Что относится к полномочиям правительства российской федерации разработка и принятие законов
Перейти к содержимому

Что относится к полномочиям правительства российской федерации разработка и принятие законов

  • автор:

Федеральный конституционный закон от 06.11.2020 г. № 4-ФКЗ

1. Исполнительную власть Российской Федерации осуществляют Правительство Российской Федерации и иные федеральные органы исполнительной власти в соответствии со структурой федеральных органов исполнительной власти под общим руководством Президента Российской Федерации, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

2. Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение в Российской Федерации единой социально ориентированной государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды.

3. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие Правительства Российской Федерации и иных органов, входящих в единую систему публичной власти.

4. Президент Российской Федерации имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации и заседаниях Президиума Правительства Российской Федерации.

5. Президент Российской Федерации утверждает по предложению Председателя Правительства Российской Федерации структуру федеральных органов исполнительной власти и вносит в нее изменения.

6. Президент Российской Федерации определяет в структуре федеральных органов исполнительной власти органы, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, и органы, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации.

Статья 2. Правовая основа деятельности Правительства Российской Федерации

Правительство Российской Федерации осуществляет свою деятельность на основе Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации.

Статья 3. Основные принципы деятельности Правительства Российской Федерации

Правительство Российской Федерации в своей деятельности руководствуется принципами верховенства Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также принципами народовластия, ответственности, гласности, обеспечения прав и свобод человека и гражданина, единства системы публичной власти.

Статья 4. Состав Правительства Российской Федерации

1. Правительство Российской Федерации состоит из членов Правительства Российской Федерации — Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.

2. Заместители Председателя Правительства Российской Федерации, федеральные министры могут замещать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной службы и муниципальные должности в случае, если это предусмотрено федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.

3. Члены Правительства Российской Федерации не могут быть сенаторами Российской Федерации, депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Статья 5. Акты Правительства Российской Федерации

1. Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, а также обеспечивает их исполнение.

2. Акты Правительства Российской Федерации, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации. Акты Правительства Российской Федерации по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства Российской Федерации.

3. Порядок принятия актов Правительства Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами, распоряжениями и поручениями Президента Российской Федерации.

4. Акты Правительства Российской Федерации подписываются Председателем Правительства Российской Федерации.

5. Акты Правительства Российской Федерации вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации, если такими актами не предусмотрен иной порядок их вступления в силу.

6. Акты Правительства Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.

7. Акты Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее дня их официального опубликования. Иные акты Правительства Российской Федерации, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания, если такими актами не предусмотрен иной порядок их вступления в силу.

8. Акты Правительства Российской Федерации могут быть обжалованы в суд.

9. Акты Правительства Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, указам и распоряжениям Президента Российской Федерации.

Глава 2. Члены Правительства Российской Федерации

Статья 6. Ограничения и запреты, связанные с замещением должности члена Правительства Российской Федерации. Требования, предъявляемые к члену Правительства Российской Федерации

1. Членом Правительства Российской Федерации может быть гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

2. Члену Правительства Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, а также владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами. Данный запрет также распространяется на супругу (супруга) и несовершеннолетних детей члена Правительства Российской Федерации. Понятие «иностранные финансовые инструменты» используется в значении, указанном в Федеральном законе от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами». Контроль за соблюдением членами Правительства Российской Федерации, их супругами и несовершеннолетними детьми данного запрета осуществляется в порядке, предусмотренном указом Президента Российской Федерации.

3. Член Правительства Российской Федерации не вправе:

1) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе участвовать в управлении хозяйствующим субъектом независимо от его организационно-правовой формы, если иное не предусмотрено федеральными законами или если в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, члену Правительства Российской Федерации не поручено участвовать в управлении хозяйствующим субъектом;

2) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации или договоренностями на взаимной основе федеральных органов государственной власти с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями;

3) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в органах государственной власти;

4) использовать в неслужебных целях информацию, средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, предназначенные только для служебной деятельности;

5) получать гонорары за публикации и выступления в качестве члена Правительства Российской Федерации;

6) получать в связи с осуществлением своих полномочий от физических и юридических лиц не предусмотренные федеральным законодательством ссуды, подарки, денежное и иное вознаграждение, в том числе услуги, оплату развлечений и отдыха;

7) принимать без разрешения Президента Российской Федерации почетные и специальные звания, награды и иные знаки отличия иностранных государств;

8) выезжать в служебные командировки за пределы Российской Федерации за счет физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации или по договоренностям на взаимной основе федеральных органов государственной власти с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями;

9) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации или договоренностями на взаимной основе федеральных органов государственной власти с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями.

