: Министерство здравоохранения Донецкой Народной Республики.

Сокращенное наименование: МЗ ДНР.

1.2. В структуру Министерства входят департаменты, отделы, секторы.

1.3. Министерство в своей деятельности руководствуется Конституцией Донецкой Народной Республики, Международными договорами, ратифицированными Народным Советом Донецкой Народной Республики, Законами Донецкой Народной Республики, иными нормативными правовыми актами, а также настоящим Положением.

1.4. Министерство осуществляет свою деятельность непосредственно и через подведомственные Министерству учреждения и организации во взаимодействии с другими органами исполнительной власти, общественными объединениями и иными организациями. Вносит на рассмотрение Правительства Донецкой Народной Республики проекты Законов и других нормативных правовых актов в сфере охраны здоровья и контроля качества оказания медицинской помощи населению Донецкой Народной Республики.

1.5. Подведомственные Министерству учреждения, предприятия и организации, в том числе образовательные: учреждения здравоохранения всех уровней оказания медицинской помощи, учреждения санитарного просвещения (Центры здоровья), санитарно-эпидемиологические учреждения, фармацевтические предприятия государственной формы собственности, организации оборота изделий медицинского назначения, Республиканские клинические центры, информационно-аналитические центры медицинской статистики, санаторно-курортные учреждения здравоохранения, дома ребенка, хосписы, учреждения восстановительного лечения и медицинской реабилитации, лабораторной практики, учреждения экстренной медицинской помощи и переливания крови, учреждения экспертизы (медико-социальной, судебно-медицинской, судебно-психиатрической, судебно-психологической, медико-психологической), научно-исследовательские учреждения, образовательные организации среднего профессионального и высшего профессионального образования.

1.6. Имущество Министерства является государственной собственностью и закреплено за ним на праве оперативного управления.

1.7. Реорганизация и ликвидация Министерства осуществляются в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.

II. Задачи Министерства

2.1. Министерство в пределах компетенции выполняет следующие задачи:

2.1.1. Установление и проведение единой государственной политики в сфере охраны здоровья граждан, разработка и реализация государственных программ по развитию здравоохранения, профилактике заболеваний, оказанию медицинской помощи, санитарно-гигиеническому надзору и образованию населения и по другим вопросам в сфере охраны здоровья граждан.

2.1.2. Организация оказания доступной и высококвалифицированной медицинской помощи населению Донецкой Народной Республики.

2.1.3. Организация обеспечения населения Донецкой Народной Республики лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения.

2.1.4. Организация и обеспечение государственного санитарно-эпидемиологического надзора и системы санитарной охраны территории Донецкой Народной Республики.

2.1.5. Организация медико-санитарного обеспечения работников отдельных отраслей экономики с особо опасными условиями труда, а также оценка медико-биологического воздействия на организм человека особо опасных факторов физической и химической природы.

2.1.6. Организация производства, создания, хранения, контроля качества, реализации, оборота и уничтожения лекарственных средств, медицинских иммунобиологических препаратов и изделий медицинского назначения.

2.1.7. Организация деятельности, связанной с изготовлением, хранением, перевозкой, приобретением, реализацией (отпуском), ввозом на территорию Донецкой Народной Республики, вывозом с территории Донецкой Народной Республики, использованием и уничтожением наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров в учреждениях здравоохранения Министерства, в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.

2.1.8. Координация основных направлений научных исследований в области здравоохранения, внедрения достижений науки и техники в медицинскую практику.

2.1.9. Координация деятельности как органов исполнительной власти, так и иных учреждений, организаций, предприятий, юридических и физических лиц-предпринимателей в сфере здравоохранения и контроля за такой деятельностью.

2.1.10. Организация проведения мероприятий, направленных на достижение показателей социально-экономического развития Донецкой Народной Республики.

2.1.11. Содействие привлечению инвестиций, в том числе иностранных, в сферу здравоохранения и промышленного производства лекарственных средств.

2.1.12. Координация деятельности по организации, обеспечению производства, структуры и номенклатуры лекарственных средств, а также по повышению их качества и конкурентоспособности, развитию экспортного потенциала отечественной фармацевтической промышленности.

2.1.13. Разработка и утверждение нормативных правовых актов в сфере контроля качества и безопасности медицинской деятельности, медицинских услуг, обращения лекарственных средств, изделий медицинского назначения.

2.1.14. Разработка и утверждение нормативных правовых актов в сфере здравоохранения, включая медицинское и фармацевтическое образование, в пределах полномочий, определенных законодательством Донецкой Народной Республики. Разработка и утверждение медико-технологических документов, стандартов и порядков оказания медицинской помощи населению по всем медицинским профилям.

2.1.15. Разработка и утверждение номенклатуры учреждений здравоохранения, положения об их деятельности, структуре, требований к материально–технической базе, типовых штатов и штатных нормативов, а также номенклатуры врачебных, провизорских специальностей и должностей, специальностей и должностей младших специалистов с медицинским, фармацевтическим образованием.

2.1.16. Разработка и утверждение перечня профессиональных заболеваний, нормативов, видов и объемов оказания первичной медико-санитарной, вторичной, третичной, квалифицированной стационарной, специализированной и высокоспециализированной (высокотехнологичной) медицинской помощи, хосписной помощи, восстановительного лечения и медицинской реабилитации, различных видов экспертиз, лабораторной практики.

2.1.17. Разработка и утверждение формы листка нетрудоспособности, порядка осуществления статистического наблюдения в сфере здравоохранения, форм статистического учета и отчетности, порядков их заполнения и сроков представления.

2.1.18. Разработка мероприятий по модернизации, оптимизации и реформированию здравоохранения.

2.1.19. Утверждение Государственной фармакопеи, Государственного реестра лекарственных средств, нормативно-технической документации по лекарственным средствам и изделиям медицинского назначения.

2.1.20. Разработка и предоставление на утверждение Правительством Донецкой Народной Республики списка лекарственных средств, перечня видов заболеваний и отдельных категорий населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства, специализированное лечебное питание по рецептам отпускаются бесплатно или на льготных условиях.

2.1.21. Установление государственных стандартов в сфере здравоохранения.

2.1.22. Утверждение уставов (положений) Республиканских учреждений здравоохранения.

2.1.23. Утверждение уставов (положений) образовательных организаций высшего профессионального образования и профессиональных образовательных организаций, находящихся в сфере управления Министерства после согласования с Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики.

2.1.24. Осуществление контроля и надзора качества оказания медицинской помощи населению Донецкой Народной Республики.

2.1.25. Организация и контроль деятельности образовательных организаций высшего профессионального образования и профессиональных организаций, находящихся в сфере управления Министерства.

2.1.26. Утверждение требований к профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации медицинских и фармацевтических работников учреждений здравоохранения всех форм собственности и уровней оказания медицинской помощи. Организация и проведение аттестации педагогических работников учреждений здравоохранения.

2.1.27. Утверждение методики оценки основных индикативных показателей состояния здоровья населения, деятельности и ресурсного обеспечения учреждений здравоохранения.

2.1.28. Утверждение лицензионных условий осуществления медицинской деятельности.

2.1.29. Проведение лицензирования медицинской деятельности.

2.1.30. Утверждение критериев отнесения наркотических (психотропных) лекарственных средств, к категории лекарственных препаратов, которые отпускаются без рецептов, определение категорий отпуска лекарственных средств.

2.1.31. Выдача специального разрешения на медицинскую деятельность в области народной медицины (целительства).

2.1.32. Организация проведения судебно-медицинских, судебно-психиатрических и других видов экспертиз в сфере здравоохранения.

2.1.33. Разработка и утверждение нормативных правовых актов по вопросам экспертизы временной и стойкой утраты трудоспособности.

2.1.34. Обеспечение создания, ведения и функционирования реестров, держателем которых, согласно законодательству Донецкой Народной Республики, является Министерство.

III. Компетенция Министерства

3.1. Министерство осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами исполнительной власти, профсоюзами, организациями, предприятиями, учреждениями всех форм собственности, физическими лицами-предпринимателями, международными учреждениями и организациями.

3.2. Министерство для реализации возложенных на него задач имеет право:

3.2.1. Привлекать специалистов органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций по согласованию с их руководителями, ученых, представителей институтов гражданского общества (с согласия) для рассмотрения вопросов, относящихся к компетенции Министерства.

3.2.2. Получать от министерств и других органов исполнительной власти информацию, документы и материалы, в частности, от органов статистики – статистические данные, необходимые для выполнения возложенных задач.

3.2.3. Созывать совещания, коллегии, создавать комиссии и рабочие группы для выполнения функций, указанных в настоящем Положении.

3.2.4. Пользоваться в рамках законодательства Донецкой Народной Республики соответствующими информационными базами данных государственных органов; государственными, в том числе правительственными, системами связи и коммуникаций, сетями специальной связи и другими техническими средствами.

3.3. Министерство в рамках полномочий обеспечивает соблюдение законодательства Донецкой Народной Республики в Министерстве, на предприятиях, учреждениях и организациях, подведомственных Министерству.

3.4. Министерство проводит антикоррупционную экспертизу принятых им нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения.

3.5. Министерство в пределах своих полномочий, на основании Конституции, Законов Донецкой Народной Республики и иных нормативных правовых актов издает приказы и другие распорядительные документы, организовывает и контролирует их выполнение.

Решения Министерства, принятые в пределах его полномочий, обязательны для выполнения органами исполнительной власти, предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности, физическими лицами-предпринимателями и гражданами Донецкой Народной Республики.

3.6. Нормативные правовые акты (приказы) Министерства, направленные на установление, изменение, прекращение правоотношений в регулируемой Министерством сфере деятельности, подлежат согласованию с заместителем Председателя Правительства Донецкой Народной Республики, осуществляющим координацию работы Министерства.

IV. Организация деятельности Министерства

4.1. Министерство возглавляет Министр здравоохранения Донецкой Народной Республики (далее – Министр), который назначается на должность и освобождается от должности Главой Донецкой Народной Республики по представлению Председателя Правительства Донецкой Народной Республики.

Министр обладает установленными законодательством Донецкой Народной Республики полномочиями руководителя Министерства.

Министр имеет первого заместителя и заместителей Министра, которые назначаются на должности и освобождаются от должности Председателем Правительства Донецкой Народной Республики по представлению Министра.

4.2. Министр в пределах полномочий, на основании Конституции и Законов Донецкой Народной Республики, иных нормативных правовых актов издает приказы, распоряжения, поручения, организует и контролирует их выполнение. Решения Министра, принятые в пределах его полномочий, обязательны для выполнения на территории Донецкой Народной Республики физическими и юридическими лицами, независимо от форм собственности, а также органами государственной власти.

4.3.1. Возглавляет Министерство, осуществляет руководство его деятельностью.

4.3.2. Определяет стратегические направления деятельности Министерства и пути реализации возложенных на него задач, утверждает планы работы Министерства, отчеты об их исполнении.

4.3.3. Утверждает организационную структуру и штатное расписание Министерства по согласованию с заместителем Председателя Правительства Донецкой Народной Республики, осуществляющим координацию работы Министерства.

4.3.4. Определяет обязанности и круг полномочий заместителей Министра, руководителей структурных подразделений Министерства.

4.3.5. Назначает на должность и освобождает от должности работников Министерства.

4.3.6. Назначает на должность и освобождает от должности руководителей подведомственных учреждений здравоохранения и образовательных организаций по согласованию с заместителем Председателя Правительства Донецкой Народной Республики, осуществляющим координацию работы Министерства.

4.3.6. Согласовывает кандидатуры на должности руководителей служб, самостоятельных структурных подразделений, обособленных структурных подразделений предприятий, учреждений, организаций, подведомственных Министерству.

4.3.7. Согласовывает кандидатуры на должности руководителей, заместителей руководителя муниципальных учреждений здравоохранения.

4.3.8. Представляет Министерство во всех взаимоотношениях с государственными органами, международными и иными организациями в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.

4.3.9. Обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну.

4.3.10. Осуществляет личный прием граждан по вопросам, отнесенным к компетенции Министра.

4.3.11. Утверждает Положения о структурных подразделениях Министерства, должностные инструкции сотрудников Министерства, Положения и Уставы учреждений, подведомственных Министерству.

4.3.12. Согласовывает и представляет на рассмотрение Правительства Донецкой Народной Республики разработанные проекты законов и иных нормативных правовых актов. Принимает участие в подготовке постановлений и распоряжений Правительства Донецкой Народной Республики, обеспечивает их выполнение.

4.3.13. Принимает участие в выработке и реализации политики Правительства Донецкой Народной Республики.

4.3.14. Координирует и контролирует деятельность органов исполнительной власти, подведомственных Министерству.

4.3.15. Определяет должностных лиц Министерства, которые включаются в состав коллегий для рассмотрения и выработки предложений по решению наиболее значимых вопросов, отнесенных к компетенции Министерства.

4.3.16. Определяет порядок обмена информацией между Министерством и органами государственной власти.

4.3.17. Организует и контролирует выполнение Конституции и законов Донецкой Народной Республики, нормативных правовых актов и поручений Главы Донецкой Народной Республики, Правительства Донецкой Народной Республики на предприятиях, учреждениях и организациях, подведомственных Министерству.

4.3.18. Участвует в рассмотрении вопросов на заседаниях Правительства Донецкой Народной Республики и вносит предложения по повестке дня таких заседаний.

4.3.19. Принимает решения относительно распределения бюджетных средств, главным распорядителем которых является Министерство.

4.3.20. В целях поощрения работников учреждений здравоохранения представляет, в установленном порядке, к присвоению почетных званий и награждению государственными наградами Донецкой Народной Республики, Почетной грамотой Главы Донецкой Народной Республики, к поощрению в виде объявления им благодарности Главы Донецкой Народной Республики, а также ведомственными наградами в соответствии с Положением о нагрудном знаке «Отличник здравоохранения», Положением о Почетной грамоте Министерства здравоохранения Донецкой Народной Республики.

4.3.21. Утверждает бюджетную смету Министерства по согласованию с Министерством финансов Донецкой Народной Республики, в порядке, установленном законодательством Донецкой Народной Республики, в пределах утвержденной численности и утвержденного фонда оплаты труда работников Министерства.

4.3.22. Осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.

4.4. Предельную численность работников Министерства и месячный фонд оплаты труда работников Министерства утверждает Правительство Донецкой Народной Республики.

4.5. Министерство является главным распорядителем бюджетных средств, главным администратором (администратором) доходов Республиканского бюджета Донецкой Народной Республики в сфере здравоохранения.

4.6. Министерство осуществляет мероприятия в рамках социальной рекламы, печатных периодических изданий научного, медико-популярного профиля по пропаганде здорового образа жизни и профилактике различных заболеваний населения Донецкой Народной Республики.

4.7. Министерство осуществляет организацию и проведение мероприятий в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности в Министерстве, а также контроль над разработкой и реализацией указанных мероприятий в подведомственных ему учреждениях здравоохранения Донецкой Народной Республики в пределах полномочий, определенных законодательством Донецкой Народной Республики.

4.8. Организует и обеспечивает мобилизационную подготовку и мобилизацию Министерства, осуществляет общее руководство организацией деятельности по мобилизационной подготовке и мобилизации подведомственных Министерству учреждений, организаций, предприятий, деятельность которых связана с деятельностью Министерства или которые находятся в сфере его ведения и имеют мобилизационные задания или выполняют задачи по мобилизационной работе.

4.9. Министерство утверждает именные стипендии, определяет размеры и условия их выплаты в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в сметах.

Ответственность за совершение врачебной ошибки

Совершение врачебной ошибки может повлечь, в частности, дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность. Качественное оказание медицинской помощи обеспечивается, в частности, соблюдением установленного порядка ее оказания, клинических рекомендаций и стандартов медицинской помощи.

Совершение врачебной ошибки может повлечь, в частности, дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность. Качественное оказание медицинской помощи обеспечивается, в частности, соблюдением установленного порядка ее оказания, клинических рекомендаций и стандартов медицинской помощи.

Медицинские работники обязаны оказывать медицинскую помощь в соответствии со своей квалификацией, должностными инструкциями, служебными и должностными обязанностями. За причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании такой помощи (в том числе в рамках народной медицины) медицинские организации и медицинские работники несут ответственность.

Причиненный вред возмещается медицинскими организациями, что не освобождает медицинских работников от привлечения их к ответственности (п. 4 ст. 10, п. 9 ч. 5 ст. 19, ч. 7 ст. 50, п. 1 ч. 2 ст. 73, п. п. 2, 2.1 ч. 1 ст. 79, ч. 2 — 4 ст. 98 Закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ).

Виды ответственности за некачественно оказанную медицинскую помощь

Неоказание или некачественное оказание медицинской помощи может повлечь следующие виды ответственности для врача и медицинской организации (ее должностных лиц).

Дисциплинарная ответственность

За неисполнение или ненадлежащее исполнение медицинским работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей работодатель (медицинская организация) может применить в отношении него дисциплинарные взыскания вплоть до увольнения (ч. 1 ст. 192 ТК РФ).

Гражданско-правовая ответственность

Пациент вправе требовать от медицинской организации возмещения причиненного ему в результате врачебной ошибки вреда здоровью, а также компенсацию морального вреда.

При причинении увечья (ином повреждении здоровья) возмещению подлежит утраченный пострадавшим заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь, а также дополнительно понесенные расходы, вызванные с повреждением здоровья, в частности расходы на лечение, посторонний уход, если установлено, что он нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение (п. 2 ст. 150, ст. 151, п. 1 ст. 1064, п. 1 ст. 1068, п. 1 ст. 1085, ст. 1099 ГК РФ; п. 9 ч. 5 ст. 19, ч. 2, 3 ст. 98 Закона N 323-ФЗ).

В случае смерти пациента вред возмещается установленным законом лицам (например, нетрудоспособным иждивенцам умершего) по общему правилу в размере той доли заработка (дохода) умершего, которую они получали или имели право получать на свое содержание при его жизни (ст. 1088, п. 1 ст. 1089 ГК РФ).

Также ответственные за вред жизни пациента возмещают необходимые расходы на его погребение тому лицу, которое понесло эти расходы (ч. 1 ст. 1094 ГК РФ).

Медицинская организация после возмещения вреда, причиненного пациенту ее работником-врачом, имеет право обратного требования (регресса) к этому работнику (п. 1 ст. 1081 ГК РФ).

В случае обращения в суд с исковым заявлением о защите прав потребителей за неудовлетворение в добровольном порядке требований истца в связи с некачественным оказанием платных медицинских услуг в его пользу с ответчика взыскивается штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом (п. 6 ст. 13 Закона от 07.02.1992 N 2300-1; п. 8 ст. 84 Закона N 323-ФЗ; п. п. 9, 46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17; Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15.07.2019 N 44-КГ19-7).

Административная ответственность

Законодательством предусмотрена административная ответственность в виде наложения административного штрафа на врачей, медицинские организации и ее должностных лиц за совершение таких правонарушений, как, например, проведение искусственного прерывания беременности с нарушением установленных сроков, оказание медицинских услуг ненадлежащего качества (ч. 2 ст. 6.32, ст. 14.4 КоАП РФ).

Назначение административного наказания организации, как правило, не освобождает от административной ответственности виновного работника, равно как и привлечение последнего к административной или уголовной ответственности не освобождает от административной ответственности организацию (ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ).

Организация не подлежит административной ответственности за совершение правонарушения, за которое ее должностное лицо или иной работник привлечены к административной ответственности, если она приняла все предусмотренные законодательством РФ меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена ответственность (ч. 4 ст. 2.1 КоАП РФ).

Уголовная ответственность

Врачебная ошибка может повлечь уголовную ответственность врача в случае, например, неоказания помощи больному, халатности, повлекшей причинение пациенту по неосторожности тяжкого вреда здоровью или смерти, заражения пациента ВИЧ-инфекцией вследствие ненадлежащего исполнения врачом своих профессиональных обязанностей (ч. 4 ст. 122, ст. 124, ч. 2, 3 ст. 293 УК РФ).

Общий порядок привлечения виновных лиц к ответственности

С жалобой на некачественно оказанную медицинскую помощь рекомендуем обращаться в первую очередь к руководителю медицинской организации (его заместителю) и в уполномоченный орган субъекта РФ в сфере здравоохранения (ст. ст. 89, 90 Закона N 323-ФЗ; п. п. 2, 4, 11 Требований, утв. Приказом Минздрава России от 31.07.2020 N 785н; п. 2 Приложения к Приказу Минздрава России от 31.07.2020 N 787н).

Кроме того, возможно обращение с соответствующими требованиями, например, в Росздравнадзор, в Роспотребнадзор, а также в суд (ст. ст. 23.49, 23.81 КоАП РФ; ч. 1 ст. 3, п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ; ст. 85, ч. 2 ст. 86, ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 87, ч. 1 ст. 89 Закона N 323-ФЗ; ч. 1 ст. 31, п. 1 ч. 1 ст. 58 Закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ; пп. «а» п. 3, п. 4 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.06.2021 N 1048; п. п. 2, 4 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.06.2021 N 1005).

Возбуждение уголовного дела возможно, в частности, по заявлению о преступлении, поданному в любой территориальный орган МВД России (п. 1 ч. 1 ст. 140, ч. 1 ст. 146 УПК РФ; п. 8 Инструкции, утв. Приказом МВД России от 29.08.2014 N 736).

Обязанности медицинских организаций Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Романовская О. В.

В статье анализируются обязанности медицинских организаций (статья 79 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»). Определен субъект обязанностей . Раскрыто содержание таких обязанностей , как информировать органы внутренних дел о поступлении пациентов, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что вред их здоровью причинен в результате противоправных действий; осуществлять страхование на случай причинения вреда жизни и (или) здоровью пациента при оказании медицинской помощи . В статье рассмотрено содержание обязанностей медицинских организаций , закрепленных в иных законодательных источниках (например, в Федеральном законе от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»).

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Романовская О. В.

Responsibilities of medical organizations

In the article obligations of the medical organizations (article 79 of the Federal law of November 21, 2011 № 323-FZ «About bases of health protection of citizens in the Russian Federation») are analyzed. The subject of duties is defined. The maintenance of such duties as is opened: to inform law-enforcement bodies on arrival of patients concerning whom there are sufficient bases to believe that harm to their health is done as a result of illegal actions; to carry out insurance on a case of infliction of harm of life and (or) to health of the patient when rendering a medical care . In article the maintenance of obligations of the medical organizations fixed in other statutiry sources (for example, in the Federal law of November 29, 2010 № 326-FZ «About obligatory medical insurance in the Russian Federation») is considered.

Текст научной работы на тему «Обязанности медицинских организаций»

Здравоохранение и право

д.ю.н., профессор кафедры частного и публичного права Пензенского государственного университета, г. Пенза, Россия, vlad93@sura.ru

ОБЯЗАННОСТИ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ1

Романовская О.В. Обязанности медицинских организаций (Пензенский государственный университет, г. Пенза, Россия)

Аннотация. В статье анализируются обязанности медицинских организаций (статья 79 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»). Определен субъект обязанностей. Раскрыто содержание таких обязанностей, как информировать органы внутренних дел о поступлении пациентов, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что вред их здоровью причинен в результате противоправных действий; осуществлять страхование на случай причинения вреда жизни и (или) здоровью пациента при оказании медицинской помощи. В статье рассмотрено содержание обязанностей медицинских организаций, закрепленных в иных законодательных источниках (например, в Федеральном законе от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»).

Ключевые слова: медицинская организация, медицинская помощь, обязанности, ответственность, страхование.

Статья 79 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»1 2 (далее — Закон об основах охраны здоровья граждан) закрепляет обязанности медицинских организаций. Данная норма является новеллой. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан не закрепляли права и обязанности медицинской организации как самостоятельные правовые нормы.

Структурно обязанности разделены на два больших блока: обязанности, вменяемые всем медицинским организациям, и обязанности медицинских организаций, участвующих в реализации Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Понятие медицинской организации представлено в статье 2 Закона об основах охраны здоровья граждан. Таковой является: «юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации». Далее делается уточнение: «Положения настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность медицинских организаций, распространяются на иные юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие, наряду с основной (уставной) деятельностью, медицинскую

1 Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 13-03-00132.

2 Собрание законодательства РФ. — 2004. — № 31. — Ст. 3215.

© О.В. Романовская, 2014 г.

Здравоохранение и право

деятельность, и применяются к таким организациям в части, касающейся медицинской деятельности. В целях настоящего Федерального закона к медицинским организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность». Соответственно при определении субъекта, имеющего обязанности, предусмотренные статьей 79 Закона об основах охраны здоровья граждан, следует учитывать:

— юридические лица (независимо от организационно-правовой формы), в чьих учредительных документах есть указание на медицинскую деятельность как основную;

— юридические лица (независимо от организационно-правовой формы), в чьих учредительных документах медицинская деятельность указывается как вид деятельности, но не является основным;

— индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность.

Для всех перечисленных субъектов обязательно наличие лицензии на осуществление медицинской деятельности. Таким образом обязанности медицинской организации возникают не с момента государственной регистрации юридического лица, а с момента получения соответствующей лицензии.

Несмотря на новизну, инициативу законодателю следует оценить весьма сдержанно. Во-первых, норма (статья 79) во многом носит избыточный характер (повторяет положения, предусмотренные в иных нормах Закона об основах охраны здоровья граждан) и не связана напрямую с выполнением обязанности именно медицинской организации как юридического лица. Например, предусматривается обязанность оказывать гражданам медицинскую помощь в экстренной форме. Но есть часть 2 статьи 11 Закона об основах охраны здоровья граждан, которая устанавливает: «Медицинская помощь в

экстренной форме оказывается медицинской организацией и медицинским работником гражданину безотлагательно и бесплатно. Отказ в ее оказании не допускается». Есть

обязанность медицинской организации соблюдать врачебную тайну, но ее содержание подробно определено статьей 13 Закона об основах охраны здоровья граждан.

Во-вторых, происходит дублирование положений иных законодательных актов, имеющих общее значение и распространяющееся на все субъекты права вне зависимости от их сферы деятельности. Так, закрепляется обязанность осуществлять медицинскую деятельность в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе порядками оказания медицинской помощи и на основе стандартов медицинской помощи. Обязанность соблюдать отечественное законодательство — универсальная обязанность для всех субъектов права, которая предусмотрена Конституцией России. Лишнее напоминание вряд ли несет в себе какое-то дополнительное значение. Закрепление подобной обязанности характерно для органов государственной власти, но в этом иной смысл: они действуют по принципу — дозволено только то, что прямо предусмотрено законом. Медицинские организации — субъекты частного права (даже если они государственные), а медицинские работники — не государственные служащие. Кстати, статья 37 Закона об основах охраны здоровья граждан также устанавливает, что медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи [8]. Именно, исходя из содержания статьи 37, была скорректирована статья 79 — см.: Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. №317-ФЗ. Это еще один аргумент в пользу того, что при написании закона многие нормы по содержанию между собой не согласовывались.

Согласно Закону об основах охраны здоровья граждан, медицинская организация обязана вести медицинскую документацию,

Здравоохранение и право

обеспечивать ее учет и хранение, представлять необходимую отчетность. Федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения принималось значительное количество нормативных актов, определяющих содержание тех или иных документов, используемых в медицинской практики (карты учета, медицинские карты, талоны, направления и т.д.). Многие из них являются документами строгой отчетности. Кроме того, в России действует Федеральный закон от 29 ноября 2007 г. № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации»3, который предусматривает обязанность по сбору, систематизации и предоставлению определенной информации, носящей статистический характер.

В-третьих, Закон об основах охраны здоровья граждан, закрепляя дополнительные обязанности для медицинских организаций, участвующих в реализации Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, фактически вошел в определенную конкуренцию со статьей 20 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»4, в которой также закреплены обязанности медицинской организации. Статья 3 Закона об основах охраны здоровья граждан предусматривает приоритет своих норм по отношению ко всем иным нормативным актам (части 2 и 3): «2. Нормы об охране здоровья, содержащиеся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, не должны противоречить нормам настоящего Федерального закона. 3. В случае несоответствия норм об охране здоровья, содержащихся в

других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормам настоящего Федерального закона применяются нормы настоящего Федерального закона».

Перечни обязанностей медицинских организаций в упомянутых нормативных актах различаются. Например, Закон об основах охраны здоровья граждан предусматривает следующую обязанность: «предоставлять

пациентам информацию о порядке, об объеме и условиях оказания медицинской помощи в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи». Закон об ОМС: «размещать на своем официальном сайте в сети «Интернет» информацию о режиме работы, видах оказываемой медицинской помощи; предоставлять застрахованным лицам, страховым медицинским организациям и территориальному фонду сведения о режиме работы, видах оказываемой медицинской помощи, а также показателях доступности и качества медицинской помощи, перечень которых устанавливается в территориальной программе обязательного медицинского страхования». Территориальная программа ОМС является частью Программы госгарантий, поэтому в данном вопросе обязанности медицинских организаций, содержащиеся в разных нормативных актах, должны быть все-таки согласованы [9]. Тем более, что Федеральным законом от 25 ноября 2013 г. №317-ФЗ5 дополнен Кодекс РФ об административных правонарушениях статьей 6.30 «Невыполнение обязанностей об информировании граждан о получении медицинской помощи в рамках Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ госу-

3 Собрание законодательства РФ. — 2007. — № 49. — Ст. 6043.

4 Собрание законодательства РФ. — 2010. — № 49. — Ст. 6422.

5 Собрание законодательства РФ. — 2013. — № 48. — Ст. 6165.

Здравоохранение и право

дарственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи». Если копать глубже, то и текст части 1 статьи 6.30 КоАП РФ содержит в себе «подводные камни». Диспозиция выглядит следующим образом: «Невыполнение медицинской организацией обязанности об информировании граждан о возможности получения медицинской помощи в рамках Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до семи тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти до двадцати тысяч рублей». Получается, что любая медицинская организация должна проинформировать гражданина о возможности получения медицинской помощи бесплатно (кстати, такая обязанность в Законе об основах охраны здоровья граждан закрепляется применительно ко всем медицинским организациям).

Поясним ситуацию: Пришел гражданин в частную медицинскую организацию сдать общий анализ крови, его должны предупредить, что это можно сделать бесплатно, правда, в другой организации. Если же гражданин «не отступит» от желания сдать кровь за свои средства, тогда можно приступать к медицинской манипуляции. Такое информирование желательно оформить письменно. В противном случае гражданин может обратиться с жалобой, что его не проинформировали, и он не знал, что все это можно сделать бесплатно. В итоге: привлечение к

ответственности медицинской организации.

Часть 2 статьи 6.30 дополняет: «Невыполнение медицинской организацией, участвующей в реализации Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, обязанно-

сти о предоставлении пациентам информации о порядке, об объеме и условиях оказания медицинской помощи в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати до тридцати тысяч рублей». Представляется, что многие медицинские организации еще ждут «сюрпризы» с применением статьи 6.30 КоАП РФ.

Относительно обязанностей медицинской организации в сфере ОМС следует упомянуть Определение Конституционного Суда РФ от 24 октября 2013 г. №1648-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью «Консультативно-диагностический центр «Добрый доктор» на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 5 части 2 статьи 20 и частью 9 статьи 39 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»6, в котором относительно контроля за целевым расходованием денежных средств специально подчеркивается: «Таким образом, в системе действующего правового регулирования средства обязательного медицинского страхования, за счет которых осуществляется оплата расходов медицинских организаций на оказание бесплатной медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования, имеют особое публичное предназначение, а потому медицинские организации, осуществляющие свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, вне зависимости от формы собственности (частная, государственная, муниципальная) и организационно-правовой формы должны обеспечить их целевое использование. В связи с этим установление ответственности медицинских организаций за использование не по целевому назначению

6 Документ официально опубликован не был. Текст взят: СПС «Консультант Плюс».

Здравоохранение и право

средств, перечисленных по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (часть 9 статьи 39 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»), не может рассматриваться как необоснованное ограничение прав медицинских организаций, не являющихся государственными (муниципальными) учреждениями, а потому оспариваемые законоположения и конституционные права, перечисленные в жалобе заявителя, в указанном им аспекте не нарушают».

Следует признать, что закрепление некоторых обязанностей носит усиливающий характер. Так, Федеральный закон от 12 апреля 2010 г. №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»7 предусматривает порядок обращения лекарственных средств в Российской Федерации. Но Закон об основах охраны здоровья граждан специально указывает, что медицинские организации обязаны обеспечивать применение разрешенных к применению в Российской Федерации лекарственных препаратов, специализированных продуктов лечебного питания, медицинских изделий, дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств.

В Законе об основах охраны здоровья граждан содержатся и отсылочные нормы. Так, устанавливается обязанность организации обеспечивать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации медицинских работников в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации. Одновременно в Законе об основах охраны здоровья граждан предусматривается корреспондирующая обязанность медицинских работников совершенствовать профессиональные знания и навыки путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и

научных организациях. Приказом Минздрава России от 3 августа 2012 г. № 66н утверждены Порядок и сроки совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях8. Приказ обозначает обязанность работодателя по обеспечению повышения квалификации медицинскими работниками.

Изучая конкретные обязанности медицинской организации, на некоторых из них следует остановиться более подробно.

Медицинская организация обязана информировать органы внутренних дел о поступлении пациентов, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что вред их здоровью причинен в результате противоправных действий. Порядок информирования определен Приказом Минздравсоцразвития России от 17 мая 2012 г. № 565н9. Следует отметить, что информирование происходит только органов внутренних дел вне зависимости от последующей подследственности дела (если будут выявлены признаки состава преступления). Обязанность возлагается именно на медицинскую организацию, и она возникает, даже если пациент отказывается от последующей госпитализации и удовлетворяется разовым обращением за медицинской помощью. Передача сведений происходит в территориальный орган МВД России по месту нахождения медицинской организации. Порядок информирования устанавливает перечень признаков причинения вреда здоровью, наличие которых обусловливает передачу сведений в органы внутренних дел:

— огнестрельные ранения, в том числе полученные при неосторожном обращении с оружием и боеприпасами;

7 Собрание законодательства РФ. — 2010. — № 16. — Ст. 1815.

8 Российская газета. — 2012. — №215. — 19 сентября.

9 Российская газета. — 2012. — № 177. — 3 августа.

Здравоохранение и право

— ранения и травмы, полученные при взрывах и иных происшествиях, разрешение заявлений и сообщений о которых отнесено к компетенции органов внутренних дел;

— колотые, резаные, колото-резаные, рваные раны;

— переломы костей, гематомы, ушибы мягких тканей;

— гематомы внутренних органов;

— ушибы, сотрясения головного мозга;

— повреждения, связанные с воздействием высоких или низких температур, высокого или низкого барометрического давления;

— поражения электрическим током;

— состояния, вызванные воздействием токсичных, ядовитых и психотропных веществ;

— признаки проведения вмешательства с целью искусственного прерывания беременности (аборта) вне медицинской организации, имеющей соответствующую лицензию;

— признаки изнасилования и (или) иных насильственных действий сексуального характера;

— иные признаки причинения вреда здоровью, в отношении которых есть основания полагать, что они возникли в результате противоправных действий.

При выявлении указанных повреждений врач должен самостоятельно оценить их характер и только при наличии достаточных оснований полагать, что данный вред причинен в результате противоправных действий, уведомить администрацию медицинской организации (руководитель отвечает за организацию такого информирования), а та в свою очередь орган внутренних дел. Закон вводит оценочную категорию «достаточные основания», которая предполагает субъективное усмотрение медицинского работника. Организация только уведомляет органы внутренних дел, а не решает вопрос о возбуждении уголовного дела и установлении вины того или иного лица. Этим будут заниматься, если подозрения подтвердятся, иные компе-

тентные органы. Уведомление происходит телефонограммой с последующим направлением в течение одного рабочего дня письменного извещения, подписанного руководителем медицинской организации или одним из его заместителей и заверенного круглой печатью медицинской организации.

Извещение должно содержать следующие сведения о пациенте:

— фамилия, имя, отчество, возраст (при наличии таких сведений);

— адрес регистрации по месту жительства либо по месту пребывания (при наличии таких сведений);

— дата, время поступления (обращения) пациента;

— характер имеющегося состояния, возможные его причины, степень тяжести состояния пациента.

В медицинской организации осуществляется также ведение специального журнала регистрации.

Кстати, на уровне субъектов Российской Федерации принимаются правила, пытающиеся скорректировать положения Закона об основах охраны здоровья граждан. Так, медицинские организации обязывают сообщать в органы управления образованием обо всех случаях обращений несовершеннолетних, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что вред их здоровью причинен в результате противоправных действий, опьянения или в результате суицида. Например, такую обязанность вводит Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 12 ноября 2013 г. №921-П «Об утверждении межведомственного плана мероприятий по профилактике суицидов, предупреждению и предотвращению суицидальных попыток среди несовершеннолетних в Ямало-Ненецком автономном округе на 2014-2017 годы», устанавливающее порядок информирования органов управления образованием о случаях суицидальных попыток среди несовершеннолетних. В конце Постановления содержится

Здравоохранение и право

лишь ссылка, что вся информация находится под грифом «для служебного пользования».

Медицинская организация обязана осуществлять страхование на случай причинения вреда жизни и (или) здоровью пациента при оказании медицинской помощи в соответствии с федеральным законом. О страховании профессиональной ответственности медицинских работников говорится уже много в юридической и медицинской печати. Иногда происходит путаница и указание на статью 4 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. №4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации»10, в части 1 которой к объектам личного страхования отнесены имущественные интересы, связанные с причинением вреда жизни, здоровью граждан, оказанием им медицинских услуг (страхование от несчастных случаев и болезней, медицинское страхование). Однако в данном случае речь идет о страховании гражданина, который может стать пациентом, а не о страховании профессиональной деятельности. Примеры страхования во втором случае законодательной практике уже известны, апробированы и показали свой положительный результат. Так, подлежит страхованию профессиональная деятельность нотариусов, оценщиков, аудиторов.

По поводу страхования ответственности еще в 1995 г. М.Н. Малеина писала, что это перспективное для нашей страны направление совершенствования страхового законодательства, в частности, для ситуаций, когда вред причинен частнопрактикующим врачом, не имеющим достаточных средств для его возмещения [6]. Данная идея имела неоднократную поддержку на уровне диссертационных исследований [7]. И.Г. Ломакина справедливо отмечает связь безвиновной ответственности исполнителя медицинской услуги и обязательного страхования профессиональной ответственности: «При отсутствии вины со стороны исполнителя медицин-

ской услуги, когда неблагоприятный (неудачный) исход лечения может быть обусловлен специфическими индивидуальными особенностями организма пациента или несовершенством медицинской науки, применять меры ответственности к исполнителю медицинской услуги неправомерно. Однако пациент, пострадавший от последствий неудачного лечения, также вправе рассчитывать на устранение неблагоприятных для него последствий, что возможно лишь при введении системы страхования ответственности перед пациентом» [5, 4].

Верховный Суд Словакии в одном из своих решений сформулировал интересный вывод, который может лечь в основу системы страхования ответственности медиков: если медицинская наука признает и рискованный способ лечения социально значимым и обязывает или поощряет врача его применять, то надлежит обществу, а не индивиду отвечать за последствия возможной неудачи и причинения вреда [2].

