Негабаритность груза
Груз, включая упаковку и крепление, является негабаритным, если он при размещении на открытом подвижном составе, находящемся на прямом горизонтальном участке пути и при совмещении продольной вертикальной плоскости симметрии вагона с осью железнодорожного пути, превышает очертание основного габарита погрузки, или его геометрические выносы в кривых за пределы основного габарита погрузки превышают геометрические выносы в соответствующих кривых расчётного вагона (Расчётный вагон — вагон с длиной рамы 24 м и базой 17 м).
Обозначения в индексе негабаритности:
всегда буква H (негабаритность)
степень нижней негабаритности, может принимать значения от 1 до 6
степень боковой негабаритности, может принимать значения от 1 до 6
степень верхней негабаритности, может принимать значения от 1 до 3
вертикальная сверхнегабаритность (груз выходит за установленные пределы негабаритности), имеет значение 8
Отсутствие негабаритности в любой зоне, в том числе и отсутствие вертикальной сверхнегабаритности, отмечается цифрой «0» в соответствующем знаке индекса негабаритности.
Например: индекс негабаритности Н2030 означает негабаритность нижнюю 2-ой степени, боковой негабаритности нет, верхняя негабаритность 3-ей степени, вертикальной сверхнегабаритности нет.
Для каждой степени негабаритности определены специальные условия, в соответствии с которыми грузы принимаются к перевозке по железным дорогам, а именно: усиленный контроль за следованием негабаритного груза, информация причастных работников, ограничение скорости движения, ограничение или запрещение движения по соседним путям, пропуск по заранее подготовленным маршрутам на станциях.
Контрольная рама
Перевозка сверхнегабаритных грузов, а также негабаритных грузов шестой степени боковой и нижней негабаритности осуществляется с применением контрольной рамы, которую грузоотправитель ставит на крытом вагоне или полувагоне. Размеры контрольной рамы должны соответствовать максимальным размерам груза с учётом смещения его в кривых. Поезд сопровождается опытным работником дистанции пути, который ведёт наблюдение за прохождением контрольной рамы.
Габаритные ворота
Габаритные ворота устанавливают в месте массовой погрузки на открытый подвижной состав. Ворота представляют собой раму, внутри которой по очертанию габарита погрузки шарнирно укреплены планки. Если открытый подвижной состав с грузом пройдёт ворота, не касаясь планок, то габарит не нарушен. Изменение положения планки укажет на место негабаритности. Таким образом внутренние очертания габаритных ворот ограничивают допустимые предельные размеры провозимых через них грузов.
На электрифицированных участках габаритные ворота высотой до 4,5 метров располагают по обеим сторонам пересечения с автомобильной дорогой (переезда) для предупреждения прикосновения контактного провода к перевозимым через переезд грузам. Путь, на котором устанавливают ворота, должен быть прямым, находиться на горизонтальной площадке; переезд — хорошо виден.
Электронные габаритные ворота состоят из инфракрасных датчиков, формирующих допустимые границы габарита погрузки и передающих данные о нарушении границ на рабочее место оператора пункта коммерческого осмотра.
Расстояние между осями путей колеи 1520 мм
По смежным главным и станционным путям проходит различный подвижной состав. Следовательно, расстояния между этими путями и от путей до сооружений и устройств, располагающихся в междупутьях, должны быть такими, чтобы исключалось соприкосновение друг с другом локомотивов, путевых машин, проходящих одновременно по смежным путям, а также подвижного состава с сооружениями и устройствами. Минимальные расстояния между осями смежных путей установлены Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (ПТЭ), а также Нормами и Техническими условиями на проектирование железных дорог. Они обеспечивают безопасность движения поездов и безопасность людей, которые по условиям работы могут находиться на междупутьях. На перегонах на двухпутных линиях расстояние между осями путей на прямых участках должно быть не менее 4100 мм. Оно обеспечивает только безопасность скрещения подвижного состава. На трехпутных и четырехпутных линиях расстояние между осями второго и третьего пути на прямых участках — не менее 5000 мм, что позволяет при следовании поездов по этим путям оставлять на междупутье инвентарь и инструмент при ремонте пути, а также устанавливать необходимые сигналы.
На станциях большое количество железнодорожников различных профессий занимается подготовкой подвижного состава в рейс, обслуживанием пути, средств связи, электроснабжения и т.д. Поэтому расстояние между осями путей на станциях увеличено.
Расстояние между осями смежных путей на станциях на прямых участках должно быть не менее 4800 мм, на второстепенных путях и путях грузовых дворов — не менее 4500 мм. При расположении главных путей на станциях с краю с разрешения допускается расстояние между ними 4100 мм. Расстояние между осями путей, предназначенных для непосредственной перегрузки грузов из вагона в вагон, может быть 3600 мм, исходя из условий организации работы.
При новом строительстве или реконструкции станций, разъездов и обгонных пунктов расстояния между осями путей принимают следующие:
Понятие негабаритности на Ж/Д
Груз является негабаритным, если он при размещении на открытом подвижном составе, находящемся на прямом горизонтальном участке пути (при совпадении в одной вертикальной плоскости продольных осей вагона и пути), превышает пределы габарита погрузки (или его выход за пределы габарита погрузки в кривых превышает геометрический вынос расчетного вагона).
При проверке вписывания груза в габарит погрузки необходимо исходить из того, что груз погружен на вагон с расчетной высотой пола от уровня головки рельса — 1400 мм.
В зависимости от высоты (определяется от уровня головок рельсов — УГР), на которой груз выходит за габарит погрузки, устанавливаются три основные зоны негабаритности груза:
— зона нижней негабаритности — на высоте от 480 до 1400 мм при расстоянии от оси пути 1626-1760 мм и на высоте от 1230 до 1400 мм при расстоянии от оси пути 1761-2240 мм;
— зона боковой негабаритности — на высоте от 1400 до 4000 мм;
— зона верхней негабаритности — на высоте от 4000 до 5300 мм.
Для более точного определения условий пропуска грузов верхней негабаритности на двухпутных линиях дополнительно вводится условная зона совместной боковой и верхней негабаритности на высоте от 4000 до 4603 мм при расстоянии от оси пути 1625 мм до границы зоны верхней негабаритности.
В зависимости от выхода грузов за габарит погрузки в указанных выше основных зонах устанавливаются следующие степени негабаритности грузов:
— нижняя негабаритность — шесть степеней;
— боковая негабаритность — шесть степеней;
— верхняя негабаритность — три степени.
Груз является сверхнегабаритным, если выходит за пределы:
— 3-й степени верхней негабаритности по горизонтали;
— 4-й (на высоте 3700-4000 мм), 5-й (на высоте 3400-3700 мм) и 6-й боковой негабаритности по горизонтали;
— 2-й (на высоте 380-1230 мм) и 6-й нижней негабаритности по горизонтали;
— опускается ниже 3-6-й степеней нижней негабаритности ;
— превышает габарит погрузки по высоте (более 5300 мм).
В соответствии с установленными зонами негабаритности груз может иметь нижнюю, боковую и верхнюю сверхнегабаритность. Сверхнегабаритность грузов, имеющих высоту более 5300 мм, называется вертикальной.
Для определения характера негабаритности используется пятизначный Индекс Негабаритности. Индекс негабаритности имеет следующий вид:
1-й знак — всегда буква"H";
2-й знак — степень нижней негабаритности (с 1-й по 6-ю);
3-й знак — степень боковой негабаритности (с 1-й по 6-ю);
4-й знак — степень верхней негабаритности (с 1-й по 3-ю);
5-й знак — вертикальная сверхнегабаритность.
Цифра "8" в любой зоне означает сверхнегабаритность.
Пример:
H-3-5-2-8 негабаритность смешанная (нижняя 3-й степени, боковая 5-й степени, верхняя 2-й степени и вертикальная сверхнегабаритность).
Устройство и содержание жд пути — Правила перевозки негабаритных грузов
Негабаритным грузом считается такой груз, который, будучи погружен на подвижной состав, не удовлетворяет требованиям габарита подвижного состава 1-В.
Различают грузы трех видов негабаритностей: верхней, боковой и нижней. К грузам с верхней негабаритностью относятся такие, у которых негабаритная часть находится на высоте от 3 980 до 5 300 мм, считая от головки рельса.
Если негабаритная часть находится на высоте от 1 230 до 3 980 мм, то такой груз относится к грузам с боковой негабаритностью. Грузами с нижней негабаритностью считаются такие, которые имеют негабаритную часть на высоте до 1 230 мм от головки рельса. Могут быть предъявлены к перевозке и такие грузы, которые будут иметь негабаритность верхнюю и боковую или боковую и нижнюю одновременно.
Верхняя негабаритность грузов бывает трех степеней: нулевой второй и третьей. Верхней негабаритности первой степени нет, так как ее границы, в которые вписывается негабаритная часть груза, совпадают страницами верхней негабаритности нулевой степени.
Боковая негабаритность грузов делится на пять степеней: нулевую, первую, вторую, третью и четвертую.
Нижняя негабаритность грузов степеней не имеет. Чтобы можно было ясно представить контурное очертание, в которое должен вписаться груз той или иной степени негабаритности, на рис. 162 заштрихованной площадью показано, на сколько может выступать негабаритный груз четвертой степени за пределы габарита подвижного состава.
Грузы, выходящие своими частями за пределы габарита 1-В в зоне нижней негабаритности или за пределы боковой негабаритности четвертой степени, а также грузы, выходящие за пределы верхней негабаритности третьей степени, считаются сверхнегабаритными.
Все негабаритные грузы принимаются от отправителя специальной комиссией.
На станциях 1-го класса и внеклассных в состав комиссии входят: начальник станции, который является председателем, инженер станции, представитель дистанции пути по должности не ниже дорожного мастера, коммерческий ревизор и представитель вагонного участка. Для приемки негабаритных грузов на всех остальных станциях отделения дороги создается комиссия в составе: заместителя начальника отдела эксплуатации или ревизора движения, который является председателем комиссии, представителя дистанции пути, представителя вагонного участка, начальника станции и коммерческого ревизора.
Комиссия проверяет положение груза на платформе, надежность его крепления, наличие на грузе надписей о степени его негабаритности, наличие контрольных полос на полу платформы (отправитель обязан на полу платформы по контуру груза нанести несмываемой краской контрольные полосы, по которым можно заметить сдвиг груза), а также степень негабаритности.
При сдаче к перевозке негабаритного груза третьей и четвертой степеней и сверхнегабаритного отправитель изготовляет контрольную раму. В этом случае негабаритный груз сопровождается опытным работником пути, который при движении поезда наблюдает за контрольной рамой.
Контрольную раму устанавливают на крытом вагоне, полувагоне или платформе с тормозной площадкой, в плоскости оси двухосного вагона или шкворня тележки четырехосного вагона. Размеры контрольной рамы должны соответствовать размерам груза. Ее общий вид показан на рис. 163.
Платформу с контрольной рамой ставят первой от локомотива, а платформу с негабаритным грузом в середине поезда так, чтобы между этими платформами было не менее 20 осей.
Поезда с негабаритными грузами в пределах станций пропускаются по специально выделенным для таких поездов путям с междупутными расстояниями с каждой стороны не менее 4 800 мм.
Около таких путей все столбы и сооружения высотой более 1 100 мм должны находиться на расстоянии не менее 2,45 м. На кривых это расстояние увеличивается в зависимости от радиуса.
Рис. 162. Негабаритность четвертой степени по отношению к габаритам 1-В и 1-С
Рис. 163. Контрольная рама
Машинист поезда, имеющего негабаритные грузы третьей и четвертой степеней, обязан при подходе контрольной рамы к путепроводам, к мостам с ездой понизу, к станционным сооружениям и устройствам снижать скорость до 10 км/ч. Когда контрольная рама пройдет сооружение, скорость может быть увеличена до 25 км/ч. Эта скорость сохраняется, пока все негабаритные грузы не проследуют сооружение.
В тоннелях, удовлетворяющих габаритам СТ-1 и СТ-2, скорость поезда с негабаритным грузом третьей степени не должна превышать 25 км/ч, а с негабаритным грузом четвертой степени — 10 км/ч на всем протяжении тоннеля.
Условия пропуска негабаритных грузов по мостам, не удовлетворяющим габариту 1-С, и в тоннелях, не удовлетворяющих габаритам СТ-1, СТ-2, а также на двухпутных участках с негабаритным междупутьем устанавливаются начальником дороги.
Тяжеловесные грузы перевозятся на специальном подвижном составе — шестиосных платформах или транспортерах. Условия пропуска по отдельным участкам дороги подвижного состава с давлением на рельсы от одной оси более 21 т устанавливаются начальником дороги в зависимости от грузоподъемности мостов и состояния верхнего строения пути. В пределах одной дороги тяжеловесные грузы перевозятся по разрешению начальника дороги, а в пределах двух или нескольких дорог — по разрешению Министерства путей сообщения.
Негабарит жд
Железнодорожный транспорт является наиболее эффективным решением, когда речь идет о перевозке негабаритных грузов.
Негабаритные грузы ЖД могут включать специализированное оборудование, такое как оборудование и станки фабрики, завода, газотурбинные установки, электростанции или их компоненты, сельскохозяйственную и строительную технику или специализированные сооружения.
При перевозке негабаритных грузов по железной дороге особое внимание необходимо уделять действующим правилам и нормам, регулирующим безопасность перевозки груза.
Можем поговорить о перевозке негабаритных грузов под железной дороге — +7(499)404-18-38
Негабаритные перевозки по железной дороге
Железная дорога является одним из самых популярных видов грузового транспорта в России.
В настоящее время на долю железной дороги приходится 85% грузовых перевозок, что значительно превосходит другие виды транспорта (автомобильный, морской и воздушный). Железнодорожный транспорт пользуется большим спросом во всем мире, и Россия занимает третье место в этом секторе после США и Китая. Популярность этого вида транспорта обусловлена большой сетью железных дорог, протяженность которой в России составляет около 86 000 км. .
Организация железнодорожной грузоперевозки
Когда многие сталкиваются с необходимостью железнодорожных перевозок и сами обращаются в департамент РЖД, часто возникают неожиданные сюрпризы. До сих пор железнодорожные перевозки для невинных грузоотправителей были как государство в государстве с множеством специальных правил и норм, выполнение которых требует многих ресурсов.
Организовать перевозку груза по железной дороге экономнее и быстрее, если обратиться к услугам компании специализированной на жд перевозках.
Логисты компании окажут комплекс услуг:
• Подготовят описание груза.
• Подберут тип вагона.
• Проверят наличие средств разгрузки негабаритных грузов на месте прибытия.
• Заключат договоры со станциями отправления и прибытия.
В общем выполнят все нормируемые железнодорожниками предписания.
Сроки доставки грузов по ж. д.
Сроки доставки установлены Приказом, однако зависят от разных факторов: адрес забора груза, количество и вес товара, класс опасности, сезонность, адрес доставки и т.д.
Приказ Министерства путей сообщения РФ от 18.06.2003 № N 27 Об утверждении правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом.
Негабарит на жд транспорте
Негабаритным грузом считается груз, размер которого превышает определённые габариты и могут помешать или сделать небезопасной его перевозку. Грузы, погруженные на железнодорожные транспортные средства, должны размещаться и закрепляться в соответствии с техническими условиями размещения и закрепления грузов в грузовых вагонах и на транспортёрах для негабаритных грузов.
Габарит погрузки
Габарит погрузки — предельное поперечное (перпендикулярное линии, проходящей в плоскости поверхности катания рельсов на одинаковом расстоянии от их осей симметрии (далее — ось железнодорожного пути) очертание, в котором, не выходя наружу, должен размещаться груз (с учетом упаковки и крепления) на открытом железнодорожном подвижном составе при его нахождении на прямом горизонтальном железнодорожном пути.
Габарит железнодорожного подвижного состава
Габарит железнодорожного подвижного состава — предельное поперечное (перпендикулярное оси железнодорожного пути) очертание, в котором, не выходя наружу, должен помещаться установленный на прямом горизонтальном железнодорожном пути (при наиболее неблагоприятном положении в колее и отсутствии боковых наклонений на рессорах и динамических колебаний) как в порожнем, так и в нагруженном состоянии железнодорожный подвижной состав, в том числе имеющий максимально нормируемые износы.
Три зоны негабаритности груза
В зависимости от высоты от уровня головок рельсов, на которые груз выходит за габарит погрузки, установлены три основные зоны негабаритности
Перевозка негабаритного груза железной дорогой
Установлены 3 зоны негабаритности груза:
- зона нижней негабаритности расположена на высоте от 480мм до 1400мм от УГР, при расстоянии от оси пути 1626-1760мм и на высоте от 1230мм до 1400мм от УГР, при расстоянии от оси пути 1761-2240мм;
- зона боковой негабаритности расположена на высоте от 1400 до 4000мм от УГР;
- зона верхней негабаритности расположена на высоте от 4000 до 5300мм.от УГР.
Кроме того, для определения условий пропуска грузов верхней негабаритности на двухпутных линиях дополнительно введена условная зона совместной боковой и верхней негабаритности: на высоте от уровня головок рельсов от 4001 до 4625 мм на расстоянии от оси пути от 1625 мм до границы «зоны» негабаритности.
Степень негабаритности груза должна устанавливаться не только по размерам его в погруженном состоянии на прямом участке пути, но также с учетом прохода вагоном кривых участков пути. Если геометрические выносы груза в кривых превышают геометрические выносы в этих кривых расчетного вагона, то по условию прохода кривых данный груз может иметь расчетную негабаритность.
Сверхнегабаритный груз
Перевозка негабаритного груза железной дорогой
Груз, размеры которого в погруженном состоянии превышают предельное очертание зон негабаритности, а также очертание основного габарита погрузки в нижней зоне (ниже 480 мм от УГР) и в верхней зоне (выше 5300 мм от УГР), называется сверхнегабаритным.
В соответствии с зонами негабаритности груз может иметь нижнюю, боковую и верхнюю сверхнегабаритность. Сверхнегабаритность грузов, имеющих высоту более 5300 мм, называется вертикальной.
Перевозка сверхнегабаритных грузов, а также грузов нижней и боковой негабаритности 6-й степени осуществляется с контрольной рамой.
Груз, следующий с контрольной рамой, должен сопровождаться опытным работником дистанции пути по квалификации не ниже дорожного (мостового) мастера. При необходимости, для сопровождения привлекаются работники и других подразделений отделения дороги (дистанций сигнализации и связи, электроснабжения и др.).
Контрольная рама должна иметь два контура — основной и дополнительный.
Если в пути следования возникнет необходимость в изменении установленных контуров или устройства новой контрольной рамы, то эти работы должны выполнить работники дистанции пути. Стоимость работ указывается в грузовых документах для взыскания с получателя или экспедитора (плательщика) на станции назначения при выдаче груза.
Расчетная негабаритность должна определяться грузоотправителем для грузов, расчёт производится по специальной методике
- Длинномерных с опиранием на один вагон. Когда величина отношения длины груза к базе подвижного состава составляет более 1,41;
- Перевозимых на сцепах платформ с опиранием на два вагона;
- Перевозимых на вагонах (транспортерах) с базой 17 м и более.
Индекс негабаритности груза
Перевозка негабаритного груза железной дорогой
Обозначения в индексе негабаритности в перевозочных документах:
- 1-й знак — всегда буква Н (негабаритность);
- 2-й знак — степень нижней негабаритности, может принимать значения от 1 до 6.
- 3-й знак — степень боковой негабаритности, может принимать значения от 1 до 6.
- 4-й знак — степень верхней негабаритности, может принимать значения от 1 до 3.
- 5-й знак — вертикальная сверхнегабаритность, имеет значение 8.
Отсутствие негабаритности в любой зоне, в т.ч. и отсутствие вертикальной сверхнегабаритности, отмечается цифрой «0» в соответствующем знаке индекса негабаритности.Сверхнегабаритность в любой зоне обозначается цифрой 8.
Порядок согласования перевозки негабарита
Перевозка негабаритного груза железной дорогой
Первый этап
Предварительное согласование возможности, способа и условий перевозки грузов на основе представленной грузоотправителем (его уполномоченным представителем) или проектной организацией заявки с приложением необходимых материалов
Второй этап
Согласование железнодорожными администрациями (железными дорогами) технической документации на перевозку негабаритных и тяжеловесных грузов (чертежей и расчетов размещения и крепления грузов на подвижном составе)
Третий этап
Окончательное согласование технической документации на перевозку в межгосударственном сообщении грузов больших степеней негабаритности и сверхнегабаритных на платформах и в полувагонах (грузов, которые должны следовать по согласованным с железными дорогами маршрутам), а также всех грузов, перевозимых на специальном подвижном составе — транспортерах, которое выполняет Отдел специальных перевозок Департамента управления перевозками ОАО «РЖД»
К заявке на предварительное согласование перевозки негабаритных и тяжеловесных грузов должны быть приложены данные о размерно-весовых параметрах оборудования или эскизы (чертежи) оборудования. В заявке указываются станция отправления и назначения, количество отправок, ориентировочные сроки перевозок.
Эскиз изделия (блока) должен быть выполнен в трех проекциях с указанием координат центра тяжести и переломных точек (высота от основания изделия и расстояние от вертикальной оси, проходящей через центр тяжести) на виде с торца или поперечном сечении.
Если груз длинномерный, или должен перевозиться на вагоне с базой более 17 м, то на главном виде и на виде сверху должны быть дополнительно указаны расстояния вдоль продольной оси от центра тяжести до выступающих точек, которые обозначаются на всех проекциях одинаковыми буквами.
Организация перевозок всех негабаритных и тяжеловесных грузов в пределах железных дорог одного государства осуществляется железнодорожной администрацией этого государства.