Сколько верховных судов в россии
Перейти к содержимому

Сколько верховных судов в россии

  • автор:

Сколько судей в России?

Сколько судей и судов в России?

Подсчитаем общую численность судейского корпуса в Российской Федерации – сколько судей в отечественной судебной системе?

Сколько судей в России?

Вопросом “Сколько в России судей?” довольно часто задаются пользователи Интернет. Подсчитаем общее количество судей всех уровней и инстанций в России. Кроме того, попробуем выяснить и число судов в нашей стране. Подсчёты коснутся только представителей судебной власти. Спортивные арбитры, члены разного рода жюри и иные, не относящиеся к судебной системе судьи не будут учтены.

Для анализа использована общедоступная информация из официальных источников (сайты судов в сети Интернет), а также разного рода расчёты. Последние используются для некоторой статистической наглядности. Например, подсчитано отношение числа граждан РФ к количеству судей.

Конституционный суд

Уникальный орган отправления правосудия. Единственный, который вправе официально толковать положения Основного закона страны. Задачи – определение конституционности норм, т.е., общеобязательных правил поведения и их проектов, в т.ч. международных договоров до их вступления в силу. Суд определяет также, исполнять на территории РФ решения международных судов или нет.
Состоит КС РФ из 10 судей, включая главу и его зама. Фактические обстоятельства не устанавливает и не исследует, работает исключительно с правом. Не обжалуем, право на обращение в КС РФ возникает только если все другие возможности исчерпаны. Простыми словами, пройдены все остальные суды во всех инстанциях.

Верховный суд

С 2014 года единая и последняя инстанция для всех споров, в т.ч., экономических. Стал таковым после упразднения ВАС РФ – Высшего арбитражного суда, принявшего вид одной из коллегий Верховного суда.
Состоит из 170 судей, образующих коллегиальные органы высшей инстанции, согласно ФКЗ о ВС РФ. Руководит отправлением правосудия и сопутствующей работой председатель и семь замов – по числу коллегий.

СОЮ – число судей

Число судов общей юрисдикции в России

Суммарное число судов общей юрисдикции в РФ составляет более двух тысяч

СОЮ (суд общей юрисдикции) имеют статус судов региональных и судов федеральных. К “федералам” закон о судебной системе РФ относит:

Правоведение для чайников — 19. Высшие суды

Продолжаю серию заметок "Правоведение для чайников". Прошу моих читателей — "нечайников" указывать на существенные ошибки, а также дополнять текст своими мыслями или интересными примерами. Заметки рассчитаны на людей без юридического образования, которые хотят больше узнать о правовой сфере, а также на школьников, которые готовятся к сдаче ЕГЭ по обществознанию.

Высшие суды – это главные суды государства. Они возглавляют судебную власть, надзирают за работой нижестоящих судов и играют роль последней инстанции, которая ставит точку в правовых спорах.

В мире сложилось две практики построения судебной власти. В некоторых странах действует один главный суд (чаще всего его называют «Верховным»), который занимается спорами в любой отрасли права. Именно так, например, устроена судебная власть в США.

В других странах есть несколько высших судов, каждый из которых занимается определённой сферой. Так, в Германии работают пять специализированных высших судов (по конституционным, административным, трудовым, социальным и финансовым спорам) и один Верховный суд (по всем остальным спорам).

Россия относится ко второй категории, но дрейфует в сторону первой. Раньше у нас было три высших суда, а теперь – два: Верховный суд и Конституционный суд.

Верховный суд РФ

Верховный суд РФ – высший судебный орган по всем уголовным, гражданским, административным и арбитражным делам. Сокращённо его называют «ВС» или «ВС РФ».

Всего в Верховном суде должно быть 170 судей (ч. 1 ст. 3 ФКЗ "О Верховном суде РФ"), но в реальности их обычно меньше. Кандидатуры судей ВС РФ предлагает президент, а утверждает Совет Федерации (ч. 1 ст. 128 Конституции РФ). Судья Верховного суда должен быть старше 35 лет, иметь высшее юридическое образование и стаж юридической работы не менее 10 лет (ч. 2 ст. 4 закона РФ «О статусе судей в РФ»). Нынешний председатель Верховного суда – Вячеслав Лебедев, который занял эту должность ещё в советские времена, в 1989 г.

Верховный суд состоит из нескольких частей. Главные структурные подразделения ВС РФ – пленум (общее собрание всех судей) и президиум из 13 человек (председатель суда, его заместители и несколько наиболее опытных судей). Кроме того, в составе суда выделяют нескольких коллегий (специальных подразделений, каждое из которых занимается своей сферой):

коллегия по административным делам;
коллегия по гражданским делам;
коллегия по уголовным делам;
коллегия по экономическим спорам;
коллегия по делам военнослужащих;
дисциплинарная коллегия;
апелляционная коллегия.

Верховный суд выполняет несколько функций. Они подробном прописаны в ФКЗ «О Верховном Суде РФ», здесь я коснусь лишь некоторых моментов.

Главная задача Верховного суда – проверять решения нижестоящих судов. ВС РФ играет роль второй кассационной и надзорной инстанций. Второй кассационной инстанцией могут быть судьи одной из перечисленных выше коллегий ВС РФ (кроме двух последних), а надзорной инстанцией – президиум ВС РФ.

То есть любое дело, которое рассмотрели первая инстанция, апелляция и «первая кассация» (президиум областного суда), можно обжаловать в Верховном суде. В качестве «второй кассации» уголовное дело будет рассматривать коллегия по уголовным делам, гражданское – коллегия по гражданским делам, административное – коллегия по административными делам, дело из арбитражного суда – коллегия по экономическим спорам, дело из военного суда – коллегия по делам военнослужащих. Ну а дальше, если одна из коллегий рассмотрела дело, но один из его участников по-прежнему недоволен, он может обратиться в надзорную инстанцию – президиум Верховного суда.

Теоретически на рассмотрение Верховного суда может попасть любое дело. На практике вероятность этого почти сведена к нулю: в России каждый год рассматривают миллионы дел, а в Верховный суд попадают десятки и сотни. Все остальные отсеиваются как не заслуживающие внимания.

При этом нет чётких критериев, по которым судьи выбирают из массы жалоб одни и отвергают другие. В идеале Верховный суд должен отбирать такие дела, которые важны для понимания права и формирования судебной практики. Желательно при этом, чтобы судьи не просто принимали решение, а внятно и подробно разбирали, почему они это сделали, и рекомендовали использовать свои наработки нижестоящим судам. Такой подход мог бы значительно обогатить правоприменительную практику, понимание закона и дать судьям ориентиры в их деятельности.

Однако акты Верховного суда мало чем отличаются от решения любого районного суда: те же шаблонные формулировки, те же расплывчатые формулировки «с учётом всех обстоятельств» и то же нежелание аргументировать свои выводы. В общем, решения высшего суда сложно назвать вершиной юридической мысли.

«Мотивировочная часть у Гражданской коллегии [Верховного суда] обычно сводится к длинному цитированию разных норм, многие их которых вообще к делу не относятся, а далее из них каким-то чудесным образом выводятся заключения, – пишет профессор Высшей школы экономики и директор Юридического института «М-Логос» Артём Карапетов. – Обычно никаких признаков открытого анализа правовой проблемы, обсуждения принципов, толкования закона и других элементов, характерных для практики высших судов Германии, Австрии, Великобритании и т.п. найти не удается» (Закон.Ру).

Один из примеров – постановление ВС РФ от 7 ноября 2016 г. N 5-АД16-232. Водитель обжаловал штраф за неоплаченную парковку. Он объяснил, что произвёл оплату с помощью sms, однако, как потом оказалось, в работе парковочной системы произошёл сбой и парковка не была оплачена. Пресненский районный суд г. Москвы и Московский городской суд решили, что водитель не выполнил обязанность по оплате. Судья ВС РФ Владимир Меркулов тоже отказал заявителю. Причина решения выглядит странно: по мнению судьи, отправка sms – не единственный способ оплаты, так что водитель мог и должен был оплатить парковку другим способом.

При этом из решения невозможно понять, получал ли водитель sms о прохождении платежа («Спасибо! Парковка такого-то автомобиля авторизована…») или нет? Если первое, то, конечно, решение совершенно несправедливое (ибо водитель добросовестно совершил все действия по оплате и не его вина, что платёж не дошёл), если второе – тут есть о чём поразмышлять и порассуждать. Это был бы интересный правовой казус, но увы, судья Верховного суда в очередной раз уклонился от своей прямой обязанности – толковать закон применительно к конкретной ситуации.

Также в этом акте видно типичное для российских судов злоупотребление возможностями компьютера и функцией «копировать-вставить». Благодаря ней фразы из прошлых решений не нужно заново писать в новых. В частности, судья Меркулов пишет: «Достоверность показаний работающего в автоматическом режиме специального технического средства "PN02", которым было зафиксировано превышение установленной скорости движения, сомнений не вызывает». Очевидно, этот фрагмент перекочевал из другого решения, где кого-то оштрафовали за превышение скорости. Такая небрежность в работе Верховного суда, конечно, сильно печалит.

Интересно, что даже в тех редких случаях, когда жалоба доходит до ВС РФ, а судьи находят в деле нарушения, это не обязательно означает торжество справедливости.

Наиболее известный случай такого рода – дело предпринимателя Алексея Козлова. В 2009 г. Пресненский районный суд Москвы признал Козлова виновным в мошенническом хищении акций предприятия «Искож» и приговорил к восьми годам лишения свободы. Сторона защиты утверждала, что материалы обвинения были сфабрикованы, а инспирировал процесс деловой партнер Козлова, бывший член Совета Федерации Владимир Слуцкер. Тем не менее, приговор устоял в Московском городском суде, а в 2011 г. попал на рассмотрение Верховного суда. Судебная коллегия по уголовным делам ВС РФ отменила его в связи с грубыми нарушениями закона, недоказанностью ряда утверждений обвинения и игнорированием доводов и доказательств защиты (Право.Ру).

Однако судьи Верховного суда не прекратили дело, а лишь направили его на новое рассмотрение, попросив нижестоящие суды допросить всех свидетелей и учесть доводы защиты. Пресненский районный суд заново рассмотрел дело, доводы защиты не учёл и в марте 2012 г. вновь решил признать Козлова виновным, снизив, правда, срок с восьми до пяти лет (Право.Ру).

В общем, деятельность Верховного суда при разборе конкретных дел носит всё менее осмысленный характер. Его решения уже не интересны ни для понимания права, ни для получения практического результата. Более полезными в этом плане будут акты областных судов – их и нужно изучать в первую очередь. Ведь до областного суда жалоба дойти может, а до Верховного суда – скорее всего, нет. «Сейчас Верховный суд, к сожалению, слабо влияет на судебную практику в регионах, и она в каждом регионе своя, – говорит Антон Иванов, бывший председатель ныне ликвидированного Высшего Арбитражного суда. – Фактически дела заканчиваются на областных судах» ("Эхо Москвы")

Помимо проверки решений нижестоящих судов, Верховный суд имеет и другие задачи. Например, в некоторых случаях он сам принимает решение в качестве суда первой инстанции. В частности, Верховный суд рассматривает дела о соответствии подзаконных актов закону или о ликвидации политических партий (ст. 2 ФКЗ «О Верховном Суде РФ»). Этим тоже занимаются перечисленные выше коллегии (за исключением двух последних). Если же человек остался недоволен решением, он может его обжаловать в апелляционную коллегию ВС РФ.

Что касается дисциплинарной коллегии ВС РФ, то она разбирает споры судьи и судейского начальства. В эту коллегию жалуются судьи, недовольные тем, что их отправили в отставку или наказали иным образом.

Наконец, ещё одна функция Верховного суда – толкование закона. Верховный суд РФ выпускает два вида документов: постановления пленума ВС РФ и обзоры судебной практики ВС РФ, о которых я уже писал в заметке «Источники права». Здесь же добавлю, что это уникальная традиция, неизвестная в большинстве других стран. Обычно суд не занимается теоретическим толкованием существующих законов, а разъясняет их смысл лишь применительно к конкретному делу.

Многие юристы считают такую практику порочной и неправильной. «Это наследство прежнего советского периода, причем наследство дурное, – считает Роман Бевзенко, профессор Российской школы частного права. – Постановление пленума, объясняющее судам содержание норм права, – след той эпохи советского государства, когда в молодой советской России нижестоящие судьи не имели юридического образования (конституция не требовала), а высший суд все ж состоял из юристов; и вот последние объясняли «новым судьями» (революционным солдатам, матросам и проч.) нормы права… Факт существования постановлений пленума противоречит идее разделения властей: абстрактные правовые правила должен формулировать парламент, но никак не суд» (Закон.Ру).

Иногда в таких разъяснениях Верховный суд просто пересказывает текст закона, не добавляя от себя никаких новых мыслей. «Довольно большой объем содержания пунктов Постановления отведен переписыванию статей ГК РФ и их частей… У меня нет понимания, для чего это делается, – пишет юрист Динара Амирова. – Ведь разъяснения адресованы, как правило, тем, кто ГК РФ видит не в первый раз и при необходимости всегда имеет возможность обратиться непосредственно к положению закона» (Закон.Ру). Видимо, это тоже наследие раннесоветской эпохи, когда судьи могли не знать законов и нужно было пересказать им основные моменты.

А иногда Верховный суд разъясняет смысл закона таким образом, что этому разъяснению требуется ещё одно разъяснение. В актах ВС много абстрактных и общих формулировок, которые ничего толком не объясняют. Например, если в законе сказано, что судья может снизить размер неустойки, то Верховный суд лишь добавит, что делать это нужно только «в исключительных случаях» и «с указанием мотивов решения». Конечно, такое толкование мало кому помогает.

В заключение добавлю, что большинство судей ВС РФ не известны широкой публике и даже юридическому сообществу, не выпускают книг и статей. В итоге акты Верховного суда всё чаще оставляют безрадостные впечатления у юристов, и его авторитет неуклонно снижается.

Конституционный суд

Второй высший суд России – Конституционный суд РФ. Сокращённо – «КС» или «КС РФ». Я уже упоминал о его деятельности в заметке «Источники права».

Напомню, что в большинстве стран существует главный закон (Конституция, она же «Основной закон»), которому должны соответствовать все остальные законы. Однако Конституция обычно написано очень абстрактно, и не всегда можно сразу понять, противоречит ли ей какой-то закон или нет. Соответственно, нам нужен субъект, который решал бы подобные вопросы.

В США такими спорами занимается Верховный суд. В остальном мире более популярной стала другая модель, придуманная австрийским юристом Гансом Кельзеном. Он предложил создать специальный Конституционный суд, который рассматривал бы споры о соответствии законов действующей Конституции. Первый такой суд был создан у него на родине, в Австрии, в 1920 г., а потом эту идею подхватили другие страны.

В нашей стране Конституционный суд появился в 1991 г. Вначале он занимался рассмотрением споров относительно Конституции РСФСР (принята в 1978 г.), а после 1993 г. – новой Конституции.

В Конституционном суде должны работать 19 судей, однако сейчас в его штате 16 человек. Порядок их назначения такой же, как в Верховном суде: кандидатуры предлагает президент, а утверждает Совет Федерации (ч. 1 ст. 128 Конституции РФ). Судья Конституционного суда должен быть старше 40 лет, иметь высшее юридическое образование и стаж юридической работы не менее 15 лет (ч. 2 ст. 4 закона РФ «О статусе судей в РФ»).

Нынешний председатель КС РФ – Валерий Зорькин. Любопытно, что он занимал эту должность в 1993 г. во время противостояния Верховного совета и президента Бориса Ельцина. Тогда борьба двух ветвей власти привела к небольшой гражданской войне в Москве. И в те дни Конституционный суд во главе с Зорькиным признал неконституционным указ Ельцина о роспуске Верховного совета. Позже, когда Ельцин выиграл борьбу за власть, Зорькин остался судьёй КС РФ, но ушёл с поста председателя. А в 2003 г. он вновь возглавил суд, но не повторяет прошлых ошибок и поддерживает все предложения действующего президента.

Деятельность КС РФ регулирует ФКЗ «О Конституционном суде РФ». Конституционный суд выполняет несколько функций, но я рассмотрю лишь главную.

Итак, КС РФ должен решать, противоречат ли какие-то законы Конституции или нет. И если он объявит, что норма какого-то закона противоречит Конституции («является неконституционной»), то судам запрещено её применять.

Конституционный суд делает это не по своей инициативе, а по запросу граждан или должностных лиц. Скажем, человек судится с кем-то в районном суде и считает, что применяемый в его деле закон нарушает Конституцию. В этом случае можно обратиться в Конституционный суд с соответствующим запросом. КС РФ рассмотрит этот закон (не касаясь при этом самого спора) и вынесет постановление, где скажет: «Да, такая-то норма закона противоречит Конституции потому-то и потому-то» или «Нет, такая-то норма не противоречии Конституции потому-то и потому-то». Исходя из этого, районный суд (а вслед за ним – и все остальные) и должен разрешить дело.

Акты КС РФ страдают теми же недостатками, что акты ВС РФ: чрезмерная абстрактность и отсутствие чёткой аргументации. Другая характерная особенность решений КС РФ – гигантский размер предложений, многие из которых имеют объём в двести и более слов. Соответственно, чтобы понять смысл, нужно много раз перечитывать текст и разбираться, как связаны между собой многочисленные причастные и деепричастные обороты и придаточные предложения.

Как ни странно, Конституционный суд попадает в новости чаще, чем Верховный. Дело в том, что споры по Конституции нередко связаны с политикой. В частности, когда граждан России после 2000 г. начали ограничивать в политических правах, споры об этом попадали в Конституционный суд. А его судьи неизменно признавали, что эти меры не противоречат Конституции.

Так, в феврале 2005 г. КС РФ признал не противоречащим Конституции новые требования закона «О политических партиях». Согласно ним, партия должна была иметь не менее десяти тысяч членов и отделения более чем в половине регионов страны (постановление КС РФ от 1 февраля 2005 г. N 1-П). В итоге граждане РФ фактически лишены права создавать политические партии, поскольку это превратилось в сложный и трудоёмкий процесс, любое нарушение которого приводит к ликвидации партии. Ну а требование иметь отделения в половине регионов означает полную ликвидацию региональных и городских партий. То есть граждане потеряли право объединяться на уровне региона или города для участия в политической жизни.

В декабре 2005 г. КС РФ признал законным порядок назначения губернаторов президентом, несмотря на то, что по Конституции у президента нет таких полномочий (постановление КС РФ от 21 декабря 2005 г. N 13-П). Особенно занятно, что почти десятью годами ранее – в постановлении КС РФ от 18 января 1996 г. N 2-П – тот же суд обмолвился, что глава региона должен избираться населением, поскольку такое лицо «получает свой мандат непосредственно от народа и перед ним ответственно». Однако в 2005 г. суд, не смутившись, объявил, что «правовые позиции, сформулированные КС РФ… могут уточняться либо изменяться». Из-за этого жители России на восемь лет полностью лишились права избирать главу региона.

Даже после возвращения губернаторских выборов для потенциальных кандидатов создали многочисленные преграды и фильтры. В частности, кандидат должен получить поддержку от 5% до 10% муниципальных депутатов региона (ч. 3 ст. 18 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ»). Т.е. реализация права быть избранным ставится в зависимость от представителей власти, который могут не позволить человеку выдвинуть свою кандидатуру. Конституционный суд признал, что такие требования не противоречат Конституции (постановление КС РФ от 24 декабря 2012 г. N 32-П).

В феврале 2013 г. Конституционный суд признал не противоречащим Конституции положения ФЗ «О внесении изменений в КоАП РФ и ФЗ «О собраниях…» (известный «Закон о митингах») (постановление КС РФ от 14 февраля 2013 г. N 4-П). Закон вводил огромные штрафы за нарушения на митингах (до 300 тыс. рублей), а также прописал в КоАП РФ ряд новых крайне размытых норм, в том числе статью 20.2.2 «Организация массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан…». Про эту статью я упоминал в заметке «Каучуковые нормы», именно по ней музыканта Семена Лашкина приговорили к штрафу в 10 тыс. руб. за игру на виолончели на улице.

Наконец, в октябре 2013 г. судьи КС РФ признали конституционным запрет идти на выборы для ряда граждан, в том числе осуждённых за совершение преступлений «экстремистской» направленности (постановление КС РФ от 10 октября 2013 г. N 20-П). Правда, суд разъяснил, что такая мера не должна быть пожизненной. Но если избирательных прав лишают на какой-то срок (например, на 10 лет), то всё в порядке. То есть КС РФ фактически разрешил законодателям лишать избирательных прав кого угодно с одним только условием – это лишение не должно быть пожизненным. Об этой норме закона я тоже упоминал в заметке «Каучуковые нормы».

Таким образом, Конституционный суд практически бесполезен в деле защиты демократических механизмов. Почти все его решения на этот счёт можно заранее предвидеть: если очередной закон ограничит политические права граждан, КС РФ признает его конституционными.

Лирическое отступление: особое мнение Кононова

У конституционного судопроизводства есть одна интересная особенность. Если кто-то из судей не согласен с итоговым решением, он может изложить своё «Особое мнение» по этому вопросу.

Текст этих особых мнений найти непросто. Сайт Конституционного суда и «Российская газета» их не публикуют. К счастью, помогают справочно-правовые системы (например, «КонсультантПлюс») и разные негосударственные сайты, где решения КС РФ выложены полностью.

По этим особым мнениям видно, что последним судьёй КС РФ с независимой позицией был кандидат юридических наук Анатолий Кононов. Он много раз возражал против авторитарных тенденций в российском законодательстве и отстаивал политические права и свободы граждан. Замечания этого судьи также отличаются от самих актов КС РФ ясностью, логичностью и последовательностью.

Крайне интересно почитать его особое мнение к постановлению КС РФ, легализовавшему порядок назначения губернаторов. Кононов подробно и последовательно объясняет, почему такой порядок неконституционным и недемократическим, и не стесняется резко критиковать итоговое решение суда. «Аргументация Конституционного Суда, если это можно назвать так, полностью меняет общепринятые представления о верховенстве Конституции, ее соотношении с законодательством, пределах ее толкования и собственных правовых позициях Конституционного Суда, которые свободно могут меняться «в духе времени» (Выборы.Ру).

Анатолий Кононов и после этого много раз критиковал работу КС РФ. Видимо, это вызвало недовольство его коллег, и в 2010 г. он был вынужден уйти в отставку. С тех пор политические решения судьи КС РФ принимают единогласно и без возражений.

Однако не совсем справедливо считать, что Конституционный суд не приносит никакой пользы. Если дело не касается политики, его решения не столь предсказуемы и даже иногда защищают права граждан.

Так, в постановлении от 16 июля 2015 г. N 22-П Конституционный Суд защитил право граждан ввозить лекарства, содержащие сильнодействующие элементы, при том что до этого подобные действия могли быть квалифицированы как преступление по ст. 226.1 УК РФ.

В постановление от 22 марта 2007 года N 4-П КС РФ признал неконституционным ограничения максимального размера «декретных» (пособия по беременности и родам) для хорошо зарабатывающих матерей.

В постановлении от 25 февраля 2016 г. N 6-П КС РФ признал неконституционным нормы Уголовно-процессуального РФ, которые лишали женщин-подсудимых права на суд присяжных.

Наконец, Конституционный суд последовательно выступал против смертной казни, поэтому в России она, к счастью, не применяется.

Лирическое отступление: душевнобольные в Конституционном суде

Я уже рассказывал как-то о дееспособности – возможности субъекта своими действиями создавать права и обязанности. Полную дееспособность человек получает в 18 лет. Однако если взрослый человек заболеет психическим расстройством, суд может признать его недееспособным и юридически приравнять к малолетнему ребёнку. В этом случае суд назначит опекуна, которые и будет совершать все действия от имени недееспособного.

Из-за этого до недавнего времени недееспособные граждане были почти полностью бесправны. Без опекуна они не могли даже подать кассационную жалобу на решение суда о признании их недееспособными. Ведь к этому времени решение суда вступило в законную силу, и человек уже не мог совершать юридически значимые действия.

Находились опекуны, которые этим злоупотребляли, отбирая у подопечных имущество и мешая им обратиться в суд. В итоге получалось, что, если судебный эксперт признал кого-то душевнобольным, а суд проштамповывал это решение, человек навсегда поражался в правах. И даже если он действительно имел психическое расстройство, но потом выздоравливал, то всё равно не мог обратиться в суд, минуя опекуна.

Такая ситуация сложилась, в частности, с жителем Петербурга Павлом Штукатуровым. Его мать в 2004 г. добилась того, что Василеостровский районный суд признал 22-летнего Павла недееспособным, упекла его в психиатрическую больницу и мешала общению с адвокатом Дмитрием Бартеневым. В этом ей активно помогали администрация больницы и районная прокуратуры. Штукатуров через Бартенева пытался обжаловать решение суда, но безуспешно, поскольку за недееспособного такие действия должен совершать опекун.

В итоге Бартенев и Штукатуров, не добившись успеха в российском суде, обратились в Европейский суд по правам человека, который в 2008 г. признал их правоту. Ну а позже и Конституционный суд по жалобе Штукатурова и ряда других граждан признал эти нормы неконституционными. КС РФ постановил «признать положение ч. 1 ст. 284 ГПК РФ… не соответствующим Конституции РФ… в той мере, в какой данное положение… позволяет суду принимать решение о признании гражданина недееспособным на основе одного лишь заключения судебно-психиатрической экспертизы, без предоставления гражданину… возможности изложить суду свою позицию лично либо через выбранных им самим представителей» (постановление Конституционного Суда РФ от 27 февраля 2009 г. N 4-П). После этого законодатели расширили права недееспособных граждан и позволили им принимать участие в судебных заседаниях, где решается их судьба.

Высший Арбитражный суд

Этот суд был ликвидирован в 2014 г., однако о нём стоит сказать пару слов.

Дело в том, что ранее система арбитражных судов, разбирающих предпринимательские споры, была совершенно отделена от судов общей юрисдикции. Над всеми арбитражными судами стоял третий высший суд – Высший Арбитражный суд РФ (ВАС РФ). Он выполнял функции надзорной инстанции, обобщал судебную практику, выпускал постановления о том, как правильно понимать те или иные нормы, касающиеся бизнеса, – одним словом, выполнял те же функции, что и Верховный суд, но только в сфере арбитражного судопроизводства.

Однако в 2014 г. ВАС РФ упразднили, а его функции передали специально созданной коллегии по экономическим спорам Верховного суда РФ. Официальная причина реформы – необходимость достичь единообразия в судебной практике. Дело в том, что практика в арбитражных судах и судах обшей юрисдикции могла сильно отличаться.

Впрочем, официальная причина реформы выглядела странно, поскольку Верховный суд, как уже было сказано, не может обеспечить единство практики даже в судах общей юрисдикции.

Более понятная причина – слишком уж независимая позиция ВАС РФ и арбитражных судов. Они часто защищали предпринимателей от произвола властей, отменяли незаконные решения госорганов и вообще выносили вызывающе справедливые решения. Всё это беспокоило чиновников, которые, видимо, в какой-то момент решили защитить свои интересы. К счастью, просто ликвидировать арбитражные суды не стали, иначе это могло привести к хаосу в сфере бизнеса. Но было решено постепенно приструнить «арбитражников», ликвидировав чересчур либеральный Высший Арбитражный суд и переведя судей в подчинение более консервативного Верховного суда. А поскольку существование ВАС РФ было прописано в Конституции, депутатам пришлось внести поправки в Основной закон.

В итоге у арбитражных судов тоже появилась вторая кассационная инстанция – коллегия по экономическим спорам Верховного суда, а также надзорная инстанция – всё тот же президиум Верховного суда.

Но до сих пор в правовой системе действуют акты, созданные судьями ВАС РФ: судебные решения, постановления пленумов и другие документы, которые толкуют нормы права и на которые арбитражные суды часто ссылаются при вынесении решений. И пока все эти решения не заменили аналогичными актами Верховного суда, можно сказать, что наследие Высшего Арбитражного суда продолжает жить.

Высшие суды – это главные суды государства. Они возглавляют судебную власть, надзирают за работой нижестоящих судов и играют роль последней инстанции, ставящей точку во всех правовых спорах.

В России сегодня действует два высших суда – Верховный суд РФ и Конституционный суд РФ.

Верховный суд РФ (ВС РФ) – высший судебный орган по уголовным, гражданским, административным и арбитражным делам. Он состоит из пленума (общего собрания всех судей), президиума (13 наиболее опытных судей) и нескольких коллегий (по административным, гражданским и уголовным делам, по экономическим спорам, по делам военнослужащих, апелляционной и дисциплинарной коллегии).

Верховный суд выполняет несколько функций. Во-первых, Верховный суд проверяет решения нижестоящих судов в качестве второй кассационной и надзорной инстанций. Теоретически любое дело может попасть на рассмотрение Верховного суда. Однако нет чётких критериев, по которым судьи ВС РФ выбирают из массы жалоб одни дела и отвергают другие. Решения ВС РФ мало чем обогащают право, потому что в них очень слабая и не всегда понятная аргументация. А в тех случаях, когда он отменяет решение нижестоящего суда, это не обязательно значит, что его послушают.

Во-вторых, Верховный суд иногда принимает решения в качестве суда первой инстанции. В-третьих, дисциплинарная коллегия ВС РФ рассматривает споры судей и судейского начальства. В-четвёртых, Верховный суд РФ обобщает практику и даёт рекомендации нижестоящим судам (в постановлениях пленума ВС РФ и обзорах судебной практики ВС РФ). Многие считают такую практику неправильной, тем более, что иногда Верховный суд просто пересказывает текст закона, не добавляя от себя никаких новых мыслей.

Конституционный суд РФ (КС РФ) – ещё один высший суд, который решает, противоречат ли какие-то законы Конституции или нет. Если он объявит норму закона противоречащей Конституции, то судам запрещено её применять. Акты КС РФ страдают теми же недостатками, что акты ВС РФ: чрезмерная абстрактность, отсутствие чёткости и конкретики в аргументах, огромные и замысловатые предложения.

Конституционный суд в 2000-2010-х гг. признал конституционными ряд законов, ограничивающих политические права граждан (право выбирать губернатора, право свободно политические партии, право на участие в митингах и т. д.). Однако в неполитической сфере КС РФ иногда выносит справедливые и разумные решения.

Высший Арбитражный суд РФ (ВАС РФ) – ещё один высший суд, существовавший до 2014 г. Ранее он был главным судебным органом в системе арбитражных судов. Однако ВАС РФ слишком часто защищал предпринимателей от произвола чиновников и отменял незаконные решения госорганов. Вероятно, именно это и привело к его ликвидации.

Верховный Суд и другие федеральные суды общей юрисдикции

В соответствии со ст. ст. 19, 20, 21, 22 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» суды общей юрисдикции как подсистема судебной системы России сами являются системой. Они включают: Верховный Суд РФ; верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), суды автономной области и автономных округов, районные суды. В ведение этих судов передано рассмотрение подавляющего большинства дел, разрешаемых в судебном порядке. К судам общей юрисдикции относятся также военные суды (гарнизонные, окружные (флотские) военные суды, а также Военная коллегия Верховного Суда РФ), осуществляющие судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба

Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Конституция четко определяет место и роль судебной власти в системе государственного механизма РФ и разделения властей. Верховный Суд РФ возглавляет систему судов общей юрисдикции страны, действует самостоятельно и независимо от других органов государственной власти и никому не подотчетен. Он является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. В своей деятельности по осуществлению правосудия Верховный Суд РФ руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ, а также конституциями (уставами) и другими законами субъектов РФ.

Верховный Суд РФ может также выступать в качестве суда первой инстанции по определенной категории дел. Например, судья, против которого возбуждено уголовное дело, имеет право просить, чтобы оно было рассмотрено Верховным Судом в первой инстанции; этим Судом рассматриваются жалобы на решения квалификационных коллегий об отрешении судьи от должности, на ненормативные акты Президента РФ, Федерального собрания, Правительства и др. Верховный Суд обладает правом законодательной инициативы, он наделен полномочием рассматривать жалобы граждан, связанные с нарушениями избирательных прав (по выборам Президента РФ и депутатов Государственной Думы).

В штатную численность членов Суда входят 100 судей, Председатель, первый заместитель и пять заместителей Председателя, Председатель, заместитель Председателя и 6 судей военной коллегии Верховного Суда РФ. Заместители председателя и другие судьи Верховного Суда РФ назначаются Советом Федерации Федерального Собрания по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ.

Столь широкий количественный состав Верховного Суда РФ объясняется большим объемом его работы, что отражает соответствующую широкую деятельность судов общей юрисдикции. Верховный Суд РФ действует в составе:

1) Пленума Верховного Суда;

2) Президиума Верховного Суда;

3) Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ;

4) Судебной коллегии по административным, гражданским и уголовным делам Верховного Суда РФ;

5) Военной коллегии Верховного Суда РФ.

Верховный Суд РФ является высшей судебной инстанцией по всем делам, отнесенным законом к общей юрисдикции. Рассмотрим другие звенья судов общей юрисдикции.

Звеном судебной системы считаются суды, наделенные однородными полномочиями. По этому признаку федеральные суды общей юрисдикции подразделяются на суды звеньев (уровней):

– Основное звено – районные суды, военные суды гарнизонов и им равные;

– Среднее звено – верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов Москвы и Санкт-Петербурга, суды автономной области и автономных округов, военные суды видов Вооруженных сил, военных округов, флотов;

Согласно ст. 20 Закона №1-ФКЗ от 1994 г., Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Эти суды являются непосредственно вышестоящими судебными инстанциями по отношению к районным судам, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Районные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции и осуществляют другие полномочия, предусмотренные федеральным конституционным законом. Районный суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района. (ст. 21 ФКЗ)

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Сколько верховных судов в россии

Суд

При рассмотрении на судебных заседаниях уголовных, гражданских, арбитражных, административных и других дел, суды от имени государства осуществляют правосудие. Целью суда является наказание (или взыскание) личностей или организаций проявивших несоблюдение закона страны.

Что такое Суд

Суд — это орган власти осуществляющий правосудие в форме рассмотрения и разрешения уголовных, гражданских, административных и иных категорий дел в установленном законом конкретного государства процессуальном порядке, являющийся часть государственной судебной системы.

  • Суд это государственный орган регулирующий и поддерживающий соблюдение законов, установленных в той или иной стране, также суд регулирует и споры отношения между отдельными гражданами страны.

Суды Российской Федерации – это судебная система государственных учреждений, позволяющих решать споры между физическими, юридическими лицами и субъектами РФ.

Установленное статьей 118 Конституции РФ правило об осуществлении правосудия только судом означает, что в России нет и не должно быть ни каких иных, кроме судов, государственных органов которые имели бы право разрешать гражданские или уголовные дела.

Суды же учреждаются только Конституцией или Федеральным конституционным законом.

Носителями судебной власти являются только судьи, а так же присяжные заседатели в установленных законом случаях. Судьи исполняют свои обязанности на профессиональной основе – это указанно в Законе РФ «О статусе судей».

Кроме осуществления правосудия судебная власть имеет и другие правомочия:

  • конституционный контроль;
  • контроль за законностью и обоснованностью решений и действий государственных органов и должностных лиц;
  • обеспечение исполнения приговоров, иных судебных решений и актов некоторых других органов;
  • разъяснение действующего законодательства на основе данных судебной практики.

Судебный процесс базируется на таких универсальных принципах, как равенство граждан перед законом и судом, уважение личности, открытость судебного разбирательства, состязательность и равноправие сторон, независимость судей. Однако в зависимости от характера рассматриваемых правоотношений судопроизводство приобретает некоторые особенности (так, например, гражданское судопроизводство существенно отличается от уголовного и. т. д.).

Основные Суды в РФ

Внутри каждой группы есть суды более высоких и более низких инстанций, то есть существует иерархия: более высокие суды контролируют более низкие, а более низкие подчиняются более высоким. Так, мировые судьи относятся к самому младшему классу судебных органов, все мировые судьи равны в своих полномочиях. Контроль над ними осуществляют районные суды.

В свою очередь, районный суд подчиняется окружному, окружной – суду субъекта федерации (областному, краевому), а последний – Верховному суду РФ. Подобная иерархия есть и в системе арбитражных, и военных судов.

Какие бывают суды?

Чем занимаются суды?

Судебный процесс базируется на таких универсальных принципах, как равенство граждан перед законом и судом, уважение личности, открытость судебного разбирательства, состязательность и равноправие сторон, независимость судей. Однако в зависимости от характера рассматриваемых правоотношений судопроизводство приобретает некоторые особенности (так, например, гражданское судопроизводство существенно отличается от уголовного и. т. д.).

Мировой суд производит рассмотрения дел:

  • если нет детей, то споры о расторжении брака
  • если цена иска менее 50 000 рублей, то имущественные споры рассматриваются в мировом суде
  • если при разделе имущества супругами, цена исковых требований ниже 50 000 рублей, то дело рассматривается в мировом суде
  • административные споры, по лишению прав, фиксация специальными средствами и т.д. рассматриваются мировым судом
  • уголовное дело, где лишение свободы не превышает 3 года, то рассматривает мировой суд

Районные и городские суды, рассматривают следующие дела:

  • если цена иска превышает 50 000 рублей, не зависимо имущественный спор или не имущественный спор, рассматривается в районном суде или городском суде
  • споры о наследстве рассматриваются в районном суде или городском суде
  • споры по трудовым правоотношениям, рассматриваются в районном или городском суде
  • если при расторжении брака идет спор о детях, такие дела рассматривают районные или городские суды
  • споры по административным правонарушениям так же рассматриваются в районном или городском суде
  • уголовные дела, где срок отбывания наказания превышает три года, рассматривается в районном или городском суде
  • если мировой суд вынес решение и данное решение, не вступило в законную силу, то апелляционная жалоба на решение мирового суда рассматривается в районном или городском суде

Областные суды, краевые суды, республиканские суды, суды городов федерального значения, суды автономий, суды автономных округов, рассматривают следующие категории дел:

  • рассматривают гражданские дела, которые подведомственны судам общей юрисдикции
  • некоторую категорию судебных дел, в части административных правонарушениях
  • все дела которые отнесены к государственной тайне
  • апелляционные жалобы на решения мирового суда и кассационные жалобы на решения районного суда

Верховный суд РФ рассматривает следующую категорию дел:

  • дела по оспариванию нормативных актов и не нормативных актов
  • дела президента РФ, Правительства РФ,
  • дела Федерального собрания,
  • дела Федеральных органов государственной власти, которые затрагивают свободу, права, интересы законные, граждан и юридических лиц (организаций)
  • дела связанные об отставке судей или приостановлении полномочий судей
  • дела связанные с прекращением или приостановлением деятельности политических партий
  • дела связанные с нарушением права на судопроизводство рассматривает кассационные жалобы на решения областных и равных им судов

Категория дел которые рассматривают военные суды:

  • все категории дел, которые связаны с преступлениями военнослужащих
  • все дела по административным делам
  • все дела, по гражданским и административным делам о правах военнослужащих

Категории дел которые рассматривают Арбитражные суды:

  • все гражданские дела, которые связаны с экономическими интересами и экономической деятельностью
  • все дела с предпринимателями, юридическими лицами и государственными органами
  • рассматриваю жалобы на решение третейских судов
  • все споры по созданию и ликвидации юридических лиц
  • все споры по акциям, уставному капиталу, паев кооперативов
  • дела по исковому заявлению учредителя компании, участников юридического лица, по причиненным убыткам юридическому лицу
  • иные споры предусмотренные законодательством и АПК РФ

Дела, которые рассматривают Апелляционные Арбитражные суды:

  • рассматриваются апелляционные жалобы на решения Арбитражного суда

Дела которые рассматривают Арбитражные суды кассационной инстанции:

  • рассматривают кассационную жалобы на вступившее в законную силу Арбитражного суда
  • рассматривают дела по присуждению компенсации при нарушении права на судопроизводство

Дела, рассматриваемые Высшим Арбитражным судом:

  • рассматриваются дела по оспариванию законодательных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, органов федеральной исполнительной власти, при поступлении заявления в суд от заявителя, по делам связанным с предпринимательской деятельности
  • все дела по экономическому спору, между субъектами РФ и между РФ и субъектами
  • дела по рассмотрению надзорных жалоб на решения Арбитражного суда, по постановлениям кассационной или апелляционной инстанции Арбитражных судов

Дела рассматриваемые в Конституционном суде РФ:

  • в Конституционном суде РФ рассматриваются дела, по соответствию Конституции РФ и законодательных актов
  • дела по договорам между РФ и субъектами РФ и договоров между субъектами РФ
  • рассматриваются жалобы граждан, о нарушении конституционных прав
  • Конституционный суд РФ, дает толкование Конституции РФ
  • Дает заключение о выдвижении обвинения Президента РФ в государственной измене
  • может выступать с законодательной инициативой по всем вопросам своего ведения.

Дела подведомственные третейским судам:

  • третейский суд, по соглашению сторон и если это предусмотрено договором, может рассматривать любой гражданский спор, за исключением дел о банкротстве, а так же дел которые вытекают из заявлений на действие или бездействие государственных органов.

Существует понятие судов первой и второй инстанции.

Судами 1-й инстанции называются суды, в которые непосредственно обращается истец для защиты своих интересов и в которых заводится дело. Суд исследует обстоятельства дела и выносит решение. Если оно не устраивает какую-либо из сторон, то возможно обращение в вышестоящий судебный орган, который в данном случае является судом 2-й инстанции. Есть суды, которые могут выступать в качестве судов и 1-й, и 2-й инстанции.

Во всех судах РФ судебный процесс ведется на русском языке – государственном языке России. Однако наряду с ним могут употребляться и государственные языки республик, входящих в состав РФ.

В исторической судебной практике встречается такое явление, как чрезвычайный суд. В настоящее время создание таких судов прямо запрещено Конституцией РФ.

Публикуем обзор статьи, как только она выходит. Отдельно информируем о важных изменениях закона.

Присылаем статьи пару раз в месяц. Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *