5. Государственный орган: понятие и классификация
Орган государства – это самостоятельное подразделение аппарата государственной власти, а также юридически оформленная, экономически и организационно обособленная часть государственного механизма, которая наделена государственно-властными полномочиями и имеет все необходимые средства для реализации задач и функций государства в пределах своих полномочий.
Орган государства формируется на основе нормативно-правовых документов, которые определяют принципы его организации и сферу деятельности как одного из подразделений государственного аппарата.
В соответствии с этим можно выделить следующие признаки органа государства:
юридически организационный и экономически определенный характер;
наличие собственной структуры;
имеет государственно-властные полномочия;
государственные гражданские служащие выступают от имени всего государства;
наделение полномочиями в конкретной сфере общественной жизни, учитывая предназначение и место в государственном механизме;
выполнение строго определенных государственных функций и задач;
обладание правом на издание юридических актов;
наличие нужных материальных средств;
реализация деятельности на базе нормативных правовых актов;
близкое взаимодействие с иными государственными органами.
Виды государственных органов
1. По такому критерию, как юридический источник их легитимности, государственные органы делятся на следующие два вида:
органы, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами) субъектов РФ для непосредственного выполнения задач и функций государства. К таким государственным органам относятся: Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Государственная Дума РФ, Правительство РФ, министерства и ведомства РФ, суды, прокуратура, органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, полиция (первичные);
органы, учреждаемые в установленном законодательством порядке для обеспечения функционирования органов, перечисленных выше (указанных в предыдущем пункте). К ним относятся: Администрация Президента РФ, аппараты палат Федерального Собрания, Правительства, высших судебных органов РФ, аппараты органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ) (производные).
2. По действию в пространстве государственные органы делятся на федеральные государственные органы и органы субъектов РФ.
федеральные государственные органы распространяют свое действие на всю территорию РФ. Примером таких органов могут служить Государственная Дума, Правительство РФ, Президент РФ, прокуратура, вооруженные силы, суды и т.д.
деятельность органов субъектов РФ распространяется только в границах данного субъекта, их примерами являются органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ.
3. По длительности действия государственные органы делятся на постоянные и временные. Абсолютное большинство государственных органов РФ и государственных органов ее субъектов действуют на постоянной основе; временно действующие государственные органы могут создаваться для решения неотложных задач, вызванных временными обстоятельствами (например, в связи с введением чрезвычайного или военного положения).
4. Государственные органы можно дифференцировать на коллегиальные и органы, представленные одним лицом. Подавляющее большинство государственных органов носит коллегиальный характер, т.е. состоит из нескольких членов. Например, коллегиальными органами являются: Государственная Дума РФ (450 депутатов), Совет Федерации (178 членов), Правительство РФ, Верховный Суд РФ, Конституционный Суд РФ (19 судей) и многие другие государственные органы.
В то же время существуют такие государственные органы, которые находят свое физическое воплощение только в одном лице, занимающем государственную должность. Например, Президент РФ, глава республики в составе РФ и др. государственные органы.
5. Одним из наиболее важных критериев классификации государственных органов на виды является принцип разделения властей. На основе данного критерия государственные органы делятся на: законодательные; исполнительные; судебные.
Законодательные государственные органы — это выборные, коллегиальные, представительные органы государственной власти, наделенные исключительным правом принятия законов как актов, обладающих высшей юридической силой.
Выборность, коллегиальность, представительность — фундаментальные принципы организации законодательных органов. Основной функцией законодательных органов является принятие законов.
Законодательные органы можно разделить на две группы: высшие; местные.
В разных странах высшие законодательные органы называются по-разному. Однако обобщающим названием для всех законодательных органов является наименование «парламент», что в переводе с французского означает «говорить». В РФ высший законодательный орган — это Федеральное Собрание РФ, в США — Конгресс, в Польше Сейм и т.д.
Сосредотачивая в рамках своей законодательной деятельности законодательные функции, парламент нередко передает часть из них другим, подконтрольным ему органам. Возникающая в результате этой передачи система нормативных актов носит название делегированного законодательства.
Наряду с высшими органами законодательной власти существуют местные законодательные органы, такие как органы местного самоуправления.
Исполнительные государственные органы — это органы, назначение которых заключается в том, чтобы исполнять требования, содержащиеся в законах, а также обеспечивать исполнение законов гражданами и их объединениями.
Система исполнительных органов РФ включает в себя: Правительство РФ, федеральные министерства, агентства и службы; исполнительные органы субъектов РФ
Судебные органы — это суды, т.е. органы государственной власти, которые уполномочены законом осуществлять правосудие и некоторые другие судебные функции.
Основные особенности судебных органов:
только суды, и никакие иные органы, уполномочены осуществлять правосудие;
деятельность судов детально регламентируется законом, а именно процессуальными нормами.
Совокупность судов, построенная в соответствии с поставленными перед ними задачами и компетенцией, образуют судебную систему РФ.
Правосудие — это основная функция органов судебной власти. Наряду с ней органы судебной власти выполняют и иные функции: конституционный надзор; контроль за законностью и обоснованностью действий и решений органов исполнительной власти на основании закона «Об обжаловании в суд решений и действий должностных лиц, нарушающих права граждан»; рассмотрение отнесенных к его подведомственности дел об административных правонарушениях (около 50).
В настоящее время в обществе намечается тенденция к возрастанию роли судебной власти.
Выделяются также иногда контрольно-надзорные органы (Прокуратура РФ).
6. В зависимости от объема выполняемых полномочий выделяют:
высшие органы власти – это правительство, парламент и т. д.;
центральные, в частности министерства;
местные – государственные органы субъектов Федерации и т. п.
7. В зависимости от широты компетенции различают:
органы общей компетенции – это президент, правительство и др.;
органы специальной компетенции – это министерства, различные службы и агентства.
Государственный орган: понятие, структура и виды
Государственный орган – это структурный элемент, обладающий определенной самостоятельностью в системе государственного управления, призванный осуществлять реализацию тех или иных государственных функций, подкрепленных соответствующими властными полномочиями.
Понятие, значение и признаки государственного органа
Система государственного управления реализует предписанные ей функции через совокупность государственных органов. Каждый орган в системе государственного управления характеризуется определенными полномочиями, обеспечивающими ему реализацию тех или иных функций государственной власти.
Государственный орган – это инструмент, обеспечивающий реализацию государственной власти и государственной политики на территории страны, ее отдельных регионов.
Государственные органы отвечают следующим признакам:
- наличие внутреннего строения или структуры у каждого государственного органа. Государственные органы включают в состав структурные подразделения, объединенные одной целью функционирования;
- формирование состава государственного органа из государственных служащих;
- наличие у государственного органа определенной компетенции, выражающейся в совокупности юридически закрепленных полномочий, обязанностей и прав определенного государственного органа. Совокупность прав, полномочий и обязанностей определяет место государственного органа в системе государственного аппарата;
- наличие тесного взаимодействия между различными государственными органами. Государственные органы в совокупности образуют государственный аппарат, деятельность которого призвана обеспечить нормальную жизнедеятельность общества, защиту свобод и прав гражданина и человека, охрану территориальной целостности и безопасности государства;
- наличие совокупности властных полномочий, выражающихся в возможности издания обязательных к исполнению нормативно-правовых актов и формировании условий исполнения этих актов за счет применения разнообразных методов, включая методы принуждения;
- наличие материальной базы, финансовых ресурсов, источников бюджетного финансирования, обеспечивающих функционирование органа государственной власти;
- образование и действие в соответствии с нормативно-правовыми актами, начиная от Конституции страны и заканчивая соответствующими законами, указами и распоряжениями, положениями и так далее.
Структура государственного органа
Структура государственного органа представляет собой совокупность его структурных подразделений, играющих определенную роль в исполнении закрепленных за конкретным органом государственной власти полномочий.
Минимальным элементом структуры государственного органа выступает каждый конкретный государственный служащий, осуществляющий определенные обязанности на своем рабочем месте. На структуру государственного органа прямое воздействие оказывает объем реализуемых полномочий и функциональная нагрузка данного органа.
Характеристика видов государственных органов
Государственные органы классифицируются в соответствии с определенными критериями, к числу которых относятся следующие:
Способ возникновения. В соответствии с данным критерием всю совокупность государственных органов можно разделить на следующие виды:
- выборные или первичные государственные органы. Особенность этих органов состоит в том, что они не могут быть созданы какими-либо другими государственными органами. Их возникновение обеспечивается порядком наследования в том случае, если в государстве действует наследственная монархия, избранием в соответствии с установленной процедурой и наделением властных полномочий, делегируемых им избирателями, в случае формирования представительных органов власти в лице парламента;
- назначаемые или производные государственные органы, создание которых осуществляется первичными государственными органами, наделяющими их определенной совокупностью властных полномочий;
Объем властных полномочий или предмет ведения. В соответствии с этим критерием всю совокупность органов государственной власти можно разделить на следующие виды:
- федеральные государственные органы, власть которых распространяется на территорию всего государства. Примером таких органов являются Президент государства, его Правительство, Парламент и так далее;
- региональные органы государственного управления, функционирование которых осуществляется в рамках определенной административно-территориальной единицы, являющейся регионом государства. Властные полномочия таких органов получают применение только на территории этих регионов;
Широта компетенции. В соответствии с указанным критерием всю совокупность государственных органов можно разделить на следующие виды:
- органы общей компетенции, призванные осуществлять решение разнообразных вопросов. К числу таких органов относится российский Президент и российское Правительство;
- органы специальной компетенции, имеющие специализацию по отношению к выполнению какой-либо определенной функции. В качестве примера можно привести Министерство финансов, Министерство иностранных дел и так далее;
Способ осуществления компетенции или принятия решений. В соответствии с данным критерием государственные органы делятся на:
- коллегиальные, в рамках которых принятие решений осуществляется большинством голосов, например, Государственная Дума;
- единоначальные, которые предназначены для единоличного принятия решений, к примеру, Президент государства, Уполномоченный по правам человека;
Правовые формы деятельности. В соответствии с этим критерием государственные органы делятся на:
- правотворческие, в ведении которых находится издание нормативно-правовых актов, к примеру, Федеральное собрание;
- правоприменительные органы, которые осуществляют реализацию судебной власти;
- правоохранительные органы, деятельность которых направлена на охрану порядка и защиту права, к примеру, прокуратура;
Принцип разделения властей. В соответствии с этим критерием государственные органы делятся на:
Орган государственной власти
- О́рганы госуда́рственной вла́сти — организации (учреждения) госуда́рственной вла́сти.
Конкретные организации (например: Правительство СССР, Министерство внутренних дел и другие) и абстрактные (например: Федеральные органы власти, Федеральная служба, Местная администрация и другие) субъекты и объекты, предназначенные для управления государством на разных уровнях.
Их разделяют на:
местныеи так далее.
В различных государствах (странах, колониях) конституциями или постановлениями высших государственных органов власти выделены различные органы и институты, отвечающие за повышение контроля над гражданами, федеральными, региональными, местными и иностранными организациями и органами власти, партиями. Например органы финансового контроля, советы обороны и безопасности, прокуратуры, центральные избирательные органы и так далее. Однако, в науке существует мнение, что прокуратура не является органом государственной власти и что она является органом надзора со своими специфическими полномочиями.
Связанные понятия
Упоминания в литературе
Связанные понятия (продолжение)
Полномочия — ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия некоторых сотрудников на выполнение определенных задач (фактически командовать людьми).
Понятие и виды государственных органов
Государственный орган — структурный элемент механизма государства, обладающий властными полномочиями в определённых областях и сфере государственной деятельности.
Ряд авторов не относит орган государства ни к его аппарату, ни к его механизму, а рассматривает его либо как часть государства в целом, либо как организацию, решающую государственные задачи.
Виды государственных органов
в соответствии с принципом разделения государственной власти органы государства могут подразделяться на
— законодательные органы
— исполнительные органы
— судебные органы
Законодательные органы государственной власти
Представительные (законодательные) органы публичной власти разделяются на следующие уровни:
Парламент, местные органы и местное самоуправление
Федеральный уровень — Парламенты, Федеральное Собрание (ГД и СФ)
Региональный уровень — представительные (законодательные) органы государственной власти субъектов федерации
Муниципальный уровень — представительные органы муниципальных образований.
Формируются путём избрания их населением страны, действуют от его имени и ответственны перед ними.
Законодательный орган занимает главенствующие положение в механизме государства, так как при разделении властей, законодательная является наиболее важной. Устанавливает общие требования , которая исполнительная власть должна реализовать в жизнь, и которая служит законодательной основой для деятельности судебной власти. Высшим законодательным органом является парламент. При парламентах образуются и действуют различные комитеты, которые обеспечивают эффективную деятельность законодательного органа (бюджетно-финансовая, международные дела, здравоохранение, борьба с преступностью)
Исполнительные органы публичной власти
Структуру федерального уровня системы органов исполнительной государственной власти составляют:
1) правительство (состоит из председателя, его заместителей и федеральных министров);
2) федеральные органы исполнительной власти (федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства).
3) гос. органы при Правительстве РФ
4) служба внешней разведки
5) ФСБ
6) МВД
Глава государства выступает носителем высшей исполнительной власти. В России по Конституции исполнительная власть принадлежит Правительству, но фактически возглавляет ее Президент, который дает указания премьер-министру и которому непосредственно подчинены «силовые» и некоторые другие министры. Правительство – это высший исполнительный и распорядительный орган гос.власти , который осуществляет управление страной. Правительство возглавляется главой представительства (ими являются премьер-министр, председатель совета. В состав правительства входят члены правительства, возглавляющие центральные ведомства (министерства департаменты). Так же помощники министров.
Судебные органы публичной власти
Суд – орган государства, осуществляющий правосудие в форме разрешения гражданских, уголовных, административных и арбитражных дел. Эта деятельность направлена на обеспечение конституционных устоев, охрану законных прав и интересов граждан и организаций. Независимость судов объясняется тем, что суд опирается только на закон, и только ему подчиняется.
Вся система судов возглавляется верховными судебными органами, осуществляемая различными судами, создаваемыми в соответствии с законом.
Структура системы судебных органов публичной власти включает в себя федеральные суды и суды субъектов федерации
Структура системы судебных органов государственной власти на федеральном уровне включает в себя
Конституционный суд Российской Федерации,
Верховный Суд и систему федеральных судов общей юрисдикции
Высший Арбитражный Суд и систему федеральных арбитражных судов.
По способу создания государственные органы делятся на:
а) первичные (избираемые населением — парламент, президент) и
б) производные (образуемые первичными — правительство, суды)
В соответствии с объемом компетенции органы государства разделяются на:
а) органы общей компетенции (правительство)
б) органы специальной (отраслевой) компетенции (МВД, ФСБ, прокуратура. Минюст).
По способу принятия решений органы государства могут быть:
а) коллегиальными (парламент, правительство)
б) единоначальными (президент, министерство, воинская часть, орган внутренних дел).
В связи с территориальным устройством государства его органы подразделяются на
а) центральные (федеральные) и
б) региональные (субъекта федерации).