Как оформить ДТП, если нет второго участника?
Случаи, когда приходится оформлять ДТП без второго участника, нередки. Это может произойти, если автомобилист попал в аварию единолично. Например, врезался в забор или дерево.
Также бывают ситуации, когда второй участник столкновения скрылся с места происшествия. От того, в какую историю попали вы, зависит, как и какие документы придется оформлять.
При оформлении ДТП и последующей компенсации по нему у вас может возникнуть огромное количество вопросов. Зачастую решить их самостоятельно не получается. Поэтому рекомендуем доверить эту проблему профессионалу.
Так вы сэкономите время и деньги. На нашем сайте вы можете выбрать юриста, специализирующегося на выплатах по ДТП и других смежных вопросах.
Алгоритмы действий
Итак, произошла неприятность: вы попали в ДТП. Обычно после такого человек оказывается в растерянности, как действовать дальше. Особенно если является единственным участником аварии или же другой был, но скрылся с места происшествия.
От того, какая из двух неприятностей с вами случилась, будет зависеть алгоритм ваших действий. Рассмотрим оба случая подробно.
Второй участник ДТП скрылся
Прежде всего, постарайтесь сохранить спокойствие и не нервничать. Если вы видите, как другой водитель уезжает, не нужно ехать за ним в погоню. Оставление места столкновения грозит вам штрафом или лишением права управлять автомобилем на срок до 1,5 лет.
Постарайтесь записать номер автомобиля, принадлежащего другому водителю. Оцените сложившуюся ситуацию: насколько повреждено ваше транспортное средство? Есть ли пострадавшие в результате инцидента люди? Алгоритм действий при ДТП должен быть следующим:
- включите аварийный сигнал;
- выставьте аварийный знак на расстоянии 15 метров и более от автомобиля в населенном пункте и 30 метров и более на трассе;
- когда есть пострадавшие, окажите им первую помощь;
- вызовите сотрудников ГИБДД и скорую помощь при наличии пострадавших;
- когда нет возможности вызвать врача, отправьте пострадавших на попутной машине в больницу для оказания медицинской помощи;
- в случае невозможности отправить их попуткой отвезите их самостоятельно, а затем вернитесь на место происшествия;
- когда поврежденный автомобиль препятствует передвижению других транспортных средств и пешеходов, нужно убрать его с проезжей части — перед этим сфотографируйте место столкновения, положение машины, все следы столкновения;
- при наличии свидетелей запишите их ФИО, адреса и телефоны.
После этого дождитесь сотрудников ГИБДД на месте происшествия. За время ожидания постарайтесь подготовить информацию по ДТП. Это могут быть, например, записи с вашего видеорегистратора.
Для того чтобы это видео могло быть использовано в качестве доказательства, на нем должны быть правильные дата и время съемки. Кроме того, в камеру должна попасть часть вашего автомобиля и машина виновника.
Когда прибудут сотрудники ГИБДД, постарайтесь описать им столкновение максимально подробно. Не упускайте даже малозначительные, на ваш взгляд, детали.
Очень важно оформить протокол правильно. Проверьте, чтобы в нем зафиксировали все детали. Отметьте в нем, что второй участник покинул место ДТП. Внимательно ознакомьтесь со схемой, составленной сотрудниками ГИБДД.
Удостоверьтесь, что записали данные свидетелей, зафиксировали все повреждения автомобиля, включая скрытые. Это важно для последующего расчета страховой компенсации.
Вы оказались единственным участником ДТП
Когда в происшествии задействована только одна машина, управлявший ею автомобилист становится единственным участником ДТП. Такое случается при столкновении с каким-то недвижимым объектом, либо если в результате потери управления машина, например, попадает в кювет. Наезд на пешехода к этим случаям не относится.
Как сотрудники ГИБДД узнают, что водитель покинул место происшествия? Все очень просто: по видеозаписям с камеры видеонаблюдения. Или из сообщения свидетелей. Иногда сам виновник происшествия, ничего не подозревая, приходит в ГИБДД за справкой, чтобы получить выплату по КАСКО. Там он узнает, что покинул место ДТП, и в результате лишается права управлять автомобилем.
Примеры таких происшествий:
- машина врезалась в дерево;
- автомобиль днищем наехал на высокий камень;
- водитель врезался в стену своего гаража;
- транспортное средство вылетело с дороги в кювет и т.д.
Причины подобных происшествий могут быть самыми разными: самоуверенность водителя и превышение скорости, плохие погодные условия, неубранный вовремя коммунальными службами лед, разбитое дорожное покрытие, животные, выбегающие на дорогу, и прочее.
Т.е. когда машина стояла на парковке и на нее сверху свалился лед, это не будет считаться ДТП. Или когда водитель врезался в забор, принадлежащий его соседу.
Что делать, если вы стали единственным участником ДТП?
Прежде всего, включите аварийную сигнализацию и выставьте аварийный знак. Проверьте, что вы не причинили вреда другим людям или чужому имуществу.
После этого осмотрите собственный автомобиль. Позвоните в ГИБДД и сообщите о происшествии. Когда повреждения незначительны и ТС способно передвигаться самостоятельно, дежурный предложит вам приехать в отделение. Составьте схему происшествия. После этого выполните требования дежурного — отправьтесь в отделение по указанному им адресу.
Если вам сказали ждать приезда сотрудников ГИБДД, оставайтесь на месте происшествия. В это время постарайтесь найти свидетелей аварии, запишите их ФИО, адрес и номер телефона. Сфотографируйте место инцидента.
К сожалению, компенсация по этому виду страхования в данном случае не предусмотрена. Когда известен виновник происшествия — например, коммунальные службы города — то можно взыскать компенсацию за ремонт автомобиля с них. Для этого придется обратиться в суд.
После прибытия на место происшествия сотрудника ГИБДД расскажите ему подробно об инциденте. Во время оформления следите, чтобы все детали были зафиксированы. Внимательно прочитайте составленный инспектором протокол. Заберите свою копию этого документа.
Очень важно подробно изучить место происшествия и тщательно описать все в документах. Если этого не сделать, вы можете столкнуться, например, с такими ситуациями:
- владелец автомобиля, припаркованного неподалеку от места происшествия, решит воспользоваться ситуацией и скажет, что вы задели его машину;
- думая, что имущество бесхозное, вы повредили принадлежащую кому-то вещь;
- повреждения машина получила из-за объектов, мешающих движению — в этом случае с лица, установившего их, можно будет получить компенсацию.
Теперь вы знаете, как действовать, если второй участник ДТП покинул место происшествия, и как оформить документы. И что ни в коем случае нельзя уезжать с места столкновения, даже если повреждена только ваша машина и другого ущерба вы никому не причинили.
Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажите. Вам не придётся изучать законы, читать статьи и разбираться в вопросе самим.
ДТП без второго участника
В этой статье речь пойдет о довольно распространенном типе дорожно-транспортных происшествий — ДТП без второго участника.
На практике подобные ДТП происходят довольно часто. Например, водитель может зацепить дерево в лесу. При этом поскольку ущерб нанесен только собственному автомобилю, водитель не вызывает ГИБДД и покидает место происшествия. Ну а подобное поведения может повлечь за собой лишение прав.
Рассмотрим ДТП без второго участника подробнее.
ДТП без второго участника
В данной статье под ДТП без второго участника будем понимать дорожно-транспортные происшествия, в которых вред нанесен только собственному автомобилю, либо собственному автомобилю и бесхозному предмету.
Рассмотрим несколько примеров:
Столкновение с деревом в лесу.
Повреждение днища автомобиля о камень в поле.
Повреждение автомобиля после попадания в канаву.
Повреждение автомобиля на дороге о бесхозный предмет, например, о валяющийся кусок арматуры.
Столкновение со стеной собственного гаража.
Данный перечень можно расширять до бесконечности. Важно, что в результате столкновения ущерб нанесен только владельцу автомобиля.
Обратите внимание, в рамках данной статьи не рассматриваются столкновения с предметами, имеющими собственников. Например, при наезде на соседский забор ущерб будет нанесен и автомобилю, и забору.
Еще одно важное замечание. К ДТП относятся только происшествия, которые возникли в процессе движения автомобиля. Например, если на стоящий автомобиль упала сосулька, то ситуация не является ДТП.
Оставление места ДТП без второго участника
На практике водители относятся к ДТП без второго участника довольно безответственно и довольно часто покидают место происшествия. Однако если впоследствии о факте нарушения становится известно сотрудникам ГИБДД, водителя лишают прав на срок от 1 года до 1,5 лет.
Чтобы избежать подобного развития событий, нужно вызвать сотрудников ГИБДД на место происшествия, т.к. ДТП без второго участника не могут быть оформлены без участия ГИБДД.
Как в ГИБДД узнают, что место ДТП оставлено?
На самом деле вероятность того, что в ГИБДД узнают о факте оставления места ДТП, довольно маленькая. Для этого водитель должен сам сообщить в полицию об этом.
Однако на практике такие случаи бывают. Например, для получения страховых выплат по КАСКО водителю требуется справка с места дорожно-транспортного происшествия. Для этого водитель идет в ГИБДД и сообщает об оставлении места ДТП.
Что делать, если место ДТП оставлено?
Если водитель оставляет место ДТП, то суды, как правило, встают на сторону ГИБДД. Т.е. имеет место наказание в виде лишения прав.
Тем не менее наказание можно отменить ввиду его малозначительности. Решение Верховного Суда по подобному делу Вы можете скачать здесь.
Обратите внимание, Верховный Суд отменил решения нижестоящих судов и водителю вернули его удостоверение. Однако внимательное изучение данного документа позволяет понять, что на обжалование наказания у водителя ушел почти год (30 ноября 2014 года — дата нарушения, 6 ноября 2015 года — дата вынесения решения суда). За это время срок лишения водительских прав также практически закончился.
Так что на практике, если Вы попали в ДТП без второго участника и Вам нужны документы от ГИБДД, то сразу же вызывайте сотрудников на место происшествия. В противном случае можно получить лишение прав за оставление места происшествия, а обжаловать подобное постановление достаточно долго.
Врезался в столб или съехал в кювет: оформляем ДТП с одним участником
Если на дороге случилась авария с двумя машинами, порядок действий известен. Нужно вызвать сотрудников ГИБДД или оформить европротокол (подробнее об этом — Оформить ДТП без ГИБДД: заполняем европротокол правильно). Но на практике встречаются и другие ситуации: авто врезалось в дерево или съехало в кювет. Считается ли это аварией и что делать в таком случае — не очень понятно.
Согласно ст. 2 ФЗ «О безопасности дорожного движения», ДТП — событие, которое случилось во время движения транспортного средства и с его участием. Пострадать при этом могут люди, другие авто, грузы или сооружения, а виновник ДТП причиняет материальный ущерб. Столкновение машины со столбом, ограждением или дорожным знаком по закону будет считаться аварией. Действовать в такой ситуации нужно следующим образом:
- Шаг 1. Если случилось ДТП, нужно остановиться, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки. Нельзя перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию, например пытаться выровнять забор или столб (ч. 2.5 ст. 2 ПДД).
- Шаг 2. Вызвать на место ДТП сотрудников ГИБДД. Когда в аварии участвует только одна машина, оформить европротокол нельзя. Если водитель не вызовет сотрудников ГИБДД, а самостоятельно покинет место происшествия, то он нарушит ч. 2 ст. 12.27 КоАП. За это его могут лишить прав на срок от одного года до полутора лет либо арестовать на 15 суток.
- Шаг 3. Сообщить об аварии своему страховщику. Рассчитывать на возмещение ущерба после ДТП с одним участником могут только владельцы полиса каско.
- Шаг 4. Сфотографировать или снять на видео место аварии.
Глава департамента контроля качества Национальная Юридическая Служба АМУЛЕКС Национальная Юридическая Служба АМУЛЕКС Федеральный рейтинг. × Нурида Ибрагимова настаивает, что фото- и видеоматериалы при ДТП с одним участником очень важны.
ДТП могут произойти по разным причинам: из-за гололеда, выбоины на дороге, выбежавшего пешехода. И именно с виновника аварии в дальнейшем потребует возместить ущерб потерпевшая сторона.
Ибрагимова добавляет, что потерпевшей стороной в ДТП с одним участником будет собственник столба, ограждения или дорожного знака, в который врезалась машина. Нередки случаи, когда представители пострадавших обращаются в страховую компанию с требованием о выплате страхового возмещения.
Из ст. 2 ФЗ «О безопасности дорожного движения» следует, если водитель никому не причинил материальный ущерб, то ДТП не было. Получается, когда машина скатилась в кювет или наехала на бордюр, то уехать с места аварии можно.
Как неоднократно указывал Верховный суд, не каждое происшествие на дороге можно считать ДТП. При отсутствии ущерба или пострадавших ситуация не считается дорожно-транспортным происшествием.
Василий Сосновский, партнер Юридическая компания «Генезис» Юридическая компания «Генезис» Региональный рейтинг. группа Антимонопольное право (включая споры) группа Недвижимость, земля, строительство группа Интеллектуальная собственность ×
Если есть сомнения, то лучше все-таки вызвать ГИБДД, советуют эксперты. Так вы избежите недопониманий с правоохранительными органами и возможных административных санкций.
Судебная практика
Позиция Верховного суда по поводу аварий с одним участником полностью совпадает с положениями ст. 2 ФЗ «О безопасности дорожного движения». Если водитель причинил вред, он должен вызвать сотрудников ГИБДД и оформить случившееся. В противном случае его ждет административное наказание — лишение прав. Если ущерб отсутствует, то нет и ДТП.
16 января 2021 года Анна Кочкина* на своем Renault Fluence наехала на ограждение дома № 17 по ул. Красной в поселке Епифань Кимовского района Тульской области. Она уехала с места ДТП, а бывший муж Кочкиной возместил ущерб хозяину дома.
Но на этом история не закончилась. Кто-то вызвал на место происшествия сотрудников ГИБДД, они приехали и оформили протокол об административном правонарушении по ч. 2 ст. 12.27 КоАП «Невыполнение обязанностей в связи с ДТП». Дело дошло до суда, на котором Кочкина утверждала, что не участвовала в аварии, не вызывала сотрудников ГИБДД, а письменные объяснения подписала, не прочитав документа. Мировой судья посчитала, что показания Кочкиной опровергают другие доказательства: пояснения потерпевшего и свидетелей, протокол осмотра авто, фототаблицу. Поэтому Кочкину признали виновной за оставление места аварии, лишив ее водительских прав на один год.
Кочкина обжаловала решение мирового судьи: она просила переквалифицировать ее действия на ч. 1 ст. 12.27 КоАП, но безуспешно. Кимовский горсуд Тульской области, Первый кассационный суд общей юрисдикции (дело № 16-5134/2021) и Верховный суд (дело № 38-АД21-9-К1) подтвердили решение первой инстанции.
1 января 2020 года Андрей Семенцов* ехал по трассе Нытва — Кудымкар Пермского края. Он сидел за рулем Hyundai Solaris своего друга Сергея Тиховецкого*. Тот попросил приятеля подвезти родственников.
На обратном пути, проезжая 121-й км дороги и обгоняя колонну машин, Семенцов не справился с управлением и улетел в кювет. Авто врезалось в дерево и получило механические повреждения, а водитель вышел из машины и побежал через поле в деревню Тарово.
Об аварии в ГИБДД сообщила свидетельница. Когда сотрудники ведомства выехали на место происшествия, они там встретили Семенцова с Тиховецким. Владелец претензий к водителю не имел, на место аварии мужчины приехали, чтобы эвакуировать автомобиль.
Сотрудники ГИБДД составили протокол об административном правонарушении по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ «Невыполнение обязанностей в связи с ДТП», дело направили в суд. Мировой судья судебного участка № 3 Кудымкарского судебного района Пермского края признала Семенцова виновным. Его лишили автоправ на год и один месяц (дело № 5-69/2020).
Семенцов не согласился с решением и обжаловал его. Он настаивал, что сотрудники ГИБДД совершили подлог. Когда Семенцов подписывал протокол ДТП, его обвиняли в нарушении ч. 1 ст. 12.27 КоАП. Потом, по мнению Семенцова, ч. 1 исправили на ч. 2. Водитель настаивал, что его необоснованно привлекли к ответственности по ч. 2 ст. 12.27 КоАП. Но выводы первой инстанции последовательно подтвердили сначала Кудымкарский горсуд Пермского края, потом Седьмой кассационный суд общей юрисдикции и Верховный суд (дело № 44-АД20-14).
23 декабря 2019 года Петр Гришин* за рулем грузовика Howo не справился с управлением на трассе Верхний Уфалей — граница Свердловской области и съехал в кювет, где врезался в дорожный знак. На месте аварии водитель оставил машину, а сам скрылся. Инспектор получил сообщение об аварии, но когда прибыл на место ДТП, то обнаружил только закрытую фуру.
Дело Гришина рассматривала мировой судья судебного участка № 2 Верхнего Уфалея Челябинской области. Она постановила, что водитель нарушил ч. 2 ст. 12.27 КоАП «Невыполнение обязанностей в связи с ДТП» и лишила его права управления транспортными средствами на один год. Гришин не отрицал, что попал в аварию, но потом решил обжаловать решение.
Иван Синицын* попал в аварию на своей машине Renault Duster. В ДТП пострадало только это авто, поэтому с места происшествия водитель уехал. Сотрудники ГИБДД посчитали, что Синицын нарушил закон и составили на него протокол об административном правонарушении по ч. 2 ст. 12.27 КоАП.
Дело Синицына рассматривала мировой судья судебного участка № 5 Кудымкарского судебного района Пермского края (дело № 5-466\2020). Водителя признали виновным по ч. 2 ст. 12.27 КоАП и лишили его прав на один год.
С таким решением Синицын не согласился и обжаловал его. Выводы мирового судьи поддержал Кудымкарский горсуд Пермского края и Седьмой кассационный суд общей юрисдикции. Тогда автолюбитель пожаловался в Верховный суд. В ВС дело изучил Сергей Никифоров (дело № 44-АД21-9-К7), который не согласился с коллегами из нижестоящих инстанций. Судья подчеркнул, что при отсутствии других участников ДТП и пострадавших, а также с учетом причинения вреда только имуществу Синицына водитель не обязан оставаться на месте аварии и сообщать о случившемся в ГИБДД.
Никифоров отменил акты нижестоящих инстанций и прекратил дело об административном правонарушении. Синицыну вернули права.
Как оформить европротокол при ДТП
Повреждений немного: вмятина на бампере, погнут номерной знак и разбит противотуманный фонарь. Второй водитель от своей вины не отказывается. С вызовом полиции на оформление аварии уйдет полдня. Но можно уложиться в час или даже в 15 минут и не ездить потом за справками по инстанциям. Для этого достаточно оформить аварию по европротоколу.
Вкратце: как оформить европротокол
Следуйте такому плану:
- Возите с собой бланк извещения о ДТП. Его бесплатно выдают в любой страховой компании.
- Убедитесь, что авария соответствует требованиям европротокола.
- Заполните и подпишите извещение о ДТП совместно со вторым участником ДТП.
- Подайте документы в страховую, в которой приобретали полис.
В 2023 году извещение о ДТП в любом регионе России можно оформить в электронном виде. Для этого понадобится мобильные приложения и подтвержденные учетные записи на портале госуслуг у всех участников аварии.
Что вы узнаете
Что такое европротокол и когда он нужен
На самом деле понятия «европейский протокол» или «европротокол» нет ни в одном нормативном акте. Так называют процедуру оформления ДТП без вызова полиции.
Водители на месте самостоятельно заполняют извещение о ДТП и спокойно разъезжаются. Подобную практику давно и успешно применяют за рубежом, отсюда и название. Поскольку оно прижилось, мы и дальше будем использовать его в статье, хотя на самом деле к Европе и европейской части России эта форма не имеет никакого отношения.
Когда можно оформлять
Прежде чем оформлять документы без полиции, убедитесь, что ваша авария соответствует требованиям европротокола:
- В ДТП участвовало не более двух автомобилей.
- Место аварии — Россия. Российский полис ОСАГО за рубежом не работает, там действует Зеленая карта — международный полис страхования автогражданской ответственности.
- Повреждения получили только машины, пострадавших и жертв нет. Иное имущество — личные вещи пассажиров, фонарные столбы и дорожные ограждения — не пострадало.
- Стоимость будущего ремонта автомобиля пострадавшей стороны не превысит 100 000 Р . Лимит страхового возмещения увеличивается до 400 000 Р , если у водителей нет разногласий по поводу вины или обстоятельств ДТП и они сделают фотографии через приложение.
- У обоих водителей есть полис ОСАГО. Если второй участник — иностранный гражданин, то у него должна быть Зеленая карта.
Убедитесь, что авария подходит под все пять пунктов, и приступайте к оформлению документов. Если не соответствует хотя бы один пункт — вызывайте полицию.
Центральный банк РФ обязал страховые компании, работающие по каско, включать в правила страхования пункт об оформлении ДТП без вызова сотрудников полиции. Если ДТП соответствует требованиям европротокола, клиент страховой может заявить убыток по каско или ДСАГО. Ему не придется вызывать полицию. Размер возмещения в таком случае будет в рамках, которые определены в договоре страхования, лимиты выплат по ОСАГО тут не действуют.
Выплачивать возмещение по авариям, оформленным без ГИБДД, обязаны все страховые компании с действующей лицензией на ОСАГО.
Где и как можно составить европротокол
Европротокол можно составить, если ДТП произошло на территории России. Даже если ваша машина стоит на учете в Москве, а въехали в нее во Владивостоке, вы все равно можете им воспользоваться.
Европротокол допустимо заполнять двумя способами:
- на бланке, который водитель получает при оформлении полиса;
- в электронном виде — с помощью приложения.
Бумажный бланк водитель самостоятельно передает в страховую компанию. Выплаты в таком случае ограничены 100 000 Р .
При передаче данных о ДТП с помощью приложения страховая компания получает координаты со спутника и фотографии, которые водитель не может откорректировать. Оформление ДТП через приложение занимает примерно 30 минут. Выплаты ограничены 400 000 Р , если нет разногласий, и 100 000 Р , если они есть.
С точки зрения закона европротоколы, оформленные через приложение и на бумажном бланке, равнозначны.
Что делать после аварии
Действия участников ДТП после аварии прописаны в правилах дорожного движения. Независимо от того, кто виновен в происшествии, сделайте вот что:
- Остановитесь. Если выходите на проезжую часть — соблюдайте меры предосторожности, наденьте светоотражающий жилет.
- Включите аварийную сигнализацию и выставьте знак аварийной остановки.
- Не перемещайте предметы, имеющие отношение к происшествию.
- Выясните, сколько участников было в ДТП и есть ли пострадавшие. Если не было и участвовали только две машины, можно оформлять европротокол без вызова сотрудников ГИБДД. Если в аварию попало больше двух автомобилей либо есть пострадавшие, необходимо вызвать полицию и скорую помощь для пострадавших.
- Примите меры по сохранению следов аварии и организуйте объезд места происшествия. Можете освободить проезжую часть. В этом случае зафиксируйте положение транспортных средств по отношению друг к другу, следы и предметы, относящиеся к происшествию. Допускается использовать средства фото- и видеосъемки, при оформлении ДТП через приложение снимки можно сделать в нем же. При съемке постарайтесь, чтобы в кадр попали не только сами поврежденные автомобили, но и место, где произошла авария: таблички с номерами домов, дорожные знаки, тротуар, разметка. Когда делаете видеозапись, проговаривайте все происходящее. Например, так: «Сегодня, 11 июня 2023 года, на перекрестке улиц Новая и Цветная произошло ДТП — столкновение двух автомобилей: ВАЗ-2109 синего цвета, принадлежащего мне, и Тойоты зеленого цвета». Далее перечислите все повреждения автомобилей.
Если не выполнить эти требования, страховая компания может отказать в выплатах. Иногда возможны более тяжелые последствия: например, оставление места ДТП наказывается лишением прав.
Как оформить европротокол на бумаге
Чтобы оформить аварию по европротоколу на бумаге, водителям нужно заполнить извещение о ДТП. Его выдают страховые компании при покупке полиса ОСАГО. Бланки извещения также можно распечатать минимум в двух экземплярах. Второй пригодится, если бланка не будет у второго участника ДТП. Шаблон можно скачать с официального сайта РСА.
Скачать бланк европротоколаDOCX, 40 КБ
Бланк заполняют шариковой ручкой, поэтому ее полезно держать в салоне автомобиля. Гелевая ручка, фломастер или карандаш не подойдут для заполнения. Надпись гелевой ручкой расплывается от любой капли воды, фломастер оставляет на бумаге слишком жирный след и тоже расплывается от воды, а карандаш легко стереть.
Клиент Тинькофф Страхования может скачать бланк в личном кабинете — уже с данными о его автомобиле и полисе ОСАГО.
Если у вас и у второго водителя не оказалось ни бумажного бланка, ни установленного приложения, одолжите бланк у любого водителя, проезжающего мимо.
Как заполнить лицевую сторону бланка
Вы вместе со вторым водителем должны заполнить один бланк извещения о ДТП.
Сведения о своей машине заносите в левую графу — «Транспортное средство „А“», а второй участник пусть заполняет графу «Транспортное средство „В“».
Остальные графы пронумерованы, заполняют их так:
- «Место ДТП» — город, улица, номер дома, возле которого произошло ДТП. Если вы на трассе и домов рядом нет, укажите километр шоссе и расположенные рядом объекты. Например: «35-й километр трассы Москва — Петушки, в 100 метрах от поворота на Урюпинск».
- «Дата ДТП» — дата и время с точностью до минуты.
- «Свидетели ДТП». С 1 октября 2022 года графу можно не заполнять, в выплате возмещения не откажут. Но если очевидцы есть и готовы оставить свои данные, укажите их в этой графе.
- «Марка, модель ТС» — указывают марку и модель автомобиля или мотоцикла, VIN или номер кузова, госномер. Эти данные переписываются из свидетельства о регистрации ТС.
- «Собственник ТС» — указывают данные собственника, в том числе адрес его регистрации. Паспорт не нужен, все есть в СТС.
- «Водитель ТС» — данные человека, который находился за рулем автомобиля. Паспорт тоже не требуется, вся информация переписывается из водительского удостоверения.
- «Страховщик» — указывают название страховой компании так, как оно написано в полисе, номер полиса, срок окончания его действия.
- «Место первоначального удара» — стрелкой указывают ту часть автомобиля, куда пришелся первоначальный удар. Больше никаких записей в этом пункте не делают.
- «Характер и перечень повреждений» — чем конкретнее формулировки, тем лучше. Например, вместо «Помята боковая дверь» стоит написать: «Передняя левая дверь — вмятина в нижней части размером 50 × 10 см и глубиной 1 см». Площадь повреждений удобно мерить банковской картой: ее стандартный размер — 54 × 86 мм.
- «Замечания» — тут водители определяют, кто виноват, а кто нет. Именно по этому пункту страховые компании ориентируются, кто кому должен возместить ущерб. Водитель, считающий себя виновным, пишет: «Вину признаю, со схемой ДТП согласен». Пострадавший пишет: «В ДТП не виноват». Оба обязательно ставят подписи.
- «Обстоятельства ДТП» — каждый водитель ставит галочки напротив пунктов, которые соответствуют его действиям. В нижней ячейке укажите количество поставленных галочек — так никто не сможет дописать что-нибудь от себя.
- «Схема ДТП» — сделайте рисунок с указанием улиц и номеров домов, дорожными знаками, дорожной разметкой. Чем больше деталей на схеме, тем сложнее будет оспорить виновность в ДТП.
- «Подписи водителей» — каждый из участников ставит подпись и галочку, имеются ли разногласия по поводу произошедшего. Важно: если одной из подписей не будет, страховщик имеет право отказать в выплате.
Лицевая сторона бланка будет выглядеть одинаково для обоих участников — поэтому на некоторых бланках она заполняется под копирку.
Как заполнить оборотную сторону бланка
Обратную сторону каждый участник заполняет по-своему, она не должна быть одинаковой.
- «Транспортное средство» — тут галочкой нужно указать, к какому именно транспортному средству, «А» или «В», относится все, что будет указано ниже.
- «Обстоятельства ДТП» — каждый водитель описывает ДТП так, как он его видел. Повторяться, указывая время и место, не надо — они уже есть на лицевой стороне бланка. Переживания и эмоции тоже не нужны. Опишите действия — начиная с того, что делали, и заканчивая тем, что получилось. Например: «Ехал по улице, собрался перестроиться, включил указатель поворота, почувствовал удар справа, оказался на обочине. В результате машина повреждена».
- «ТС находилось под управлением» — тут нужно поставить галочку в графе «собственника» или «иного лица, допущенного к управлению».
- «Может ли ТС передвигаться своим ходом» — ставится галочка, если да.
- «Примечания участников ДТП, в том числе разногласия (при наличии)» — тут участники могут указать любые детали, которых нет в предыдущих графах. Например, можно написать, что у участника есть запись происшествия на видеорегистратор, данные о камерах видеонаблюдения, расположенных поблизости, или даже о погодных условиях, которые снижали видимость.
Строки, оставшиеся на оборотной стороне бланка незаполненными, важно перечеркнуть: так в них никто ничего не сможет дописать.
Описывайте аварию так, как считаете нужным, но не экономьте бумагу и пишите подробнее.
Если для вашей версии обстоятельств не хватает места на бланке, приложите лист бумаги и опишите на нем все подробности. Вверху листа сделайте запись «Приложение к извещению о ДТП» и поставьте дату аварии. В самом бланке сделайте отметку: «Подробные обстоятельства ДТП — в приложении».
Как оформить европротокол через приложение
Оформить электронный европротокол — значит передать информацию об аварии, участниках и повреждениях в единую систему обязательного страхования и подать извещение о ДТП в электронном виде. Для этого в 2023 году существуют приложения «Помощник ОСАГО», «ДТП Европротокол» и «Госуслуги Авто». Они работают на всей территории России.
У оформления через приложение есть важное преимущество: пострадавший может рассчитывать на выплату до 400 000 Р без вызова сотрудников ГИБДД. Информация о ДТП, переданная страховщику через приложение, считается некорректируемой.
Также европротокол можно оформить, даже если есть разногласия, но выплатят в таком случае не больше 100 000 Р .
Требования к техническим средствам контроля, составу информации о дорожно-транспортном происшествииPDF, 250 КБ
Использовать мобильные приложения можно, если соблюдаются следующие условия:
- У водителей нет разногласий по обстоятельствам ДТП. Или есть, но пострадавший уверен, что ему хватит выплаты в пределах 100 000 Р .
- Владельцы транспортных средств — физические лица.
- Оба водителя — авторизованные пользователи портала госуслуг. Приложение не позволит оформить электронный европротокол, если хотя бы у одного из участников ДТП нет личного кабинета на госуслугах.
Вот что нужно сделать, чтобы зафиксировать аварию через мобильное приложение:
- Установите одно из мобильных приложений. Есть смысл сделать это заранее. Для авторизации подойдет логин и пароль от учетной записи на госуслугах. Достаточно, чтобы любое из этих приложений стояло на смартфоне у одного из водителей, а вот регистрация на госуслугах нужна будет обоим.
- После входа в приложение следуйте пошаговой инструкции, заполните извещение. Приложение автоматически добавит информацию о водителе и транспортном средстве — при условии, что он указал эти данные на госуслугах. Если нет — придется заполнять вручную. Извещение в электронной форме заполняется одно, с одного смартфона.
- Укажите данные второго участника и получите QR-код . Покажите код второму участнику, чтобы тот считал его своим смартфоном.
- Второй водитель получит электронное извещение в личном кабинете на госуслугах и проверит указанные вами данные.
- Укажите адрес ДТП. Координаты приложение определит само.
- Нарисуйте схему ДТП на листе бумаги и сфотографируйте через приложение.
- Сфотографируйте положение обеих машин с четырех сторон, повреждения с нескольких ракурсов и расположение автомобилей друг относительно друга. Фото места аварии сделайте с трех ракурсов, а каждую поврежденную деталь сфотографируйте отдельно. Мобильное приложение подскажет, как фотографировать.
- Если данные в извещении указаны верно и второй участник это подтверждает, нажмите кнопку «Подписать». Второй участник подписывает извещение через свой личный кабинет.
- Дождитесь уведомления об успешной регистрации извещения. Вашему ДТП присвоят номер, его вы в дальнейшем сообщите страховой.
Если бланк извещения о ДТП заполнили и подписали оба водителя, можно разъезжаться.
Даже если у вас есть установленное приложение, не торопитесь выбрасывать бумажные бланки извещения о ДТП и ручку. Может так получиться, что второй участник не зарегистрирован на госуслугах. Или на месте ДТП нет устойчивого интернета. В этом случае без бумажного бланка не обойтись.
Куда подавать документы на выплату
Для выплаты по европротоколу передайте заполненное извещение в страховую компанию, где вы приобретали полис ОСАГО. Обращаться в компанию виновника ДТП не нужно.
Если вы составили электронное извещение, то страховщик самостоятельно заберет его из единой системы обязательного страхования.
Важный совет для тех, кто виноват и оформил ДТП по европротоколу: необходимо сообщить о факте аварии в свою страховую компанию в течение пяти дней. Но если не выполнить это требование, не будет ни штрафа, ни регрессного иска.
Документы на выплату можно будет подать дистанционно. При оформлении ДТП через приложение они автоматически передаются в страховую компанию, а если заполнили бумажный вариант извещения о ДТП, его копию или фотографию можно загрузить через личный кабинет на сайте страховщика либо через его приложение. Оригиналы документов передаются при осмотре машины.
Размер выплат по европротоколу
Выплаты зависят от причиненного ущерба. Максимальные суммы определяет государство. Если в аварии были пострадавшие, каждому из них могут заплатить до 500 000 Р . Но в этом случае ДТП оформляют только через ГИБДД. Максимальная сумма выплат по европротоколу в 2023 году — 400 000 Р .
Страховая компания проведет оценку и в соответствии с ней направит автомобиль на ремонт либо оплатит ущерб. Если сумма ущерба больше 400 тысяч, разницу сможете потребовать с виновника в суде.