Эссе по обществознанию
Декларация требует от государства обеспечить свободу выбора каждым членом общества форм участия в культурной жизни. Опираясь на личный социальный опыт, назовите любые четыре формы своего участия в культурной жизни общества.
Формы участия в культурной жизни общества:
1) посещение театров, выставок, концертов;
2) обучение в музыкальной/художественной школе;
3) участие в деятельности музыкального ансамбля/оркестра, танцевальной студии и т.п.;
Источник: ОГЭ-2023. Обществознание: типовые экзаменационные варианты. 30 вариантов. Котова О.А., Лискова Т.Е.
11. Право на участие в культурной жизни
Согласно ч.2 ст.44 Конституции право каждого на участие в культурной жизни в значительной мере обеспечивается доступностью учреждений культуры. Как указывается в Основах законодательства Российской Федерации о культуре, каждый человек имеет право на приобщение к культурным ценностям, на доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам, иным собраниям во всех областях культурной деятельности. Гарантией такой доступности является, в частности, установление правила о том, что ограничения доступности культурных ценностей по соображениям секретности или особого режима пользования устанавливаются законодательством Российской Федерации, а не по усмотрению чиновников или лиц, обслуживающих эти фонды.
Реализация права на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры зависит и от того, насколько население обеспечено учреждениями культуры — библиотеками, театрами, концертными залами, музеями, картинными галереями, кинотеатрами и т.д. В этом отношении важное значение имеет законодательный запрет на то, чтобы проектирование и строительство населенных пунктов и жилых массивов велось без обеспечения их объектами культуры с учетом градостроительных норм, правил и потребностей местного населения.
Доступ к культурным ценностям неразрывно связан с бесплатным пользованием библиотечными фондами, доступными ценами на билеты в театры, концертные залы, музеи.
В законодательстве предусмотрена обязанность организаций, действующих в сфере культуры, устанавливать льготы для детей дошкольного возраста, учащихся, инвалидов, военнослужащих срочной службы (ст.12, 48, 52 Основ законодательства о культуре).
Если в ч.1 и 2 ст.44 Конституции говориться о правах, то в ч.3 речь идет об обязанности каждого гражданина заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Культурное наследие народов России исключительно богато. Это материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, памятники и историко-культурные территории и объекты, которые важны для сохранения и развития самобытности всех народов Российской Федерации, их вклада в мировую цивилизацию.
III. Заключение
В настоящей контрольной работе были рассмотрены, перечисленные в Конституции РФ основные экономические, социальные и культурные права гражданина Российской Федерации.
Необходимо отметить, что в предыдущей Конституции СССР основные экономические, культурные и социальные права человека только декларировались. На деле, даже понятие защиты конституционных прав, не практиковалось. Основная защита своих прав происходила через профсоюзы и, в редких, случаях в судах.
В действующей Конституции раскрывается важная грань социального правового государства. Оно не может и не должно раздавать всем гражданам правовые, материальные и духовные блага, но обязано обеспечить им возможность защищать свое право на достойную жизнь. Однако для этого надо разумно ограничить свободу других. Если государство не сделает этого, то общество будет постоянно раздираться острыми социальными противоречиями и, в конце концов, погибнет.
Рассмотренная группа прав неотделима от личных и политических прав, поскольку все права и свободы взаимосвязаны и составляют единый правовой статус человека и гражданина.. Экономические, социальные и культурные права являются не столько юридическими нормами, сколько стандартом, к которому должно стремиться государство в своей политике.
К сожалению, в Конституции РФ имеются очевидные противоречия международно-правовым актам (Всеобщей декларации прав человека, Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах). В ст.6 Международного пакта закреплено право на труд, что в действующей Конституции России совершенно отсутствует.
Коллизия есть и в содержании Конституции РФ. В соответствии со ст.2 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находится регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина. Трудовые права регламентированы в главе второй Конституции РФ, которая посвящена правам и свободам человека и гражданина. Из чего следует, что регулирование и защита трудовых прав и свобод должны находиться в компетенции федерального законодателя. Однако в ст.72 Конституции РФ трудовое законодательство отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Сказанное явно не способствует созданию условий для реализации норм трудового законодательства.
В своем развитии многие нормы конституционного права достигли действительно большого прогресса при формировании истинно демократического государства. Это не значит, что конституционный строй России «списан» с западных моделей, но, безусловно, он учитывает все лучшее, что накопила за столетия демократическая мысль. У России свой, неповторимый путь в истории, но этот путь, при всей его специфике, не должен вырывать наше Отечество из мирового сообщества.
