При остановке ГАИ согласно Законодательству Украины:

Водитель имеет право знать кто его остановил – сотрудник ГАИ обязан поздороваться, назвать свою должность, звание и фамилию (пункт 14.7 Инструкции по вопросам деятельности подразделений дорожно-патрульной службы Госавтоиспекции МВД).
Водитель имеет право знать причину остановки — сотрудник ГАИ обязан назвать причину остановки транспортного средства (статья 16 Закона Украины «О дорожном движении») и суть совершенного правонарушения, если таковое имело место (пункт 14.7 Инструкции по вопросам деятельности подразделений дорожно-патрульной службы Госавтоиспекции МВД).
Водитель имеет право увидеть удостоверение сотрудника ГАИ при чем не просто увидеть, но и иметь достаточное время чтобы переписать или иным образом зафиксировать данные из удостоверения (статья 5 Закона Украины «О милиции»).
Водитель имеет право не давать никаких пояснений сотруднику ГАИ – Как разговаривать с ГАИ: у водителя нет обязанности отвечать на вопросы «куда и откуда едете?», «какой был знак?», читали ли пункт … правил?» и прочие (статья 63 Конституции Украины).
Водитель имеет право давать пояснения, заявлять ходатайства (просьбы и требования), предоставлять доказательства своих утверждений (статья 268 Кодекса Украины об административных правонарушениях).
Водитель имеет право фиксировать в видео или аудиозаписях все действия сотрудника ГАИ – Как вести себя с ГАИ: согласно статье 3 Закона Украины «О милиции» деятельность милиции является гласной. Дату и время остановки можно проговорить под запись, как можно проговаривать любые читаемые данные – со знаков, из удостоверений и документов, можно устно перечислять передаваемые документы и снимать на видео передачу (информационное письмо МВД Украины № К-4836 от 25.11.2009г.).
Водитель имеет право сообщить в правоохранительные органы о хищении у него документов, ключей, автомобиля сотрудниками ГАИ, если эти предметы изымаются явно незаконно или не возвращаются после проверки, осмотра и досмотра (в милицию по телефону «102» или дежурному прокуратуры).
Водитель имеет право на получение юридической (правовой) помощи, это право прямо предусмотрено статьей 268 Кодекса Украины об административных правонарушениях и гарантировано статьей 59 Конституции Украины для любого гражданина в любой ситуации. Ограничение гражданина в праве на правовую помощь при привлечении к административной ответственности является достаточным основанием для отмены постановления по административному делу.
Водитель имеет право не покидать салон автомобиля, если он не является задержанным и сотрудник милиции в присутствии 2 понятых не производит личный досмотр или досмотр автомобиля. Выполнить обязанность предоставления для проверки номеров узлов и агрегатов можно открыв капот из салона. Водитель не обязан выходить из машины, указывать на местонахождение номеров, протирать их, держать крышку капота и т. д.
Водитель имеет право жаловаться на любые незаконные действия сотрудника ГАИ прямо на месте по телефонам доверия ГАИ, в милицию по телефону «102», в прокуратуру или после общения с сотрудником ГАИ устно или письменно.
Инструкцией по вопросам деятельности подразделений дорожно-патрульной службы Госавтоиспекции МВД прямо предусмотрены основания для остановки транспортных средств сотрудниками ГАИ.
Законные причины остановки ГАИ:
1) нарушение водителем правил дорожного движения;
2) отсутствие номерного знака на автомобиле или наличие знака, который не соответствует установленным требованиям, закреплен в неустановленном месте, закрыт другими предметами или загрязнен, что не позволяет четко определить его символы с расстояния в 20 метров;
3) наличие признаков технической неисправности транспортного средства, такие признаки должны быть явными и сотрудник ГАИ должен их доходчиво описать;
4) наличие данных о причастности транспортного средства, его водителя, пассажиров или груза к дорожно-транспортному происшествию, преступлению или административному правонарушению;
5) нахождение транспортного средства в розыске, при чем именно этого конкретного транспортного средства, именно с таким же государственным номерным знаком;
6) наличие сведений об использовании транспортного средства в противоправных целях такие сведения должны реально существовать, к ним нельзя относить домыслы и предположения сотрудника ГАИ;
7) необходимость опросить водителя или пассажиров об обстоятельствах дорожно-транспортного происшествия, преступления или административного правонарушения, свидетелями которого они были или могли быть – при этом водитель и пассажиры не обязаны давать такие пояснения относительно себя и близких, а также по вопросам, в которых они не осведомлены или не имеют достоверных данных;
8) необходимость привлечения водителя для предоставления помощи другим участникам дорожного движения или работникам милиции. При этом водитель не обязан активно предоставлять помощь кому бы то ни было, кроме случаев, когда непредоставление такой помощи может повлечь смерть, существенное ухудшение состояния здоровья или телесные повреждения других людей (оставление в опасности является уголовным преступлением). Оказывать помощь в виде выталкивания чужих автомобилей, перевозки посторонних людей, охране предметов, измерениях или задержании различных нарушителей и прочего водитель не обязан;
9) необходимость привлечения водителя как свидетеля при оформлении протоколов об административных правонарушениях или материалов дорожно-транспортных происшествий. При этом водитель не обязан давать показаний и пояснений относительно себя и близких, имеет право не свидетельствовать о том, чего не видел, что видел не четко, о том, в чем сомневается или в предмете чего не разбирается. На это можно сослаться в любом случае и отказаться от роли свидетеля или понятого;
10) для проверки документов во время проведения целевых мероприятий (операций, отработок, выполнения оперативных планов). Такие целевые мероприятия производятся не по прихоти сотрудника ГАИ который Вас остановил, о действительном проведении таких мероприятий легко уточнить по телефонам доверия ГАИ. Признаками спецопераций и отработок является усиление патруля ГАИ дополнительными сотрудниками милиции со спецсредствами – дополнительным оружием, бронежилетами, щитами, касками и т.п.;
11) для выполнение решений об ограничении или запрете движения, принятых уполномоченными государственными органами;
12) если способ закрепления груза на транспортном средстве создает опасность для других участников дорожного движения;
13) нарушение установленного порядка установки и использования спецсигналов.
Выводы. Как разговаривать и как себя вести с ГАИ:
Не зависимо от того, правомерна ли остановка, Вы, как водитель, обязаны с соблюдением правил дорожного движения Украины выполнить требование сотрудника ГАИ (милиции) об остановке транспортного средства.
После остановки водителю не рекомендуется покидать автомобиль и полностью опускать стекло. Не лишним также будет блокирование дверей.
С сотрудником ГАИ рекомендуется общаться в нейтральном, деловом, тоне. Как разговаривать с ГАИ — категорически не рекомендуется как хамить, оскорблять и использовать нецензурные выражения (во избежание Вашего задержания), так и обращаться с сот рудником ГАИ как его подчиненный или виновный в чем-то.
Если Вам сообщают о нарушении, или цели сотрудника милиции при остановке незаконны и /или противоречат Вашим интересам, рекомендуется потребовать от сотрудника ГАИ предъявить служебное удостоверение и переписать, надиктовать или отснять на камеру его данные.
Если сотрудник ГАИ желает проверить номера узлов и агрегатов автомобиля, необходимо разблокировать капот из салона и, на Ваше усмотрение, оказать минимально необходимую помощь в осмотре или ждать результатов сидя в салоне автомобиля.
Если сотрудник ГАИ желает досмотреть автомобиль – открыть багажник, бардачок, заглянуть в салон – не в рамках спецоперации или отработки, или ведет себя подозрительно, или есть основания подозревать его в дурных намерениях, необходимо потребовать составить протокол (или акт) досмотра с привлечением понятых.
Если сотрудник ГАИ составляет протокол об административном правонарушении, а Вы не считаете себя виновным и / или не желаете платить штраф ГАИ:
— по возможности, фиксируйте на видео действия сотрудников ГАИ и процесс оформления протокола и постановления об административной ответственности;
— никогда не подписывайте незаполненный протокол;
— требуйте внести в протокол показания Ваших свидетелей, при отказе сотрудника ГАИ укажите о таком отказе в пояснениях;
— требуйте внести в протокол сведения о ваших доказательствах (видео, фото, измерения и прочее) и приобщить их к материалам административного дела — согласно КоАП Вы имеете право подавать доказательства. При отказе сотрудника ГАИ укажите о таком отказе в пояснениях;
— в пояснениях обязательно указывайте «нарушений не допускал, с действиями сотрудников ГАИ не согласен, для получения правовой помощи специалиста прошу отложить рассмотрение дела»;
— в пояснениях указывайте все явные нарушения в действиях сотрудников ГАИ – отказ в приобщении к материалам дела и внесении в протокол показаний Ваших свидетелей и Ваших доказательств, нарушения в размещении и оборудовании патрульного автомобиля, об отказе предъявить удостоверение, об отсутствии значка, о неразборчивом представлении, о несообщении причины остановки и прочее;
— при досмотре автомобиля требуйте составить протокол или акт досмотра и привлечь к досмотру непредвзятых понятых;
— требуйте копии протокола и постановления о привлечении к ответственности – если Вы расписались в получении копий, они – Ваша собственность. Если сотрудник ГАИ Вам их не отдает, можете смело набирать телефон доверия ГАИ и/или «102»
Остановка и проверка документов 2023: основания и порядок

Указ №664 вступил в силу пять лет назад, и в нем в форме административного регламента были прописаны новые порядки и правила поведения сотрудников ГИБДД. Он был заменен устаревшим приказом № 185. В дальнейшем в него вносились различные поправки и изменения.
В целом, однако, он установил новый единый процесс для двух вещей, которые важны для нас в этой статье.
- Отношение к транспортному средству, включая причины, которые делают его законным,
- И проверка документации, со своими собственными причинами законности процесса.
И если в старом административном регламенте есть отдельные причины для отношения и отдельные причины для контроля документации, то в новом процессе вторым процессом является первая причина.
Проще говоря, основная сложность в нашем вопросе заключается в том, что законным основанием для отношения транспортного средства гаишником является проверка документа. Но даже последнее требует от него еще и собственных умозаключений.
Эти действия подробно рассмотрены ниже. На данный момент давайте представим, что вам грозит в 2023 году вместо вашего имени.
Меня остановили для проверки документов – как это работает на практике сейчас?
Это очень просто. В большинстве случаев сотрудник ГИБДД будет церемониться, не выполняя вашего требования назвать норму прекращения и брать его «от своего имени», чтобы в дальнейшем контролировать документацию и в дальнейшем видеть возможность быть арестованным по административному основанию. 15 дней.

Вы будете противодействовать его действиям. И, скорее всего, не добьетесь успеха. Но не во всех случаях.
Но на практике этот способ работает как пример диалога.
— Инспектор, мне нужно посмотреть ваши документы! — Назовите причину остановки моего автомобиля. — Проверка документов. — А причина этого контроля? — Операция «Довези меня дорогой».
— Покажите мне документы этого предприятия! — Документы находятся в почтовом ящике по этому адресу. Если вы предъявите документы для проверки, то сможете поехать на эту заставу и проверить легитимность бизнеса.
Это так! На самом деле, есть две универсальные причины для охраны порядка в 2023 году
- Текущая специальная акция,
- Ордер на ваш арест как вашего автомобиля или водителя.
По сути, они дают вам полную свободу действий в отношении обоснованности утверждений инспектора. Однако, согласно статье 5(7) Закона о полиции, инспектор обязан ознакомить водителя с этими инструкциями или документальным подтверждением события. Однако инспекторы в подавляющем большинстве считают, что если водитель с ними знаком, это не значит, что они предоставят их по первому требованию водителя при остановке.
Они считают, что знакомство подразумевает «беспрепятственное предоставление». Только это совсем не так, как мы понимаем. Но кого успокоит, если суды признают статус сотрудников ГИБДД.
Тем не менее, давайте основательно поговорим о законности всего этого.
Какие законные основания для остановки автомобиля в 2023 году?
Существует до 14 законных оснований для остановки движения. Они указаны в пункте 84 Административного регламента. Таким образом, инспектор ГАИ может остановить ваше транспортное средство
- Если он/она обнаружит глазами или прибором признаки нарушения ПДД,
- водителя, пассажира (как они выглядят, стоя на дороге), или если есть уведомление о том, что транспортное средство причастно к преступлению или правонарушению; или
- если есть объявление о том, что транспортное средство находится в розыске или используется после кражи или ограбления.
- Если люди, находящиеся в транспортном средстве, стали свидетелями чего-либо, и инспектору дорожного движения необходимо их опросить.
- Если сотрудник полиции хочет представить вас в качестве свидетеля,
- если сотруднику полиции необходимо использовать ваш автомобиль в законных целях; или
- ограничивать движение транспортных средств в потоке (в этом случае он действует как инспектор дорожного движения)
- препятствовать движению транспорта в специальных фалангах других транспортных средств (например, кортеж).
- Пропускать машины скорой помощи, пожарной охраны или полиции через аварийную зону,
- когда водителю или пассажиру необходимо оказать помощь другому участнику движения.
- В специальных мероприятиях по снижению аварийности,
- если на дороге происходит что-то, угрожающее безопасности дорожного движения,
- Проверка документации на транспортное средство или груз и документации водителя,
- Паспорт водителяПаспортный контроль. Однако требуется только в случае административных правонарушений или процессуальных перемещений для задержания граждан, если они могут быть причастны к уголовному преступлению.
Обратите внимание, что именно эти причины регламентированы законом. Права самих сотрудников (вместе с правом контроля документов) закреплены в разделе 20(1) Закона о полиции, раздел 13(1).
Таким образом, контроль документов выделен в этом перечне причин остановки движения транспортных средств жирными буквами. Итак, как мы понимаем, имеют ли право сотрудники ГАИ остановить автомобиль, если конкретный водитель хочет убедиться в законности использования данного транспортного средства? Ни в коем случае! У него должны быть свои причины, ведь ему необходимо контролировать документацию.

А какие причины для проверки документов?
Теперь перейдем к пункту 106 правил, введенных Решением №664. Здесь, к счастью, причин гораздо меньше.
Законные причины, по которым аудитор может проверить документ, следующие
- Сотрудник увидел признаки нарушения правил дорожного движения или других правовых или нормативных актов (кроме того, он может только предполагать такое нарушение, но не без оснований)
- идентификация водителей, пассажиров или самого транспортного средства, а также перечисленные выше
- специальные меры по снижению аварийности и последствий,
- Также, если есть основания для прекращения действия пунктов 84.1-84.3 и 84.11 Правил (пункты 1-3 и 11 в списке приостановленных корней выше).
Так правомерна ли остановка для проверки документов сейчас по новому Приказу?
Что в итоге? Из всего этого можно сделать два важных вывода:
- Во-первых, сотрудники ГИБДД могут останавливать свои автомобили для проверки документов со стационарного поста,
- Во-вторых, для проверки документа должна быть причина.
Таким образом, на практике законность остановки транспортного средства зависит от законности контроля документов сотрудником полиции. Если контролер не обнаружил признаков нарушения (транспортное средство выехало до остановки), на автомобиле нет сигнализации и специальных показаний (или их не зафиксировал начальник ГАИ), проверка документов незаконна. Если не было права контроля, то проверка незаконна.
Важное решение Верховного суда РФ
Одной из наиболее ярких и сильных попыток установить ложную связь между пунктами 84.13 и 106 Административного регламента было обращение в суд с опровержением этих пунктов в Руководстве. Так, водитель предположительно исходил из того (что прямо не указано в решении Верховного суда), что право на остановку транспортного средства не может быть связано с правом на администрирование документов. В частности, в момент остановки у полицейского может не быть причин для проверки документов (например, есть карточка с информацией о пассажире, но полицейского не будет видно в автомобиле, пока он не остановится, особенно в одном из оттенков.
(Автомобиль, похожий на тот, что изображен на информационной карточке).

Речь идет об оспаривании законности статьи 84.13 Правил. Дело дошло до Верховного суда РФ. Однако никаких противоречий ни с пунктом 106 того же регламента, ни с Конституцией обнаружено не было.
Довод административного истца о том, что рассматриваемый пункт противоречит пункту 106 Административного регламента, неправомерен.Оба положения являются различными частями одного и того же нормативного акта и имеют одинаковую правовую.
Есть ли разница, в городе или на трассе на дороге требуют документы?
Нет, в зависимости от места действия документа, никаких ограничений в действующем административном регламенте не обнаружено. И в первую очередь это касается причин и поводов этого процесса.
Единственное отличие в способе общения с AADE содержится в пункте 48 регламента. Здесь, после остановки транспортного средства, контролеру разрешается подойти не со стороны водителя (что следует делать в исключительных случаях), а, возможно, со стороны пассажира.
- Если существует риск для безопасности полиции (например, если транспортное средство может быть атаковано другим транспортным средством на автостраде).
- Если дорога грязная со стороны водителя,
- и по другим причинам.
Другими словами, единственным различием в условиях автострады/городской дороги может быть обязанность контролера связаться с водителем.
Что грозит водителю за отказ предоставить документы?
Арест на срок до 15 суток как более строгое наказание.
Это регулируется статьей 1, раздел 1 КоАП РФ, которая определяет ответственность сотрудников полиции за неисполнение закона. Однако здесь есть и другие наказания. В общей сложности их три:
- штрафы в размере от 2 000 до 4 000 руб,
- административный арест на срок до 15 суток; и
- 40-120 часов обязательных работ.

На самом деле, за отказ предъявить документы вас могут доставить прямо в полицейский участок, что называется арестом. Это незаконно, если у вас есть паспорт (хотя на самом деле водительское удостоверение считается достаточным для составления протокола). Затем вас доставляют в суд для проведения ордера на арест (сама полиция не имеет права рассматривать дело в соответствии с 19.
3 УПК, поскольку водителю не грозит ордер на арест).
А если не остановиться по требованию ДПС?
В этом случае на практике также может применяться ст. 19.3. Однако этот случай является незаконным.
Дело в том, что в статье 12. 25, § 2 — соответствующего кодекса есть конкретная норма об ответственности, предусматривающая штраф в размере от 500 до 800 рублей.
А что будет сотруднику ГИБДД за неправомерную остановку?
В большинстве случаев его нет — возвращаемся к практике. Поскольку суды в этом вопросе чаще принимают сторону полиции, возможно, изначально полагая, что водитель отказался предоставить документы и даже руководить движением.
Что касается процедуры, то для инспекторов предусмотрено три последствия
- Штраф в размере 20 000 рублей за незаконное ограничение права на передвижение гражданина в соответствии со статьей 12.35 Закона РФ «Об административных правонарушениях».
- Уголовное наказание за превышение должностных полномочий в соответствии со статьей 286 Уголовного кодекса РФ.
- Существуют и дисциплинарные меры режима, такие как устное замечание, повторное замечание и даже увольнение сотрудника ГИБДД со службы.
Какие документы нужно предъявлять? Полный перечень
В данном случае все просто, так как речь идет об обязанностях водителей — применяется пункт 2.1.1 Правил дорожного движения. При обычных обстоятельствах необходимо отправить три документа.
- Водительское удостоверение,
- свидетельство о регистрации,
- и страховой полис ОСАГО.
Обратите внимание, что вы также обязаны использовать эти три документа (или папки). Однако если у вас их нет, это не является целевой стороной нарушения, в соответствии со статьей 19.4 КоАП РФ «Арест». Путешественники. В соответствии со статьей 12.3 Кодекса, существуют более конкретные положения со штрафами и вызовом на стоянку, если нет ПДД.

Как правильно их передавать для проверки?
И опять же, посмотрите на раздел 2.1.1 Кола. Здесь прямо сказано, что вы обязаны передать документы гаишнику для проверки. Это означает передавать их в руки, а не предъявлять или показывать их им.
Обратите также внимание, что пункт 53 Правил предусматривает возможность получения документов от водителей без «железных аргументов».
В каких случаях ГИБДД могут требовать паспорт?
Такие случаи перечислены выше вместе с причинами остановки движения. Согласно пункту 84.14 Административного регламента, сотрудники милиции имеют право требовать паспорт для проверки в следующих случаях
- Если у вас есть основания полагать, что вы совершили преступление,
- У нас есть основания полагать, что вы находитесь в розыске,
- Необходимо преследование за преступление (сообщение),
- вы должны быть задержаны.
Обратите внимание, что эти условия делают законным требование паспорта как для водителей, так и для пассажиров транспортного средства.
Права и обязанности при остановке сотрудником ДПС ГИБДД
Эта статья особенно полезна для начинающих водителей транспортных средств. Из этой статьи вы узнаете, какие права имеет водитель, чье транспортное средство остановлено инспектором ГАИ, какие права имеет инспектор, а также какие права и обязанности он имеет в связи с прекращением движения транспортных средств. Приведение прав и обязанностей сопровождается ссылкой на закон, действующий на момент написания статьи.
Эту статью можно использовать в качестве порошка, если гаишник прекращает движение. Чтобы добавить ссылки на статью в свои аккаунты в социальных сетях во избежание поиска, ниже есть кнопка «Оповестить».
Новый административный регламент № 664 от 20 октября 2017 года, утвержденный приказом МВД РФ от 23 августа 2017 года, в частности рассматриваемый приказ «Требования закона «Об осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением пользователями для утверждения административного регламента Министерства внутренних дел Российской дорожной сети Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения».
При этом некоторые положения, указанные в этой статье, претерпели изменения с указанной даты. Однако многое из того, что написано в этом примечании, перешло в новые правила и не имеет в них места.
Первое, что хотелось бы отметить, это то, что согласно старому 185 приказу МВД от 2 марта 2009 года, отношение транспортных средств, которые не находились в дорожном отделе для проверки документов, являлось нарушением прав инспекторов. Новые правила контроля позволяют инспекторам ГАИ останавливать транспортные средства для проверки документов в любом месте, кроме тех, где остановка запрещена в соответствии с Правилами дорожного движения.
В то же время требования к проверке документов стали более строгими. В соответствии с новыми правилами, где бы дорожные инспекторы ни останавливались для проверки документов, на стационарных постах или в других местах (пункт 106 новых правил).
Остальные причины остановки движения транспортных средств, как указано в приказе № 185, остались прежними, но добавились новые. Например, сотрудники дорожной полиции могут останавливать транспортные средства для проверки проезда автомобилей специального назначения, таких как машины скорой помощи, эмеркомы и другие аварийные автомобили.
Кроме того, сотрудники дорожной службы имеют право контролировать документы пассажиров, а также водителей. Однако это право возникает при наличии обоснованных подозрений, что они совершили правонарушение, или находятся в розыске, или имеются основания для возбуждения в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а также основания для их задержания.
В старых правилах также четко прописано, что водители имеют право на съемку или запись при общении с попутчиками, а попутчики не имеют права блокировать их. Новые правила контроля не предусматривают таких прав для водителей. Однако право инспектора по-прежнему должно быть снято или записано.
Означает ли это, что водители больше не имеют права записывать свое общение с путешественниками? Читайте о «дорожных делах» в одной из следующих статей модуля блога.
Согласно новым правилам, просьба инспектора ГИБДД выйти из автомобиля остается просьбой и не является требованием. То же самое остается верным, если контролер просит водителя выйти из транспортного средства. В этом случае такая просьба превращается в требование, и водитель обязан выйти из-за руля, как и было обещано в этой статье.
Подробнее вы можете узнать из новой публикации.
Ссылка на новую публикацию в разделе блога — «Вопросы дорожного движения». Что касается прав и обязанностей водителя и регулировщика при остановке транспортного средства в этой сноске, то она приведена ниже.
Ссылка на статью:
В каких случаях сотрудник ДПС имеет право остановить автомобиль?
Существует 10 законных оснований для прекращения выпуска транспортного средства, перечень которых содержится в Административном регламенте, утвержденном приказом МВД РФ от 2 февраля 2009 года 185 (далее — Административный регламент или Регламент). Эти причины указаны в пункте 63 Регламента.
Основания для приостановления деятельности следующие
Визуально или технически установленные нарушения Правил дорожного движения,
признаки причастности водителя, пассажиров к ДТП, уголовно наказуемым или административным правонарушениям,
если есть доказательства того, что транспортное средство используется в незаконных целях или есть основания полагать, что оно находится в розыске; или
необходимость опросить водителя или пассажиров об обстоятельствах ДТП, административного нарушения или уголовного преступления, свидетелями которого они являются; или
необходимость участия водителя в качестве официального свидетеля,
необходимость выполнения действий по настроению и обустройству,
необходимость использования транспортного средства (Гражданские автомобили могут использоваться полицией в исключительных обстоятельствахдля буксировки транспортного средства с места происшествия, например, для пресечения преступления, для преследования лица, подозреваемого в совершении преступления, для транспортировки гражданина, нуждающегося в экстренной медицинской помощи, в медицинское учреждение
необходимость привлечения водителей для оказания помощи другим участникам дорожного движения и полиции,
контроль за транспортными средствами, лицами, находящимися в них, и конкретным мероприятием, на которое передается груз (эти мероприятия проводятся на основании распоряжений начальника органа внутренних дел, органа дорожного движения).
Документы, такие как водительское удостоверение, адвокат, договор ОСАГО на транспортное средство, договор перевозки груза, а также документы, удостоверяющие личность водителя и пассажиров (только на стационарных постах ГАИ).
Что делать после того, как машину остановил сотрудник ДПС
Если транспортное средство остановлено сотрудниками дорожной полиции, оно должно подчиниться их требованиям. Автомобиль должен быть припаркован в специально отведенном месте. Затем инспектор сам подойдет к автомобилю и представится водителю, назвав свою фамилию, должность и звание.
Он также должен назвать причину остановки транспортного средства. Водитель имеет право попросить инспектора полиции предъявить удостоверение личности. Инспектор обязан выполнить эту просьбу.
В документах сотрудника дорожной полиции должны быть указаны его/ее имя и дата окончания срока действия водительского удостоверения. Кроме того, обращайте внимание на его/ее сигналы и записывайте детали. Если сотрудник дорожной полиции отказывается предъявить свои права, не выполняйте его/ее требование.
Вам может грозить уголовное преследование. Немедленно позвоните по телефону 112 и сообщите о ситуации. Даже если вы предъявили документы, вы имеете право позвонить инспектору и спросить номер подразделения ГАИ.
Например, во время звонка вы можете уточнить, действительно ли сотрудник полиции проводит проверку. Вы также можете спросить о законности ситуации остановки, например, если проводится специальный маневр или если есть жалобы на транспортное средство.
Порядок осмотра и досмотра
- Получили информацию и советы о незаконном использовании транспортных средств,
- Согласие с документацией и необходимость проверки маркировки транспортных средств,
- Маркировка свидетельствует о том, что перевозимый транспортным средством груз не соответствует сопроводительной документации
- Проверка информации о наличии в транспортном средстве оружия, боеприпасов, наркотиков или других запрещенных предметов или веществ,
- проверка информации о наличии средств незаконной деятельности,
- задержание правонарушителей.
Определение факта нарушения и подготовка протокола
Если вы остановили сотрудника дорожной полиции, который обвиняет вас в правонарушении, попросите его предоставить доказательства. Это могут быть, например, фото- или видеодоказательства. Если имеются доказательства дорожно-транспортного происшествия, составляется административный протокол.
Обратите внимание, что принцип презумпции невиновности действует во всех случаях. Если вы не согласны, вы не можете подписать протокол или опротестовать его, если вы совершили нарушение. В последнем случае строка «Подпись нарушителя» должна быть изменена на «Подпись водителя» и должна быть подписана «Не согласен».
Также рекомендуется поставить прочерки в поле для свидетелей. Вы также имеете право внести в протокол дополнительную информацию. Инспектор обязан предоставить водителю копию протокола.
В дальнейшем вы можете оспаривать действия инспектора дорожного движения.
Права водителя при остановке ГИБДД
Если сотрудник дорожной полиции остановил вас из-за ваших документов или по какой-либо другой причине, вам следует воспользоваться своими правами и предпринять дальнейшие действия. Это позволит вам защитить свои интересы и гарантировать, что вы не станете жертвой злоупотреблений со стороны правоохранительных органов.
Выходить из машины или нет
- Исключить явное нарушение правил эксплуатации транспортного средства,
- Если вы убеждены, что водитель находится в состоянии алкогольного опьянения
- Провести расследование транспортного средства с участием свидетелей и составлением протокола расследования,
- Для проверки компонентов транспортного средства с детализацией документации на транспортное средство,
- когда водитель подозревается в совершении уголовного преступления или проступка,
- когда водитель участвует в оказании помощи третьим лицам или участвует в процессуальных действиях в качестве официального свидетеля,
- когда поведение водителя угрожает здоровью или жизни сотрудников полиции.
Узнавать причину остановки
Напомним, что сотрудник полиции должен сам сообщить водителю, почему он остановил машину. Если он этого не делает, вы можете спросить его о причине. Если вы откажетесь, водитель имеет право не выполнять дальнейшее требование полицейского.
Объяснить свои действия или не давать показания
Если вы совершили дорожно-транспортное происшествие, вы имеете право объяснить свои действия сотруднику полиции. Это объяснение должно быть внесено в протокол. Это действует как матирующий фактор при наложении штрафа.
Например, если вы нарушили правила, чтобы избежать аварии. С другой стороны, вы имеете право не объяснять свое поведение, даже если вас попросит об этом инспектор. Это связано со статьей 51 Конституции Российской Федерации, которая предоставляет гражданам право не свидетельствовать против себя.
Узнать телефон дежурной части, должность, звание и фамилию остановившего инспектора
Когда вы останавливаете сотрудника дорожной полиции, вы имеете право узнать о нем больше. — Его имя, должность и степень. Он обязан предоставить эти элементы, рекомендуя себя сразу после остановки транспортного средства.
Если сотрудник полиции не был направлен к вам, он может потребовать от вас предоставить эту информацию. Если он откажется это сделать, его дальнейшие претензии к вам будут незаконными. Водитель также имеет право потребовать назвать личность сотрудника полиции.
Сотрудник полиции должен показать вам служебное удостоверение, чтобы вы могли выяснить причину такого отношения и данные водителя. Сотрудник полиции обязан по требованию предоставить вам номер телефона. Во время разговора сотрудник полиции может подтвердить, действительно ли вы остановились.
Существует ли ограничение движения в данном направлении, требуется ли ваш автомобиль полиции и т.д. Вы также можете узнать, находится ли сотрудник полиции на дежурстве.
Изучить протокол и получить копию
Если выдан протокол о ДТП, внимательно прочитайте его. Убедитесь, что вся указанная информация действительно соответствует действительности. Сотруднику дорожной полиции должна быть предоставлена копия протокола. Убедитесь, что информация на ней соответствует информации на копии контролера.
Подписывать протокол или нет, указывать разногласия
По закону вы не обязаны подписывать отчет. Это ваш выбор. Если вы не согласны с информацией протокола, вы можете заявить о своем несогласии. Водители также имеют право вносить изменения в протокол.
Не платить штраф на месте
Не соглашайтесь, если сотрудник ГИБДД просит вас оплатить штраф на месте. Штрафы налагаются по решению суда и должны быть оплачены надлежащим образом.
Не отдавать права до решения суда
Сотрудник дорожной полиции не может конфисковать водительское удостоверение без решения суда, независимо от нарушения. Вы можете законно пользоваться своими водительскими правами до вынесения судебного решения. Однако после вынесения решения права должны быть сданы в течение трех дней.
Право на медицинское освидетельствование
Если сотрудник дорожной полиции подозревает, что водитель находится в состоянии алкогольного опьянения, он может попросить вас пройти тест. Вы имеете право отказаться от теста и провести его в медицинском центре. Таким образом, например, можно избежать ошибки, поскольку тестер менее точен.
Имейте в виду, что если вы откажетесь пройти медицинское освидетельствование, ваш результат будет похож на результат подтвержденного пьяного состояния. Вы будете оштрафованы на крупную сумму, и у вас могут вычесть деньги из водительского удостоверения.
Требовать понятых при досмотре
Если сотрудник полиции намерен обыскать автомобиль, не соглашайтесь на обыск до тех пор, пока к разбирательству не будут привлечены свидетели. Не позволяйте сотруднику полиции проникать в салон автомобиля или открывать кузов автомобиля без выполнения этого требования. В противном случае исследование будет проводиться только по записи.
Права ДПС в 2023 году – по каким законам установлены
Сегодня права сотрудников ГИБДД на дороге закреплены в двух законодательных актах.
-
(Федеральный закон № 3 ФЗ от 7 февраля 2011 года). В документе говорится, что сотрудники ГИБДД должны продолжать выполнять свою работу. Утвержден Приказом № 664.
Первый закон содержит основные принципы работы инспекторов ГИБДД, второй документ определяет детальный порядок процессуальных действий.
Что разрешено сотруднику ДПС
Для начала приведите все разрешенные уголовные и административные процедуры, на которые имеют право инспекторы ГАИ.
- Оформить пассажиров и водителей транспортных средств.
- Осмотреть и исследовать транспортное средство, водителя, пассажиров и вещи.
- Фотографировать транспортное средство и водителя с помощью видеокамеры или фотоаппарата.
- Использовать чужие транспортные средства в экстренных ситуациях.
- Использовать водителей для согласования и работы.
- Использовать чужие мобильные телефоны в чрезвычайных ситуациях.
- Арестовывать людей и доставлять их в полицию.
- Перемещать дела в рамках административных процедур для составления отчетов.
- Выносить постановление о правонарушении в виде штрафа. Инспекторы ГАИ не имеют права отбирать водительские удостоверения у водителей. Это решается судом.
- Эвакуировать транспортное средство на законных основаниях.
- Требовать от нарушителей прекращения незаконного поведения (уголовного и административного).
- Проверяйте документацию на законных основаниях.
- Вызывать полицию в отношении водителей, пассажиров или пешеходов, когда их вызывают.
- Соблюдать личные данные водителей, если они определены законом.
- Входить в запертые помещения в некоторых случаях.
- Патрулировать жилые улицы.
- В соответствии с условиями контролируемого инцидента.
- Останавливать автомобили и другие транспортные средства для контроля документов или по другим причинам.
- Проходить медицинское освидетельствование лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, и проводить само освидетельствование.
- Проводить следственные мероприятия в рамках своих прав.
- В некоторых случаях проводить их в отношении некоторых лиц.
Понять более подробно, что представляют собой вышеупомянутые инспекторы дорожного движения. Рассказать, может ли сотрудник милиции проводить ту или иную процедуру и когда он не имеет права.
Остановка транспорта
Такая возможность предусмотрена статьей 13 Закона «О полиции». Данная процедура регулируется административным регламентом, т.е. пунктами 84-89. Многих водителей волнуют причины, по которым инспекторы останавливают их автомобили.
В 2023 году сотрудники ГИБДД могут останавливать движущиеся по дороге транспортные средства по следующим причинам
- Контроль документов. Для этого есть конкретные причины, которые объясняются ниже. Те же условия применяются к грузам.
- Осуществляется специальный бизнес или деятельность.
- Когда водитель нарушает правила дорожного движения.
- Когда люди привлекаются в качестве свидетелей.
- Когда обнаружено транспортное средство, похожее на разыскиваемое или угнанное.
- Когда дальнейшее движение по дороге невозможно (перекрестки правительственных трасс, дорожно-транспортные происшествия, другие причины).
- В экстренных ситуациях, когда использование транспортных средств сотрудниками дорожной полиции необходимо для пресечения преступлений.
- Когда срочно требуется помощь водителя.
Сотрудник полиции имеет право остановить транспортное средство не только в темноте, но и с помощью рук. Сотрудник полиции не имеет права останавливать транспортное средство в месте, запрещенном для этого в соответствии с Правилами дорожного движения, за исключением исключительных случаев.
Сразу же после остановки сотрудник полиции должен представиться, обратиться к водителю и произнести стоп-речь. Важно отметить, что проверяющий не обязан показывать разрешение, если водитель об этом не просит.
Проверка документов
Причины для проверки включают
- Нарушение правил дорожного движения.
- Специальные меры.
Поэтому инспектор может остановить автомобиль и проверить документацию. Однако для этого также требуется серьезная причина, и без нее этого делать нельзя.
При проверке документов водитель должен предоставить инспектору следующие документы в соответствии с пунктом 2.1.1 Правил дорожного движения
- Водительское удостоверение.
- Свидетельство о движении транспортного средства.
- Страховой полис.
Может ли сотрудник ГИБДД останавливать транспортное средство?
Да, может, но только в том случае, если водитель нарушает правила дорожного движения. В этом случае сотрудник должен вызвать инспектора ГАИ, который проведет административное расследование.
Задержание и доставка водителя и пассажиров
Задержание отличается от обычного доставления человека в полицию. Доставление подразумевает содержание человека под наблюдением полиции в течение некоторого времени. Причиной этого может быть необходимость расследования правонарушения для задержания или расследования преступления.
Заключенный имеет право позвонить своему родственнику-родителю. Офицеры обязаны составить протокол о задержании еще до его начала и сослаться на причины.
Досмотр автомобиля
У них должны быть основания для этого. Во время расследования офицер не может прикасаться к автомобилю, он может трогать вещи, но не может открывать сумку. Во время проверки водитель и пассажиры должны покинуть автомобиль.
Должны быть доказательства наличия запрещенных предметов в транспортном средстве, которые стали причиной нарушения; должны присутствовать два свидетеля; водителю и пассажиру нельзя прикасаться к транспортному средству; водителю и пассажиру нельзя открывать сумку. Также необходимо провести физическое исследование личных вещей и предметов.
Разговор с водителем
Сотрудники ГИБДД могут записывать общение с водителями на фото- и видеокамеры. У водителей также есть права на эти действия. Инспекторы могут записывать данные человека и проверять документы пассажиров.
Использование автомобиля
Офицеры имеют право забрать автомобиль в случае чрезвычайной ситуации. Однако они должны быть уведомлены о цели и маршруте, за исключением случаев с опасными нарушителями.
Водитель должен оставаться за рулем. В исключительных случаях инспектор сам сядет за руль, но напишет рапорт с указанием причины, по которой он это делает.
В конце маршрута водитель может получить сертификат на использование транспортного средства с подписью офицера. Если водитель откажется от использования своего транспортного средства, он может быть оштрафован на 1 000 рублей или лишен свободы на срок до 15 суток. Об этом говорится в статье 19, пункт 1 КОАП.
Если транспортное средство повреждено, инспектор должен принять меры по его восстановлению.
Проникновение в помещения
Это право предоставлено разделом 13 Закона о полиции. Однако это право распространяется только на общественные здания и помещения. Инспекторы не имеют права входить в дома и квартиры. Только специальные сотрудники ММА имеют такую возможность по особым причинам, связанным с уголовными делами.
Проверка опьянения
Это является непосредственной задачей дорожно-патрульной службы. Согласно административному регламенту, предусмотрены следующие процедуры
- Если инспектор подозревает, что водитель может находиться в состоянии алкогольного опьянения, он останавливает транспортное средство.
- Если есть основания, составляется акт об остановке транспортного средства, метод проверки и вызываются свидетели. Водитель имеет право отказаться.
- Если прибор не выявил пьянства или отказался, но у инспектора есть сомнения или водитель сомневается сам, ему выдается направление на медицинское освидетельствование.
- По результатам принимается решение. Лишение водительских прав по решению суда, конфискация автомобиля или освобождение водителя для дальнейшего движения.
Требуется доказательство опьянения, но документы могут быть сохранены на другой момент времени.
Допустимый уровень алкоголя составляет 0,16 мг на выдыхаемый воздух. Если проводился анализ крови, то он не должен превышать 0,3 г на кровь. Результаты должны быть распечатаны на бумаге.
Если полицейский не хочет или не может провести освидетельствование на трезвость на месте, он не имеет права отправлять водителя в клинику. Это предполагает отрицание или несогласие с показаниями водителя.
8 главных ошибок водителей, когда их останавливает ДПС
– Вот это дают местные гаишники, сразу за деньгами тянутся, без церемоний! — подумал я и только через несколько секунд сообразил, что мне нужно пожать руку, здесь так принято. Позже коллеги подтвердили, что есть такая традиция в Средней Азии и на Кавказе (не везде). Даже если гаишник собрался «разводить» на штраф за выдуманное нарушение, он для начала протянет руку. Многих приезжих это как минимум удивляет. С нашими гаишниками все-таки проще. Хотя и с ними можно наделать ошибок.
Выходить из машины без приглашения
Сотрудник Госавтоинспекции вправе предложить водителю выйти из машины для проведения личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства или груза, сверки номеров, при наличии у водителя признаков опьянения или если необходимо устранить техническую неисправность транспортного средства. Но именно предложить. Водитель не обязан выбегать из машины на полусогнутых по взмаху жезла. Согласно пункту 48 Административного регламента, он вправе ждать, когда инспектор сам подойдет, и общаться, сидя в машине, приоткрыв стекло водительской двери. Сотрудники ДПС относятся с большим подозрением к лебезящим водителям и проверяют их намного тщательнее.
Оправдываться
Если вы признаете нарушение, инспектору стоит прямо сказать об этом, объяснив причину: например, не заметил знак, просто отвлекся. Но просить прощения и заискивать не стоит. Первая из причин названа выше. И вторая – вы перед инспектором ни в чем не виноваты. А свидетельствовать против себя и вовсе не обязаны (п. 1 ст. 51 Конституции РФ). Больше того, возможно, инспектор остановил вас просто для проверки или за другое нарушение. Так что не спешите, послушайте сперва, что он скажет.
Предлагать и соглашаться на взятку
Чтобы не было соблазна, вспомните, что по статье 291 УК РФ за дачу взятки должностному лицу прямым путем или через посредника предусмотрена ответственность в виде штрафа до 500 тысяч рублей, зарплаты (за период до года), 5-30-кратной суммы взятки, исправительных работ (до 2 лет), принудительных работ (до 3 лет) или лишения свободы сроком до 2 лет со штрафом или без него. При этом суд вправе отказать виновному в занимании определенных должностей.
Взятка от 25 до 150 тысяч может караться миллионным штрафом и даже тюремным заключением до 5 лет. Взятка больше 150 тысяч грозит штрафом в 3 миллиона или тюремным сроком до 12 лет.
Помните, что гаишник и его машина могут быть «заряжены» записывающей аппаратурой, а в ближайших кустах – сидеть свидетели. Даже если гаишник требует у вас деньги прямым текстом, уверяя, что никто ничего не пишет, соглашайтесь только на оформление по протоколу и разбирательство по закону.
Соглашаться с нарушением, если не нарушали
Человеческий фактор никто не отменял. Инспекторы ДПС должны быть беспристрастными и объективными, наказывать только за совершенные нарушения, однако и они иногда ошибаются (если н намеренно фальсифицируют нарушение). Если вы уверены, что не виноваты, смело пишите в протоколе, что не согласны с постановлением инспектора, и готовы предоставить доказательства невиновности (например, запись с видеорегистратора с прилагаемой схемой участка дороги, где вас остановили). Это нужно делать, даже если вам лень, проще заплатить штраф и прочее. Получив нагоняй от начальства, совершивший ошибку инспектор в следующий раз будет внимательнее.
Признаваться, что выпивали
Алкоголь и вождение – несовместимы. Это факт. Но такой же факт, что у нас и трезвого водителя могут сделать пьяным (формально), особенно если он этому способствует. На стандартный вопрос инспектора, не употребляли ли вы сегодня или вчера кружечку пива или рюмку-две, следует всегда отвечать «нет». Если вы по доброте душевной признаетесь, что выпивали не вчера, а позавчера, да пусть даже на той неделе, уважающий себя гаишник постарается раскрутить вас на «управление автомобилем в нетрезвом состоянии». Кстати, некоторые виды алкоголя полностью не выводятся из организма даже за несколько дней. И в ДПС это прекрасно знают.
Лезть в бутылку
Сейчас инспекторы, в основном, соблюдают требование Административного регламента, утвержденного МВД России № 664. В пунктах 43 и 44 достаточно четко прописаны принципы, которых должен придерживаться сотрудник ДПС при общении с водителем: обращаться на «Вы», воздерживаться от грубости, оскорбительных выражений и реплик, не быть заносчивым, не делать предвзятых замечаний. И инспекторы вправе ждать того же от водителей – хотя они и не обязаны подчиняться Административному регламенту или могут быть просто дурно воспитанными.
Что должен знать водитель при остановке дпс
Остановка транспортного средства
84. Основаниями для предъявления сотрудником требования об остановке водителем транспортного средства являются:
84.1. Установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.
84.2. Наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения.
84.3. Наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и разыскных учетов органов внутренних дел, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске.
84.4. Необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются.
84.5. Необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого.
84.6. Необходимость использования транспортного средства <1>.
84.7. Необходимость временного ограничения или запрещения движения транспортных средств.
84.8. Необходимость обеспечения безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения.
84.9. Оказание содействия в беспрепятственном проезде к месту происшествия автомобилей скорой медицинской помощи, а также транспортных средств оперативных и иных аварийно-спасательных служб, задействованных в ликвидации чрезвычайных происшествий.
84.10. Необходимость привлечения водителя и (или) пассажиров для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции.
84.11. Проведение на основании распорядительных актов руководителей территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне, руководителей подразделений Госавтоинспекции территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства <2>.
<2> Пункт 2 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. N 711. Далее — «мероприятия по предупреждению ДТП и снижению тяжести их последствий».
84.12. Угроза безопасности дорожного движения, создаваемая неисправностью или неправильной установкой технических средств организации дорожного движения, нарушением правил производства ремонтных работ на дороге, стихийным бедствием, производственной (техногенной) аварией, пожаром и другими чрезвычайными обстоятельствами, утечкой опасных веществ.
84.13. Проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз.
84.14. Проверка документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом.
85. Требование об остановке транспортного средства подается с помощью громкоговорящего устройства или жестом руки, при необходимости с применением жезла или диска с красным сигналом (световозвращателем), направленной на транспортное средство. При этом для привлечения внимания участников дорожного движения могут использоваться дополнительный сигнал свистком, специальные световые и (или) звуковые сигналы.
В темное время суток либо в условиях ограниченной видимости подача сигнала об остановке транспортного средства должна осуществляться с использованием специальных световых сигналов (при наличии возможности).
86. При подаче сигналов об остановке должно быть указано место остановки транспортного средства.
87. Остановка транспортного средства осуществляется с учетом требований правил дорожного движения и соблюдением мер, направленных на обеспечение безопасности участников дорожного движения.
88. Не допускается останавливать транспортные средства на участках дорог, где их остановка запрещена правилами дорожного движения, за исключением случаев, когда такая остановка связана с необходимостью пресечения преступления, административного правонарушения, осуществления распорядительно-регулировочных действий, предотвращения реальной угрозы причинения вреда жизни, здоровью и (или) имуществу участников дорожного движения, а также случаев обозначения места остановки патрульным автомобилем с включенными специальными световыми сигналами, другими средствами регулирования и организации дорожного движения.
В случае необходимости остановки транспортных средств в местах, где их остановка запрещена правилами дорожного движения, сотрудником принимаются меры по обеспечению безопасности дорожного движения в данном месте.
89. Остановив транспортное средство, сотрудник должен без промедления подойти к водителю, представиться в соответствии с требованиями пункта 45 Административного регламента, кратко сообщить причину остановки, изложить требование о передаче необходимых для проверки или оформления правонарушения документов, при привлечении водителя или пассажира в качестве свидетеля либо понятого — разъяснить им права и обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации <1>.
90. При необходимости использования транспортного средства сотрудник сообщает об этом водителю с указанием цели использования, маршрута движения (за исключением случаев, когда транспортное средство необходимо для преследования лиц, совершивших преступления) и предлагает водителю предоставить ему транспортное средство, разъясняя, в случае отказа, ответственность за невыполнение данного требования, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
(в ред. Приказа МВД России от 21.12.2017 N 948)
(см. текст в предыдущей редакции)
Управление используемым транспортным средством осуществляется самим водителем при отсутствии оснований для его отстранения от управления транспортным средством <2>.
<2> Пункт 223 Административного регламента.
Сотрудник, воспользовавшийся транспортным средством, по просьбе водителя выдает ему справку или делает запись в путевом листе с указанием продолжительности поездки, пройденного расстояния, своей фамилии, должности, номера служебного удостоверения, наименования подразделения Госавтоинспекции (подразделения ДПС) <3>.
91. При обнаружении достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, сотрудник разъясняет лицу, какое правонарушение им допущено и в чем оно заключается. При этом выясняет, имеют ли место обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, предусмотренные Кодексом <4>.
Дальнейшие действия осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренном Административным регламентом в зависимости от обстоятельств совершения административного правонарушения.
92. При возбуждении дела об административном правонарушении в отношении водителя транспортного средства, находящегося в эксплуатации юридического лица или лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица <5>, и обнаружении данных, указывающих на наличие в действиях юридического или (и) должностного лица (индивидуального предпринимателя) события административного правонарушения сотрудник составляет рапорт о необходимости проверки обнаруженных данных, за исключением случаев одновременного возбуждения дела об административном правонарушении в отношении юридического или должностного лица (индивидуального предпринимателя).
<5> Далее — «индивидуальный предприниматель».
В рапорте отражаются сведения, которые могут иметь значение доказательств по делу об административном правонарушении: номера и даты оформления путевого листа, специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов <1>, маршрута перевозки опасного груза, свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасного груза, товарно-транспортных накладных, свидетельства о подготовке водителя автотранспортного средства, перевозящего опасные грузы (свидетельство ДОПОГ) <2>, страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства, сведения об отсутствии необходимых документов или каких-либо обязательных отметок в них. Изготавливаются копии (ксерокопии, фотокопии) указанных документов.
<1> Приложение N 1 к приказу Минтранса России от 24 июля 2012 г. N 258 «Об утверждении Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов» (зарегистрирован в Минюсте России 11 октября 2012 года, регистрационный N 25656), с изменениями, внесенными приказами Минтранса России от 15 января 2014 г. N 7 (зарегистрирован в Минюсте России 5 июня 2014 года, регистрационный N 32585), от 16 июня 2016 г. N 158 (зарегистрирован в Минюсте России 2 августа 2016 года, регистрационный N 43062), от 21 сентября 2016 г. N 272 (зарегистрирован в Минюсте России 21 марта 2017 года, регистрационный N 46064).
<2> Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 г. (ДОПОГ). Российская Федерация присоединилась к данному соглашению постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 г. N 76 (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1994, N 7, ст. 508).
Водитель опрашивается по вопросам, имеющим отношение к делу об административном правонарушении <3>.
<3> Пункты 131 — 141 Административного регламента.
Рапорт сотрудника и приложенные к нему материалы докладываются руководителю подразделения ДПС (подразделения Госавтоинспекции территориального органа МВД России на районном уровне), который передает (направляет) их для проведения проверки и решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении юридического и (или) должностного лица (индивидуального предпринимателя) в соответствии со статьей 28.1 Кодекса.
Если водитель транспортного средства, находящегося в эксплуатации юридического лица, является законным представителем этого юридического лица, сотрудник одновременно возбуждает дела об административных правонарушениях, субъектами которых являются водитель и (или) юридическое лицо, в отношении водителя и (или) в отношении юридического лица.
Если водитель транспортного средства, находящегося в эксплуатации юридического лица, является должностным лицом данного юридического лица, ответственным за эксплуатацию или техническое состояние этого транспортного средства, либо за перевозку, сотрудник одновременно возбуждает дела об административных правонарушениях, субъектами которых являются водитель и (или) должностное лицо, в отношении водителя и (или) в отношении должностного лица <1>.
Если водитель является индивидуальным предпринимателем, сотрудник одновременно возбуждает дела об административных правонарушениях, субъектами которых являются водитель и (или) должностное лицо (индивидуальный предприниматель), в отношении водителя и в отношении индивидуального предпринимателя.
93. Сотрудник вправе предложить участнику дорожного движения:
93.1. Выйти из транспортного средства в случаях:
наличия у водителя признаков опьянения <2> и (или) болезненного состояния;
для проведения личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства и груза;
для проведения в присутствии водителя (владельца транспортного средства) сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах;
когда требуется его участие в осуществлении процессуальных действий, а также оказании помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;
необходимости устранения технической неисправности транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов;
когда его поведение создает угрозу личной безопасности сотрудника.
93.2. Переместить транспортное средство в иное указанное сотрудником место, если:
нахождение транспортного средства в месте его остановки создает угрозу либо помеху другим участникам дорожного движения;
нахождение сотрудника на проезжей части при обращении к водителю, находящемуся в транспортном средстве, создает угрозу личной безопасности сотрудника.
93.3. Занять место в патрульном автомобиле либо пройти в служебное помещение, когда его участие необходимо для оформления процессуальных документов.
94. При установлении в ходе осуществления действий, связанных с остановкой транспортного средства, признаков состава или события преступного деяния, принимаются меры к задержанию лиц, причастных к его совершению, соответствующая информация докладывается дежурному для принятия решения о вызове следственно-оперативной группы, либо доставления задержанных в орган внутренних дел.
95. В случаях невыполнения водителем транспортного средства требования сотрудника об остановке; визуальном установлении признаков преступления, административного правонарушения при отсутствии возможности своевременной подачи сигнала об остановке транспортного средства; получения информации о совершении водителем транспортного средства преступления, административного правонарушения от другого наряда сотрудников органов внутренних дел, участника дорожного движения; получения указания от дежурного, руководителя подразделения ДПС (подразделения Госавтоинспекции территориального органа МВД России на районном уровне) о необходимости остановки транспортного средства в зависимости от конкретной обстановки сотрудником могут быть приняты меры по:
передаче информации дежурному, другому наряду сотрудников;
преследованию и (или) принудительной остановке транспортного средства.
96. Преследование осуществляется на патрульном автомобиле с включенными специальными световыми и звуковыми сигналами. При этом требование об остановке подается с помощью громкоговорящего устройства или жестом руки, при необходимости с применением жезла или диска с красным сигналом (световозвращателем). В случае необходимости и при наличии возможности осуществляется (с использованием громкоговорящего устройства) информирование других участников дорожного движения о повышенной внимательности и соблюдении мер предосторожности.
97. Принудительная остановка транспортного средства может быть осуществлена:
с применением специальных средств принудительной остановки транспорта — при наступлении условий и в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации <1>, в соответствии с инструкциями о применении таких средств. При этом не допускается применение средств принудительной остановки транспорта в отношении транспортных средств, предназначенных для перевозки пассажиров (при наличии пассажиров), транспортных средств, принадлежащих дипломатическим представительствам и консульским учреждениям иностранных государств, а также в отношении мотоциклов, мотоколясок, мотороллеров и мопедов; на горных дорогах или участках дорог с ограниченной видимостью; на железнодорожных переездах, мостах, путепроводах, эстакадах, в туннелях <2>;
<1> Статьи 18, 19, 21, 22 Федерального закона «О полиции».
<2> Часть 2 статьи 22 Федерального закона «О полиции».
посредством временного ограничения или запрещения движения на отдельных участках дорог с использованием сигналов регулировщика, технических средств регулирования и организации дорожного движения, при условии обеспечения безопасности иных участников дорожного движения <3>;
<3> Часть 1 статьи 13 Федерального закона «О полиции».
с применением огнестрельного оружия — при наступлении условий и в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации <4>;
<4> Статьи 18, 19, 23 Федерального закона «О полиции».
посредством размещения на проезжей части патрульного автомобиля (патрульных автомобилей) с включенными специальными световыми сигналами;
посредством размещения на проезжей части грузовых автомобилей.
Использование грузовых автомобилей в целях принудительной остановки транспортного средства может осуществляться только в случае создания его водителем реальной опасности жизни и здоровью людей, неоднократного неподчинения законным требованиям сотрудника остановиться и при условии обеспечения безопасности иных участников дорожного движения.
98. Не допускается принудительная остановка с использованием и в отношении:
транспортных средств, перевозящих опасные грузы;
грузовых автомобилей, предназначенных для перевозки людей (при наличии пассажиров);
автомобилей скорой медицинской помощи;
транспортных средств, принадлежащих дипломатическим, консульским и иным представительствам иностранных государств, международным организациям;
мотоциклов и мопедов.
99. Транспортное средство с включенными специальными световыми и (или) звуковыми сигналами может быть остановлено в случаях:
наличия данных о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, административного правонарушения или преступления, использовании транспортного средства в противоправных целях;
нарушения его водителем разделов 2, 3, 7, 19 — 23 Правил дорожного движения, а также раздела 6 Правил дорожного движения в части, касающейся сигналов регулировщика;
проведения соответствующих мероприятий по предупреждению ДТП и снижению тяжести их последствий.
100. По окончании действий, связанных с целью остановки транспортного средства и отсутствии оснований для выполнения иных действий, предусмотренных Административным регламентом, сотрудником дается разрешение на дальнейшее движение транспортного средства.
Остановка пешехода <1>
<1> Требования подраздела относятся также к водителям транспортных средств, за исключением водителей механических транспортных средств.
101. Основаниями для предъявления сотрудником пешеходу требования об остановке являются:
обнаруженное сотрудником визуально или зафиксированное с использованием технических средств нарушение пешеходом правил дорожного движения;
необходимость привлечения его в качестве свидетеля или понятого;
необходимость временного ограничения или запрещения дорожного движения;
необходимость регулирования дорожного движения <1>.
<1> Пункты 79 — 83 Административного регламента.
102. Для предъявления пешеходу требования об остановке используются:
сигналы регулировщика, подаваемые с использованием жезла (диска с красным сигналом или световозвращателем) либо рукой, при необходимости в сочетании со свистком;
103. Остановив пешехода, сотрудник должен представиться в соответствии с требованиями пункта 45 Административного регламента, кратко сообщить причину остановки, изложить требование о передаче документов, удостоверяющих его личность, а при привлечении пешехода в качестве свидетеля либо понятого — разъяснить права и обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации <2>.
104. При обнаружении достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, сотрудник разъясняет лицу, какое правонарушение им допущено и в чем оно заключается. При этом выясняет, имеют ли место обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, предусмотренные Кодексом <3>.
Дальнейшие действия осуществляются в соответствии с положениями Административного регламента в зависимости от обстоятельств совершения административного правонарушения.
105. По окончании действий, связанных с целью остановки пешехода и отсутствии оснований для выполнения иных действий, предусмотренных Административным регламентом, сотрудником дается разрешение на дальнейшее движение пешехода.
Проверка документов, идентификационного номера, номера кузова, номера шасси транспортного средства <4>, государственных регистрационных знаков транспортного средства, а также технического состояния находящегося в эксплуатации транспортного средства
<4> Далее — «маркировочные обозначения».
106. Основаниями для проверки документов, необходимых для участия в дорожном движении <5>, являются:
<5> Пункты 2.1.1 и 2.2 Правил дорожного движения.
выявление признаков нарушения правил дорожного движения;
наличие ориентировок либо иных данных, свидетельствующих о причастности водителя и (или) транспортного средства к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения, об использовании транспортного средства в противоправных целях, а также дающих основания полагать, что транспортное средство находится в розыске;
проведение мероприятий по предупреждению ДТП и снижению тяжести их последствий;
остановка транспортного средства по основаниям, предусмотренным подпунктами 84.1 — 84.3, 84.11 пункта 84 Административного регламента.
107. Основаниями для проверки документов, удостоверяющих личность граждан, являются:
выявление признаков нарушения ими правил дорожного движения;
наличие повода к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении;
выявление признаков подделки документов;
наличие ориентировок либо иных данных, дающих основания подозревать этих граждан в совершении преступления, а также полагать, что они находятся в розыске;
необходимость привлечения граждан в качестве свидетелей, понятых.
(п. 107 в ред. Приказа МВД России от 21.12.2017 N 948)
(см. текст в предыдущей редакции)
108. Основаниями для проверки у граждан и должностных лиц разрешения (лицензии) и иных документов на совершение определенных действий или на осуществление определенного вида деятельности являются:
выявление признаков нарушения требований нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения;
проведение мероприятий по предупреждению ДТП и снижению тяжести их последствий;
проведение осмотра транспортного средства и груза <1>;
<1> Пункт 197 Административного регламента.
проведение досмотра транспортного средства <2>;
<2> Пункт 202 Административного регламента.
арест товаров, транспортных средств и иных вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения <3>;
<3> Пункт 260 Административного регламента.
иные случаи, когда это необходимо для выполнения возложенных на полицию обязанностей.
109. Основаниями для проверки маркировочных обозначений транспортного средства являются:
необходимость сверки маркировочных обозначений с данными, указанными в регистрационных документах на транспортное средство;
наличие ориентировок либо иных данных, свидетельствующих о причастности транспортного средства к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения, об использовании транспортного средства в противоправных целях, а также дающих основания полагать, что транспортное средство находится в розыске;
выявление признаков подделки (подложности) документов, подтверждающих право собственности, регистрационных документов на транспортное средство, подделки (подложности) государственных регистрационных знаков;
проведение мероприятий по предупреждению ДТП и снижению тяжести их последствий.
110. Основаниями для проверки государственных регистрационных знаков являются:
необходимость сверки государственных регистрационных знаков с данными, указанными в регистрационных документах на транспортное средство;
наличие ориентировок либо иных данных, свидетельствующих о причастности транспортного средства к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения, об использовании транспортного средства в противоправных целях, а также дающих основания полагать, что транспортное средство находится в розыске;
выявление внешних признаков их подделки (подложности), подделки (подложности) регистрационных документов на транспортное средство, подделки (уничтожения) маркировочных обозначений транспортного средства;
проведение мероприятий по предупреждению ДТП и снижению тяжести их последствий.
111. Основаниями для проверки технического состояния транспортного средства являются:
обнаруженные визуально признаки административных правонарушений, предусмотренных статьями 8.23, 12.5 Кодекса;
участие транспортного средства в ДТП;
наличие ориентировок либо иных данных, свидетельствующих о причастности транспортного средства к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения;
проведение мероприятий по предупреждению ДТП и снижению тяжести их последствий.
112. При проверке документов, маркировочных обозначений транспортного средства, государственных регистрационных знаков осуществляется визуальное исследование документов, маркировочных обозначений транспортного средства, государственных регистрационных знаков.
В случае необходимости при проверке документов, маркировочных обозначений транспортного средства, государственных регистрационных знаков могут применяться технические средства выявления признаков подделки, осуществляться обращение к разыскным, оперативно-справочным учетам и специализированным федеральным учетам органов внутренних дел.
113. При проверке документов на перевозимый груз осуществляются действия, предусмотренные пунктом 112 Административного регламента, а также устанавливается соответствие транспортной накладной и прилагаемых к ней документов путевому листу, лицензионной карточке, фактически перевозимому грузу <1>.
<1> В сочетании с проведением осмотра транспортного средства и груза, досмотра транспортного средства.
114. При визуальном исследовании документов, маркировочных обозначений транспортного средства, государственных регистрационных знаков осуществляется сверка записей в документах, фотографий с фактическими данными, сопоставление записей, выявление исправлений, потертостей, повреждений, изменений маркировочных обозначений, государственных регистрационных знаков, других признаков подделки.
115. В случае возбуждения дела об административном правонарушении либо отказа в его возбуждении обращение к централизованным оперативно-справочным и розыскным учетам органов внутренних дел является обязательным.
В случае отсутствия технической возможности осуществить проверку по централизованным оперативно-справочным и розыскным учетам органов внутренних дел (сбой в работе автоматизированных информационных систем или интегрированных банков данных, отсутствие радио- и телефонной связи или иные технические причины) данная проверка осуществляется незамедлительно при наступлении такой возможности.
116. Обращение к централизованным оперативно-справочным и розыскным учетам органов внутренних дел осуществляется сотрудником непосредственно в банки данных (при наличии технической возможности) либо путем запроса в дежурное отделение (группу) подразделения ДПС (дежурную часть территориального органа МВД России на районном уровне) по имеющимся каналам связи.
(в ред. Приказа МВД России от 21.12.2017 N 948)
(см. текст в предыдущей редакции)
117. Технические средства выявления признаков подделки маркировочных обозначений применяются в случаях, когда визуально определены следы внешнего воздействия на маркировку, имеются признаки подделки регистрационных и иных документов, расхождения записей в них с фактическими данными, данными централизованных оперативно-справочных и розыскных учетов органов внутренних дел.
118. Технические средства выявления признаков подделки документов, маркировочных обозначений, государственных регистрационных знаков, проверки технического состояния транспортных средств применяются в соответствии с инструкциями и методическими указаниями о порядке применения таких технических средств.
119. При установлении личности участника дорожного движения выясняются данные, необходимые для возбуждения дела об административном правонарушении, проверки по централизованным оперативно-справочным и розыскным учетам органов внутренних дел.
120. Об обнаружении в ходе проверки документов, маркировочных обозначений транспортного средства, государственных регистрационных знаков признаков преступления или лиц, находящихся в розыске, сотрудник докладывает в дежурное отделение (группу) подразделения ДПС (дежурную часть территориального органа МВД России на районном уровне) для решения вопроса о направлении следственно-оперативной группы, осуществлении досмотра транспортного средства <1>, личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице <2>, доставлении лиц <3>, перемещении транспортного средства в расположение органа внутренних дел.
<1> Пункты 202 — 212 Административного регламента.
<2> Пункты 189 — 196 Административного регламента.
<3> Пункты 175 — 178 Административного регламента.
121. По факту обнаружения признаков преступления или лиц, находящихся в розыске, сотрудник составляет рапорт, который вручается старшему следственно-оперативной группы или дежурному, а его копия с отметкой о получении передается руководителю подразделения ДПС (руководителю подразделения Госавтоинспекции территориального органа МВД России на районном уровне).
122. В случае обнаружения в ходе проверки документов, государственных регистрационных знаков, технического состояния транспортного средства достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, сотрудник, при отсутствии обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, возбуждает дело об административном правонарушении.
123. При проверке документов иностранных граждан и лиц без гражданства сотрудник должен учитывать, что иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на свободу передвижения в пределах Российской Федерации, за исключением посещения территорий, организаций и объектов, для въезда на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации требуются специальные разрешения <4>.
<4> Статья 11 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
124. При управлении транспортными средствами на территории Российской Федерации у иностранных граждан и лиц без гражданства сотрудником осуществляется проверка следующих документов:
документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина либо лица без гражданства в Российской Федерации <5>; в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации <6>, — виза, миграционная карта;
<5> Статья 10 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
<6> Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
российское национальное водительское удостоверение, а при его отсутствии — иностранное национальное водительское удостоверение или международное водительское удостоверение при условии, если оно предъявляется вместе с национальным водительским удостоверением <2>;
<2> Пункты 12 — 17 статьи 25 Федерального закона «О безопасности дорожного движения».
регистрационные документы на транспортное средство, а в случае ввоза транспортного средства на территорию Российской Федерации — документы, предусмотренные таможенным законодательством Таможенного союза, с отметками таможенных органов, подтверждающими временный ввоз данного транспортного средства <3>;
<3> Пункт 2.2 Правил дорожного движения.
страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства (распечатанная на бумажном носителе информация о заключении договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в виде электронного документа) <4> либо документ, подтверждающий заключение договора страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в рамках международных систем страхования <5>;
<4> Часть 1 статьи 32 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
<5> Статья 31 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
документы, требующиеся для въезда на территории, организации и объекты, на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимы специальные разрешения (в случае въезда на соответствующие территории, организации и объекты);
российское разрешение на проезд по территории Российской Федерации при выполнении международной автомобильной перевозки <6> и другие документы, которые в соответствии с международными соглашениями и договорами Российской Федерации в области международного автомобильного сообщения требуются для осуществления международных автомобильных перевозок.
<6> Приложения N 4 — N 7 к приказу Минтранса России от 14 октября 2015 г. N 302 «О реализации положений пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 127-ФЗ и постановления Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 89» (зарегистрирован в Минюсте России 8 декабря 2015 года, регистрационный N 40013), с изменениями, внесенными приказом Минтранса России от 1 сентября 2016 г. N 261 (зарегистрирован в Минюсте России 28 сентября 2016 года, регистрационный N 43845).
125. У иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации и участвующих в дорожном движении в качестве пассажира транспортного средства либо пешехода, сотрудником осуществляется проверка следующих документов:
документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина либо лица без гражданства в Российской Федерации, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерацией в качестве документа, удостоверяющего личность данных лиц; в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации — виза, миграционная карта;
документы, требующиеся для въезда на территории, организации и объекты, на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимы специальные разрешения (в случае въезда на соответствующие территории, организации и объекты).
126. Проверка технического состояния находящегося в эксплуатации транспортного средства производится в соответствии с пунктами 96 — 99 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения осуществляющими деятельность по эксплуатации транспортных средств, выполняющими работы и предоставляющими услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями и гражданами — участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и иных нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения к конструкции и техническому состоянию находящихся в эксплуатации автомототранспортных средств и предметов их дополнительного оборудования, изменению их конструкции, перевозкам пассажиров и грузов <1>.
<1> Приказ МВД России от 14 ноября 2016 г. N 727 (зарегистрирован в Минюсте России 1 февраля 2017 года, регистрационный N 45484).
127. По результатам проверки документов, маркировочных обозначений, государственных регистрационных знаков транспортного средства, а также технического состояния находящегося в эксплуатации транспортного средства при необходимости и наличии оснований осуществляются действия в соответствии с Административным регламентом либо иными нормативными правовыми актами МВД России, при их отсутствии участнику дорожного движения возвращаются полученные от него документы и дается разрешение на дальнейшее движение транспортного средства (пешехода).