Тема 25. Производство в суде надзорной инстанции
Производство в порядке надзора – это самостоятельная и исключительная стадия гражданского процесса. Пересмотр в порядке надзора решений и определений, вступивших в законную силу, имеет большое значение для правильного, единообразного применения закона и исправления ошибок, допускаемых судами.
Надзорное производство – это исключительный способ проверки судебных постановлений, вступивших в законную силу.
Вступившие в законную силу судебные постановления, указанные в ч. 2 ст. 391.1, могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом Верховного Суда Российской Федерации по жалобам лиц, участвующих в деле, и других лиц, если их права, свободы и законные интересы нарушены этими судебными постановлениями.
В Президиум Верховного Суда Российской Федерации обжалуются:
1) вступившие в законную силу решения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения были предметом апелляционного рассмотрения в ВС РФ;
2) вступившие в законную силу решения окружных (флотских) военных судов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения были предметом апелляционного рассмотрения в ВС РФ;
3) вступившие в законную силу решения и определения ВС РФ, принятые им по первой инстанции, если указанные решения и определения были предметом апелляционного рассмотрения;
4) определения Апелляционной коллегии ВС РФ;
5) определения Судебной коллегии по административным делам ВС РФ, определения Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ и определения Военной коллегии ВС РФ, вынесенные ими в апелляционном порядке;
6) определения Судебной коллегии по административным делам ВС РФ, определения Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ и определения Военной коллегии ВС РФ, вынесенные ими в кассационном порядке.
Правом на обращение в Президиум Верховного Суда РФ с представлением о пересмотре судебных постановлений, если в рассмотрении дела участвовал прокурор, имеют Генеральный прокурор РФ и его заместители.
Общий срок на обжалование в порядке надзора – три месяца. На подачу
жалобы на имя Председателя Верховного Суда РФ – 6 месяцев (ч. 2 ст. 391-11 ГПК РФ).
В отличие от кассационных и апелляционных жалоб, надзорные жалоба, представление подаются непосредственно в Верховный Суд РФ.
Надзорные жалоба, представление, поданные в соответствии с требованиями закона, изучаются судьей Верховного Суда РФ.
Надзорные жалобы, представления изучаются по материалам, приложенным к жалобе, представлению, либо по материалам истребованного дела. В случае истребования дела может быть вынесено определение о приостановлении исполнения решения суда до окончания производства в суде надзорной инстанции при наличии просьбы об этом в надзорных жалобе, представлении прокурора или ином ходатайстве.
По результатам изучения надзорных жалобы, представления судья Верховного Суда РФ выносит одно из следующих определений:
1) об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в порядке надзора. При этом надзорные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных постановлений остаются в суде надзорной инстанции;
2) о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ.
Следует отметить, что Председатель ВС РФ, либо его заместитель вправе не согласиться с определением судьи ВС РФ об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ и вынести определение о его отмене и передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ.
Надзорные жалоба, представление рассматриваются в Верховном Суде РФ не более чем два месяца, если дело не было истребовано, и не более чем три месяца, если дело было истребовано, не считая времени со дня истребования дела до дня его поступления в Верховный Суд РФ.
Следуем учитывать, что Председатель ВС либо его заместитель в случае истребования дела с учетом его сложности могут продлить срок рассмотрения надзорных жалобы, представления, но не более чем на два месяца.
Основанием для отмены судебных актов в порядке надзора может являться в принципе любое (исходя из дословного прочтения ст. 391-9 ГПК РФ) нарушение, в результате которого обжалуемым постановлением нарушаются:
1) права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации;
2) права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы;
3) единообразие в толковании и применении судами норм права.
Президиум ВС РФ принимает дело к рассмотрению на основании определения судьи ВС РФ о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ.
Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте рассмотрения дела Президиумом ВС РФ по правилам, предусмотренным гл. 10 ГПК. Неявка лиц, участвующих в деле и извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела не препятствует рассмотрению дела в порядке надзора.
Надзорные жалоба, представление с делом рассматриваются Президиумом ВС РФ в судебном заседании не более чем два месяца со дня вынесения судьей определения.
В судебном заседании могут принимать участие лица, участвующие в деле, их представители, иные лица, подавшие надзорные жалобу, представление, если их права и законные интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым судебным постановлением.
В случае, если прокурор является лицом, участвующим в рассмотрении дела, в судебном заседании Президиума ВС РФ принимает участие Генеральный прокурор РФ или его заместитель.
Надзорные жалоба, представление с делом, рассматриваемые в порядке надзора в Президиуме ВС РФ, докладываются судьей ВС РФ.
Судья-докладчик излагает обстоятельства дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, доводы надзорных жалобы, представления, послужившие основаниями для передачи надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ.
Лица, явившиеся в заседание Президиума, вправе дать объяснения по делу. Первым дает объяснения лицо, подавшее надзорные жалобу, представление.
По результатам рассмотрения надзорных жалобы, представления с делом Президиум ВС РФ принимает постановление.
При рассмотрении надзорных жалобы, представления с делом в надзорном порядке все вопросы решаются большинством голосов. При равном количестве голосов, поданных за пересмотр дела и против его пересмотра, надзорные жалоба, представление считаются отклоненными.
Председатель ВС РФ или его заместитель по жалобе заинтересованных лиц или по представлению прокурора вправе внести в Президиум ВС РФ представление о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора в целях устранения фундаментальных нарушений норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на законность обжалуемых судебных постановлений и лишили участников спорных материальных или процессуальных правоотношений возможности осуществления прав, гарантированных ГПК, в том числе права на доступ к правосудию, права на справедливое судебное разбирательство на основе принципа состязательности и равноправия сторон, либо существенно ограничили эти права.
Необходимо отметить, что Председатель ВС РФ или его заместитель, внесший представление, не может участвовать в рассмотрении Президиумом ВС РФ дела, о пересмотре которого им внесено представление.
Президиум ВС РФ, рассмотрев надзорные жалобу, представление с делом в порядке надзора, вправе:
1) оставить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции без изменения, надзорные жалобу, представление без удовлетворения;
2) отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд. При направлении дела на новое рассмотрение Президиум ВС РФ может указать на необходимость рассмотрения дела в ином составе судей;
3) отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу;
4) оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений;
5) отменить либо изменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и толковании норм материального права;
6) оставить надзорные жалобу, представление без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных ст. 391.4 ГПК.
При рассмотрении дела в надзорном порядке Президиум ВС РФ проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов надзорных жалобы, представления. В интересах законности Президиум ВС РФ вправе выйти за пределы доводов надзорных жалобы, представления. При этом Президиум не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются.
Необходимо помнить, что при рассмотрении дела в надзорном порядке Президиум ВС РФ не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, либо предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Указания Президиума Верховного Суда РФ о толковании закона являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело.
Постановление Президиума Верховного Суда РФ вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.
ПЕРЕСМОТР СУДЕБНЫХ РЕШЕНИЙ В ПОРЯДКЕ НАДЗОРА
В порядке надзора пересматриваются решения суда как апелляционной, так и кассационной инстанции, вступившие в законную силу. После вступления апелляционного решения или кассационного определения в законную силу оно может быть обжаловано в порядке надзора в течение 1 года.
Правом на принесение жалобы или представления обладают лица, участвующие в деле, а также лица, не участвовавшие в деле, но считающие, что их права и законные интересы нарушены судебным постановлением.
Надзорное производство отличается от кассационного и апелляционного производства тем, что жалобу могут принести в суд не только участвующие в деле лица, что имеет очень большое значение. В ст.
377 ГПК РФ установлено правило подачи надзорной жалобы или представления прокурора, а точнее, на решение какого суда и в какой суд может быть подана жалоба с соблюдением подсудности.
- Надзорная жалобы или представление прокурора должны содержать (ст. 378 ГПК РФ):
- 1) наименование суда, в который они адресуются;
- 2) наименование лица, подающего жалобу или представление, его местожительство или местонахождение и процессуальное положение в деле;
- 3) наименования других лиц, участвующих в деле, их местожительство или местонахождение;
- 4) указание на суды, рассматривавшие дело по первой, апелляционной, кассационной или надзорной инстанции, и содержание принятых ими решений;
- 5) указание на решение, определение суда и постановление президиума суда надзорной инстанции, которые обжалуются;
- 6) указание на то, в чем заключается допущенное судами существенное нарушение закона;
- 7) просьбу лица, подающего жалобу или представление.
В надзорной жалобе лица, не принимавшего участия в деле, должно быть указано, какие права или законные интересы этого лица нарушены вступившим в законную силу судебным постановлением.
В случае если надзорная жалоба или представление прокурора ранее подавались в надзорную инстанцию, в них должно быть указано на принятое решение суда. Надзорная жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или его представителем.
К жалобе, поданной представителем, прилагаются доверенность или другой документ, удостоверяющие полномочия представителя. Представление прокурора должно быть подписано прокурором.
При подаче надзорной жалобы или представления суд должен принять жалобу к производству. Суд не имеет права оставить жалобу или представление без движения, отказать в принятии жалобы или представления. Суд имеет право только возвратить надзорную жалобу или представление прокурора без рассмотрения по существу, если (ст. 380 ГПК РФ):
1) жалоба или представление не отвечают требованиям, предусмотренным ГПК РФ;
- 2) жалоба или представление поданы лицом, не имеющим права на обращение в суд надзорной инстанции;
- 3) пропущен срок обжалования судебного постановления в порядке надзора и к жалобе не приложено вступившее в законную силу определение суда о восстановлении этого срока;
- 4) до принятия жалобы или представления к рассмотрению по существу поступила просьба об их возвращении или отзыве;
- 5) жалоба или представление поданы с нарушением правил подсудности.
В суде надзорной инстанции дело рассматривается и разрешается по существу в течение 1 месяца, за исключением Верховного Суда РФ. Верховным Судом РФ дело должно быть рассмотрено в течение 2 месяцев.
После рассмотрения надзорной жалобы или представления прокурора суд принимает решение истребовать дело, если имеются сомнения в законности судебного постановления, или отказать в истребовании дела, если изложенные в жалобе или представлении доводы не могут повлечь за собой возможность отмены судебного постановления. Основанием для пересмотра (т. е.
отмены или изменения) судебных постановлений в надзорной инстанции является наличие существенных нарушений норм материального или процессуального права. После принятия надзорной жалобы или представления прокурора суд выносит определение о назначении судебного разбирательства с извещением лиц о месте и времени его проведения.
При проведении судебного разбирательства судья-докладчик излагает обстоятельства дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, мотивы надзорной жалобы или представления прокурора и определения о возбуждении надзорного производства.
- Суд, рассмотрев дело в порядке надзора, вправе (ст. 390 ГПК РФ):
- 1) оставить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции без изменения, надзорную жалобу или представление прокурора о пересмотре дела в порядке надзора – без удовлетворения;
- 2) отменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение;
- 3) отменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу;
- 4) оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений;
- 5) отменить либо изменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело для нового рассмотрения, если допущена ошибка в применении и толковании норм материального права;
- 6) оставить надзорную жалобу или представление прокурора без рассмотрения, если на то имеются основания.
- (основания, порядок, полномочия суда надзорной инстанции)
В порядке надзора пересматриваются решения суда как апелляционной, так и кассационной инстанции, вступившие в законную силу. После вступления апелляционного решения или кассационного определения в законную силу оно может быть обжаловано в порядке надзора в течение 1 года.
Правом на принесение жалобы или представления обладают лица, участвующие в деле, а также лица, не участвовавшие в деле, но считающие, что их права и законные интересы нарушены судебным постановлением.
Надзорное производство отличается от кассационного и апелляционного производства тем, что жалобу могут принести в суд не только участвующие в деле лица, что имеет очень большое значение. В ст.
377 ГПК РФ установлено правило подачи надзорной жалобы или представления прокурора, а точнее, на решение какого суда и в какой суд может быть подана жалоба с соблюдением подсудности.
- Надзорная жалобы или представление прокурора должны содержать (ст. 378 ГПК РФ):
- 1) наименование суда, в который они адресуются;
- 2) наименование лица, подающего жалобу или представление, его местожительство или местонахождение и процессуальное положение в деле;
- 3) наименования других лиц, участвующих в деле, их местожительство или местонахождение;
- 4) указание на суды, рассматривавшие дело по первой, апелляционной, кассационной или надзорной инстанции, и содержание принятых ими решений;
- 5) указание на решение, определение суда и постановление президиума суда надзорной инстанции, которые обжалуются;
- 6) указание на то, в чем заключается допущенное судами существенное нарушение закона;
- 7) просьбу лица, подающего жалобу или представление.
