Онлайн-подготовка к ОГЭ. Источники географической информации: графики, диаграммы, табл.

1) В 2010 г. эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования Кемеровской области увеличилась по сравнению с 1995 г.
2) С 1995 по 2010 г. эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования Республики Хакасия неуклонно возрастала.
3) С 1995 по 2010 г. эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования Омской области неуклонно сокращалась.
4) Наименьшее изменение эксплуатационной длины железнодорожных путей общего пользования в 2010 г. по сравнению с 1995 г. характерно для Томской области.
Вопрос 7
В каком году в Астраханской области наблюдалось наибольшее превышение рождаемости над смертностью?
Изменение численности населения Астраханской области в 2007–2010 гг.
как найти площадь железной дороги
Определите густоту сети железных дорог в Республике Хакасия в 2010 г. Полученный результат округлите до целого числа.
Площадь территории и эксплуатационная длина железнодорожных
путей общего пользования отдельных регионов РФ
Какое утверждение об изменении эксплуатационной длины железнодорожных путей общего пользования верно?
Площадь территории и эксплуатационная длина железнодорожных
путей общего пользования отдельных регионов РФ
1) В 2010 г. эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования Кемеровской области увеличилась по сравнению с 1995 г.
2) С 1995 по 2010 г. эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования Республики Хакасия неуклонно возрастала.
3) С 1995 по 2010 г. эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования Омской области неуклонно сокращалась.
4) Наименьшее изменение эксплуатационной длины железнодорожных путей общего пользования в 2010 г. по сравнению с 1995 г. характерно для Томской области.
Изменения в Томской области составили всего 2 км (346 − 344 = 2). Это наименьшее значение.
Задание №1-5 ОГЭ по математике
Данные задания направлены на изучение информации, представленной в графическом виде, после изучения которой, учащийся должен произвести определенные расчеты.
Выполнять необходимые записи при выполнении задания можно прямо в контрольно-измерительном материале. В бланк записываются только ответы.
Блок заданий 15МО1 (первый вариант)

Графическая информация (план-схема) и описание к ней.
На плане изображен загородный дачный участок садоводства «Товарищество», Улица Виноградная, 45. (Сторона каждой клетки на плане равна 2м) Участок имеет прямоугольную форму. Въезд и выезд осуществляется через единственные ворота. При въезде на участок слева от ворот находится гараж, а справа – баня, отмеченная цифрой 4.
Площадь, занятая гаражом, равна 60 кв.м. Жилой дом находится в глубине территории. Помимо гаража, жилого дома и бани, на участке имеются квадратный бассейн, расположенный рядом с гаражом, и теплица, построенная на территории огорода (огород отмечен цифрой 2). Справа от жилого дома имеются посадки фруктовых деревьев: яблоневых, вишневых, абрикосовых, грушевых.
Перед жилым домом и рядом с баней разбиты клумбы с цветами. Перед домом растут розы, а рядом с баней – гладиолусы. Перед гаражом имеется площадка, вымощенная резиновой плиткой размером 2м˟2м. Все дорожки внутри участка имеют ширину 2м и вымощены такой же плиткой.
К домохозяйству подведены электричество и вода. Имеется магистральное газоснабжение.
Задание №1
Для объектов, указанных в таблице, определите, какими цифрами они обозначены на плане. Заполните таблицу, а в бланк ответов перенесите последовательность четырех цифр.
| Объекты | Жилой дом | Бассейн | Гараж | Теплица |
| Цифры |
Для того, чтобы правильно определить номера объектов, необходимо при чтении информации выделять (почеркивать) их как в тексте, так и сразу же подписывать в план-схеме. Ниже показана часть текста, в которой подчеркнуты основные моменты.
При въезде на участок слева от ворот находится гараж, а справа – баня, отмеченная цифрой 4.
Площадь, занятая гаражом, равна 60 кв.м. Жилой дом находится в глубине территории. Помимо гаража, жилого дома и бани, на участке имеются квадратный бассейн, расположенный рядом с гаражом, и теплица, построенная на территории огорода (огород отмечен цифрой 2). Справа от жилого дома имеются посадки фруктовых деревьев: яблоневых, вишневых, абрикосовых, грушевых. Перед жилым домом и рядом с баней разбиты клумбы с цветами. Перед домом растут розы, а рядом с баней – гладиолусы.
Все эти объекты подписываем на схеме. Таким образом, получаем:
- Теплица
- Огород
- Бассейн
- Баня
- Дом
- Клумба с гладиолусами
- Деревья
- Гараж
Теперь расставляем номера необходимых объектов в таблицу:
| Объекты | Жилой дом | Бассейн | Гараж | Теплица |
| Цифры | 5 | 3 | 8 | 1 |
В бланк записываем ответ: 5381
Задание №2
Резиновая плитка продается в упаковках по 4 штуки. Сколько упаковок плитки понадобилось купить, чтобы выложить все дорожки и площадку перед гаражом?
Решение: для того, чтобы узнать, какое количество упаковок нужно купить, надо посчитать количество резиновых плиток на схеме. Под схемой показано, как она обозначена. Это количество небольшое, поэтому просто считаем клеточки на схеме. Отметим их красной звездочкой.

В данном случае их 44. Зная, что в 1 упаковке их 4 штуки, разделим 44 на 4 и получим 11 упаковок. Значит, наш ответ 11. Записываем его в бланк.
Задание №3
Найдите площадь, которую занимает жилой дом. Ответ дайте в квадратных метрах.
Решение: дом – это объект под номером 5. Для нахождения площади нам необходимо знать сторону каждой клетки на плане. Это указано в первом абзаце текста. Подчеркнем это место.
На плане изображен загородный дачный участок садоводства «Товарищество», Улица Виноградная, 45. (Сторона каждой клетки на плане равна 2м)
Если сторона одной клетки 2 метра, то ее площадь 2*2=4 квадратных метра. Считаем количество клеток в доме и умножаем его на 4.

Количество клеток равно 36 (отмечены зелеными звездочками). Умножаем 36 на 4, получаем 144. Значит 144 квадратных метра – площадь дома. Записываем ответ 144 в бланк.
Задание №4
Найдите наименьшее расстояние (в метрах) от жилого дома до входных ворот.
Решение: наименьшее расстояние – это всегда прямо от одного объекта до другого. Считаем количество клеток от объекта 5 до ворот, их 6 (выделены синими звездами).

Помним, что сторона клетки по условию – 2 метра, значит, 6 умножаем на 2 и получаем 12 метров. В бланк записываем число 12.
Задание №5
Хозяин планирует устроить в жилом доме зимнее отопление. Он рассматривает два варианта: газовое или электрическое отопление. Цены на оборудование и стоимость его установки, данные о расходе газа, электроэнергии и их стоимость даны в таблице.
| Нагреватель (котел) | Прочее оборудование и монтаж | Средний расход газа/средняя потребляемая мощность | Стоимость газа/электроэнергии | |
| Газовое отопление | 25 тыс. руб | 20 000 руб. | 1,4 куб. м/ч | 4,5 руб./куб.м |
| Электр. отопление | 22 тыс. руб | 16 520 руб. | 5,5 кВт | 3,6 руб./(кВт.ч) |
Обдумав оба варианта, хозяин решал установить газовое оборудование. Через сколько часов непрерывной работы отопления экономия от использования газа вместо электричества компенсирует разность в стоимости установки газового и электрического отопления?
Решение: для решения этого задания необходимы данные только из таблицы. Рассматриваем сначала стоимость каждого оборудования в отдельности:
25 000 + 20 000 = 45 000 рублей – стоит оборудование для газового отопления
22 000 + 16520 = 38 520 рублей – стоит оборудование для электрического отопления
Теперь находим разницу в стоимости, так как в вопросе конкретно указано, что это надо найти: компенсирует разность в стоимости установки газового и электрического отопления.
45000 – 38520 = 6480 рублей разница в стоимости установки
Дальше высчитываем стоимость потребления газа и электричества по указанным в таблице данным:
1,4 умножаем на 4,5 и получаем 6,3 рубля — стоимость потребления газа в час
5,5 умножаем на 3,6 и получаем 19,8 рублей – стоимость потребления электроэнергии в час
Теперь также находим разницу в стоимости между ними, то есть сколько сэкономит хозяин при установке газового оборудования: 19.8 – 6,3= 13,5 рублей.
Чтобы ответить на главный вопрос задания — Через сколько часов непрерывной работы отопления экономия от использования газа вместо электричества компенсирует разность в стоимости установки газового и электрического отопления?
Нужно разницу в стоимости установки разделить на разницу в стоимости потребления:
Записываем в ответ число 480.
Блок заданий 15МО2 (второй вариант)

На рисунке изображена схема метро в городе N. Станция Ветреная расположена между станциями Центральная и Дальняя. Если ехать по кольцевой линии (она имеет форму окружности), то можно последовательно попасть на станции Центральная, Быстрая, Утренняя, Птичья и Веселая. Радужная ветка включает в себя станции Быстрая, Смородиновая, Хоккейная и Звездная. Всего в метрополитене города N есть три станции, от которых тоннель ведет только в одну сторону – это станции Дальняя, Верхняя и Звездная. Максим живет недалеко от станции Надежда.
Задание №1
Для станций, указанных в таблице, определите, какими цифрами они обозначены на плане. Заполните таблицу, а в бланк ответов перенесите последовательность четырех цифр.
| Станции | Хоккейная | Надежда | Птичья | Ветреная |
| Цифры |
Решение: для того, чтобы правильно определить номера станций, необходимо при чтении информации выделять (подчеркивать) их как в тексте, так и сразу же подписывать на рисунке. Ниже показана часть текста, в которой подчеркнуты основные моменты, а также расстановка станций, которая выполняется сразу по ходу чтения текста.
Станция Ветреная расположена между станциями Центральная и Дальняя (значит, это номер 1). Если ехать по кольцевой линии (она имеет форму окружности), то можно последовательно попасть на станции Центральная, Быстрая, Утренняя (сразу видно, что двигаться надо от Центральной к Утренней, значит, Быстрая будет под номером 5), Птичья и Веселая (соответственно 4 и 3, так как двигаемся по кольцу). Радужная ветка включает в себя станции Быстрая, Смородиновая, Хоккейная и Звездная (видим эту ветку справа нижнюю, соответственно Хоккейная – номер 6, а Звездная – 7). Максим живет недалеко от станции Надежда (она под номером 2, так как осталась одна не указанная).
Теперь расставляем номера необходимых объектов в таблицу:
| Станции | Хоккейная | Надежда | Птичья | Ветреная |
| Цифры | 6 | 2 | 4 | 1 |
В бланк записываем ответ: 6241
Задание №2
Бригада меняет рельсы на участке между станциями Надежда и Верхняя протяженностью 8 км. Работы начались в понедельник. Каждый рабочий день бригада меняла по 500 метров. По субботам и воскресеньям замена рельсов не осуществлялась, но проезд был закрыт до конца всего ремонта. Сколько дней был закрыт проезд между указанными станциями?
Решение: для того, чтобы узнать, сколько дней был закрыт проезд, нужно узнать, сколько рабочих дней они прокладывали рельсы. По условию длина участка 8 км, переводим ее в метры, так как в 1 день меняли по 500 метров. Получаем 8000 метров. Теперь делим 8000 метров на 500 метров, получаем 16 рабочих дней трудилась бригада. Нам надо узнать, сколько дней всего был закрыт проезд, так как в выходные работ не было, а проезд был закрыт. По условию работы начались с понедельника, значит бригада работала 3 полных недели и 1 понедельник на четвертой неделе (16 дней делим на 5 рабочих в неделю, получается 3 недели и 1 остается – понедельник). После каждой недели у нас два дня выходных: 2 после первой, 2 после второй, 2 после третьей. Таким образом, 6 выходных был закрыт проезд. Значит, 16 рабочих и 6 выходных, это 22 полных дня был закрыт проезд.
Записываем ответ 22 в бланк.
Задание №3
Территория, находящаяся внутри кольцевой линии, называется Центральным городским районом. Найдите его площадь S (в квадратных километрах), если длина кольцевой ветки равна 32 км. В ответе укажите S*.
Решение: так как известна длина кольцевой ветки, то это значит, что мы имеем длину окружности (по условию – кольцевая ветка – это окружность). Длина окружности вычисляется по формуле 2πR. Значит, 2πR=32. Делим обе части на 2, получаем πR=16. Находим радиус, для этого надо 16 разделить на число π. То есть R=16/π. Формула площади круга S=πR 2 . Подставляем в нее вместо радиуса 16/π. Получаем, что S=π(16/π) 2 . Возводим в квадрат, получаем S=π(256/π 2 ). Теперь сокращаем числитель и знаменательна число π. Получается, что S=256/π . Поскольку в задании есть указание, что в ответ надо записать S* , то умножая эти величины в нашей формуле S=256/π, получаем, что S*= 256. Записываем ответ 256 в бланк.
Задание №4
Найдите расстояние (по железной дороге) между станциями Смородиновая и Хоккейная, если длина Радужной ветки равна 14 км, расстояние от Звездной до Смородиновой 11 км, а от Быстрой до Хоккейной – 7 км. Все расстояния даны по железной дороге.
Решение: итак, Радужная ветка – это станции Быстрая, Смородиновая, Хоккейная и Звездная. Можно для удобства сделать чертеж и обозначить на нем станции первыми буквами их названий и расставить длины. Получится вот такой рисунок, по которому можно легко определить расстояние от Смородиновой (С) до Хоккейной (Х).

Для этого из длины отрезка СЗ=11 нужно вычесть длину отрезка БХ=7, получим длину СХ=4. В бланк записываем число 4.
Задание №5
Школьник Максим в среднем за месяц совершает 45 поездок на метро. Для оплаты поездок можно покупать различные карточки. Стоимость одной поездки для разных видов карточек различна. По истечении месяца Максим уедет из города к бабушке в деревню и неиспользованные карточки обнулятся. Во сколько рублей обойдется самый дешевый вариант?
| Количество поездок | Стоимость одной поездки(в рублях) | Дополнительные условия |
| 1 | 40 | Школьникам скидка 20% |
| 10 | 37 | Школьникам скидка 10% |
| 30 | 35 | Школьникам скидка 10% |
| 50 | 32 | Нет |
| Безлимит | — | Любое число поездок в течение месяца за 2000 рублей |
Решение: для решения этого задания необходимы данные только из таблицы. Итак, нужно совершить 45 поездок за наименьшую стоимость. Значит, два последних варианта не подходят, так как 50 поездок – это много, деньги на карте обнулятся, а по Безлимиту в среднем приблизительно выйдет одна поездка 44 рубля (2000 : 45 поездок), скидки здесь не предусмотрены. Следовательно, будем составлять наборы из первых трех вариантов, а затем выбирать самый дешевый.
Для удобства надо посчитать каждый из трех вариантов, как карточку для школьника, т.е. с указанной скидкой. Затем посчитать стоимость каждой карточки полностью. Вспомним, чтобы найти количество процентов от данного числа, надо число разделить на 100 и умножить на количество процентов. Запишем это решение в таблице.
- Допустим, что можно купить из первого варианта 45 карточек по 32 руб. Тогда получим, что 32*45=1440 руб.
- Допустим, что можно купить на 45 поездок: одну третью (на 30 поездок), 1 вторую (на 10 поездок) и пять первых (на пять поездок). Рассчитаем стоимость.
Одна третья карточка на 30 поездок – это 945 рублей.
Одна вторая карточка на 10 поездок – это 333 рубля.
Пять первых карточек: 32*5=160 рублей.
Теперь складываем стоимость всех карточек. 945+333+160=1438 рублей. Это уже меньше, чем в решении 1.
- Допустим, что можно купить 1 третью карточку (на 30 поездок) и 15 первых, так как это тоже 45 поездок. Одна третья карточка на 30 поездок – это 945 рублей. 15 первых будут стоить 15*32=480 рублей. Складываем стоимости 945 и 480, получаем 1425 рублей.
- Допустим, что можно еще купить 4 вторых (на 40 поездок) и 5 первых карточек. Тогда 4*333=1332 руб; 5*32=160 руб. Вместе это составит 1332+160=1492 рубля.
Записываем в ответ число 1425, так как это самый дешевый вариант из всех.
Как найти площадь железной дороги
Устанавливается по расчету
Устанавливается в зависимости от числа вагонов или длины составов, намечаемых к постановке, с учетом возможности производства необходимых маневров
Примечания . 1. На линиях с резко выраженным негрузовым направлением полезная длина приемо-отправочных путей может быть установлена отдельно для грузового и негрузового направлений. В случаях, когда одновременно с обычными предусматривается обращение и длинносоставных поездов (полуторной или двойной длины), разрешается при технико-экономическом обосновании проектировать пути разной полезной длины в одном и том же направлении.
2. В пределах участков систематического подталкивания или двойной тяги установленную полезную длину приемно-отправочных путей увеличивают на длину локомотива, предусматриваемого к обращению.
3. На переустраиваемых станциях в обоснованных случаях (для сохранения существующих горловин, избежания больших объемов земляных работ, переустройства искусственных сооружений и т.п.) допускаются отклонения в меньшую сторону от приня тых норм полезной длины приемо-отправочных путей до 25 м.
4. При реконструкции существующих сортировочных станций в трудных условиях допускается сохранить в сортировочном парке пути с полезной длиной, меньшей чем длина состава, но с соответствующим увеличением числа сортировочных путей.
5. Во всех случаях следует учитывать неточность установки состава на вытяжном пути и увеличивать длину последнего не менее чем на 10 м.
Полезную длину приемо-отправочных путей на новых и переустраиваемых станциях во всех случаях следует определять от выходного сигнала или места его будущей установки до предельного столбика, устанавливаемого в соответствии с раскладкой рельсов между изолирующими стыками и торцом крестовины (см. табл. 16.23).
Полезная длина приемо-отправочных путей в значительной степени зависит от правильного размещения изолирующих стыков в процессе проектирования и соблюдения требований проектов строительными организациями. В целях получения заданных стандартных полезных длин путей необходимо в рабочих чертежах раздельных пунктов правильно устанавливать место расположения изолирующих стыков, давать их координаты и примечание: «При укладке приемо-отправочных путей раскладка рельсов должна производиться таким образом, чтобы на минимально допустимом расстоянии от предельного столбика (3,5 м) были предусмотрены стыки, которые в последующем могут стать изолирующими».
Рис. 3.1. Схемы расположения сигналов и изолирующих стыков на станционных путях, оборудованных ( а-е ) и не оборудованных ( ж-и ) электрическими рельсовыми цепями:
1 — стык рамного рельса; 2 — балластная призма, 3 — стык рамного рельса и изолирующий, 4 — изолирующие стыки
Рис. 3.2. Схемы расположения сигналов и изолирующих стыков на сквозных ( а ) и тупиковых ( б ) пассажирских путях
Условные обозначения (к рис. 3.1 и 3.2):
l пр — расстояние от центра перевода до предельного столбика; l св — расстояние от центра перевода до сигнала; L с — длина состава; L л — длина локомотива; L р — резерв на неточность установки поезда; L п — длина поезда; L 3 пол — полезная длина пути (заданная); L пол = L п + L р ; L к пол — полезная длина пути (конструктивная); а — расстояние от центра стрелочного перевода до оси стыка рамного рельса, определяемое по табл. 16.2-16.5 ( a = а о + m ), L пл — длина платформы; l вс — расстояние от локомотива до сигнала; l — расстояние от тангенса кривой до платформы; D е — расстояние от оси пути до борта платформы
Примечание . Расстояние от тангенса кривой до платформы должно быть не менее 10 м, а в нормальных условиях — не менее расчетной базы вагона или локомотива. Расстояние от локомотива до сигнала должно обеспечивать видимость сигнала машинистом локомотива и должно быть не менее 6 м.
В соответствии с требованиями Инструкции по проектированию устройств сигнализации, централизации и блокировки на железных дорогах колеи 1524 мм общей сети Союза ССР изолирующие стыки следует устанавливать:
на станционных путях для получения максимально возможных полезных длин путей — по минимально допустимому расстоянию от предельного столбика, равному 3,5 м;
у спаренных стрелок, включенных в электрическую централизацию, участвующих в немаршрутизированных маневровых передвижениях, — на расстоянии не менее 12 м от остряков второй спаренной стрелки.
При наличии зависимости, обеспечивающей замыкание стрелок от занятия соседнего изолированного участка, допускается установка изолирующих стыков на меньшем расстоянии с соответствующим обоснованием. На станциях с электрической централизацией при маневровых передвижениях по замкнутым маршрутам, а также на станциях с ручным обслуживанием стрелок изолирующие стыки можно устанавливать у конца рамного рельса.
Не допускается совмещение изолирующего и переходного (по типу рельсов) стыков. В изолированную секцию можно включать не более трех одиночных или двух перекрестных стрелочных переводов.
На тупиковых путях изолирующий стык устанавливают у балластной призмы упора, которая не входит в полезную длину пути.
Установка изолирующих стыков на приемо-отправочных путях за торцом крестовин стрелочных переводов приводит к укладке нестандартных рельсовых рубок, длина которых зависит от типа стрелочных переводов, марки крестовин и ширины междупутья. Разные длины рельсовых рубок ухудшают условия эксплуатации путей, а наличие рубок короче установленной длины недопустимо, поэтому для обеспечения проектных полезных длин приемо-отправочных путей при оборудовании их электрическими рельсовыми цепями, правильной расстановки изолирующих стыков и обеспечения укладки стандартных рельсовых рубок Минтрансстрой и МПС приняли решение, согласно которому в некоторых случаях возможно увеличение расчетного расстояния между продельным столбиком и центром стрелочного перевода с сохранением расстояния между изолирующими стыками и предельным столбиком 3,5 м. При этом не должна допускаться сдвижка изолирующих стыков, устанавливаемых на приемо-отправочных путях, как по направлению движения, так и против него.
Расстояние от центра перевода до предельного столбика, светофора, изолирующего стыка и порядок раскладки рельсов между торцом крестовины и изолирующими стыками указаны в главе 16 настоящего Руководства (см. табл. 16.19, 16.21-16.28).
Какое утверждение об изменении эксплуатационной длины железнодорожных путей общего пользования верно
2.4. Длина собственных железнодорожных путей на конец года
20. В подразделе отражается длина путей, числящихся на балансе как собственные основные средства, в том числе и не эксплуатирующихся их владельцем.
21. В раздел включаются также передвижные пути открытых разработок добывающей промышленности (угольные, железорудные, нерудные карьеры), находящиеся в постоянной эксплуатации, т.е. такие, которые существуют постоянно, но подвергаются передвижке (переукладке) по мере отработки забоев (отвалов). Не подлежат учету переносные полевые пути, за исключением находящихся в открытых горных разработках добывающей промышленности, временные пути, а также вновь строящиеся линии, включая эксплуатируемые, но не сданные по акту в постоянную эксплуатацию.
Хозяйство, арендующее железнодорожные пути, данные по этим путям в раздел не включает.
22. Эксплуатационная длина железнодорожных путей — протяженность железнодорожных линий, измеряемая по оси главного пути между конечными пунктами, а на многопутных участках — кратчайшего главного пути между осями раздельных пунктов.
По строке 240 показывается длина по оси пути от откидного бруса или знака «граница подъездного пути» до конечного пункта железнодорожных путей, независимо от того является ли самый протяженный путь самостоятельным или это расстояние включает в себя несколько путей, съездов, ответвлений. Эксплуатационная длина путей, не имеющих выхода на сеть железных дорог общего пользования, определяется по оси путей между конечными пунктами объектов предприятия, В эксплуатационную длину путей включаются все ответвления, на которых производятся погрузочно-разгрузочные работы. Длина станционных путей или путей разъездов (кроме главных) на железнодорожных линиях необщего пользования в общую эксплуатационную длину не включается, даже если станционные пути одновременно используются для погрузки и разгрузки вагонов.
23. Развернутая длина железнодорожного пути в километрах определяется как сумма длин всех путей (главных, станционных, специальных).
В строку 241 включается суммарная длина всех без исключения путей (главных, станционных, специальных).
При этом участки с двумя путями засчитываются в длину дважды, с тремя путями — трижды.
Например, подъездной путь состоит из трех путей, из них главный от начала до тупика — 1,8 км, один прилегающий к нему — 0,7 км и другой — 0,5 км. Таким образом, развернутая длина этого подъездного пути будет: 1,8 км + 0,7 км + 0,5 км = 3,0 км.
24. В общую протяженность развернутой длины включаются пути для перевозки горячих грузов (металла, кокса, шлаков), а также постоянные внешние, соединительные и главные станционные пути. К внешним относятся пути, соединяющие одно или несколько предприятий (организаций) или отдельные производства, расположенные на обособленных площадках, с железными дорогами общей сети Российской Федерации непрерывной рельсовой колеей. К соединительным путям относятся пути, соединяющие промышленные станции и станции промышленных узлов предприятий или отдельные производства, расположенные на обособленных площадках, между собой или с погрузочно-разгрузочным фронтом.
Конспект урока _Транспортный комплекс России_. Ход урока I. Организационный момент
I. Организационный момент. Приветствие, подготовка к уроку.
Добрый день, юные мыслители! Я рада видеть ваши умные и добрые лица! Сегодня на уроке вы будете работать с листами самооценки. Они находятся у вас на столах.
Вспомните, какие существуют сферы народного хозяйства? (предполагаемый ответ)
Какие отрасли входят в сферу материального производства? (предполагаемый ответ)
Какой фактор влияет на международное географическое разделение труда. (предполагаемый ответ)
III. Мотивация и целеполагание-
А вам интересно, еще больше узнать о транспорте России?
Россия — это, прежде всего, огромное пространство, крупнейшее по территории государство мира, требующее постоянного развития. Чтобы связывать это пространство, осуществлять международное географическое разделение труда, необходимо наличие достаточного количества транспортных коммуникаций. Благодаря транспортной системе Россия может поддерживать связь с другими районами, областями, странами.
Откройте тетрадь и запишите тему урока: Транспортный комплекс. СЛАЙД 1. Исходя из темы, попробуйте определить цель и задачи урока.
Да, сегодня на уроке вы узнаете:
1. Что представляет собой транспорт как отрасль хозяйства?
2. О значении и особенностях транспортного комплекса России.
3. О показателях, характеризующих работу транспорта, и как они рассчитываются.
4. Об отдельных видах транспорта и их особенностях.
5. Что такое транспортная сеть и транспортный узел.
Проблемный вопрос:
Есть такое крылатое выражение – «В России две беды-дураки и дороги»
Сегодня на уроке мы докажем, что таковым не являемся и в конце нашего урока, постараемся ответить на главный вопрос урока:
Почему в России главной бедой транспортного комплекса является качество дорог? (написать на доске)
IV. Усвоение новых знаний и способов действий.
Как вы думаете, что такое транспорт. Попробуйте сами сформулировать определение, что такое транспорт? Запишите в тетрадь. (предполагаемые ответы). А сейчас, откройте учебник стр. 191, прочитайте, сравните со своим определением.
Так что же такое транспорт?
Транспорт— отрасль хозяйства, осуществляющая перемещение грузов и пассажиров. СЛАЙД 2.
Ребята, поделитесь, а какие автомобили есть у ваших родителей?
На каком транспортном средстве доставляют ваших одноклассников в нашу школу? Каким образом можно добраться до Оренбурга, Москвы, Нью -Йорка?
- Обеспечение устойчивых связей между отдельными отраслями страны.
- Удовлетворение н/х в перевозках.
- Повышение экономической эффективности хозяйства страны.
К какой сфере производства относится транспорт? (предполагаемые ответы). Материальной. Почему? Найдите ответ на этот вопрос в учебнике на стр. 191.
Как вы считаете, какими показателями можно охарактеризовать работу транспорта? СЛАЙД 4.

Главная продукция транспорта – это перевозки грузов и пассажиров. Так что же такое грузооборот и пассажирооборот? СЛАЙД 5.
Так какие виды транспорта вы знаете? Чтобы этот выяснить предлагаю составить схему на доске (выходят по очереди, заполняют схему). Далее учитель приводит схему, которую учащиеся записывают в свои тетради, и которая в дальнейшем на уроке будет являться опорой для изучения нового материала. СЛАЙД 6.
Откройте учебник стр. 192 таблицу 12 «Достоинства и недостатки различных видов транспорта». Проанализируйте таблицу и расскажите о достоинствах и недостатках каждого вида транспорта. Работа с таблицей (ж/д, морской, авиационный, автомобильный, трубопроводный, речной)
Каждый из видов транспорта имеет свои достоинства и недостатки, исходя из которых он может применяться в тех или иных условиях, отсюда различная роль, которую играет каждый из них в хозяйстве страны. Откройте рис. 89 на стр. 193 в учебнике, сделайте вывод. Изучение диаграмм «Доля видов транспорта в пассажирообороте» СЛАЙД 7.
Конечно же эта диаграмма отражает долю транспорта в пассажирообороте, но мы с вами сказали, что до 90% всех транспортных работ приходится на грузовой транспорт. И вот здесь на первое место выходит ж/д транспорт. Почему именно железнодорожный транспорт стал в нашей стране основным? (предполагаемые ответы)
Откройте атласы на с.56. Где лучше развит железнодорожный транспорт в европейской части России или азиатской? СЛАЙД 8.
Пользуясь картой атласа, определите, через какие города проходит Транссибирская магистраль.
Пересчитайте морские порты СЛО и, пользуясь условными обозначениями, дайте им небольшую характеристику. А теперь Тихого океана. И, конечно же, Атлантического. Сформулируйте вывод о транспортном значении каждого из океанов, омывающих территорию России.
Что такое транспортная сеть? Транспортная магистраль? Транспортный узел? Найдите ответ на эти вопросы в учебнике стр. 195.
V. Первичное закрепление изученного материала.
Ответим на вопрос, который я задала вам в начале урока. Почему в России главной бедой транспортного комплекса является качество дорог?
У вас на столах лежат карточки с заданиями №22 и 23 из ОГЭ, решите их. Работа в карточках. Подготовка к ОГЭ. СЛАЙД 9. Проверьте свои ответы. абсолютно правильно -отлично, 1 ошибка -4. Проставьте свои результаты в листы самооценки.
VI. Рефлексия учебной деятельности.
– Что нового вы узнали на уроке?
– Какие затруднения у вас возникли в процессе работы на уроке?
— Ребята, оцените свою работу на уроке. Кто считает, что он сегодня работал на «5», встаньте. На «4»? На «3»? Я вам ставлю оценки в соответствии с результатами в мобильном классе и вашими листами.
VII. Подведение итогов.
Учитель подводит итог урока, выставляет отметки за урок с комментариями.
Подведем итог нашего урока. Так что же такое транспорт?
Транспорт— отрасль хозяйства, осуществляющая перемещение грузов и пассажиров. Транспортный комплекс относится к сфере материального производства, т.к более5 90% всей транспортной работы приходится на грузовой транспорт.
Транспорт бывает наземным, водным, воздушным, электронным и трубопроводным. Каждый вид транспорта имеет свои достоинства и недостатки. Главными показателями работы транспорта являются грузо- и пассажирооборот.
Ребята, прошу открыть свои дневники и записать Д/З Параграф 31, в к/ к нанести железнодорожные магистрали федерального значения.
Учитель: прошу вас нарисовать эмоцию на смайлике на доске, который отражает ваше настроение и ощущения после урока!
Учитель: всем спасибо, до свидания!
Задание 22 № 413
Правильный ответ указан под номером 4.
Задание 22 № 443
Правильный ответ указан под номером 4.
Задание 22 № 1610
Правильный ответ указан под номером 1.
Задание 22 № 9881
Задание 23 № 425
Задание 23 № 455
Задание 23 № 1611
Задание 23 № 9882
Задание 22 № 413
Какое утверждение об изменении эксплуатационной длины железнодорожных путей общего пользования верно?
Площадь территории и эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования отдельных регионов РФ
| Регион | Площадь территории, тыс. км 2 | Эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования, км | |||
| 1995 г. | 2000 г. | 2005 г. | 2010 г. | ||
| Омская область | 141,1 | 888 | 775 | 752 | 752 |
| Кемеровская область | 95,7 | 1791 | 1728 | 1685 | 1685 |
| Республика Хакасия | 61,6 | 643 | 642 | 667 | 667 |
| Томская область | 314,4 | 344 | 346 | 346 | 346 |
1) В 2010 г. эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования Кемеровской области увеличилась по сравнению с 1995 г.
2) С 1995 по 2010 г. эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования Республики Хакасия неуклонно возрастала.
3) С 1995 по 2010 г. эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования Омской области неуклонно сокращалась.
4) Наименьшее изменение эксплуатационной длины железнодорожных путей общего пользования в 2010 г. по сравнению с 1995 г. характерно для Томской области.
Задание 22 № 443
Какое утверждение об изменении эксплуатационной длины железнодорожных путей общего пользования верно?
Площадь территории и эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования отдельных регионов РФ
| Регион | Площадь территории, тыс. км 2 | Эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования, км | |||
| 1995 г. | 2000 г. | 2005 г. | 2010 г. | ||
| Республика Бурятия | 351,3 | 1199 | 1199 | 1227 | 1227 |
| Кемеровская область | 95,7 | 1791 | 1728 | 1685 | 1685 |
| Республика Хакасия | 61,6 | 643 | 642 | 667 | 667 |
| Забайкальский край | 431,9 | 2427 | 2399 | 2399 | 2399 |
1) К 2010 г. эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования Кемеровской области увеличилась по сравнению с 1995 г.
2) С 1995 по 2010 г. эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования Республики Хакасия неуклонно возрастала.
3) С 1995 по 2010 г. эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования Республики Бурятия неуклонно сокращалась.
4) Наибольшая эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования в Забайкальском крае была в 1995 г.
Задание 22 № 1610
В каком из перечисленных регионов эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования за период с 1995 по 2010 г. сократилась?
Площадь территории и эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования отдельных регионов РФ
| Регион | Площадь территории, тыс. км 2 | Эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования, км | |||
| 1995 г. | 2000 г. | 2005 г. | 2010 г. | ||
| Омская область | 141,1 | 888 | 775 | 752 | 752 |
| Республика Бурятия | 351,3 | 1199 | 1199 | 1227 | 1227 |
| Курганская область | 71,5 | 748 | 748 | 748 | 748 |
| Томская область | 314,4 | 344 | 346 | 346 | 346 |
1) Омская область
2) Республика Бурятия
3) Томская область
4) Курганская область
Задание 22 № 9881
железнодорожных путей общего
Задание 23 № 425
Определите густоту сети железных дорог в Республике Хакасия в 2010 г. Полученный результат округлите до целого числа.
Площадь территории и эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования отдельных регионов РФ
| Регион | Площадь территории, тыс. км 2 | Эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования, км | |||
| 1995 г. | 2000 г. | 2005 г. | 2010 г. | ||
| Омская область | 141,1 | 888 | 775 | 752 | 752 |
| Кемеровская область | 95,7 | 1791 | 1728 | 1685 | 1685 |
| Республика Хакасия | 61,6 | 643 | 642 | 667 | 667 |
| Томская область | 314,4 | 344 | 346 | 346 | 346 |
Задание 23 № 455
Определите густоту сети железных дорог в Республике Бурятия в 2000 г. Полученный результат округлите до целого числа.
Площадь территории и эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования отдельных регионов РФ
| Регион | Площадь территории, тыс. км 2 | Эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования, км | |||
| 1995 г. | 2000 г. | 2005 г. | 2010 г. | ||
| Республика Бурятия | 351,3 | 1199 | 1199 | 1227 | 1227 |
| Кемеровская область | 95,7 | 1791 | 1728 | 1685 | 1685 |
| Республика Хакасия | 61,6 | 643 | 642 | 667 | 667 |
| Забайкальский край | 431,9 | 2427 | 2399 | 2399 | 2399 |
Задание 23 № 1611
Определите густоту железнодорожной сети в Томской области в 2010 г. Полученный результат округлите до целого числа.
Площадь территории и эксплуатационная длина железнодорожных
путей общего пользования отдельных регионов РФ
| Регион | Площадь территории, тыс. км 2 | Эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования, км | |||
| 1995 г. | 2000 г. | 2005 г. | 2010 г. | ||
| Омская область | 141,1 | 888 | 775 | 752 | 752 |
| Республика Бурятия | 351,3 | 1199 | 1199 | 1227 | 1227 |
| Курганская область | 71,5 | 748 | 748 | 748 | 748 |
| Томская область | 314,4 | 344 | 346 | 346 | 346 |
Задание 23 № 9882
Определите густоту сети железных дорог в Республике Коми в 2017 г. Полученный результат округлите до целого числа.