Закон об основах охраны здоровья граждан (статья 79) закрепляет обязанность страховать ответственность только для медицинских организаций, но не для врачей, работающих по трудовому договору (статья 63 ранее действовавших Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан предусматривала право медицинских и фармацевтических работников на страхование профессиональной ошибки, в результате которой причинен вред или ущерб здоровью гражданина, не связанный с небрежным или халатным выполнением ими профессиональных обязанностей). В то же время страхованию подлежит именно профессиональная деятельность организации, которая обеспечивается наличием в штате работников, имеющих право на осуществление медицинской деятельности. Предусмотренный вид страхования ответственности не охватывает иные основания причинения вреда жизни и здоровью гражда-

10 Российская газета. — 1993. — №6. — 12 января.

Здравоохранение и право

нина. Так, не будет подпадать под данный вид страхования возмещение вреда в результате падения пациента на лестнице поликлиники, попадания на голову наледи с крыши больницы и т.д., хотя ответчиком может выступать именно организация.

В качестве страховых рисков в договорах страхования профессиональной ответственности врачей предусматриваются различного рода ошибки, в частности, при установлении диагноза заболевания; в рекомендациях при проведении лечения; при выписке рецептов по приему лекарственных средств; при проведении хирургических операций; при проведении иных медицинских манипуляций [3].

Российские врачи в целом положительно относятся к идее страхования ответственности. В 2007-2008 гг. в г. Волгограде проводилось социологическое исследование среди стоматологов на данную тему. Выяснилось, что при принципиальной поддержке идеи страхования большинство врачей не обладают достаточным уровнем знаний по вопросу страхования своей профессиональной ответственности. Подавляющее число респондентов (89%) выразили желание застраховать ответственность (риски), понимая, что механизм страхования является формой социальной и правовой защиты медицинских работников от непредвиденных обстоятельств профессиональной деятельности [1].

Одним из серьезных препятствий внедрения системы страхования является небогатое существование российской системы здравоохранения. С учетом того, что обязанность по страхованию возникает именно у медицинской организации, для государственных и муниципальных учреждений она ляжет допол 1

нительным финансовым бременем. Еще во время действия Основ об охране здоровья граждан в Государственную Думу РФ был внесен проект закона «Об обязательном страховании ответственности медицинских работников», но ввиду отсутствия бюджетного финансирования расходов на такое страхование проект так и не был реализован в закон. Сейчас Закон об основах охраны здоровья граждан вводит страхование профессиональной ответственности как обязанность медицинской организации, но в соответствии с федеральным законом, которого пока нет.

Таким образом статья 79 Закона об основах охраны здоровья граждан во многом носит декларативный характер. При анализе обязанностей медицинской организации необходимо стыковать содержание различных нормативных актов (иногда разные статьи самого Закона об основах охраны здоровья граждан), чтобы не путать ни саму медицинскую организацию, ни медицинских работников, ни пациентов. Некоторые положения статьи 79 отсылают к иным законодательным источникам, что невольно поднимает проблему дублирования нормативных правил. Повторы никогда не воспринимались как достоинство юридической техники написания закона. По-видимому, еще придется вносить некоторые уточнения в перечень обязанностей медицинских организаций. Все это обусловливает востребованность научных изысканий в указанной сфере. Медицинская организация должна четко представлять, какие обязывающие модели поведения ей предписаны в силу закона. Тем более, что некоторые из них гарантированы мерами серьезной ответственности.

1. Афанасьева О.Ю., Малюков А.В. Отношение врачей-стоматологов к страхованию профессиональной ответственности//Медицинское право. — 2009. — №2. — С. 42-43.

Здравоохранение и право

2. Драгонец Я. , Холлендер П. Современная медицина и право: Пер. со словацкого. — М.: Юрид. лит., 1991. — 336 с.

3. Игбаева Г.Р. Перспективы развития страхования профессиональной ответственности врачей и других медицинских работников//Социальное и пенсионное право. — 2007. — № 2. — С. 37-39.

4. Капранова С.Ю. Страхование гражданской ответственности исполнителя медицинской услуги//Автореферат дисс. . канд. юрид. наук. 12.00.03. — СПб.,

5. Ломакина И.Г. Гражданско-правовое регулирование отношений по оказанию медицинских услуг в Российской Федерации//Автореферат дисс. . канд. юрид. наук. 12.00.03. — М., 2006. — 25 с.

6. МалеинаМ.Н. Человек и медицина в современном праве. — М.: БЕК, 1995. — 260 с.

7. Мнацаканян А.С. Гражданско-правовая ответственность исполнителя медицинских услуг//Автореферат дисс. . канд. юрид. наук. 12.00.03. — Краснодар, 2008. — 26 с.

8. Романовский Г.Б. К вопросу о порядках оказания и стандартах медицинской помощи//Главврач. — 2013. — №6. — С. 24-30.

9. Романовский Г.Б. Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи: плюсы и минусы//Правовые вопросы в здравоохранении. — 2014. — №2. — С. 26-38.

10. Тихомиров А.В. Проблемы правовой квалификации вреда здоровью при оказании медицинских услуг//Автореферат дисс. . канд. юрид. наук. 12.00.03. — М.,

Romanovskaya O.V. Responsibilities of medical organizations (Penza State University, Penza, Russia)

Abstract. In the article obligations of the medical organizations (article 79 of the Federal law of November 21, 2011 № 323-FZ «About bases of health protection of citizens in the Russian Federation») are analyzed. The subject of duties is defined. The maintenance of such duties as is opened: to inform law-enforcement bodies on arrival of patients concerning whom there are sufficient bases to believe that harm to their health is done as a result of illegal actions; to carry out insurance on a case of infliction of harm of life and (or) to health of the patient when rendering a medical care. In article the maintenance of obligations of the medical organizations fixed in other statutiry sources (for example, in the Federal law of November 29, 2010 № 326-FZ «About obligatory medical insurance in the Russian Federation») is considered.

Keywords: medical organization, medical care, duties, responsibility, insurance.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *