Что является объектом проведения государственной экспертизы условий труда
I. Общие положения
1. Государственная экспертиза условий труда осуществляется в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда, правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, фактических условий труда работников (далее — цель государственной экспертизы условий труда).
2. Государственная экспертиза условий труда осуществляется на основании:
а) обращений органов исполнительной власти, комиссий по расследованию несчастных случаев, работодателей, их объединений, работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов (при их наличии), государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, организаций, проводивших специальную оценку условий труда (в случае проведения государственной экспертизы в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда) (далее — заявитель);
б) определений судебных органов;
в) представлений территориальных органов Федеральной службы по труду и занятости (далее — государственные инспекции труда) в связи с осуществлением мероприятий по федеральному государственному контролю (надзору) за соблюдением требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включая Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» <1> (далее — Федеральный закон), в том числе на основании заявлений работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, а также работодателей, их объединений, государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органов исполнительной власти, организаций, проводивших специальную оценку условий труда (в случае проведения государственной экспертизы условий труда в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда);
<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6991; 2021, N 1, ст. 42.
г) по представлениям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, в связи с осуществлением мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения <2>.
<2> Пункт 3 части 2 статьи 24 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6991; 2019, N 52, ст. 7769).
д) заключений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, о рассмотрении несогласия с заключением экспертизы качества специальной оценки условий труда.
3. Объектом проведения государственной экспертизы условий труда является рабочее место (рабочие места) (далее — объект государственной экспертизы). В случае, если заявителем является работник, то государственная экспертиза условий труда проводится только в отношении условий труда на его рабочем месте (рабочих местах).
Если объектом государственной экспертизы условий труда являются рабочие места учреждения, подведомственного органу исполнительной власти, указанный орган исполнительной власти не вправе представлять интересы упомянутого учреждения при проведении государственной экспертизы условий труда, а также вмешиваться в работу органов государственной экспертизы условий труда.
Если учреждение, подведомственное органу исполнительной власти, является заявителем, указанный орган исполнительной власти не вправе выступать заявителем от имени упомянутого учреждения, а также вмешиваться в работу органов государственной экспертизы условий труда. При этом орган исполнительной власти, имеющий подведомственные учреждения, вправе обратиться в орган государственной экспертизы условий труда, если в указанный орган исполнительной власти обратились работники подведомственного ему учреждения.
Если государственная экспертиза условий труда проводится на основании определений судебных органов, то орган государственной экспертизы проводит государственную экспертизу условий труда в соответствии с требованиями настоящего Порядка. Ответы на вопросы, которые содержатся в судебном решении и не относятся к предмету ведения Порядка, приводятся в сопроводительном письме в адрес принявшего решение судебного органа. Если в определении судебного органа указано на необходимость проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, они осуществляются в соответствии с пунктом 34 настоящего Порядка, в остальных случаях проведение государственной экспертизы условий труда на основании определений судебных органов осуществляется в соответствии с общими требованиями настоящего Порядка.
4. Государственная экспертиза условий труда осуществляется в отношении работодателей, осуществляющих свою деятельность на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
5. Государственная экспертиза условий труда в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда (далее — органы государственной экспертизы условий труда).
6. Государственная экспертиза условий труда в целях оценки фактических условий труда работников осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда.
7. Государственная экспертиза условий труда в целях оценки правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда осуществляется:
а) Федеральной службой по труду и занятости в отношении работников организаций, входящих в группы компаний (корпорации, холдинги и иные объединения юридических лиц), имеющих филиалы, представительства и (или) дочерние общества, действующие на постоянной основе на территории нескольких субъектов Российской Федерации;
б) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в отношении работников иных организаций.
8. Заявитель имеет право:
а) получать от органов государственной экспертизы условий труда и их должностных лиц, уполномоченных на проведение государственной экспертизы условий труда (далее — государственный эксперт), разъяснения о порядке проведения государственной экспертизы условий труда;
б) обращаться к государственному эксперту и органу государственной экспертизы условий труда с требованием об устранении допущенных ими нарушений требований настоящего Порядка;
в) представлять пояснения, замечания, предложения по вопросам, связанным с проведением государственной экспертизы условий труда.
9. Государственный эксперт обязан обеспечивать объективность и обоснованность своих выводов, изложенных в заключениях государственной экспертизы условий труда, сохранность полученных документов и других материалов, полученных для осуществления указанной экспертизы, и конфиденциальность содержащихся в них сведений.
Государственный эксперт не вправе участвовать в проведении государственной экспертизы условий труда, если это может повлечь конфликт интересов или создать угрозу его возникновения.
Что является объектом проведения государственной экспертизы условий труда
(в ред. Приказа Министерства труда и социальной политики ДНР от 17.10.2018 № 137/5)
Во исполнение подпункта 4.1 пункта 4 Постановления Совета Министров Донецкой Народной Республики «Об аттестации рабочих мест на территории Донецкой Народной Республики» от 31.05.2016 №7-25, руководствуясь пунктом 10 Положения о Министерстве труда и социальной политики Донецкой Народной Республики, утвержденного Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 10.01.2015 № 1-27,
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить Порядок проведения государственной экспертизы условий труда на территории Донецкой Народной Республики (прилагается).
2. Контроль исполнения настоящего Приказа возложить на начальника Государственной инспекции по вопросам соблюдения законодательства о труде Донецкой Народной Республики Чернобривца С.М.
3. Настоящий Приказ вступает в силу с момента опубликования.
Порядок проведения государственной экспертизы условий труда на территории Донецкой Народной Республики
(Порядок в нов.ред. на основании Приказа Министерства труда и социальной политики ДНР от 17.10.2018 № 137/5)
І. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок проведения государственной экспертизы условий труда на территории Донецкой Народной Республики (далее – Порядок) устанавливает механизм проведения государственной экспертизы условий труда на территории Донецкой Народной Республики, осуществляемой Государственной инспекцией по вопросам соблюдения законодательства о труде Донецкой Народной Республики (далее – ГОСТРУД ДНР).
1.2. Государственная экспертиза условий труда (далее – государственная экспертиза) осуществляется с целью обеспечения реализации государственной политики по социальной защите работников, занятых на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, государственного контроля за правильностью предоставления работникам льготного по возрасту пенсионного обеспечения, других льгот и компенсаций за работу, связанную с вредными и тяжелыми условиями труда, оценки качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, контроля выполнения мероприятий по улучшению условий труда работников, по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда c учетом Перечня списков, действовавших в период проведения аттестации рабочих мест (Приложение 1).
1.3. Государственная экспертиза осуществляется на основании:
1) заявлений органов государственной власти, работодателей, их объединений, профессиональных союзов и их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов (далее – Заявитель);
2) решений, постановлений, определений судебных органов;
3) обращений Пенсионного фонда Донецкой Народной Республики.
1.4. Государственная экспертиза осуществляется государственными экспертами по условиям труда ГОСТРУДа ДНР (далее – государственный эксперт).
1.5. Объектами государственной экспертизы являются:
1) фактические условия труда на рабочем месте;
2) качество проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;
3) правильность применения Списка № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых полный рабочий день дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях (далее – Список № 1), который действовал в период проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, согласно Приложению 1 к настоящему Порядку;
4) правильность применения Списка № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых полный рабочий день дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях (далее – Список № 2), который действовал в период проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, согласно Приложению 1 к настоящему Порядку.;
5) правильность применения Списка производств, цехов, профессий и должностей, занятость в которых дает право на ежегодные дополнительные отпуска за работу с вредными и тяжёлыми условиями труда (далее – Список на дополнительные отпуска за вредные и тяжёлые условия труда), который действовал в период проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, согласно Приложению 1 к настоящему Порядку;
6) правильность применения Списка производств, работ, профессий и должностей работников, работа которых связана с повышенной нервно-эмоциональной и интеллектуальной нагрузкой или выполняется в особых природных географических и геологических условиях повышенного риска для здоровья, что дает право на ежегодный дополнительный отпуск за особый характер труда (далее – Список на дополнительные отпуска за особый характер труда), который действовал на период установления дополнительных отпусков, согласно Приложению 1 к настоящему Порядку;
7) правильность применения Перечня производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на сокращенную продолжительность рабочей недели (далее – Перечень на сокращённую продолжительность рабочей недели), который действовал в период проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, согласно Приложению 1 к настоящему Порядку;
8) правомерность установления доплат к тарифным ставкам (должностным окладам);
9) правильность предоставления других льгот и компенсаций предусмотренных трудовым законодательством, которые входят в компетенцию ГОСТРУДа ДНР.
1.6. Государственная экспертиза осуществляется бесплатно.
1.7. Заявитель имеет право получать от государственных экспертов разъяснения о порядке проведения государственной экспертизы.
1.8. Государственный эксперт обязан обеспечивать объективность и обоснованность своих выводов, изложенных в заключениях государственной экспертизы, сохранность полученных документов и других материалов, полученных для осуществления указанной экспертизы и конфиденциальность содержащихся в них сведений.
