Кто утверждает нормативы потребления коммунальных услуг
Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 мая 2006 г. № 306
МОСКВА
Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме
(Наименование в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 13.09.2022 № 1598)
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, от 28.03.2012 № 258, от 16.04.2013 № 344, от 26.03.2014 № 230, от 24.09.2014 № 977, от 17.12.2014 № 1380, от 14.02.2015 № 129, от 29.06.2016 № 603, от 26.12.2016 № 1498, от 27.02.2017 № 232, от 29.09.2017 № 1186, от 13.09.2022 № 1598)
В соответствии со статьями 156 и 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет: (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 № 1498)
1. Утвердить прилагаемые Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме. (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 № 1498, от 13.09.2022 № 1598)
2. Признать утратившим силу подпункт «а» пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 21 августа 2001 г. № 609 «О мерах по ликвидации системы перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 36, ст. 3568) .
3. Установить, что разъяснения по применению Правил, утвержденных настоящим постановлением, дает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 26.03.2014 № 230)
4. Правила, утвержденные настоящим постановлением, на территориях Республики Крым и г. Севастополя подлежат применению к правоотношениям, возникшим после 1 июля 2015 г. (Дополнение пунктом — Постановление Правительства Российской Федерации от 24.09.2014 № 977)
5. Настоящее постановление действует до 1 марта 2029 г. (Дополнение пунктом — Постановление Правительства Российской Федерации от 13.09.2022 № 1598)
Председатель Правительства Российской Федерации М.Фрадков
УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Правительства Российской Федерацииот 23 мая 2006 г. № 306
ПРАВИЛА установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме
(Наименование в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 13.09.2022 № 1598)
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 № 258, от 16.04.2013 № 344, от 26.03.2014 № 230, от 17.12.2014 № 1380, от 14.02.2015 № 129, от 29.06.2016 № 603, от 26.12.2016 № 1498, от 27.02.2017 № 232, от 29.09.2017 № 1186, от 13.09.2022 № 1598)
I. Общие положения
1. Настоящие Правила определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) , нормативов потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, и требования к их формированию. (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 № 1498, от 13.09.2022 № 1598)
2. В настоящих Правилах используются следующие основные понятия:
«климатические условия» — показатели, используемые для определения нормативов потребления коммунальных услуг (средняя температура наружного воздуха за отопительный период, средняя температура наружного воздуха за месяц отопительного периода, расчетная температура наружного воздуха в целях проектирования систем отопления, продолжительность отопительного периода) ; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 13.09.2022 № 1598)
«коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме» — холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; (Дополнение абзацем — Постановление Правительства Российской Федерации от 13.09.2022 № 1598)
«конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома» — показатели, влияющие на объем (количество) потребления коммунальных ресурсов (материал стен, кровли, этажность и другие характеристики многоквартирного дома или жилого дома) ;
«норматив потребления коммунальной услуги» — определяемый в соответствии с настоящими Правилами количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении в случаях, предусмотренных настоящими Правилами и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее — Правила предоставления коммунальных услуг) ; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 № 1498)
«норматив потребления коммунальной услуги в жилых помещениях» — норматив потребления, применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении;
«норматив потребления коммунального ресурса, потребляемого при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме» — определяемый в соответствии с настоящими Правилами количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, применяемый для расчета размера расходов потребителей в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также для расчета размера платы за коммунальные услуги в части платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, в случаях, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 13.09.2022 № 1598)
«норматив потребления коммунальной услуги при использовании земельного участка и надворных построек» — норматив потребления, применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу, предоставленную при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек;
«норматив расхода тепловой энергии на подогрев воды» — количественный показатель объема тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в соответствии с требованиями к качеству указанной коммунальной услуги, установленными Правилами предоставления коммунальных услуг, который применяется при расчете размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению и размера расходов потребителей в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату горячей воды, потребляемой при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также используется при определении однокомпонентного тарифа на горячую воду в соответствии с Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения»; (Дополнение абзацем — Постановление Правительства Российской Федерации от 13.09.2022 № 1598)
«нормативные технологические потери» — технически неизбежные и обоснованные потери коммунальных ресурсов во внутридомовых инженерных системах многоквартирного дома;
«степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома» — качественная характеристика многоквартирного дома или жилого дома, определяемая наличием и составом внутридомовых инженерных систем, обеспечивающих предоставление потребителям коммунальных услуг тех видов, которые могут быть предоставлены с использованием таких внутридомовых инженерных систем, и внутриквартирного оборудования.
3. Нормативы потребления коммунальных услуг и нормативы потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее — уполномоченные органы) . Контроль за соблюдением уполномоченными органами требований к составу нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, условиям и методам установления нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также обоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных услуг и норматива потребления коммунального ресурса, потребляемого при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется органами государственного жилищного надзора субъектов Российской Федерации. (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 № 1498, от 29.09.2017 № 1186, от 13.09.2022 № 1598)
4. При определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома:
а) в отношении холодного и горячего водоснабжения — этажность, износ внутридомовых инженерных систем, вид системы теплоснабжения, вид системы горячего водоснабжения, оснащенность жилых помещений водоразборными устройствами и санитарно-техническим оборудованием, а также наличие изолированных (неизолированных) стояков и (или) полотенцесушителей; (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 17.12.2014 № 1380; от 14.02.2015 № 129)
б) в отношении электроснабжения — количество комнат в квартире, площадь жилого дома, износ внутридомовых инженерных систем; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 17.12.2014 № 1380)
в) в отношении газоснабжения (при расходе газа на нужды отопления) — материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных систем;
г) в отношении газоснабжения (при расходе газа для приготовления пищи и (или) подогрева воды) — износ внутридомовых инженерных систем;
д) в отношении отопления — материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных систем;
е) (Подпункт утратил силу — Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 № 1498)
41. При определении нормативов потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома: (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 13.09.2022 № 1598)
а) в отношении холодной и горячей воды — этажность, износ внутридомовых инженерных систем, вид системы теплоснабжения (открытая, закрытая) , вид системы горячего водоснабжения, оснащенность в местах общего пользования водоразборными устройствами и санитарно-техническим оборудованием;
б) в отношении электроэнергии — количество и типы потребляющих электроэнергию оборудования и устройств, износ внутридомовых инженерных систем.
(Дополнение пунктом — Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 № 1498)
5. Нормативы потребления коммунальных услуг и нормативы потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяются в расчете на месяц потребления соответствующего коммунального ресурса. (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 № 1498, от 13.09.2022 № 1598)
6. В качестве параметров, характеризующих степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, применяются показатели, установленные техническими и иными требованиями в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.
7. При выборе единицы измерения нормативов потребления коммунальных услуг используются следующие показатели:
а) в отношении холодного водоснабжения:
в жилых помещениях — куб. метр на 1 человека;
абзац; (Утратил силу — Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 № 1498)
для полива земельного участка — куб. метр на 1 кв. метр земельного участка;
для водоснабжения и приготовления пищи для сельскохозяйственных животных — куб. метр на 1 голову такого животного;
б) в отношении горячего водоснабжения (горячей воды) :
в жилых помещениях — куб. метр холодной воды на 1 человека и Гкал на подогрев 1 куб. метра холодной воды или куб. метр горячей воды на 1 человека;
абзац; (Утратил силу — Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 № 1498)
(Подпункт в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2015 № 129)
в) в отношении отведения сточных вод: (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 № 1498)
в жилых помещениях — куб. метр на 1 человека;
абзац; (Исключен — Постановление Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 № 344)
г) в отношении газоснабжения:
для приготовления пищи и (или) подогрева воды в жилых помещениях — куб. метр на 1 человека (для природного газа) или килограмм на 1 человека (для сжиженного углеводородного газа) ;
для отопления жилых помещений — куб. метр на 1 кв. метр общей площади жилых помещений (для природного газа) или килограмм на 1 кв. метр общей площади жилых помещений (для сжиженного углеводородного газа) ;
д) в отношении электроснабжения:
в жилых помещениях — кВт х ч на 1 человека;
абзац; (Утратил силу — Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 № 1498)
для освещения в целях содержания сельскохозяйственных животных — кВт х ч на 1 голову животного;
для приготовления пищи и подогрева воды для сельскохозяйственных животных — кВт х ч на 1 голову животного;
е) в отношении отопления:
в жилых помещениях — Гкал на 1 кв. метр общей площади всех помещений в многоквартирном доме или жилого дома;
абзац; (Исключен — Постановление Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 № 344)
при использовании земельного участка и надворных построек — Гкал на 1 кв. метр отапливаемых надворных построек, расположенных на земельных участках.
71. При выборе единицы измерения нормативов потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, используются следующие показатели: (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 13.09.2022 № 1598)
а) в отношении холодной воды — куб. метр на 1 кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме;
б) в отношении горячей воды — куб. метр холодной воды и Гкал на подогрев 1 куб. метра холодной воды на 1 кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, или куб. метр горячей воды на 1 кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме;
в) в отношении электрической энергии — кВт x час на 1 кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме;
г) в отношении объема отводимых сточных вод — куб. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
(Дополнение пунктом — Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 № 1498)
8. Норматив потребления газа в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме принимается равным нулю. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 № 1498)
II. Условия установления нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме
(Наименование в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 13.09.2022 № 1598)
9. Установление нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, производится по инициативе уполномоченных органов, ресурсоснабжающих организаций, а также управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных или иных специализированных потребительских кооперативов либо их объединений (далее — управляющие организации) и сетевых организаций в отношении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и нормативов потребления электрической энергии, потребляемой при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме. (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 № 1498, от 13.09.2022 № 1598)
В случае если установление нормативов потребления коммунальных услуг или нормативов потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, производится по инициативе ресурсоснабжающих организаций или управляющих организаций, указанные организации представляют в уполномоченные органы документы, перечень и содержание которых определяются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. При этом 2 и более управляющие организации вправе обратиться в уполномоченный орган с совместным заявлением об установлении нормативов потребления коммунальных услуг в случаях, когда объем жилищного фонда, в отношении которого осуществляется деятельность по предоставлению коммунальных услуг, каждой из таких организаций недостаточен для соблюдения условий представительности выборки для применения метода аналогов. Срок рассмотрения документов составляет не более 30 дней с даты их поступления. Уполномоченный орган проводит анализ представленных документов в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и при необходимости запрашивает дополнительные сведения у ресурсоснабжающей организации или управляющей организации с обоснованием запроса. При несоответствии представленных документов установленным требованиям уполномоченный орган возвращает ресурсоснабжающей организации или управляющей организации документы без рассмотрения с указанием причин возврата. (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 № 1498, от 13.09.2022 № 1598)
(Пункт в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 17.12.2014 № 1380)
91. Ресурсоснабжающая организация, управляющая организация, сетевая организация обязаны предоставлять по запросу уполномоченного органа сведения, необходимые для установления нормативов потребления коммунальных услуг, предусмотренные пунктом 38 настоящих Правил, с учетом сроков, предусмотренных пунктом 37 настоящих Правил, в соответствии с осуществляемыми этими организациями видами деятельности. (Дополнение пунктом — Постановление Правительства Российской Федерации от 17.12.2014
Чем различаются соцнорма и норматив потребления коммунальных услуг
Законы, регулирующие отношения в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг, оперируют двумя похожими понятиями: «социальная норма» и «норматив» потребления коммунальных услуг. Несмотря на созвучие, они различаются функционально. Разберём эти понятия, чтобы не путать их при расчёте платы за КУ.
Когда по закону применяются норматив и соцнорма
Оба эти понятия – из сферы расчётов платы за коммунальные услуги, которые ежемесячно делают исполнители КУ, в том числе управляющие организации. Поэтому следует разводить понятия норматива и социальной нормы во избежание путаницы и ошибок.
Размер платы за КУ в жилом помещении с установленным индивидуальным прибором учёта определяется исходя из показаний такого прибора учёта за расчётный период (п. 42 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354).
Если счётчик в помещении не установлен или вышел из строя, то объём потреблённого ресурса определяется расчётными методами: первые три месяца — исходя из среднемесячного потребления, затем – по нормативу потребления коммунальной услуги (п.п. 42, 59, 60 ПП РФ № 354).
Независимо от метода определения объёма, расчёт платы за ресурс производится по тарифам, установленным для населения органом исполнительной власти субъекта РФ в области тарифного регулирования. При этом в субъектах РФ, где установлена социальная норма потребления электрической энергии, размер платы рассчитывается по тарифам, установленным в пределах и сверх такой социальной нормы (п. 38 ПП РФ № 354).
Из законодательства видно, что норматив потребления и социальная норма применяются в разных ситуациях: норматив определяет объём ресурса, а социальная норма – размер платы в зависимости от объёма. При этом соцнорма применяется и непосредственно при расчёте платы по нормативу. Поговорим об этом подробнее.
Кто и как устанавливает нормативы потребления
Норматив – это средний показатель потребления коммунальной услуги на одного человека. Расчёт нормативов потребления делается согласно постановлению Правительства РФ от 23.05.2006 № 306, постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 и принятым на региональном уровне нормативным актам.
- потреблённого на содержание общего имущества многоквартирного дома;
- потреблённого в помещениях собственников;
- используемого для содержания земельного участка и надворных построек (п. 10 ПП РФ № 306).
Нормативы потребления коммунальных услуг в помещениях собственников устанавливаются на три года и в этот период не подлежат пересмотру (п. 14 ПП РФ № 306). Нормативы, установленные для содержания общего имущества собственников МКД, могут быть пересмотрены, если изменилась степень энергоэффективности дома, был проведён капитальный ремонт и т.д. (п. 16 ПП РФ № 306).
- этажность постройки, вид системы теплоснабжения и др. – для ГВС, ХВС;
- количество комнат в квартире, площадь дома – для энергоснабжения;
- состояние внутридомовых инженерных сетей – для газоснабжения;
- объём жилых помещений, площадь всех окон, материалы, из которых сделаны стены и крыша – для отопления.
Износ внутридомовых инженерных систем учитывается при определении нормативов для всех коммунальных услуг (п. 4 ПП РФ № 306).
- при отсутствии ИПУ и технической возможности его установки;
- при непередаче показаний установленного ИПУ более трёх расчётных периодов подряд;
- при выходе ИПУ из строя или в случае отказа в допуске исполнителя КУ в помещение для проверки счётчика – по истечении трёх расчётных периодов с момента установления указанных фактов, с применением повышающего коэффициента.
Когда применяется социальная норма
Если норматив установлен и применяется ко всем коммунальным услугам, то социальная норма введена в России только на потребление электроэнергии и не во всех регионах. Постановление Правительства от 06.05.2011 № 354 и приказ Федеральной службы РФ по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2 закрепляют возможность субъектов РФ устанавливать тарифы на электроэнергию, поставляемую населению, в пределах социальной нормы и сверх этой нормы. Такой метод расчёта объёмов потребления электрической энергии должен помочь потребителям использовать ресурс более рационально.
Социальная норма – это объём ресурса, установленный для одного человека и используемый для определения тарифа при расчёте платы за коммунальную услугу. Объём электроэнергии в пределах соцнормы рассчитывается по более низкому тарифу по сравнению с кВт*ч, потреблёнными сверх нормы.
Применение социальной нормы потребления электроэнергии стало возможным после вступления в силу постановления Правительства РФ от 22.07.2013 № 614. Нормативный акт регламентировал порядок установления и применения соцнорм. Постановление Правительства РФ № 614 закрепило обязанность исполнителей КУ вести раздельный учёт объёмов электрической энергии, поставляемой потребителям в пределах и сверх соцнормы (п. 47 разд. III ПП РФ № 614).
- низкий – для расчёта платы за кВт*ч в пределах соцнормы;
- высокий – для расчёта платы за объём электроэнергии, потреблённый сверх нормы.
В каждом регионе, где принято решение о применении социальных норм, их размер зависит от климатических условий и продолжительности светового дня. Независимо от субъекта РФ, установленные социальные нормы различны для помещений с разными характеристиками (прил. 5.1, 5.2 к ПП РФ № 614).
- расположения помещения в городе или сельской местности;
- наличия стационарной электроплиты;
- системы ГВС и теплоснабжения: используются ли для этого электрообогреватели или иные установки;
- состояния дома: аварийность, степень износа;
- отопительного сезона.
При этом чем больше человек зарегистрировано в жилом помещении, тем выше будет социальная норма потребления электроэнергии в таком помещении. Например:
Пределы социальной нормы используются при определении платы за электроэнергию как при наличии показаний индивидуальных приборов учёта, так и при расчётных методах: по среднему и по нормативу (п. 32 ПП РФ № 354, п. 33 разд. III ПП РФ № 614). Также она применяется при расчётах платы за ресурс, потреблённый на содержание общего имущества МКД (п. 32 разд. III ПП РФ № 614).
Если в помещении из-за отсутствия технической возможности не установлен ИПУ электроэнергии, плата за весь объём ресурса, определённый исходя из норматива, будет рассчитываться по тарифу в пределах соцнормы (по низкому).
При отсутствии ИПУ (утрата, выход из строя) расчёт объёма ведётся согласно п. 59, 60 ПП РФ № 354 с использованием установленной социальной нормы в течение двух расчётных периодов. Затем соцнорма применяется с понижающим её коэффициентом, о чём исполнитель КУ должен уведомить потребителя.
Если в течение двух месяцев потребитель не установил ИПУ, то в первые полгода к величине социальной нормы применяется коэффициент 0,9. Затем каждые 6 месяцев коэффициент понижения соцнормы уменьшается на 0,1 до предельного значения 0,7 (п. 33 разд. III ПП РФ № 614).
На сегодняшний день социальная норма для расчётов платы за электрическую энергию, потреблённую населением, введена только в нескольких субъектах РФ. Например, в Ростовской, Орловской, Владимирской областях, в Забайкальском крае.
В чём главные отличия норматива от соцнормы
И норматив, и социальная норма потребления электроэнергии – это некий предельный объём ресурса, установленный органами власти субъектов РФ. Несмотря на созвучие двух терминов, между ними существует ряд важных различий, поэтому путать их нельзя ни в коем случае:
Кто утверждает тарифы и нормативы на коммунальные услуги?
В настоящей статье рассмотрим теорию собственников об установлении тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг управляющими организациями, ТСЖ, ЖСК и органами местного самоуправления.
Суть теории
Поскольку общеизвестно, что потребители коммунальных услуг (далее – КУ) не наделены правом устанавливать тарифы на КУ и нормативы их потребления, при этом оплата таких услуг осуществляется по квитанциям, изготовленным исполнителями коммунальных услуг (далее – ИКУ), делается вывод, что тарифы и нормативы потребления КУ устанавливаются именно исполнителями коммунальных услуг. Более «продвинутые» граждане зачастую утверждают, что тарифы и нормативы устанавливают органы местного самоуправления.
Несмотря на довольное широкое распространение приведенных мнений, их сторонники свои выводы, собственно, ничем не подтверждают. Чаще всего аргументация строится по простой логике – кто является получателем денег за услуги, тот и устанавливает стоимость этих услуг. Логика «продвинутых» граждан заключается в том, что поскольку администрация активно занимается вопросами ЖКХ (как минимум – часто затрагивает эту тему в СМИ и на различных мероприятиях), то именно администрация и определяет стоимость услуг.
Какова ситуация на самом деле?
Итак, сначала необходимо определиться, какие же услуги оказывают жильцам ИКУ, к которым относятся управляющие организации (УО), ТСЖ и ЖСК. Эти услуги можно разделить на две группы:
1. Содержание жилья;
2. Коммунальные услуги.
В состав содержания жилья входят услуги работы по управлению многоквартирным домом, содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме (статья 154 ЖК РФ). Необходимо отметить, что размер платы за содержание зависит от площади помещения, которым владеет плательщик. В рамках настоящей статьи вопросы содержания жилья не рассматриваются.
Виды коммунальных услуг, предоставляемых потребителям определены пунктом 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных ПП РФ от 06.05.2011 N354 (далее – Правила 354):
Именно о тарифах на указанные коммунальные услуги и о нормативах их потребления пойдет речь в данной статье.
Кто предоставляет коммунальную услугу?
Коммунальные услуги предоставляет исполнитель коммунальных услуг. Лицо, являющееся исполнителем коммунальных услуг, зависит от выбранного способа управления многоквартирным домом (далее – МКД). В соответствии с пунктом 9 Правил 354, такими лицами могут быть УО, ТСЖ, ЖСК и в отдельных случаях ресурсоснабжающие организации (далее – РСО).
Обязательства потребителя по оплате потребленной коммунальной услуги возникают именно перед исполнителем услуги, поскольку договор предоставления коммунальной услуги заключается между потребителем и исполнителем. В случае управления домом управляющей организацией положения о порядке предоставления коммунальных услуг включаются в договор управления.
Схема предоставления коммунальной услуги.
Поскольку подавляющее число исполнителей коммунальных услуг (УО, ТСЖ, ЖСК) не имеют собственных котельных, собственных электростанций, систем очистки воды и другого оборудования, необходимого для самостоятельной выработки электроэнергии, теплоэнергии, воды, необходимых для предоставления коммунальных услуг, возникает вопрос, откуда же указанные блага поступают к жильцам.
Для ответа на этот вопрос необходимо разъяснить схему предоставления коммунальной услуги.
Как уже сказано выше, исполнитель оказывает потребителям коммунальную услугу. При этом пункт 13 Правил 354 устанавливает: «13. Предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом . посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям. Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом настоящих Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации».
Часть 12 статьи 161 ЖК РФ устанавливает: «12. Управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения . договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). ».
Таким образом, ИКУ в силу закона обязан заключить договор с РСО, по которому приобретает коммунальные ресурсы. Указанные коммунальные ресурсы ИКУ предоставляет потребителям. Именно этот процесс и называется коммунальной услугой (абзац 9 пункта 2 Правил 354 устанавливает: «»коммунальные услуги» – осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений)»).В целом получается следующая схема: ИКУ приобретает у РСО коммунальный ресурс и поставляет указанный коммунальный ресурс потребителю, тем самым предоставляя коммунальную услугу.
Оплата коммунального ресурса осуществляется, соответственно, в обратном порядке: потребители оплачивают коммунальную услугу исполнителю коммунальных услуг, а ИКУ покупает у РСО коммунальный ресурс. Здесь необходимо отметить, что по решению общего собрания собственников помещений МКД оплата коммунальных услуг может производиться напрямую в РСО (это важный момент, чуть ниже мы о нем вспомним).
Из представленной схемы следует, что в части предоставления коммунальных услуг ИКУ является фактически посредником между РСО и потребителями коммунальных услуг. И тут же возникает вопрос – а сколько стоит такая «посредническая деятельность», сколько зарабатывает ИКУ на коммунальных услугах? Для ответа на этот вопрос продолжим наше исследование.
Как определяется стоимость коммунальной услуги?
Порядок расчета стоимости коммунальных услуг, в соответствии со статьей 157 ЖК РФ, установлен Правительством РФ. В соответствии с приведенной нормой, Правительством РФ принято постановление от 06.05.2011 N354 (в этой статье обозначенное Правила 354).
Правила 354 содержат множество формул, но вся их суть сводится к тому, что стоимость коммунальной услуги определяется как произведение тарифа на коммунальную услугу и потребленного объема услуги.
При этом объем услуги может быть определен либо по приборам учета, либо по нормативам потребления (в случае отсутствия приборов учета). Дополнительно может быть применен повышающий коэффициент, но в рамках этой статьи данный вопрос не рассматривается, более важной целью публикации являются разъяснения размера тарифов на коммунальные услуги.
Какой тариф применяется при расчете стоимости коммунальной услуги?
Пункт 38 Правил 354 устанавливает «38. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организацией в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов)». Во избежание разночтений необходимо особо обратить внимание, что приведенная норма ссылается на тарифы, «установленные ресурсоснабжающей организации» (то есть – установленные для ресурсоснабжающей организации), но никак не «установленные ресурсоснабжающей организацией» (у РСО нет права устанавливать тарифы на коммунальные ресурсы).
Таким образом, при расчете стоимости коммунальной услуги применяется тот тариф, который установлен на коммунальный ресурс, поставляемый РСО.
При этом часть 2 статьи 157 ЖК РФ прямо устанавливает, что тарифы утверждают органы государственной власти субъектов РФ: «2. Размер платы за коммунальные услуги . рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом».
Кто утверждает нормативы потребления коммунальных услуг?
Очевидно, что для потребителей, помещения которых не оборудованы приборами учета коммунальных ресурсов, существенную роль играют не только тарифы на коммунальные услуги, но и нормативы потребления таких услуг. Некоторые потребители высказывают мнение, что не только тарифы на КУ, но и нормативы потребления таких услуг якобы устанавливаются решением исполнителей коммунальных услуг.
В опровержение озвученного ошибочного мнения процитируем часть 1 статьи 157 ЖК РФ: «Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. ».
Таким образом, именно органы государственной власти субъектов РФ утверждают не только тарифы на коммунальные услуги, но и нормативы потребления таких услуг.
Схема финансовых потоков.
Как ранее указывалось, у потребителя услуги возникает обязанность по оплате коммунальной услуги в пользу исполнителя коммунальной услуги. При этом для целей оказания коммунальной услуги исполнитель коммунальных услуг приобретает коммунальный ресурс, тариф на который равен тарифу на коммунальную услугу. При этом объем потребления коммунальной услуге равен объему потребления коммунального ресурса.
Из сказанного следует, что размер обязательств потребителей коммунальных услуг перед исполнителем коммунальных услуг равен размеру обязательств исполнителя коммунальных услуг перед РСО. Таким образом, мы получаем ответ на ранее поставленный вопрос «сколько зарабатывает ИКУ на коммунальных услугах?». Исходя из равенства обязательств по оплате коммунальных услуг и по оплате коммунальных ресурсов, исполнитель, все средства, полученные от потребителей в качестве оплаты коммунальных услуг, обязан оплатить в РСО за коммунальные ресурсы. То есть, никакого «остатка», никакой «маржи», никакой «прибыли» непосредственно от процесса предоставления коммунальных услуг исполнители (УО, ТСЖ, ЖСК) не получают!
Дополнительным доказательством того, что ИКУ не имеет права присваивать некую часть стоимости коммунальных услуг себе, является установленное законодательством право собственников помещений МКД производить оплату коммунальных услуг непосредственно в РСО (о такой возможности ранее упоминалось в настоящей публикации). При этом оплата в РСО производится в том же объеме, в котором она производилась бы в УО, ТСЖ, ЖСК, никакого «агентского вознаграждения» с этой суммы исполнителю не выплачивается.
Важно понимать, что правоотношения между ИКУ и РСО урегулированы договором ресурсоснабжения, а отношения между ИКУ и потребителями урегулированы договором предоставления коммунальных услуг (либо договором управления). И поскольку это два различных вида правоотношений, неисполнение одного из указанных договоров не влечет за собой уменьшения обязанностей по исполнению другого договора. И в случае, если потребители не оплатили (или оплатили не в полном объеме) потребленные коммунальные услуги, обязанность ИКУ оплатить весь объем коммунального ресурса, поставленного в МКД, никто не снимает. А поскольку очевидно, что получить от жильцов 100% стоимости потребленных услуг невозможно (ни в добровольном, ни в принудительном порядке), то практически все 100% УО, ТСЖ, ЖСК в России являются должниками перед РСО.
Интересы исполнителей коммунальных услуг.
Как следует из всего сказанного, у исполнителя коммунальных услуг отсутствует финансовая заинтересованность в повышении тарифов на коммунальные ресурсы (они же – тарифы на коммунальные услуги), более того – УО, ТСЖ, ЖСК заинтересованы в снижении стоимости таких услуг по ряду причин:
1. УО, ТСЖ, ЖСК не получают прибыли из стоимости коммунальных услуг;
2. Оплата коммунальных услуг поступает на расчетный счет УО и при некоторых системах налогообложения указанная сумма облагается налогом, независимо от того, что она в полном объеме выплачивается в пользу РСО;
3. Чем большие суммы поступают в кассы и/или на расчетные счета УО, ТСЖ, ЖСК, тем больше ИКУ несет расходов на администрирование платежей (стоимость банковских переводов, комиссии за зачисление средств на расчетный счет, оплата инкассации и т.д.);
4. Чем выше стоимость коммунальных услуг, тем более напряженные отношения складываются между потребителями и исполнителями коммунальных услуг, несмотря на то, что исполнители не обладают полномочиями по утверждению тарифов и нормативов потребления КУ;
5. Чем выше стоимость коммунальных услуг, тем большая задолженность возникает у ИКУ перед РСО вследствие невозможности сбора с потребителей 100% стоимости потребленных коммунальных услуг;
6. Сами работники ИКУ являются потребителями жилищно-коммунальных услуг и, как и все прочие потребители, просто по-человечески заинтересованы в уменьшении своей квартплаты.
Таким образом, необходимо отметить, что УО, ТСЖ, ЖСК не только не имеют полномочий по утверждению тарифов на коммунальные услуги, но и заинтересованы в уменьшении таких тарифов!
Для понимания, откуда же ИКУ может получить прибыль, если деятельность по предоставлению коммунальных услуг не только не приносит дохода, но и является фактически убыточной, необходимо заметить, что прибыль ИКУ складывается исключительно из прибыли от деятельности по содержанию жилья (управление МКД, содержание и ремонт общего имущества), но никак не от предоставления коммунальных услуг.
«На самом деле, тарифы и нормативы потребления коммунальных услуг устанавливают органы государственной власти субъектов РФ, а исполнители коммунальных услуг (за исключением случаев, когда такими исполнителями являются РСО) абсолютно не заинтересованы в повышении тарифов на КУ», — сообщает эксперт в сфере строительства и ЖКХ Юрий Ганенко.
Надоело читать десятки Telegram-каналов? Мы собрали все самые важные и интересные новости Московского региона в новом Telegram-канале. Не пропусти, подписывайся! Telegram-канал издания «Вести Подмосковья».
Расчет, экспертиза и утверждение нормативов потребления коммунальных услуг
Норматив потребления коммунальных услуг — месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме.
РЕГЛАМЕНТ НОРМАТИВОВ
Нормативы потребления коммунальных услуг применяются при отсутствии приборов учета и предназначены для определения размера платы за коммунальные услуги.
Нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами местного самоуправления.
Данные мониторинга, утвержденных органами местного самоуправления нормативов ЖКХ, свидетельствуют о значительной дифференциации нормативов, как между субъектами Российской Федерации, так и между муниципальными образованиями внутри одного субъекта Российской Федерации. Учитывая, что норматив имеет физический смысл и, в первую очередь, зависит от конструктивных особенностей зданий и климатических условий, сильная дифференциация внутри конкретного субъекта Российской Федерации говорит о разнообразии в подходах к регулированию органами местного самоуправления при определении и утверждении нормативов потребления коммунальных услуг.
Зачастую нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг устанавливаются на уровне, не соответствующем фактическим показателям объемов поставляемого коммунального ресурса, что приводит к невозможности сбора денежных средств с населения, обеспечивающих запланированные объемы, и, как следствие, ставит под угрозу выполнение производственной и (или) инвестиционной программы организации.
Группа компаний «Юрэнерго» обладает значительным опытом в расчете нормативов потребления коммунальных услуг в сфере ЖКХ, максимально приближенных к условиям фактического потребления.
Инициатором расчета нормативов установления коммунальных услуг выступает:
Уполномоченный орган, энергоснабжающая или управляющая организация, собственники жилья в любой правовой форме, кооперативы или их объединения в области жилищного обеспечения принимает решение выполнить расчет нормативов коммунальных услуг.
Юридическое лицо, в виде ЗАО «Юрэнерго» осуществляет расчет нормативов коммунальных услуг для клиента (энергоснабжающей или управляющей организации), с целью последующего направления и утверждения расчетов в уполномоченных органах.
Энергоснабжающая или управляющая организация направляют на рассмотрение в уполномоченные органы информацию и документы состав и содержание которых определен нормативно-правовой документацией того субъекта Российской Федерации, для которого производится расчет нормативов коммунальных услуг. При этом уполномоченный орган в праве вернуть документы без рассмотрения с указанием причин возврата.
При определении нормативов услуг ЖКХ учитываются конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома:
- в отношении холодного и горячего водоснабжения — этажность, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования, вид системы теплоснабжения (открытая, закрытая);
- в отношении электроснабжения — количество комнат в квартире, высота и расположение жилых помещений;
- в отношении газоснабжения (при расходе газа на нужды отопления) — материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования;
- в отношении газоснабжения (при расходе газа на подогрев воды) — износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования;
- в отношении отопления — материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования;
- в отношении водоотведения — износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования, вид системы теплоснабжения (открытая, закрытая).
В качестве параметров, характеризующих степень благоустройства, применяются показатели, установленные техническими и иными требованиями в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Документы, регламентирующие способы расчета и установления нормативов коммунальных услуг:
- Постановление Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 306 «Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг»;
- Постановление Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 307 о порядке предоставления коммунальных услуг гражданам.
Группа компаний «Юрэнерго» осуществляет услуги по расчету, экспертизе и утверждению в региональных органах власти нормативов отопления.
Утвержденный норматив потребления коммунальных услуг учитывается в расчетах тарифа на водоснабжение и других тарифов в коммунальной сфере.