II. Формирование и размещение информации и документов в единой информационной системе
3. Формирование информации и документов с использованием единой информационной системы осуществляется путем заполнения экранных форм веб-интерфейса единой информационной системы или путем представления в единую информационную систему электронного документа, содержащего сформированную информацию, посредством информационного взаимодействия единой информационной системы с иными информационными системами, используемыми субъектами единой информационной системы.
4. Документы, сформированные без использования единой информационной системы, размещаются в единой информационной системе в форме электронного документа или образа бумажного документа, объем каждого из которых не должен превышать 50 мегабайт, при этом:
а) если информация, содержащаяся в таких электронных документах и (или) образах, не соответствует информации, сформированной с использованием единой информационной системы, приоритет имеет информация, сформированная с использованием единой информационной системы;
б) такие электронные документы и образы должны иметь открытые форматы, обеспечивающие возможность просмотра всего документа либо его фрагмента средствами общедоступного программного обеспечения, и не должны быть зашифрованы или защищены средствами, не позволяющими осуществить ознакомление с их содержимым без дополнительного программного обеспечения, которое требует заключения лицензионного или иного соглашения с правообладателем такого программного обеспечения, если оно предусматривает взимание платы.
5. В единой информационной системе, в том числе во взаимодействии с иными информационными системами, осуществляются формирование и размещение документов, предусмотренных Федеральным законом, в том числе:
а) плана-графика закупок по форме, установленной в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 16 Федерального закона;
б) извещения об осуществлении закупки;
в) разъяснения положений извещения об осуществлении закупки;
г) извещения об отмене закупки;
д) приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) с приложением документации о закупке в форме электронного документа или образа бумажного документа (при проведении закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме);
е) проекта контракта;
ж) протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта;
з) протокола об отказе от заключения контракта;
к) документа о приемке;
л) мотивированного отказа от подписания документа о приемке;
м) электронного уведомления, предусмотренного частью 16 статьи 94 Федерального закона (при применении мер ответственности и совершении иных действий в связи с нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта);
н) соглашения об изменении контракта;
о) соглашения о расторжении контракта;
п) решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта;
р) решения поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта;
с) извещения об отмене решения об одностороннем отказе от исполнения контракта;
т) обращения о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по форме, установленной в соответствии с пунктом 1 части 11 статьи 93 Федерального закона;
у) обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по форме, установленной в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 104 Федерального закона;
ф) жалобы на действия (бездействие) субъектов контроля, предусмотренных Федеральным законом;
х) отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций по форме, установленной в соответствии с частью 4.1 статьи 30 Федерального закона;
ц) отчета об объеме закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг по форме, установленной в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 30.1 Федерального закона.
6. В единой информационной системе осуществляется размещение сформированных в соответствии с Федеральным законом на электронной площадке, специализированной электронной площадке электронных документов, в том числе протоколов:
а) рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в закупке (при проведении открытого конкурса в электронной форме);
б) рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке (при проведении открытого конкурса в электронной форме);
в) подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги (при проведении открытого аукциона в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме);
г) рассмотрения запросов о представлении документации о закупке (при проведении закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме);
д) подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
7. Совокупный объем электронных уведомлений, предусмотренных подпунктом «м» пункта 5 настоящего Положения, направляемых в отношении одного контракта, не должен превышать 150 мегабайт для каждой из сторон такого контракта. При превышении такого объема обмен информацией и документами осуществляется без использования единой информационной системы.