Право на участие в культурной жизни
Пра́во на уча́стие в культу́рной жи́зни, гарантированная на международном, региональном и национальном уровнях функционирования универсальной системы прав человека возможность свободного выражения собственной культурной идентичности, поиска, накопления и передачи знаний, выбора видов и форм творческой деятельности, а также участия в обсуждении, принятии и реализации решений, оказывающих влияние на культурный прогресс общества.
Право на участие в культурной жизни занимает центральное место в ряду культурных прав, признаваемых, гарантированных и защищаемых международными договорами нормативного содержания и иными актами, в том числе в рамках регионального сотрудничества, а также национальным законодательством государств , осуществляющих культурную политику, поощряющую культурный плюрализм и способствующую сохранению и развитию культуры.
Международную правовую основу данного культурного права составляют международные договоры (конвенции, пакты и т. д.), резолюции Генеральной Ассамблеи ООН , правовые акты ряда региональных международных организаций и другие документы предметного регулирования ( Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах , Декларация принципов международного культурного сотрудничества, Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия и др.). Значительный вклад в обеспечение осуществления и защиты культурных прав вносится вспомогательными органами Генеральной Ассамблеи ООН, рекомендательные акты которых являются результатом экспертного обсуждения проблем реализации культурных прав в условиях новых вызовов и тенденций культурного развития.
Сравнительно-правовой анализ зарубежной практики регулирования общественных отношений в сфере культуры подтверждает сформированность в большинстве стран мира определенных стандартов и механизмов для полноценной реализации права на участие в культурной жизни.
В РФ правовой основой для обеспечения и защиты культурных прав человека являются законодательные акты и иные документы ( Конституция РФ , Основы законодательства РФ о культуре , Основы государственной культурной политики и др.), принятые и действующие в соответствии с теми нормами международного права , которые составляют часть правовой системы государства.
Субъектами, реализующими право на участие в культурной жизни, могут быть как отдельные личности, самостоятельно и индивидуально использующие данное культурное право, так и коллективы людей, имеющие общность целей, интересов и потребностей.
Представления о праве на участие в культурной жизни характеризуются большой дискуссией представителей юридического научного сообщества и политических деятелей о содержании и логическом объёме таких терминов, как «культурная жизнь» и «участие».
Определение термина «культурная жизнь» осложняется неизмеримой глубиной самого понятия «культура», многогранность которого требует всестороннего учёта антропологических, социологических, философских, психологических и иных аспектов данного феномена общественной жизни. Указанная гносеологическая проблема, что очевидно, сочетается с абстрактностью понимания жизни в целом и той жизни, которая имеет культурное измерение.
Использование термина «участие» предполагает учёт конкретных факторов, каждый из которых имеет самостоятельное значение, но при этом в своей взаимосвязи и компонентном единстве образуя ядро права на участие в культурной жизни: собственно участие, доступ к культурной жизни, предоставляющий широкие возможности для культурной активности индивидуумов и коллективов, а также вклад в культурную жизнь, ценность которого определяется не формой его выражения, а потенциалом для обогащения культуры, как в масштабах всего мира, так и отдельного народа.
С учётом распространённых доктринальных подходов, отражение которых обнаруживается и в официальных актах толкования норм международного права , обособленное право на участие в культурной жизни включает возможность доступа к культурному наследию и пользования им, а следовательно, такие культурные права, как право на доступ к культурным ценностям и право на пользование учреждениями культуры не могут рассматриваться вне общего контекста права на участие в культурной жизни, являясь взаимозависимыми и взаимодополняемыми.
Согласующаяся с целями, принципами и общим духом международного права реализация в рамках отдельного государства права на участие в культурной жизни требует соблюдения таких условий, как само существование культурных ценностей и благ; обеспечение их доступности для людей; приемлемость для всех индивидуумов и коллективов правового и политического инструментария, используемого государством в достижении стратегических задач культурного развития; адаптивность подхода правотворца и правоприменителя к регулированию общественных отношений в данной сфере, а также их своевременное реагирование на любые изменения культурного пространства и прогнозирование степени и характера влияния внешних для него факторов на культурную жизнь общества.
Право на участие в культурной жизни имеет неразрывную связь с корреспондирующими юридическими обязанностями государства, которое самим фактом признания и, соответственно, нормативного закрепления данного культурного права принимает на себя определенные обязательства. В частности, государство имеет «обязательство уважать», прямо и косвенно не вмешиваясь и предупреждая любое вмешательство третьих сторон в процесс выбора и осуществления индивидуумами или коллективом деятельности, обеспечивающей сохранность их культурного наследия и вместе с тем культурное разнообразие. Кроме того, государство имеет «обязательство защищать», что предполагает разработку и реальное применение комплекса правовых, политических, организационных и иных мер, обеспечивающих использование любыми заинтересованными субъектами права на участие в культурной жизни, в том числе пробуждая в них подлинный интерес к культурному творчеству средствами просвещения и информирования. Эффективная реализация права на участие в культурной жизни также предполагает признание государством «обязательства выполнить», включающего обязательство содействовать активному осуществлению людьми данного культурного права, учитывая их моральные и материальные потребности и интересы, обязательство поощрять участие людей в культурной жизни и обязательство обеспечивать необходимыми ресурсами и способами возможность такого участия.
В современном мире проблематика реализации культурных прав имеет особую актуальность в связи с распространением глобализационных процессов, изменяющих архитектуру мирового порядка, усугубляя неравенство в обществе, при котором бедность существенно ограничивает возможности людей участвовать в культурной жизни, увеличивая миграцию, способную вызвать столкновение разных культур, при котором задача сохранения своей культурной самобытности преобладает над идеями их созидательного сосуществования.
Эффективность гарантий и механизма осуществления и защиты права на участие в культурной жизни во многом предопределяется политической системой, экономической моделью государства, развитостью институтов гражданского общества, а также его интеллектуальным потенциалом и уровнем духовно-нравственного сознания.
Право на участие в культурной жизни
Право на участие в культурной жизни — возможность приобщения к культурным ценностям во всех областях культурной деятельности, на доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам, иным источникам и объединениям.
Реализация этого права второго поколения (позитивного культурного права) связана, во-первых, с непосредственным созданием произведений культуры (или культурных ценностей) и их распространением и сохранением, а во-вторых, с их освоением. Все эти элементы объединяются понятием «культурная жизнь».
Право на участие в культурной жизни в международном праве
Статья 27 Всеобщей декларации прав человека 1948г.:
Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами.
Каждый человек имеет право на защиту его моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является.
Статья 15 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966г.:
Участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого человека на:
a) участие в культурной жизни;
b) пользование результатами научного прогресса и их практического применения;
c) пользование защитой моральных и материальных интересов, возникающих в связи с любыми научными, литературными или художественными трудами, автором которых он является.
Меры, которые должны приниматься участвующими в настоящем Пакте государствами для полного осуществления этого права, включают те, которые необходимы для охраны, развития и распространения достижений науки и культуры.
Участвующие в настоящем Пакте государства обязуются уважать свободу, безусловно необходимую для научных исследований и творческой деятельности.
Участвующие в настоящем Пакте государства признают пользу, извлекаемую из поощрения и развития международных контактов и сотрудничества в научной и культурной областях.
В отношении отдельных категорий лиц или ситуаций, рассматриваемое право гарантируется:
Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (статья 5 е vi);
Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (статья 13 с);
Конвенция о правах ребенка (статья 31, пункт 2);
Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей (статья 43, пункт 1 g);
Конвенция о правах инвалидов (статья 30, пункт 1);
Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам (статья 2, пункты 1 и 2);
Рамочную конвенцию о защите национальных меньшинств (Совет Европы, ETS № 157, статья 15);
Декларация Организации Объединенных Наций о правах коренных народов (статьи 5, 8 и 10−13) См. также Конвенцию МОТ № 169 о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни, в независимых странах (статьи 2, 5, 7, 8 и 13−15);
Декларация о праве на развитие (резолюция 41/128 Генеральной ассамблеи, статья 1);
Фрибургская декларация о культурных правах 2007г.
В качестве разъяснения, касающиеся права на участие в культурной жизни Комитетом по экономическим, социальным и культурным правам ООН в 2009г. выпущено Замечание общего порядка №21.
В российском праве
Статья 44 Конституции РФ:
Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.
Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.
Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
В настоящее время в России действуют «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1).
Указанные Основы не упоминают и не раскрывают понятие права на участие в культурной жизни, однако, вводят право на культурную деятельность, что, кажется, является синонимом. Документ предполагает защиту следующих культурных прав (кои являются составными частями права на участие в культурной жизни):
Право на личную культурную самобытность
Право на приобщение к культурным ценностям
Право на эстетическое воспитание и художественное образование
Право создавать организации, учреждения и предприятия в области культуры
Право создавать общественные объединения в области культуры
Право вывозить за границу результаты своей творческой деятельности
Право на культурную деятельность в зарубежных странах
Права иностранных граждан и лиц без гражданства в области культуры
Право на сохранение и развитие культурно-национальной самобытности народов и иных этнических общностей