4. Член Правительства Российской Федерации обязан:

1) сообщать в порядке, предусмотренном указами Президента Российской Федерации, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта;

2) передавать на время замещения должности члена Правительства Российской Федерации находящиеся в его собственности ценные бумаги (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

5. Член Правительства Российской Федерации при назначении на должность и впоследствии ежегодно, не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным финансовым годом, обязан представлять Президенту Российской Федерации сведения о доходах, ценных бумагах и ином имуществе, принадлежащем на праве собственности члену Правительства Российской Федерации, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям, а также о своих обязательствах имущественного характера и об обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Порядок представления таких сведений, проведения их анализа и опубликования определяется Президентом Российской Федерации.

6. Член Правительства Российской Федерации в случаях и порядке, которые установлены Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» и указами Президента Российской Федерации, представляет:

1) сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций);

2) сведения об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка, указанная в пункте 1 настоящей части.

7. Контроль за соответствием расходов члена Правительства Российской Федерации, расходов его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей общему доходу члена Правительства Российской Федерации и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки, осуществляется в порядке, предусмотренном указами Президента Российской Федерации.

Статья 7. Назначение на должность Председателя Правительства Российской Федерации

1. Председатель Правительства Российской Федерации назначается на должность Президентом Российской Федерации после утверждения его кандидатуры Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Государственная Дума).

2. Представление по кандидатуре Председателя Правительства Российской Федерации вносится в Государственную Думу Президентом Российской Федерации не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента Российской Федерации или после отставки Правительства Российской Федерации либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой или освобождения Президентом Российской Федерации от должности либо отставки Председателя Правительства Российской Федерации.

3. Государственная Дума рассматривает представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру Председателя Правительства Российской Федерации в течение недели со дня внесения представления.

4. По результатам рассмотрения представленной Президентом Российской Федерации кандидатуры Председателя Правительства Российской Федерации Государственная Дума вправе утвердить или отклонить ее.

5. Если Государственная Дума утверждает представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру Председателя Правительства Российской Федерации, Президент Российской Федерации назначает данную кандидатуру на должность Председателя Правительства Российской Федерации.

6. Если Государственная Дума отклоняет представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру Председателя Правительства Российской Федерации, Президент Российской Федерации вправе внести в Государственную Думу представление по новой кандидатуре Председателя Правительства Российской Федерации или повторно по той кандидатуре, которая была отклонена Государственной Думой.

7. После трехкратного отклонения Государственной Думой представленных Президентом Российской Федерации кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Президент Российской Федерации назначает на должность Председателя Правительства Российской Федерации. В этом случае утверждение кандидатуры Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой не требуется.

Статья 8. Временное исполнение обязанностей Председателя Правительства Российской Федерации

В случае временного отсутствия Председателя Правительства Российской Федерации, в том числе ввиду болезни или отпуска, Президент Российской Федерации своим решением вправе возложить временное исполнение обязанностей Председателя Правительства Российской Федерации на одного из заместителей Председателя Правительства Российской Федерации. Если соответствующее решение Президентом Российской Федерации принято не было, временное исполнение обязанностей Председателя Правительства Российской Федерации осуществляется Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации в соответствии с распределением обязанностей, установленным Председателем Правительства Российской Федерации.

Статья 9. Назначение на должность заместителей Председателя Правительства Российской Федерации

1. Заместители Председателя Правительства Российской Федерации назначаются на должность Президентом Российской Федерации после утверждения их кандидатур Государственной Думой. Президент Российской Федерации не вправе отказать в назначении на должность заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, кандидатуры которых утверждены Государственной Думой.

2. Председатель Правительства Российской Федерации представляет Государственной Думе на утверждение кандидатуру Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации:

1) в случае формирования нового состава Правительства Российской Федерации — не позднее двухнедельного срока со дня назначения на должность Председателя Правительства Российской Федерации;

2) в случае, если должность Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации стала вакантной после назначения на должность Председателя Правительства Российской Федерации, — не позднее недельного срока со дня появления вакантной должности Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации;

3) в случае, если должность Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации стала вакантной до назначения на должность Председателя Правительства Российской Федерации, — не позднее недельного срока со дня назначения на должность Председателя Правительства Российской Федерации.

3. Государственная Дума не позднее недельного срока со дня представления Председателем Правительства Российской Федерации кандидатуры Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации принимает решение об утверждении или отклонении такой кандидатуры.

4. Если Государственная Дума утверждает представленную Председателем Правительства Российской Федерации кандидатуру Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, Президент Российской Федерации назначает данную кандидатуру на должность Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации.

5. Если Государственная Дума отклоняет представленную Председателем Правительства Российской Федерации кандидатуру Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, Председатель Правительства Российской Федерации вправе представить Государственной Думе новую кандидатуру Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации или повторно ту кандидатуру, которая была отклонена Государственной Думой.

6. После трехкратного отклонения Государственной Думой представленных Председателем Правительства Российской Федерации кандидатур заместителей Председателя Правительства Российской Федерации Президент Российской Федерации вправе назначить Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации из числа кандидатур, представленных Президенту Российской Федерации Председателем Правительства Российской Федерации. В этом случае утверждение кандидатуры Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой не требуется.

Статья 10. Назначение на должность федеральных министров

1. Президент Российской Федерации назначает на должность:

1) федеральных министров — руководителей федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности, после консультаций с Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Совет Федерации);

2) иных федеральных министров после утверждения их кандидатур Государственной Думой.

Тест по обществознанию_9 кл_ по теме_"Конституционный строй РФ"
тест по обществознанию (9 класс)

Воробьева Екатерина Андреевна

2. Что отличает конституцию от других правовых актов?

1) письменная форма 2 ) высшая юридическая сила

3) обращение ко всем гражданам 4) поддержка силой государства

3. Что относится к полномочиям Государственной Думы?

1) разработка и принятие законов 2) управление федеральной собственностью

3) решение вопросов войны и мира 4) разработка и исполнение бюджета страны

4. Президент Российской Федерации является

1) главой государства 2) главой политической системы

3) главой законодательной власти 4) главой судебной власти

5. Что относится к полномочиям Правительства Российской Федерации?

1) разработка и принятие законов

2) управление федеральной собственностью

3) решение вопросов гражданства РФ

4) введение чрезвычайного положения

6. Высшим органом законодательной власти в Российской Федерации является

1) Правительство РФ 2) Федеральное Собрание РФ

3) Общественная палата 4) Конституционный Суд

7. Президент государства М. заявил о своем намерении баллотироваться на следующих выборах президента, несмотря на то, что он уже занимает этот пост в течение двух сроков подряд. Таким образом, он нарушил Конституцию. Нормы какой отрасли права будут регулировать этот вопрос?

1) административного 2) трудового 3) конституционного 4) гражданского

8. Исполнительную власть в РФ осуществляет

1) Государственная Дума 2) Совет безопасности 3) Президент 4) Правительство

9. Что отличает конституцию от других правовых актов?

1) письменная форма 2) высшая юридическая сила

3) обращение ко всем гражданам 4) поддержка силой государства

10. Президент Российской Федерации

1) решает вопрос о доверии Правительству РФ

2) осуществляет управление федеральной собственностью

3) разрабатывает федеральный бюджет

4) определяет основные направления внутренней и внешней политики РФ

11. Конституция РФ провозглашает, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Это свидетельствует об (о)

1) идеологическом многообразии 2) разделении властей

3) развитии гражданского общества 4) светском характере государства

12. В соответствии с Конституцией РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся(-ится)

1) государственные награды и почётные звания Российской Федерации

2 ) природопользование, охрана окружающей среды

3) оборона и безопасность, оборонное производство

4) определение статуса и защита государственной границы РФ

13. Верны ли следующие суждения? Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет

А. Постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет

Б. С рождения постоянно проживающий на территории РФ

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

1. Учитель на уроке рассказывал о юридической ответственности. Сравните гражданско-правовую и уголовную ответственность. Выберите номера черт сходства и черт отличия.

1) наступает только за совершённое преступление

2) применяется компетентными органами государства

3) строго регламентируется нормами права

4) влечёт судимость гражданина

2. Установите соответствие между органами государственной власти в Российской Федерации и их полномочиями.

ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

А) заслушивает ежегодные отчёты Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности

Б) осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации

В) утверждает изменения границ между субъектами Российской Федерации

Г) управляет федеральным имуществом

Д) решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища

Е) проводит финансовую, кредитную и денежную политику

Ж) принимает Федеральные законы

3) Государственная дума

4) Совет Федерации

3. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А) Законы регулируют жизнь общества, устанавливая рамки дозволенного поведения.

(Б) Слишком большое число законов так же вредно для общества, как и их недостаток.

(В) В любом государстве действуют правоохранительные органы, основными задачами которых является защита прав и свобод граждан, борьба с правонарушениями.

Определите, какие положения текста

1) отражают факты

2) выражают мнение

Конституция РФ; основы конституционного строя РФ 2 вариант

1. В совместном ведении РФ и её субъектов находится(-ятся)

1) управление федеральной государственной собственностью

2) общие вопросы воспитания, образования, науки

3) судоустройство, прокуратура

4) государственные награды и почётные звания РФ

2. Что относится к полномочиям Совета Федерации?

1) решение территориальных споров между субъектами Российской Федерации

2) управление федеральной собственностью

3) разработка и исполнение бюджета страны

4) определение основных направлений внутренней политики

3. Президент Российской Федерации

1) избирается всенародным голосованием 2) назначается сроком на 5 лет

3) избирается Государственной Думой 4) утверждается Федеральным Собранием

4. Что относится к полномочиям Президента Российской Федерации?

1) определение основных направлений внутренней политики

2) разработка и принятие законов

3) управление федеральной собственностью

4) разработка и исполнение бюджета РФ

5. Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет

1) Государственная Дума 2) Правительство РФ 3) Совет Федерации 4) Общественная палата

6. Конституция страны как Основной Закон государства отличается тем, что

1) она принимается президентом

2) ее положениям не должны противоречить все остальные нормативные акты

3) она принимается парламентом страны

4) ее положения не могут быть пересмотрены

7. Депутаты Государственной Думы РФ являются представителями власти

1) исполнительной 2) муниципальной 3) законодательной 4) судебной

8. Надзор за точным и единообразным исполнением законов на территории российского государства осуществляет

1) Министерство внутренних дел 2) Прокуратура 3) Министерство юстиции 4) Нотариат

9. Согласно Конституции, основным источником власти в Российской Федерации является

1) Федеральное собрание Российской Федерации 2) Президент Российской Федерации

3) народ Российской Федерации 4) Председатель Правительства РФ

10. Что относится к полномочиям законодательной власти в Российской Федерации?

1) составление и реализация государственного бюджета

2) осуществление контроля над денежной эмиссией

3) обсуждение и принятие федеральных законов

4) обращение с ежегодными посланиями к гражданам государства

11. Конституция РФ провозглашает нашу страну социальным государством. Это означает, что

1) политика государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека

2) народы, проживающие на территории РФ, имеют равные права

3) власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви

4) человек, его права и свободы признаются высшей ценностью

12. Верны ли следующие суждения о Конституции в иерархии нормативных актов?

А. Конституция всегда предусматривает особый порядок изменения ее статей, в чем проявляется ее исключительность.

Б. Нормы Конституций республик в составе России не могут противоречить Конституции РФ.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

13. В РФ государственной религией является:

1) православие 2) ислам 3) католичество 4) ни одна из них

1. Илья изучал конституционное устройство России, федеральные и региональные органы власти. Сравните полномочия этих органов власти. Выберите номера черт сходства и черт отличия.

1) Осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями и ликвидация их последствий.

2) Определение статуса и защита государственной границы.

3) Вопросы воспитания, образования, науки, культуры и спорта.

4) Утверждение структуры органов государственной власти республик, краёв, областей.

3. Полномочия Правительства рф

Как высший орган федеральной исполнительной власти Правительство РФ обладает широким кругом полномочий:

организует в пределах своей компетенции реализацию внутренней и внешней политики;

осуществляет регулирование в социально-экономической сфере;

обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации,

направляет и контролирует деятельность ее органов;

реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.

В ряде случаев, если это не противоречит Конституции, Правительство по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Федерации может делегировать им часть своих полномочий, а также осуществлять полномочия, переданные ему этими органами на основании соответствующих соглашений.

Одной из основных функций Кабинета министров являются

организация исполнения федеральных законов,

систематический контроль над их исполнением органами исполнительной власти всех уровней

и принятие необходимых мер по устранению допущенных нарушений.

Данная задача предопределяет содержание и характер полномочий Правительства и подзаконностъ его решений (принятие их на основе и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов и указов Президента РФ).

Работа Правительства РФ в сфере экономики включает:

регулирование экономических процессов;

обеспечение единства экономического пространства и свободы экономической деятельности, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств в России;

прогнозирование социально-экономического развития страны, разработку и осуществление программы развития приоритетных отраслей экономики;

выработку государственной структурной и инвестиционной политики и принятие мер по ее реализации, управление федеральной собственностью;

разработку и реализацию государственной политики в сфере международного экономического, финансового и инвестиционного сотрудничества;

общее руководство таможенным делом;

защиту интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг;

формирование мобилизационного плана экономики России, обеспечение функционирования оборонного производства.

К основным полномочиям в сфере бюджета и финансов относятся:

обеспечение проведения в России единой финансовой, кредитной и денежной политики;

разработка и представление на рассмотрение Государственной Думы федерального бюджета и обеспечение его исполнения;

представление Государственной Думе отчета об исполнении федерального бюджета;

разработка и реализация налоговой политики;

совершенствование бюджетной системы;

регулирование рынка ценных бумаг;

управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации;

валютное регулирование и валютный контроль;

руководство валютно-фпнансовой деятельностью в отношениях России с иностранными государствами;

разработка и осуществление мер по проведению единой политики цен.

Компетенция Правительства РФ в социальной сфере

обеспечение проведения единой государственной социальной политики, реализации конституционных прав граждан в области социального обеспечения;

принятие мер по осуществлению трудовых прав граждан;

разработка программ сокращения и ликвидации безработицы и реализация этих программ;

проведение единой государственной миграционной политики;

реализация прав граждан на охрану здоровья;

обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в стране;

решение проблем семьи, материнства, отцовства и детства, осуществление молодежной политики;

взаимодействие с общественными объединениями и религиозными организациями;

разработка и реализация мер по развитию физической культуры, спорта и туризма, а также санитарно-курортной сферы.

В области научных знаний Правительство

обеспечивает государственную поддержку развития фундаментальной науки и приоритетных направлений прикладной науки, имеющих общегосударственное значение;

проводит единую государственную политику в области совершенствования общего и профессионального образования, развивает сферу бесплатного образования;

обеспечивает юсударственную поддержку культуры и сохранение объектов культурного наследия общегосударственного значения и культурного наследия народов России.

В сфере природопользования и охраны окружающей среды к компетенции Правительства относятся:

проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности;

реализация прав граждан на благоприятную окружающую среду, обеспечение экологического благополучия;

организация деятельности по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы страны;

координация деятельности по предотвращению, уменьшению опасности ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф.

Правительство участвует в разработке и реализации государст-венной политики, направленной на обеспечение безопасности личности, общества и государства:

осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, по борьбе с преступностью и другими общественно опасными явлениями;

разрабатывает и реализует меры по укреплению кадров, улучшению материально-технической базы правоохранительных органов;

осуществляет меры по обеспечению деятельности органов судебной власти.

В сфере обеспечения обороны и государственной безопасности осуществляются следующие мероприятия:

оснащение вооружением и военной техникой, материальными средствами, ресурсами и услугами Вооруженных Сил РФ, других родов войск и военных формирований;

выполнение государственных целевых программ подготовки граждан военно-учетным специальностям;

реализация социальных гарантий для военнослужащих и иных лиц, привлекаемых в соответствии с федеральными законами к обороне или обеспечению государственной безопасности Российской Федерации;

совершенствование охраны Государственной границы;

руководству гражданской обороной.

К компетенции Правительства относится и сфера внешней политики и международных отношении:

представительство Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях;

заключение и пределах данных ему полномочий международных договоров и выполнение принятых по ним обязательств, а также наблюдение за выполнением этих обязательств друигми участниками договоров;

отстаивание геополитических интересов Российской Федерации, зашита граждан России за ее пределами;

регулирование и государственный контроль над внешнеэкономической деятельностью, в сфере международного научно-технического и культурного сотрудничества.

Говоря о компетенции Правительства РФ нельзя обойти вниманием принадлежащее ему право законодательной инициативы.

Это право реализуется путем внесения в Государственную Думу тех или иных законопроектов (ст. 104 Конституции РФ).

Порядок организации такой деятельности Правительства РФ определяется Регламентом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 18 июня 1998 г. № 604 (с изм. от 29 марта, 26 октября 1999 г., 25 февраля, 5 октября 2000 г.).

Правительство обладает правом направлять в Совет Федерации и Госдуму официальные отзывы на рассматриваемые палатами проекты правовых актов и предложения о поправках к ним, которые подлежат обязательному оглашению в соответствующих комитетах Госдумы и на заседаниях Совета Федерации.

В соответствии со ст. 104 Конституции РФ Правительство дает заключения по законопроектам

о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты,

о выпуске государственных займов,

изменении финансовых обязательств государства

и другим законопроектам, предусматривающим расходы, покрываемые за счет федерального бюджета.

Заключения, поправки и официальные отзывы Правительства РФ на рассматриваемые палатами законопроекты направляются им в письменной форме.

Члены Правительства вправе присутствовать и выступать на заседаниях палат Федерального Собрания РФ, их комитетов и комиссий в соответствии с регламентами палат.

Для защиты позиций Правительства по рассматриваемым зако- нопроектам поручением Председателя Правительства или его заместителя в палаты может быть направлен специальный представи- тель (полномочия которого определяются в поручении), аргументы которого должны быть выслушаны.

Помимо перечисленных выше функций Правительство РФ может создавать для осуществления полномочий собственные территориальные органы и назначать соответствуюших должностных лиц, устанавливать порядок их деятельности, размер ассигнований на содержание аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти це- ли в федеральном бюджете, учреждать иные организации, координа- ционные и совещательные органы, отменять или приостанавливать действие актов федеральных органов исполнительной власти.

На Правительство РФ ложатся важнейшие задачи по обеспече- нию согласованной работы федеральных органов исполнительной власти в совместной с субъектами Федерации сфере деятельности.

Во исполнение Указа Президента от 13 мая 2000 г. № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» и Постановления Правительства от 12 августа 2000 г. № 592 «О взаимодействии Правительства Российской Феде- рации и федеральных органов исполнительной власти с полномоч- ными представителями Президента Российской Федерации в феде- ральных округах и схеме размещения территориальных органов фе- деральных органов исполнительной власти» Правительство и феде- ральные органы исполнительной власти осуществляют взаимодей- ствие с полномочными представителями Президента в федеральнчх округах. Последние приглашаются на заседания Правительства правом совещательного голоса, заседания представительных комиссии и советов, совещания, проводимые Председателем или его за- местителями по вопросам, затрагивающим интересы соответствующих федеральных округов. Заместитель Председателя Правительства ежемесячно проводит рабочие встречи с полномочными представителями Президента с участием при необходимости руководителей федеральных органов исполнительной власти.

Правительство РФ осуществляет также упорядочение состава территориальных органов федеральной, исполнительной власти в целях исключения в их работе дублирования и параллелизма с деятельностью органов исполнительной власти субъектов Федерации, более четкого разграничения их функций и полномочий.

В рамках своих полномочий и во исполнение Указа Президента № 849 от 13 мая 2000 г. Правительство РФ координирует деятельность органов исполнительной власти субъектов Федерации: разрешает споры и устраняет разногласия между ними и федеральными органами исполнительной власти, создавая при необходимости согласительные комиссии из представителей заинтересованных сторон с участием работников аппарата полномочных представителей Президента в федеральных округах. Это обеспечивает сочетание интересов Российской Федерации и ее субъектов по предметам совместного ведения в сфере исполнительной власти.

Правительство РФ контролирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, а по вопросам, отнесенным к ведению Российской Федерации и совместному ведению России и ее субъектов, также деятельность органов исполнительной власти субъектов РФ.

Важной ролью Правительства РФ является обеспечение соблюдения федеральными органами исполнительной власти прав органов исполнительной власти субъектов Федерации и помощь их взаимодействию.

Для обеспечения деятельности Правительства РФ и организации контроля за реализацией органами исполнительной власти принятых им решений образуется Аппарат Правительства, который тесно взаимодействует с Администрацией Президента и аппаратами палат Федерального Собрания РФ.

Порядок деятельности Правительства РФ

Деятельность Правительства РФ осуществляется в соответствии с

Федеральным конституционным законом «О Правительстве РФ» и Регламентом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 18 июня 1998 г. за № 604 (с изменениями от 29 марта, 26 октября 1999 г., 25 февраля, 5 октября 2000 г.).

Организация заседаний. Правительством РФ решаются наиболее важные вопросы государственного управления, хозяйственной и социально-культурной жизни страны:

подготовка и исполнение федерального бюджета, а также внебюджетных фондов;

проекты программ экономического и социального развития;

предложения об объеме выпуска государственных ценных бумаг;

проекты приватизации федеральной государственной собственности, предложения об установлении и изменении ставок налогообложения;

предложения об образовании, реорганизации или ликвидации министерств, ведомств и положения о них, о подписании международных договоров и др.

Рассмотрение указанных вопросов проводится на заседаниях Правительства РФ, его Президиума, возглавляемых Председателем или его заместителем, на заседаниях правительственных координационных и совещательных органов с участием представителей заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, иных органов и организаций.

Заседания проводятся, как правило, еженедельно в установленный по утвержденному календарному плану день. Внеочередные заседания проводятся по мере необходимости. Заседание Правительства РФ считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины его членов. На заседаниях Прави-. тельства РФ согласно Конституции РФ может председательствовать и Президент РФ.

Решения Правительства РФ принимаются, как правило, общим согласием; по предложению председательствующего может быть проведено голосование, решение путем голосования принимается большинством голосов.

Вся деятельность Правительства РФ осуществляется на основе текущих и перспективных программ и планов. Правительство планирует проведение заседаний, законопроектную деятельность и осуществление контроля над исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ требований федерального законодательства.

По вопросам, рассмотренным на заседании Правительства, оформляются протокольные решения, принимаются и издаются в установленном порядке постановления и распоряжения.

Контроль за исполнением поручений, данных на правительственных заседаниях, осуществляет Аппарат Правительства.

Полномочия Правительства РФ

Одним из важнейших признаков демократического государства является разделение властей. В Российской Федерации органом, который осуществляет исполнительную власть, является правительство. Оно контролирует деятельность федеральных органов исполнительной власти. Узнаем, какие функции выполняет Правительство РФ, кто входит в его состав.

Состав Правительства

Правительство Российской Федерации имеет чёткую структуру. Каждый человек, входящий в него, выполняет свои функции.

  • Председатель Правительства (в зарубежных странах часто называется премьер-министром), назначается на данную работу президентом с согласия Государственной Думы. Он обязан организовывать функционирование всего органа власти, обозначать пути его деятельности.
  • Его заместители определяют круг деятельности органов власти по основным вопросам развития (экономика, экология, налоговая система, сельское хозяйство, промышленность, торговля, демография).

По Конституции и положениям закона «О Правительстве РФ» определены статус и порядок деятельности рассматриваемого органа. В том случае, если распоряжения Правительства нарушают законы государства, президент обладает правом их отменить.

Полномочия Правительства

Полномочия Правительства РФ устанавливаются Конституцией и законами государственного уровня. Кратко рассмотрим, какие функции оно обязано выполнять.

Правительство занимается разработкой и соблюдением бюджета страны, который оно представляет на обсуждение избранным народом депутатам. Оно также обязано отчитаться перед Государственной Думой о положительных и отрицательных итогах своей работы.

  • В пределах своих полномочий занимается выполнением планов в сфере финансов и кредитования.
  • Осуществляет исполнительную власть в области соблюдения правопорядка, принимает меры по обеспечению охраны прав каждого члена общества.
  • Осуществляет надзор в сфере соблюдения законности.
  • Поддерживает развитие науки и техники.
  • В области обороны занимается принятием мер по защите государственных границ, определяет направления сотрудничества с другими странами.
  • Управляет объектами, относящимися к собственности нашей страны (казна, природные богатства, территориальные воды, военные предприятия, федеральные автодороги).
  • Контролирует систему социального обеспечения нуждающихся в поддержке членов общества (например, инвалидов и ветеранов).
  • Способствует развитию системы волонтёрских движений.
  • Поддерживает предпринимательство.
  • Принимает меры, которые обеспечивают формирование хороших условий для жизни и работы населения.
  • Занимается принятием мер для сохранения природных объектов, развития ответственности людей при содержании представителей животного мира.

В полномочия Правительства Российской Федерации не входит издание новых законов (эта функция возложена на Государственную Думу). Оно также не контролирует судебную систему.

Что мы узнали?

Правительство Российской Федерации, деятельность которого изучается на уроках обществознания, состоит из председателя, его заместителей и федеральных министров. Оно выполняет множество важных функций: разрабатывает государственный бюджет, обеспечивает оборону страны, контролирует соблюдение законов, гарантирует права и свободы личности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *