Замена счетчика: как не стать жертвой мошенника
По всей стране идет волна «газовщиков», «водопроводчиков», «электриков», которые вводят потребителей в заблуждение и пытаются заменить «непригодные» счетчики в срочном порядке. Кто только об этом ни говорил: и сами поставщики коммунальных услуг предостерегали собственников квартир, и активные граждане предупреждали о мошенниках в социальных сетях. Однако лжекоммунальщики по-прежнему собирают с населения немалые суммы.
Как мошенники выманивают деньги?
Обычно приходят люди и сообщают, что они представители организации, название которой похоже по звучанию на «горсвет/вода/газ». Попав в квартиру, псевдокоммунальщики осматривают прибор учета и уведомляют о необходимости его заменить. А не то – штраф.
Человек тут же соглашается на установку нового счетчика, стоимость которого оказывается значительно выше рыночной, – именно на этом и основана схема по отъему денег у населения.
В похожей ситуации недавно разбирались Астраханский арбитражный суд и местное управление Роспотребнадзора, привлекшие к ответственности ООО «ЭнергоУчет» за обман потребителя при заключении договора на замену счетчика электроэнергии.
Дело в том, что представители компании убедили собственницу квартиры в необходимости замены прибора учета, но не сообщили ей о том, что она обязана уведомить о замене сетевую компанию либо поставщика электроэнергии. Из-за этого женщина понесла убытки: после проверки счетчиков ей была начислена повышенная плата за потребленную электроэнергию. Владелица квартиры обратилась в Роспотребнадзор, и после проверки ООО «ЭнергоУчет» было оштрафовано. Компания попыталась обжаловать это решение, однако суд не удовлетворил ее требования.
Чем рискует потребитель, позволивший лжекоммунальщикам заменить счетчики в квартире?
Порядок замены электросчетчика строго регламентирован правилами функционирования рынков электроэнергии, которые утверждены Постановлением Правительства РФ от 4 мая 2012 г. № 442. В соответствии с п. 145, 146 этих правил ответственность за нарушение порядка установки, эксплуатации и замены прибора учета несет именно потребитель. То есть даже если при замене прибора учета нарушения допустила компания, такая как ООО «ЭнергоУчет», отвечать за это будет собственник квартиры – плата за предоставленные ему коммунальные услуги будет увеличена.
Об ответственности потребителя за ненадлежащую эксплуатацию приборов учета, необеспечение их сохранности и своевременной замены читайте в публикации «Придется ли платить больше за коммунальные услуги, если счетчик в квартире вышел из строя?».
Как должны проводиться поверки счетчиков и их замена?
Истечение срока поверки счетчика – основание для того, чтобы рассчитать плату по нормативу, который во много раз превышает реальный объем потребления. Обычно этот срок указывается на корпусе счетчика и в обязательном порядке в паспорте.
О правилах проведения проверки можно прочитать в Постановлении Правительства от 4 мая 2012 г. № 442, если имеется отдельный договор с коммунальной компанией, либо в Постановлении Правительства от 6 мая 2011 г. № 354, если коммунальный ресурс нам поставляет управляющая компания или ТСЖ.
Итак, если истекает срок поверки прибора учета или он сломался:
1. Не трогаем счетчик. Фотографируем его, фиксируем целостность пломб, показания, знаки визуального контроля (магнитный индикатор).
2. Не обращаемся в частные компании и к «мужьям на час». Сразу идем в управляющую компанию либо ресурсоснабжающую организацию. Обращаться можно как в сбытовые, так и сетевые компании.
3. Пишем заявление о необходимости замены прибора учета либо его поверки. Указываем дату замены/снятия прибора. Причем с момента нашего обращения до предлагаемой даты пройти должно не менее 7 дней.
4. После этого ждем специалистов, которые составят акт о выводе прибора из расчетов. После составления акта расчет в квитанции будет производиться исходя из аналогичных показаний прошлого года.
5. Далее снимаем прибор учета с помощью любой организации и проводим с ним необходимые мероприятия.
6. Помните: на ремонт, установку и поверку прибора учета дается не более двух месяцев. Именно за такой период может рассчитываться плата исходя из показаний прошлого года. Далее – по нормативу: «максимальная мощность * количество часов * тариф».
7. После того как прибор установлен, сообщаем об этом в коммунальную компанию и ждем ее представителя. Он составит акт ввода прибора в эксплуатацию.
И помните, вы не обязаны производить замену прибора учета силами именно коммунальной компании. Отремонтировать, заменить прибор учета и даже продать его вам может любая организация. Важно соблюсти порядок оформления указанных процедур. И без сетевой или сбытовой компании, а в многоквартирных домах без управляющей компании в такой ситуации не обойтись.
Что делать, если вы стали жертвой лжекоммунальщиков?
Если вы установили или отремонтировали счетчик и при этом не соблюли перечисленные правила, необходимо незамедлительно обратиться в уполномоченную компанию с заявлением о неисправности прибора учета. В заявлении указываем, когда именно счетчик был заменен, прикладываем копию договора на его замену или ремонт и акт выполненных работ.
В случае если управляющая или энергосбытовая компания не идет навстречу, а счет на оплату коммунальных услуг превысил ваши возможности – необходимо обратиться с заявлением о нарушении прав в Роспотребнадзор.
Этот орган должен установить, что лицо, заменившее прибор учета, не уведомило вас о порядке его замены. Если нарушение будет доказано, появится возможность взыскать с недобросовестной компании убытки – повышенную плату за коммунальную услугу.
О навязывании замены исправных электросчетчиков
Собственники и наниматели помещений в многоквартирных домах не всегда помнят, когда истекает срок поверки установленных у них приборов учёта, поэтому заменяют вполне рабочие индивидуальные приборы учета, обычно – по завышенным ценам.
Заключаются договора на замену электросчетчиков с организациями (индивидуальными предпринимателями), представители которых приходят на дом к гражданам и настоятельно рекомендуют срочно заменить счётчики под различными предлогами (устарел счетчик, закончилась поверка, нарушена контрольная пломба и др.). Когда граждане понимают, что их ввели в заблуждение, то обращаются в Роспотребнадзор за юридической помощью.
Управление Роспотребнадзора по Ненецкому автономному округу разъясняет.
Отношения, вытекающие из договора розничной купли-продажи, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей», Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 55.
В соответствии с п. 3 Перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации (утв. постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55) не подлежат возврату или обмену технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки (станки металлорежущие и деревообрабатывающие бытовые; электробытовые машины и приборы; бытовая радиоэлектронная аппаратура; бытовая вычислительная и множительная техника; фото- и киноаппаратура; телефонные аппараты и факсимильная аппаратура; электромузыкальные инструменты; игрушки электронные; бытовое газовое оборудование и устройства; часы наручные и карманные механические, электронно-механические и электронные, с двумя и более функциями).
Электросчетчик относится к электробытовым приборам и если он надлежащего качества, то не подлежит возврату или обмену.
Порядок учета электрической энергии и взаимодействия розничного рынка электроэнергии регулируются Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от №442 (далее — постановление правительства Российской Федерации от 04.05.2012 №442). Замена и установка нового прибора учета без письменного уведомления энергосбытовой организации влечет ответственность за несанкционированное вмешательство в работу прибора учета. За несанкционированное вмешательство в работу прибора учета энергосбытовой организацией проводится перерасчет потребления электроэнергии исходя из норматива, увеличенного в 10 раз.Срок перерасчета — три месяца, предшествующие дате выявления нарушения и до даты их устранения, что в большинстве случаев происходит при замене прибора учета. Согласно п. 146 постановления Правительства Российской Федерации от №442 собственник энергопринимающего устройства, для осуществления действий по установке и замене приборов учета вправе привлекать на основании гражданско-правовых договоров лиц, отвечающих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий. При этом собственник энергопринимающего устройства несет ответственность за действия привлеченных им лиц по установке, замене и эксплуатации приборов учета, осуществляемые ими в интересах такого собственника, и не освобождается от последствий нарушения, установленных сроков организации учета электрической энергии. В соответствии с п. 149 постановления Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 №442на собственника энергопринимающего устройства,имеющего намерение демонтироватьранее, установленный прибор учета в целях замены, ремонта или поверки возложена обязанность направить письменную заявку в адрес энергосетевой иэнергосбытовой организаций о необходимости снятия показаний с существующегоприбора учета, осмотра его состояния и схемы подключения до его демонтажа. Таким образом, в целях исключения безучетного потребления электрической энергии со стороны собственника прибора учета, на него возложена обязанность по уведомлению энергосбытовой организиции о намерении действий по замене и установке нового прибора учета, соответственно на организацию, привлекаемую им на основании гражданско- правового договора для проведения работ по замене и установке прибора учета такая обязанность не возлагается.
Согласно ст. 424 Гражданского Кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. Цены на услуги по замене приборов учета электрической энергии государственными органами не регулируются. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
Дополнительно сообщаем, что органы Роспотребнадзора не уполномочены рассматривать имущественные споры и не вправе в административном порядке обязать хозяйствующий субъект выплатить спорные денежные средства потребителю, поскольку указанными полномочиями наделены судебные органы. В соответствии со ст.17 закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» и ст.11 «Гражданского Кодекса» Российской Федерации в случае отказа удовлетворить законные требования, потребитель вправе обратиться в суд. Иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по месту нахождения организации или по месту жительства истца. От уплаты государственной пошлины потребитель освобождается.
В случае установления фактов мошенничества потребитель вправе обратиться в УМВД России по Ненецкому автономному округу.
Внимание, ресурсоснабжающие и управляющие компании обязаны принимать показания приборов с истекшим сроком поверки для расчета оплаты потребленных коммунальных услуг до 1 января 2021 года. Неустойка (штраф, пени) не при этом, не взыскивается. Данные меры связаны с минимизацией рисков заражения населения в условиях распространения коронавирусной инфекции и регулируются постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2020 года N 424 «Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». Все бытовые приборы учета могут применяться физическими лицами — потребителями коммунальных услуг — без проведения очередной поверки.
Уважаемые жители Ненецкого автономного округа, по возникшим вопросам, обращайтесь к специалистам Управления Роспотребнадзора по НАО по тел. 4-68-27.
Является ли самовольная замена ИПУ вмешательством в его работу
Разбираем судебное дело, в котором кассационный суд общей юрисдикции определил, являются ли действия потребителя по самостоятельной замене счётчика несанкционированным вмешательством в работу ИПУ. Узнайте основные доводы сторон спора и судебных инстанций.
Случаи несанкционированного вмешательства в работу прибора учёта перечислены в п. 81(11) Правил № 354
За состояние счётчиков отвечает собственник помещения, в котором они установлены (п. п. 42, 80 ПП РФ № 354). Если при осмотре прибора учёта на нём обнаружены следы действий, которые могли исказить данные счётного механизма, то исполнитель коммунальной услуги составляет акт о несанкционированном вмешательстве (п. 2 ПП РФ № 442, п. 81(11) ПП РФ № 354).
К подобному вмешательству относятся механическое повреждение корпуса счётчика или заводских пломб, антимагнитных пломб, установка магнитов, подключение к сети и трубопроводу в обход счётчика и другое.
На основании составленного в установленном порядке акта безучётного потребления ресурсов исполнитель КУ доначисляет плату за коммунальный ресурс в соответствии с п.п. 62, абз. 6 п. 81(11) ПП РФ № 354, если доступ к ИПУ в отсутствие потребителя невозможен.
Объём определяется согласно нормативам потребления ресурса, установленным в регионе РФ, с применением повышающего коэффициента 10. Период, за который делается расчёт, начинается с даты предыдущей проверки ИПУ до даты составления акта, но при этом не может быть больше трёх месяцев.
ВС РФ отметил, что положения абз. 6 п. 81(11) ПП РФ № 354 соответствуют требованиям ЖК РФ и в случае причинения реального имущественного ущерба исполнителю при несанкционированном вмешательстве в работу ПУ является допустимым механизмом его возмещения. Такие нормы ПП РФ № 354 стимулируют потребителей не допускать несанкционированного вмешательства в работу прибора учёта.
Замена ИПУ должна производиться после уведомления исполнителя КУ и в присутствии его представителя
В законодательстве вопрос о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учёта проработан, но на практике поставщики коммунальных ресурсов не всегда могут без помощи суда правильно интерпретировать действия потребителей в отношении ИПУ. Разберём пример.
В суд обратился поставщик электроэнергии Приморья. Он требовал взыскать с жителя дома задолженность за ресурс, рассчитанную на основании акта безучётного потребления, в сумме почти 60 тысяч рублей. Такой акт был составлен, поскольку потребитель самостоятельно, без уведомления исполнителя услуг, демонтировал старый ИПУ и установил новый. Ответчик попросил поставщика электроэнергии опломбировать счётчик.
Специалисты приехали к потребителю, зафиксировали факт вмешательства в работу прибора учёта. Также они указали, что житель дома не сохранил старый счётчик и установил новый не на границе балансовой принадлежности сетей. Потребитель составленный акт не подписал и рассчитанный по нему объём безучётного потребления не оплатил, из-за чего спор перешёл в суд.
Истец посчитал, что собственник нарушил п. 81(13) Правил № 354. В случае выхода прибора учёта из строя он был обязан незамедлительно известить об этом исполнителя услуг, сообщить показания ИПУ на тот момент и организовать его замену в течение 30 дней. Для демонтажа неисправного счётчика потребитель обязан известить исполнителя КУ о дате и времени таких работ не менее чем за 2 рабочих дня. Замена ИПУ проводится в присутствии представителей исполнителя услуг.
Собственник в суде пояснил, что обращался к исполнителю услуг с вопросом замены ИПУ и писал заявление. Приехавшие к нему представители компании замену не произвели, посчитав, что счётчик стоит не на границе балансовой принадлежности. Тогда потребитель сам заменил ИПУ и попросил исполнителя услуг его опломбировать. Выставляемые ему квитанции с расчётом платы по-среднему, а затем по нормативу он исправно оплачивал, поэтому у него нет долга за электроэнергию.
Суд первой инстанции встал на сторону потребителя. Он указал, что в данном случае исполнитель коммунальной услуги был обязан применять пп. «г» п. 59 Правил № 354: при выходе из строя ИПУ расчёт платы за ресурс должен вестись исходя из рассчитанного среднемесячного объёма потребления, определенного по показаниям.
С даты истечения срока эксплуатации прибора учёта электрической энергии, сторонами по договору энергоснабжения должен применяться расчётный метод определения платы за потреблённый ресурс. Суд не нашёл в деле признаков бездоговорного потребления или вмешательства в работу ИПУ. Судья отказал поставщику во взыскании долга с собственника.
Несанкционированное вмешательство в работу ИПУ – повреждение пломб и счётчика
- он самовольно заменил ранее установленный прибор учёта электроэнергии на новый в отсутствие представителя сетевой организации или поставщика ресурса;
- при замене счётчика не зафиксированы показания старого ИПУ, не проверено наличие пломб визуального контроля и государственного поверителя перед его демонтажем;
- не проверена схема подключения нового прибора учёта.
Апелляционный суд указал, что в силу ст. 543 ГК РФ, абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей и приборов, соблюдать установленный режим потребления энергии и сообщать энергоснабжающей организации о неисправностях приборов учёта.
Согласно п. 81(13) Правил № 354, если счётчик вышел из строя, потребитель должен известить об этом исполнителя, а также сообщить дату и время его замены не менее чем за 2 рабочих дня до этого. Демонтаж прибора учёта выполняется в присутствии исполнителя КУ.
Обязанность обеспечить сохранность расчётного прибора учёта электроэнергии, его пломб и соответствие цепей учёта электроэнергии установленным правилам лежит на потребителе (п. 2.11.17 Правил Минэнерго РФ от 13.01.2003 № 6).
Потребление электроэнергии при вмешательстве в работу ИПУ: нарушении его целостности, пломб, знаков визуального контроля, порядка подключения счётчика – в соответствии с п. 2 Правил № 442 признаётся безучётным. Оно может быть зафиксировано при проверке работы ИПУ и при осмотре перед демонтажом (п.177 Правил № 442).
- самовольно произвёл его демонтаж;
- не сохранил прежний ИПУ;
- не дал возможности сетевой организации и гарантирующему поставщику проверить наличие пломб на прежнем счётчике.
Поэтому исполнитель услуг правомерно составил акт о безучётном потреблении электроэнергии и рассчитал на это основании задолженность ответчика. Поскольку собственник долг не оплатил, то требования поставщика ресурса о взыскании этих денег подлежат удовлетворению. Решение первой инстанции суд отменил.
Самовольная замена ИПУ не является случаем вмешательства в работу прибора учёта
Потребитель подал жалобу в кассационный суд, который подробно исследовал вопрос о том, правильно ли гарантирующий поставщик электроэнергии квалифицировал действия потребителя. От этого зависит подход к расчёту платы за ресурс и размера задолженности ответчика.
Истец действовал на основании п. п. 62, 81(11) Правил № 354 как при установленном и зафиксированном факте несанкционированного вмешательства потребителя в работу прибора учёта. Расчёт задолженности произведён с использование формулы их п. 81(11) Правил № 354.
- целостность счётчика и отсутствие на нём механических повреждений, отверстий или трещин, прилегание стекла индикатора;
- наличие и сохранность контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб, отсутствие повреждений клеммной крышки ИПУ;
- есть ли доступ к узлам, зажимам прибора учёта, что позволит вмешаться в его работу.
Несанкционированным вмешательством в работу ИПУ являются обнаруженные при проверке перечисленные выше нарушения.
- самовольно демонтировать приборы учёта;
- несанкционированно подключать оборудование к внутридомовым инженерным системам, вносить в них изменения.
Судья сделал вывод, что ответчик нарушил правила установки прибора учёта. У исполнителя коммунальной услуги не было оснований для составления соответствующего акта и начисления по нему платы согласно п. 81(11) Правил № 354. Если новый ИПУ не был принят к учёту, то плата за электроснабжение для потребителя должна определяться расчётными методами в соответствии с пп. «а» п. 59, п. 60 Правил № 354.
Кассационный суд отменил определение апелляционной инстанции и направил дело на новое рассмотрение (определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 08.07.2021 по делу № 88-4351/2021).
На заметку
Управляющая домом организация в отсутствие прямого договора между собственниками и РСО является исполнителем коммунальных услуг. В её обязанности, помимо прочего, входит проверка состояния и показаний индивидуальных приборов учёта и пресечение безучётного потребления ресурсов, вмешательства в работу счётчиков.
Как показало рассмотренное дело, исполнителям КУ не всегда просто разобраться, какие действия жителей МКД можно интерпретировать как несанкционированное вмешательство, а какие – как нарушение правил замены ИПУ. Чтобы собственники не производили демонтаж и установку счётчиков самовольно, управляющим домами следует своевременно уведомлять жителей дома о необходимости такой замены и рассказывать, как это нужно делать согласно Правилам № 354.
Заменили счетчик электроэнергии без моего ведома что делать
Оставьте свои контактные данные
Оставьте свой вопрос
Bitlex
Блог
Консультации
Жилищное право
НУЖЕН СОВЕТ ЮРИСТА?
ЗАКАЖИТЕ КОНСУЛЬТАЦИЮ В BITLEX
Сервисом Bitlex было рассмотрено Ваше обращение и сообщается следующее.
Целью установки приборов коммерческого учета являются:
1) составление расчетов, финансовых взаимоотношений между теплоснабжающей организацией и потребителем тепловой энергии;
2) контроль за тепловым режимом работы системы отопления;
3) контроль за расходами сетевой воды в трубопроводах;
4) измерение и регистрация температуры воды в трубопроводах;
5) измерение и регистрация объема потребления тепловой энергии.
Двухзонные и трехзонные счетчики устанавливаются для достижения максимально равномерного распределения тепла, снижения потребления тепловой энергии и тому подобное.
К сожалению, если во всем доме осуществляется замена счетчиков, то Вы не можете отказаться от этого.
Эта ситуация регулируется Правилами пользования электрической энергией для населения, утвержденных постановлением Кабинета Министров Украины от 26.07.1999 № 1357.
Так, бытовой потребитель электрической энергии обязан:
- соблюдать требования нормативно-технических документов и договора;
- обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасную эксплуатацию своих электроустановок и бытовых электроприборов;
- обеспечивать доступ представителям энергопоставщика после предъявления ими служебных удостоверений в квартиру или иного объекта для обследования средства учета, электроустановок и электропроводки и тому подобное.
С другой стороны, энергопоставщик обязуется:
- обеспечивать надежное снабжение электрической энергии согласно условиям лицензий и договора;
- предоставлять информацию об услугах, связанных с электроснабжением, и о сроках ограничений и отключений;
- гарантировать безопасное пользование услугами, связанными с электроснабжением, при условии соблюдения бытовыми потребителями требований правил безопасной эксплуатации внутренней электрической сети, электроустановок и бытовых электроприборов;
- проводить плановую поверку, ремонт и замену приборов учета в сроки, установленные нормативно-техническими документами и договором.
При этом Правилами также установлено, что энергопоставщик имеет право отключить потребителя от поставок электрической энергии без его согласия в случае невыполнения предписания Государственной инспекции по энергетическому надзору за режимами потребления электрической энергии.
Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг, своим постановлением от 15.12.2016 № 2219 одобрила Инвестиционную программу по распределению электрической энергии (передачи электрической энергии местными (локальными) электросетями) и поставке электрической энергии по регулируемому тарифу Публичному акционерному обществу «ДТЭК Днепрооблэнерго» на 2017 год.
Итак, энергопоставщик вправе осуществлять плановую замену счетчиков на зонные приборы учета за свой счет. Отказ от такой замены может привести к отключению потребителя от энергоснабжения.