Что такое территориальная зона земельного участка и как можно изменить ее границы?
Отнесение земельных участков к конкретным территориальным зонам происходит в результате градостроительного планирования территории муниципального образования. К основным целям такого планирования можно отнести:
- Определение в документам территориального планирования назначения территории исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов;
- Обеспечение устойчивого развития территории;
- Развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктур;
- Учет интересов граждан, объединений граждан, Российской Федерации, субъектов Р.Ф. и муниципальных образований.
Виды территориальных зон определены в части 1 ст.35 ГрК РФ. Так, в результате градостроительного зонирования могут определяться:
- Жилые зоны;
- Общественно-деловые зоны;
- Производственные зоны;
- Зоны инженерной и транспортной инфраструктур;
- Зоны сельскохозяйственного использования;
- Зоны рекреационного назначения;
- Зоны особо охраняемых территорий;
- Зоны специального назначения;
- Зоны размещения военных объектов и иные виды.
В свою очередь, территориальные зоны также делятся на зоны. Перечни зон, входящих в состав конкретной территориальной зоны, приведены в ч.2 ст.35 ГрК РФ. Так, например:
В состав жилых зон включаются зоны:
- застройки индивидуальными жилыми домами;
- застройки инд. жилыми домами и домами блокированной застройки;
- застройки среднеэтажными многоквартирными домами;
- застройки многоэтажными многоквартирными домами;
- жилой застройки иных видов;
В состав общественно– деловых зон включаются зоны:
- делового, общественного и коммерческого назначения;
- размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения;
- обслуживания объектов, необходимых для осуществления производственной и предпринимательской деятельности;
- общественно-деловые зоны иных видов.
В состав производственных зон, зон инженерной и транспортной инфраструктур включаются:
- коммунальные зоны — зоны размещения коммунальных и складских объектов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, объектов транспорта, объектов оптовой торговли;
- производственные зоны — зоны размещения производственных объектов с различными нормативами воздействия на окружающую среду;
- иные виды производственной, инженерной и транспортной инфраструктур.
В состав сельскохозяйственного использования включаются зоны:
- сельскохозяйственных угодий — пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими);
- занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, садоводства и огородничества, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения
Для каждой территориальной зоны устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (п. 1 ч. 4 ст. 35, ч. 2 ст. 37 ГрК РФ).
Может ли земельный участок располагаться в двух территориальных зонах?
Как правило земельный участок может быть отнесен только к одной территориальной зоне. Между тем, в исключительных случаях он может быть расположен в двух территориальных зонах. К примеру, если участок образуется для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов (ч. 4 ст. 30 ГрК РФ, п. 7 ст. 11.9 ЗК РФ)
МНЕНИЕ: «пересечение границы земельного участка и границы муниципального образования, населенного пункта, территориальной зоны, лесничества, если оно не превышает пределы диапазона средней квадратической погрешности определения характерных точек границ указанных объектов, не является основанием для приостановления кадастрового учета земельного участка» (Письмо Росреестра от 22.09.2021 N 14-13645/21@).
Согласно п.7 ст.1, п.2 ч.2, ч.4 ст. 30 ГрК РФ границы территориальных зон устанавливаются на карте градостроительного зонирования, которая является частью ПЗЗ. Как следует из п.5 ч.3 ст.33 ГрК РФ, чтобы изменить границы территориальной зоны, необходимо внести изменения в ПЗЗ. Сделать это можно в том числе и по инициативе физлиц и организаций.
Следует иметь в виду:
Утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача градостроительного плана земельного участка, расположенного в границах поселения, выдача разрешений на строительство и т.д. относится к вопросам местного значения городских поселений (п.20 ч.2 ст. 14 Федерального закона № 131–ФЗ), если законом субъекта РФ они не закреплены за сельскими поселениями (ч.3, 4 ст. 14 Федерального закона № 131–ФЗ).
Согласно ч.6 ст. 31, п.2 ч.2, п.5 ч.3 ст. 33 ГрК РФ вопрос о внесении изменений в ПЗЗ решает глава местной администрации. Одним из оснований для его рассмотрения является поступление предложений об изменении границ территориальных зон. Сначала необходимо подать такое предложение в комиссию по подготовке проекта ПЗЗ, состав и порядок деятельности которой утверждается главой местной администрации.
Часть 4 ст.33 ГрК РФ устанавливает, что предложение об изменении границ территориальных зон рассматривается комиссией в течение 25 дней со дня его поступления. Результатом является заключение с рекомендацией о внесении изменений в ПЗЗ или о его отклонении с указанием причин отклонения, которое направляется главе местной администрации.
Часть 5 ст. 33 ГрК РФ предусматривает, что глава местной администрации в течение 25 дней принимает решение с учетом рекомендаций комиссии о подготовке проекта о внесении изменений в ПЗЗ или об отклонении предложения. Копия такого решения направляется заявителю. Если принято отрицательное решение, то в нем должны быть указаны причины отклонения предложения.
Основания для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки (ст. 33 ГрК РФ):
- Несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений;
- Поступление от уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти обязательного для исполнения в сроки, установленные законодательством Российской Федерации, предписания об устранении нарушений ограничений использования объектов недвижимости, установленных на приаэродромной территории, которые допущены в правилах землепользования и застройки поселения, городского округа, межселенной территории;
- Поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов;
- Несоответствие сведений о местоположении границ зон с особыми условиями использования территорий, территорий объектов культурного наследия, отображенных на карте градостроительного зонирования, содержащемуся в Едином государственном реестре недвижимости описанию местоположения границ указанных зон, территорий;
- Несоответствие установленных градостроительным регламентом ограничений использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных полностью или частично в границах зон с особыми условиями использования территорий, территорий достопримечательных мест федерального, регионального и местного значения, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости ограничениям использования объектов недвижимости в пределах таких зон, территорий;
- Установление, изменение, прекращение существования зоны с особыми условиями использования территории, установление, изменение границ территории объекта культурного наследия, территории исторического поселения федерального значения, территории исторического поселения регионального значения;
- Принятие решения о комплексном развитии территории;
- Обнаружение мест захоронений, погибших при защите Отечества, расположенных в границах муниципальных образований.
Подготовка проекта внесения изменений в ПЗЗ и его утверждение проводится в соответствии с нормами ГрК РФ в следующем порядке:
Глава местной администрации не позднее чем по истечении десяти дней с даты принятия решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки обеспечивает опубликование сообщения о принятии такого решения в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещение указанного сообщения на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет». Сообщение о принятии такого решения также может быть распространено по радио и телевидению.
Требования к содержанию такого сообщения
Подготовленный проект внесения изменений в ПЗЗ проверяет орган местного самоуправления, после чего передает его в комиссию, если в нем выявлены недостатки, либо главе муниципального образования
Далее проводятся общественные обсуждения или публичные слушания
Глава муниципального образования должен принять решение об этом в течение 10 дней после получения проекта от органа местного самоуправления. По общему правилу их продолжительность не может быть менее одного и более трех месяцев. Порядок проведения таких обсуждений и слушаний должен быть установлен уставом муниципального образования и/или актом его представительного органа.
Требования к их проведению установлены нормами ГрК РФ.
- Ч.15 ст. 31, ч.1 ст. 33 ГрК РФ
Итогом проведения обсуждений и слушаний является внесение комиссией изменений в проект. После этого его новая редакция с обязательным приложением протокола общественных обсуждений или публичных слушаний и заключение об их результатах направляется главе местной администрации.
Глава местной администрации должен в течение 10 дней после представления ему проекта внесения изменений в ПЗЗ и приложений к нему:
- принять решение об утверждении ПЗЗ, если субъектом РФ принято решение об утверждении ПЗЗ местной администрацией, либо передать на утверждение представительному органу местного самоуправления. В таком случае этот орган должен рассмотреть этот вопрос на заседании не позднее дня проведения заседания, следующего за ближайшим заседанием;
- направить проект на доработку с указанием даты его повторного представления.
Порядок утверждения ПЗЗ приведен в ст. 32 ГрК РФ. После их утверждения ПЗЗ публикуются в официальных СМИ и размещаются на официальном сайте поселения, городского округа (при его наличии). Кроме того, согласно ч.3, 3.1 ст. 32 в течение 10 дней с даты утверждения ПЗЗ должны быть размещены в ФГИС территориального планирования.
Необходимо отметить, что ГрК РФ не предусматривает извещение лица, которое стало инициатором изменения границ территориальных зон. Поэтому, чтобы узнать о внесении изменений в ПЗЗ, рекомендуем отслеживать соответствующую информацию в вышеуказанных источниках.
После изменения границ территориальной зоны эти изменения должны быть отражены в ЕГРН. Такая информация вносится в ЕГРН в порядке межведомственного взаимодействия. Для этого орган местного самоуправления обязан направить в орган регистрации прав необходимые документы (содержащиеся в них сведения) (п. 3 ч. 1 ст. 32 Закона о госрегистрации недвижимости).
С. Образцова — юрист СМО Хабаровского края на основе законодательных актов и иной информации, содержащейся в информационно– справочной системе Консультант Плюс.
Что определяет градостроительный регламент территориальной зоны
ГрК РФ Статья 36. Градостроительный регламент
Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 36 ГрК РФ
1. Градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
2. Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом:
1) фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны;
2) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства;
3) функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований;
4) видов территориальных зон;
5) требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.
3. Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.
4. Действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки:
1) в границах территорий памятников и ансамблей, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий памятников или ансамблей, которые являются выявленными объектами культурного наследия и решения о режиме содержания, параметрах реставрации, консервации, воссоздания, ремонта и приспособлении которых принимаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия;
(в ред. Федерального закона от 22.10.2014 N 315-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) в границах территорий общего пользования;
3) предназначенные для размещения линейных объектов и (или) занятые линейными объектами;
(п. 3 в ред. Федерального закона от 20.03.2011 N 41-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4) предоставленные для добычи полезных ископаемых.
(п. 4 введен Федеральным законом от 31.12.2005 N 210-ФЗ)
С 01.09.2024 в ч. 5 ст. 36 вносятся изменения (ФЗ от 04.08.2023 N 469-ФЗ).
5. Применительно к территориям исторических поселений, достопримечательных мест, землям лечебно-оздоровительных местностей и курортов, зонам с особыми условиями использования территорий градостроительные регламенты устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
С 01.09.2024 в ч. 6 ст. 36 вносятся изменения (ФЗ от 04.08.2023 N 469-ФЗ).
6. Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон и территорий опережающего развития.
(в ред. Федеральных законов от 22.07.2005 N 117-ФЗ, от 31.12.2005 N 210-ФЗ, от 03.06.2006 N 73-ФЗ, от 14.07.2008 N 118-ФЗ, от 31.12.2014 N 519-ФЗ, от 14.07.2022 N 271-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6.1. До установления градостроительных регламентов в отношении земельных участков, включенных в границы населенных пунктов из земель лесного фонда (за исключением лесных участков, которые до 1 января 2016 года предоставлены гражданам или юридическим лицам либо на которых расположены объекты недвижимого имущества, права на которые возникли до 1 января 2016 года, и разрешенное использование либо назначение которых до их включения в границы населенного пункта не было связано с использованием лесов), такие земельные участки используются с учетом ограничений, установленных при использовании городских лесов в соответствии с лесным законодательством.
(часть 6.1 введена Федеральным законом от 29.07.2017 N 280-ФЗ)
Разрешенное использование земельных участков особо охраняемой природной территории, которая полностью или частично расположена в границах земель лесного фонда, устанавливается положением об особо охраняемой природной территории (ФЗ от 03.08.2018 N 342-ФЗ).
7. Использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами. Использование земель или земельных участков из состава земель лесного фонда, земель или земельных участков, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий (за исключением территорий населенных пунктов, включенных в состав особо охраняемых природных территорий), определяется соответственно лесохозяйственным регламентом, положением об особо охраняемой природной территории в соответствии с лесным законодательством, законодательством об особо охраняемых природных территориях.
(в ред. Федеральных законов от 30.10.2007 N 240-ФЗ, от 03.08.2018 N 342-ФЗ, от 30.12.2020 N 505-ФЗ, от 04.08.2023 N 448-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8. Земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
9. Реконструкция указанных в части 8 настоящей статьи объектов капитального строительства может осуществляться только путем приведения таких объектов в соответствие с градостроительным регламентом или путем уменьшения их несоответствия предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции. Изменение видов разрешенного использования указанных земельных участков и объектов капитального строительства может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленными градостроительным регламентом.
10. В случае, если использование указанных в части 8 настоящей статьи земельных участков и объектов капитального строительства продолжается и опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия, в соответствии с федеральными законами может быть наложен запрет на использование таких земельных участков и объектов.
Статья 33. Общие положения градостроительных регламентов
1. Градостроительные регламенты устанавливаются на основании изучения социально-пространственного качества среды города, возможности и рациональности ее изменения.
2. Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом:
— фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны;
— возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства;
— функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных генеральным планом города;
— видов территориальных зон;
— требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.
3. Градостроительный регламент определяет правовой режим земельных участков и объектов капитального строительства и распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.
4. В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки:
— в границах территорий памятников и ансамблей, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий памятников или ансамблей, которые являются вновь выявленными объектами культурного наследия и решения о режиме содержания, параметрах реставрации, консервации, воссоздания, ремонта и приспособлении которых принимаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия;
— в границах территорий общего пользования;
— занятые линейными объектами;
— предоставленные для добычи полезных ископаемых.
5. Структура градостроительного регламента состоит из:
— видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства;
— параметров разрешенного использования — предельных (минимальных и (или) максимальных) размеров земельных участков и предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;
— ограничений использования земельных участков и объектов капитального строительства устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6. Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства включают:
1) основные виды разрешенного использования, которые не могут быть запрещены при условии соблюдения особых градостроительных требований к формированию земельных участков и объектов капитального строительства и технических требований по подготовке проектной документации и строительству;
2) условно разрешенные виды использования;
3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным или условно разрешённым видам разрешенного использования и осуществляемые совместно с ними.
7. Объекты, предназначенные для обеспечения функционирования и нормальной эксплуатации объектов недвижимости — инженерно-технические объекты, сооружения и коммуникации (электро-, водо-, газообеспечение, канализование, телефонизация и т.д.), объекты и предприятия связи, общественные туалеты, объекты санитарной очистки территории – всегда являются разрешенными видами использования (вспомогательными или условно разрешёнными) для всех территориальных зон при соблюдении нормативных разрывов с прочими объектами капитального строительства.
8. Вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые разрешены во всех территориальных зонах, обозначенных на карте градостроительного зонирования:
1) виды использования, технологически связанные с объектами основных и условно разрешенных видов использования или обеспечивающие их безопасность, в том числе противопожарную в соответствии с нормативно-техническими документами;
2) объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания, и иные подобные объекты, обеспечивающие потребности работников основных и условно разрешенных видов использования;
3) для объектов, требующих постоянного присутствия охраны – помещения или здания для персонала охраны;
4) объекты инженерной инфраструктуры, необходимые для инженерного обеспечения объектов основных, условно разрешенных, а также иных вспомогательных видов использования;
5) благоустроенные озелененные территории;
6) автомобильные проезды, подъезды, обслуживающие соответствующий участок;
7) автостоянки (парковки) и гаражи (в том числе подземные и многоэтажные, кроме зон с индивидуальной жилой застройкой);
8) общественные туалеты (кроме зон с индивидуальной жилой застройкой и встроенных в жилые дома, детские учреждения);
9) хозяйственные площадки для мусоросборников;
10) иные вспомогательные объекты, предусмотренные действующими нормативами для зданий и сооружений соответствующего функционального назначения.
Для земельных участков с основными и условно разрешенными видами использования суммарная общая площадь застройки вспомогательных видов использования не должна превышать общей площади застройки основных и условно разрешенных видов использования.
Для земельных участков с основными и условно разрешенными видами использования, представленными площадками или открытыми сооружениями (рынки, автомобильные стоянки, причалы и пр.) территория, отводимая под вспомогательные виды использования не должна превышать 10% от площади земельного участка.
9. Виды использования, не предусмотренные в градостроительном регламенте, являются запрещенными.
10. Параметры разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства могут включать:
1) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь и линейные размеры (минимальные и/или максимальные), включая линейные размеры предельной ширины участков по фронту улиц (проездов) и предельной глубины участков;
2) минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;
3) предельное (минимальное и/или максимальное) количество этажей или предельную (минимальную и/или максимальную) высоту зданий, строений, сооружений;
4) максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка;
5) минимальный процент озеленения для территорий жилых кварталов, детских дошкольных и спортивных площадок для средне образовательных учреждений;
6) показатели общей площади помещений (минимальные и/или максимальные) для вспомогательных видов разрешенного использования;
7) иные показатели.
11. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются указанные в части 10 настоящей статьи размеры и параметры, их сочетания. Сочетания указанных параметров и их значения устанавливаются индивидуально применительно к каждой территориальной зоне.
12. Границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, могут не совпадать с границами территориальных зон. Разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства допускается при условии соблюдения ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
13. В отдельных случаях могут быть установлены особые градостроительные требования к использованию территориальных зон или их частей по дополнительным направлениям:
— архитектурно-художественный облик застройки (стилевое единство; материал и конструкции; характер кровли; цветовое решение фасадов; устройство мансардных этажей; уровень подземной урбанизации; устройство нежилых первых этажей в жилых домах);
— инженерная подготовка и инженерное обеспечение (водопонижение; поверхностный водоотвод; коммуникационные коридоры; централизованные системы жизнеобеспечения; автономные системы жизнеобеспечения и т.д.);
— благоустройство и озеленение (материал элементов благоустройства; материал мощения; использование крупномерного посадочного материала и т.д.);
— визуальная информация и реклама (размещение на зданиях с применением существующих конструкций; использование отдельных рекламоносителей; требования к цветовому и светодинамическому решению в оформлении витрин, фасадов);
— особые условия организации градостроительного процесса (проектирование и строительство на конкурсной основе; создание кондоминиумов (товариществ) на комплексное освоение территорий, изучение общественного мнения.
14. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми субъектами земельных и градостроительных отношений – гражданами и юридическими лицами, независимо от форм собственности и прав на земельные участки и объекты капитального строительства на территории города. Указанные лица могут использовать земельные участки и принадлежащие им объекты капитального строительства в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования при условии соблюдения градостроительных и технических норм и требований и градостроительных ограничений, установленных законодательством.
15. Минимальная площадь земельного участка допускается не менее суммы площади, занимаемой существующим или размещаемым на его территории объектом капитального строительства и требуемых в соответствии с настоящими Правилами площади озелененной территории, площади для размещения машино-мест, проездов и иных, необходимых с настоящими Правилами и техническими регламентами вспомогательных объектов, предназначенных для его обслуживания и эксплуатации.
16. Минимальный отступ зданий от красных линий – 3м для всех территориальных зон, кроме зоны застройки малоэтажными и индивидуальными жилыми домами Ж-3. В условиях реконструкции сложившейся жилой застройки города красную линию допускается совмещать с линией регулирования застройки. По красной линии допускается размещать жилые здания с встроенными в первые этажи или пристроенными помещениями общественного назначения, а на жилых улицах в условиях реконструкции сложившейся застройки — и жилые здания с квартирами в первых этажах.
17. В соответствии с законодательством Российской Федерации, градостроительная деятельность в муниципальном образовании город Тарко-Сале должна вестись с учетом создания условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной и транспортной инфраструктуры, средствам связи и информации. Основным принципом формирования безопасной и удобной для инвалидов городской среды является создание условий для обеспечения беспрепятственной доступности объектов обслуживания в зонах застройки различного функционального назначения, зонах рекреации, а также в местах пользования транспортными коммуникациями, сооружениями, устройствами, пешеходными путями.
18. Предельные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства для территориальных зон, не приведенные в настоящих Правилах, определяются в соответствии с действующими нормативно-техническими документами. Требования к параметрам сооружений и границам земельных участков являются расчетными и определяются в соответствии с назначением, специализацией объекта, планируемой вместимостью, мощностью и объемами ресурсов, необходимых для функционирования объекта – количество работающих, посетителей и др.
19. Параметры магистральных улиц (поперечный профиль улиц) и минимальное расстояние зданий от края основной проезжей части принимаются в соответствии с проектами планировки.
Чтобы вернуться на главную страницу сайта обратитесь к ссылке: на главную страницу или используйте систему навигации сайта
Статья 36 ГрК РФ. Градостроительный регламент
1. Градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
2. Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом:
1) фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны;
2) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства;
3) функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований;
4) видов территориальных зон;
5) требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.
3. Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.
4. Действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки:
1) в границах территорий памятников и ансамблей, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий памятников или ансамблей, которые являются выявленными объектами культурного наследия и решения о режиме содержания, параметрах реставрации, консервации, воссоздания, ремонта и приспособлении которых принимаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия;
2) в границах территорий общего пользования;
3) предназначенные для размещения линейных объектов и (или) занятые линейными объектами;
4) предоставленные для добычи полезных ископаемых.
5. Применительно к территориям исторических поселений, достопримечательных мест, землям лечебно-оздоровительных местностей и курортов, зонам с особыми условиями использования территорий градостроительные регламенты устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6. Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон и территорий опережающего социально-экономического развития.
6.1. До установления градостроительных регламентов в отношении земельных участков, включенных в границы населенных пунктов из земель лесного фонда (за исключением лесных участков, которые до 1 января 2016 года предоставлены гражданам или юридическим лицам либо на которых расположены объекты недвижимого имущества, права на которые возникли до 1 января 2016 года, и разрешенное использование либо назначение которых до их включения в границы населенного пункта не было связано с использованием лесов), такие земельные участки используются с учетом ограничений, установленных при использовании городских лесов в соответствии с лесным законодательством.
7. Использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами. Использование земельных участков в границах особых экономических зон определяется органами управления особыми экономическими зонами.
8. Земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
9. Реконструкция указанных в части 8 настоящей статьи объектов капитального строительства может осуществляться только путем приведения таких объектов в соответствие с градостроительным регламентом или путем уменьшения их несоответствия предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции. Изменение видов разрешенного использования указанных земельных участков и объектов капитального строительства может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленными градостроительным регламентом.
10. В случае, если использование указанных в части 8 настоящей статьи земельных участков и объектов капитального строительства продолжается и опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия, в соответствии с федеральными законами может быть наложен запрет на использование таких земельных участков и объектов.
Комментарии к ст. 36 ГрК РФ
1. Согласно ст. 1 комментируемого Кодекса градостроительный регламент включает в себя устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Градостроительный регламент определяет правовой режим земельных участков и используется при их застройке и эксплуатации объектов капитального строительства, расположенных на данном участке.
2. Часть 2 комментируемой статьи определяет факторы, влияющие на установление градостроительных регламентов.
3. Части 3 — 5 данной статьи содержат нормы, регулирующие действие градостроительного регламента применительно к различным типам участков и территорий.
Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 210-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации» в ч. 4 комментируемой статьи были внесены изменения. Перечень земельных участков, на которые не распространяется действие градостроительного регламента, был дополнен землями, предоставленными для добычи полезных ископаемых. Это связано с тем, что использование таких земельных участков может осуществляться только в соответствии с Законом РФ от 21 февраля 1992 года N 2395-1 «О недрах» (в ред. от 25 октября 2006 г.).
4. Часть 6 исключает возможность установления градостроительных регламентов для земель лесного фонда, земель водного фонда, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.
Федеральным законом от 22 июля 2005 г. N 117-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с принятием Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (в ред. от 10 января 2006 г.) в ч. 6 ст. 36 Градостроительного кодекса были внесены изменения. В перечень земель, на которые не устанавливаются градостроительные регламенты, были включены земельные участки, расположенные в границах особых экономических зон.
СЗ РФ. 2005. N 30 (часть II). Ст. 3128.
Использование таких земель и территорий, а также земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется, определяется в соответствии с федеральными законами уполномоченными органами государственной власти или местного самоуправления.
5. Частями 8 — 10 комментируемой статьи регулируются особенности использования земельных участков или объектов капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту.