Арбитражные суды
Арбитра́жные суды́, входят в систему судов РФ и являются федеральными судами по рассмотрению и разрешению экономических споров, а также иных дел, связанных с предпринимательской деятельностью .
В систему арбитражных судов входят арбитражные суды первой инстанции ; арбитражные апелляционные суды ; арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды ); Суд по интеллектуальным правам .
Высшей судебной инстанцией для арбитражных судов является Верховный Суд РФ.
Компетенция арбитражных судов установлена в главе 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ ( АПК РФ ). Так, к подсудности арбитражных судов относятся дела: о несостоятельности ( банкротстве ) как юридических, так и физических лиц; по корпоративным спорам; по спорам, связанным с государственной регистрацией субъектов экономических правоотношений; по спорам, связанным с деятельностью депозитариев ; по спорам, вытекающим из деятельности публично-правовых компаний, государственных компаний, государственных корпораций и связанным с их правовым положением, порядком управления ими, их созданием, реорганизацией , ликвидацией , организацией; по спорам о защите интеллектуальных прав ; о защите деловой репутации и др. (ст. 27 АПК РФ ).
Основным критерием разграничения компетенции судов общей юрисдикции и арбитражных судов выступает экономический характер спора. При этом при подаче заявления, в котором содержатся требования как связанные, так и не связанные с экономической или иной предпринимательской деятельностью, но разделение которых невозможно, такое заявление рассматривается судом общей юрисдикции. В случае если разделение требований, подсудных как арбитражным судам, так и судам общей юрисдикции, допустимо, то судья принимает требования, подсудные суду общей юрисдикции, а относительно части требований, подсудных арбитражному суду, выносит постановление о возвращении заявления.
Полномочия арбитражных судов РФ определены в федеральном конституционном законе от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» (ФКЗ « Об арбитражных судах в РФ »).
К арбитражным судам субъектов РФ относятся арбитражные суды республик, краёв, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов, которые в рамках своих полномочий, в частности, рассматривают дела в порядке первой инстанции, осуществляют пересмотр судебных постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам, обращаются в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке на соответствие Конституции РФ закона , применённого или подлежащего применению при рассмотрении и разрешении дела. Также арбитражные суды субъектов РФ изучают и обобщают судебную практику , анализируют судебную статистику и вправе подготавливать предложения, направленные на совершенствование законодательства (ст. 36 ФКЗ « Об арбитражных судах в РФ »).
Арбитражные апелляционные суды формируются в зависимости от судебных округов (например, в Центральном судебном округе действует 19-й арбитражный апелляционный суд, 20-й арбитражный апелляционный суд и 21-й арбитражный апелляционный суд. 19-й арбитражный апелляционный суд осуществляет проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Белгородской, Воронежской, Курской, Липецкой, Орловской и Тамбовской областей). Арбитражные апелляционные суды осуществляют проверку в апелляционной инстанции судебных актов арбитражных судов субъектов на соответствие их требованиям законности и обоснованности путём повторного рассмотрения дела; пересматривают вступившие в законную силу судебные акты по вновь открывшимся обстоятельствам; обращаются в Конституционный Суд РФ с запросами о проверке на соответствие Конституции РФ законов, применённых или подлежащих применению при рассмотрении дела; также изучают и обобщают судебную практику и анализируют судебную статистику, подготавливают предложения по совершенствованию законодательства (ст. 33.3 ФКЗ « Об арбитражных судах в РФ »).
Арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды) сформированы в зависимости от территориального деления РФ на федеральные округа (например в Поволжском федеральном округе РФ действует Арбитражный суд Поволжского округа, в компетенцию которого входит проверка судебных постановлений арбитражных судов Астраханской, Волгоградской, Пензенской, Самарской, Саратовской, Ульяновской области, Республики Татарстан). Арбитражные суды округов являются судами кассационной инстанции по проверке законности судебных актов нижестоящих судов, вступивших в законную силу. В качестве суда первой инстанции арбитражные суды округов рассматривают заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок; пересматривают по вновь открывшимся обстоятельствам вступившие в законную силу судебные постановления, изучают и обобщают правоприменительную практику, проводят анализ судебной статистики, формируют предложения по совершенствованию законодательства и делают запросы в Конституционный Суд РФ о проверке на соответствие Конституции РФ закона, применённого или подлежащего применению при рассмотрении и разрешении конкретного дела (ст. 26 ФКЗ « Об арбитражных судах в РФ »).
Суд по интеллектуальным правам – это специализированный арбитражный суд, который рассматривает и разрешает споры, связанные с защитой интеллектуальных прав в качестве суда первой и кассационной инстанции. Полномочия условно можно объединить в две группы: первая связана с рассмотрением и разрешением конкретных дел, вторая – это иные полномочия. К первой группе, например, относятся полномочия, связанные с рассмотрением и разрешением дел об оспаривании решения федерального антимонопольного органа о признании недобросовестной конкуренцией действий, связанных с приобретением исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, товаров, работ, услуг и предприятий. Среди полномочий второй группы можно назвать изучение и обобщение судебной практики, анализ судебной статистики, формирование предложений по совершенствованию законодательства (ст. 43.4. ФКЗ « Об арбитражных судах в РФ »).
Арбитражные суды Российской Федерации
Арбитражные суды рассматривают дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, имеющих статус индивидуального предпринимателя, а также в отдельных случаях с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя. Арбитражные суды также рассматривают подведомственные им дела с участием иностранных организаций, международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность, организаций с иностранными инвестициями, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
В соответствии со статьей 3 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» система арбитражных судов в РФ состоит из специализированных арбитражных судов, арбитражные суды первой инстанции или арбитражных судов субъектов РФ, арбитражных апелляционных судов, а также арбитражных судов округов, или кассационных арбитражных судов.
Высшим судебным органом по делам по разрешению экономических споров и осуществлением судебного надзора является Верховный Суд Российской Федерации, осуществляющий свою деятельность на основании ст. 19 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации».
Арбитражные суды округов проверяют в кассационной инстанции законность судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Российской Федерации и арбитражными апелляционными судами, а в случаях, установленных федеральными законами, — судебных актов, принятых судами кассационной инстанции. Кассационная инстанция рассматривает жалобы на решения арбитражного суда, вступившие в законную силу и постановления апелляционной инстанции. При рассмотрении дела в кассационной инстанции арбитражный суд проверяет правильность применения норм материального права и норм процессуального права арбитражным судом первой и апелляционной инстанций. Кассационная инстанция обладает всеми полномочиями апелляционной инстанции, и дополнительно включает в себя право кассационной инстанции передать дело на новое рассмотрение в инстанцию арбитражного суда, решение или постановление которого отменено.
Арбитражные апелляционные суды проверяют в апелляционной инстанции законность и обоснованность судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой инстанции. Суть апелляционного производства состоит в том, что по жалобе лица, участвующего в деле, на решение арбитражного суда, не вступившее в законную силу, арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело в полном объеме. Апелляционная инстанция обладает следующими полномочиями: оставить решение без изменения, изменить решение, отменить решение и принять новое решение либо прекратить производство по делу или оставить иск без рассмотрения.
Арбитражные суды субъектов Российской Федерации действуют в субъектах Российской Федерации — республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области и автономных округов.
В соответствии со Статьей 4 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» арбитражные суды субъектов Российской Федерации, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды округов и специализированные арбитражные суды относятся к федеральным судам и составляют систему федеральных арбитражных судов. Указанные суды в соответствии с положением статьи 17 данного закона могут создаваться и упраздняться только путем внесения в статью 4 закона.
Система арбитражных судов Российской федерации
На основании Статьи 5 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 N 1-ФКЗ основными и наиболее общими применительно к различным судебным инстанциям в системе арбитражных судов являются следующие задачи:
— защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
— содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Вступившие в законную силу судебные акты — решения, определения, постановления арбитражных судов обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
История создания арбитражных судов Российской Федерации
Предшественниками арбитражных судов Российской Федерации являются коммерческие суды, осуществлявшие свою деятельность до 1917 года. Декретом Совета народных комиссаров от 24 ноября 1917 года коммерческие суды были упразднены, декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 29.12.1917 «О направлении неоконченных дел упраздненных судебных установлений» было предписано все дела коммерческих судов распределить по цене иска между местными и окружными судами для решения их по общим правилам судопроизводства.
В 1922 году, на основании декрета ВЦИК и СНК РСФСР от 21.09.1922 «Положение о порядке разрешения имущественных споров между государственными учреждениями и предприятиями» для решения кономических споров, были учреждены Высшая Арбитражная Комиссия, действующая при Совете Труда и Обороны и Арбитражные Комиссии при Областных Экономических Совещаниях. К компетенции Высшей Арбитражной Комиссии было отнесено разрешение споров, в которых хотя бы одной из сторон является центральное учреждение, споры между учреждениями или предприятиями различных губерний, если губернии эти не входят в состав одной автономной Республики или области, рассмотрение жалоб на решения местных арбитражных комиссий, пересмотр всякого рода дел, разрешенных местными арбитражными комиссиями и Высшей Арбитражной Комиссией. Решения арбитражных комиссий имели силу судебных решений и приводились в исполнение способом, указанном в самом решении. Наблюдение (надзор) за деятельностью Арбитражных комиссий осуществлялся Народным комиссариатом юстиции (Декрет ВЦИК от 01.02.1923). В 1924 году Декретом ЦИК СССР, СНК СССР от 06.05.1924 «Положение об Арбитражной Комиссии при Совете Труда и Обороны Союза С.С.Р.», из числа имущественных споров, подлежащих разрешению Арбитражной Комиссии при Совете Труда и Обороны, были исключены споры между государственными учреждениями и предприятиями одного и того же ведомства, споры, возникающие по операциям Государственного Банка и Главного Правления государственного страхования, споры, вытекающие из договоров железнодорожной перевозки, регулируемые Уставом железных дорог, а также споры, вытекающие из договоров о почтовой пересылке, иски по протестованным векселям, иски, вытекающие из договоров общеустановленного типа о пользовании коммунальными услугами, споры возникающие по поводу обложения налогами.
Постановлением ЦИК и СНК СССР от 04.03.1931 Арбитражные комиссии были упразднены, а дела подлежащие разрешению арбитражных комиссий, были переданы в общие судебные учреждения согласно законодательству союзных республик, или на рассмотрение Верховного суда Союза ССР.
Также, в 1931 году Постановлением ЦИК СССР N 5, СНК СССР N 298 от 03.05.1931 было принято положение о Государственном арбитраже. В соответствии с указанным положением Государственный арбитраж учреждался при Совете труда и обороны (впоследствии – при СНК) — для разрешения споров, в которых хотя бы одной из сторон является центральный орган общесоюзного значения, а также споров между центральными органами различных союзных республик, при СНК союзных республик — для разрешения споров, в которых одной из сторон является центральный орган союзной республики или республиканский орган предприятий общесоюзного значения, а также споров между краевыми (областными) органами, при советах народных комиссаров автономных республик, при краевых и областных исполнительных комитетах и при исполнительных комитетах автономных областей — для разрешения всех остальных споров, подлежащих государственному арбитражу. В соответствии с Постановление ВЦИК, СНК РСФСР от 30.05.1931 «Об учреждении государственного арбитража РСФСР», на территории РСФСР, при СНК РСФСР, совнаркомах автономных республик, краевых (областных) исполкомах и исполкомах автономных областей были учреждены государственные арбитражи.
В Конституции 1977 года Государственный арбитраж был закреплен в качестве органа, разрешающего хозяйственные споры между предприятиями, учреждениями и организациями. В 1979 году законом СССР от 30.11.1979 «О Государственном арбитраже в СССР», была установлена система органов государственного арбитража в СССР, которая состояла из Государственного арбитража СССР, государственных арбитражей союзных республик, государственных арбитражей автономных республик, государственные арбитражи краев, областей.
В 1991 году в РСФСР был принят закон N 1543-1 «Об арбитражном суде». Данным законом была установлена система Арбитражных судов в Российской Федерации, которая является предшественником современной системы Арбитражных судов. Система арбитражных судов составляли Высший арбитражный суд Российской Федерации, Высшие арбитражные суды республик в составе Российской Федерации, краевые арбитражные суды, областные арбитражные суды, городские арбитражные суды, арбитражный суд автономной области и арбитражные суды автономных округов.
Федеральным конституционным законом от 28.04.1995 N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» с 1 июля 1995 года были определены основные задачи, полномочия, состав и структуру современной системы Арбитражных судов в Российской Федерации.
Госпошлина по делам, рассматриваемым в арбитражных судах
Государственная пошлина по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, взимается с физических лиц и организаций в соответствии со статьями 333.16 и 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с рассмотрением дел или совершением отдельных процессуальных действий в арбитражном процессе. Плательщик государственной пошлины обязан самостоятельно, то есть от своего имени, уплатить ее в бюджет, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах.
Особенности и размеры уплаты государственной пошлины при обращении в Арбитражные суды Российской Федерации определяются с учетом особенности обращения следующими нормативными актами.
Особенности и размеры оплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах (сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному) — ст. 333.21, ст. 333.22 НК РФ, п. 5.1 Положения «О Федеральной налоговой службе», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506
Особенности и размеры оплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах (уплата процентов, начисленных на суммы излишне взысканных (уплаченных) платежей, а также при нарушении сроков их возврата) рассматриваемым в арбитражных судах (прочие поступления) — п. 10 ст. 78, п. 5 ст. 79 НК РФ.
Арбитражный процесс: курс лекций
Издание представляет собой курс лекций по дисциплине «Арбитражный процесс». Автор систематизированно, в простой и доступной форме излагает основные положения действующего арбитражного процессуального законодательства с учетом подходов, выработанных судебно-арбитражной практикой. Некоторые темы для лучшего их понимания и усвоения проиллюстрированы схемами. В приложении даны практические рекомендации по составлению искового заявления и апелляционной жалобы. Курс лекций предназначен для студентов юридических вузов и факультетов, а также аспирантов, преподавателей и практических работников, желающих повысить свою квалификацию в области арбитражного процессуального права.
Оглавление
- Предисловие
- Тема 1. Система арбитражных судов в Российской Федерации
- Тема 2. Предмет и система арбитражного процессуального права
- Тема 3. Принципы арбитражного процессуального права
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Арбитражный процесс: курс лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Тема 1. Система арбитражных судов в Российской Федерации
§ 1. История становления арбитражных судов в Российской Федерации
Прототипом арбитражных судов в дореволюционной России можно считать коммерческие суды, рассматривающие в то время торговые, вексельные дела и дела о торговой несостоятельности [1] , т. е. имевшие свою специальную компетенцию.
В первые годы после Октябрьской революции 1917 г. в условиях ослабления товарно-денежных отношений, слабости экономических отношений в целом судебные споры между казенными учреждениями не допускались. Разногласия между предпринимателями и организациями решались в административном порядке вышестоящими органами управления. С развитием экономических отношений, особенно в 20-х гг. прошлого века — в период новой экономической политики (НЭПа), возникла необходимость в создании специального органа по разрешению споров между государственными предприятиями и учреждениями, в связи с чем в 1922 г. в России были созданы арбитражные комиссии. Имущественные споры между государственными учреждениями и предприятиями разных ведомств решались Высшей арбитражной комиссией при Совете труда и обороны и арбитражными комиссиями при областных экономических совещаниях, а затем арбитражными комиссиями при исполкомах областей и губерний. [2]
Постановлением ЦИК и СНК СССР от 3 мая 1931 г. [3] был образован государственный арбитраж, разрешавший споры между социалистическими учреждениями и предприятиями и выполнявший задачу по укреплению договорной, плановой дисциплины и хозяйственного расчета. При этом образовались два вида арбитража: государственный и ведомственный. В государственном арбитраже разрешались споры предприятий и организаций различного подчинения, а в ведомственном — подчинения одному ведомству (министерству, комитету). [4]
Система указанных арбитражей была упразднена с 1 октября 1991 г. введением в действие Закона РСФСР «Об арбитражном суде» [5] , который послужил основой замены арбитражей арбитражными судами. Причиной замены советских арбитражей арбитражными судами являлся переход России на новые экономические условия хозяйствования — от административно-командных отношений к рыночным отношениям. Соответственно разрешение споров между юридически равными субъектами предпринимательской деятельности старыми способами административно-командного характера, применявшимися в условиях советской хозяйственной системы, стало невозможным. Поэтому была создана система арбитражных судов — судебная система, соответствующая современным экономическим отношениям в Российской Федерации, основу которых составляет рыночная экономика, т. е. экономика, основанная на предпринимательской деятельности.
В последующем в Конституции РФ 1993 г. арбитражные суды были окончательно закреплены в качестве самостоятельной составляющей судебной власти Российской Федерации.
С 1995 г. деятельность арбитражных судов в Российской Федерации регулируется Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российской Федерации».
§ 2. Понятие арбитражных судов и их система
Согласно Конституции РФ и Федеральному конституционному закону «Об арбитражных судах в Российской Федерации» арбитражные суды — это федеральные суды, образование и регулирование деятельности которых относится к ведению Российской Федерации (федеральному законодательству) и в компетенцию которых входит рассмотрение экономических споров, возникающих в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, с участием юридических лиц, граждан — индивидуальных предпринимателей, а также Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, государственных органов, органов местного самоуправления и граждан в случаях, предусмотренных законом.
Соответственно субъекты Российской Федерации не вправе создавать какие-либо судебные органы, рассматривающие экономические споры, отнесенные к подведомственности арбитражных судов.
Система арбитражных судов, их организационное построение, общая структура определяются Конституцией РФ, федеральными конституционными законами «О судебной системе в Российской Федерации» и «Об арбитражных судах в Российской Федерации», в соответствии с которыми в настоящее время действует четырехуровневая система арбитражных судов:
1) арбитражные суды субъектов Российской Федерации (областей, республик, городов федерального значения — Москвы и С. — Петербурга), являющиеся судами первой инстанции;
2) 20 судов апелляционной инстанции, которые территориально расположены в рамках существующих 10 федеральных арбитражных (кассационных) округов — по два суда апелляционной инстанции на один федеральный арбитражный (кассационный) округ. Кроме того, при судах первой и апелляционной инстанций в целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства участвующих в деле лиц, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, а также с учетом количества рассматриваемых дел могут создаваться судебные присутствия, являющиеся обособленными подразделениями соответствующих судов;
3) 10 федеральных арбитражных судов округов, являющихся судами кассационной инстанции;
4) Высший Арбитражный Суд РФ, являющийся судом первой инстанции по делам, определенным АПК РФ и иными федеральными законами, и надзорной инстанции по отношению ко всем нижестоящим арбитражным судам (судам первой, апелляционной и кассационной инстанций) при проверке их судебных актов в порядке надзора.
Все арбитражные суды образуют единую систему, возглавляемую Высшим Арбитражным Судом РФ (схема 1).
Схема 1. Система арбитражных судов в Российской Федерации.
Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом в системе арбитражных судов по разрешению экономических споров и иных дел, подведомственных арбитражным судам и отнесенных к подсудности Высшего Арбитражного суда РФ, и высшей судебной инстанцией по отношению к арбитражным судам первой, апелляционной и кассационной инстанций, поскольку осуществляет в установленной АПК РФ форме надзор за их деятельностью (пересмотр дел в порядке надзора). Кроме того, Высший Арбитражный Суд РФ дает арбитражным судам разъяснения по вопросам судебной практики и единообразного применения всеми арбитражными судами законодательства на всей территории Российской Федерации Федеральные арбитражные суды округов как суды кассационной инстанции предназначены для проверки законности вступивших в законную силу судебных актов судов апелляционной и первой инстанций. Всего образовано 10 федеральных округов, в состав которых входит несколько субъектов Российской Федерации. Суд округа осуществляет проверку в кассационном порядке судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации — судов первой инстанции и двух судов апелляционной инстанции, расположенных на территории данного федерального округа. Название федеральных арбитражных судов округов производится по наименованию округа, закрепленного законодательно (например, Федеральный арбитражный суд Московского округа, Федеральный арбитражный суд Центрального округа).
Арбитражные суды апелляционной инстанции являются судами по проверке законности и повторному рассмотрению не вступивших в законную силу судебных актов судов первой инстанции. Они осуществляют проверку законности не вступивших в законную силу судебных актов первой инстанции и одновременно пересматривают повторно по существу в апелляционном порядке судебные акты первой инстанции — арбитражных судов субъектов Российской Федерации, перечень которых законодательно закреплен за каждым судом апелляционной инстанции. Территориально суды апелляционной инстанции расположены следующим образом: два апелляционных суда на один федеральный арбитражный (кассационный) округ. Каждый суд апелляционной инстанции имеет свой номер (например, 19-й суд апелляционной инстанции), наименований суды апелляционной инстанции не имеют.
Арбитражные суды субъектов Российской Федерации рассматривают по существу экономические споры, подведомственные арбитражным судам по первой инстанции, количество которых соответствует количеству субъектов Российской Федерации в соответствии с существующим государственным административно-территориальным устройством России.
Под составом любого арбитражного суда понимается его внутреннее устройство — структура.
Так, Высший Арбитражный Суд РФ действует в составе Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ; Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ; Судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений; Судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.
Для подготовки и прохождения материалов судебных дел, изучения практики применения законодательства, выполнения иных функций арбитражных судов создается аппарат арбитражного суда, включающий отделы и другие подразделения.
Федеральный арбитражный суд округа действует в составе Президиума, судебных коллегий по спорам, возникающим из гражданских и административных правоотношений. Президиум окружного суда утверждает по представлению председателя суда членов судебных коллегий и председателей судебных составов этого суда, решает другие наиболее важные вопросы организации работы и судебной практики.
Примерно таким же образом определяется и внутренняя структура арбитражных судов субъектов Российской Федерации, с той лишь разницей, что в некоторых судах с небольшим количеством судей могут быть образованы только судебные составы из числа судей этого суда, т. е. без образования коллегий.
Каждый арбитражный суд состоит из председателя, его заместителей или заместителя, судей и работников аппарата суда.
Вопросы внутренней деятельности арбитражных судов и их взаимоотношений друг с другом, в том числе вопросы, связанные с образованием судебных коллегий и судебных составов, урегулированы в Регламенте арбитражных судов, утверждаемом постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ (последняя редакция Регламента утверждена постановлением Пленума ВАС РФ от 30 декабря 2002 г. № 12 [6] ).
Согласно ст. 128 Конституции РФ все судьи Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ, а судьи других арбитражных судов — Президентом РФ в порядке, установленном Федеральным законом «О статусе судей в Российской Федерации».
§ 3. Задачи и функции арбитражных судов
Задачи арбитражных судов определяются целями судебной деятельности, в целом их можно разделить на две группы: а) свойственные всем арбитражным судам;
б) возложенные только на Высший Арбитражный Суд РФ. Общие задачи всех арбитражных судов закреплены в ст. 2 АПК РФ:
1) защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в указанной сфере;
2) обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
3) справедливое публичное судебное разбирательство в разумный срок независимым и беспристрастным судом;
4) укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
5) формирование уважительного отношения к закону и суду;
6) содействие становлению и развитию партнерских деловых отношений, формированию обычаев и этики делового оборота.
Кроме того, как вытекает из практики осуществления экономического правосудия, задачей арбитражных судов является также защита в равной степени как частных, так и публичных прав и интересов.
На Высший Арбитражный Суд РФ также возложены задачи:
изучать и обобщать практику применения законодательства арбитражными судами;
давать разъяснения по вопросам судебной практики;
подготавливать предложения по совершенствованию законодательства при реализации права законодательной инициативы;
вести судебную статистику и контролировать ее ведение в нижестоящих судах, осуществлять меры по обеспечению деятельности арбитражных судов в целом (в том числе в вопросах материально-технического, кадрового обеспечения и др.).
Основная задача судопроизводства в арбитражных судах — это защита нарушенных или оспариваемых прав в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, которая реализуется в судебном решении.
Функции арбитражных судов следующие:
а) разрешение споров, возникающих в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, т. е. осуществление экономического правосудия;
б) предупреждение нарушений законодательства в экономической сфере;
в) сохранение правопорядка и обеспечение правовой стабильности. Кроме общих функций Высший Арбитражный Суд РФ в лице своего высшего судебного органа — Пленума дает разъяснения арбитражным судам по вопросам применения законодательства в экономической сфере в целях его единообразного и правильного применения. Практическое значение постановлений Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ состоит в том, что «это выработка на основании анализа судебной практики единственно правильного толкования применяемого арбитражными судами закона и организация работы судов в соответствии с выверенной и доведенной до них соответствующим постановлением Пленума позицией». [7]
Какие бывают суды
Самым первым звеном здесь стоят мировые судьи. По количеству их больше всего, например в Петербурге по состоянию на 2021 год 211 судебных участков мировых судей.
Они распределены по районам города и каждый участок обслуживает определенный перечень адресов, расположенных на его территории. Они рассматривают уголовные дела по преступлениям небольшой тяжести, то есть за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее трёх лет лишения свободы. Это различные кражи, побои и т.д., также гражданские дела, если сумма иска не превышает 50 000 рублей, дела о расторжении брака, если отсутствует спор о детях и другие. Также рассматриваются некоторые дела об административных правонарушениях.
Если у вас был судебный процесс и мировой судья вынес решение, но вы не согласны с решением суда, ты вы можете обжаловать его в вышестоящий суд – районный.
Районные суды. Для примера, в Санкт-Петербурге и области работает 22 районных суда. Они рассматривают основную массу всех уголовных дел. А также гражданские дела и дела об административных правонарушениях. Это основное звено российской судебной системы.
Далее — суды субъектов. Что такое субъект? Это край, область, республика или город федерального значения. В месте, где вы живете только один такой суд. В основном этот суд рассматривает апелляционные жалобы на решения нижестоящих районных судов. Но и в качестве суда первой инстанции он тоже рассматривает кое-какие дела. Это некоторые дела по особо тяжким преступлениям и дела, связанные с государственной тайной.
Существует также еще пять апелляционных судов общей юрисдикции, они созданы для того, чтобы рассматривать апелляционные жалобы на не вступившие в силу решения судов субъектов, по тем делам, которые там рассматривались в первой инстанции.
Суды кассационного округа пересматривают уже вступившие в силу судебные акты, принятые судами субъектов. То есть, например если человек не согласен с решением районного суда, то он пишет апелляционную жалобу в суд субъекта, если его апелляционную жалобу рассмотрели и решение его снова не устроило, то он пишет кассационную жалобу в суд кассационного округа. Всего в России действуют девять кассационных судов общей юрисдикции.
Над всеми перечисленными судами находится
Верховный Суд Российской Федерации
Он осуществляет надзор за нижестоящими судами, обобщает практику. В пределах своей компетенции он рассматривает апелляционные, кассационные и надзорные жалобы. В качестве суда первой инстанции рассматривает небольшое количество дел, связанных с государственным управлением, а также он рассматривает дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.
- Мировой судья
- Районный суд
- Суд субъекта
- Апелляционный суд общей юрисдикции (если суд субъекта рассматривал дело в качестве суда первой инстанции)
- Суд кассационного округа
- Верховный суд
- Конституционный суд (с научной точки зрения он не входит в систему судов общей юрисдикции, у него свое отдельное место в судебной системе)
- Арбитражный суд субъекта
- Арбитражный апелляционный суд
- Арбитражный суд округа
- Гарнизонные военные суды
- Окружные военные суды
- Апелляционный военный суд
- Кассационный военный суд.
Кстати, надзор за деятельностью и арбитражных, и военных судов, и судов общей юрисдикции осуществляет всё тот же Верховный Суд Российской Федерации.
Стоит также упомянуть Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ).
Он не является судом Российской судебной системы, находится в Страсбурге. Но если человек исчерпал все методы судебной защиты внутри государства, то он имеет право обратиться в этот суд. Туда направляются жалобы на нарушения государством положений Конвенции об основных правах и свободах человека.
Схема всех судов в РФ