8. К форме извещения об осуществлении закупки предъявляются следующие требования:
а) извещение об осуществлении закупки формируется по форме согласно приложению;
б) раздел 1 должен содержать следующую информацию, формируемую с использованием единой информационной системы:
наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, ответственное должностное лицо заказчика, специализированной организации (в случае ее привлечения заказчиком);
идентификационный код закупки;
указание на соответствующую часть статьи 15 Федерального закона, в соответствии с которой осуществляется закупка;
указание на осуществление закупки в соответствии с Федеральным законом «О государственном оборонном заказе»;
способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
адрес в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» электронной площадки;
наименование объекта закупки;
информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования;
информация о количестве, единице измерения и месте поставки товара;
информация об объеме, о единице измерения (при наличии) и месте выполнения работы или оказания услуги;
срок исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта);
начальная (максимальная) цена контракта (цена отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы). В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Федерального закона, указываются начальная цена единицы товара, работы, услуги, а также начальная сумма цен указанных единиц и максимальное значение цены контракта. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 34 Федерального закона, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта;
наименование валюты в соответствии с общероссийским классификатором валют;
критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости критериев;
требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Федерального закона;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 31.10.2022 N 1946)
(см. текст в предыдущей редакции)
требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям;
требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 2.1 статьи 31 Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям;
требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Федерального закона;
информация о предоставлении преимущества в соответствии со статьями 28 и 29 Федерального закона;
информация о преимуществах в соответствии с частью 3 статьи 30 Федерального закона;
требование, установленное в соответствии с частью 5 статьи 30 Федерального закона, с указанием объема привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций;
информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами;
размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, условия независимой гарантии;
реквизиты счета, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;
размер обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению;
информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 Федерального закона;
информация о казначейском сопровождении (если в соответствии с законодательством Российской Федерации расчеты по контракту или расчеты по контракту в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению);
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 31.10.2022 N 1946)
информация о возможности заказчика заключить контракты, указанные в части 10 статьи 34 Федерального закона, с несколькими участниками закупки с указанием количества указанных контрактов;
информация о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии со статьей 95 Федерального закона;
дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
дата окончания срока рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в закупке;
дата окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке;
дата окончания срока рассмотрения заявок;
дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги;
в) раздел 2 должен содержать указание на следующие документы, прилагаемые к извещению об осуществлении закупки в форме электронных документов или образов бумажных документов, сформированных без использования единой информационной системы:
описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Федерального закона;
обоснование начальной (максимальной) цены контракта;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 31.10.2022 N 1946)
(см. текст в предыдущей редакции)
требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Федеральным законом и инструкция по ее заполнению;
порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Федеральным законом;
перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках.
П. 9 применяется при осуществлении закупок, извещения об осуществлении которых размещены с 01.01.2023 (Постановление Правительства РФ от 31.10.2022 N 1946).
9. При формировании извещения об осуществлении закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Федерального закона:
а) наименование товара и его характеристики указываются путем указания позиции каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
б) заказчику обеспечивается доступ к предварительным предложениям о поставке товаров, размещенным на всех электронных площадках и содержащим с учетом положений подпункта «а» пункта 1 части 12 статьи 93 Федерального закона информацию о поставке товара в отношении позиции каталога, указанной в соответствии с подпунктом «а» настоящего пункта.
Правила ведения реестра контрактов с учетом разъяснений Казначейства и последних изменений
Законодательство о госзакупках серьезно поменялось в 2022 году. В числе прочего изменились и правила, по которым ведется реестр контрактов в ЕИС по 44-ФЗ.
Скачать постановление правительства № 60 от 27.01.2022 из КонсультантПлюс |
Скачать письмо Федерального казначейства № 07-04-05/14-14698 от 16.06.2022 из КонсультантПлюс |
Правила ведения реестра контрактов
Принцип открытости и прозрачности госзакупок требует, чтобы вся информация, касающаяся тендеров по 44-ФЗ, публиковалась в Единой информационной системе. В том числе сведения о заключенных госконтрактах, изменениях в них вносимых и их исполнении. Для этой цели в ЕИС ведется специальный реестр.
Основные правила его ведения закрепляет ст. 103 44-ФЗ с последними изменениями в 2023 году, в которой указано, например, кто уполномочен его вести, в какие сроки необходимо публиковать сведения и ряд других положений.
В соответствии с действующими правилами информация о заключенных соглашениях публикуется в открытой части ЕИС: реестр контрактов в закрытой части сайта не ведется, таким образом, ознакомиться со сведениями, в нем изложенными, вправе любое лицо.
Полномочия по его ведению принадлежат Федеральному казначейству, при этом за заказчиками закреплена обязанность передавать всю необходимую информацию по каждому соглашению.
Статья 103 44-ФЗ, устанавливающая правила ведения реестра контрактов по 44-ФЗ в 2023 году, предписывает направлять данные:
- в течение пяти рабочих дней с момента заключения соглашения;
- в течение трех дней, если соглашение заключено в результате электронной процедуры.
Полученную от заказчиков информацию уполномоченное ведомство проверяет перед публикацией.
Используйте бесплатно инструкции от экспертов КонсультантПлюс, чтобы вести реестр контрактов без ошибок и нарушений.
Если сведения прошли проверку, то они размещаются, формируется реестровая запись контракта в ЕИС, которая состоит из 19 разрядов:
- 1–11-й разряды — идентификационный код заказчика;
- 12–13 — последние 2 цифры года;
- 14–19 — порядковый номер.
Более подробно порядок ведения учета установлен постановлением Правительства РФ от 27.01.2022 № 60 – правила ведения реестра контрактов в ПП 60 от 27.01.2022 конкретизируют положения статьи 103 Федерального закона № 44-ФЗ.
Какие сведения вносятся в реестр
Перечень сведений, которые необходимо направлять по каждому госконтракту, содержится в разделе II Правил, по которым осуществляется ведение реестра контрактов по 44-ФЗ в 2023 году, — эти правила утверждены ПП № 60.
В числе необходимых сведений, в частности:
- информация о заказчике, его название, ИНН;
- информация о поставщике;
- дата заключения;
- сведения об объекте закупки;
- цена соглашения;
- срок исполнения обязательств или сроки исполнения каждого из этапов;
- некоторые другие сведения.
В ЕИС публикуется ряд сведений, которые не являются необходимыми для самого госконтракта. В числе таких данных:
- ОКОПФ — это код, шифрующий организационно-правовую форму заказчика;
- код закупаемой продукции по ОКПД2;
- код бюджетной классификации, необходимый для проведения оплаты;
- код вида расходов;
- способ определения поставщика;
- сведения об авансировании.
Если эти данные отсутствуют в тексте, то это не является нарушением, однако их внимательно проверят специалисты уполномоченного ведомства. Так, например, по коду КБК они определят объем финансирования, который доведен до заказчика, и сопоставят эту сумму с объемом финансирования контракта. Если эти сведения противоречат друг другу — это служит основанием для вынесения отрицательного заключения по результатам проверки.
Кроме того, важно помнить особенности размещения и проверки отдельных видов информации по контракту, в частности:
- уполномоченный орган проверяет сведения об обеспечении контракта, если оно внесено в форме денежных средств. При этом по действующим правилам субъекты малого предпринимательства вправе не обеспечивать исполнение. Если соглашение заключено с таким контрагентом, то данные об обеспечении не подаются, но это касается только малых предприятий, во всех остальных случаях необходимо сообщать об обеспечении и его сумме;
- заказчики обязаны подавать сведения об установленном авансировании. При этом необходимо сообщать как об авансировании всего соглашения, так и его этапов: аванс на этап рассчитывается как процент от цены этого этапа. В ЕИС имеется функционал автоматического пересчета процентов аванса в денежное выражение и наоборот. Особые правила авансирования предусмотрены для контрактов на коммунальные услуги: аванс рассчитывается, исходя из планового или фактического потребления. В деньгах его размер от периода к периоду отличается, поскольку объемы потребления варьируются, поэтому в реестре авансы по таким соглашениям указываются только в процентах;
- обязательным является размещение в ЕИС информации об исполнении контракта по 44-ФЗ, в 2023 году необходимо сообщать не только об исполнении всего соглашения целиком, но и о каждом его этапе. Так, учету подлежат сведения и подтверждающие их документы о приемке ТРУ, направить их необходимо не позднее одного рабочего дня после их подписания, а если они подписаны в электронном виде — в тот же день, об оплате; о соглашениях с соисполнителями из числа СМП и СОНКО, о примененных мерах ответственности. Также в реестр необходимо подавать информацию о расторжении госконтракта или о признании его недействительным.
Контракты, которые не отражаются в реестре
В реестр госконтрактов по 44-ФЗ не включаются такие соглашения, как:
- госконтракты с единственным поставщиком, заключенные по п. 4–5 и 23 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. То есть, например, не вносится в реестр информация о соглашениях, цена которых не превышает 600 000 рублей, при условии что заключены они с едпоставщиком;
- соглашения, заключенные Росатомом или его подразделениями с физическими лицами, при условии что предмет этих договоренностей — обработка первичных статистических данных;
- госконтракты, заключенные в соответствии с п. 44 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ, в их числе соглашения с едпоставщиками, по которым заказчиками выступают библиотеки и образовательные учреждения, а предметом — закупка прав доступа к международным базам данных;
- договоры с с физическими лицами, которые финансируются за счет финансовых средств, выделенных на оперативно-розыскную деятельность (п. 46 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ);
- госконтракты, заказчиками по которым выступают иностранные представительства РФ, работающие и осуществляющие закупки за рубежом.
Об авторе этой статьи
Полина Гольцова Юрист Моя первоначальная специальность — юрист, юрисконсульт. Первые два года практической деятельности работала в общем юридическом отделе организации, где занималась всесторонним правовым сопровождением деятельности работодателя.
Однако с 2013 года основным направлением моей практической деятельности стали госзакупки. Я работала в контрактных службах нескольких крупных бюджетных учреждений федерального и регионального уровня и коммерческой организации, деятельность которой связана с госзакупками.
Занималась юридическим сопровождением госзакупок, договорной и претензионной работой, представляла интересы работодателей в арбитражных судах и УФАС.
Единая информационная система в сфере закупок (ЕИС) 44-ФЗ/223-ФЗ
Для реализации закона о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд № 44-ФЗ, правительство России приняло решение о создании Единой Информационной Системы (ЕИС). Она расположена в сети Интернет по адресу zakupki.gov.ru и введена в эксплуатацию с начала 2016 года. Данная система призвана значительно облегчить процедуры закупки и сделать их более прозрачными.
Официальный сайт ЕИС
Это веб-ресурс, на котором собрана информация и соответствующая документация, касающаяся закупок товаров и услуг для обеспечения потребностей государственных и муниципальных учреждений. Её создание было обусловлено стремлением искоренить коррупцию и облегчить доступ ко всей информации о закупках для граждан России. Точное определение дано в статье 3 44-ФЗ.
Единая информационная система в сфере закупок — совокупность информации, указанной в части 3 статьи 4 настоящего Федерального закона и содержащейся в базах данных, информационных технологий и технических средств, обеспечивающих формирование, обработку, хранение такой информации, а также ее предоставление с использованием официального сайта единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
На сегодняшний день ЕИС работает без существенных сбоев, однако реализованы еще не все задуманные функции, например разработчики не открыли доступ к подаче заявок на запросы котировок в электронном виде. Планировалось, что эта функция станет доступна в 2017 году, на данный момент эта дата перенесена на начало 2018 года.
ЕИС открыта не только для поставщиков и заказчиков, но и для всех граждан России. На этой площадке проходят общественные обсуждения закупок особой важности. Доступ ко всей информации полностью бесплатный. Не удастся найти в ЕИС только те сведения, которые содержат государственную тайну.
Требования к ЕИС и концепция ее функционирования была разработана Министерством экономического развития России. Ответственность за обеспечение ее работоспособности возложена на Федеральное казначейство. По нормам статьи 4 действующего 44-ФЗ государственные организации вправе создавать собственные сайты, на которых публикуется информация о закупках. Сведения на них должны быть интегрированы с ЕИС. При наличии разночтений истинными считаются данные, размещенные в ЕИС.
Какие сведения содержатся в ЕИС
Основной задачей ЕИС становится обработка, хранение и предоставление всем желающим информации, касающейся приобретения товаров и услуг для обеспечения потребностей государственных учреждений. В ней располагаются следующие сведения:
- Планы и план-графики закупок. На заказчика возложена обязанность выкладывать их исключительно в машиночитаемом виде, что позволяет легко находить и обрабатывать информацию.
- Информация об исполнении планов закупок.
- Реестр контрактов, заключенных в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ.
- Извещения о реализуемых закупках и вся сопутствующая документация.
- Реестр недобросовестных поставщиков.
- Перечень типовых контрактов и условий договоров, которые обязаны использовать заказчики.
- Реестр банковских гарантий.
- Список жалоб, плановых и внеочередных проверок.
- Итоги аудита и мониторинга заказов.
- Отчеты заказчиков.
- Каталоги товаров и услуг, которые потребуются для обеспечения нужд государственных и муниципальных нужд.
- Сведения о среднерыночных ценах на товары и услуги.
- Прочие сведения, касающиеся государственных закупок.
Основным отличием единой информационной системы от ранее существовавшего сайта становится полная автоматизация процесса проведения закупки. Все внесенные сведения обрабатываются машинным способом. На основе этих сведений генерируется необходимая отчетность.
Основные функции ЕИС и ее взаимодействие с другими структурами
При помощи ЕИС реализуются следующие процедуры:
- Формируется и публикуется информация о проводимой закупке. При этом система взаимодействует с другими базами, что облегчает работу заказчика.
- Проводится контроль за правильностью и достоверностью всей опубликованной информации.
- Осуществляется плавный переход на использование ОКВЭД2 и ОКПД2.
- Облегчается реализация возможностей компаний, относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства.
- Обеспечивается доступ контролирующим органам ко всем сведениям.
- Реализуется возможность подачи заявок на участие в процедурах в электронном виде.
Все документы, публикуемые в ЕИС, подписываются усиленной неквалифицированной ЭП. Для полноценной реализации всех вышеперечисленных функций сайт взаимодействует с другими системами. Это прописано в правилах пользования.
Обеспечено взаимодействие ЕИС со следующими структурами:
- Электронный бюджет – система управления финансовыми потоками государственных учреждений.
- Электронные торговые площадки, обеспечивающие возможность подачи заявок на объявленные закупочные процедуры.
- Системы для реализации закупок регионального или муниципального уровня.
- Информационные структуры, находящиеся в пользовании Федеральной антимонопольной службы.
- Портал государственных программ – информационная система, в которой содержится аналитическая информация.
Благодаря такой продуманной системе взаимодействия информационных структур обеспечивается полная доступность всех сведений. Удается снизить коррупционную составляющую при приобретении дорогостоящего оборудования и прочих товаров или услуг.
Преимущества и недостатки ЕИС
До 2016 для размещения в Интернете информации об осуществляемых закупках действовал ООС (Общероссийский официальный сайт). Он имел точно такой же адрес, что и ЕИС. При этом функционал системы значительно изменился. Среди основных преимуществ обновленной системы можно выделить:
- В ЕИС разрешено размещать документы только в машиночитаемом виде. Никаких фотографий и отсканированных образов в ней быть не должно. Благодаря этому существует возможность быстро искать и копировать любую информацию.
- Функционал обновленного сайта позволяет легко вносить, корректировать и искать информацию. В системе расположены данные о недобросовестных компаниях, а также последние новости из области государственных закупок.
- Функционал системы позволяет пользователям подписаться на RSS рассылку. Благодаря этому специалисты могут максимально оперативно получать последние сведения о закупках.
- На сайте опубликованы обучающие видеоролики, которые помогут новичкам разобраться в основных нюансах работы с системой.
Конечно же, на сегодняшний день назвать ЕИС идеальной нельзя. В первую очередь это обусловлено тем, что сайт нередко теряет работоспособность. Если это произошло во время размещения важной информации, заказчику рекомендуется делать скриншоты. Они помогут доказать, что срок пропущен по уважительной причине.
Другим недостатком ЕИС можно назвать отсутствие функционала, предупреждающего об ошибках, приводящих к ограничению конкуренции.
Особенности работы с ЕИС
ЕИС делится на две части: открытую и закрытую. Доступ в открытую зону свободен для всех. Любой желающий может просматривать информацию. Попасть в закрытую часть могут только пользователи, прошедшие процедуру регистрации.
Создание личного кабинета на сайте требуется только для заказчиков. Им придется заполнить все реквизиты и основные сведения о своей организации. При этом сведения подписываются ЭЦП.
В закрытой части ЕИС публикуются планы и план-графики закупок, извещения и вся необходимая документация, а также отчеты и прочие сведения. Порядок их размещения регламентируется нормами 44-ФЗ и 223-ФЗ.
ЕИС – вспомогательный инструмент, который облегчает взаимодействие потенциальных поставщиков и заказчиков. Ее работа регламентируется 44-ФЗ, а также постановлением Правительства РФ №996 от 30 сентября 2014 года. Правила эксплуатации системы прописаны в постановлении №36 от 23.01.2015 г. При соблюдении всех правил ЕИС поможет поставщикам и госучреждениям находить друг друга.
Единая информационная система в сфере закупок
Единая информационная система в сфере закупок представляет собой комплекс информационных данных, соответствующих технологий и средств технического характера, посредством которых обеспечивается формирование, обработка и хранение рассматриваемых сведений, а также их предоставление, для чего используется официальный сайт. Рассмотрим более подробно, зачем она нужна и как начать ею пользоваться, чтобы задействовать весь функционал.
Какую информацию вмещает в себя ЕИС
ЕИС находится на официальном сайте zakupki.gov.ru. Доступ к этому ресурсу открыт для всех желающих. Основное предназначение системы – организация хранения полных и достоверных ведомостей, касающихся закупок и всего закупочного процесса. При этом ЕИС содержит в себе целый ряд важных данных. Среди них:
- планы-графики, информацию об их реализации;
- ведомости о закупках по основным законам – 44-ФЗ и 223-ФЗ;
- список контактов;
- единый реестр участников закупок;
- реестр недобросовестных поставщиков;
- реестр жалоб и проверок;
- перечень банковских гарантий;
- отчеты заказчиков;
- итоги мониторинга и аудита закупок;
- каталоги продукции;
- нормативные акты в сфере закупок и т.д.
Таким образом, с помощью системы можно получить сведенья различных типов:
- анонсы закупок (планы, планы-графики, извещения);
- отчетные данные (разного рода отчеты, результат мониторинга, перечень заключенных контрактов);
- материалы, регулирующие закупочную деятельность (нормативную базу);
- справочную информацию (реестры, библиотеки, каталоги).
Отметим, что в регионах и городах могут действовать свои системы в сфере закупок, но они в обязательном порядке должны быть интегрированы с единой информационной системой.
Зачем нужна ЕИС?
ЕИС несет в себе множество функций. Посредством нее обеспечивается:
- формирование и размещение сведений, при этом отпадает необходимость даже заходить в свой личный кабинет ЕИС;
- организация контроля над данными и документальными материалами, которые подлежат размещению в ЕИС;
- переход для использования ОКПД2 и ОКВЭД2;
- реализация всех имеющихся функциональных возможностей для контролирующих инстанций;
- подача заявок на участие в закупочных процедурах в электронном формате.
Посредством использования системы информационного характера перед участниками открываются возможности принимать участие в различных тендерах по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Регистрация в ЕИС автоматически дает аккредитацию на всех 8-ми федеральных электронных площадках.
Официальный сайт ЕИС
2016 год – начало действия единой информационной системы. Главной задачей ее создания послужило обеспечение прозрачности госзакупок, чтобы все процедуры, связанные с их проведением, стали публичными и доступными каждому желающему.
Именно поэтому все сведения, которые размещаются в ЕИС, являются открытыми, а ознакомиться с ними можно бесплатно.
Начиная с 2020 года, нельзя участвовать в закупках без регистрации на официальном сайте ЕИС. Для регистрации на портале нужно подготовить:
- квалифицированную электронную подпись руководителя, а также каждого сотрудника, который будет заниматься закупками;
- учредительная документация лица, желающего принять участие в закупке.
Регистрация на портале проходит в несколько этапов:
- Регистрация руководителя организации на Госуслугах. Руководитель каждого предприятия должен быть зарегистрирован на Госуслугах, как физлицо с подтверждением учетной записи, например, при помощи электронной подписи. На протяжении 5-ти дней портал проверяет внесенные данные в различных системах. То же самое касается всех сотрудников, которые от имени компании будут участвовать в госзакупках.
- Добавление предприятия на Госуслуги. Далее к личному профилю руководителя прикрепляют организацию. После заполнения данных о компании необходимо добавить сотрудников, которым следует предоставить определенные полномочия: подавать заявки, подписывать договоры. Назначать уполномоченных сотрудников можно в любое время, даже после регистрации в ЕИС.
- Регистрация в ЕИС. Регистрация проходит на официальном сайте компании zakupki.gov.ru. Для этого пользуются личным кабинетом участника закупок. Непосредственно процедуру регистрации должен совершать руководитель компании, так как потребуется накладывать его электронную подпись.
Чтобы войти в систему, потребуется проделать несколько шагов:
- Выбрать тип участника (физ или юрлицо);
- Разрешит ЕИС просматривать данные о вашей организации;
- Подтвердить свои действия при помощи электронной подписи;
- Заполнить поля в форме регистрации (часовой пояс, свою контактную информацию, максимальную сумму контракта);
- Запросить выписку из ЕГРЮЛ (для этого у системы есть специальная кнопка, нажав которую, вся информация подтягивается автоматически);
- Прикрепить устав компании и решение о крупной сделке;
- Заполнить ведомости о руководителе;
- Добавить сотрудников (если вы сделали это в Госуслугах, нужные данные могут подтянуться автоматически);
- Проверить все введенные сведения, если все верно – нажать кнопку «Подписать и отправить».
Если регистрация прошла успешно, соответствующее уведомление должно прийти вам на электронную почту. Как правило, это происходит уже на следующий день. Но в отдельных случаях процедура регистрации занимает до 5-ти рабочих дней.
Особенности работы с сайтом госзакупок
Говоря об особенностях работы с ЕИС, следует отметить, что здесь выделяют две зоны: открытую и закрытую. Первая находится в открытом доступе абсолютно для всех. А вот попасть в закрытую информационную систему могут только те участники, которые прошли процедуру регистрации. Здесь публикуют планы и планы-графики закупок, извещения, отчеты и прочие материалы, касающиеся госзакупок.
Важно также отметить, что на портале нельзя подавать заявки либо участвовать в каких-либо аукционах, подписывать соответствующие контракты. ЕИС создана исключительно для того, чтобы размещать информацию о закупках. Но регистрация на сайте информационной системы нужна, чтобы вашу компанию включили в Единый реестр участников закупок. Без этого участвовать в торгах нельзя.
После регистрацию всю информацию с информационного сайта можно просматривать на любом компьютере, для этого даже не нужно входить в свою учетную запись. Научившись пользоваться единой информационной системой, можно найти много полезной информации.
Структура сайта, посвященного системе в сфере закупок, состоит из следующих разделов:
- Закупки – для поиска тендеров по выбранным фильтрам;
- Планирование – для размещения планов-графиков закупок;
- Контракты и договоры – где собраны реестры контрактов, а также типовые документы;
- Организации – отображаются реестры заказчиков, участников и подрядчиков;
- Мониторинг и отчетность – посвящен различным отчетам;
- Контроль и аудит – размещаются результаты проведенных аудитов, реестры жалоб и проверок;
- Документы – собрана нормативная база по закупкам, инструкция работы с ЕИС;
- Дополнительная информация – здесь можно найти каталог товаров, данные об электронных торговых площадках и т.д.;
- Полезные ссылки – для ознакомления представлены наиболее часто задаваемые вопросы, статистика, а также контакты техподдержки.
Преимущества ЕИС
Фундаментальное отличие ЕИС от существовавшего ранее сайта государственных закупок состоит в том, что в единой информационной системе все процессы автоматизированы: начиная с размещения извещения о предстоящих закупках до подведения итогов и непосредственно исполнения договора.
Все сведения, внесенные в единую информационную систему, обрабатываются автоматически. Именно на их основании происходит формирование отчетности. А всю систему документооборота может просмотреть любой желающий, ведь она находится в открытом доступе.
Системой не будет пропущено никаких фотографий или отсканированных документов. Это позволяет быстро найти и скопировать нужную информацию. А чтобы не пропустить данные, касающиеся интересующих вас закупок, можно подписаться на рассылку. Таким образом легко быть в курсе всех дел максимально быстро.
ЕИС тесно связана с другими региональными информационными системами и электронными площадками. Вместе они образуют своего рода единое информационное пространство.
Так, система закупок взаимодействует с такими структурами:
- Электронный бюджет;
- Электронные торговые площадки;
- Системы, которые дают возможность реализовать закупку регионального или муниципального уровня;
- Разного рода информационные структуры;
- Портал государственных программ.
В ходе такого взаимодействия обеспечивается полная доступность всей имеющейся информации.
Огромным преимуществом системы является также то, что все планы и планы-графики размещаются в ЕИС в структурированном виде. Это значительно увеличивает поисковые возможности нахождения ведомостей о закупках. Благодаря ЕИС поставщики заранее могут спрогнозировать спрос на ту или иную продукцию, а также составить долгосрочный план своего участия в различных закупках.
Помимо всего прочего, современная ЕИС имеет удобный оптимизированный интерфейс. Для новичков, которые еще не знают, как работать с системой, на сайте есть информационные ролики, которые помогут разобраться с основными нюансами.
Таким образом, ЕИС – это вспомогательный инструмент в сфере закупок, благодаря которому взаимодействие будущих заказчиков и поставщиков становится намного легче и прозрачней.
Упорядочить ваш документооборот и автоматизировать закупки поможет наша программа «Корпос: управление закупками в 1С». С нами участвовать в закупках проще!