Как оформить соглашение о расторжении госконтракта по соглашению сторон
Когда заказчик и поставщик согласны расторгнуть контракт, они составляют соглашение о расторжении контракта, который закрепляет эти договоренности. Важно правильно составить этот документ, чтобы не возникло вопросов у проверяющих органов.
Скачать образец дополнительного соглашения о расторжении контракта по 44-ФЗ по соглашению сторон |
Скачать образец соглашения о расторжении договора по соглашению сторон в 2023 году из КонсультантПлюс |
Скачать образец письма о расторжении договора по соглашению сторон для заполнения |
Когда расторгают госконтракт
Заказчик и поставщик документально оформляют расторжение государственного контракта по соглашению сторон по 44-ФЗ из-за того, что изменились условия выполнения обязательств. Причины разные, среди них:
- Пропала необходимость в товарах, работах, услугах (например, сократили штат государственного учреждения, и ему стали не нужны услуги по повышению квалификации сотрудников, которые больше не работают).
- Поставщик не выполняет обязательства по госконтракту ввиду обстоятельств, которые от него не зависят (например, стихийные бедствия, забастовки и т. д.).
- Не выбрали весь объем товара, который заложили (как пример, в течение года заказчик по заявкам заказывает продукты питания, к окончанию срока действия оказалось, что объем продуктов в спецификации больше, чем фактически получил заказчик).
Госконтракты расторгают по договоренности заказчика и поставщика, по решению суда или в одностороннем порядке. Разберем ситуацию, когда заказчик и поставщик решили, что дальше выполнять обязательства невозможно, и расторгают госконтракт по взаимному согласию.
Используйте бесплатно инструкции от экспертов КонсультантПлюс, чтобы провести расторжение контракта в одностороннем порядке без ошибок и нарушений.
Как расторгнуть договор по соглашению сторон: пошаговая инструкция
В ч. 8 ст. 95 44-ФЗ закреплены правила, как расторгнуть договор по взаимному согласию, но основания и порядок такого расторжения контракта не установлены. Следует обратиться к нормам Гражданского кодекса. В главе 29 ГК РФ описана суть, механизм процедуры, действия заказчика после расторжения контракта по соглашению сторон и возможные последствия.
- как изменить или расторгнуть госконтракт из-за повышения стоимости на стройматериалы;
- как расторгнуть госконтракт в одностороннем порядке;
- как составить дополнительное соглашение о смене реквизитов по 44-ФЗ.
Шаг 1. Определяем основания
В законе нет списка ситуаций. Участники сделки вправе сами прекратить обязательства. Не рекомендуем расторгать договор по согласию, если поставщик нарушил обязательные условия сделки: например, не в первый раз сорвал сроки поставки или поставил некачественную продукцию. В таких случаях необходимо в одностороннем порядке отказываться от исполнения или обращаться в суд за решением о досрочном прекращении обязательств. Ненадлежащее исполнение договора приведет к ответственности и попаданию в реестр недобросовестных поставщиков. Взаимное решение прекратить обязательства проходит без санкций.
Шаг 2. Составляем уведомление о расторжении контракта
Этот документ нужен, чтобы в письменной форме уведомить о намерении закрыть сделку. Оформляется в виде письма в свободной форме на официальном бланке организации. Обязательно укажите:
- Причины.
- Ссылку на норму закона и пункт контракта.
- Предложение расторгнуть действующие договоренности.
- Порядок этой процедуры (сроки, какие документы следует представить).
К письму рекомендуем приложить бланк допсоглашения о расторжении для заполнения и подписания. Предлагаем образец письма о расторжении контракта по соглашению сторон по 44-ФЗ, используйте этот шаблон в работе.
Шаг 3. Готовим документы
Необходимо письменно зафиксировать, что правоотношения госзаказчика и подрядчика прекращаются, и отразить основания для такого решения. Документ составляется в двух экземплярах: по одному для каждой из сторон. Экземпляры имеют равную юридическую силу.
Датой прекращения действия указывают день, когда участники подписали этот документ, если в нем не предусмотрен другой порядок (п. 3 ст. 453 ГК).
Формы для этого документа в законе нет, его составляют в произвольном порядке. Проверьте, чтобы в документе были такие сведения:
- наименование госзаказчика и поставщика;
- ссылки на нормы закона и положения госконтракта (ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе, ч. 1 ст. 450 ГК);
- объем и стоимость фактически выполненных обязательств;
- сумма обязательств, которые не были исполнены;
- в течение скольких дней вернется обеспечение;
- отсутствие у сторон взаимных требований;
- сведения о сторонах, подписывающих документ.
Актуальный пример соглашения о расторжении договора по соглашению сторон — заказчик и подрядчик по взаимному согласию расторгли контракт на выполнение работ.
Шаг 4. Возвращаем обеспечение исполнения контракта
После подписания такого документа прекращаются все обязательства по сделке. За этим следует обязанность вернуть обеспечение. Срок возврата денег, которые внесены в качестве обеспечения исполнения контракта, необходимо указать в допсоглашении о прекращении договора или руководствоваться положениями госконтракта. Иначе заказчик неосновательно обогатится, что является нарушением закона (п. 1 ст. 1102 ГК РФ).
Банковская гарантия не возвращается.
Шаг 5. Размещаем сведения о прекращении в ЕИС
На вкладке «Расторжение контракта» следует указать сумму фактической оплаты, основание и причины для прекращения договорных отношений, дату и номер документального подтверждения (допсоглашения). Заказчик самостоятельно решает, какую причину расторжения контракта по соглашению сторон указать в ЕИС, руководствуясь тем, что стороны написали в допсоглашении.
Как расторгнуть контракт по 44 фз по соглашению сторон
Проблем в ходе проведения закупки и самих вариантов их решения может быть масса. Вот наиболее частые из них.
- Смена ценовой политики.
- Нарушение графика исполнения контракта.
- Поставка товара ненадлежащего качества.
- Непреодолимые обстоятельства и форс-мажор.
Но не все так плохо
Во всем этом безумстве событий радует только одно — государство выступает на стороне поставщиков и предпринимает активные меры поддержки предпринимателей в условиях санкций.
С марта 2022 года введение ограничительных мер дискриминационного характера считается основанием для изменения существенных условий контракта, вплоть до его расторжения.
Расторгнуть контракт без нежелательных последствий. Возможно ли?
Чтобы избежать нежелательных последствий при расторжении контракта, важно в каждой из ситуаций действовать максимально осмотрительно, а по возможности консультироваться с юристами.
Неизменным советом наших юристов остается ведение официальной переписки — она помогает «задокументировать» весь процесс обсуждения.
Алексей Горбунов, руководитель отдела тендерного сопровождения компании
Когда встает вопрос разрешения разногласий, многие начинают договариваться в устной форме. Так принято. Однако часто это оборачивается лишь необоснованной тратой времени и лишает участников сделки определенных гарантий.
Чтобы этого не происходило, все взаимодействия с заказчиком должны проходить строго в официальной переписке. Для этого в ЕИС даже появился специальный функционал, позволяющий поставщикам и заказчикам в письменной форме обсуждать детали . При соблюдении этих простых правил негативных последствий быть не должно.
Если же выполнить обязательства по контракту ну никак не удается, существует несколько вариантов дальнейших действий. Рассмотрим основные из них.
Расторжение контракта по соглашению сторон
Предположим, вы заключили контракт в начале 2022 года с ежемесячной поставкой товара на следующие два года. Но в ходе исполнения контракта закупочная стоимость товаров выросла в два раза, из-за чего дальнейшее исполнение оказалось убыточным, фактически «самоубийственным».
Если вы по своей инициативе запустите процедуру по расторжению контракта, чтобы не работать в убыток, то рискуете:
- попасть в реестр недобросовестных поставщиков, что закроет вам путь в госзаказ на два года
- потерять денежные средства, потраченные на обеспечение контракта.
Чтобы не допустить этого, существует несколько практических приемов.
Необходимо убедить заказчика в непродуктивности сделки и объяснить сложившуюся ситуацию, сославшись на внешние факторы. При этом важно донести, что вы не собираетесь уклоняться от исполнения договора и готовы поставить товар с аналогичными характеристиками. В таком случае у заказчика всегда есть возможность переразместить заказ, в том числе с изменением номенклатуры и начальной цены.
В этой ситуации расторжение контракта произойдет по соглашению сторон и не приведет к попаданию в РНП.
Еще один важный момент: такая инициатива должна быть прослеживаемой, чтобы в последующем вы смогли доказать свою невиновность при рассмотрении дела в ФАС или в суде.
Для этого мы советуем в официальной переписке запросить у заказчика шаблон на расторжение контракта по соглашению сторон с отсылкой на то, что у вас не было цели уклоняться от исполнения обязательств, и вы предпринимали все возможные действия.
Полученный шаблон послужит доказательством, что инициатива была именно со стороны заказчика.
Частичное исполнение
Если в процессе выполнения контракта вы столкнулись с невозможностью поставки в полном объеме, советуем не отказываться от сделки, а исполнить контракт частично и только затем расторгнуть. В этом случае вы с большой вероятностью сможете избежать критических санкций со стороны заказчика.
Единственный минус — такой контракт после расторжения приобретает статус «Исполнение прекращено». Это значит, что в части закупок его нельзя использовать для подтверждения опыта.
В начале 2022 года поставщик заключил контракт на поставку оборудования крупного западного бренда, но до ухода компании из России выполнить заказ в полном объеме не успел. Чтобы доставить недостающие детали из-за границы, требовалось время, а значит, был риск получить пени за просрочку.
Так как поставка была срочной, а штрафа хотелось избежать, мы посоветовали поставщику выполнить только часть заказа, а затем расторгнуть контракт по соглашению сторон, предварительно договорившись об этом с заказчиком. Заказчик был не против и заключил контракт на остатки товара с другим поставщиком.
Сэкономленные средства с частично исполненного контракта заказчик вправе использовать для любых своих потребностей, в том числе для переразмещения заказа на недостающую партию.
Исполнение с изменением существенных условий
Есть и другие способы разрешить конфликт, возникший в ходе исполнения контракта. В случае удорожания цен, например, этим способом может стать составление нового ценового предложения.
Такая ситуация сложилась у одного из наших клиентов. В процессе выполнения строительных работ цена на материал изменилась не в самую выгодную сторону. Мы помогли поставщику доказать прямое влияние внешних ограничений и подготовить часть документов с обоснованием нового ценового предложения в МинСтрой Письмо Минстроя России от 09.04.2022 N 15274-ИФ/09 и ПП РФ от 16.04.2022 № 680 .
В конечном счете заказчик увеличил стоимость контракта на 10-12%, что позволило перекрыть затраты.
У заказчика есть заинтересованность в качественном исполнении заказа, поэтому в каких-то случаях ему проще потратить силы на бюрократические действия по изменению существенных условий контракта, увеличив цену, но при этом получить изначально желаемый результат.
Заказчик тоже понимает, что в текущей конъюнктуре ему не удастся получить качественные услуги без увеличения стоимости.
Уплата штрафов и пени
Если заказчик отказывается от расторжения контракта по соглашению сторон, есть альтернатива в виде уплаты штрафа или пени. Показательным здесь будет кейс из практики участий с несвоевременной поставкой недостающего товара.
В июле 2022 года заключили контракт на поставку аттракциона Antonio Zamperla S.p.A., аналогов которого нет в России. Несмотря на то что ввоз товара запрещен законодательством не был, возникли сложности с проведением оплаты через банк. Пока решались вопросы с оплатой, были начислены пени за просрочку. И такие ситуации в практике не редкость.
Если часть товаров удается доставить вовремя, то сумма просрочки может оказаться небольшой, так как будет распространяться только на ту часть, которая придет с задержкой. Заказчик может предварительно согласовать возможность отгрузки неполной комплектации. В таком случае основания для расторжения вообще не будет.
В ряде случаев поставщик полностью освобождается от уплаты пени и штрафов. Например, у некоторых закупок с единственным поставщиком до 600 тысяч рублей.
Реальная ситуация
Заказчик не хотел отменять начисленные пени по просроченному контракту и требовал обоснование. Так как ни мобилизация, ни санкции, ни прочие меры ограничительного характера не были причиной просрочки, мы решили руководствоваться постановлением правительства ПП РФ № 783 от 4 июля 2018 , по которому списание неустоек обязательно, если контракт исполнен в полном объеме, а общая сумма начисленных и неуплаченных пеней не превышает 5% цены контракта.
Акт приемки был на руках, подписаны акты сверки с пенями. В дополнение мы составили официальное письмо со ссылкой на постановление и вернули переплату.
Если заказчик нарушает сроки исполнения обязательств, поставщик тоже может потребовать выплаты пени и штрафов по условиям договора. Порядок их начисления регулируется постановлением правительства РФ № 1042 от 30.08.2017 года .
Расторжение контракта через суд
Если договориться с заказчиком о расторжении контракта по соглашению сторон не удалось, можно попытаться избежать попадания в РНП, доказав через суд невозможность исполнения контракта в связи с введенными ограничениями (санкциями или другими форс-мажорными обстоятельствами).
Чтобы расторгнуть контракт через суд, точно потребуются серьезные основания. Например, заказчик:
- без веской причины отказывается принимать поставленные товары или услуги;
- отказывается пересматривать стоимость контракта, если значительно выросла цена товары или услуги.
- создает условия, которые мешают исполнителю выполнить положения договора (и этот факт подтвержден независимыми экспертами);
- не оплачивает работу в установленные соглашением сроки;
Отметим, что данная процедура занимает немало времени (не менее трех месяцев), дополнительных затрат и массу потраченных нервов. Нужно понимать, что для похода в суд у вас должна быть задокументирована вся переписка с заказчиком и иметься документы, подтверждающие вашу позицию.
Работа на репутацию, но «в ноль»
Вместо того, чтобы тратить силы, средства и время на судебные издержки, можно исполнить еще один контракт.
К тому же, наличие исполненного контракта позволит получить дополнительные баллы при участии в конкурсе, а если получится исполнить три контракта без неустоек, то в некоторых случаях это позволит не предоставлять увеличенное обеспечение при заключении контракта. А в некоторых случаях п. 8.1. ст. 96 44-ФЗ вообще не предоставлять обеспечение.
И тогда исполненный контракт ляжет в портфолио для дальнейшего успешного участия в госзакупках.
Подытожим
Стоит помнить, что расторжение госконтракта — серьезный шаг. Если вина на вашей стороне и есть хоть какая-то возможность поправить недостатки и мирно договориться с заказчиком, лучше это и сделать. В остальных случаях вы уже и так защищены и переживать практически не о чем.
Прежде чем предпринимать радикальные меры, советуем тщательно оценить все возможные риски, а желательно еще и посоветоваться с юристом. Не работать же в убыток.
Иллюстрации предоставлены автором
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе последних новостей и событий!
Как расторгнуть контракт по 44 фз по соглашению сторон
Статья 95. Изменение, расторжение контракта
Путеводитель по спорам в сфере закупок. Вопросы применения ст. 95
1. Изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях:
1) утратил силу с 1 января 2022 года. — Федеральный закон от 02.07.2021 N 360-ФЗ;
(см. текст в предыдущей редакции)
1.1) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;
(п. 1.1 введен Федеральным законом от 02.07.2021 N 360-ФЗ)
1.2) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом (за исключением контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, геологическому изучению недр, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара;
(п. 1.2 введен Федеральным законом от 02.07.2021 N 360-ФЗ; в ред. Федерального закона от 04.11.2022 N 420-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1.3) при изменении объема и (или) видов выполняемых работ по контракту, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, геологическому изучению недр, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также по контрактам, предусмотренным частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона. При этом допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта не более чем на десять процентов цены контракта;
(п. 1.3 введен Федеральным законом от 02.07.2021 N 360-ФЗ; в ред. Федерального закона от 04.11.2022 N 420-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1.4) если Правительством Российской Федерации принято решение о введении специальных мер в сфере экономики, предусмотренное пунктом 1 статьи 26.1 Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ «Об обороне», и предметом контракта является поставка товара, выполнение работы, оказание услуги по государственному оборонному заказу. По предложению заказчиков, являющихся федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны, в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в области государственной охраны, государственного управления в области обеспечения безопасности Российской Федерации, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, допускается увеличение предусмотренных таким контрактом количества поставляемого товара, объема выполняемой работы или оказываемой услуги либо уменьшение предусмотренных таким контрактом количества поставляемого товара, объема выполняемой работы или оказываемой услуги. При этом допускается изменение цены контракта с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации и в пределах основных показателей государственного оборонного заказа пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги. При уменьшении предусмотренных контрактом количества поставляемого товара, объема выполняемой работы или оказываемой услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара;
(п. 1.4 введен Федеральным законом от 14.07.2022 N 272-ФЗ)
2) если цена заключенного для обеспечения федеральных нужд на срок не менее чем три года контракта составляет либо превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения Правительства Российской Федерации;
3) если цена заключенного для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации на срок не менее чем три года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;
4) если цена заключенного для обеспечения муниципальных нужд на срок не менее одного года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, указанные условия могут быть изменены на основании решения местной администрации;
5) изменение в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги;
(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6) в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом;
7) в случае заключения контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации цена контракта может быть изменена при увеличении или уменьшении по медицинским показаниям перечня услуг, связанных с лечением гражданина Российской Федерации;
(п. 7 введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 396-ФЗ; в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8) если при исполнении заключенного на срок не менее одного года контракта, предусмотренного частью 16 (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства) и частью 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, геологическому изучению недр, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, цена которого составляет или превышает предельный размер (предельные размеры) цены, установленный Правительством Российской Федерации, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию. Предусмотренное настоящим пунктом изменение осуществляется при наличии в письменной форме обоснования такого изменения на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно и при условии, что такое изменение не приведет к увеличению срока исполнения контракта и (или) цены контракта более чем на тридцать процентов. При этом в указанный срок не включается срок получения в соответствии с законодательством Российской Федерации положительного заключения экспертизы проектной документации в случае необходимости внесения в нее изменений;
(п. 8 введен Федеральным законом от 01.05.2019 N 71-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 02.07.2021 N 360-ФЗ, от 04.11.2022 N 420-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
9) если контракт, предусмотренный частью 16 (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства) и частью 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, геологическому изучению недр, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, по независящим от сторон контракта обстоятельствам, влекущим невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию, либо по вине подрядчика не исполнен в установленный в контракте срок, допускается однократное изменение срока исполнения контракта на срок, не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении. При этом в случае, если обеспечение исполнения контракта осуществлено путем внесения денежных средств, по соглашению сторон определяется новый срок возврата заказчиком подрядчику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта. В случае неисполнения контракта в срок по вине подрядчика предусмотренное настоящим пунктом изменение срока осуществляется при условии отсутствия неисполненных подрядчиком требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом, предоставления подрядчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом обеспечения исполнения контракта;
(п. 9 введен Федеральным законом от 01.05.2019 N 71-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 02.07.2021 N 360-ФЗ, от 04.11.2022 N 420-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
10) в случае заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктами 1, 8, 22, 23, 29, 32, 34, 51 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона;
(п. 10 введен Федеральным законом от 01.05.2019 N 71-ФЗ)
11) если при исполнении контракта, предусмотренного частью 16 (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства) и частью 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, сметная стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта, определенная по результатам проверки на предмет достоверности ее определения в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации, превышает цену такого контракта. Предусмотренное настоящим пунктом изменение существенных условий осуществляется с учетом такой сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно и при условии, что такое изменение существенных условий не приведет к увеличению цены контракта более чем на тридцать процентов;
(п. 11 введен Федеральным законом от 02.07.2021 N 360-ФЗ)
12) если при исполнении контракта изменяется срок исполнения отдельного этапа (отдельных этапов) исполнения контракта в рамках срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении;
(п. 12 введен Федеральным законом от 02.07.2021 N 360-ФЗ)
13) если при исполнении заключенного на срок не менее одного года контракта, предметом которого является выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, цена которого составляет или превышает предельный размер (предельные размеры) цены, установленный Правительством Российской Федерации, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Предусмотренное настоящим пунктом изменение осуществляется при наличии в письменной форме обоснования такого изменения на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно и при условии, что такое изменение не приведет к увеличению срока исполнения контракта и (или) цены контракта более чем на тридцать процентов.
(п. 13 введен Федеральным законом от 02.07.2021 N 360-ФЗ)
1.1. Утратил силу с 1 января 2017 года. — Федеральный закон от 29.12.2015 N 390-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
1.2. В случае, если при исполнении контракта, предусмотренного частью 16 (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства) и частью 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, цена такого контракта превышает сметную стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, определенную по результатам проверки на предмет достоверности ее определения в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации, цена такого контракта должна быть уменьшена с учетом указанной сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства.
(часть 1.2 введена Федеральным законом от 02.07.2021 N 360-ФЗ)
1.3. Предусмотренные частью 1 настоящей статьи изменения осуществляются при условии предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с настоящим Федеральным законом обеспечения исполнения контракта, если такие изменения влекут возникновение новых обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя), не обеспеченных ранее предоставленным обеспечением исполнения контракта, и если при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) требование обеспечения исполнения контракта установлено в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона. При этом:
1) размер обеспечения может быть уменьшен в порядке и случаях, предусмотренных частями 7 — 7.3 статьи 96 настоящего Федерального закона;
2) обеспечение исполнения контракта может быть предоставлено путем внесения соответствующих изменений в условия ранее предоставленной заказчику независимой гарантии;
3) если обеспечение исполнения контракта осуществляется путем предоставления новой независимой гарантии, возврат заказчиком ранее предоставленной ему независимой гарантии предоставившему ее гаранту не осуществляется, взыскание по ней не производится, заказчик признается отказавшимся от своих прав по ранее предоставленной независимой гарантии, обязательство гаранта перед заказчиком по ранее предоставленной независимой гарантии прекращается с момента выдачи новой независимой гарантии;
4) если при увеличении в соответствии с настоящей статьей цены контракта обеспечение исполнения контракта осуществляется путем внесения денежных средств, поставщик (подрядчик, исполнитель) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере, пропорциональном стоимости новых обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя).
(часть 1.3 введена Федеральным законом от 02.07.2021 N 360-ФЗ)
1.4. В случае уменьшения в соответствии с настоящей статьей цены контракта заказчик возвращает поставщику (подрядчику, исполнителю) внесенные в качестве обеспечения исполнения контракта денежные средства в размере, пропорциональном размеру такого уменьшения цены контракта.
(часть 1.4 введена Федеральным законом от 02.07.2021 N 360-ФЗ; в ред. Федерального закона от 04.11.2022 N 420-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1.5. В случае изменения срока исполнения контракта в соответствии с частью 27 статьи 34 настоящего Федерального закона по соглашению сторон устанавливается новый срок возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.
(часть 1.5 введена Федеральным законом от 02.07.2021 N 360-ФЗ)
1.6. Государственным или муниципальным заказчиком как получателем бюджетных средств предусмотренные частью 1 настоящей статьи изменения могут быть осуществлены в пределах доведенных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации лимитов бюджетных обязательств на срок исполнения контракта.
(часть 1.6 введена Федеральным законом от 02.07.2021 N 360-ФЗ)
С 01.07.2024 ст. 95 дополняется ч. 1.7 (ФЗ от 02.07.2021 N 360-ФЗ). См. будущую редакцию.
2. В установленных пунктом 6 части 1 настоящей статьи случаях сокращение количества товара, объема работы или услуги при уменьшении цены контракта осуществляется в соответствии с методикой, утвержденной Правительством Российской Федерации.
3. В установленных пунктом 6 части 1 настоящей статьи случаях принятие государственным или муниципальным заказчиком решения об изменении контракта в связи с уменьшением лимитов бюджетных обязательств осуществляется исходя из соразмерности изменения цены контракта и количества товара, объема работы или услуги.
4. В случае наступления обстоятельств, которые предусмотрены пунктом 6 части 1 настоящей статьи и обусловливают невозможность исполнения государственным или муниципальным заказчиком бюджетных обязательств, вытекающих из контракта, заказчик исходит из необходимости исполнения в первоочередном порядке обязательств, вытекающих из контракта на поставку товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан, и (или) по которому поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства исполнены.
(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. При исполнении контракта не допускается перемена поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случая, если новый поставщик (подрядчик, исполнитель) является правопреемником поставщика (подрядчика, исполнителя) по такому контракту вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения.
6. В случае перемены заказчика права и обязанности заказчика, предусмотренные контрактом, переходят к новому заказчику.
7. При исполнении контракта (за исключением случаев, которые предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 6 статьи 14 настоящего Федерального закона) по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте. В этом случае соответствующие изменения должны быть внесены заказчиком в реестр контрактов, заключенных заказчиком.
(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 227-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8. Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
С 01.07.2024 ст. 95 дополняется ч. 8.1 (ФЗ от 02.07.2021 N 360-ФЗ). См. будущую редакцию.
9. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
10. Заказчик вправе провести экспертизу поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги с привлечением экспертов, экспертных организаций до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с частью 8 настоящей статьи.
11. Если заказчиком проведена экспертиза поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги с привлечением экспертов, экспертных организаций, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта может быть принято заказчиком только при условии, что по результатам экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в заключении эксперта, экспертной организации будут подтверждены нарушения условий контракта, послужившие основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
12. Утратил силу с 1 января 2022 года. — Федеральный закон от 02.07.2021 N 360-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
12.1. В случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
(часть 12.1 введена Федеральным законом от 02.07.2021 N 360-ФЗ)
12.2. В случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
(часть 12.2 введена Федеральным законом от 02.07.2021 N 360-ФЗ)
13. Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
14. Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
14.1. В случае отмены заказчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом не вступившего в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, размещенного в единой информационной системе в соответствии с частью 12.1 настоящей статьи, заказчик не позднее одного дня, следующего за днем такой отмены, формирует с использованием единой информационной системы извещение об отмене решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое извещение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое извещение не размещается на официальном сайте.
(часть 14.1 введена Федеральным законом от 02.07.2021 N 360-ФЗ)
14.2. В случае отмены заказчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом не вступившего в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 настоящего Федерального закона, заказчик не позднее трех рабочих дней, следующих за днем такой отмены, передает лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, уведомление об отмене решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
(часть 14.2 введена Федеральным законом от 02.07.2021 N 360-ФЗ)
15. Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случаях:
1) если в ходе исполнения контракта установлено, что:
а) поставщик (подрядчик, исполнитель) и (или) поставляемый товар перестали соответствовать установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) требованиям к участникам закупки (за исключением требования, предусмотренного частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона) и (или) поставляемому товару;
б) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) поставщик (подрядчик, исполнитель) представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара требованиям, указанным в подпункте «а» настоящего пункта, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
(п. 1 в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) если в ходе исполнения заключенного в соответствии с пунктом 47 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона контракта на поставку товара, производство которого создано или модернизировано и (или) освоено на территории Российской Федерации в соответствии со специальным инвестиционным контрактом, такой специальный инвестиционный контракт расторгнут. При этом расторжение контракта, заключенного в соответствии с пунктом 47 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, осуществляется в следующем порядке:
а) сторона специального инвестиционного контракта, которая заключила такой контракт от имени Российской Федерации (Российской Федерации наряду с субъектом Российской Федерации и (или) муниципальным образованием), направляет в течение десяти рабочих дней со дня его расторжения уведомление об указанном расторжении заказчикам, заключившим в соответствии с пунктом 47 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона контракты на поставку товара, обязательства по которым не исполнены на дату направления такого уведомления. Уведомление о расторжении специального инвестиционного контракта направляется заказчикам по почте заказными письмами с уведомлением о вручении по адресам заказчиков, указанным в контрактах. Перечень соответствующих заказчиков определяется на основании информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками;
б) заказчики не позднее трех рабочих дней с даты получения указанного в подпункте «а» настоящего пункта уведомления обязаны принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного в соответствии с пунктом 47 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона;
в) расторжение контракта после принятия решения, указанного в подпункте «б» настоящего пункта, осуществляется в соответствии с общим порядком, предусмотренным настоящей статьей;
3) если в ходе исполнения контракта, заключенного в соответствии с пунктом 48 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, расторгнут контракт со встречными инвестиционными обязательствами, заключенный в соответствии со статьей 111.4 настоящего Федерального закона. При этом расторжение контракта, заключенного в соответствии с пунктом 48 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, осуществляется в следующем порядке:
(в ред. Федерального закона от 28.06.2022 N 231-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
а) сторона контракта со встречными инвестиционными обязательствами, которая заключила такой контракт от имени субъекта Российской Федерации согласно статье 111.4 настоящего Федерального закона, направляет в течение десяти рабочих дней со дня его расторжения уведомления об указанном расторжении заказчикам, заключившим в соответствии с пунктом 48 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона контракты, обязательства по которым не исполнены на дату направления таких уведомлений. Уведомление о расторжении контракта со встречными инвестиционными обязательствами, заключенного согласно статье 111.4 настоящего Федерального закона, направляется заказчикам по почте заказными письмами с уведомлением о вручении по адресам заказчиков, указанным в контрактах. Перечень соответствующих заказчиков определяется на основании информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками;
(в ред. Федерального закона от 28.06.2022 N 231-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
б) заказчики в течение трех рабочих дней с даты получения указанного в подпункте «а» настоящего пункта уведомления обязаны принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного в соответствии с пунктом 48 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона;
в) расторжение контракта после принятия решения, указанного в подпункте «б» настоящего пункта, осуществляется в соответствии с общим порядком, предусмотренным настоящей статьей.
(часть 15 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 365-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
16. Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
(в ред. Федеральных законов от 02.07.2021 N 360-ФЗ, от 16.04.2022 N 104-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
17. В случае расторжения контракта в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта заказчик вправе осуществить в соответствии с подпунктом «б» пункта 2 части 10 статьи 24 настоящего Федерального закона закупку товара, работы, услуги, поставка, выполнение, оказание которых являлись предметом расторгнутого контракта.
(в ред. Федеральных законов от 31.12.2017 N 504-ФЗ, от 02.07.2021 N 360-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
17.1. В случае расторжения контракта по основаниям, предусмотренным частью 8 настоящей статьи, заказчик вправе заключить контракт с участником закупки, с которым в соответствии с настоящим Федеральным законом заключается контракт при уклонении от заключения контракта победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и при условии согласия такого участника закупки заключить контракт. Указанный контракт заключается с соблюдением условий, предусмотренных частью 1 статьи 34 настоящего Федерального закона с учетом положений части 18 настоящей статьи, и после предоставления в соответствии с настоящим Федеральным законом участником закупки обеспечения исполнения контракта, если требование обеспечения исполнения контракта предусмотрено извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке. При этом при расторжении контракта (за исключением контракта, указанного в части 9 статьи 37 настоящего Федерального закона) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта заключение контракта в соответствии с настоящей частью допускается в случае, если в связи с таким расторжением в соответствии с частью 7 статьи 104 настоящего Федерального закона принято решение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым расторгнут контракт, в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) либо если по основаниям, установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, принято решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым расторгнут контракт, в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с установлением в данном решении факта, что надлежащее исполнение таким поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы.
(часть 17.1 введена Федеральным законом от 01.05.2019 N 71-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 02.07.2021 N 360-ФЗ, от 28.04.2023 N 154-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
17.2. Контракт в случае, предусмотренном частью 17.1 настоящей статьи, заключается в той же форме и в том же порядке, что и расторгнутый контракт. При этом:
1) в случае расторжения контракта, заключенного по результатам проведения электронной процедуры, закрытой электронной процедуры:
а) контракт заключается в порядке, предусмотренном пунктами 1 и 2 части 2, частями 3 — 5 статьи 51 настоящего Федерального закона;
б) в случае, если участник закупки разместил на электронной площадке отказ от заключения контракта в соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 51 настоящего Федерального закона либо если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 статьи 51 настоящего Федерального закона, не выполнены требования пункта 3 части 3 статьи 51 настоящего Федерального закона, заказчик вправе заключить в порядке, установленном пунктами 1 и 2 части 2, частями 3 — 5 статьи 51 настоящего Федерального закона, контракт с участником закупки, заявке на участие в закупке которого в соответствии с настоящим Федеральным законом присвоен следующий порядковый номер и который не отозвал такую заявку в соответствии с настоящим Федеральным законом;
2) в случае расторжения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 настоящего Федерального закона, контракт заключается в порядке, предусмотренном частью 14 статьи 73 настоящего Федерального закона.
(часть 17.2 введена Федеральным законом от 02.07.2021 N 360-ФЗ)
18. Если до расторжения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) частично исполнил обязательства, предусмотренные контрактом, при заключении нового контракта количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги должны быть уменьшены с учетом количества поставленного товара, объема выполненной работы или оказанной услуги по расторгнутому контракту. При этом цена контракта, заключаемого в соответствии с частями 17 и 17.1 настоящей статьи, должна быть уменьшена пропорционально количеству поставленного товара, объему выполненной работы или оказанной услуги.
(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
19. Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
20. Утратил силу с 1 января 2022 года. — Федеральный закон от 02.07.2021 N 360-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
20.1. В случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного частью 19 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, такое решение направляется заказчику в следующем порядке:
1) поставщик (подрядчик, исполнитель) с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется заказчику. Датой поступления заказчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен заказчик;
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
(часть 20.1 введена Федеральным законом от 02.07.2021 N 360-ФЗ)
20.2. В случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного частью 19 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени заказчика, лично под расписку или направляется заказчику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу заказчика, указанному в контракте. Выполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) требований настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени заказчика, в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени заказчика, лично под расписку);
2) дата получения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) подтверждения о вручении заказчику заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) информации об отсутствии заказчика по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
(часть 20.2 введена Федеральным законом от 02.07.2021 N 360-ФЗ)
21. Решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
22. Поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления заказчика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.
22.1. В случае отмены поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с настоящим Федеральным законом не вступившего в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, размещенного в единой информационной системе в соответствии с частью 20.1 настоящей статьи, поставщик (подрядчик, исполнитель) не позднее одного дня, следующего за днем такой отмены, формирует с использованием единой информационной системы извещение об отмене решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает такое извещение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое извещение не размещается на официальном сайте.
(часть 22.1 введена Федеральным законом от 02.07.2021 N 360-ФЗ)
22.2. Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
(часть 22.2 введена Федеральным законом от 16.04.2022 N 104-ФЗ)
23. При расторжении контракта в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта другая сторона контракта вправе потребовать возмещения только фактически понесенного ущерба, непосредственно обусловленного обстоятельствами, являющимися основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
24. Утратил силу с 1 июля 2019 года. — Федеральный закон от 01.05.2019 N 71-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
25. Особенности порядка принятия сторонами контракта решения об одностороннем отказе от исполнения контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги по государственному оборонному заказу могут быть установлены Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».
26. Утратил силу с 1 июля 2018 года. — Федеральный закон от 31.12.2017 N 504-ФЗ.
Расторжение контракта по соглашению сторон 44-ФЗ
Работа по 44-ФЗ предусматривает множество важных аспектов. Участникам процесса рекомендуется заранее внимательно ознакомиться со всеми моментами, что помогает избежать неприятных ситуаций. Отдельного внимания заслуживает порядок расторжения контракта по 44-ФЗ по соглашению сторон. Процедура предполагает ряд особенностей, с которыми вы можете ознакомиться в нашей статье. Постараемся предоставить исчерпывающие сведения, чтобы вы могли составить собственное мнение по этому важному вопросу.
Когда выполняется расторжение договора по соглашению сторон 44-ФЗ
Стоит учитывать, что расторжение государственного контракта допускается по 44-ФЗ. Процедура выполняется, если стороны сумели договориться и прийти к согласию в вопросе прекращения отношений в рамках закупок. Но важно учитывать характерные моменты.
Установленные основания для расторжения контракта по 44-ФЗ предусматривают несколько вариантов прекращения отношений в рамках закупок:
- по согласию участников процесса;
- в одностороннем действии – по требованию заказчика или поставщика;
- по вердикту судебной инстанции.
Каждый вариант предполагает свои особенности, последствия и риски. Поэтому расторжение контракта по 44-ФЗ считается ответственным шагом, который требует профессионального и внимательного рассмотрения. Также консультация потребуется в вопросах оформления банковской гарантии по 44-ФЗ. Эксперты рекомендуют обратиться к компетентным специалистам.
Если у сторон отсутствуют претензии, то мирным и взаимовыгодным считается обоюдное согласие.
Действующие основания для расторжения контрактов по согласию сторон
Точные причины расторжения контракта по 44-ФЗ не указаны в нормативном акте, при этом возникшая ситуация не должна возражать действующему законодательству.
Распространенным случаем считается момент, когда победитель закупки не может выполнять условия договора по причинам, на которые он не может повлиять. К таким ситуациям относятся следующие распространенные аспекты:
- завод-производитель прекратил выпуск необходимой продукции для реализации проекта;
- сроки поставки завершены, при этом заказчик не выбрал весь объем товара по спецификации;
- поставщик изменил юридический статус;
Иногда причиной расторжения договора является ситуация, когда заказчик больше не нуждается в поставках продукции, предоставлению услуги. Важно учитывать, что в подобных моментах у исполнителя должны отсутствовать претензии к стороне.
Также у заказчика может отсутствовать надобность в получении товара в изначально заданном числе.
Обоюдное расторжение контракта по 44-ФЗ возможно при возникновении непреодолимых обстоятельств. Например, в связи с пандемией. Антимонопольная Служба РФ рекомендует учитывать подобный форс-мажор. Также при рассмотрении споров и внесении в перечень недобросовестных поставщиков будет учтены текущие условия.
Подводя промежуточный итог, можно заключить, что расторжение госконтракта по обоюдному согласию по 44-ФЗ является отличным вариантом, если стороны приняли решение прекратить отношения в мирном ключе, без дополнительных мероприятий.
В каких случаях нельзя выполнить расторжение контракта по 44-ФЗ
Точные условия расторжения контракта по 44-ФЗ не прописаны в законодательном акте, при этом известна практика, когда такая возможность исключается.
Распространенными моментами, которые не предполагают обоюдного соглашения при прекращении отношений между участниками закупки являются:
- Исполнителем были нарушены существенные условия исполнения контракта, тогда расторжение по 44-ФЗ невозможны. Если заказчик предъявляет претензии при несоблюдении важных пунктов, то разрыв договора выполняется в одностороннем регламенте. В подобных ситуациях исполнителя вносят в реестр.
- Поставщик включил в заявку несоответствующие данные о себе, товарах или услугах. Если заказчиком были обнаружены подобные недочеты, то он имеет полное право отказаться от подобных товаров, услуг, работ. Такая схема действительна для исполнителей, являющихся банкротами или имеющими долги по налогам.
Важно! Действия заказчика должны иметь вескую причину. Если товары не отвечают заявленным требованиям, то может быть выполнена экспертиза, подтверждающая позицию заказчика. В этих случаях исполнителя вносят в РНП.
Установленные сроки расторжения госконтракта по соглашению сторон по 44-ФЗ
Юридическое действие мероприятия приобретают после заключения дополнительного соглашения о расторжении 44-ФЗ. С момента подписи сторон в этом документе договор может считаться расторгнутым. Иной образ действий может быть указан в контракте.
Рассмотрим процедуру расторжения контракта 44-ФЗ на примере. Стороны решили прекратить отношения в рамках закупки мирным способом. Далее было подписано соглашение, процесс выполнялся 25 июля, но в документе прописано, что обязательства прекращают действие с 1 августа. Если стороны не указывают подобную информацию, что завершение действия документа приходится на дату подписания дополнительного соглашения.
Действующий порядок расторжения договора 44-ФЗ
Итак, возможность расторжения контракта 44-ФЗ предусмотрена законодательством, но четкого регламента действий нет. Часто в подобных ситуациях стороны руководствуются Гражданским кодексом РФ.
Основополагающим и первым этапом считается составление и подписание дополнительного соглашения. Создание документа осуществляется одной из сторон, в дальнейшем она должна направить ее для подписания другой стороне процесса.
В дополнительное соглашение должны включаться следующие сведения о расторжении контракта 44-ФЗ:
- реквизиты и контактная информация об участниках процесса;
- основание, которое стало причиной расторжения договора;
- объемы уже выполненных работ, поставленных товаров, также прописывается сумма, которую должен оплатить заказчик по факту частичного выполнения обязательств;
- сроки возврата обеспечения или аванса, если изначальный документ, банковская гарантия платежа не предусматривают подобных сведений;
- отсутствие претензий у сторон;
- дата, когда обязательства официально завершаются.
Важно! Необходимо обязательно проверить наличие пункта о завершении обязательств. В противном случае заказчик имеет право взыскать неустойку в течение действия срока исковой давности.
Законом предусмотрена возможность первоначально взыскать уплату пени, неустойки, а потом завершение действия контракта.
Следующим этапом является передача соответствующей информации Федеральному казначейству в течение 5 рабочих дней после подписания дополнительного соглашения. Орган осуществляет тщательную проверку на протяжении 3 рабочих дней. Далее осуществляется внесение необходимых данных в Единую информационную систему. В ЕИС будет содержаться информация о периоде выполнения процесса, веских оснований для прекращения действия документа.
Возможны ли штрафы после обоюдного расторжения контракта?
Обратите внимание, что после расторжения контракта прекращаются обязательства, но стороны автоматически не освобождаются от ответственности за нарушения.
Заказчик может взыскать неустойку, если не истек срок исковой давности. Начисление подобных штрафных санкций возможно до даты прекращения действия договора по обоюдному согласию.
Также поставщиков интересует процесс внесения в реестр. Если государственный контракт был прекращен по согласию сторон. Обычно практика включения в РНП осуществляется при расторжении в одностороннем порядке или по решению судебной инстанции. В ряде ситуаций подобные действия применяются, если доказано, что поставщик намеренно уклоняется от выполнения обязательств.
GosZakaz CG оказывает услуги комплексного сопровождения при оформлении банковской гарантии. Работаем с 2013 года, поэтому знаем все тонкости, особенности процесса от А до Я. Сотрудничество с крупными банками банковской гарантии помогает подобрать оптимальное предложение для вашего бизнеса. Работаем с ситуациями различной сложности, помогаем оперативно получить таможенную гарантию.
Если вы хотите получить дополнительную информацию, то позвоните по номеру:8 800 555 28 93. Компетентные менеджеры ответят на все интересующие вас вопросы.