Закон о территориальной доступности детских садов
Первая радость от путевки может перерасти в ужас, если окажется, что сад дали очень далеко от дома. Имеют ли на это право и как быть в такой ситуации?
Проще перевестись, а в не аннулировать заявление
Если случилась такая ситуация, первое что нужно понять, это систему предоставления мест. Садики на данный момент вы выбрать не можете, хоть и подавали в три — куда дают, туда и иди. Если хотите определенный — нужно до получения путевки изменять заявление и оставлять один приоритетный сад.
Если место подошло — вы можете принять его или отказаться. Отказ будет равносилен аннулированию вашего заявления. Вас не поставят на первое место в очереди, вы просто его потеряете. И для того что бы снова получить место нужно будет подавать новое заявление на гос услугах. И снова стоять очередь. Поэтому более оптимальный вариант — зачислить ребенка в сад и написать заявление о переводе в другой сад или корпус. При чем сделать это в одном саду с разными корпусами будет гораздо проще, чем в другой независимый сад.
А вот департамент образования ни чем вам не поможет — их дело предоставить место, а на сколько оно удобно не так важно, если сад находится в одном с вами районе. Поэтому разбираться придется самостоятельно вместе с садиком и его заведующей.
Лазейка в законе с 1 января 2021 года
Хотя мы все искренне не любим пандемию, в ней оказывается есть и свои плюсы. В частности это касается предоставления мест в детский садик. Так по новым требованиям Роспотребнадзора в садик место больше не могут предоставить дальше, чем в 500-800 метрах от места жительства. Были так же приняты и другие поправки в требовании, с которыми вам также будет интересно ознакомиться.
Все это значит только одно — если вам дали место далеко, то теперь вы можете со всей твердости опираться на данные изменения и в случае чего писать жалобу в Роспотребнадзор. При выяснении отношений лучше распечатать требования и зачитать их заведующей с упоминанием умения пользоваться интернетом и писать письма гос органам.
В таком случае проблема решиться очень быстро. Действовать эти меры будут аж до 2027 года, так что пользоваться данной поправкой можно еще очень долго. Напомню что масочный режим пока что действует до 2022 года и отменять его никто не собирается. Возможно в какой то мере новые реалии действительно немного сделают нашу жизнь проще?
В большинстве крупных городов, особенно в зонах новой застройки, в последние годы возникла серьезная проблема с предоставлением места в детском саду рядом с домом. Родителям в качестве альтернативы предлагаются места в детских садах, расположенных на удалении от их мест проживания, порой настолько значительном, что они вынуждены отказываться от подобных предложений. Иногда в качестве альтернативы предлагаются группы кратковременного пребывания. Это происходит в полном соответствии с местными административными регламентами. Разберем, являются ли подобные предложения для таких детей надлежащей организацией местными властями предоставления именно общедоступного дошкольного образования, право на которое установлено статьей 43 Конституции Российской Федерации и закреплено частью 3 статьи 5 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Зачастую и в судебных процессах суды не разбираются в данном нюансе, полагая, что предложение места хоть где-то уже является надлежащей такой организацией.
Итак, Конституция Российской Федерации устанавливает гарантию общедоступности и бесплатности дошкольного образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях (части 1 и 2 статьи 43).
Это право закрепляется в специальном законе, регулирующем правоотношения в сфере образования – Федеральном законе от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ-273), в части 3 статьи 5 которого говорится, что в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе, дошкольного образования.
В отличие от школьного образования, дошкольное образование не является обязательным для граждан, а, следовательно, право на общедоступное бесплатное дошкольное образование реализуется в заявительном порядке. Особо подчеркнем, что эта необязательность для властей законом не установлена, поэтому от организации его предоставления власти отказаться не вправе (в силу вышеуказанных гарантий закона) и обязаны выделять достаточные бюджетные средства для его предоставления.
Статья 3 ФЗ-273 устанавливает такие основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, как обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования, а также принцип свободы выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 44 и частью 4 статьи 63 ФЗ-273 такое право предоставлено исключительно родителям (законным представителям) обучающихся.
При таких обстоятельствах какие-либо правовые механизмы для понуждения родителей (законных представителей) к выбору одной из вариативных форм получения дошкольного образования (в группе полного дня или в группе кратковременного пребывания), к выбору конкретного образовательного учреждения для ребенка (муниципального/государственного или частного, находящегося вблизи дома или далеко от него) отсутствуют. Несогласие родителей с предложенным альтернативным вариантом в случае отсутствия мест в ранее запрошенном детском саду еще не означает, что они отказались от выбранных форм получения образования, и не свидетельствует о злоупотреблении ими своим правом такого выбора. Поэтому с местных властей не снимается обязанность организовать предоставление дошкольного образования для их детей при таком отказе.
В самом ФЗ-273 отсутствует конкретное определение доступности образования, однако означает ли это, что данное понятие может трактоваться властями (и судами) так, как им заблагорассудится?
Нет, не означает.
Понятие доступности образования было раскрыто больше 10 лет назад Конституционным Судом Российской Федерации. В своем постановлении от 15 июня 2006 года № 5-п Конституционный Суд констатировал, что Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (принята Генеральной конференцией ЮНЕСКО 14 декабря 1960 года) и статья 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах доступность образования определяют как равные для всех права и возможности его получения, что предполагает не только ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ДОСТУПНОСТЬ (в частности, установление бесплатного начального образования), но и ФИЗИЧЕСКУЮ ДОСТУПНОСТЬ, под которой названные акты понимают БЕЗОПАСНУЮ ФИЗИЧЕСКУЮ ДОСЯГАЕМОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ либо ПОСРЕДСТВОМ ПОСЕЩЕНИЯ УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ, НАХОДЯЩЕГОСЯ НА РАЗУМНОМ ГЕОГРАФИЧЕСКОМ УДАЛЕНИИ, либо путем получения доступа к современным технологиям. Применительно к конституционному праву на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в системной связи с конституционным принципом равенства это означает, что каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения.
Толкование норм закона и положений международных договоров Российской Федерации, приведенное в постановлениях Конституционного Суда, имеет силу закона.
Таким образом, территориальная доступность дошкольного образования должна приниматься во внимание местными властями, уполномоченными законом на организацию предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования, при планировке и застройке жилых зон, а пределы удаленности дошкольных учебных заведений от мест жительства граждан устанавливаются положениями строительных правил.
Так, радиус обслуживания населения детскими дошкольными учреждениями, размещенными в жилой застройке, установлен в пункте 10.4 и таблице 5 действующего Свода правил СП 42.13330.2011 «СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» (утвержден приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. N 820), где указано, что в городах его, как правило, следует принимать не более 300 метров. Ни о какой транспортной доступности детских садов в данном документе не идет речи. Данный Свод правил направлен, в том числе, на обеспечение градостроительными средствами безопасности и устойчивости развития поселений, охрану здоровья населения, охрану окружающей среды, а его требования с момента его ввода в действие предъявляются к вновь разрабатываемой градостроительной и проектной документации, а также к иным видам деятельности, приводящим к изменению сложившегося состояния территории, недвижимости и среды проживания; конкретизацию этих требований следует осуществлять при разработке региональных и местных нормативов градостроительного проектирования (пункты 1.1, 1.2, 1.3 Свода правил).
Вместе с тем необходимо принимать во внимание, что движущиеся автотранспортные средства, согласно статье 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации, являются источниками повышенной опасности. При таких обстоятельствах использование общественного или личного транспорта при посещении детского сада исключает безопасную физическую досягаемость дошкольного образования в таком детском саду. Следовательно, для признания дошкольного образования, получаемого в детском саду вне пешей доступности от места проживания ребенка, доступным отсутствуют правовые основания.
Отсутствие мест в детских садах, расположенных в доступной близости от места проживания их будущих воспитанников (что можно приравнять к отсутствию таких детских садов вообще), свидетельствует о ненадлежащей организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования органом местного самоуправления и о нарушении прав детей, поставленных на учет, на общедоступное бесплатное дошкольное образование.
Таким образом, посещение детского сада, находящегося исключительно в транспортной доступности, не доказывает получение ребенком ИМЕННО ДОСТУПНОГО дошкольного образования. Это лишь означает, что родители выбрали его для получения дошкольного образования, но ребенок в таком случае не реализует свое право ИМЕННО НА ОБЩЕДОСТУПНОЕ БЕСПЛАТНОЕ дошкольное образование.
Предложение посещать такой сад в отсутствие свободных мест в саду, который расположен в пешей доступности, и при наличии заявления родителей о предоставлении места в саду, расположенном в доступной близости к месту жительства ребенка, не доказывает соблюдение органом местного самоуправления права ребенка на общедоступное бесплатное дошкольное образование.
Орган местного самоуправления обязан принимать такие меры для организации предоставления на общедоступное бесплатное дошкольное образование, как обеспечение населения доступными объектами дошкольного образования, т.е. такими объектами, расположенными внутриквартально, в пешей доступности от мест жительства их воспитанников.
Нехватка мест в таких садах для жителей близлежащих домов является поводом для обращения родителей ребенка в суд с требованием о признании незаконным бездействия властей по предоставлению мест в детском саду, расположенном в доступной близости от места проживания их ребенка, вне зависимости от того, приняли ли они альтернативное предложение местных властей или нет.
В силу пункта 1 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 октября 2011 г. № 2562, оно регулирует деятельность государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений всех видов. Пунктом 25 данное Типовое положение устанавливает, что порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения определяется учредителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляется в уставе.
Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (принята Генеральной конференцией ЮНЕСКО 14 декабря 1960 года) и статья 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах доступность образования определяют как равные для всех права и возможности его получения, что предполагает не только экономическую доступность (в частности, установление бесплатного начального образования), но и физическую доступность, под которой названные акты понимают безопасную физическую досягаемость образования либо посредством посещения учебного заведения, находящегося на разумном географическом удалении, либо путем получения доступа к современным технологиям. (цит. по п. 2.1 Постановления Конституционного суда РФ № 5-П от 15.05.2006).
Таким образом, требование безопасной физической досягаемости (территориальной доступности) детских дошкольных учреждений, реализующих общеобразовательную программу дошкольного образования, напрямую исходит из необходимости обеспечить общедоступность дошкольного образования для всех детей вне зависимости от их места (адреса) проживания.
Таким образом, в своей совокупности данные требования к территориальной доступности дошкольного образовательного учреждения от места проживания ребенка обусловлены интересами здоровья и безопасности детей, а потому обязаны учитываться учредителем дошкольного учреждения при его комплектовании.
Следовательно, требование родителей обеспечить своего ребенка местом в детском саду рядом с местом проживания является основанным на правовых нормах и поэтому обязано быть удовлетворено учредителем муниципальных детских садов.
Подборка наиболее важных документов по запросу Доступность дошкольного образования (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика: Доступность дошкольного образования
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 67 «Организация приема на обучение по основным общеобразовательным программам» Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» «Из анализа названных законоположений с учетом их конституционного толкования и смысла, придаваемого судебной практикой, следует, что органы государственной власти во взаимодействии с образовательными учреждениями обязаны обеспечить не только физическую доступность дошкольного образования, но и качество образовательной услуги в соответствии с минимальными федеральными стандартами обеспечения, предусматривая различные формы дошкольного образования, включая информационные технологии и альтернативные способы получения образования. Указанная доступность обеспечивается, в том числе, ведением электронной очереди, что само по себе исключает какое-либо вмешательство в доступность дошкольного образования, а также разного рода дискриминацию.»
Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Доступность дошкольного образования
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Ситуация: Что делать в случае отказа в приеме в детский сад?
(«Электронный журнал «Азбука права», 2022) В целях организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования, присмотра и ухода за детьми, обеспечения предоставления информации о последовательности предоставления мест в государственных или муниципальных детских садах создаются региональные информационные системы доступности дошкольного образования. В указанных целях могут использоваться также иные региональные информационные системы.
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Ситуация: Как получить место в детском саду?
(«Электронный журнал «Азбука права», 2022) В целях организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования, присмотра и ухода за детьми, обеспечения предоставления информации о последовательности предоставления мест в государственных или муниципальных детских садах создаются региональные информационные системы доступности дошкольного образования. В указанных целях могут использоваться также иные региональные информационные системы.
Нормативные акты: Доступность дошкольного образования
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ
(ред. от 30.12.2021)
«Об образовании в Российской Федерации»
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) 13. В целях сбора сведений о доступности дошкольного образования, присмотра и ухода за детьми создается федеральная информационная система доступности дошкольного образования.
Федеральный закон от 06.12.2021 N 390-ФЗ
«О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» 26) бюджетных ассигнований на 2022 год в объеме 3 182 065,0 тыс. рублей и на 2023 год в объеме 3 182 064,1 тыс. рублей, предусмотренных по подразделу «Дошкольное образование» раздела «Образование» классификации расходов бюджетов, на реализацию комплекса мер по достижению 100-процентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет в Республике Бурятия, Республике Дагестан, Республике Ингушетия, Республике Крым и Забайкальском крае;
Верховный Суд Российской Федерации признал незаконным бездействие Департамента образования г. Москвы, выразившееся в непредоставлении места в детсаду, и обязал его рассмотреть вопрос о предоставлении места в ДОУ в доступной близости от места проживания дочери истицы, вынужденно прибывшей с территории другого государства (Донецкой области Украины).
Ранее мама ребенка, аккуратно «вставшая» в электронную очередь в садик, неоднократно обращалась в департамент с просьбой устроить дочку в садик: мама воспитывает малышку сама, как одинокий родитель является первоочередником, из-за невозможности устройства ребенка в садик ей сложно трудоустроиться (Определение ВС РФ от 26 апреля 2019 г. № 5-КА19-4).
Департамент же разъяснил маме, что, дескать, электронная очередь «сама» автоматически выстраивает очередность детей с учетом их возраста, приоритетов и имеющихся льгот, и нужно просто ждать. Но ни одного варианта решения данного вопроса в итоге не было предложено.
Мама обратилась за защитой своих интересов в суд, но районный и Мосгорсуд ей полностью отказали:
- дескать, права ребенка полностью соблюдены;
- ведь ребенок поставлен в очередь на получение места в садике, причем мама сама указала и приоритетный детсад, и «запасной»;
- а то, что в этих садиках нет свободных мест, – это от Департамента образования не зависит;
- комплектовать же группы в садиках с превышением установленных нормативов (они предписаны санитарными нормами) – нельзя;
- при этом никакого другого ребенка «вне очереди» в пределах данной льготируемой категории (то есть раньше/вместо ребенка истицы) в садик не зачислили.
Однако ВС РФ указал на следующее:
- у истицы имелись все необходимые объективные предпосылки для получения места в детском саду (достижение ребенком требуемого возраста, постановка в очередь на предоставление места в дошкольном учреждении, соответствующее обращение в уполномоченный орган);
- в связи с этим у Департамента образования возникла обязанность обеспечить ребенка местом в садике для получения бесплатного дошкольного образования, в том числе принять меры для решения вопроса об устройстве ребенка в другое (не из числа указанных мамой при постановке в очередь) ДОУ;
- более того, Рекомендации Минобрнауки России по порядку комплектования детсадов (и московские правила регистрации заявлений и направления детей в детсады) требуют, чтобы при отсутствии свободных мест в выбранных садиках родителям предлагались свободные места в других учреждениях в доступной близости от места проживания ребенка. А если органы местного самоуправления не могут обеспечить ребенка местом в саду в текущем учебном году, они – до предоставления такому ребенку места – обеспечивают ему возможность получения дошкольного образования в одной из вариативных форм, в том числе: в дошкольных группах, созданных в образовательных учреждениях других типов и видов; в семье посредством психолого-педагогического сопровождения его воспитания и образования; в негосударственном образовательном учреждении; в семейных дошкольных группах; в группах кратковременного пребывания; в иных формах и учреждениях;
- однако в спорном случае Департамент образования не предпринял мер к устройству ребенка в другом садике смежных районов в доступной близости от места проживания ребёнка, в том числе не предлагал истице возможность одной из вариативных форм получения дошкольного образования;
- стало быть, права ребёнка на бесплатное дошкольное образование были существенно нарушены.
Напомним, что зимой ВС РФ уже признавал незаконным бездействие местной администрации: в спорном деле двухлетний малыш не мог получить место в садике в транспортной доступности от дома.
ВС объяснил, что делать, если ребенку нет места в детсаду рядом с домом
Возмутителем спокойствия оказалась мать маленького мальчика из города Всеволожск Ленинградской области. Она получила отказ от местных чиновников дать ее ребенку направление в ближайший детский сад. Там, объяснили они маме, очередь и мест нет. Места нашлись лишь в соседнем поселке за 50 километров. Это женщину никак не устроило. Она отвезла малыша к бабушке за две с половиной тысячи километров, так как ей пора было выходить на работу, а родных «в шаговой доступности» у матери-одиночки не было.
За защитой прав ребенка ходить в ближайший садик, а ей устроиться на нормальную работу молодая мама пошла в местный суд. Но оба местных суда — первой и второй инстанции — встали на сторону чиновников. Упорная мать дошла до Верховного суда.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда посчитала незаконным бездействие районной администрации, которая не смогла предоставить ребенку место в муниципальном детском саду в пешей доступности от дома. Существующая очередь в детский сад, по мнению высокой инстанции, не извиняет чиновников, потому что они должны предвидеть потребность в дошкольном образовании. Их обязанность — заранее принимать меры, чтобы мест хватило всем, разъяснил Верховный суд. При этом Верховный суд сослался на постановление Конституционного суда от 15 мая 2006 года № 5‑П.
Местные суды, защищая интересы районной администрации, сослались на статью 67 закона об образовании. Там написано, что государственные или муниципальные образовательные организации могут отказать в приеме, если мест нет. А еще местные суды подчеркнули, что истица не выбрала максимально возможное количество учреждений, когда вставала в электронную очередь, и «отказалась от альтернативных вариантов». То есть от садика за 50 километров от дома или группы кратковременного пребывания.
Мать же, обратившись в Верховный суд, написала про право на образование — одно из основных прав человека, записанных во Всеобщей декларации прав человека. По мнению истицы, это право должно быть доступным не только экономически, но и физически. Под словом «физически» она понимает «безопасную физическую досягаемость, когда учебное заведение находится на разумном географическом удалении». А именно — не более 300 метров в городах и не более 500 метров в малых поселениях. Про расстояние — прямая цитата из Свода правил 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений».
Не соглашаясь с решениями местных судов, гражданка писала, что ей эти суды так и не объяснили, почему не учли эти нормативы, и не обосновали, почему в электронной очереди необходимо было выбрать максимальное количество вариантов.
Пока разбирался Верховный суд, сыну истицы все-таки дали место в садике рядом с домом. Поэтому Судебная коллегия по гражданским делам рассмотрела только одно из требований — о признании незаконным бездействие администрации. Верховный суд подчеркнул — его коллеги упустили из виду: мама воспитывает ребенка одна и детский сад в другом населенном пункте ей не подходит, потому что помешает устроиться на полный рабочий день. Кроме того, истица сделала все, что от нее зависело, чтобы устроить сына: он стоял на учете уже в 2016 году, когда ему исполнился год, и он получил право претендовать на место в садике. А чиновники со своими обязанностями обеспечить дошкольное образование не справились. Верховный суд посчитал, что ответчика не извиняют очередь и отсутствие мест. Дело в том, что по постановлению Конституционного суда (№ 5‑П) государство и муниципальные образования обязаны сохранять достаточное количество детсадов и при необходимости открывать новые. А если денег на местах недостаточно — их перечисляют из бюджета.
Кроме того, чиновники не применили норму международного права — Конвенцию о правах ребенка 1989 года. Она предписывает уделять первоочередное внимание «наилучшему обеспечению интересов ребенка, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону».
Верховный суд считает, что п. 4 ст. 67 закона об образовании не противоречит его позиции. Там действительно сказано, что образовательное учреждение может отказать, если нет мест. Но далее говорится, что родители обращаются в региональный или местный орган власти, чтобы устроить ребенка в другую организацию.
Как устроить ребенка в детский сад возле дома и не потратить ни одной лишней копейки
Чтобы получить место в детском саду, недостаточно однажды подать заявление и просто дождаться очереди. Могут пригодиться терпение и настойчивость. Узнайте, как устроить ребенка в детский сад, который вам подходит, а не тот, который предлагают.
Конституция Российской Федерации утверждает: все граждане РФ имеют право на образование. Закон об основных гарантиях прав ребенка и Закон об образовании закрепляют право каждого на доступное бесплатное образование.
В Конвенции о правах ребенка установлено, что все действия в отношении детей должны быть направлены на соблюдение и наилучшее обеспечение их интересов. В Семейном кодексе написано, что выбор сада – это право родителей.
Но на деле чаще бывает так: мама решила выйти из декрета, а путевки в детский сад нет и до следующего года не предвидится. В зависимости от региона это может продолжаться не один год –вплоть до выхода в школу.
Еще бывает так: места есть, но сад дают за 3-5 километров от дома и добираться придется по пересеченной местности – и это еще в лучшем случае. Разберемся, как оформить ребенка в сад, и что делать, если мест нет.
Как встать в очередь
Если среди ваших друзей и знакомых уже есть родители со стажем, то вы наверняка уже знаете, как попасть в очередь в сад. Нужно вставать в нее как можно раньше – так шансы на получение места вовремя (это обычно до исполнения ребенку трех лет) повышаются.
Электронная очередь, о которой говорят родителям в ведомствах по образованию, на самом деле не определяет порядок получения места в саду.
Очередь, на которую все ссылаются, – в действительности система учета, созданная для отслеживания количества детей, которых надо обеспечить местом в определенном учебном году.
Даже если вы «поставили ребенка в очередь» всего за полгода до того, как вам нужен сад, – это не повод отказать вам в предоставлении места. Отказ с аргументом «раньше надо было вставать в очередь» не имеет под собой никаких законных оснований.
Более того, автоматическое комплектование, на которое ссылаются сотрудники ведомства, нарушает права детей: обеспечение права одного ребенка не может зависеть от реализации прав других детей.
Места в саду нужно предоставлять всем детям, которые в этом нуждаются. А при автоматическом комплектовании это невозможно: система не учитывает тех, кто «стоит в очереди далеко», но в месте нуждается уже сейчас.
Второй аргумент, на который часто ссылаются в ведомствах по дошкольному образованию, такой: «перед вами еще много льготников, у них преимущество».
Это так. У детей льготных категорий граждан действительно есть преимущество на зачисление.
На зачисление вне очереди имеют право:
- дети граждан, пострадавших от радиации на Чернобыльской АЭС,
- дети граждан из подразделений особого риска, а также семей, потерявших кормильца из числа этих граждан,
- дети судей, прокуроров, сотрудников Следственного комитета.
В первую очередь зачисляются:
- дети из многодетных семей,
- дети-инвалиды и те, у кого инвалид – один из родителей,
- дети военнослужащих, сотрудников полиции и сотрудников, имеющих спецзвания, проходящих службу в учреждениях и органах , в федеральной противопожарной службе, в органах наркоконтроля, в подразделениях таможни;
- дети одиноких матерей (если в свидетельстве о рождении нет записи или запись внесена по указанию матери).
Значит ли это, что тот, у кого нет льгот, должен сидеть дома до школы. Нет. Согласно письму Минобра «О рекомендациях по порядку комплектования дошкольных образовательных учреждений», в одной группе число льготников не может превышать количество детей, которые не входят ни в одну льготную категорию.
Максимальное соотношение льготников и всех остальных – 50/50.
Какие потребуются документы
Чтобы поставить ребенка на учет (давайте говорить правильно), надо подать следующий пакет документов:
- заявление о постановке на учет,
- копия паспорта одного из родителей,
- копия свидетельства о рождении,
- документы, подтверждающие льготы (если они у вас есть).
Обратили внимание, что постоянная регистрация не нужна? Потому что право на дошкольное образование по закону можно реализовать и без прописки.
Как прописать новорожденного ребенка
Поставить ребенка на учет можно тремя способами: непосредственно в ведомстве, через МФЦ или через портал Госуслуг.
К сожалению, у каждого способа есть свой подвох. Например, в МФЦ или на портале могут возникнуть сложности с регистрацией обращения без прописки. В ведомстве могут отказать в личном приеме документов (из-за эпидемиологической ситуации или по какой-то другой причине) и предложить оставить их в ящике.
Лучше настоять на личном приеме и убедиться, что заявление в садик принято и зарегистрировано (т.е. сотрудник на вашем экземпляре заявления должен поставить печать и присвоить входящий номер). Если на этом этапе возникают сложности, можете сослаться на Федеральный закон о рассмотрении обращений граждан .
Независимо от способа обращения ваше заявление должно быть обработано в течение 30 дней. Т.е. если вас не уведомили о постановке на учет через месяц – берите свой экземпляр заявления (если подавали через ведомство), расписку (если через МФЦ) или распечатку (если через Госуслуги) и идите разбираться в ваше ведомство.
Хотите оформить ипотеку, но голова идет кругом от разных условий, документов, процентных ставок? Совкомбанк предоставляет кредит на максимально выгодных условиях. Ипотечные программы помогут купить квартиру мечты людям с разными запросами и материальными возможностями. Простая система оформления документов и широкие возможности позволят сделать мечту ближе.
Зачем подавать еще одно заявление
Вы поставили младенца на учет. Проходит год, полтора, два, два с половиной, ребенок подрастает, и вы думаете: «Ну, наверное, пора отдавать в сад и выходить на работу».
Заходите на «Госуслуги», чтобы проверить статус заявления, и видите свой номер – 258. Шок, паника – что делать. Подавать заявление о предоставлении места в детском саду!
Нет, это не то же самое заявление, о котором мы говорили выше.
Первое заявление – о постановке вашего ребенка на учет. Так вы сообщаете ведомству, что в будущем вашему ребенку понадобится место в таких-то садах, и его будут учитывать при планировании количества мест. Вторым заявлением – о предоставлении места – вы сообщаете, что сад вам нужен уже сейчас.
Наверняка вы сейчас читаете это и спрашиваете: «А зачем? Я ведь уже написала одно заявление, очевидно же, что я жду место». К сожалению, неочевидно. Детей много, мест в садах меньше: на всех не хватает.
Как получить компенсацию за детский сад
Если вы не заявляете о себе, то ведомство даст вам место не тогда, когда это надо вам, а тогда, когда появится возможность у ведомства. А если она не появится в ближайший год-два. Или дадут место не в тот сад, который вы отметили приоритетным, а в тот, что за 5 километров.
Если вы понимаете, что до выхода на работу осталось, например, полгода, а подвижек в очереди нет – пишите заявление о предоставлении места, чтобы ведомство знало о вашей потребности.
Если подойдете к написанию заявления обстоятельно – сэкономите себе время. Нельзя просто написать «прошу предоставить моему ребенку место с такого-то числа в таком-то саду» и ждать, когда вам пришлют путевку.
В нашем случае обстоятельно – значит обоснованно с точки зрения закона. Как именно построить заявление, на что сделать акцент – зависит от вашей ситуации.
Во дворе дома Алины стоит детский сад и она планировала водить сына именно туда. Но очередь не двигается! Алина решила позвонить в ведомство и узнать, что же там с местами.
«В саду N места нет, но есть в саду M! Пойдете?» – спросили Алину в ведомстве. А сад M, на минуточку, находится за 7 километров. И добираться туда 40 минут, сперва на автобусе, а потом еще пешком. С трехлетним ребенком дорога и вовсе займет час. И так каждый будний день по 2 раза. Конечно, это не вариант, когда есть сад ближе – прямо во дворе дома.
Алина поняла, с какими возражениями сотрудников ведомства ей придется столкнуться. Именно на их преодолении она и решила строить заявление.
Помимо общих положений о том, что каждый гражданин согласно Конституции РФ имеет право на получение образования, что по Семейному кодексу выбор сада – это исключительное право родителей и пр., и пр., Алина также напишет, что ее ребенку нужен только сад N: именно он отвечает требованиям безопасности и физической доступности, описанных в новых Санитарных правилах , Строительных нормах и правилах и поддерживаются решением Конституционного суда РФ.
Заявление о предоставлении места в саду надо подать непосредственно в ведомство. Так же, как и в первом случае, просите зарегистрировать обращение и проставить входящий номер.
Чем шире будет нормативная база (т.е. количество ссылок на действующее законодательство) вашего заявления, тем больше шансов получить место сразу. Но не опускайте руки и не сдавайтесь, если через месяц вам ответили, что мест в саду нет, а когда будут – неизвестно. Такая причина для отказа незаконна. Разберемся вместе, почему.
Собрать ребенка в сад – тот еще квест, который требует не только сбора документов, но и материальных затрат. Чтобы траты меньше били по семейному бюджету, пользуйтесь рассрочкой с картой «Халва».
Карта «Халва» — универсальный финансовый инструмент. Используйте свои средства, получайте кешбэк с покупок до 10% и доход на остаток собственных средств по карте до 15%, а также открывайте вклады под выгодный процент. Вы можете взять заемные средства и потратить их на покупки в рассрочку до 24 месяцев. Оформите Халву в пару кликов, и курьер привезет ее вам!
Что делать, если мест нет
Действительно, в ст. 67 Закона об образовании написано, что в приеме в конкретный сад может быть отказано, если в нем нет мест. Но в таком случае ведомство обязано предложить альтернативный вариант.
Обратите внимание: в законе есть уточнение, что сад должен находиться в доступной близости от места проживания ребенка. А доступная близость, как уже упоминалось выше, это и физическая доступность в том числе. Если нужно добираться на машине или на общественном транспорте, то это уже не соответствует требованиям безопасной физической досягаемости.
Поэтому сад за 3, 5, 25 и т.д. километров – это не доступный вам альтернативный вариант, а удобный вариант для ведомства, чтобы закрыть ваш запрос.
Если же в доступной близости нет свободного места, ведомство, предвидя потребность благодаря той самой системе учета, должно своевременно принимать меры для увеличения количества мест. Поэтому отсутствие мест в саду не может быть законной причиной отказа. Скорее, это свидетельство бездействия ведомства.
Призываем закон
Отказ ведомства на заявление о предоставлении места в саду нарушает закон и права ребенка. Поэтому следующим шагом станет жалоба в прокуратуру на бездействие государственного органа.
В жалобе обязательно описать не только суть проблемы (например, не дают место в саду), но и обоснование позиции с юридической точки зрения: какие именно права были нарушены, в чем состоит нарушение и пр. Так же, как в заявлении, ссылайтесь на действующее законодательство, и чем полнее и подробнее – тем лучше.
Кроме этого, в жалобе нужно будет резюмировать, каких действий вы ждете от прокурора – проведения проверки, привлечения к ответственности и пр.
Обратите внимание: прокуратура не должна пересылать жалобу ведомству, чьи действия вы хотите обжаловать. Если это правило проигнорировали, скорее всего, качественного ответа вы не получите: ведомство просто продублирует отказ. Тогда придется составлять исковое заявление и обращаться в суд.
Как обосновать шаговую доступность к детскому саду: ориентируйтесь на это.
В соответствии с законодательством РФ, гарантируется право на бесплатное обучение в дошкольных образовательных учреждениях. Однако, конкретные условия доступности дошкольного образования могут отличаться в зависимости от региона и муниципальных условий.
Что касается шаговой доступности до детского сада, она является одним из критериев оценки качества услуг различных дошкольных учреждений. Однако, в данном случае нельзя опираться только на нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13.
В конкретной ситуации надо ориентироваться на наличие современного транспорта, возможности доставки детей до детского садика и прочие условия, которые могут облегчить доступность садика для родителей.
При этом необходимо учитывать правила выбора детского сада, а именно: характеристики учреждения, педагогический коллектив, соответствие материально-технической базы требованиям государственных стандартов, наличие достаточного числа воспитателей и т.д.
Для решения данного вопроса, необходимо ознакомиться с законодательством Российской Федерации, в том числе с Конституцией РФ, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным законом «О защите прав потребителей» и другими нормативно-правовыми актами, регулирующими данную сферу.
Следует обратить внимание на то, что право на получение образования является одним из основных конституционных прав граждан РФ, а при нарушении этого права могут быть применены меры юридической ответственности. Одним из критериев шаговой доступности детского сада является расстояние от дома, в связи с чем, рекомендуется ориентироваться на местную нормативно-правовую базу, в частности, на решения муниципальных органов власти, которые могут устанавливать нормы по расстоянию от детского сада до места проживания.
Исходя из этого, для аргументирования шаговой доступности детского сада, можно использовать различные документы, включая законодательные акты, решения муниципальных органов власти, а также результаты опросов и исследований, проводимых в соответствующей территориальной зоне. Если СанПиН 2.4.1.3049-13 не помогает, следует обратиться к другим узкоспециализированным нормативным актам или консультантам в данной области права.
Для решения данного вопроса, необходимо обратиться к статьям Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»:
1) Статья 6 «Право на образование». 2) Статья 9 «Доступ к образованию». 3) Статья 43 «Организация дошкольного образования».