Статья 13. Вопросы референдума
1. Вопросы, подлежащие вынесению на референдум Российской Федерации, а также вопросы, которые не могут быть вынесены на референдум Российской Федерации, определяются федеральным конституционным законом.
2. На референдум субъекта Российской Федерации могут быть вынесены вопросы, находящиеся в ведении субъекта Российской Федерации. На местный референдум могут быть вынесены вопросы, находящиеся в ведении местного самоуправления. Законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления могут быть установлены вопросы, подлежащие вынесению на референдум.
3. На референдум субъекта Российской Федерации, местный референдум не могут быть вынесены вопросы:
ГАРАНТ:
О признании соответствующим Конституции РФ положения подпункта «а» пункта 3 статьи 13 настоящего Федерального закона о том, что на местный референдум не могут быть вынесены вопросы о досрочном прекращении полномочий органов местного самоуправления, а также о проведении их досрочных выборов, см. Постановление Конституционного Суда РФ от 10 июня 1998 г. N 17-П
а) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий, приостановлении осуществления полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также о проведении досрочных выборов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;
б) о формировании состава органов государственной власти субъекта Российской Федерации или органов местного самоуправления, персональном составе органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
в) об избрании, утверждении, о назначении либо о даче согласия на назначение на должность или на освобождение от должности депутатов и должностных лиц;
г) о принятии или об изменении соответствующего бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств субъекта Российской Федерации, муниципального образования;
д) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.
4. На референдум субъекта Российской Федерации не могут быть вынесены вопросы, находящиеся в ведении Российской Федерации. На референдум субъекта Российской Федерации не могут быть вынесены также вопросы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, когда вопрос не урегулирован Конституцией Российской Федерации, федеральным законом. На местный референдум не могут быть вынесены вопросы, не находящиеся в ведении соответствующего муниципального образования.
5. Вопросы, выносимые на референдум в Российской Федерации, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод. Указанные вопросы должны быть сформулированы таким образом, чтобы исключалась возможность их множественного толкования.
6. Вопрос, выносимый на референдум, должен быть сформулирован так, чтобы на него можно было дать лишь однозначный ответ.
7. Вопросы, выносимые на референдум субъекта Российской Федерации, местный референдум, не должны противоречить законодательству Российской Федерации. Вопросы, выносимые на местный референдум, не должны противоречить законодательству Российской Федерации, законодательству соответствующего субъекта Российской Федерации.
8. Не допускается установление ограничений для вопросов, выносимых на референдум, за исключением указанных в настоящей статье.
Местный референдум: понятие, порядок проведения
Местный референдум является одной из форм непосредственного местного самоуправления, которое выполняется населением — конкретно, решением вопросов местного значения, которое осуществляется голосованием граждан РФ, которые обладают правом на участие в таком мероприятии.
Такой референдум должен проходить исключительно на всей территории муниципального образования. Если действует военное/чрезвычайное положение, то такое мероприятие не проводится, а также не назначается на время их действия, а также в течение трех месяцев после их отмены.
Принципы/техника проведения местного референдума идентична используемым на выборах.
Местный референдум не относится к распространенным формам местного самоуправления, выполняемым непосредственно.
С 12.12.1993 года в Екатеринбурге не было зафиксировано ни одного такого референдума.
Основной причиной этого является то, что процедура проведения местных референдумов является слишком усложненной.
Вопросы, которые рассматриваются на местном референдуме
На таких референдумах могут рассматриваться исключительно вопросы, имеющие местное значение. В пределах этих границ вопросы, которые подлежат обязательному вынесению на местные референдумы, определяются конституцией (либо уставом), федеральными законами и законами субъектов государства, а также уставом муниципального образования.
Вопросы, которые выносятся на местный референдум, не должны ограничивать/отменять человеческие и гражданские права/свободы общепризнанного характера, а также конституционные гарантии их реализации. Также они не должны расходиться с законодательствами Российской Федерации и соответствующего ее субъекта. Вопросы должны иметь такую формулировку, которая исключает вероятность множественного толкования и неопределенность правовых последствий принятых решений.
Не могут выноситься на местный референдум следующие типы вопросов:
- о досрочном прекращении/продлении срока полномочий органов местного самоуправления, о приостановке их полномочий, о проведении досрочных выборов или их отсрочке;
- о персональном составе органов местного самоуправления;
- об избрании депутатов/должностных лиц, их назначении на должность, утверждении или снятии с нее, включая дачу их согласия на это;
- о принятии/изменении, исполнении/изменении финобязательств муниципального образования;
- принятии чрезвычайных/срочных мер, направленных на обеспечение здоровья и безопасности граждан.
Прочие ограничения вопросов референдума не допускаются. При этом запрещается рассматривать в качестве таковых технические требования к оформлению вопроса.
Если объем текста рассматриваемого проекта муниципального правового акта свыше 200 слов, то формулировка вопроса должна содержать не более 50 слов описания, которое конкретно определяет содержание этого акта.
Принципы проведения местного референдума
Назначает местный референдум представительный орган муниципального образования (если его нет, либо его решение не принято, то эту функцию берет на себя суд). Этот орган имеет право отказа в назначении референдума, однако только в случае нарушений нормативных правовых актов (которые регулируют подготовку/ проведение референдума) в процессе выдвижения инициативы его проведения. Если такой референдум был назначен судом, то его организацией занимается избирательная комиссия муниципального образования, а проведением — исполнительный орган госвласти субъекта страны (допускаются иные органы, на которые суд возложил обеспечение его проведения).
Голосование на референдуме может проводиться только в воскресенье.
Предпраздничные и нерабочие праздничные дни, а также в день, который следует после нерабочего праздничного дня и воскресенье, которое объявлено рабочим днем, не допускаются для этой цели. Решение о назначении дня местного референдума должно быть официально опубликовано в СМИ (в срок не менее 45 дней до назначенного дня голосования).
Согласно законам субъектов государства, уставами муниципальных образований может назначаться срок, на протяжении которого нельзя проводить местный референдум по вопросу, имеющему такую же смысловую составляющую, как у недавно проведенного. Такой срок может длиться не более двух лет, начиная с дня, в который были официально опубликованы результаты референдума.
Статья 5 Закона Свердловской области №20-03 содержит в себе норму, имеющую отсылки к уставам муниципальных образований. Согласно ей, срок в 2 года можно устанавливать только относительно референдумов, проводимых в Свердловской области. Подобное вполне соответствует принципам, которые учитывают местные традиции и которые заложены в законодательстве местного самоуправления.
Установление прочих обстоятельств, которые могут исключить назначение/проведение местного референдума, не является допустимым. Согласно законодательству субъекта Российской Федерации, не позже, чем за 25 дней до установленного дня голосования на референдуме уполномоченный орган может перенести это голосование согласно уставу муниципального образования на более поздний срок, который, однако, не должен превышать 90 дней ради его совмещения с голосованием на выборах в государственные органы власти или органы местного самоуправления, а также с днем голосования на другом референдуме.
Инициаторами референдума могут выступать:
- граждане РФ, которые обладают правом участвовать в местном референдуме и проживают на территории того муниципального образования, в котором он должен состояться;
- избирательные и прочие общественные объединения, чьи уставы позволяют участвовать в выборах/референдумах и которые зарегистрированы в должном порядке, а также в сроки, которые предусмотрены федеральным законом;
- представительный орган муниципального образования совместно с главой местной администрации.
Проведение местного референдума не может быть инициировано представительным органом и главой муниципального образования раздельно друг от друга — важна именно их совместная инициатива. При этом стоит учитывать факт вероятности сомнения в правильности того, что инициатором референдума является представительный орган. В таких случаях продолжение процедуры оформления выдвижения инициативы проведения референдума не имеет смысла, ведь именно этот орган выносит решение о его назначении. И в таком случае возникает вопрос — сможет ли он отвергнуть свою собственную инициативу? Скорее всего — нет. Поэтому считается целесообразным исключение представительного органа из числа тех, кто может выдвигать инициативы проведения референдумов местного значения.
Чтобы инициатива проведения референдума была выдвинута гражданами, в ее поддержку формируется инициативная группа. Ее может организовать как отдельный гражданин, так и целая группа граждан РФ, которые имею право на участие в подобных мероприятиях. Количественный состав такой инициативной группы устанавливается законом того субъекта государства, в котором будет проводиться референдум.
Во всяком случае, граждане имеют право образовать подобную инициативную группу, состоящую не менее чем из 10 человек, которые обладают правом участия в местном референдуме. Чтобы назначить этот референдум, инициативная группа представляет в муниципальную избирательную комиссию подписи участников предполагаемого мероприятия в качестве поддержки инициативы его проведения.
Принципы действия решений, принятых на местном референдуме
Решение, которое было принято в ходе референдума, является обязательным и не требует дополнительного утверждения. Решение местного референдума распространяется на всю территорию муниципального образования, в котором он был проведен. Также оно должно быть зарегистрировано в органе местного самоуправления в том порядке, согласно которому регистрируются нормативные правовые акты необходимого уровня. Эта норма имеет очень большую важность, так как характеризует юридическую силу решения, которое было принято на референдуме. Также это является отличием референдума от голосования касательно вопросов изменения границ муниципальных образований и прочих их преобразований. Юридическая сила решения по мнению некоторых, напрямую предопределяет характер и границы регулирующего действия, его обязательность и территориальные границы, а также основания для его вероятной отмены/изменения (согласно научно-практическому комментарию к ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» / М„ 2003. С. 607).
Решение местного референдума можно отменить/изменить посредством принятия другого решения на референдуме, который проводится не ранее 2 лет с принятия прошлого решения или признания его недействительным в судебном порядке. Если на референдуме был принят нормативный правовой акт, то его можно изменить в том порядке, который прописан в этом правовом акте.
Если такового нет, то изменения вносятся в порядке, который предусматривается для внесения изменений в этот правовой акт. Подобные изменения должны вноситься не раньше, чем через 5 лет с момента принятия решения.
Отмена решения местного референдума в судебном порядке производится на следующих основаниях:
- установленный порядок проведения референдума был нарушен, что повлекло невозможность изъявления действительной воли его участников;
- закон субъекта страны или устав муниципального образования, на основании которых был проведен местный референдум, не соответствуют Конституции Российской Федерации, федеральным законам или законам ее субъекта, которые действовали в момент проведения референдума, что повлекло невозможность выявления действительной воли его участников;
- решение референдума не соответствует Конституции страны, федеральным законам, а также законам субъекта государства.
Подобные нормы довольно трудны для исполнения, особенно касающиеся признания несоответствия нормативных актов Конституции, так как подобные полномочия имеет только КС РФ.
Если результаты проведенного местного референдума признаны недействительными, то комиссия, организовавшая голосование на нем, назначает повторное голосование.
Если для выполнения решения референдума необходимо издать нормативный правовой акт, то орган местного самоуправления/его должностное лицо (имеющее соответствующую компетенцию) должны в течение 15 дней с момента вступления решения в силу определить срок подготовки/принятия такого акта — такой срок не должен быть более 90 дней.
Какие вопросы могут быть вынесены на местный референдум
Статья 12. Вопросы референдума
1. Вопросы, подлежащие вынесению на референдум Российской Федерации, а также вопросы, которые не могут быть вынесены на референдум Российской Федерации, определяются федеральным конституционным законом.
2. На референдум субъекта Российской Федерации могут быть вынесены только вопросы, находящиеся в ведении субъекта Российской Федерации или в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией Российской Федерации, федеральным законом.
3. На местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения.
4. Федеральным законом, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации могут быть определены вопросы, подлежащие обязательному вынесению на референдум субъекта Российской Федерации. Федеральным законом, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования могут быть определены вопросы, подлежащие обязательному вынесению на местный референдум.
(п. 4 в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Вопросы референдума не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод.
6. Вопросы референдума субъекта Российской Федерации не должны противоречить законодательству Российской Федерации. Вопросы местного референдума не должны противоречить законодательству Российской Федерации, законодательству соответствующего субъекта Российской Федерации.
7. Вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, то есть на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.
8. На референдум субъекта Российской Федерации, местный референдум не могут быть вынесены вопросы:
а) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, о приостановлении осуществления ими своих полномочий, а также о проведении досрочных выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;
б) о персональном составе органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления;
в) об избрании депутатов и должностных лиц, об утверждении, о назначении на должность и об освобождении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности;
г) о принятии или об изменении соответствующего бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств субъекта Российской Федерации, муниципального образования;
д) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.
9. Установление иных ограничений для вопросов, выносимых на референдум, кроме указанных в настоящей статье, не допускается.
Статья 22. Местный референдум
1. В целях решения непосредственно населением вопросов местного значения проводится местный референдум.
2. Местный референдум проводится на всей территории муниципального образования.
3. Решение о назначении местного референдума принимается представительным органом муниципального образования:
1) по инициативе, выдвинутой гражданами Российской Федерации, имеющими право на участие в местном референдуме;
2) по инициативе, выдвинутой избирательными объединениями, иными общественными объединениями, уставы которых предусматривают участие в выборах и (или) референдумах и которые зарегистрированы в порядке и сроки, установленные федеральным законом;
3) по инициативе представительного органа муниципального образования и главы местной администрации, выдвинутой ими совместно.
4. Условием назначения местного референдума по инициативе граждан, избирательных объединений, иных общественных объединений, указанных в пункте 2 части 3 настоящей статьи, является сбор подписей в поддержку данной инициативы, количество которых устанавливается законом субъекта Российской Федерации и не может превышать 5 процентов от числа участников референдума, зарегистрированных на территории муниципального образования в соответствии с федеральным законом.
Инициатива проведения референдума, выдвинутая гражданами, избирательными объединениями, иными общественными объединениями, указанными в пункте 2 части 3 настоящей статьи, оформляется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации.
Инициатива проведения референдума, выдвинутая совместно представительным органом муниципального образования и главой местной администрации, оформляется правовыми актами представительного органа муниципального образования и главы местной администрации.
5. Представительный орган муниципального образования обязан назначить местный референдум в течение 30 дней со дня поступления в представительный орган муниципального образования документов, на основании которых назначается местный референдум.
В случае, если местный референдум не назначен представительным органом муниципального образования в установленные сроки, референдум назначается судом на основании обращения граждан, избирательных объединений, главы муниципального образования, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации или прокурора. Назначенный судом местный референдум организуется избирательной комиссией муниципального образования, а обеспечение его проведения осуществляется исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или иным органом, на который судом возложено обеспечение проведения местного референдума.
6. В местном референдуме имеют право участвовать граждане Российской Федерации, место жительства которых расположено в границах муниципального образования. Граждане Российской Федерации участвуют в местном референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.
Итоги голосования и принятое на местном референдуме решение подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
7. Принятое на местном референдуме решение подлежит обязательному исполнению на территории муниципального образования и не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, их должностными лицами или органами местного самоуправления.
8. Органы местного самоуправления обеспечивают исполнение принятого на местном референдуме решения в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным уставом муниципального образования.
9. Решение о проведении местного референдума, а также принятое на местном референдуме решение может быть обжаловано в судебном порядке гражданами, органами местного самоуправления, прокурором, уполномоченными федеральным законом органами государственной власти.
10. Гарантии прав граждан на участие в местном референдуме, а также порядок подготовки и проведения местного референдума устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации.