Оперативный план действия в чрезвычайных ситуациях , страница 5
3.1.8. На вагонах, загруженных опасными грузами, запрещается:
— производить сварочные работы;
— производить удары по котлу;
— пользоваться инструментом, дающим искру (стальные ключи, молотки и т.п.);
— находиться с открытым огнём ближе расстояния, по аварийной карточке;
— производить любые виды работ без исправных СИЗ соответствующего размера (согласно аварийной карточке).
Ремонтные работы на тележке с применением огня, сварки и ударов разрешается производить только после выкатки тележки из-под вагона на безопасное расстояние не менее 20 м.
3.2. Устранение технической неисправности вагона, загруженного определенным типом груза
3.2.1. В случае обнаружения неисправности цистерны со сжиженным газом, (аммиак, хлор, сернистый ангидрид, бутан, бутилен, пропан и др.) из-за которой она не может следовать по назначению, такая цистерна отцепляется от поезда, переставляется на место ликвидации аварийных ситуаций, вызывается аварийная группа (пожарный поезд).
3.2.2. При обнаружении течи кислотной цистерны
(серная кислота, олеум, соляная кислота и т.д.) соблюдать особую осторожность и меры безопасности указанные в аварийных карточках. Кислоты обладают опасными свойствами и могут вызывать тяжелые химические ожоги, взрывы, а так же коррозионное повреждение котла и ходовой части вагона, навесного оборудования.
При обнаружении на ПТО течи кислоты неисправная цистерна должна быть немедленно отцеплена от поезда и переставляется на место ликвидации аварийных ситуаций.
3.2.3. При обнаружении течи цистерны с химическим грузом требуется соблюдать меры безопасности и осторожность от попадания химических веществ на людей, руководствуясь при этом аварийной карточкой.
При обнаружении течи цистерна отцепляется от поезда и переставляется на место ликвидации аварийных ситуаций. Начальник станции должен принять меры для вызова грузоотправителя (грузополучателя) или предприятие, имеющее своих специалистов и оборудование для устранения течи или её перекачки.
3.2.4. При обнаружении течи цистерны, гружёной метанолом, требуется соблюдать особую осторожность и все меры безопасности в соответствии с его свойствами (метанол опасное, легко взрывающееся вещество, очень ядовит, пары его с воздухом образуют взрывоопасную смесь).
Перевозка метанола допускается только в сопровождении ВОХР или воинского караула.
Техническое обслуживание и безотцепочный ремонт цистерн, загруженных метанолом, производится в присутствии представителей группы сопровождения.
В случае обнаружения течи цистерны, груженой метанолом, такая цистерна отцепляется от поезда, переставляется на место ликвидации аварийных ситуаций, выставляется охрана и вызывается пожарный поезд.
3.2.5. В случае обнаружения течи цистерны с жёлтым фосфором, цистерна отцепляется от поезда, переставляется на место ликвидации аварийных ситуаций и находится под охраной проводника, к месту устранения вызывается пожарный поезд.
Цистерны с жёлтым фосфором перевозятся по железным дорогам только в сопровождении проводника отправителя.
При безотцепочном ремонте требуется соблюдать особую осторожность и меры безопасности. Жёлтый фосфор сильноядовитое вещество, огнеопасное, на воздухе легко окисляется и самовоспламеняется. Транспортируется под слоем воды.
3.2.6. При обнаружении течи цистерны с этиловой жидкостью, цистерна отцепляется от поезда, переставляется на место ликвидации аварийных ситуаций, вызывается пожарный поезд.
У места течи должна быть по возможности поставлена соответствующая ёмкость для сбора жидкости предотвращения попадания её на землю. Места, залитые этиловой жидкостью, дегазируются хлорной известью.
При невозможности устранения — груз должен быть перекачен или слит в ближайшее хранилище.
Этиловая жидкость очень ядовита, отравляющее действие проявляется не сразу.
3.2.7. Техническое обслуживание и беэотцепочный ремонт цистерн, загруженных нефтепродуктами, имеющих трафарет "Бензин", "Нефть", "Мазут" производится работниками ПТО с соблюдением мер безопасности для данного груза, указанных в аварийных карточках.
В случае обнаружения течи работники ПТО из числа старших осмотрщиков и мастеров ПТО должны принять меры к устранению течи на неэлектрифицированных или обесточенных путях, соблюдая меры пожарной безопасности (не курить, не пользоваться открытым огнём, электросваркой и т.п.), используя специальный инструмент (бронзовые ключи, молотки), так как все нефтепродукты огнеопасны, а относящиеся к третьему классу опасности (ЛВЖ) образуют с воздухом взрывоопасные смеси. При невозможности устранения течи опасного груза на месте, цистерна переставляется на место ликвидации аварийных ситуаций для перекачки груза в исправную цистерну или слива в ёмкость ближайшего нефтехранилища.
3.2.8. При обнаружении неисправности на цистерне, груженой этилированным бензином соблюдать особую осторожность. Этилированный бензин ядовит, отравляюще действует на человека при вдыхании паров, проникает в организм через кожу. В случае обнаружения течи из цистерны работники вагонного депо совместно с работниками станции должны немедленно принять меры к устранению течи или перекачке груза в исправную цистерну, имеющую трафарет "Бензин этилированный".
3.2.9. Работники пункта технического обслуживания не имеют права приступать к какому бы то ни было ремонту вагонов, в составах поездов с опасными грузами 1-го класса до получения ими данных о полном номере вагона с таким грузом.
Работы по безотцепочному ремонту таких вагонов проводятся в присутствии представителя группы сопровождения.
При невозможности дальнейшего следования вагона с опасными грузами 1-го класса из-за его технической неисправности, такой вагон отцепляется от поезда и с соответствующим прикрытием подаётся на путь ремонта.
КЛАСС 3. ЛЕГКОВОСПЛАМЕНЯЮЩИЕСЯ ЖИДКОСТИ.
Основной опасностью этого класса, является способность выделять пары, воспламеняющиеся от кратковременного действия слабого источника зажигания (открытого огня, искры, электрического разряда). Пары ЛВЖ в смеси с воздухом дают взрывоопасные смеси.
Опасные грузы класса 3 разделяются на 3 подкласса:
1. Легковоспламеняющиеся жидкости с температурой вспышки менее минус 18°С в закрытом тигле.
2. Легковоспламеняющиеся жидкости с температурой вспышки не менее минус 18°С, но не более 23°С в закрытом тигле.
3. Легковоспламеняющиеся жидкости с температурой вспышки не менее 23°С, но не более 61°С в закрытом тигле.
МАРКИРОВКА
На цистерне с ЭТИЛИРОВАННЫМ БЕНЗИНОМ должен быть нанесен трафарет «БЕНЗИН ЭТИЛИРОВАННЫЙ».
Котёл цистерны для МЕТАНОЛА окрашивается в жёлтый цвет (броневой лист — в чёрный цвет). По осевой линии вдоль цилиндрической части наносят чёрную полосу. На котле в прямоугольнике белого цвета ставят трафарет «МЕТАНОЛ».
Наружная поверхность котла цистерны для ЭТИЛОВОЙ ЖИДКОСТИ окрашена алюминиевой краской, а сама нижняя часть — чёрной масляной краской. Вдоль всего котла цистерны с обеих сторон наносится полоса зелёного
цвета. На обеих сторонах котла в средней части имеется трафарет «ЭТИЛОВАЯ ЖИДКОСТЬ».
Знак опасности имеет красную окраску; в верхнем треугольнике чёрной краской символ пламени; в нижнем треугольнике надпись:
При устранении неисправности на цистерне, загруженной этилированным бензином соблюдать ОСОБУЮ ОСТОРОЖНОСТЬ.
ЭТИЛИРОВАННЫЙ БЕНЗИН — ЯДОВИТ, ОТРАВЛЯЮЩЕ ДЕЙСТВУЕТ НА ЧЕЛОВЕКА ПРИ ВДЫХАНИИ ПАРОВ, ПРОНИКАЕТ В ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА ЧЕРЕЗ КОЖУ. В случае обнаружения течи из цистерны работники ПТО должны немедленно прекратить работу и сообщить работникам станции о данной неисправности.
МЕТАНОЛ — ОПАСНОЕ ЛЕГКОВОСПЛАМЕНЯЮЩЕЕСЯ ВЕЩЕСТВО, ОЧЕНЬ ЯДОВИТ, ПАРЫ ЕГО С ВОЗДУХОМ ОБРАЗУЮТ ВЗРЫВООПАСНЫЕ СМЕСИ.
При ремонте цистерн, загруженных метанолом необходимо соблюдать особую осторожность и меры безопасности в соответствии с его свойствами. Перевозка метанола производится только в сопровождении военизированной охраны железных дорог или воинскими караулами.
Ремонт цистерн загруженных метанолом (ходовых частей, тормозного и автосцепного оборудования): ПРОИЗВОДИТСЯ В ПРИСУТСТВИИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ГРУППЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ.
ЭТИЛОВАЯ ЖИДКОСТЬ — ОЧЕНЬ ЯДОВИТА, ОТРАВЛЯЮЩЕ ДЕЙСТВУЕТ НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА, ДЕЙСТВИЕ ПРОЯВЛЯЕТСЯ НЕ СРАЗУ.При обнаружении течи груза из цистерны, загруженной этиловой жидкостью у места течи должна быть поставлена соответствующая ёмкость для сбора жидкости и предотвращения попадания её на землю. Места, залитые этиловой жидкостью, дегазируются хлорной известью. Работы по ремонту производить с соблюдением мер безопасности в соответствии со свойствами вещества.
Ремонт цистерн загруженных нефтепродуктами имеющих трафарет: «БЕНЗИН, НЕФТЬ»; «МАЗУТ»; «НЕФТЬ»; «БЕНЗИН» производится с соблюдением мер безопасности для данного груза, указанных в аварийных карточках № ЦМ-407 (приложение А п. 19). В случае обнаружения течи груза работники ПТО должны принять меры к устранению течи, соблюдая меры пожарной безопасности (не курить, не пользоваться открытым огнём, электросваркой и т.д.). При обнаружении течи груза работники ПТО обязаны немедленно поставить в известность об этом работников станции. При невозможности устранить течь, цистерна отцепляется от состава и выводится на специальный путь станции для перекачки груза в другую цистерну или слива в ближайшее нефтехранилище.
Пары некоторых легко воспламеняющихся жидкостей обладают высокой токсичностью или едкими свойствами. К таким жидкостям относятся: нитрил акриловые кислоты, сероуглерод, этилиркаптан, изопропилнитрат, салин, метанол, бензин, люминал А, гептил, продукт Т-185 и др. вещества.
Исходя из общих свойств веществ данного класса опасности при производстве ремонтных работ на вагоне
ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
1. Приступать к ремонту вагона, имеющего ЛЮБЫЕ УТЕЧКИ ЖИД
КОСТИ:
— выделение паров через вентили, клапана, сливные приборы, трещины в котле.