ІІ. Заявление о проведении государственной экспертизы
2.1. Для проведения государственной экспертизы по заявлениям, предусмотренным подпунктом 1 пункта 1.3 настоящего Порядка, Заявитель направляет в ГОСТРУД ДНР заявление на проведение государственной экспертизы, согласно Приложению 2 к настоящему Порядку.
2.2. В заявлении указывается:
1) полное наименование Заявителя;
2) местонахождение Заявителя (для юридических лиц), адрес места жительства (для физических лиц — предпринимателей), а также контактные номера телефонов и адрес электронной почты (при наличии);
3) наименование и местонахождение структурного подразделения предприятия, учреждения, организации, на котором требуется проведение государственной экспертизы;
4) адрес места осуществления физическим лицом-предпринимателем хозяйственной деятельности, на котором требуется проведение государственной экспертизы;
5) сведения о ранее проведенных государственных экспертизах (при наличии).
В случае, если объектом государственной экспертизы является оценка качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, то в заявлении дополнительно указываются сведения об организации (организациях), проводившей санитарно-гигиенические исследования вредных производственных факторов, с приложением копии свидетельства об аттестации санитарной лаборатории организации или предприятия на право проведения санитарно-гигиенических исследований факторов производственной среды и трудового процесса для аттестации рабочих мест по условиям труда с областью аккредитации.
2.3. Вместе с заявлением о проведении государственной экспертизы Заявитель предоставляет полный пакет документов по аттестации рабочих мест по условиям труда включающий в себя:
1) перечень рабочих мест, подлежащих аттестации по условиям труда для подтверждения права на пенсию по возрасту на льготных условиях согласно Списка № 1;
2) перечень рабочих мест, подлежащих аттестации по условиям труда для подтверждения права на пенсию по возрасту на льготных условиях согласно Списка № 2;
3) перечень рабочих мест, подлежащих аттестации по условиям труда для подтверждения права на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и тяжелыми условиями труда согласно Списка на дополнительные отпуска с вредными и тяжёлыми условиями труда;
4) перечень производств, работ, профессий и должностей работников для подтверждения права на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за особый характер труда согласно Списка на дополнительные отпуска за особый характер труда;
5) перечень рабочих мест, подлежащих аттестации по условиям труда для подтверждения права на сокращенную продолжительность рабочей недели за работу с вредными условиями труда согласно Перечня на сокращённую продолжительность рабочей недели;
6) приказ о создании аттестационной комиссии по аттестации рабочих мест по условиям труда с распределением полномочий и сроками исполнения всех мероприятий по аттестации рабочих мест;
7) приказ об итогах аттестации рабочих мест по условиям труда, где, согласно предложениям аттестационной комиссии, подтверждается (не подтверждается) право на льготное пенсионное обеспечение, другие льготы и компенсации за работу с вредными и тяжелыми условиями труда;
8) протоколы лабораторных исследований вредных производственных факторов, проведенных аттестованными в установленном порядке санитарными лабораториями предприятий, организаций, учреждений;
9) хронометражные наблюдения (наблюдательные карты), выполненные на аттестуемых рабочих местах;
10) схемы расположения технологического оборудования с определением стационарных рабочих мест и зон обслуживания;
12) расчеты продолжительности ежегодного дополнительного отпуска за работу с вредными и тяжелыми условиями труда;
13) расчеты размеров доплат за работу с вредными и тяжелыми условиями труда;
14) протоколы заседаний аттестационной комиссии предприятия, учреждения, организации;
15) перечень мероприятий по улучшению условий труда работников (по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда);
16) выписка из коллективного договора в части касающейся соблюдения прав работников на безопасные условия труда, а также на предоставление льгот и компенсаций, за работу с вредными и тяжелыми условиями труда;
17) копии заключений, предписаний, представлений по проведенным ранее государственным экспертизам;
18) копия штатного расписания;
19) копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица.
Работодателем могут предоставляться копии перечисленных выше документов, заверенные в установленном порядке печатью предприятия, учреждения, организации и подписью ответственного лица.
2.4. Заявление и документы, указанные в пунктах 2.2 и 2.3 настоящего Порядка, могут быть предоставлены (направлены) Заявителем в ГОСТРУД ДНР на бумажном носителе лично или по почте.
2.5. ГОСТРУД ДНР вправе запросить у работодателя необходимые для проведения государственной экспертизы, документацию и материалы, в отношении условий труда, на рабочих местах, в отношении которых проводится государственная экспертиза.
Работодатель в срок не позднее десяти рабочих дней с даты поступления запроса из ГОСТРУДа ДНР направляет запрашиваемые документы и материалы, либо письменно уведомляет о невозможности их предоставления с указанием причин.
2.6. Заявления, решения, постановления и определения судебных органов, обращения Пенсионного фонда ДНР, указанные в пункте 1.3 настоящего Порядка (далее – основания для государственной экспертизы), подлежат рассмотрению начальником инспекции-главным государственным инспектором труда и регистрации в ГОСТРУДе ДНР.
2.7. Проведение государственной экспертизы на предприятиях, в учреждениях и организациях Донецкой Народной Республики организует главный государственный эксперт по условиям труда Донецкой Народной Республики.
ІІІ. Процедура государственной экспертизы и сроки ее проведения
3.1. Государственный эксперт (экспертная комиссия) проводит государственную экспертизу путем последовательной реализации следующих процедур:
1) рассмотрение оснований для государственной экспертизы, с целью определения полноты содержащихся в них сведений об объектах государственной экспертизы и их достаточности для проведения государственной экспертизы;
2) изучение и анализ предоставленных для государственной экспертизы материалов и документов по аттестации рабочих мест по условиям труда;
3) проведение (при необходимости) повторных исследований (испытаний) и измерений факторов производственной среды и трудового процесса с привлечением аттестованных в установленном порядке санитарных лабораторий (за счет средств работодателя);
4) оформление результатов государственной экспертизы (заключения, предписания, представления).
3.2. Срок проведения государственной экспертизы определяется ГОСТРУДом ДНР в зависимости от трудоемкости экспертных работ и не должен превышать шести месяцев со дня регистрации в ГОСТРУДе ДНР заявления или иного документа о проведении государственной экспертизы, предусмотренного пунктом 1.3 настоящего Порядка.
ІV. Рассмотрение оснований для проведения государственной экспертизы
4.1. По результатам регистрации в ГОСТРУДе ДНР, заявления о проведении государственной экспертизы или иные документы, предусмотренные пунктом 1.3 настоящего Порядка, рассматриваются государственным экспертом (экспертной комиссией), определяется полнота содержащихся в них сведений об объектах государственной экспертизы, достаточности для проведения государственной экспертизы и выносится решение о проведении или не проведении государственной экспертизы.
4.2. Государственная экспертиза не проводится в случаях:
1) отсутствия в заявлении сведений, предусмотренных подпунктами 1—5 пункта 2.2 настоящего Порядка;
2) непредставления работодателем документов, прилагаемых к заявлению, предусмотренных пунктом 2.3 настоящего Порядка;
3) предоставления подложных документов или заведомо ложных сведений.
4.3. ГОСТРУД ДНР информирует Заявителя о непроведении государственной экспертизы посредством направления Заявителю заказным письмом с уведомлением о вручении или с использованием информационно-телекоммуникационных технологий или нарочно. Заявителю возвращаются оригиналы документов, предоставленные на бумажном носителе нарочно.
4.4. В случае непроведения государственной экспертизы по основаниям, указанным в подпунктах 1 и 2 пункта 4.2 настоящего Порядка, Заявитель вправе повторно направить заявление и документы в порядке, предусмотренном пунктом 2.4 настоящего Порядка.
V. Проведение государственной экспертизы в отношении указанного Заявителем объекта государственной экспертизы
5.1. В случае соответствия предоставленных Заявителем документов и заявления требованиям пунктов 2.2 и 2.3 настоящего Порядка, государственный эксперт (экспертная комиссия) проводит государственную экспертизу в отношении указанного Заявителем объекта.
