Кто дает разъяснения по фз
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Минфина России от 17 октября 2017 г. N 24-03-07/67791 «О рассмотрении обращения»
Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы, рассмотрев обращение по вопросу о получении официальных разъяснений о применении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и нормативных правовых актов принятых в его реализацию, сообщает следующее.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2017 N 446 полномочия по регулированию контрактной системы в сфере закупок переданы в Минфин России.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 13.04.2017 N 442 уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по созданию, развитию, ведению и обслуживанию единой информационной системы в сфере закупок является Федеральное казначейство.
При этом согласно действующему постановлению Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации" Минфин России не наделен полномочием по официальному разъяснению положений нормативных правовых актов.
При этом согласно пункту 6.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331 Федеральная антимонопольная служба осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности в том числе по разъяснению юридическим и физическим лицам вопросов, отнесенных к компетенции Службы.
Кроме того, согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 17 ноября 1997 г. N 17-П официальное, имеющее силу закона (то есть обязательное для всех), разъяснение или толкование положений федерального закона может быть дано только актом законодательного органа, который должен приниматься и обнародоваться в порядке, установленном для федеральных законов.
Таким образом, разъяснение положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", имеющее юридическую силу, вправе давать палаты Федерального Собрания Российской Федерации.
Следует отметить, что вопросы, касающиеся осуществления закупок, а также участия в закупках в рамках положений законодательства Российской Федерации о контрактной системе и осуществлении закупок отдельными видами юридических лиц, можно задать оператору единой информационной системы в сфере закупок (далее — ЕИС) по телефону горячей линии 8-495-811-03-33 и 8-800-333-81-11, либо направить письменное обращение в виде электронного сообщения на адрес helpdesk@zakupki.gov.ru.
В целях решения актуальных вопросов пользователей осуществляется работа форума, ссылка на который расположена на главной странице официального сайта. Все сообщения, поступающие в данный раздел, обрабатываются в режиме реального времени.
Также сообщаем, что на официальном сайте ЕИС в подразделе "Обучающие материалы" раздела "Документы" находится необходимая информация, связанная с осуществлением закупок.
Кроме того, в настоящее время на официальном сайте ЕИС функционируют специальные разделы "Вопросы и ответы по 44-ФЗ" и "Вопросы и ответы по 223-ФЗ", в которых изложены ответы на наиболее распространенные вопросы, касающиеся осуществления закупок.
Вместе с тем гражданин вправе направить письменное обращение в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее — закон N 59-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 12 Закона N 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 указанной статьи.
Директор Департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы |
Т.П. Демидова |
Обзор документа
Минфин пояснил, что разъяснение положений Закона о контрактной системе, имеющее юридическую силу, вправе давать палаты Федерального Собрания России.
Вопросы, касающиеся закупок, можно задать оператору единой информсистемы в сфере закупок по телефону горячей линии 8-495-811-03-33 и 8-800-333-81-11 либо направить в виде электронного сообщения на адрес helpdesk@zakupki.gov.ru.
В целях решения актуальных вопросов пользователей организован форум, ссылка на который расположена на главной странице официального сайта. Все сообщения, поступающие в данный раздел, обрабатываются в режиме реального времени.
Также на официальном сайте ЕИС в подразделе "Обучающие материалы" раздела "Документы" находится необходимая информация, связанная с осуществлением закупок.
Кроме того, в настоящее время на данном ресурсе функционируют специальные разделы "Вопросы и ответы по 44-ФЗ" и "Вопросы и ответы по 223-ФЗ", в которых изложены ответы на наиболее распространенные вопросы, касающиеся осуществления закупок.
Кто дает разъяснения по фз
Статья 14. Официальные разъяснения обязательных требований
1. Федеральные органы исполнительной власти в отношении принятых ими нормативных правовых актов дают официальные разъяснения обязательных требований исключительно в целях пояснения их содержания. Официальные разъяснения не могут устанавливать новые обязательные требования, а также изменять смысл обязательных требований и выходить за пределы разъясняемых обязательных требований.
2. Официальные разъяснения обязательных требований утверждаются руководителем (заместителем руководителя) федерального органа исполнительной власти.
3. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие полномочия по государственному контролю (надзору), обязаны руководствоваться официальными разъяснениями обязательных требований федеральных органов исполнительной власти, указанных в части 1 настоящей статьи. Деятельность лиц, обязанных соблюдать обязательные требования, и действия их работников, осуществляемые в соответствии с официальными разъяснениями обязательных требований, не могут квалифицироваться как нарушение обязательных требований.
4. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере общественных отношений, и федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие полномочия по государственному контролю (надзору), обеспечивают информирование лиц, обязанных соблюдать обязательные требования (далее — контролируемые лица), о процедуре соблюдения обязательных требований, правах и обязанностях контролируемых лиц, полномочиях федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих полномочия по государственному контролю (надзору), и их должностных лиц, иных вопросах соблюдения обязательных требований.
5. Информирование контролируемых лиц осуществляется в том числе посредством выпуска руководств по соблюдению обязательных требований. В руководство по соблюдению обязательных требований включаются пояснения относительно способов соблюдения обязательных требований, примеры соблюдения обязательных требований, рекомендации по принятию контролируемыми лицами конкретных мер для обеспечения соблюдения обязательных требований. Указанное руководство не может содержать новые обязательные требования.
6. Руководства по соблюдению обязательных требований утверждаются руководителем федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия по государственному контролю (надзору).
7. Руководства по соблюдению обязательных требований применяются контролируемыми лицами на добровольной основе.
8. Руководства по соблюдению обязательных требований, которые влияют на снижение риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, а также руководства по соблюдению обязательных требований, нарушение которых является типовым или массовым, подлежат обязательным разработке и размещению на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия по государственному контролю (надзору), в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Указанный федеральный орган исполнительной власти обеспечивает публичное обсуждение проекта руководства по соблюдению обязательных требований, а также его согласование с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере общественных отношений.
9. Деятельность контролируемых лиц и действия их работников, осуществляемые в соответствии с руководствами по соблюдению обязательных требований, не могут квалифицироваться как нарушение обязательных требований.
С ноября 2020 года официальные разъяснения надзорных органов получат правовой статус
В новом ключевом законе о контрольной и надзорной деятельности введены понятия «Официальные разъяснения обязательных требований» и «Руководства по соблюдению обязательных требований».
Официальные разъяснения обязательных требований дают федеральные органы исполнительной власти в отношении принятых ими нормативных правовых актов исключительно в целях пояснения их содержания. При этом федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие полномочия по государственному контролю (надзору), обязаны руководствоваться официальными разъяснениями.
Руководства по соблюдению обязательных требований включают в себя пояснения относительно способов соблюдения обязательных требований, примеры соблюдения обязательных требований, рекомендации по принятию контролируемыми лицами конкретных мер для обеспечения соблюдения обязательных требований. При этом руководства по соблюдению обязательных требований применяются контролируемыми лицами на добровольной основе.
И те и другие документы утверждаются руководителем (заместителем руководителя) федерального органа исполнительной власти и не могут устанавливать новые обязательные требования.
И самое главное: деятельность лиц и действия их работников, осуществляемые в соответствии с официальными разъяснениями обязательных требований и руководствами по соблюдению обязательных требований, не могут квалифицироваться как нарушение обязательных требований.
Таким образом, если сейчас разъясняющие письма носят рекомендательный характер, подписываются разными должностными лицами надзорного органа, отражают просто их мнение на текущий момент, и в суде не имеют никакой юридической силы, то с ноября такие разъяснения будут издаваться официально, подписываться руководителем и иметь правовой статус.
На нашем сайте мы постарались собрать как можно больше разъяснений от надзорных органов по нашей сфере деятельности — по промышленной безопасности, в основном это конечно разъяснения Ростехнадзора. Соответственно дальше будем следить уже за официальными разъяснениями и упорядочивать их по видам надзора и со ссылками в нормативные документы для того чтобы, открыв интересующий надзор иди документ, можно было ознакомиться со всеми разъяснениями.
Читайте наши новости здесь на сайте, в фейсбуке, в телеграм-канале или через rss, кто умеет.
Официальные разъяснения. Зачем и как запрашивать?
На примере недавнего судебного спора, в котором компания пыталась отстоять свою точку зрения, ссылаясь на разъяснения ФНС, данные ею на официальном сайте, разберемся, какие комментарии Налоговой службы или Минфина помогут защитить интересы компании, а какие документы и ссылки на них не принесут желаемого результата. Мария Лоецкая, старший налоговый юрист юридической фирмы «Гин и партнеры», объяснила, как применять правила статьи 111 НК РФ.
Расчетливая подписка!
Сейчас подписку на журнал «Расчёт» можно получить бесплатно вместе с бератором «Практическая энциклопедия бухгалтера». Предложение ограничено, торопитесь! Подключить бератор с «Расчётом»
Во время выездной проверки компании, которая являлась налогоплательщиком территории опережающего социально-экономического развития Дальнего Востока с 2017 года, ревизоры обнаружили нарушение.
Чтобы понять, в чем именно оно заключалось, нужно уточнить, что для резидентов таких территорий Налоговый кодекс предусматривает пониженную ставку страховых взносов. При этом законодатель установил определенные ограничения, условия, от соблюдения которых зависит возможность применения пониженных ставок.
Конфликт между бизнесом и ревизорами заключался в толковании норм налогового права для резидентов ТОР. В 2018 году Федеральным законом № 300-ФЗ были внесены изменения в статью 427 Налогового кодекса, собственно, эти поправки и стали причиной спора.
Изменениями была предусмотрена корректировка правил применения пониженных ставок. Налогоплательщик посчитал, что эти новации к нему не относятся, ведь они ухудшают его положение. Поскольку резидентом территории опережающего развития он стал раньше, чем были внесены изменения, компания продолжила рассчитывать размер взносов по прежним правилам.
После выездной проверки ревизоры пересчитали организации сумму страховых износов. Она оказалась весьма внушительной, более 14 миллионов рублей.
Спор дошел до зала суда, где представители компании обратили внимание арбитров, что предприятие положений НК РФ не нарушало, в подкрепление своей позиции организация сослалась на информацию, размещенную на сайте ФНС, из которой налогоплательщик сделал вывод, что он правомерно применяет пониженную ставку.
Компания сослалась на разъяснения ФНС
Позиция налогового органа, который не согласился с логикой компании, основывалась на том, что предприятие не выполнило те условия, которые должны были быть им соблюдены.
В частности, статья 427 НК РФ предусматривает, что пониженные ставки бизнес может применять только в отношении выплат физических лиц, занятых на новых рабочих местах, созданных для непосредственного осуществления инвестиционной деятельности. Компания же рассчитывала взносы по пониженной ставке в отношении всех своих работников.
Тут нужно сделать еще одну важную ремарку. Дело в том, что любая организация, чтобы стать резидентом такой территории, должна подать заявку, в которой, кроме прочего, компания указывает планируемое количество новых рабочих мест. Судьи изучили документ, поданный компанией.
Оказалось, что налогоплательщик намеревался создать 10 рабочих мест. Соответственно, следуя логике Налогового кодекса, именно в отношении этих 10 созданных рабочих мест компания и имела право применять пониженную ставку взносов.
Изучая материалы дела, можно обратить внимание, что компания неверно истолковала суть статьи НК РФ. Бизнес мог бы исправить ошибку, но информация, опубликованная на сайте ФНС, навела коммерсантов на мысль, что все решения были приняты правильно.
Организация в споре проиграла. Судьи, объясняя свою позицию, уточнили, что разъяснения, на которые опирался налогоплательщик, во-первых, уже не содержатся на сайте налогового ведомства, а значит, и проверке не подлежат, а во-вторых, информация была размещена в разделе «Новости».
Это значит, что данные сведения не имели статуса официального документа. А если так, то нет и оснований освободить компанию от ответственности, сообщили судьи в Постановлении Арбитражного суда Дальневосточного округа от 17 сентября 2021 года № Ф03-5238/2021 по делу № А73-822/2021.
Правила статьи 111 НК РФ
Далее давайте разберемся, какие же требования к полученным пояснениям предъявляет статья 111 НК РФ, выполнив которые, компания, принявшая к исполнению разъяснения ведомств, будет освобождена от финансовых санкций.
Норма предусматривает основания для освобождения от ответственности компании. В числе прочего в ней есть основание, согласно которому, если налогоплательщик выполнял письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборов, данные уполномоченным органом, то этот факт исключает его вину в совершении налогового правонарушения.
К слову, аналогичные положения указаны в статье 75 Налогового кодекса, которой определяется порядок начисления пени.
Но есть важный нюанс! Действительно, для того чтобы иметь возможность быть освобожденным от налоговой ответственности, в том числе от уплаты пени за совершение каких-либо действий, которые инспекторы сочтут неправомерными, необходимо иметь официальный документ.
Эти документы выдает либо ФНС, либо Минфин. Обратите внимание, статус официального ему придает подпись должностного лица. В России всего два уполномоченных органа по налогам и сборам, которые могут давать разъяснения.
При этом, когда мы говорим об официальном документе, нужно уточнить, что существует два их формата. Первый вид документов – те, которые компания получает в ответ на свой же запрос. А второй – разъяснения, данные неопределенному кругу лиц, тут речь идет о письмах, которые ведомства регулярно выпускают.
Подводные камни при обращении к официальным разъяснениям
Если компания решила использовать для обоснования своей позиции письма для неограниченного круга лиц, то обязательно нужно иметь в виду несколько подводных камней.
Например, налоговые органы нередко во время споров указывают, что разъяснения, данные в письме Минфина, были опубликованы позже, чем совершенное действие налогоплательщика.
Таким образом, компании, прежде чем использовать подобные документы, нужно проверить, когда письмо было опубликовано с датой совершения сделки, вызывающей вопрос правильности применения законодательства.
Второй момент, на который нужно обратить внимание, – это фактические обстоятельства. Если они не будут соответствовать тем, которые были изложены в письме ведомства, ФНС или Минфина, то контролеры не примут этот аргумент. Много официальных писем, которые можно найти в открытых источниках, – это, по сути, ответы на запросы компаний.
Налогоплательщик, отправляя запрос, имеет собственные, уникальные для него фактические обстоятельства. И они могут отличаться от операции в вашей компании. Поэтому контролеры не примут такой официальный документ для освобождения от ответственности.
И еще один момент, на который стоит обратить внимание. Иногда можно найти письма Минфина и ФНС по, казалось бы, одному вопросу, но с противоположенными мнениями. Как такое может быть?
Дело в том, что содержание документов может отличаться в силу фактических обстоятельств, описанных налогоплательщиком. В этом случае не стоит принимать в качестве меры защиты ни одно из найденных писем. Лучшим вариантом будет отправить собственный запрос в одно из двух ведомств.
В нашей практике, когда мы сталкиваемся со спорным вопросом, например, двояким толкованием законодательства о налогах и сборах применительно к конкретному налогоплательщику, мы рекомендуем направлять адресный запрос в Минфин или ФНС.
При этом в запросе должна быть максимально подробно описана ситуация. Это защитит компанию в случае, если возникнет спор, от претензий налогового органа и не даст возможности ревизорам сказать, что ответ ведомства, на который опирается компания, не совпадает с фактическими обстоятельствами.
Теперь ответим еще на один вопрос, который может возникнуть у компании: как понять, кому писать запрос – в Министерство финансов или в Налоговую службу? Мы полагаем, что отправлять запрос лучше в Минфин, ведь это вышестоящий над ФНС орган власти.
Перед тем как отправить запрос, решите, насколько срочно вам нужно получить ответ. Дело в том, что любой запрос в Минфине рассматривается два месяца. Как правило, финансисты стараются уложиться в этот срок. ФНС же отвечает в течение одного месяца. Служба также старается придерживаться этого периода.
Внутренние документы
Относительно писем ФНС, которые Служба направляет в территориальные налоговые органы. Такие документы также могут являться основанием для освобождения от ответственности. Ведь, по сути, они направляются неопределенному кругу лиц, познакомиться с содержанием этих документов может кто угодно.
Возвращаюсь к судебному спору, о котором мы говорили в начале статьи. Арбитры разъяснили, что не вся информация, размещенная на сайте Налоговой службы, представляет собой официальные документы, подписанные должностным лицом.
Отсюда можно сделать вывод, что на информацию, опубликованную на сайте ФНС, можно ориентироваться только как на получение новых сведений, но не как на официальные разъяснения, которые в будущем можно использовать в споре с ревизорами или при доказывании правильности своей позиции в суде.
Если у вас есть вопрос, то лучшим способом получить ответ на него будет запрос, направленный в Федеральную налоговую службу или Минфин России.
Как отправить запрос
В Налоговую службу отправить запрос можно по почте, через личный кабинет налогоплательщика или воспользовавшись специальной формой на сайте ФНС. Наиболее удобным способом отправки запроса в Минфин является обращение через электронную приемную. Или же можно отправить обычное письме по почте.
Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.
*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование