Что входит в уборку подъезда многоквартирного дома
Перейти к содержимому

Что входит в уборку подъезда многоквартирного дома

  • автор:

Уборка подъездов управляющей организацией

Не все собственники довольны качеством уборки подъездов своего дома. Кто-то говорит, что подъезд убирается только силами жильцов. У управляющих организаций на недовольство собственников всегда есть аргументы: нехватка средств, отсутствие сотрудников.

Подобная ситуация не должна складываться. Сегодня расскажем, кто ответственный за уборку подъездов МКД, какие нормы уборки существуют и как рассчитать стоимость уборки помещений общего пользования.

Кто должен убирать подъезды в МКД

Ещё несколько лет назад в подъездах многоквартирных домов собственники помещений убирались самостоятельно. Одни составляли график дежурств, другие нанимали для уборки подрядные организации.

Все изменилось с принятием постановления Правительства РФ от 03.04.2013 № 290. Документ установил минимальный перечень работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества.

Согласно ст. 36 ЖК РФ, к общему имуществу собственников помещений в МКД относятся межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, коридоры и технические этажи.

Общее имущество многоквартирного дома нужно содержать в соответствии с требованиями законодательства РФ (п. 10 постановления Правительства РФ от 13.08.2006 № 491). Пункт 16 документа говорит, что надлежащее содержание общего имущества обеспечивается в зависимости от способа управления МКД.

Если у собственников помещений заключён договор с управляющей компанией или их дом обслуживает ТСЖ, ЖСК, иной потребительский кооператив – именно эти организации обслуживают общее имущество. При заключении договора с собственниками, управляющая организация должна утвердить перечень работ и услуг и размер платы за них (ст. 162 ЖК РФ). Уборка подъездов относится к расходам на содержание и ремонт общего имущества МКД.

Нормы уборки подъездов

  • сухая и влажная уборка тамбуров, холлов, коридоров, галерей, лифтовых площадок и лифтовых холлов и кабин, лестничных площадок и маршей, пандусов;
  • влажная протирка подоконников, оконных решеток, перил лестниц, шкафов для электросчётчиков слаботочных устройств, почтовых ящиков, дверных коробок, полотен дверей, доводчиков, дверных ручек;
  • мытьё окон;
  • очистка от грязи систем защиты: металлический решеток, ячеистых покрытий, приямков, текстильных матов;
  • проведение дератизации и дезинсекции.
  • требуемое санитарное состояние лестничных клеток;
  • одновременное проветривание лестничных клеток нижнего и верхнего этажей через открытые форточки, окна, фрамуги или вентиляционные каналы.

График работ по содержанию лестничных клеток составляется согласно п. 3.2.7 постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170.

Периодичность уборки подъездов

В Методическом пособии по содержанию и ремонту жилищного фонда. МДК 2-04.2004, которое было утверждено Госстроем РФ, в Приложении 1 приводится перечень работ по уборке подъезда с периодичностью их выполнения.

Управляющие организации должны ежедневно делать влажное подметание лестничных площадок и маршей нижних 2 этажей. Еженедельно – влажное подметание лестничных площадок и маршей выше 2-го этажа.

Каждый день нужно подметать влажным веником места перед загрузочными клапанами мусоропроводов и мыть полы кабины лифта.

Лестничные площадки и марши моют ежемесячно, ежегодно (обычно весной) моют окна, влажной тряпкой протирают стены, двери, плафоны на лестничных клетках, подоконники, отопительные приборы, оконные решетки, чердачные лестницы, шкафы для электросчетчиков, слаботочные устройства и почтовые ящики.

Интересно, что регионы также могут принять нормативный акт, в котором будет прописана частота уборки подъездов. Например, в Москве это постановление Правительства Москвы от 04.06.1996 № 465-ПП.

Согласно указанному документу частота уборки подъездов в МКД Москвы зависит от типа оборудования, расположенного в подъезде.

  • ежедневно подметает мокрым веником или щёткой клетки и марши первых двух этажей и зону у загрузочного клапана мусоропровода, моет пол кабины лифта;
  • раз в неделю подметает мокрым веником или щёткой лестничные клетки и марши третьего и последующих этажей;
  • один раз в месяц моет лестничные клетки и марши;
  • два раза в месяц стены, двери и потолок кабины лифта протирает влажной тряпкой.

Если подъезд оборудован только лифтом, периодичность работ остаётся прежней. Из списка работ исключается уборка зоны мусоропровода.

Когда в подъезде нет лифта, но есть мусоропровод, периодичность уборки меняется. Ежедневно подметаются мокрым веником или щёткой лестничные клетки и марши двух первых этажей. Два раза в неделю подметаются мокрым веником или щёткой клетки и марши третьего и последующих этажей. Не реже двух раз в месяц моются лестничные клетки.

  • ежедневно мусороприёмные камеры очищаются от мусора, осуществляется их уборка и мытьё сменных мусоросборников;
  • один раз в неделю убираются загрузочные камеры мусоропроводов;
  • один раз в месяц проводится профилактический осмотр мусоропроводов;
  • один раз в месяц моется шибер мусоропровода и нижняя часть его ствола, проводится дезинфекция и очистка всех элементов ствола мусоропровода и дезинфекция мусоросборников;
  • по мере необходимости устраняются засоры мусоропровода.

Если в подъезде нет ни мусоропровода, ни лифта, количество работ заметно уменьшается, а периодичность выполнения возрастает. В таком случае ежедневно придётся подметать мокрым веником или щёткой лестничные клетки и марши двух верхних этажей. Два раза в неделю нужно провести такие же работы на третьем и последующих этажах. И не реже двух раз в неделю – помыть лестничные клетки и марши.

Существуют и такие виды работ, которые выполняются независимо от типа оборудования в подъезде. Например, один раз в год управляющей организации нужно мыть окна, убирать площадку у входа в подъезд, очищать приямок, металлическую решетку и протирать влажной тряпкой стены, чердачные лестницы, оконные решетки, двери, плафоны на лестничных клетках, почтовые ящики, шкафы для электросчётчиков, слаботочные устройства.

Два раза в год управляющая организация должна обеспечить обметание пыли с потолков, влажную уборку подоконников и радиаторов отопления.

Расчёт стоимости уборки подъездов

Собственники спрашивают откуда взялась цена на уборку подъезда. Управляющая организация должна уметь обосновать стоимость услуги.

Для уборки подъезда управляющей организации нужно:

1. Нанять сотрудников.

Заработная плата технического персонала первого разряда должна быть не ниже прожиточного минимума. Для определения тарифной ставки, которая понадобится на зарплату сотрудника, управляющей организации следует брать величину прожиточного минимума за второй квартал текущего года и индексировать её на плановый индекс роста потребительских цен.

Также нельзя забывать о начислениях компенсирующего характера, уплате страховых взносов и отраслевых целевых платежей, годовом балансе рабочего времени и нормативном коэффициенте невыхода рабочего персонала.

2. Закупить материалы.

Моющие средства, тряпки, перчатки управляющая компания может использовать недорогие, но площадь общего имущества не сравнится с квартирой, которую собственник убирает самостоятельно. Поэтому стоит объяснить жильцам, что на материалы ежегодно уходит крупная сумма денег.

3. Оплатить налоги.

4. Заплатить платёжным агентам.

Все платежи проходят через банки, почту или другие платёжные системы. Как правило, они берут комиссию за перевод платежа.

5. Оплатить подрядным организациям услуги ведения лицевых счетов, подготовки платёжных документов и их доставки до жильцов.

Для расчёта тарифа в первую очередь определите площадь, которую предстоит убирать. Она равна площади мест общего пользования, указанной в техническом паспорте.

Расчёт можно выполнить разными методами. Самый простой – метод единичных расценок: умножьте уборочную площадь на периодичность работ, и вы получите годовой объём услуг в натуральном выражении.

Затем для получения годовой стоимости услуг умножьте годовой объём услуг на единичную расценку. В качестве основы для единичной расценки рекомендуем использовать сборник «Стоимости работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме», разработанный Центром муниципальной экономики и права.

Последний шаг – расчёт тарифа. Для этого полученную годовую стоимость работ разделите на сумму жилой и нежилой площадей и на двенадцать месяцев.

Что будет, если УО плохо убирает подъезды

Первое негативное последствие некачественной уборки – недовольство жильцов. Сначала жильцы предъявляют управляющей организации устные претензии. Если их не слышат, начинают подавать письменные жалобы в УО.

Если управляющей организации поступает письменная претензия, она должна организовать специальную комиссию для оценки качества уборки подъездов. Если комиссия подтвердит, что подъезды убраны плохо, УО должна принять меры по устранению недостатков и сообщить об этом собственникам.

Бывает и так, что УО не реагирует ни на устные, ни на письменные жалобы жильцов. Это может обернуться для неё негативно:жильцы проведут ОСС и выберут другой способ управления МКД или обратятся в ГЖИ, Роспотребнадзор, прокуратуру, городскую или районную администрацию.

Контролирующий орган на основе жалоб собственников вправе провести внеплановую проверку. Если будет доказано, что нарушения в работе УО имеются, ей выдадут предписание об устранении нарушений. В том числе могут обязать сделать перерасчёт по тем видам услуг, которые оказаны некачественно.

В интересах управляющей организации исправить все недочёты, указанные в предписании, точно в срок.

Уборка подъездов в многоквартирном доме управляющая компания

Новый СанПиН 1.2.3685-21 о ежедневной уборке подъездов: как управляющей организации работать в новых условиях

В марте 2021 года управляющие организации и ТСЖ оказались ошарашены новостью о том, что согласно новому СанПиН 1.2.3685-21 требуется ежедневно проводить влажную уборку мест общего пользования. В такой ситуации состав работ по текущему содержанию существенно вырос (вместе с затратами управляющих организаций), а тариф на содержание остался прежним. Пытаемся разобраться с этим вопросом и найти решения.

Как часто мыли до СанПиН 1.2.3685-21 и как должны мыть после СанПиН 1.2.3685-21

Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 исходит лишь из общей констатации обязанности управляющей организации осуществлять:
— сухую и влажную уборку тамбуров, холлов, коридоров, галерей, лифтовых площадок и лифтовых холлов и кабин, лестничных площадок и маршей, пандусов;
— влажную протирку подоконников, оконных решеток, перил лестниц, шкафов для электросчетчиков слаботочных устройств, почтовых ящиков, дверных коробок, полотен дверей, доводчиков, дверных ручек;
— мытье окон (п. 23).

При этом периодичность данных работ в обязательном минимуме установлена не была, однако она была установлена в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170, где сказано, что:
— сухую уборку и мойку пола лестничных площадок и маршей, а также обметание пола и стен, подоконников, отопительных приборов и т.д. следует производить не реже чем через пять дней, а стен – не менее двух раз в год. Мокрую уборку всех поверхностей в этом случае необходимо выполнять не реже одного раза в месяц (п. 3.2.7);
— обметание окон, подоконников, отопительных приборов лестничных клеток – не реже 1 раза в 5 дней; стены – не менее 2 раз в месяц; мытье – не реже 1 раза в месяц (п. 4.8.14).

По сложившейся практике уборку мест общего пользования по факту мы делали чаще, чем это было установлено (потому что за 1 месяц отсутствия влажной уборки подъезд «зарастает» грязью).

С 1 марта 2021 года был введен в действие п. 126 СанПиН 1.2.3685-21, где указано, что в помещениях общего пользования многоквартирных жилых домов хозяйствующим субъектом, осуществляющим управление многоквартирным домом, должна проводиться ежедневная влажная уборка с применением моющих и чистящих средств.

Проблема в том, что формулировка «помещения общего пользования» очень широка, поскольку в силу пп. «А» п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 к ним относятся:
— помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме;
— межквартирные лестничные площадки;
— лестницы;
— лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи;
— построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки;
— технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации;
— мусороприемные камеры, мусоропроводы;
— иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование.

Таким образом, чтобы исполнить данную норму на 100% нужно каждый день мыть каждый подъезд «сверху донизу» (и не только подъезд, но и все перечисленные выше объекты). Без изменения тарифа на текущее содержание выполнить эту норму в полном объеме – просто невозможно.

Ответственность за отсутствие ежедневной влажной уборки

Контроль за исполнение СанПиН осуществляет Роспотребнадзор, который (скорее всего) будет реагировать по п. 1 ст. 6.3 КоАП РФ («Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения») с максимальной степенью ответственности от 10 до 20 тысяч рублей или административное приостановлением деятельности на срок до 90 суток.

С другой стороны, и Роспотребнадзор, и жилищная инспекция вправе дать предписание на ежедневную влажную уборку и контролировать ее через ст. 19.5 КоАП РФ («Невыполнение в срок законного предписания»).

Практика применения контролирующими органами ст. 7.23.3 («Нарушение правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами») и п. 2 ст. («Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований») – выглядит довольно сомнительно, поскольку ни правила осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, ни лицензионные требования – не предполагают ежедневной влажной уборки.
Попробуем разобрать возможные сценарии действий управляющей организации в новых условиях.

Вариант решения 1: не исполнять п. 126 СанПиН 1.2.3685-21

Итак, норму о ежедневной влажной уборке ввели, однако источников для финансирования расходов по данным работам – не предусмотрели (и отдельно на собственников эти затраты не возложили).

Поскольку норма новая, сказать, как именно сложится практика ее правоприменения – невозможно. Поэтому одним из сценариев является игнорирование п. 126 СанПиН 1.2.3685-21. Пока ситуация не прояснится, большинство управляющих организаций пойдут именно по такому пути. Проше и дешевле заплатить 10 тысяч рублей штрафа по п. 1 ст. 6.3 КоАП РФ, чем нести затраты по найму клининговой организации или расширению штата сотрудников (уборщиц).

С другой стороны, даже получив штраф (постановление о назначении административного наказания), его можно попытаться оспорить, что также позволит выгадать время, чтобы понять, как пойдет практика применения новой нормы. Наконец, можно оспорить в административном порядке сам п. 126 СанПиН 1.2.3685-21.

Вариант решения 2: исполнять п. 126 СанПиН 1.2.3685-21 формально

Раз обязанность осуществлять влажную уборку есть, то никуда от нее не деться. Нужно начинать мыть каждый день. В такой ситуации формальный подход будет предполагать влажную уборку проходных первых этажей подъездов многоквартирного дома, что отчасти позволит соблюсти требования п. 126 СанПиН 1.2.3685-21 и продемонстрирует жителям добросовестность действий управляющей организации (закон есть закон).

Вариант решения 3: поднимать тариф через общее собрание

Поскольку в договоре управления МКД была определена периодичность влажной уборки с одним графиком, а с 1 марта 2021 года государство ввело «новые правила игры», договор управления многоквартирным домом подлежит пересмотру на годовом общем собрании. Годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в течение второго квартала года, следующего за отчетным годом, т.е. в период с апреля по июнь (п. 1 ст. 45 ЖК РФ).

На данном собрании управляющая организация может выйти к жителям с необходимостью утверждения новой редакции договора управления многоквартирным домом с новым тарифом, который должен быть достаточным для обеспечения ежедневной влажной уборке мест общего пользования в подъездах.

При этом собственники могут как проголосовать за такое решение, так и отказать управляющей организации в увеличении тарифа.

Вариант решения 4: поднимать тариф через решение органа местного самоуправления

Если управляющая организация представила свои расчеты на новый тариф и его обоснование, а собственники настаивают на том, чтобы тариф был низкий (полагая, что изменившийся правовой решим содержания мест общего пользования – это всего лишь предпринимательские риски управляющей организации), то на помощь можно позвать орган местного самоуправления.

Решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения (если жители не утвердили тариф на собрании) принимается органом местного самоуправления (городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе – органом государственной власти) (п. 4 ст. 158 ЖК РФ). Для того, чтобы подобное установление не было произвольным, орган местного самоуправления должен руководствоваться Методическими рекомендациями по установлению размера платы за содержание жилого помещения, утвержденными Приказом Минстроя России от 06.04.2018 № 213/пр.

В данном случае управляющая организация проводит общее собрание, фиксирует протоколом общего собрания факт отсутствия решения собственников на изменение тарифа и требует от органа местного самоуправления установить его с учетом особенностей благоустройства конкретного дома.

Позиция Роспотребнадзора
15.03.2021 г. Роспотребнадзор выпустил письмо № 02/4905-2021-23 «О применении СанПиН 2.1.3684-21», где дал общие пояснения по применению СанПиН 2.1.3684-21.

В частности, Роспотребнадзор указал, что:
— в части требования о проведении ежедневной влажной уборки с применением моющих и чистящих средств в помещениях общего пользования многоквартирных жилых домов в п. 126 СанПиН 2.1.3684-21 имеется техническая неточность;
— в адрес Территориальных органов Роспотребнадзора направлено методическое письмо в соответствии с которым при осуществлении надзорных мероприятий необходимо руководствоваться требованиями жилищного законодательства, а не СанПиН 2.1.3684-21;
— кроме того, Роспотребнадзором с целью единообразного применения подготовлены изменения в СанПиН 1.2.3684-2.

Конечно, письмо не является нормативным актом, а изменения в СанПиН 1.2.3684-2 мы пока еще не видели. Можно сказать, что само письмо издавалось Роспотребнадзором под некоторым давлением (потому что ежедневное мытье подъездов сильно всполошило коллег по цеху). Как именно будет применяться СанПиН 1.2.3685-21 мы скоро увидим по скалывающейся судебной практике, однако очевидно, что в конечном итоге за развитие благоустройства с ежедневным мытьем подъездов – заплатят сами жители.

Автор: Павел Кузнецов, управляющий многоквартирными домами, автор книги «Управление многоквартирным домом: настольная книга управдома», преподаватель Русской школы управления, член экспертного совета Ассоциации «Р1», кандидат наук
Сайт: pavelkuznetzov.ru

Кто должен убирать подъезд во время проведения ремонтных работ

Часто, когда в подъезде многоквартирного дома идёт ремонт, рабочие не убирают за собой вовремя, и жители жалуются в управляющую компанию. Кто же должен наводить чистоту: сотрудники УО или подрядная организация, если она проводит работы?

За чистоту в подъезде отвечает управляющая компания, если иное не предусмотрено договором

В большинстве случаев управляющая организация включает расходы по уборке подъездов от мусора во время ремонта в смету. Если заключён договор с подрядчиком, то убирать грязь должна подрядная организация.

Если договора нет, то претензии к чистоте подъезда принимает управляющая компания. В любом случае жители всегда в первую очередь обращаются к УО, а она уже направляет жалобу подрядчику или отрабатывает её сама.

Содержание общего имущества подразумевает в том числе уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования (пп. «г» п. 11 Правил № 491).

  • делает сухую и влажную уборку тамбуров, холлов, коридоров, галерей, лифтовых площадок, лифтовых холлов и кабин, лестничных площадок и маршей, пандусов;
  • протирает влажной тряпкой подоконники, оконные решётки, перила, шкафы для электросчётчиков слаботочных устройств, почтовые ящики, дверные коробки, полотна, доводчики и ручки дверей;
  • моет окна;
  • очищает системы защиты от грязи;
  • проводит дератизацию и дезинсекцию;
  • дезинфицирует септики, дворовые туалеты, находящихся на земельном участке, где расположен дом.

Кроме того, необходимо регулярно обметать окна, подоконники и батареи на лестничных клетках. Это делается не реже одного раза в пять дней. Нужно следить, чтобы регулярно убирались стены, как минимум два раза в месяц. Не реже одного раза в месяц следует мыть лестничные клетки. Эти нормы прописаны в п. 4.8.14 Правил № 170.

Плата за санитарное содержание должна включаться в квитанциях в размер платы за содержание и ремонт общего имущества МКД. При этом управляющая организация должна уметь обосновать стоимость услуги.

Ответственность за неубранные подъезды

Первое следствие некачественной уборки – недовольство жителей МКД. Они будут писать в управляющую компанию претензии, и если та никак не отреагирует, обратятся в ГЖИ, Роспотребнадзор, прокуратуру, городскую или районную администрацию.

Контролирующий орган может провести внеплановую проверку. Если будут выявлены недочёты, о которых заявили жители МКД, то управляющей компании выдадут предписание об устранении нарушений. В том числе могут обязать сделать перерасчёт по тем видам услуг, которые оказаны некачественно.

Кроме этого УО может быть привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ – за управление многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований. Ведь одно из них – следование ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ.

Помимо ст. 14.1.3 КоАП РФ управляющие организации часто привлекаются к ответственности за допущенные нарушения по ст. 7.22 КоАП РФ: нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений или по ст. 7.23.3 КоАП РФ за нарушение правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

На это ещё не самое страшное. Иногда оставшийся после ремонта мусор может стать причиной привлечения к ответственности по ч. 3 ст. 14.1.3 КоАП РФ за грубое нарушение лицензионных требований. Ведь первое грубое нарушение ‒ несоблюдение требований, установленных частью 2.3 ст. 161 ЖК РФ (нарушение минимального перечня работ и услуг), повлекшее причинение вреда жизни или тяжкого вреда здоровью граждан. Напомним, что несоблюдение таких требований должно быть подтверждено вступившим в законную силу решением суда.

Гарантийные обязательства УО

Управляя многоквартирным домом, УО отвечает перед собственниками за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые необходимы для содержания общедомового имущества в надлежащем состоянии (ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ).

На правоотношения между собственниками помещений в МКД и управляющей организацией распространяется действие Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей». Согласно абз. 2 п. 3 ст. 29 этого закона потребитель вправе требовать устранить недостатки выполненных работ или оказанных услуг, если они обнаружены в период действия гарантийного срока.

Если гарантийного срока нет, то требования можно заявить в разумный промежуток времени. Главное, чтобы это не было позже двух лет со дня принятия выполненной работы или оказанной услуги или пяти лет, если речь идёт об устранении недочётов в строении и ином недвижимом имуществе.