5.2. При проведении государственной экспертизы, в целях оценки качества проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда, государственный эксперт (экспертная комиссия) анализирует предоставленные работодателем согласно пункта 2.3 настоящего Порядка документы, последовательно проверяя на соответствие действующему законодательству следующие обстоятельства:
1) соответствие данных о работодателе на документах по аттестации рабочих мест данным, указанным в заявлении на проведение государственной экспертизы;
2) наличие аттестации санитарной лаборатории предприятия, организации, проводившей исследования вредных производственных факторов, на выполнение работ для аттестации рабочих мест по условиям труда;
3) наличие регистрации средств измерения, использованных в ходе проведения исследований вредных производственных факторов, в органах стандартизации и метрологии;
4) наличие сведений о поверке средств измерения, использованных в ходе проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;
5) правильность отнесения рабочих мест к аналогичным рабочим местам, при наличии таковых;
6) правильность идентификации вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса в соответствии с Гигиенической классификацией труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса, действующей на момент проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в Донецкой Народной Республике;
7) соответствие измеренных величин идентифицированным на рабочем месте (рабочих местах) и указанных в Картах;
8) правильность применения в ходе проведения аттестации рабочих мест по условиям труда нормативных правовых актов, регламентирующих предельно допустимые уровни или предельно допустимые концентрации вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса;
9) соответствие наименования профессии (должности) работника (работников) наименованиям профессий (должностей) работников, указанным в Классификаторе профессий ДК 003:2010 и в Списках № 1 и № 2;
10) соответствие, указанных в Карте, перечню используемого (эксплуатируемого) на рабочем месте (рабочих местах) оборудования, сырья и материалов;
11) правильность определения класса (степени) условий и характера труда;
12) правильность назначения льгот и компенсаций, указанных в Карте;
13) наличие перечня рекомендуемых мероприятий по улучшению условий труда на рабочем месте (рабочих местах) по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда.
5.3. При проведении государственной экспертизы, в целях оценки правильности предоставления работникам льгот и компенсаций за работу с вредными и тяжелыми условиями труда, государственный эксперт (экспертная комиссия) анализирует предоставленные Заявителем документы, последовательно проверяя их на соответствие требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, локальных нормативных актов работодателя, отраслевым (межотраслевым) соглашениям и коллективным договорам (при наличии), а также объем и порядок предоставления работнику (работникам), занятому на рабочем месте с вредными и тяжелыми условиями труда, следующих льгот и компенсаций:
1) сокращенной продолжительности рабочей недели;
2) ежегодного дополнительного отпуска за работу с вредными и тяжелыми условиями труда и за особый характер труда;
3) пенсий по возрасту на льготных условиях;
4) доплат к тарифной ставке (должностному окладу) за работу с вредными и тяжелыми условиями труда;
5) иных льгот и компенсаций, предусмотренных трудовым законодательством.
VI. Оформление результатов государственной экспертизы
6.1. По результатам государственной экспертизы государственным экспертом (экспертной комиссией) составляется заключение ГОСТРУДа ДНР (Приложение 3 к настоящему Порядку), в котором указываются:
1) период проведения государственной экспертизы с указанием даты начала и окончания ее проведения;
2) наименование и местонахождение структурного подразделения (для предприятия, учреждения, организации), адрес места осуществления хозяйственной деятельности (для физических лиц-предпринимателей), на которых требуется проведение государственной экспертизы;
3) перечень документов, предоставленных для проведения государственной экспертизы и полученных в соответствии с пунктами 2.3 и 2.5 настоящего Порядка;
4) соответствие проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда нормативным и законодательным актам (в случае несоответствия указываются выявленные в ходе проведения экспертизы нарушения);
5) действующие (подтвержденные по результатам аттестации) льготы и компенсации за работу с вредными и тяжелыми условиями труда;
6) выводы и решения о возможности (невозможности) применения материалов аттестации рабочих мест по условиям труда (итоговых приказов) для назначения работникам льготного по возрасту пенсионного обеспечения, ежегодного дополнительного отпуска, других льгот и компенсаций за работу с вредными и тяжелыми условиями труда, а также за особый характер труда.
6.2. В заключении ГОСТРУДа ДНР указываются сведения об организации (организациях), проводившей исследования вредных производственных факторов (полное наименование организации, номер и дата выдачи свидетельства об аттестации на право проведения санитарно-гигиенических исследований факторов производственной среды и трудового процесса для аттестации рабочих мест по условиям труда, дата окончания действия свидетельства).
6.3. При выявлении нарушений действующего законодательства, ограничивающих права работников на льготы и компенсации за работу с вредными и тяжелыми условиями труда, работодателю выдается предписание (Приложение 4 к настоящему Порядку) об устранении этих недостатков, которое является неотъемлемой частью заключения ГОСТРУДа ДНР.
6.4. В случаях грубых нарушений законодательства о предоставлении работникам льготного пенсионного обеспечения и дополнительного отпуска, других льгот и компенсаций за работу с вредными и тяжелыми условиями труда, работодателю выдается представление (Приложение 5 к настоящему Порядку) о приостановке действия принятых работодателем решений по данным вопросам до устранения выявленных нарушений.
6.5. О проведении государственной экспертизы делается запись в журнале регистрации проведенных государственных экспертиз (Приложение 6 к настоящему Порядку).
6.6. Заключение ГОСТРУДа ДНР составляется в двух экземплярах и подписывается государственным экспертом (членами экспертной комиссии), проводившим экспертизу, и:
1) выдается на руки Заявителю (его полномочному представителю) или направляется ему почтовым отправлением с уведомлением о вручении;
2) остается в ГОСТРУДе ДНР.
При наличии на предприятии профессий, указанных в Списках №1 и №2, составляется еще один экземпляр заключения, который направляется в Пенсионный фонд Донецкой Народной Республики почтовым отправлением с уведомлением о вручении или нарочным.
6.7. При получении заключения ГОСТРУДа ДНР, Заявитель обязан предоставить копию заключения в территориальный орган Пенсионного фонда Донецкой Народной Республики по месту регистрации.
6.8. В случае утраты заключения ГОСТРУДа ДНР, Заявитель вправе получить копию этого заключения.
6.9. Заявление работодателя, копии итоговых приказов по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда и заключение ГОСТРУДа ДНР хранятся в ГОСТРУДе ДНР.
VII. Разногласия по вопросам проведения государственной экспертизы
7.1. Разногласия по порядку и результатам проведения государственной экспертизы в целях оценки качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, правильности предоставления работникам льгот и компенсаций за работу с вредными и тяжелыми условиями труда, и за особый характер труда рассматриваются Министерством труда и социальной политики Донецкой Народной Республики.
7.2. Результаты проведенной государственной экспертизы могут быть обжалованы заявителем в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством.
Государственная экспертиза условий труда
С 1 марта 2022 г. начнет действовать новый порядок проведения государственной экспертизы условий труда, утвержденный приказом Минтруда России от 29 октября 2021 г. №775н. Новый порядок содержит перечни документов, которые работодателю необходимо прилагать при подаче заявления на проведение экспертизы.
Объектом проведения государственной экспертизы условий труда является рабочие места. Если заявителем является работник, то государственная экспертиза условий труда проводится только в отношении условий труда на его рабочем месте.
Типовая форма заявления на проведение экспертизы утверждена приказом от 28 октября 2021 г. №765н.
Статья 216.1 ТК РФ. Гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда (действующая редакция)
Государство гарантирует работникам защиту их права на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда.
Условия труда, предусмотренные трудовым договором, должны соответствовать требованиям охраны труда.
На время приостановления работ в связи с административным приостановлением деятельности или временным запретом деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации вследствие нарушения государственных нормативных требований охраны труда не по вине работника за ним сохраняются место работы (должность) и средний заработок. На это время работник с его согласия может быть переведен работодателем на другую работу с оплатой труда по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе.
При отказе работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами) работодатель обязан предоставить работнику другую работу на время устранения такой опасности.
В случае, если предоставление другой работы по объективным причинам работнику невозможно, время простоя работника до устранения опасности для его жизни и здоровья оплачивается работодателем в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
В случае необеспечения работника в соответствии с настоящим Кодексом средствами коллективной защиты и средствами индивидуальной защиты, прошедшими подтверждение соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, работодатель не имеет права требовать от работника исполнения трудовых обязанностей и обязан оплатить возникший по этой причине простой в размере среднего заработка работника.
Отказ работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда до устранения такой опасности либо от выполнения работ с вредными и (или) опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором, не влечет за собой привлечения его к дисциплинарной ответственности.
В случае причинения вреда жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей возмещение указанного вреда осуществляется в рамках обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В целях предупреждения и устранения нарушений государственных нормативных требований охраны труда государство обеспечивает организацию и осуществление федерального государственного контроля (надзора) за их соблюдением и устанавливает ответственность работодателя и должностных лиц за нарушение указанных требований.
В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан: соблюдать установленные для отдельных категорий работников ограничения на привлечение их к выполнению работ с вредными и (или) опасными условиями труда, к выполнению работ в ночное время, а также к сверхурочным работам; осуществлять перевод работников на другую работу в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с соответствующей оплатой; устанавливать перерывы для отдыха, включаемые в рабочее время; при приеме на работу инвалида или в случае признания работника инвалидом создавать для него условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида; проводить другие мероприятия.
- URL
- HTML
- BB-код
- Текст
Комментарий к ст. 216.1 ТК РФ
1. Государственная экспертиза условий труда — это оценка соответствия объекта экспертизы государственным нормативным требованиям охраны труда (ст. 209 ТК).
В комментируемой статье определены органы, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, цели и основания ее осуществления, а также права и обязанности лиц, осуществляющих указанную экспертизу.
Особенности осуществления экспертизы в отношении такого объекта государственной экспертизы условий труда, как качество специальной оценки условий труда, предусмотрены Законом о специальной оценке условий труда, положениями которого определены органы, осуществляющие экспертизу качества специальной оценки условий труда, основания для ее проведения, условия взимания платы, правила урегулирования разногласий по вопросам проведения указанной экспертизы, установлена обязанность передачи результатов экспертизы в информационную систему учета и порядок ее осуществления (ст. 24, ч. 3 ст. 18).
Согласно ч. 1 комментируемой статьи государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Осуществление государственной экспертизы условий труда отнесено к полномочиям Федеральной службы по труду и занятости (п. 5.5.14 Положения о Федеральной службе по труду и занятости, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 324). Руководитель Федеральной службы по труду и занятости является главным государственным инспектором труда Российской Федерации, который осуществляет руководство федеральной инспекцией труда. Принципы деятельности и основные задачи федеральной инспекции труда закреплены в ст. 355 ТК (см. коммент. к ней).
Полномочие Федеральной службы по труду и занятости по осуществлению государственной экспертизы условий труда реализуют ее территориальные органы — государственные инспекции труда (п. 9.3.5 Типового положения о территориальном органе Федеральной службы по труду и занятости, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 01.07.2009 N 378н).
Государственная экспертиза условий труда осуществляется также органами исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда. Так, например, в Санкт-Петербурге полномочием по организации и осуществлению государственной экспертизы условий труда наделен Комитет по труду и занятости населения Санкт-Петербурга (п. п. 3.2 — 4 Положения о Комитете по труду и занятости населения Санкт-Петербурга, утв. Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 12.12.2006 N 1542). Осуществление на территории Иркутской области в установленном порядке государственной экспертизы условий труда отнесено к функциям Министерства труда и занятости Иркутской области (подп. 10 п. 7 Положения о министерстве труда и занятости Иркутской области, утв. Постановлением Правительства Иркутской области от 03.12.2012 N 688-пп).
Законом о специальной оценке условий труда предусмотрено осуществление органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда экспертизы в отношении такого объекта государственной экспертизы условий труда, как качество специальной оценки условий труда (ч. 1 ст. 24).
2. В ч. 3 комментируемой статьи определены цели осуществления государственной экспертизы условий. Указанная экспертиза проводится в целях оценки: качества проведения специальной оценки условий труда; правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда; фактических условий труда работников.
Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» из ч. 3 комментируемой статьи исключено указание на осуществление государственной экспертизы условий труда в целях оценки соответствия проектов строительства, реконструкции, технического переоснащения производственных объектов, производства и внедрения новой техники, внедрения новых технологий государственным нормативным требованиям охраны труда, поскольку при проведении экспертизы указанных объектов оценка их соответствия государственным нормативным требованиям охраны труда осуществляется во взаимосвязи с проведением оценки их соответствия государственным нормативным требованиям, содержащимся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах о градостроительной деятельности и (или) о техническом регулировании.
3. Основаниями для проведения государственной экспертизы условий труда служат определения судебных органов, обращения органов исполнительной власти, работодателей, объединений работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, органов Фонда социального страхования РФ.
Как следует из ч. 2 ст. 24 Закона о специальной оценке условий труда, экспертиза качества специальной оценки условий труда осуществляется на основании: представлений территориальных органов Федеральной службы по труду и занятости — государственных инспекций труда, вынесенных в связи с осуществлением мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований настоящего Федерального закона, в том числе на основании заявлений работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, а также работодателей, их объединений, страховщиков; поданных непосредственно в орган, уполномоченный на проведение экспертизы качества специальной оценки условий труда, заявлений работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, а также работодателей, их объединений, страховщиков.
Проведение экспертизы качества специальной оценки условий труда на основании поданных непосредственно в орган, уполномоченный на проведение экспертизы качества специальной оценки условий труда, заявлений работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, а также работодателей, их объединений, страховщиков, осуществляется на платной основе за счет средств заявителя. Методические рекомендации по определению размера платы за проведение экспертизы качества специальной оценки условий труда утверждаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (ч. 3 ст. 24).
4. Порядок проведения государственной экспертизы условий труда и перечень документации и материалов, подлежащих государственной экспертизе (в зависимости от ее объекта), утверждается Минтрудом России (п. 5.2.14 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации). В отношении такого объекта государственной экспертизы условий труда, как качество проведения специальной оценки условий труда, порядок проведения экспертизы устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (ч. 5 ст. 24 Закона о специальной оценке условий труда).
Порядок предоставления органами исполнительной власти субъектов РФ государственной услуги по проведению государственной экспертизы условий труда определяется административными регламентами. Так, например, административные регламенты, устанавливающие порядок предоставления государственной услуги по осуществлению государственной экспертизы условий труда, утверждены Комитетом по труду и занятости населения Московской области (см. распоряжение Мособлтруда от 04.12.2012 N 62-р «Об утверждении Административного регламента Комитета по труду и занятости населения Московской области исполнения государственной функции по проведению государственной экспертизы условий труда в организациях, осуществляющих свою деятельность на территории Московской области»), Комитетом по труду и занятости населения Санкт-Петербурга (см. распоряжение Комитета по труду и занятости населения Правительства Санкт-Петербурга от 20.06.2011 N 178 «Об утверждении Административного регламента Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга по предоставлению государственной услуги по организации и осуществлению государственной экспертизы условий труда»).
Приказом Министерства труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики от 17.05.2013 N 67 утвержден Административный регламент предоставления Министерством труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики государственной услуги «Проведение государственной экспертизы оценки правильности предоставления работникам компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда», а Приказом от 03.06.2013 N 85 — Административный регламент предоставления государственной услуги «Проведение государственной экспертизы фактических условий труда работников в период, непосредственно предшествовавший несчастному случаю на производстве».
Следует отметить, что в связи с принятием Закона о специальной оценке условий труда и внесением изменений в ТК положения административных регламентов требуют приведения их в соответствие с указанными актами.
Для предоставления государственной услуги заявителем в орган, осуществляющий государственную экспертизу условий труда, направляются заявление о проведении государственной экспертизы, материалы и документация. Перечни материалов и документации, необходимых для проведения государственной экспертизы, определяются в зависимости от объекта экспертизы и приводятся в большинстве случаев в приложениях к административным регламентам.
В случае если документация и материалы для проведения государственной экспертизы условий труда не были представлены лицами, имеющими право на обращение с заявлением о проведении государственной экспертизы условий труда, органы, уполномоченные на проведение государственной экспертизы условий труда, самостоятельно запрашивают указанные документацию и материалы в органах и организациях, в отношении которых проводится государственная экспертиза условий труда, а также в органах, предоставляющих государственные услуги, иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, если указанные документация и материалы находятся в распоряжении таких органов либо организаций в соответствии с нормативными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами (ч. 2 ст. 216.1).
Срок предоставления государственной услуги по проведению государственной экспертизы условий труда определяется в зависимости от трудоемкости экспертных работ и объема представленных на экспертизу документации и материалов, но не должен превышать один месяц.
При осуществлении экспертизы могут проводиться наблюдения, измерения и расчеты с привлечением в случае необходимости исследовательских (измерительных) лабораторий, аккредитованных в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными актами РФ.
По окончании государственной экспертизы составляется экспертное заключение о соответствии (несоответствии) условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. В соответствии с ч. 6 ст. 24 Закона о специальной оценке условий труда результаты экспертизы качества специальной оценки условий труда подлежат передаче в информационную систему учета в порядке, установленном ч. 3 ст. 18 указанного Закона. Обязанность по передаче результатов экспертизы качества специальной оценки условий труда возлагается на орган, уполномоченный на проведение экспертизы качества специальной оценки условий труда.
Заявители имеют право на досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) должностными лицами, государственными гражданскими служащими в ходе предоставления государственной услуги по осуществлению государственной экспертизы условий труда. Также они имеют право на обжалование решений, принятых в ходе предоставления государственной услуги, действий (бездействия) должностных лиц, участвующих в предоставлении государственной услуги, непосредственно в суд.
В отношении такого объекта государственной экспертизы условий труда, как качество проведения специальной оценки условий труда, порядок рассмотрения разногласий по вопросам проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Разногласия по вопросам проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда, несогласие заявителей, непосредственно обратившихся с заявлением о проведении экспертизы качества специальной оценки условий труда в орган, уполномоченный на ее проведение, с результатами экспертизы рассматриваются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (Минтруда России), с учетом требований Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (ч. ч. 4, 5 ст. 24 Закона о специальной оценке условий труда).
5. В случае обнаружения несоответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда государственные инспекторы труда имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке, а также направлять в суды требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда (см. коммент. к ст. 357).