В надзорной жалобе лица, не принимавшего участия в деле, должно быть указано, какие права или законные интересы этого лица нарушены вступившим в законную силу судебным постановлением.
В случае если надзорная жалоба или представление прокурора ранее подавались в надзорную инстанцию, в них должно быть указано на принятое решение суда. Надзорная жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или его представителем.
К жалобе, поданной представителем, прилагаются доверенность или другой документ, удостоверяющие полномочия представителя. Представление прокурора должно быть подписано прокурором.
При подаче надзорной жалобы или представления суд должен принять жалобу к производству. Суд не имеет права оставить жалобу или представление без движения, отказать в принятии жалобы или представления. Суд имеет право только возвратить надзорную жалобу или представление прокурора без рассмотрения по существу, если (ст. 380 ГПК РФ):
- 1) жалоба или представление не отвечают требованиям, предусмотренным ГПК РФ;
- 2) жалоба или представление поданы лицом, не имеющим права на обращение в суд надзорной инстанции;
- 3) пропущен срок обжалования судебного постановления в порядке надзора и к жалобе не приложено вступившее в законную силу определение суда о восстановлении этого срока;
- 4) до принятия жалобы или представления к рассмотрению по существу поступила просьба об их возвращении или отзыве;
- 5) жалоба или представление поданы с нарушением правил подсудности.
В суде надзорной инстанции дело рассматривается и разрешается по существу в течение 1 месяца, за исключением Верховного Суда РФ. Верховным Судом РФ дело должно быть рассмотрено в течение 2 месяцев.
После рассмотрения надзорной жалобы или представления прокурора суд принимает решение истребовать дело, если имеются сомнения в законности судебного постановления, или отказать в истребовании дела, если изложенные в жалобе или представлении доводы не могут повлечь за собой возможность отмены судебного постановления. Основанием для пересмотра (т. е.
отмены или изменения) судебных постановлений в надзорной инстанции является наличие существенных нарушений норм материального или процессуального права. После принятия надзорной жалобы или представления прокурора суд выносит определение о назначении судебного разбирательства с извещением лиц о месте и времени его проведения.
При проведении судебного разбирательства судья-докладчик излагает обстоятельства дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, мотивы надзорной жалобы или представления прокурора и определения о возбуждении надзорного производства.
- Суд, рассмотрев дело в порядке надзора, вправе (ст. 390 ГПК РФ):
- 1) оставить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции без изменения, надзорную жалобу или представление прокурора о пересмотре дела в порядке надзора – без удовлетворения;
- 2) отменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение;
- 3) отменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу;
- 4) оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений;
- 5) отменить либо изменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело для нового рассмотрения, если допущена ошибка в применении и толковании норм материального права;
- 6) оставить надзорную жалобу или представление прокурора без рассмотрения, если на то имеются основания.
Пересмотр в порядке надзора
I. Надзор на приговор районного суда
Надзор для приговоров судов районной подсудности
— обжалование приговоров этих судов в надзорную инстанцию, возможно только в том случае, если соблюдено категорическое условие, его суть в следующем: должно состояться судебное заседание коллегии по уголовным делам Верховного Суда. Вот его решения и могут обжаловаться в надзорном порядке.
Объясняем, подробно по пунктам
— из всей статьи 412.1 УПК, практический смысл имеет только один подпункт (а все иные не имеют практического значения для большинства дел) пп.1 п.4 ч.3 412.1 в котором говорится о том, что «в надзорном порядке обжалуются определения Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ, вынесенные в кассационном порядке«, то есть:
а) обжаловать в надзорном порядке можно только — кассационные решения Судебной коллегии ВС, и никакие иные судебные акты. Никакие решения судов общей юрисдикции (районных, областных) — в надзор обжаловать нельзя.
б) обжалование в надзорную инстанцию, возможно только в том случае, если существует тот процессуальный документ, который мог бы быть обжалован в надзор.
Такой документ может возникнуть (а может и не возникнуть) только на II-й ступени кассации (при обжаловании в Судебную коллегию ВС, в порядке п.2 ч.1 401.
3 УПК), когда жалоба, поступившая в Верховный суд проходит процедуру первичного изучения кассационной жалобы (согласно ч.1 401.10 УПК).
- Будет ли надзорное обжалование возможно или нет — зависит от успеха или неуспеха на этом этапе:
- Вариант 1 (надзор невозможен, если в передаче кассационной жалобы отказано)
— п.1 ч.2 401.10 УПК отказ в передаче кассационной жалобы на рассмотрение
— Вы дошли до II-й ступени кассации и здесь судья Верховного суда изучает кассационную жалобу и НЕ УСМАТРИВАЕТ никаких оснований для отмены судебных решений, и принимает решение об отказе в передаче кассационной жалобы на рассмотрение (п.1 ч.2 401.10 УПК).
— какой документ появляется в этом случае: выносится постановление об отказе в передаче кассационной жалобы (ч.1 401.11 УПК).
— вот этот документ НЕ ПОДЛЕЖИТ обжалованию в надзорном порядке (для обжалования этого документа существует иной механизм: ч.5 401.10 УПК).
— то есть, при таком варианте развития событий — путь для надзорного обжалования полностью закрыт. Если в таком случае все же подать надзорную жалобу, ее просто вернут (п.5 ч.1 412.4 УПК), даже не приступая к изучению ее доводов.
Вариант 2 (надзор возможен, если состоялось кассационное заседание в ВС)
— п.2 ч.2 401.10 УПК передача кассационной жалобы на рассмотрение
— Вы дошли до II-й ступени кассации и здесь судья Верховного суда судья УСМАТРИВАЕТ основания для отмены судебных решений, и принимает решение о передаче кассационной жалобы на рассмотрение (п.2 ч.2 401.10 УПК). В результате этого решения мы получаем в итоге два документа:
— первый документ: постановление о передаче кассационной жалобы для рассмотрения (ч.2 401.11 УПК). Это документ в надзор не обжалуется, но он открывает путь к надзорному обжалованию, потому что впоследствии, по результатам рассмотрения непосредственно в судебном заседании как раз и возникает тот самый документ, который и обжалуется в надзор.
— второй документ: Судебная коллегия по уголовным делам ВС рассматривает в судебном заседании кассационную жалобу и принимает одно из решений: (401.14 УПК). Выносится кассационное определение: вот это определение и является тем документом, который можно обжаловать в надзорном порядке согласно нормы пп.1 п.4 ч.3 412.1 УПК.
Надзорный порядок пересмотра судебных решений
Пересмотр судебных решений в порядке надзора в настоящий момент существенно изменил свою форму по сравнению с той, которая действовала до вступления в действие Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 433-ФЭ. Необходимо отметить, что ее правомерность в прежней редакции закона вызывала серьезные сомнения.
Так, согласно правовой позиции Европейского Суда по правам человека сохранение в российском судопроизводстве процедуры отмены в порядке надзора (и по гражданским, и по уголовным делам) вступивших в законную силу судебных решений может сделать право на доступ к суду иллюзорным и нарушить принцип правовой определенности (за исключением случаев, когда посредством отмены окончательных решений не исправляются лишь «фундаментальные нарушения» закона). Полномочия вышестоящих судов по пересмотру судебных решений должны осуществляться исключительно в целях исправления грубых судебных ошибок и несправедливости при отправлении правосудия, а не ради повторного рассмотрения дела ввиду несогласия с решением суда (оценкой доказательств или юридической оценкой фактов) той или иной стороны или вышестоящей судебной инстанции[1]. Новая регламентация пересмотра судебных решений в порядке надзора, изложенная в данной главе учебника, учитывает эту позицию Европейского Суда по правам человека.
Надзорное производство по уголовным делам призвано обеспечить исправление судебных ошибок путем пересмотра вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений, с тем чтобы, исходя из принципов справедливости, соразмерности и правовой безопасности, гарантировать эффективную защиту конституционных ценностей, прежде всего прав и свобод человека и гражданина[2] [3]. Президиум Верховного Суда РФ является теперь единственной надзорной инстанцией.
Пересмотр судебных решений в порядке судебного надзора можно определить как такую исключительную стадию судопроизводства, в которой по материалам уголовного дела, без проведения судебного следствия и непосредственного исследования доказательств Верховным Судом РФ осуществляется ревизионная проверка и пересмотр вступивших в законную силу судебных решений ввиду допущенных нижестоящими судами существенных или фундаментальных (более подробно о них см. в § 4 гл. 28 настоящего учебника) нарушений закона, которые повлияли на результат рассмотрения дела по существу.
Данную стадию можно считать исключительной, поскольку пересмотр производится в ней в отношении окончательных (вступивших в законную силу) судебных решений, которые уже подвергались прежде серьезной проверке в апелляционном и (или) кассационном порядке, и, кроме того, осуществляется высшей и конечной судебной инстанцией страны — Верховным Судом РФ.
Вместе с тем особенностью надзорного, как, впрочем, и кассационного (более подробно о них см. в гл.
30—31 настоящего учебника), производства является то, что суд в этой инстанции имеет дело лишь с такими серьезными недостатками предыдущих судебных решений, которые вытекают из уже имеющихся материалов дела.
Этим оно отличается от возобновления производства по делу ввиду новых (фактических) или вновь открывшихся обстоятельств, где судебные решения пересматриваются ввиду таких экстраординарных недостатков, которые требуют для своего выявления собирания новых доказательств.
Надзорное производство: понятие и порядок возбуждения
Пересмотр в порядке надзора как стадия процесса представляет собой урегулированную нормами гражданского процессуального права совокупность тесно связанных между собой процессуальных отношений, возникающих в суде надзорной инстанции с целью проверки законности судебных решений, определений, постановлений, вступивших в законную силу.
Надзорное производство является самостоятельной стадией гражданского процесса.
Необходимость такой стадии обусловлена рядом обстоятельств. Возможна ситуация, когда вступившее в законную силу судебное решение оказывается незаконным, а рассмотрение дела судами апелляционной и кассационной инстанций не всегда обеспечивает исправление судебной ошибки.
Значение надзорного производства:
- проверка вступивших в законную силу судебных решений в порядке надзора является дополнительной гарантией защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций;
- обеспечение единообразного применения закона (формировании общероссийской судебной практики).
Характерные черты пересмотра в порядке надзора:
- могут осуществлять только указанные в законе суды надзорной инстанции (Президиум ВС РФ — ст. 391.1 ГПК РФ), которые имеют более широкие полномочия, чем суды кассационной инстанции;
- только на основании определения судьи о передаче дела для рассмотрения жалобы или представления прокурора по существу в суде надзорной инстанции или мотивированного представления о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора Председателя ВС РФ, заместителя Председателя ВС РФ (ст. 391.5 ГПК РФ);
- предмет пересмотра в порядке надзора — судебные постановления, которые вступили в законную силу (ими могут быть не только решения и определения суда первой инстанции, но и решения и определения судов апелляционной и кассационной инстанций);
- особые основания для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора (ст. 391.9 ГПК РФ);
- постановления суда надзорной инстанции дальнейшему обжалованию не подлежат.
Порядок возбуждения надзорного производства
См. Глава 41.1. Производство в суде надзорной инстанции
Вступившие в законную силу судебные постановления могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом Верховного Суда Российской Федерации по жалобам
-
- лиц, участвующих в деле, и
- других лиц, если их права, свободы и законные интересы нарушены этими судебными постановлениями.
Право на обращение в Президиум Верховного Суда Российской Федерации с представлением о пересмотре судебных постановлений, если в рассмотрении дела участвовал прокурор, имеют Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители.
Надзорные жалоба, представление подаются непосредственно в Верховный Суд Российской Федерации в течение 3 месяцев со дня вступления судебных постановлений в законную силу.
Содержание надзорных жалобы, представления
Надзорные жалоба, представление должны содержать (ст. 391.3 ГПК РФ):
- наименование суда, в который они подаются;
- наименование лица, подающего жалобу или представление, его место жительства или место нахождения и процессуальное положение в деле;
- наименования других лиц, участвующих в деле, их место жительства или место нахождения;
- указание на суды, рассматривавшие дело по первой, апелляционной или кассационной инстанции, и содержание принятых ими решений;
- указание на судебные постановления, которые обжалуются;
- указание на основания для пересмотра судебного постановления в порядке надзора с приведением доводов, свидетельствующих о наличии таких оснований;
- просьбу лица, подающего жалобу или представление.
В надзорной жалобе лица, не принимавшего участия в деле, должно быть указано, какие права, свободы или законные интересы этого лица нарушены вступившим в законную силу судебным постановлением.
Надзорная жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или его представителем. К жалобе, поданной представителем, прилагается доверенность или другой документ, удостоверяющие полномочия представителя. Надзорное представление должно быть подписано Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем.
- К надзорным жалобе, представлению прилагаются заверенные соответствующим судом копии судебных постановлений, принятых по делу.
- Надзорные жалоба, представление подаются с копиями, количество которых соответствует количеству лиц, участвующих в деле.
- К надзорной жалобе должны быть приложены документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных законом случаях, порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо судебное постановление о предоставлении отсрочки, рассрочки ее уплаты или об уменьшении размера государственной пошлины.
Возврат надзорной жалобы, представления без рассмотрения по существу
Надзорные жалоба, представление возвращаются без рассмотрения по существу в течение 10 дней со дня их поступления в суд надзорной инстанции, если:
- надзорные жалоба, представление не отвечают требованиям, предусмотренным пунктами 1 — 5 и 7 части первой, частями третьей — шестой статьи 391.3 Кодекса;
- надзорные жалоба, представление поданы лицом, не имеющим права на обращение в суд надзорной инстанции;
- пропущен срок обжалования судебного постановления в порядке надзора и в надзорных жалобе, представлении не содержится просьба о восстановлении этого срока или в его восстановлении отказано;
- поступила просьба о возвращении или об отзыве надзорных жалобы, представления;
- надзорные жалоба, представление поданы с нарушением правил подсудности, установленных ч. второй ст. 391.1 Кодекса.
После поступления в суд надзорной инстанции надзорные жалоба, представление, поданные в соответствии с правилами, установленными ст. 391.1 — 391.3 Кодекса, изучаются судьей ВС РФ
- по материалам, приложенным к жалобе, представлению, либо
- по материалам истребованного дела.
В случае истребования дела им может быть вынесено определение о приостановлении исполнения решения суда до окончания производства в суде надзорной инстанции при наличии просьбы об этом в надзорных жалобе, представлении прокурора или ином ходатайстве.
По результатам изучения надзорных жалобы, представления судья ВС РФ выносит определение:
- об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в порядке надзора. При этом надзорные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных постановлений остаются в суде надзорной инстанции;
- о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ.
Председатель ВС РФ, его заместитель вправе не согласиться с определением судьи ВС РФ об отказе и вынести определение о его отмене и передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ.
Основания отмены (изменения) судебных постановлений в порядке надзора
Судебные постановления подлежат отмене или изменению, если при рассмотрении дела в порядке надзора Президиум ВС РФ установит, что соответствующее обжалуемое судебное постановление нарушает:
- права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации;
- права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы;
- единообразие в толковании и применении судами норм права.
Пересмотр судебных постановлений в порядке надзора
Судебная проверка актов правосудия в порядке надзора в гражданском судопроизводстве осуществляется, как и в апелляционном, и в кассационном порядке, путем их пересмотра, в связи с чем имеет с этими производствами ряд сходных черт.
Основным поводом к проверке законности судебного постановления в порядке надзора является обращение лиц, участвующих в деле, и других лиц, если их права и законные интересы были нарушены ранее принятыми судебными постановлениями.
Неотъемлемой частью надзорного производства, также как апелляционного и кассационного, является процедура предварительного рассмотрения надзорной жалобы или представления прокурора с просьбой о пересмотре судебного постановления.
- В соответствии с ГПК предварительное рассмотрение надзорной жалобы или представления прокурора является процессуальной деятельностью судьи по осуществлению правосудия по гражданским делам.
- Субъектом этой процессуальной деятельности является суд надзорной инстанции в лице судьи, который все свои процессуальные правоприменительные действия обязан оформлять в форме определения.
- Надзорная жалоба или представление прокурора подается непосредственно в Верховный Суд РФ в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу судебного постановления.
- В Президиум Верховного Суда РФ обжалуются:
- 1) вступившие в законную силу решения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения были предметом апелляционного рассмотрения в Верховном Суде РФ;
- 2) вступившие в законную силу решения окружных (флотских) военных судов, принятые ими но первой инстанции, если указанные решения были предметом апелляционного рассмотрения в Верховном Суде РФ;
- 3) вступившие в законную силу решения и определения Верховного Суда РФ, принятые им по первой инстанции, если указанные решения и определения были предметом апелляционного рассмотрения;
- 4) определения Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ;
- 5) определения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ, определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ и определения Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда РФ, вынесенные ими в апелляционном порядке;
- 6) определения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ, определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ и определения Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда РФ, вынесенные ими в кассационном порядке.
Право на обращение в Президиум Верховного Суда РФ с представлением о пересмотре судебных постановлений, указанных в ч. 2 ст. 391.1 ГПК, если в рассмотрении дела участвовал прокурор, имеют Генеральный прокурор РФ и его заместители.
Надзорные жалоба, представление должны содержать:
- 1) наименование суда, в который они подаются;
- 2) наименование лица, подающего жалобу или представление, его место жительства или место нахождения и процессуальное положение в деле;
- 3) наименования других лиц, участвующих в деле, их место жительства или место нахождения;
- 4) указание на суды, рассматривавшие дело по первой, апелляционной или кассационной инстанции, и содержание принятых ими решений;
- 5) указание на судебные постановления, которые обжалуются;
- 6) указание на основания для пересмотра судебного постановления в порядке надзора с приведением доводов, свидетельствующих о наличии таких оснований;
- 7) просьбу лица, подающего жалобу или представление.
В надзорной жалобе лица, не принимавшего участия в деле, должно быть указано, какие права, свободы или законные интересы этого лица нарушены вступившим в законную силу судебным постановлением.
Надзорная жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или его представителем. К жалобе, поданной представителем, прилагается доверенность или другой документ, удостоверяющие полномочия представителя. Надзорное представление должно быть подписано Генеральным прокурором РФ или его заместителем.
- К надзорным жалобе, представлению прилагаются заверенные соответствующим судом копии судебных постановлений, принятых по делу.
- Надзорные жалоба, представление подаются с копиями, количество которых соответствует количеству лиц, участвующих в деле.
- К надзорной жалобе должны быть приложены документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных законом случаях, порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо судебное постановление о предоставлении отсрочки, рассрочки ее уплаты или об уменьшении размера государственной пошлины.
- Надзорные жалоба, представление возвращаются без рассмотрения по существу, если:
- 1) надзорные жалоба, представление не отвечают требованиям, предусмотренным и. 1—5 и 7 ч. 1, ч. 3—6 ст. 391.3 ГПК;
- 2) надзорные жалоба, представление поданы лицом, не имеющим права на обращение в суд надзорной инстанции;
- 3) пропущен срок обжалования судебного постановления в порядке надзора и к надзорным жалобе, представлению не приложено вступившее в законную силу определение суда о восстановлении этого срока;
- 4) поступила просьба о возвращении или об отзыве надзорных жалобы, представления;
- 5) надзорные жалоба, представление поданы с нарушением правил подсудности, установленных ч. 2 ст. 391.1 ГПК.
Надзорные жалоба, представление прокурора без рассмотрения по существу должны быть возвращены в течение десяти дней со дня их поступления в суд надзорной инстанции.
Вопрос 220. Пересмотр судебных постановлений по гражданским делам в порядке надзора. Полномочия суда, пересматривающего дело в порядке надзора, основания к отмене или изменению судебных постановлений
Вопрос 220. Пересмотр судебных постановлений по гражданским делам в порядке надзора. Полномочия суда, пересматривающего дело в порядке надзора, основания к отмене или изменению судебных постановлений.
Вступившие в законную силу судебные постановления, указанные в части второй ст. 391.1 ГПК, могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом Верховного Суда Российской Федерации по жалобам лиц, участвующих в деле, и других лиц, если их права, свободы и законные интересы нарушены этими судебными постановлениями.
- В Президиум Верховного Суда Российской Федерации обжалуются:
- 1) вступившие в законную силу решения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения были предметом апелляционного рассмотрения в Верховном Суде Российской Федерации;
- 2) вступившие в законную силу решения окружных (флотских) военных судов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения были предметом апелляционного рассмотрения в Верховном Суде Российской Федерации;
- 3) вступившие в законную силу решения и определения Верховного Суда Российской Федерации, принятые им по первой инстанции, если указанные решения и определения были предметом апелляционного рассмотрения;
- 4) определения Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации;
- 5) определения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации и определения Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные ими в апелляционном порядке;
- 6) определения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации и определения Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные ими в кассационном порядке.
Право на обращение в Президиум Верховного Суда Российской Федерации с представлением о пересмотре судебных постановлений, указанных в части второй ст. 391.1 ГПК , если в рассмотрении дела участвовал прокурор, имеют Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители.
Надзорные жалоба, представление подаются непосредственно в Верховный Суд Российской Федерации (ст. 391.2 ГПК).
Судебные постановления, указанные в части второй ст. 391.1 ГПК, могут быть обжалованы в порядке надзора в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу.
Надзорные жалоба, представление должны содержать (ст. 391.3 ГПК):
- 1) наименование суда, в который они подаются;
- 2) наименование лица, подающего жалобу или представление, его место жительства или место нахождения и процессуальное положение в деле;
- 3) наименования других лиц, участвующих в деле, их место жительства или место нахождения;
- 4) указание на суды, рассматривавшие дело по первой, апелляционной или кассационной инстанции, и содержание принятых ими решений;
- 5) указание на судебные постановления, которые обжалуются;
- 6) указание на основания для пересмотра судебного постановления в порядке надзора с приведением доводов, свидетельствующих о наличии таких оснований;
- 7) просьбу лица, подающего жалобу или представление.
- В надзорной жалобе лица, не принимавшего участия в деле, должно быть указано, какие права, свободы или законные интересы этого лица нарушены вступившим в законную силу судебным постановлением.
Надзорная жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или его представителем. К жалобе, поданной представителем, прилагается доверенность или другой документ, удостоверяющие полномочия представителя. Надзорное представление должно быть подписано Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем.
- К надзорным жалобе, представлению прилагаются заверенные соответствующим судом копии судебных постановлений, принятых по делу.
- Надзорные жалоба, представление подаются с копиями, количество которых соответствует количеству лиц, участвующих в деле.
- К надзорной жалобе должны быть приложены документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных законом случаях, порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо судебное постановление о предоставлении отсрочки, рассрочки ее уплаты или об уменьшении размера государственной пошлины.
Надзорные жалоба, представление, поданные в соответствии с правилами, установленными статьями 391. 1-391.3 ГПК, изучаются судьей Верховного Суда Российской Федерации (ст. 391.5 ГПК).
Судья Верховного Суда Российской Федерации изучает надзорные жалобу, представление по материалам, приложенным к жалобе, представлению, либо по материалам истребованного дела.
В случае истребования дела им может быть вынесено определение о приостановлении исполнения решения суда до окончания производства в суде надзорной инстанции при наличии просьбы об этом в надзорных жалобе, представлении прокурора или ином ходатайстве.
- По результатам изучения надзорных жалобы, представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение:
- 1) об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в порядке надзора. При этом надзорные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных постановлений остаются в суде надзорной инстанции;
- 2) о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.
- Председатель Верховного Суда Российской Федерации, заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации вправе не согласиться с определением судьи Верховного Суда Российской Федерации об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации и вынести определение о его отмене и передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.
Надзорные жалоба, представление рассматриваются в Верховном Суде Российской Федерации не более чем два месяца, если дело не было истребовано, и не более чем три месяца, если дело было истребовано, не считая времени со дня истребования дела до дня его поступления в Верховный Суд Российской Федерации (ст. 391.6 ГПК).
Председатель Верховного Суда Российской Федерации, заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации в случае истребования дела с учетом его сложности могут продлить срок рассмотрения надзорных жалобы, представления, но не более чем на два месяца.
Определение о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации должно содержать (ст. 391.8 ГПК):
- 1) дату и место вынесения определения;
- 2) фамилию и инициалы судьи, вынесшего определение;
- 3) наименование лица, подавшего надзорные жалобу, представление;
- 4) указание на судебные постановления, которые обжалуются;
- 5) изложение содержания дела, по которому приняты судебные постановления;
- 6) мотивированное изложение оснований для передачи надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации;
- 7) предложения судьи, вынесшего определение.
- Судья Верховного Суда Российской Федерации вместе с вынесенным им определением передает надзорные жалобу, представление и дело в Президиум Верховного Суда Российской Федерации.
Судебные постановления, указанные в части второй ст. 391.1 ГПК, подлежат отмене или изменению, если при рассмотрении дела в порядке надзора Президиум Верховного Суда Российской Федерации установит, что соответствующее обжалуемое судебное постановление нарушает (ст. 391.9 ГПК):
- 1) права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации;
- 2) права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы;
- 3) единообразие в толковании и применении судами норм права.
Президиум Верховного Суда Российской Федерации, рассмотрев надзорные жалобу, представление с делом в порядке надзора, вправе (ст. 391.12 ГПК):
- 1) оставить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции без изменения, надзорные жалобу, представление без удовлетворения;
- 2) отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд. При направлении дела на новое рассмотрение Президиум Верховного Суда Российской Федерации может указать на необходимость рассмотрения дела в ином составе судей;
- 3) отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу;
- 4) оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений;
- 5) отменить либо изменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и толковании норм материального права;
6) оставить надзорные жалобу, представление без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных ст. 391.4 ГПК.
При рассмотрении дела в надзорном порядке Президиум Верховного Суда Российской Федерации проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов надзорных жалобы, представления.
В интересах законности Президиум Верховного Суда Российской Федерации вправе выйти за пределы доводов надзорных жалобы, представления.
При этом Президиум Верховного Суда Российской Федерации не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются.
В постановлении Президиума Верховного Суда Российской Федерации должны быть указаны (ст. 391.13 ГПК):
- 1) наименование и состав суда, принявшего постановление;
- 2) дата и место принятия постановления;
- 3) дело, по которому принято постановление;
- 4) наименование лица, подавшего надзорные жалобу, представление;
- 5) фамилия и инициалы судьи, вынесшего определение о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации;
- 6) содержание обжалуемых судебных постановлений;
- 7) выводы Президиума Верховного Суда Российской Федерации по результатам рассмотрения надзорных жалобы, представления;
- 8) мотивы, по которым Президиум Верховного Суда Российской Федерации пришел к своим выводам, и ссылка на законы, которыми он руководствовался.
Постановление Президиума Верховного Суда Российской Федерации вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит (ст. 391.14 ГПК).
Надзорное производство в гражданском процессе
Надзорное производство — это порядок пересмотра приговоров, постановлений, определений и решений органов суда первой инстанции, вступивших в силу, кассационных определений, которыми судебные постановления были изменены, оставлены без изменения или отменены.
Производство по пересмотру определений, решений, постановлений, вынесенных судом и вступивших в силу в порядке надзора, выступает самостоятельной стадией гражданского судопроизводства.
Производство в порядке надзора рассматривается, как:
- форма судебного надзора;
- способ обжалования постановлений суда;
- институт гражданского права;
- особый род правоотношений.
С 01.01.2012 пересмотр постановлений и решений суда по гражданским делам (надзорное производство) осуществляется Президиумом ВС РФ — высшим органом в судах общей юрисдикции. Постановления Президиума обжалованию не подлежат. Необходимость надзорного производства обусловлена тем, что суды первой, кассационной и апелляционной инстанций не всегда могут обеспечить правильное разрешение дел и, как следствие, — защиту законных интересов, прав и свобод граждан, организаций, иных субъектов спорных правоотношений. Поэтому необходимы дополнительные процессуальные гарантии исправления допущенных нарушений, защиты законных интересов, прав и свобод указанных лиц. Данные гарантии обеспечивает Президиум ВС РФ.
Положения о суде надзорной инстанции прописаны в Гражданско-процессуальном кодексе (гл. 41.1). Понятия «суд надзорной инстанции», «надзорное производство» и т.д. имеют конституционную основу (Конституция, ст. 126), в силу которой Верховный Суд — это высший судебный орган по делам, являющимся подсудными судам общей юрисдикции, а также осуществляет за их деятельностью судебный надзор.
Пересмотр вступивших в силу постановлений и решений суда является дополнительной гарантией защиты законных интересов, прав и свобод граждан, организаций, иных заинтересованных лиц. Это завершающая, последняя стадия процедуры обжалования решений и постановлений суда. В последующем обжаловать судебные постановления невозможно, их пересмотр допускается только в пределах производства по новым или открывшимся обстоятельствам (гл. 42 ГПК).
Производство по пересмотру судебных постановлений, вступивших в законную силу, в порядке надзора преследует цель — обеспечение единообразного применения закона судами (единство судебной практики). Судебные постановления и решения подлежат изменению или отмене в порядке надзора, если нарушают единообразие в применении и толковании судами норм права (п. 3 ст. 391.9 ГПК).
Президиум Верховного суда, рассматривая конкретные дела в порядке надзора, решает вопросы, которые имеют большое значение для развития права в целом, для формирования единообразного и правильного применения судами общей юрисдикции норм права на всей территории РФ.
Постановления Президиума ВС могут оказывать влияние:
- на формирование всей судебной практики;
- на единообразное применение норм права судами;
- на возможность пересмотра судебных постановлений, вынесенных ранее, по новым обстоятельствам.
Пересмотр в порядке надзора судебных постановлений является исключительной стадией гражданского процесса, так как значительно отличается от «обыденного» производства по проверке постановлений суда — в апелляционном суде (по порядку рассмотрения жалобы, по объекту обжалования, основаниям для изменения и отмены судебных постановлений, по полномочиям суда и т.д.), в кассационной инстанции (по основаниям для изменения и отмены обжалуемых постановлений суда).
Функции надзорного производства в гражданском процессе
Основной задачей гражданского судопроизводства законодатель называет своевременное и правильное рассмотрение и разрешение гражданских дел. К дополнительным задачам относятся: предупреждение правонарушений, укрепление правопорядка и законности, формирование уважительного отношения к суду и закону. Решение задач гражданского судопроизводства осуществляется благодаря реализации функций гражданского судопроизводства.
Функция гражданского судопроизводства — это деятельность суда и субъектов судебного процесса, которая обусловлена объективно значимыми целями и задачами гражданского судопроизводства. Их разрешение урегулировано нормами гражданского процессуального права. Надзорное производство — это компонент одной из процессуальных функций гражданского судопроизводства (функции пересмотра постановлений, определений, решений).
Функции надзорного производства:
- проверочная — проверка правильности вынесения судебных постановлений, решений, вступивших в законную силу, на предмет отсутствия нарушений законных интересов, прав и свобод человека, публичных интересов, норм права и т.д.;
- регулятивная — разрешение гражданского дела (правового спора), который является предметом проверяемого судебного постановления; Президиум ВС имеет право изменить или отменить постановления суда первой инстанции, кассационного и апелляционного судов, принять новое постановление, не передавая при этом дело на новое рассмотрение;
- защитная — защита оспариваемых или нарушенных законных интересов, прав и свобод граждан, организаций, субъектов трудовых, гражданских и иных правоотношений;
- контрольная — осуществление прямого контроля со стороны Верховного Суда за деятельностью судов при разрешении гражданских дел; опосредованный или косвенный контроль над поддержанием единообразия в применении и толковании норм права судьями;
- правообразующая — вынесение постановления Президиума ВС в надзорном производстве и вступление его в законную силу, возможность пересмотра постановлений и решений суда.
Выделение в гражданском процессе функций надзорного производства, правильное толкование содержания каждой его функции, позволяет детально рассматривать вопрос о сущности и роли надзорного производства в достижении целей и задач гражданского судопроизводства и правосудия.
Надзорные жалобы
В отличие от апелляционных и кассационных жалоб, которые подаются на постановления, определения, решения, приговор суда, не вступившие в законную силу, надзорная жалоба подается в суд надзорной инстанции на уже вступившие в законную силу судебные решения.
Надзорная жалоба это процессуальный документ, которым участники судопроизводства, а также другие лица, чьи права и законные интересы судебными решениями были нарушены, обжалуют в суд надзорной инстанции, вступившие в законную силу судебные решения: постановления судьи, определения суда, решения суда. Мы предлагаем полный перечень правовых услуг, необходимых для обжалования в порядке надзора на вступившее в законную силу незаконного, необоснованного и несправедливого судебного решения (постановления , определения, решения суда, приговора), а именно:
— Надзорная жалоба по гражданскому делу;
— Надзорная жалоба по делу об административном правонарушении;
— Надзорная жалоба по арбитражному делу;
— Ознакомление с материалами гражданского, арбитражного дела, дела об административном правонарушении, по которому вынесено незаконное, необоснованное и несправедливое судебное решение (постановление , определение, решение, приговор);
— Обнаружение существенных нарушений процессуальных норм и норм материального права, являющихся необходимым условием для отмены судебного решения (постановления , определения, решения, приговоры) судом надзорной инстанции;
— Подготовка материалов, необходимых для подачи надзорной жалобы и подача такой жалобы на судебные решения в суд надзорной инстанции;
— Представление интересов доверителя по надзорной жалобе в суде надзорной инстанции;
Задачи, которые мы ставим при подаче надзорной жалобы.
Отмена вступившего в законную силу судебного решения – надо сказать прямо – задача невероятно сложная: вышестоящие судебные инстанции крайне неохотно идут на отмену вступивших в законную силу судебных решений. Надзорная жалоба по гражданскому делу, по делу об административном правонарушении, арбитражному делу поначалу рассматривается судьей вышестоящего суда единолично и, как правило, следует отказ в удовлетворении надзорной жалобы по формальным, часто надуманным основаниям. Надзорная жалоба отклоняется, что называется, еще на подступах к судопроизводству. Собственно суд надзорной инстанции надзорную жалобу даже не видит, поскольку надзорная жалоба судьей для рассмотрения в суде надзорной инстанции не передается. Зачастую отказать в передаче надзорной жалобы по гражданскому делу, по делу об административном правонарушении, арбитражному делу судье облегчает непрофессиональная работа, ранее проведенная другими юристами в суде 1-й и кассационной (апелляционной ) инстанций.
Исходя из этого, задача для юристов нашей фирмы в отстаивании интересов доверителя в надзорной стадии судопроизводства (суде надзорной инстанции), заключается в следующем:
— В нивелировании негативных последствий, наступивших в результате ошибок, допущенных другими юристами при разбирательстве дела в суде 1-й и кассационной (апелляционной ) инстанций;
— В подготовке правовой базы и составлении надзорной жалобы так, чтобы не дать судье вышестоящего суда повод по формальным и надуманным основаниям отказать в возбуждении надзорного производства и передаче надзорной жалобы вместе с материалами дела на рассмотрение суда надзорной инстанции;
— В отмене судебного решения (постановления , определения решения, приговора) и всех последующих судебных решений с прекращением производства по делу;
— В отмене судебного решения (постановления , определения решения, приговора) и всех последующих судебных решений с передачей дела на новое судебное рассмотрение;
— В отмене решения или приговора суда апелляционной инстанции с передачей дела на новое рассмотрение суда той же инстанции;
— В отмене определения суда кассационной инстанции и всех последующих судебных решений с передачей дела на новое рассмотрение суда той же инстанции.
Как юридически грамотно и правильно составить надзорную жалобу.
Надзорная жалоба по гражданскому делу на решение суда должна быть составлена согласно требованиям Главы 41 ГПК РФ. Согласно процессуальному закону надзорная жалоба должна содержать следующие обязательные атрибуты:
— наименование суда надзорной инстанции, в который подается надзорная жалоба;
— данные о лице, подавшем жалобу или представление, с указанием его процессуального положения, места жительства или места нахождения;
— указание на приговор или иное решение, которое обжалуется, и наименование суда, его постановившего или вынесшего;
— доводы лица, подавшего надзорную жалобу, с указанием оснований отмены или изменения приговора в надзорном порядке;
— перечень прилагаемых к надзорной жалобе материалов;
— подпись лица, подавшего надзорную жалобу.
В надзорной жалобе после наименования суда надзорной инстанции и своих данных и процессуального положения пишется «НАДЗОРНАЯ ЖАЛОБА». Далее следует привести краткую суть приговора, в какие судебные инстанции он был обжалован, какие решения по жалобам были вынесены данными судебными инстанциями других, указать, почему приговор и последующие обжалуемые судебные акты являются незаконными и необоснованными. В надзорной жалобе надо привести доводы в подтверждение своего мнения о незаконности, необоснованности и несправедливости обжалуемого приговора.
В Заключительной части надзорной жалобы необходимо просить в зависимости от ситуации о прекращении производства по делу, отмене решений и возвращении дела на новое судебное рассмотрение. К надзорной жалобе обязательно должны быть приложены заверенные копии (с чернильными (оригинальными ) печатями и подписями) следующих документов: определение суда кассационной (апелляционной ) инстанции, другие имеющие значение для суда и рассмотрения дела документы. Надзорная жалоба должна быть подписана заявителем, в ней должна быть поставлена дата составления. Копии материалов по делу, копии жалоб и судебных решений необходимо у себя сохранять, поскольку они пригодятся при рассмотрении надзорной жалобы судом надзорной инстанции. Суд надзорной инстанции рассматривает надзорную жалобу в течение тридцати дней.
Узнать более подробно о предоставляемых юридических услугах, сроках, стоимости, заказать необходимую Вам юридическую услугу, Вы можете по телефонам указанным выше