Согласно ст. 756 ГК РФ, предельный срок обнаружения недостатков по договорам строительного подряда – пять лет (ст. 756 ГК РФ). То есть, жаловаться на недостатки, связанные с проведением ремонтных работ в подъездах МКД можно в течение пяти лет.

На заметку

Если у управляющей организации заключён договор с подрядной компанией, то убирать грязь должен подрядчик. Если договора нет, то претензии к чистоте подъезда принимает управляющая организация.

Предельный срок обнаружения недостатков по договорам строительного подряда – пять лет.

Уборка подъездов управляющей организацией

Не все собственники довольны качеством уборки подъездов своего дома. Кто-то говорит, что подъезд убирается только силами жильцов. У управляющих организаций на недовольство собственников всегда есть аргументы: нехватка средств, отсутствие сотрудников.

Подобная ситуация не должна складываться. Сегодня расскажем, кто ответственный за уборку подъездов МКД, какие нормы уборки существуют и как рассчитать стоимость уборки помещений общего пользования.

Кто должен убирать подъезды в МКД

Ещё несколько лет назад в подъездах многоквартирных домов собственники помещений убирались самостоятельно. Одни составляли график дежурств, другие нанимали для уборки подрядные организации.

Все изменилось с принятием постановления Правительства РФ от 03.04.2013 № 290. Документ установил минимальный перечень работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества.

Согласно ст. 36 ЖК РФ, к общему имуществу собственников помещений в МКД относятся межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, коридоры и технические этажи.

Общее имущество многоквартирного дома нужно содержать в соответствии с требованиями законодательства РФ (п. 10 постановления Правительства РФ от 13.08.2006 № 491). Пункт 16 документа говорит, что надлежащее содержание общего имущества обеспечивается в зависимости от способа управления МКД.

Если у собственников помещений заключён договор с управляющей компанией или их дом обслуживает ТСЖ, ЖСК, иной потребительский кооператив – именно эти организации обслуживают общее имущество. При заключении договора с собственниками, управляющая организация должна утвердить перечень работ и услуг и размер платы за них (ст. 162 ЖК РФ). Уборка подъездов относится к расходам на содержание и ремонт общего имущества МКД.

Нормы уборки подъездов

  • сухая и влажная уборка тамбуров, холлов, коридоров, галерей, лифтовых площадок и лифтовых холлов и кабин, лестничных площадок и маршей, пандусов;
  • влажная протирка подоконников, оконных решеток, перил лестниц, шкафов для электросчётчиков слаботочных устройств, почтовых ящиков, дверных коробок, полотен дверей, доводчиков, дверных ручек;
  • мытьё окон;
  • очистка от грязи систем защиты: металлический решеток, ячеистых покрытий, приямков, текстильных матов;
  • проведение дератизации и дезинсекции.
  • требуемое санитарное состояние лестничных клеток;
  • одновременное проветривание лестничных клеток нижнего и верхнего этажей через открытые форточки, окна, фрамуги или вентиляционные каналы.

График работ по содержанию лестничных клеток составляется согласно п. 3.2.7 постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170.

Периодичность уборки подъездов

В Методическом пособии по содержанию и ремонту жилищного фонда. МДК 2-04.2004, которое было утверждено Госстроем РФ, в Приложении 1 приводится перечень работ по уборке подъезда с периодичностью их выполнения.

Управляющие организации должны ежедневно делать влажное подметание лестничных площадок и маршей нижних 2 этажей. Еженедельно – влажное подметание лестничных площадок и маршей выше 2-го этажа.

Каждый день нужно подметать влажным веником места перед загрузочными клапанами мусоропроводов и мыть полы кабины лифта.

Лестничные площадки и марши моют ежемесячно, ежегодно (обычно весной) моют окна, влажной тряпкой протирают стены, двери, плафоны на лестничных клетках, подоконники, отопительные приборы, оконные решетки, чердачные лестницы, шкафы для электросчетчиков, слаботочные устройства и почтовые ящики.

Интересно, что регионы также могут принять нормативный акт, в котором будет прописана частота уборки подъездов. Например, в Москве это постановление Правительства Москвы от 04.06.1996 № 465-ПП.

Согласно указанному документу частота уборки подъездов в МКД Москвы зависит от типа оборудования, расположенного в подъезде.

  • ежедневно подметает мокрым веником или щёткой клетки и марши первых двух этажей и зону у загрузочного клапана мусоропровода, моет пол кабины лифта;
  • раз в неделю подметает мокрым веником или щёткой лестничные клетки и марши третьего и последующих этажей;
  • один раз в месяц моет лестничные клетки и марши;
  • два раза в месяц стены, двери и потолок кабины лифта протирает влажной тряпкой.

Если подъезд оборудован только лифтом, периодичность работ остаётся прежней. Из списка работ исключается уборка зоны мусоропровода.

Когда в подъезде нет лифта, но есть мусоропровод, периодичность уборки меняется. Ежедневно подметаются мокрым веником или щёткой лестничные клетки и марши двух первых этажей. Два раза в неделю подметаются мокрым веником или щёткой клетки и марши третьего и последующих этажей. Не реже двух раз в месяц моются лестничные клетки.

  • ежедневно мусороприёмные камеры очищаются от мусора, осуществляется их уборка и мытьё сменных мусоросборников;
  • один раз в неделю убираются загрузочные камеры мусоропроводов;
  • один раз в месяц проводится профилактический осмотр мусоропроводов;
  • один раз в месяц моется шибер мусоропровода и нижняя часть его ствола, проводится дезинфекция и очистка всех элементов ствола мусоропровода и дезинфекция мусоросборников;
  • по мере необходимости устраняются засоры мусоропровода.

Если в подъезде нет ни мусоропровода, ни лифта, количество работ заметно уменьшается, а периодичность выполнения возрастает. В таком случае ежедневно придётся подметать мокрым веником или щёткой лестничные клетки и марши двух верхних этажей. Два раза в неделю нужно провести такие же работы на третьем и последующих этажах. И не реже двух раз в неделю – помыть лестничные клетки и марши.

Существуют и такие виды работ, которые выполняются независимо от типа оборудования в подъезде. Например, один раз в год управляющей организации нужно мыть окна, убирать площадку у входа в подъезд, очищать приямок, металлическую решетку и протирать влажной тряпкой стены, чердачные лестницы, оконные решетки, двери, плафоны на лестничных клетках, почтовые ящики, шкафы для электросчётчиков, слаботочные устройства.

Два раза в год управляющая организация должна обеспечить обметание пыли с потолков, влажную уборку подоконников и радиаторов отопления.

Расчёт стоимости уборки подъездов

Собственники спрашивают откуда взялась цена на уборку подъезда. Управляющая организация должна уметь обосновать стоимость услуги.

Для уборки подъезда управляющей организации нужно:

1. Нанять сотрудников.

Заработная плата технического персонала первого разряда должна быть не ниже прожиточного минимума. Для определения тарифной ставки, которая понадобится на зарплату сотрудника, управляющей организации следует брать величину прожиточного минимума за второй квартал текущего года и индексировать её на плановый индекс роста потребительских цен.

Также нельзя забывать о начислениях компенсирующего характера, уплате страховых взносов и отраслевых целевых платежей, годовом балансе рабочего времени и нормативном коэффициенте невыхода рабочего персонала.

2. Закупить материалы.

Моющие средства, тряпки, перчатки управляющая компания может использовать недорогие, но площадь общего имущества не сравнится с квартирой, которую собственник убирает самостоятельно. Поэтому стоит объяснить жильцам, что на материалы ежегодно уходит крупная сумма денег.

3. Оплатить налоги.

4. Заплатить платёжным агентам.

Все платежи проходят через банки, почту или другие платёжные системы. Как правило, они берут комиссию за перевод платежа.

5. Оплатить подрядным организациям услуги ведения лицевых счетов, подготовки платёжных документов и их доставки до жильцов.

Для расчёта тарифа в первую очередь определите площадь, которую предстоит убирать. Она равна площади мест общего пользования, указанной в техническом паспорте.

Расчёт можно выполнить разными методами. Самый простой – метод единичных расценок: умножьте уборочную площадь на периодичность работ, и вы получите годовой объём услуг в натуральном выражении.

Затем для получения годовой стоимости услуг умножьте годовой объём услуг на единичную расценку. В качестве основы для единичной расценки рекомендуем использовать сборник «Стоимости работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме», разработанный Центром муниципальной экономики и права.

Последний шаг – расчёт тарифа. Для этого полученную годовую стоимость работ разделите на сумму жилой и нежилой площадей и на двенадцать месяцев.

Что будет, если УО плохо убирает подъезды

Первое негативное последствие некачественной уборки – недовольство жильцов. Сначала жильцы предъявляют управляющей организации устные претензии. Если их не слышат, начинают подавать письменные жалобы в УО.

Если управляющей организации поступает письменная претензия, она должна организовать специальную комиссию для оценки качества уборки подъездов. Если комиссия подтвердит, что подъезды убраны плохо, УО должна принять меры по устранению недостатков и сообщить об этом собственникам.

Бывает и так, что УО не реагирует ни на устные, ни на письменные жалобы жильцов. Это может обернуться для неё негативно:жильцы проведут ОСС и выберут другой способ управления МКД или обратятся в ГЖИ, Роспотребнадзор, прокуратуру, городскую или районную администрацию.

Контролирующий орган на основе жалоб собственников вправе провести внеплановую проверку. Если будет доказано, что нарушения в работе УО имеются, ей выдадут предписание об устранении нарушений. В том числе могут обязать сделать перерасчёт по тем видам услуг, которые оказаны некачественно.

В интересах управляющей организации исправить все недочёты, указанные в предписании, точно в срок.

Уборка мест общего пользования: как исключить недовольство жителей и повысить качество работы персонала

Вымытые полы в подъезде — первое, что бросается жителю в глаза и на этой основе у него формируется первоначальное впечатление об УК. А изменить сформированное с самого начала негативное восприятие УК весьма непросто. Поэтому уборке МОПов уделяется так много внимания.

О чем говорят нормы права

Содержание общего имущества включает в себя уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества (пп. «Г» п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491).

Детализируется процесс уборки в п. 23 минимального перечня работ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 и включает:

— сухую и влажную уборку тамбуров, холлов, коридоров, галерей, лифтовых площадок и лифтовых холлов и кабин, лестничных площадок и маршей, пандусов;
— влажную протирку подоконников, оконных решеток, перил лестниц, шкафов для электросчетчиков слаботочных устройств, почтовых ящиков, дверных коробок, полотен дверей, доводчиков, дверных ручек;
— мытье окон;
— очистку систем защиты от грязи (металлических решеток, ячеистых покрытий, приямков, текстильных матов);
— проведение дератизации и дезинсекции помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, дезинфекция септиков, дворовых туалетов, находящихся на земельном участке, на котором расположен этот дом.

Особенность минимального перечня в том, что он не устанавливает периодичности уборки МОПов, предполагая, что это будет прописано в договоре управления многоквартирным домом.

Есть общая норма о том, что мокрую уборку всех поверхностей необходимо выполнять не реже одного раза в месяц: должна быть обеспечена регулярная уборка лестничных клеток: обметание окон, подоконников, отопительных приборов — не реже 1 раза в 5 дней; стены — не менее 2 раз в месяц; мытье — не реже 1 раза в месяц (Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утв. Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170).

Однако фактически мокрой уборки МОПов 1 раз в месяц недостаточно, поэтому полы в подъездах как правило моют каждую неделю.

В любом случае точная периодичность уборки определяется в соответствии с графиком, указанным в договоре управления. А график зависит от тарифа, который бы позволил проводить уборку чаще.

Как наладить уборку МОП

Нормы законодательства носят довольно общий характер. Гораздо важнее, как практически наладить нормальную уборку МОП как часть процесса эксплуатации жилфонда. В связи с этим учитываем следующее.

1. Размещение графика уборки. Специальных требований размещать такой график нет, но обычно он размещается. Это делается в том числе для того, чтобы у жителей было понимание, когда уборка МОП будет произведена. Если на улице сильно грязно, а влажная уборка предстоит завтра и все это видят, то винить УК будет преждевременно (ведь она убирает по графику).

2. Отсюда вытекает то, что можно назвать сезонным фактором. В период распутицы, таяния снега или дождей — грязи в подъезде больше, чем обычно и она активно разносится ногами. Чтобы с ней справиться необходимо либо менять график уборки таким образом, чтобы чаще мыть первый этаж (потому что он проходной), либо устанавливать дополнительные коврики грязезащиты.

3. Использование ковриков грязезащиты сдерживает поток грязи в период распутицы. Хороший эффект показывают ворсовые коврики, но желательно их также сопроводить придверными прорезиненными коврами. Тогда сначала грязь будет обшмыгиваться по ним, а затем оставаться на ворсе.

4. Не экономить на специальных моющих средствах. Наиболее частая претензия к уборщицам заключается в том, что они моют МОП одной и той же грязной водой, не меняя ее и не добавляя в нее спецсредства. Такой мытье бесполезно. После влажной уборки запах хлорки и свежести должен «бить в нос». А мытье одной и той же водой по сути предполагает лишь «разведение» грязи и полное отсутствие какой-либо дезинфекции.

5. Подключать жителей к процессу приемки уборки. Распространенной практикой является подписание уборщицей обходного листа после уборки. Он подтверждает, что претензий к уборке у жителей нет. Кроме того, такая практика позволяет эффективно работать с теми жителями, которые постоянно недовольны качеством уборки подъездов.

6. Проведение генеральной уборки. Вообще такое понятие в нормативных актах не встречается. Но все же в законах и постановлениях перечислены элементы общего имущества, которые нужно мыть и убирать, т.е. поддерживать в надлежащем санитарном состоянии. Сюда относится уборка в тамбурах, холлах, коридорах, галереях, лифтовых площадках и лифтовых холлах и кабинах, лестничных площадках и маршах, пандусах. Уборка всех этих элементов общего имущества равняется генеральной.

Несмотря на отсутствие специальных требований к генеральной уборке, ее нужно проводить. Эффективным способом будет выступать привлечение специальной клининговой организации к этому процессу. Клининг в каком-то смысле отличается от обычной влажной уборки, потому что он более масштабен и предполагает активное использование моющих средств на основе хлора.

Ответственность за отсутствие уборки

Судебная практика показывает, что штрафы за отсутствие уборки трактуются надзорными органами (ГЖИ) как нарушение лицензионных требований, которые обязательны для УК. Таким образом, сумма штрафа может легко составить 250 тыс. рублей для юридического лица (п. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ).

Но стоит также учитывать, что штраф может быть получен не только от органа госжилнадзора, но и от Ростехнадзора. Статья будет другая (Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения), а сумма штрафа может составить от 20 до 30 тыс. рублей, но с приостановкой деятельности на 90 суток.

Для УК и ТСЖ совершенно нелишне объяснять из чего складывается тариф на уборку и как он формируется. Многие жители имеют ожидания, что влажное мытье полов должно осуществляться ежедневно, но это не так. МОПы можно мыть каждый день, но при соответствующем тарифе. Во всем остальном следует полагаться на график, который обычно предполагает уборку не чаще раза в неделю.

Подъезд

foto32054-1

Уборка в подъезде многоквартирного дома предполагает их регулярную качественную обработку.

Не все собственники квартир в многоэтажных домах знают о том, что этот процесс является прямой обязанностью управляющей компании.

О том, что входит в уборку подъезда жилого дома, какие нормативы и правила прописаны в законах РФ, с какой периодичностью она должна проводиться и не только, читайте в статье.

Какими законами регулируется?

Уборка в подъезде регулируется на законодательном уровне. Документы, постановления и законодательные акты, в которых освящен этот вопрос:

    от 13.08.2006 года. В нем утверждены правила, согласно которым должно содержаться имущество в многоквартирном доме. , принятое 3.04.2013 года. В нем перечислен перечень работ, которые должны проводиться в многоквартирном доме с целью обеспечения надлежащего состояния имущества. , принятое 27.09.2003 года. В нем утверждены правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда. . , принятый 30.03.1999 года.

Вся деятельность, связанная с уборкой подъездов в многоквартирных домах, опирается на перечисленные постановления и законы.

Что входит в перечень работ?

foto32054-3

В уборку подъезда входит следующий перечень работ:

  • влажная и сухая обработка холла;
  • мытье коридоров и тамбуров;
  • мытье кабины лифта;
  • мытье лестниц, пандусов и пола;
  • удаление пыли и грязи на окнах;
  • обработка перил, лестниц и подоконников;
  • мытье почтовых ящиков;
  • уход за щитками, в которых находятся электросчетчики;
  • мытье дверей и ручек;
  • проветривание подъезда, устранение неприятных запахов;
  • обработка чердачных и подвальных помещений с периодичностью, указанной в графике;
  • обработка мусоропровода и прилегающих к нему площадей.

Кто должен убирать?

В прошлые годы уборка в многоквартирном доме была задачей самих жильцов. Им приходилось составлять график дежурств и по очереди мыть лестничные марши и пролеты, либо нанимать для этой цели человека со стороны.

На сегодняшний день все изменилось. Уборка подъездов находится в компетенции управляющих компаний. Именно они занимаются наймом и контролем работы сотрудников.

За это руководство ТСЖ или ЖКС получает деньги, которые жильцы платят за содержание и ремонт многоквартирного дома. Такая графа прописана либо в общей, либо в отдельной квитанции. Если собственники многоквартирного дома перешли на самоуправление и отказались от УК, то заниматься подбором персонала и контролем его работы они должны самостоятельно.

Нормативы и правила

Нормативы и правила уборки подъездов предполагают соблюдение следующих стандартов:

  • четкое следование составленному графику;
  • регулярное выполнение сухой и влажной уборки коридоров, лифта, лестниц, маршей и пандусов, тамбуров и холлов;
  • удаление пыли с подоконника, решеток, перил, почтовых ящиков и пр.;
  • мытье окон;
  • проведение дератизации и дезинсекции;
  • санитарная обработка мусоропровода.

При проведении санитарно-гигиенических мероприятий в подъезде должно выполняться одновременное проветривание лестничных клеток. Для этого открываются форточки, рамы и фрамуги. Подробнее читайте в этой статье.

График уборки

График составляется для того, чтобы уборщик не отклонялся от заранее оговоренной схемы работ. С его помощью жильцам будет проще отслеживать деятельность нанятого персонала.

Существует два типа графиков:

foto32054-4

    В одном из них прописаны все виды работ и периодичность их проведения: ежедневные, еженедельные и ежегодные, отображены сроки генеральной и санитарной уборки.

График уборки представлен в виде сетки. Он составляется управляющей компанией или председателем дома. Подробнее читайте в этой статье.

Периодичность

Уборка подъезда должна осуществляться с определенной периодичностью. Конкретные рекомендации даны в Методическом пособии по содержанию и ремонту жилищного фонда от 2004 года.

Основные моменты, которые должны соблюдаться в обязательном порядке:

  1. Каждый день выполняется влажное подметание лестничных площадок двух нижних этажей.
  2. Каждую неделю выполняют влажное подметание маршей и площадок всего подъезда.
  3. Каждый день осуществляется уборка влажным веником площадей перед загрузочными клапанами мусоропроводов.
  4. Ежедневно в лифте должны мыться полы.
  5. Один или два раза в год в подъезде моют окна, стены, плафоны, радиаторы отопления, решетки, почтовые ящики и пр. В остальное время с них обязательно сметают пыль и удаляют иные загрязнения.

Более подробно расскажет эта публикация.

Наведение порядка после ремонта

После ремонта уборку подъезда должна осуществлять управляющая компания. Именно она обеспечивает благоприятные и безопасные условия для проживания граждан, а также гарантирует надлежащее содержание общего имущества в доме. Если после ремонта в подъезде остался строительный мусор, то сотрудники управляющей компании обязаны его вынести.

foto32054-5

После чего выполняется генеральная уборка, которая включает в себя следующие пункты:

  • влажная уборка площадок и лестничных маршей на всех этажах;
  • мытье решеток, перил, шкафов, дверей, ручек, доводчиков, радиаторов отопления и прочих элементов, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома;
  • мытье окон и подоконников.

Чтобы разобраться, кто должен заниматься уборкой подъезда после ремонта, нужно ознакомиться с договором, который составила управляющая компания с подрядной организацией, выполняющей ремонт.

Если в смету включены расходы по уборке подъезда от мусора, то этим занимается подрядчик. Отсутствие этого пункта подразумевает автоматическое перекладывание обязанностей на ТСЖ. В любом случае, подъезд после ремонта убирают не жильцы.

Что делать, если убирают плохо?

Если в многоквартирном доме уборка осуществляется некачественно, жильцы должны выказывать свое недовольство. В первую очередь нужно переговорить с председателем, который от лица всех собственников донесет претензии управляющей компании.

Если словесные жалобы остаются без внимания, необходимо обращаться в ТСЖ с письменным обращением. На его основании УК должна составить комиссию и провести проверку. По ее результатам принимают меры, например, делают персоналу выговор, наказывают ответственных лиц денежным штрафом или увольняют.

Подробнее читайте в этой статье.

Сколько стоит услуга?

Стоимость уборки подъездов зависит от площади квартиры, которую занимает собственник. Оплата осуществляется исходя из тарифов за 1 кв. м. Управляющая компания высчитывает эту сумму, отталкиваясь от предстоящих затрат.

foto32054-6

Основные расходы приходятся на следующие пункты:

  • зарплата персоналу;
  • закупка расходных материалов;
  • оплата налогов;
  • комиссия платежных систем;
  • оплата подрядным организациям, которые ведут лицевые счета, составляют квитанции и доставляют их жильцам.

Как правило, принятые тарифы пересматривают один раз в год. Подробнее читайте в этой статье.

Заключение

Уборка подъезда многоквартирного дома регламентируется на законодательном уровне. Она должна выполняться силами управляющей компании, которой жильцы перечисляют плату.

Уборка осуществляется по графику и с определенной периодичностью. Если услуга оказывается не в полной мере, нужно жаловаться в компетентные органы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *