Право и мораль: единство, различие, взаимодействие и противоречия
Моралью называют сочетание норм и принципов, которые осуществляют регулирование людского поведения с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого и проч.
Правом называют систему общеобязательных, формально определенных норм юридического характера, которые выражают общественную, классовую волю (то есть определенные интересы социума, классов и проч.), которые устанавливаются и обеспечиваются государством, и направлены на регулировку общественных отношений.
Моральные нормы
Мораль и нравственность допустимо рассматривать в виде синонимов. Этика представляет собой науку о морали (то есть нравственности).
Моральные нормы, по сути, – это специфический тип социальных норм, которые распространяют собственное влияние на всех и каждого, и при этом воплощают в себе высшие нравственные ценности, такие как честь, добро, достоинство, долг, порядочность и т.п. Можно сказать, то общечеловеческое содержание морали в обобщенном виде выражается в так называемых «золотых правилах нравственности»: «По отношению к другим людям поступай так, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе», «Не причиняй вреда другому человеку» и проч.
Моральными нормами называют выработанные социумом требования к индивиду как к участнику этого сообщества, действенность каковых напрямую зависит от степени их усвоения людьми, от формирования их внутренних представлений, убеждений касательно своего и чужого поведения во время общения с прочими индивидами. Оценка своего поведения, внутренний самоконтроль (можно сказать, совесть) – это основная составляющая норм морали.
Единство права и морали
Единство и взаимосвязь права и морали обуславливается тем, что они:
- В системе социальных норм выступают универсальными и оказывающими действие на все общество в целом.
- Имеют один объект регулирования, то есть общественные отношения.
- Обладают общей целью, то есть регулированием людским поведением, формированием гражданского общества, правового государства.
- Определяют строгие границы свободы личности.
- Считаются достижением культур и цивилизации.
- Основываются на одних и тех же духовных и социально-экономических отношениях.
- В конечном итоге исходят от общества.
Различия права и морали
Различиями между правом и моралью можно назвать:
- Происхождение (мораль появляется вместе с обществом, а право – вместе с государством).
- Форма выражения (мораль содержится в сознании общества, а право – в особых нормативных актах, которые имеют письменную форму).
- Сфера действия (мораль способна регулировать почти все общественные отношения, а право – только самые важные и те, которые может упорядочить; то есть без возможности упорядочить такие отношения, как мода, вкус, любовь, товарищество, дружба и проч.)
- Время введения в действие (моральные нормы вводятся в действие по мере их осознания, нормы права – в точно установленный срок).
- Способ обеспечения (моральные нормы обеспечиваются мерами социального воздействия, а правовые – мерами воздействия государства).
- Критерии оценки (моральные нормы регулируют общественные отношения с позиций добра и зла, несправедливого и справедливого, а правовые – с точки зрения законного и не являющегося законным, правомерного и не являющегося таковым).
- Характер однородности (в рамках одной страны допустимо существование исключительно одной нормы права, но целого ряда норм морали – мораль общества в целом, а также социальных групп, классов, профессиональных слоев и проч.).
Мораль и право взаимодействуют друг с другом во время упорядочивания социальных отношений. Их требования совпадают во многих моментах: обычно то, что осуждается и поощряется правом, также осуждается и поощряется моралью, и наоборот). Большая часть правовых норм происходят из нравственных – то есть «не укради», «не убий» и проч.
Во время упорядочивания общественных отношений мораль и право друг друга поддерживают. Совсем не случайно Гераклит однажды заявил, что «законы обязаны своей силой нравам», так как требования морали, осуществляя воздействие на людское сознание, формируют положительный фон для реализации предписаний юридического характера.
Также право закрепляет и при этом защищает ценности морали. Оно способно, к примеру, обеспечивать компенсацию морального вреда. К примеру, в соответствии со статьей сто пятьдесят один ГК России, «если гражданину причинен моральный вред (физические либо же нравственные страдания) действиями, которые нарушают его собственные личные неимущественные права или же посягающими на принадлежащие гражданину прочие нематериальные блага, а также в иных ситуациях, которые предусмотрены законодательно, то суд имеет право возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации такового вреда».
Во время определения размеров компенсации морального вреда суд берет в расчет степень вины нарушителя, а также прочие заслуживающие внимания обстоятельства. Суд обязан также брать в расчет степень физических, а также нравственных страданий, которые связаны с индивидуальными особенностями индивида, которому и был причинен вред.
При этом допустимы и противоречия между правом и моралью, когда одинаковая ситуация может регулироваться различно со стороны одного и другого.
Когда право расходится с нравственностью в оценке каких-либо явлений, то это обычно не упрочивает его позиций в социуме, не увеличивает влияние на сознание граждан, а в точности наоборот.
К примеру, во время решения такой абсолютно нравственной проблемы, как свидетельский иммунитет в судопроизводстве, как оказалось на практике, допускаются отнюдь не любые правовые средства. Тут право не должно было идти, так сказать, «дальше морали» и выдвигать какие-то специфические требования. При свидетельстве близких родственников, к примеру, приходили в конфликт одна с другой такие обязанности (ограничения), как правовая, которая требует говорить только правду (в УК устанавливалась уголовная ответственность за дачу ложных показаний, а также за уклонение от дачи показаний), и нравственная, которая требует не наносить вреда близкому человеку. Такая коллизия приводит или к нравственным потрясениям (раскол в семье, разрыв отношений между родственниками и проч.), или же к преступлениям (лжесвидетельство, уклонение от дачи показаний и проч.). Получается, что индивид, социум и государство в итоге совсем не заинтересованы в подобных альтернативах.
Из-за этого в статье пятьдесят один Конституции страны оговорено, что «никто не обязан свидетельствовать против самого себя, собственного супруга и близких родственников, круг которых определен ФЗ». Это положение выводит правовые предписания из состояния противоречия с моральными, а также укрепляет нравственные базисы права.
Могут быть объективные (имеющиеся различия между моралью и правом) и субъективные (право меняется быстрее, нежели мораль, и нередко с ней не согласуется из-за некоторых идеологических и конъюнктурных моментов) причины противоречий.
Право и мораль.
Соотношение права и морали заключается, в первую очередь, в том, что и то, и другое является регулятором поведения в обществе. Еще один немаловажный термин в изучении поведения – обычаи. Обычай – это самый древний вид правил поведения людей. Он не требует доказательств и аргументации, потому что «так заведено испокон веков». Обычай отражает природное стремление человека к стабильности. Его тяжело разрушить (вспомните всех своих знакомых, не готовых к каким-либо переменам), но иногда это необходимо, потому что нередко обычаи тормозят развитие общества. В данном контексте синоним обычая – привычка. Церковь когда-то привыкла думать, что факт вращения Земли вокруг солнца – ересь, поэтому Джордано Бруно сгорел на костре. Однако его смерть дала толчок к перелому обычая, и теперь церковь считает, что вращение Земли вокруг Солнца – результат божьей воли. Стереотип был сломан.
Но вернемся к морали и праву. Нормы морали возникали не менее стихийно, чем обычаи. Различие в том, что эти нормы были обусловлены соображениями понимания другого человека, сочувствия, сострадания, чувства долга, короче говоря, — соображениями гуманности.
Главный принцип в соображениях гуманизма – «золотое правило морали», то есть «как ты с людьми, так и люди с тобой». Как видим, некоторое эгоистическое начало в этом все же присутствует – ты мне, я тебе – взаимовыгодное сотрудничество.
Право – это политически, экономически и социально защищенный регулятор поведения в обществе. Право возникло на основе морали. Точнее говоря, правовые нормы возникли из моральных норм.
Когда впервые вождь племени в какой-нибудь Месопотамии сказал, что отбирать добычу у твоего соседа охотника не хорошо, появились нормы морали. Потом этот же вождь подумал и решил, что его авторитет не всегда играет роль, и соплеменники продолжают воровать. Тогда он вышел на собрании племени и заявил, что тот, кто будет уличен в воровстве, будет изгнан из племени без имущества и оружия на съедение диким зверям. Так появилась норма права, и право вообще.
Выходит, что мораль несовершенна. Причина несовершенства в том, что моральные санкции за нарушение моральных норм слишком теоретические, непрактичные (гнев богов, порицание общественностью и т.д.). Возникла необходимость в более принудительных моральных нормах – так и появилось право.
Право, в отличие от морали, выступает более мощным стимулом к определенному поведению.
Единство права и морали.
Как моральные нормы, так и правовые отражают приверженность человека к определенным идеалам, например, идеалам справедливости и свободы. В понятии единства морали и права можно выделить пять основных пунктов.
- Мораль и право, как система социальных норм универсальны, то есть они распространяются либо на все общество, либо (изредка) на какую-то значительную социальную группу (например, группа – охранники правопорядка, у которых есть свои предписания, законы, права, обязанности, как моральные, так и правовые).
- У норм права и морали общественные отношения являются единым объектом регулирования. То есть у них – один и тот же объект, на который направлено воздействие – поведение людей в обществе.
- И те, и другие нормы являются источником общественного волеизъявления. Общество само придумало для себя же моральные и правовые нормы.
- И те, и другие нормы произошли в процессе разложения обычаев первобытного общества. То есть они возникли тогда, когда обычаи стали несовместимы с развившимися убеждениями и мировоззрениями человеческой личности.
- И те, и другие нормы имеют похожую структуру. Следовательно, и правовые и моральные нормы состоят из гипотезы, диспозиции и санкций.
Различия права и морали.
Правоведы и социологи кроме пяти пунктов сходств морали и права выделяют столько же пунктов различий.
- Происхождение. Основа моральных норм – это понятие о добре и зле, о хорошем и плохом, праведном и неправедном. Эти понятия постепенно формируются в сознании людей с их развитием. Правовые нормы же сразу вступают в силу после принятия соответствующего решения.
- Форма выражения. В отличие от правовых норм, моральные содержатся не в нормативно-правовых актах или договорах, а в сознании человека, то есть они не имеют такой официальной формы (с печатью и подписью), как правовые.
- Способ санкций и охраны от нарушений. Моральные нормы соблюдаются добровольно, а правовые – принудительно. В физическом понимании правовые санкции более весомы, чем моральные, имеют большую материальную, чем нравственную направленность.
- Степень детализации. Моральные нормы имеют более обобщенный характер, чем правовые (не убий, будь справедлив и честен и т.д.). Правовые же – детализированы, имеют кучу нюансов, поправок, отступлений, исключений и т.д.
- Сфера действия. Моральные нормы действуют во всех сферах общественных взаимоотношений, правовые же охватывают только наиболее важные, с точки зрения государства, области жизни общества. Например, не существует нормативно-правовых актов, описывающих правила и законы дружбы. Это – область морали, но не права.
В заключение можно сделать следующий вывод: моральные законы – это еще не написанные правовые законы. Правоведы иногда эту область называют естественным правом, или обычным правом.
При этом мораль продолжает воздействовать на право. Приведу простой пример. Представьте себе суд присяжных. Вариант первый: бывший преступник, отсидевший немалый срок, снова убивает и грабит случайную пожилую женщину (это, кстати, рецидив). Вариант второй: Раскольников, историю которого мы прекрасно помним, который также раскаивается в своем преступлении (моральные санкции он уже испытал). Ответьте на вопрос: будет ли разница в вердикте присяжных? И если разница будет, то сколько присяжных вынесут суровое, а сколько мягкое наказание в первом и во втором варианте? То есть будут ли разными санкции, учитывая, что гипотеза и диспозиция идентичны?
Право и мораль
Определение 1
Моралью называют сочетание норм и принципов, которые осуществляют регулирование людского поведения с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого и проч.
Определение 2
Правом называют систему общеобязательных, формально определенных норм юридического характера, которые выражают общественную, классовую волю (то есть определенные интересы социума, классов и проч.), которые устанавливаются и обеспечиваются государством, и направлены на регулировку общественных отношений.
Моральные нормы
Мораль и нравственность допустимо рассматривать в виде синонимов. Этика представляет собой науку о морали (то есть нравственности).
Замечание 1
Моральные нормы, по сути, – это специфический тип социальных норм, которые распространяют собственное влияние на всех и каждого, и при этом воплощают в себе высшие нравственные ценности, такие как честь, добро, достоинство, долг, порядочность и т.п. Можно сказать, то общечеловеческое содержание морали в обобщенном виде выражается в так называемых «золотых правилах нравственности»: «По отношению к другим людям поступай так, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе», «Не причиняй вреда другому человеку» и проч.
Определение 3
Моральными нормами называют выработанные социумом требования к индивиду как к участнику этого сообщества, действенность каковых напрямую зависит от степени их усвоения людьми, от формирования их внутренних представлений, убеждений касательно своего и чужого поведения во время общения с прочими индивидами. Оценка своего поведения, внутренний самоконтроль (можно сказать, совесть) – это основная составляющая норм морали.
Единство права и морали
Единство и взаимосвязь права и морали обуславливается тем, что они:
В системе социальных норм выступают универсальными и оказывающими действие на все общество в целом.
Имеют один объект регулирования, то есть общественные отношения.
Обладают общей целью, то есть регулированием людским поведением, формированием гражданского общества, правового государства.
Определяют строгие границы свободы личности.
Считаются достижением культур и цивилизации.
Основываются на одних и тех же духовных и социально-экономических отношениях.
В конечном итоге исходят от общества.
Различия права и морали
Различиями между правом и моралью можно назвать:
Происхождение (мораль появляется вместе с обществом, а право – вместе с государством).
Форма выражения (мораль содержится в сознании общества, а право – в особых нормативных актах, которые имеют письменную форму).
Сфера действия (мораль способна регулировать почти все общественные отношения, а право – только самые важные и те, которые может упорядочить; то есть без возможности упорядочить такие отношения, как мода, вкус, любовь, товарищество, дружба и проч.)
Время введения в действие (моральные нормы вводятся в действие по мере их осознания, нормы права – в точно установленный срок).
Способ обеспечения (моральные нормы обеспечиваются мерами социального воздействия, а правовые – мерами воздействия государства).
Критерии оценки (моральные нормы регулируют общественные отношения с позиций добра и зла, несправедливого и справедливого, а правовые – с точки зрения законного и не являющегося законным, правомерного и не являющегося таковым).
Характер однородности (в рамках одной страны допустимо существование исключительно одной нормы права, но целого ряда норм морали – мораль общества в целом, а также социальных групп, классов, профессиональных слоев и проч.).
Замечание 2
Мораль и право взаимодействуют друг с другом во время упорядочивания социальных отношений. Их требования совпадают во многих моментах: обычно то, что осуждается и поощряется правом, также осуждается и поощряется моралью, и наоборот). Большая часть правовых норм происходят из нравственных – то есть «не укради», «не убий» и проч.
Во время упорядочивания общественных отношений мораль и право друг друга поддерживают. Совсем не случайно Гераклит однажды заявил, что «законы обязаны своей силой нравам», так как требования морали, осуществляя воздействие на людское сознание, формируют положительный фон для реализации предписаний юридического характера.
Пример 1
Также право закрепляет и при этом защищает ценности морали. Оно способно, к примеру, обеспечивать компенсацию морального вреда. К примеру, в соответствии со статьей сто пятьдесят один ГК России, «если гражданину причинен моральный вред (физические либо же нравственные страдания) действиями, которые нарушают его собственные личные неимущественные права или же посягающими на принадлежащие гражданину прочие нематериальные блага, а также в иных ситуациях, которые предусмотрены законодательно, то суд имеет право возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации такового вреда».
Во время определения размеров компенсации морального вреда суд берет в расчет степень вины нарушителя, а также прочие заслуживающие внимания обстоятельства. Суд обязан также брать в расчет степень физических, а также нравственных страданий, которые связаны с индивидуальными особенностями индивида, которому и был причинен вред.
Замечание 3
При этом допустимы и противоречия между правом и моралью, когда одинаковая ситуация может регулироваться различно со стороны одного и другого.
Когда право расходится с нравственностью в оценке каких-либо явлений, то это обычно не упрочивает его позиций в социуме, не увеличивает влияние на сознание граждан, а в точности наоборот.
Пример 2
К примеру, во время решения такой абсолютно нравственной проблемы, как свидетельский иммунитет в судопроизводстве, как оказалось на практике, допускаются отнюдь не любые правовые средства. Тут право не должно было идти, так сказать, «дальше морали» и выдвигать какие-то специфические требования. При свидетельстве близких родственников, к примеру, приходили в конфликт одна с другой такие обязанности (ограничения), как правовая, которая требует говорить только правду (в УК устанавливалась уголовная ответственность за дачу ложных показаний, а также за уклонение от дачи показаний), и нравственная, которая требует не наносить вреда близкому человеку. Такая коллизия приводит или к нравственным потрясениям (раскол в семье, разрыв отношений между родственниками и проч.), или же к преступлениям (лжесвидетельство, уклонение от дачи показаний и проч.). Получается, что индивид, социум и государство в итоге совсем не заинтересованы в подобных альтернативах.
Из-за этого в статье пятьдесят один Конституции страны оговорено, что «никто не обязан свидетельствовать против самого себя, собственного супруга и близких родственников, круг которых определен ФЗ». Это положение выводит правовые предписания из состояния противоречия с моральными, а также укрепляет нравственные базисы права.
Замечание 4
Могут быть объективные (имеющиеся различия между моралью и правом) и субъективные (право меняется быстрее, нежели мораль, и нередко с ней не согласуется из-за некоторых идеологических и конъюнктурных моментов) причины противоречий.
================
Другие статьи в литературном дневнике:
- 27.01.2021. Право и мораль
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2023 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Соотношение права и морали
Регулирование общественных отношений при помощи права и морали
Право – это система формально определенных, общеобязательных юридических норм, отображающих волю государства, обеспечивающихся и устанавливающихся им и направленные на урегулирование социальных отношений.
Мораль (нравственность) – это система исторически сложившихся определенных взглядов, норм, принципов, убеждений, оценок, которые выражаются в поступках людей, регулирующих действия с позиций справедливого и несправедливого, добра и зла, поощряемого и порицаемого, честного и бесчестного, совести, благородства, порядочности и многих других подобных нравственных критериев. С этой позиции проводится моральная оценка всех действий и поступков людей, общественных отношений.
Все моральные понятия, такие как: порядочность, совесть, честь и т. п. оцениваются через категории «добра» и «зла».
Мораль осуждает такие деяния, как правонарушения и преступления. Право и мораль в оценке этих деяний едины. Право и мораль предписывают соблюдать законы, отправления правосудия, действия юстиции и органов правопорядка, что выражается в таких формах, как: анализ различных жизненных ситуаций, разрешение конкретных дел, противоправных действий. Любое противоправное поведение является в тоже время противонравственным.
Право и мораль играют большую роль в регулировании общественных отношений. Основное назначение права и морали — целенаправленное воздействие на характер поведения людей, которое обеспечивает интересы отдельных граждан, социальных групп или социума в целом.
Единство морали и права
Мораль и право обладают общими критериями, в которых появляется их единство. Они:
- способны проникать в разные области общественной жизни и являются регуляторами поведения людей;
- это многомерные образованиями сложной структурой, состоящие из взаимодействующих между собой и одинаковых элементов;
- действуют в едином «поле» общественных отношений;
- преследуют общую цель – упорядочение и совершенствование общественной жизни, согласование интересов общества и личности, урегулирование поведения людей, возвышения достоинства человека и его обеспечения;
- выступают социальными регуляторами, относятся к вопросу свободного волеизъявления, ответственности за собственные действия.
Тесная взаимосвязь и единство права и морали обуславливают их функциональное и социальное взаимодействие, проявляющееся в следующих аспектах:
- помогают в упорядочении социальных отношений, в формировании установленной нравственной и юридической культуры;
- моральные и правовые требования совпадают во многих аспектах: действия субъектов, поощряемые и осуждаемые правом и / или моралью;
- право обязывает к соблюдению законодательства, это является целью морали;
- взаимодействие морали и права выражается в воспитании у человека гражданских качеств, в прямой идентичности их требований;
- правовые нормы выступают проводником морали, они защищают и фиксируют моральные ценности;
- поддерживают друг друга в вопросах достижения общих целей, используя для этого характерные методы;
- мораль является ценностным критерием права.
Ко всем этапам социального действия и формирования права подключены нравственные нормы. Они являются значимым фактором совершенствования всей правовой системы.
Отличительные особенности права и морали
Мораль и право имеют ряд отличительных качеств, включая способы их формирования и установления. Правовые нормы санкционируются или создаются государством. Нормы морали возникают и развиваются спонтанно в процессе деятельности людей, а не создаются государством непосредственно.
Отличительные особенности права и морали:
- Методы обеспечения. Право создается, обеспечивается, защищается, охраняется государством. Мораль опирается на общественное мнение. При нарушении нравственных норм государственные органы, как правило, не вмешиваются.
- Форма выражения и фиксации. Правовые нормы закреплены в специальных государственных юридических актах (законах, постановлениях, указах), моральные принципы и нормы, возникая под воздействием определенных социальных условий в разных группах и слоях общества, распространяются на широкий круг субъектов, начинают выступать устойчивыми мотивами и правилами поведения.
- Характер и способы их воздействия на поведение и сознание людей. Право регулирует взаимосвязи и взаимоотношения между субъектами с позиций юридических прав и обязанностей; законного — незаконного, правомерного — неправомерного, наказуемого — ненаказуемого. Мораль оценивает человеческие поступки с позиций похвального и постыдного, добра и зла, благородного и неблагородного, честного и бесчестного, совести, долга, чести и т.д.
- Порядок и характер ответственности за нарушение норм права и морали. Противоправные действия ведут к юридической ответственности. Порядок этой ответственности регламентирован законом и носит процессуальный характер. Наказание за нарушение нравственности выражается по большей части порицанию, моральному осуждению, к нему применяются меры общественного воздействия (замечание, выговор, исключение из организации и т.д.). Ответственность за нарушение норм нравственности гражданин несет перед окружающими людьми, семьей, коллективом, обществом.
- Уровень требований, предъявляемых к поведению человека. У морали значительно выше.
- Сфера действия. Границы морального и правового пространства не совпадают, «территория» морального пространства намного шире. Право регулирует наиболее важные сферы общественной жизни (власть, собственность, труд, правосудие, управление), оставляя за рамками своего регулирования такие стороны отношений, как, любовь, товарищество, дружба, взаимопомощь, мода, вкусы, личные пристрастия и т.д.
У морали и права разные исторические судьбы. Мораль намного старше права.