Как списать спирт в лпу образец
Перейти к содержимому

Как списать спирт в лпу образец

  • автор:

Как правильно списать лекарственные средства с истекшим сроком годности

Деятельность некоторых организаций, например, аптек, поликлиник, частных медицинских кабинетов и др., связана с использованием и реализацией лекарственных средств (ЛС). Как любой продукт, они должны быть реализованы или применены вовремя, производитель обозначает для этого допустимый срок годности. Однако неизбежны ситуации, при которых часть препаратов останется на полках или на складе уже после того, как этот срок истечет. Как правильно поступать в таких случаях, каким образом оформлять их списание и куда потом девать просроченные ЛС, разбираемся в этой статье.

Просроченные – значит, недоброкачественные

Цифра на упаковке лекарственных препаратов, обозначающая конечную дату для его применения, очень важна. Даже если по факту с содержимым флакона или коробочки ничего не случится за лишние несколько дней после указанной даты, продавать или принимать такие лекарства уже нельзя.

Ст. 59 закона «Об обращении лекарственных средств» приравнивает препараты с истекшим сроком годности к недоброкачественным, выводя их из-под регламента фармакопеи. В ст. 31 Федерального закона №86-ФЗ от 22 июля 1998 года их продажа прямо и категорически запрещается.

С обозначенной даты они перестают быть лекарствами, а считаются подлежащим утилизации товаром, утратившим потребительские свойства. Как поступать с ними дальше, говорится в Инструкции, утвержденной Приказом Минздрава России № 382 от 15 декабря 2002 года. Она действительна в отношении следующих лекарственных средств:

  • чей срок годности истек;
  • которые по какой-либо причине пришли в негодность;
  • фальсификатов;
  • контрафактной лекарственной продукции;
  • подделок, официально зарегистрированных в РФ лекарственных торговых марок.

Регламент относительно уничтожения таких ЛС утвержден законодательством РФ:

  • в Постановлении Правительства РФ от 03 сентября 2010 года №674 – для большинства медпрепаратов;
  • в Приказе Минздрава РФ от 12 ноября 1997 года №330 – если лекарства относятся к психотропам или наркотическим средствам.

Можно ли на расходы на утилизацию лекарственных препаратов с истекшим сроком годности уменьшать базу по налогу на прибыль, если они произведены в рамках предпринимательской деятельности и документально подтверждены? Подлежат ли изъятию, уничтожению и утилизации некачественные и опасные лекарственные препараты?
Посмотреть мнение суда

Обязанности владельцев некондиционных лекарственных средств

Те юридические лица или индивидуальные предприниматели, в чьей собственности или ведении находятся лекарственные препараты, согласно п. 2 вышеупомянутой Инструкции, должны в обязательном порядке совершать с ними следующие операции:

  1. Своевременно проводить инвентаризацию и выявлять лекарственные средства, теряющие потребительские качества или не отвечающие им изначально.
  2. Немедленно изымать такие ЛС из обращения и оформлять это установленным документальным порядком.
  3. Направлять изъятые лекарственные препараты для утилизации в полном объеме на спецпредприятия, имеющие лицензию на их уничтожение.
  4. Присутствовать лично или направить своего представителя на процедуру уничтожения ЛС (в состав специально создаваемой комиссии).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Утилизация просроченных ЛС может быть инициирована не только доброй волей собственника, но и предписаниями контролирующих органов или решением суда.

Как правильно провести списание лекарственных средств

Процедура списания и последующей утилизации лекарственных препаратов связана с достаточно обширным документальным сопровождением. Главной бумагой является Акт списания, который станет основанием для передачи испорченных или просроченных лекарств на уничтожение. Процесс выявления и списания таких лекарственных средств предусматривает несколько важных этапов:

  1. Инвентаризация:
    • выявление и фиксация недоброкачественных ЛС;
    • внесение сведений в инвентаризационные ведомости (с подписями членов инвентаризационной комиссии и лиц с материальной ответственностью);
    • отражение этих данных в бухгалтерской документации.

Для фиксации данных о порче ЛС можно применять следующие формы:

  • №ТОРГ-15 и №ТОРГ-16, утвержденные Постановлением Госкомстата России № 132 от 25 декабря 1998 года «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций»;
  • формы из Методических рекомендаций для практических и научных работников, утвержденных Приказом Минздрава России № 98/124 от 14 мая 1998 года.

ВАЖНО! Акт списания является главным документом при утилизации испорченных или просроченных лекарственных средств. На его основании они передаются в спецорганизации для уничтожения.

Правомерное уничтожение лекарственных средств

Ставшие недоброкачественными лекарства не могут быть просто выброшены в мусор. Их нужно в обязательном порядке передать для законодательно регламентированного уничтожения специальным фирмам, имеющим на это разрешение.

Финансовый учет утилизации лекарственных средств

Собственник заключает с такой организацией договор оказания услуг – он будет служить документом, подтверждающим расходы.

ВНИМАНИЕ! Расходы на утилизацию зависят не только от тарифов фирмы, но и от особенностей утилизации тех или иных лекарственных препаратов: например, таблетки уничтожить значительно легче, чем лекарства в аэрозольной форме, отсюда и более высокая стоимость утилизации последних. Влияет на стоимость уничтожения также упаковка лекарств, их вес, объем.

После непосредственного уничтожения фирма-исполнитель выдает заказчику счет на услуги, после чего оформляется Акт приемки выполненных работ (он обычно стандартный).

Налоговый кодекс предписывает учитывать эти траты при начислении налога на прибыль (п. 1 ст. 264 НК РФ).

Вопрос: Как отражаются в учете списание продукции медицинского назначения (лекарственных средств) в связи с истечением срока ее годности и уничтожение данной продукции специализированной организацией?
Посмотреть ответ

Можно ли уничтожить лекарственные средства самостоятельно

Закон разрешает самостоятельную утилизацию лекарственных средств их собственникам при одновременном соблюдении таких условий:

  • владелец не является производителем ЛС;
  • партия, подлежащая утилизации, небольшая по объему.

Чаще всего эта ситуация возникает в аптечных учреждениях.

Утилизировать ЛС нужно в установленном Инструкцией порядке, определенном для каждого типа уничтожаемых лекарственных средств:

  • жидкие лекарства необходимо сильно развести водой (не менее, чем 1:100) и вылить в канализационные стоки;
  • таблетки, которые растворяются в воде, требуется растереть в порошок, который также растворяют в воде и выливают;
  • мази и нерастворимые лекарственные формы нужно сжечь;
  • обломки ампул, коробки, конвалюты, флаконы и др. утилизируются как бытовой мусор (выбрасываются)

К СВЕДЕНИЮ! Если уничтожаемые вещества являются взрывоопасными или легко воспламеняемыми, их самостоятельная утилизация запрещена.

Акт об уничтожении

ВАЖНО! Рекомендации по составлению акта о списании медикаментов от КонсультантПлюс доступны по ссылке

После утилизации членами комиссии заполняется специальный акт. В нем нужно отразить такую информацию:

  • дата утилизации;
  • место, где это произошло;
  • данные всех членов комиссии по уничтожению (ФИО, должности, места работы);
  • причины, по которым ЛС направлены на утилизацию;
  • список уничтожаемых медикаментов (название, количество единиц, особенности упаковки, тары);
  • наименование собственника утилизируемых активов (фирмы или ИП) и его данные;
  • обоснование способа утилизации (для каждого лекарства из списка).

ВНИМАНИЕ! Акт об уничтожении должен быть подписан всеми членами комиссии и скреплен печатью ликвидационного предприятия.

После составления в течение 5 дней данный документ или его заверенная копия направляется в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения и социального развития.

Вопрос: Как составить акт о списании медикаментов? Является ли акт документальным подтверждением расходов, связанных с уничтожением медикаментов, для целей налога на прибыль?
Посмотреть ответ

Что грозит нерадивым собственникам ЛС

Если в арсенале организации или индивидуального предпринимателя вовремя не утилизируются утратившие кондиционность лекарственные средства, для недобросовестных владельцев ст. 14.1 КоАП РФ предусмотрена серьезная ответственность:

  • для организации – штраф в сумме от 40 000 до 50 000 руб.;
  • возможно приостановление профильной деятельности до 3 месяцев;
  • для должностного лица, уличенного в реализации лекарственной «просрочки», – штраф от 4 000 до 5 000 руб.

«Бонусом» пойдет потеря репутации учреждения и, как следствие, падение спроса и уважения у клиентов.

Порядок списания медикаментов в бюджетных учреждениях

Медицинские средства отпускаются из аптеки для использования при оформлении накладной (требования), один экземпляр которой хранится в аптеке учреждения, а второй — у материально ответственного работника, получившего эти лекарственные запасы. На основании данных из накладных заполняется книга учета протаксированных накладных (требований) (ф. 7-МЗ), итоги за месяц из которой переносятся в отчет аптеки о приходе и расходе аптекарских запасов в денежном (суммарном) выражении (ф. 11-МЗ).

Для медицинских средств, которые должны дополнительно учитываться в предметно-количественном виде (спирт, ядовитые средства, лекарства, которые могут оказывать наркотический эффект, вещества, имеющие существенную стоимость, а также препараты, которые находятся на стадии исследования, и тара), оформляются специальные регистры:

  • книга предметно-количественного учета аптекарских запасов (ф. 8-МЗ):
  • ведомость выборки израсходованных лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету (ф. 1-МЗ).

Если БУ не располагает аптекой, то лекарства поступают в отделения медицинского учреждения, минуя промежуточный пункт, в количестве, требуемом для осуществления текущей деятельности. При поступлении подписывается 4 экземпляра накладных для обычных лекарств (2 — для учреждения, 2 — для поставщика) и 5 экземпляров (2 — для учреждения, 3 — для поставщика) для медикаментов, которые учитываются в предметно-количественном виде. Поступившие накладные сопоставляются со счетом от поставщика, предоставляемым за определенный сторонами период. На основании счета и накладных бухгалтерия проводит списание использованных медикаментов.

Списание медикаментов нужно подтвердить первичными документами. Состав и формы пакета бумаг в данном случае определяется организацией самостоятельно и утверждается учетной политикой. Как правило, такая операция оформляется актом на списание ТМЦ.

В бюджетных учреждениях для этих целей предусмотрена форма 0504230. Скачать бланк такого акта можно бесплатно, кликнув по картинке ниже:

Алгоритм списания ТМЦ с 2021 года регламентирован ФСБУ 5/2019 «Материалы». Но данный стандарт не регламентирует порядок списания запасов так детально, как Методические указания, утв. Приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н, которые применялись до 2021 года. По нашему мнению, организация вправе разработать свой порядок списания запасов, используя в качестве основы, в том числе, данные Методические указания.

Согласно п. 125 и 126 утративших силу Методических указаний акт списания ТМЦ должен был быть подписан членами комиссии и утвержден руководителем. Законодательно не закреплено, какое количество людей должно быть в комиссии. Состав комиссии утверждает приказом руководитель организации. В 2022 — 2023 годах данные положения учреждение вправе применять по собственному желанию.

РАЗЪЯСНЕНИЯ от КонсультантПлюс:
Медорганизация списала лекарства в связи с истечением срока годности. ТФОМС при проверке признал это нецелевым использованием средств, потребовал вернуть деньги в бюджет и уплатить штраф. По мнению контролеров, нарушение состояло в том, что организация не планировала потребность в медикаментах и не учитывала их срок годности.
Как решил спор суд, читайте в обзорном материале от КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Бухгалтерский учет списания медикаментов

Бухгалтерский учет медикаментов в БУ ведется в соответствии с требованиями единого плана счетов и инструкции к нему, утвержденных приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н. Кроме того, действуют специальный план счетов и инструкция к нему для БУ, утвержденные приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н. Для бухучета медикаментов используются счет 010500000 «Материальные запасы» и счет аналитического учета 010501000 «Медикаменты и перевязочные средства».

Существует 2 варианта списания стоимости медицинских запасов:

  • по фактической стоимости единицы;
  • по средней фактической стоимости.

Если БУ выбрало определенный способ для конкретного вида лекарственных средств или их группы, то оно не может поменять этот способ в течение всего отчетного года. Расчет средней фактической стоимости производится по формуле:

Сср = (Сн + Сп) / (Кн + Кп),

Сср — средняя фактическая стоимость определенного вида медикаментов;

Сн — стоимость медикаментов на начало месяца;

Сп — стоимость поступивших медикаментов в течение месяца на дату списания;

Кн — количество медикаментов на начало месяца;

Кп — количество поступивших медикаментов в течение месяца на дату списания.

Пример расчета средней фактической стоимости ищите в статье «Учет материалов в бюджетных учреждениях (нюансы)».

Перечень проводок, которыми отражается списание медикаментов в БУ, можно посмотреть в таблице. Вы можете скачать ее бесплатно по ссылке ниже:

Порядок списания медикаментов в бюджетных учреждениях

С 2020 года лекарственные препараты обязательно должны быть промаркированы. Как провести инвентаризацию остатков и списать остатки, читайте в КонсультантПлюс. Изучите материал, получив пробный доступ к системе бесплатно.

Подробную информацию об учете медикаментов в БУ ищите в статье «Учет медикаментов в бюджетных учреждениях (нюансы)».

Итоги

Учет медикаментов требует особого внимания. Он оформляется строго регламентированными документами, которые должны проверяться и контролироваться не только бухгалтером учреждения, но и руководителем.

Порядок списания медикаментов в бюджетных учреждениях

Списание медикаментов в бюджетных учреждениях имеет особенности в документальном оформлении, а в бухгалтерском учете производится по правилам, применяемым к остальным материалам. В этой статье рассмотрим основные вопросы, связанные с темой.

Документальное оформление списания медикаментов

Медицинские средства отпускаются из аптеки для использования при оформлении накладной (требования), один экземпляр которой хранится в аптеке учреждения, а второй — у материально ответственного работника, получившего эти лекарственные запасы.

На основании данных из накладных заполняется книга учета протаксированных накладных (требований) (ф. 7-МЗ), итоги за месяц из которой переносятся в отчет аптеки о приходе и расходе аптекарских запасов в денежном (суммарном) выражении (ф. 11-МЗ).

Для медицинских средств, которые должны дополнительно учитываться в предметно-количественном виде (спирт, ядовитые средства, лекарства, которые могут оказывать наркотический эффект, вещества, имеющие существенную стоимость, а также препараты, которые находятся на стадии исследования, и тара), оформляются специальные регистры:

  • книга предметно-количественного учета аптекарских запасов (ф. 8-МЗ):
  • ведомость выборки израсходованных лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету (ф. 1-МЗ).

Если БУ не располагает аптекой, то лекарства поступают в отделения медицинского учреждения, минуя промежуточный пункт, в количестве, требуемом для осуществления текущей деятельности. При поступлении подписывается 4 экземпляра накладных для обычных лекарств (2 — для учреждения, 2 — для поставщика) и 5 экземпляров (2 — для учреждения, 3 — для поставщика) для медикаментов, которые учитываются в предметно-количественном виде. Поступившие накладные сопоставляются со счетом от поставщика, предоставляемым за определенный сторонами период. На основании счета и накладных бухгалтерия проводит списание использованных медикаментов.

Списание медикаментов нужно подтвердить первичными документами. Состав и формы пакета бумаг в данном случае определяется организацией самостоятельно и утверждается учетной политикой. Как правило, такая операция оформляется актом на списание ТМЦ.

В бюджетных учреждениях для этих целей предусмотрена форма 0504230. Она выглядит так:

Алгоритм списания ТМЦ с 2021 года регламентирован ФСБУ 5/2019 «Материалы». Но этот стандарт не регламентирует порядок списания запасов так детально, как Методические указания, утв. Приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н, которые применялись до 2021 года. По нашему мнению, организация вправе разработать свой порядок списания запасов, используя в качестве основы в том числе Методические указания.

Согласно п. 125 и 126 утративших силу Методических указаний, акт списания ТМЦ должен был быть подписан членами комиссии и утвержден руководителем. Законодательно не закреплено, какое количество людей должно быть в комиссии. Состав комиссии утверждает приказом руководитель организации. В 2021 — 2022 годах эти положения учреждение вправе применять по собственному желанию.

Бухгалтерский учет списания медикаментов

Бухгалтерский учет медикаментов в БУ ведется в соответствии с требованиями единого плана счетов и инструкции к нему, утвержденных приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н. Кроме того, действуют специальный план счетов и инструкция к нему для БУ, утвержденные приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н. Для бухучета медикаментов используется счет 010500000 «Материальные запасы» и счет аналитического учета 010501000 «Медикаменты и перевязочные средства».

Существует 2 варианта списания стоимости медицинских запасов:

  • по фактической стоимости единицы;
  • по средней фактической стоимости.

Если БУ выбрало определенный способ для конкретного вида лекарственных средств или их группы, то оно не может поменять этот способ в течение всего отчетного года. Расчет средней фактической стоимости производится по формуле:

Сср = (Сн Сп) / (Кн Кп),

  • Сср — средняя фактическая стоимость определенного вида медикаментов;
  • Сн — стоимость медикаментов на начало месяца;
  • Сп — стоимость поступивших медикаментов в течение месяца на дату списания;
  • Кн — количество медикаментов на начало месяца;
  • Кп — количество поступивших медикаментов в течение месяца на дату списания.

Перечень проводок, которыми отражается списание медикаментов в БУ, можно посмотреть в таблице:

Не забывайте, что с 2020 года лекарственные препараты обязательно должны быть промаркированы.

Итоги

Учет медикаментов требует особого внимания. Он оформляется строго регламентированными документами, которые должны проверяться и контролироваться не только бухгалтером учреждения, но и руководителем.

245 приказ по спирту

Оборот этилового спирта в медицинской организации: 3 точки контроля

Несмотря на то, что сегодня существует большое количество антисептиков для самого разнообразного применения, этиловый спирт до сих пор активно используется в ЛПУ для обработки оборудования, рук персонала, кожных покровов и др.

Этанол – вещество, подлежащее ПКУ, следовательно, его учет, хранение и отпуск подчиняются определённым правилам и требованиям

Спирт этиловый медицинский относится к категории лекарственных средств, подлежащих ПКУ.

Главное в материале

  • Распределение этанола
  • Учет и списание
  • Хранение этилового спирта в ЛПУ

Сегодня наблюдается стойкая тенденция к сокращению применения данного вещества в лечебных учреждениях, связанная в первую очередь с разработкой и внедрением новых видов антисептиков и инновационных медицинских технологий.

Однако, пока этиловый спирт применяют в ЛПУ даже в незначительных количествах, его руководитель несет личную ответственность за обоснованность выдачи, правильность хранения, учета и отпуска, а также рациональное использование данного средства.

Кто несет персональную ответственность за правильность назначения, хранения, учета, отпуска и рациональное использование этилового спирта, расскажем в журнале «Заместитель главного врача».

Расчет потребности в этиловом спирте и его получение

Потребность в этиловом спирте рассчитывается главврачом отдельно для каждого структурного подразделения и медицинской манипуляции, учитывая методы терапии, объем проводимых манипуляций и используемую аппаратуру.

Распределение этанола между структурными подразделениями производится с учетом общего спирта, выделенного ЛПУ.

Основанием для получения этилового спирта является требование-накладная, подписанная главным врачом и заверенная печатью учреждения.

Организации, финансирующиеся из госбюджета, используют специализированную форму 0504204, частные клиники применяют межотраслевую форму М-11.

Этанол получает назначенный сотрудник, на имя которого должна быть выписана доверенность, оформленная в установленном порядке. Она дает право получить этиловый спирт в течение 30 суток.

  • В статье вы найдете только несколько готовых образцов и шаблонов. В Системе «Консилиум» их более 5000.

Успеете скачать всё, что нужно, по демодоступу за 3 дня?

Аптека отпускает:

  • фармакопейный этанол 70% и 95% в заводской упаковке объемом 21,5 л и 100 мл;
  • антисептические растворы этилового спирта 70% и 95%, расфасованные по 100 мл (относятся к лекарственным препаратам).

Этанол, расфасованный по 21,5 л, как правило, применяется в патанатомических отделениях и бюро, а также для обеззараживающей обработки медицинской техники и оборудования.

Его отпуск в отделения стационара производится строго по весу, то есть в граммах. 70%-ный этанол используется для обработки кожного покрова перед выполнением инъекции, постановкой катетера и др.

Этиловый спирт, расфасованный по 100 мл, отпускается флаконами. Спиртовой раствор салициловой кислоты, хлоргексидина, муравьиный, борный, ментоловый и другие спирты (кроме камфарного) в аптеке отпускаются исходя из норматива чистого спирта.

↯ Как хранить лекарства в особых условиях, не перепутать препараты и учесть все требования, читайте в Системе Главный врач.

Учет этанола

Не все руководители учреждений знают, как учитывать этиловый спирт правильно. Расход этанола в различных структурных подразделениях обязательно фиксируется в Журнале учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения (форма №3).

При списании этилового спирта по структурным подразделениям применяются примерные нормы расхода данного вещества в граммах на медицинские вмешательства. Учет этанола, расфасованного по 21,5л, ведется в граммах по отделениям.

Сегодня ЛПУ, как правило, закупают этанол в емкостях объемом 100 мл, поэтому, соответственно, его учет удобнее вести во флаконах. Такой порядок учета и списания данного вещества может приказом утвердить руководитель медучреждения.

Для учета этанола флаконами в каждой форме журнала заводится отдельная страница, на которой указывается:

  • название лекарственного средства;
  • форма выпуска;
  • лекарственная форма (раствор);
  • концентрация (в процентах);
  • единица измерения (флакон).

Отдельная страница также заводится на каждую дозировку этанола.

Приход и расход спирта в аптеке или подразделениях ЛПУ также удобнее вести во флаконах. Из аптеки на территории лечебного учреждения данное вещество отпускается флаконами на основе требований-накладных отделений. Количество отпущенных флаконов списывается в расход.

Приблизительный расход этанола в операционных, процедурных, перевязочных кабинетах и других подразделениях определяется по фактическому расходу в течение 24 часов исходя их способа его применения.

В отделениях стационара старшая медсестра выдает спирт по числу флаконов, необходимых для проведения вмешательств и манипуляций (обработка рук медперсонала и кожного покрова больных перед инъекций, обеззараживание медицинской техники и оборудования и др.). По мере пользования спирт списывается на сестринских постах отделений с указанием количества израсходованных флаконов.

Хранение этилового спирта

Этанол способен воспламеняться. Как хранить этиловый спирт, чтобы не нанести ущерба ЛПУ и здоровью пациентов и персонала?

Этанол, как и другие легковоспламеняющиеся вещества, нужно хранить отдельно от других лекарственных препаратов в прочной емкости из стекла или пластика с плотно закрывающейся крышкой или пробкой. Это позволит предотвратить испарение средства из сосуда.

Как хранить летучие препараты

Летучие лекарственные средства легко испаряются и теряют свои лечебные свойства. Защиты от улетучивания и высыхания требуют несколько групп препаратов.

Как правильно хранить их, посмотрите в таблице в системе Главный врач.

Скачайте и используйте в работе

Хранение воспламеняющихся лекарственных препаратов возле приборов отопления – грубое нарушение техники безопасности, делать этого категорически нельзя.

Расстояние от шкафа или полки, на которой стоит флакон с этанолом, до отопительного оборудования не должно быть меньше 1 метра.

Где должен храниться спирт для экстренной профилактики – в металлическом шкафу с замком?

Да, спирт должен храниться отдельно в металлических шкафах.

В этом случае применяйте Правила хранения лекарственных средств, утвержденные приказом Минздравсоцразвития РФ от 23 августа 2010 г. № 706н.

Хранение огнеопасных лекарственных средств, в том числе спирта и спиртовых растворов, спиртовых и эфирных настоек, спиртовых и эфирных экстрактов, должно осуществляться отдельно от других лекарственных средств.

Спирт этиловый подлежит ПКУ, но не относится к Спискам II и III Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, утвержденного постановлением Правительства от 30 июня 1998 г. Поэтому его следует хранить в отдельном помещении в металлических шкафах, опечатываемых или пломбируемых в конце рабочего дня.

Температура хранения спирта этилового 12-15 градусов, что соответствует температуре в камере обычного холодильника, поэтому спирт этиловый из укладок хранят отдельно в холодильнике. Такой температурный диапазон обусловлен тем, что этиловый спирт относится к препаратам, склонным к улетучиванию.

Также недопустимо совместное гранение горючих лекарственных средств с:

  • неорганическими кислотами (серной, соляной, азотной);
  • газами в сжатом или жидком состоянии;
  • веществами, способными легко загораться (бинты, другие перевязочные материалы, сера, растительные масла и др.);
  • щелочными соединениями;
  • неорганическими соединениями, которые при контакте с органическими веществами образуют смеси, способные детонировать (перманганат, хромат или хлорат калия).

Действия руководителя медицинского учреждения, призванные не допустить возникновения чрезвычайной ситуации на территории ЛПУ:

  1. Определить, в каких отделениях и кабинетах, а также для каких целей будет использоваться этиловый спирт.
  2. Разработать и утвердить расчет потребности в этиловом спирте по отделениям стационара и другим структурным подразделениям.
  3. Утвердить приказом порядок учета этанола исходя из фасовки получаемого вещества (граммы или флаконы).
  4. Проводить выборочную инвентаризацию этанола у лиц, ответственных за его учет, через определенные промежутки времени.

Материал проверен экспертами Актион Медицина

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Правила учета объема производства, оборота и (или) использования фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), а также производства, изготовления и (или) оборота (за исключением розничной продажи) спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий;

Правила представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), а также производства, изготовления и (или) оборота (за исключением розничной продажи) спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий;

изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 19 июня 2006 г. N 380 «Об учете объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также учете использования производственных мощностей, объема собранного винограда и винограда, использованного для производства винодельческой продукции» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 26, ст. 2845; 2009, N 4, ст. 505; 2010, N 12, ст. 1335; 2012, N 17, ст. 1996; 2014, N 12, ст. 1298; 2015, N 50, ст. 7167; 2016, N 22, ст. 3210; 2018, N 3, ст. 531; 2019, N 1, ст. 14).

2. Установить, что:

достоверность учета объема производства фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) определяется с учетом потерь, возникающих при производстве указанной продукции в пределах норм естественной убыли, и погрешности измерений, допускаемой автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), объема фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола);

достоверность учета объема производства спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий определяется с учетом потерь, возникающих при производстве указанной продукции в пределах норм естественной убыли;

достоверность учета объема оборота и использования фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), а также оборота (за исключением розничной продажи) спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий определяется с учетом потерь, возникающих при обороте и использовании указанной продукции в пределах норм естественной убыли.

3. Министерству финансов Российской Федерации:

в 3-месячный срок утвердить нормы естественной убыли при производстве, обороте и (или) использовании фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), а также при производстве и (или) обороте (за исключением розничной продажи) спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий;

в 4-месячный срок утвердить порядок оценки достоверности учета объема производства, оборота и (или) использования фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) для производства спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий, в процессе производства других лекарственных средств и (или) медицинских изделий, а также производства, изготовления и (или) оборота (за исключением розничной продажи) спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий.

4. Признать утратившими силу абзацы второй и третий постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2017 г. N 1694 «О порядке учета и декларирования объема производства, поставки и (или) использования для собственных нужд фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 3, ст. 531).

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д. Медведев

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 20 апреля 2019 г. N 472

1. Настоящие Правила устанавливают порядок учета объема производства, оборота и (или) использования фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), а также производства, изготовления и (или) оборота (за исключением розничной продажи) спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий.

2. Настоящие Правила не распространяются на учет объема производства, изготовления и (или) оборота спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий, включенных в перечни указанной продукции, установленные Правительством Российской Федерации в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 4 статьи 1 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».

3. Учет объема производства, поставки и (или) использования для собственных нужд фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) осуществляют организации, осуществляющие производство фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола).

Учет объема оборота и использования фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) осуществляют организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие оборот фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола).

Учет объема производства, изготовления и (или) оборота (за исключением розничной продажи) спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий осуществляют организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство, изготовление и (или) оборот спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий в объеме, превышающем 200 декалитров в год.

4. При учете объема производства, оборота и (или) использования фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) единицей измерения является декалитр безводного спирта при температуре этой продукции +20°C.

При учете объема производства, изготовления и (или) оборота (за исключением розничной продажи) спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий единицей измерения является декалитр.

Учет осуществляется с точностью до тысячных долей декалитра.

5. Учет объема производства, поставки и (или) использования для собственных нужд фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) организациями, осуществляющими производство фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), ведется с применением автоматических средств измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в фармацевтической субстанции спирта этилового (этаноле), объема фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) (далее — автоматические средства) и технических средств фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее — технические средства).

6. Учет объема оборота (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 7 и 8 настоящих Правил) фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими оборот фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), ведется с применением технических средств.

7. Учет объема закупки и использования фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) для производства спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими производство спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий, а также для производства других лекарственных средств и (или) медицинских изделий (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 8 настоящих Правил), ведется с применением автоматических средств и технических средств.

8. Учет объема закупки и использования фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, осуществляющими закупку фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) в целях использования ее в качестве сырья или вспомогательного материала при изготовлении спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий, а также в процессе изготовления других лекарственных средств и (или) медицинских изделий:

а) в объеме, превышающем 200 декалитров в год, — ведется с применением автоматических средств и технических средств;

б) в объеме, равном или не превышающем 200 декалитров в год, — без применения автоматических средств и технических средств.

9. Учет объема производства, изготовления и (или) оборота (за исключением розничной продажи и случаев, предусмотренных пунктом 10 настоящих Правил) спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими производство и поставку спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий в объеме, превышающем 200 декалитров в год, ведется с применением технических средств.

10. Учет объема производства, изготовления и (или) оборота (за исключением розничной продажи) спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий в объеме, превышающем 200 декалитров в год, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, осуществляющими закупку фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) в объеме не более 200 декалитров в год в целях использования ее в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве и изготовлении спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий, в процессе изготовления других лекарственных средств и (или) медицинских изделий, а также учет объема оборота (за исключением розничной продажи) закупленных спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий ведутся организациями и индивидуальными предпринимателями без применения технических средств.

11. Автоматические средства должны отвечать требованиям к автоматическим средствам измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июня 2006 г. N 396 «О требованиях к автоматическим средствам измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции».

12. Технические средства должны соответствовать требованиям, установленным к техническим средствам фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2016 г. N 650 «О требованиях к техническим средствам фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».

13. Для учета объема производства, закупки, поставки и (или) использования фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) для производства спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий, а также в процессе производства других лекарственных средств и (или) медицинских изделий используются следующие показатели:

а) объем фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола);

б) объем безводного (100-процентного) спирта в фармацевтической субстанции спирта этилового (этаноле);

в) концентрация безводного спирта в фармацевтической субстанции спирта этилового (этаноле).

14. Значения показателей, указанных в пункте 13 настоящих Правил, при производстве, поставке и (или) использовании фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) для производства спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий, а также в процессе производства других лекарственных средств и (или) медицинских изделий определяются с применением автоматических средств после окончания последней технологической операции, связанной с производством фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), перед передачей ее на хранение или для использования.

Значения показателей, указанных в пункте 13 настоящих Правил, при закупке фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) для производства спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий, а также для ее использования в процессе производства других лекарственных средств и (или) медицинских изделий определяются с применением автоматических средств перед передачей ее на хранение или для использования.

Значения показателей, указанных в пункте 13 настоящих Правил, при закупке фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) для изготовления спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий, а также для ее использования в процессе производства, изготовления других лекарственных средств и (или) медицинских изделий определяются на основании показателей автоматических средств поставщика (грузоотправителя) фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола).

15. Значения показателей, указанных в пункте 13 настоящих Правил, не должны отклоняться от значений показателей, указанных в первичных учетных документах, более чем на объем, рассчитанный в соответствии с порядком оценки достоверности учета объема производства, оборота и (или) использования фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) для производства спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий, в процессе производства других лекарственных средств и (или) медицинских изделий, а также производства, изготовления и (или) оборота (за исключением розничной продажи) спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий, установленным Министерством финансов Российской Федерации.

16. Для учета объема производства или оборота (за исключением розничной продажи) спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий используются следующие показатели:

а) объем спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий;

б) объем безводного (100-процентного) спирта в спиртосодержащих лекарственных препаратах и (или) спиртосодержащих медицинских изделиях;

в) концентрация безводного спирта в спиртосодержащих лекарственных препаратах и (или) спиртосодержащих медицинских изделиях.

17. Значения показателей, указанных в пункте 16 настоящих Правил, определяются на основании показателей первичных учетных документов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство или оборот (за исключением розничной продажи) спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий.

18. Значения показателей, указанных в пунктах 13 и 16 настоящих Правил, фиксируются организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими учет объема закупки и использования фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) для производства спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий, в процессе производства других лекарственных средств и (или) медицинских изделий, а также учет объема производства, изготовления и (или) оборота спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий без применения технических средств, в журнале учета объема закупки и использования фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), а также объема производства, изготовления и (или) оборота (за исключением розничной продажи) спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий.

Сведения об отклонениях значений показателей, зафиксированных при оценке достоверности учета объема производства, оборота и (или) использования фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) для производства спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий, в процессе производства других лекарственных средств и (или) медицинских изделий, а также объема производства, изготовления и (или) оборота (за исключением розничной продажи) спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий, вносятся в журнал, указанный в абзаце первом настоящего пункта.

Форма журнала, указанного в абзаце первом настоящего пункта, и порядок его заполнения устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации.

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 20 апреля 2019 г. N 472

1. Настоящие Правила устанавливают порядок представления и формы деклараций:

а) об объеме производства, оборота и (или) использования для собственных нужд фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола);

б) об объеме поставки фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола);

в) об объеме закупки фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола);

г) об объеме оборота фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола);

д) об объеме производства, изготовления и оборота (за исключением розничной продажи) спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий;

е) об объеме закупки спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий;

ж) об объеме поставки спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий;

з) об объеме оборота спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий.

2. Декларации, указанные в пункте 1 настоящих Правил (далее — декларации), представляют:

а) организации, осуществляющие производство фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола);

б) организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие оборот фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола);

в) организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство, изготовление и (или) оборот спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий в объеме, превышающем 200 декалитров в год.

3. Организации, осуществляющие производство фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), представляют декларации об объеме производства, оборота и (или) использования для собственных нужд фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) по форме согласно приложению N 1.

4. Организации, осуществляющие производство фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), и лица, осуществляющие поставку фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), представляют декларации об объеме поставки фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) по форме согласно приложению N 2.

5. Лица, осуществляющие закупку фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), представляют декларации об объеме закупки фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) по форме согласно приложению N 3.

6. Лица, осуществляющие оборот фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), представляют декларации об объеме оборота фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) по форме согласно приложению N 4.

7. Лица, осуществляющие производство, изготовление и оборот (за исключением розничной продажи) спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий, представляют декларации об объеме производства, изготовления и оборота (за исключением розничной продажи) спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий по форме согласно приложению N 5.

8. Лица, осуществляющие закупку спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий, представляют декларации об объеме закупки спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий по форме согласно приложению N 6.

9. Лица, осуществляющие поставку спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий, представляют декларации об объеме поставки спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий по форме согласно приложению N 7.

10. Лица, осуществляющие оборот (за исключением розничной продажи) спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий, представляют декларации об объеме оборота спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий по форме согласно приложению N 8.

11. Декларации представляются ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

12. Декларации представляются по телекоммуникационным каналам связи в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя (уполномоченного им лица) организации (индивидуального предпринимателя), сертификат ключа проверки которой выдан в порядке, установленном Федеральным законом «Об электронной подписи».

13. Декларации представляются в целом по организации, включая ее обособленные подразделения, или индивидуальным предпринимателем в соответствии с местами осуществления его деятельности в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка.

14. Порядок заполнения деклараций и формат их представления в форме электронного документа устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации.

15. При обнаружении организацией (индивидуальным предпринимателем) в текущем отчетном периоде фактов неотражения или неполноты отражения необходимых сведений, а также ошибок (искажений), допущенных в представленных ранее декларациях, указанная организация (индивидуальный предприниматель) представляет корректирующие декларации, содержащие сведения (дополнения), которые уточняют сведения, содержащиеся в декларациях, представленных ранее (далее — корректирующая декларация).

Корректирующие декларации представляются до истечения срока подачи декларации за квартал, следующий за отчетным кварталом (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 17 настоящих Правил), с обоснованием причин неотражения или неполноты отражения в декларации необходимых сведений, а также допущенных ошибок (искажений).

16. Во время проведения Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка проверки достоверности сведений в представленных организацией (индивидуальным предпринимателем) декларациях организация (индивидуальный предприниматель) не вправе представлять корректирующие декларации за проверяемый период.

17. Представление корректирующих деклараций после срока, установленного пунктом 15 настоящих Правил, возможно в следующих случаях:

а) по предписанию Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка об устранении выявленных нарушений обязательных требований, установленных Федеральным законом «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»;

б) по решению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка о возможности представления корректирующих деклараций, принятому по результатам рассмотрения заявления организации (индивидуального предпринимателя) о представлении корректирующей декларации после установленного срока. Порядок представления указанного заявления и порядок принятия решения о возможности представления корректирующей декларации после установленного срока утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.

18. Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка не вправе отказать в принятии деклараций, представленных организацией (индивидуальным предпринимателем) в соответствии с настоящими Правилами.

19. Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка при получении декларации в тот же день передает квитанцию о приеме декларации в форме электронного документа организации (индивидуальному предпринимателю) по телекоммуникационным каналам связи.

Днем представления декларации считается день ее отправки организацией (индивидуальным предпринимателем) по телекоммуникационным каналам связи.

20. В случае если в отчетном периоде организацией (индивидуальным предпринимателем) деятельность, указанная в пункте 2 настоящих Правил, не осуществлялась и на начало и конец отчетного периода отсутствовали остатки продукции, представление деклараций по формам, предусмотренным приложениями N 1 — 8 к настоящим Правилам, не требуется.

Приложения
к Правилам представления
деклараций об объеме производства,
оборота и (или) использования
фармацевтической субстанции
спирта этилового (этанола),
а также производства, изготовления
и (или) оборота (за исключением розничной продажи)
спиртосодержащих лекарственных
препаратов и (или) спиртосодержащих
медицинских изделий

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 20 апреля 2019 г. № 472

Изменения,
которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 19 июня 2006 г. № 380

1. Абзацы второй и третий пункта 2 изложить в следующей редакции:

«достоверность учета объема производства этилового спирта (за исключением фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), алкогольной и спиртосодержащей продукции определяется с учетом потерь, возникающих при производстве этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в пределах норм естественной убыли, и погрешности измерений, допускаемой автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции;

достоверность учета объема оборота (за исключением розничной продажи) этилового спирта (за исключением фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), алкогольной и спиртосодержащей продукции определяется с учетом потерь, возникающих при обороте указанной продукции в пределах норм естественной убыли.».

2. В Правилах учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и винограда, использованного для производства винодельческой продукции, утвержденных указанным постановлением:

а) пункт 1.1 изложить в следующей редакции:

«1.1. Настоящие Правила не распространяются на учет объема производства, оборота и (или) использования фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), а также на учет объема производства, изготовления и (или) оборота спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий.

Настоящие Правила применяются в отношении учета объема закупки этилового спирта и его использования для производства спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий, а также в процессе производства других лекарственных средств и (или) медицинских изделий.»;

б) абзац третий пункта 4 признать утратившим силу;

в) подпункт «ж» пункта 5 признать утратившим силу;

г) дополнить пунктом 5.1 следующего содержания:

«5.1. Учет объема закупки и использования этилового спирта производится в организациях, которые осуществляют производство спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий, используют этиловый спирт в процессе производства других лекарственных средств и (или) медицинских изделий, а также у которых емкости для приемки этилового спирта оснащены автоматическими средствами.

Учет объема закупки и использования этилового спирта организациями, указанными в абзаце первом настоящего пункта, осуществляется с применением технических средств.»;

д) дополнить пунктом 8.1 следующего содержания:

«8.1. Для учета объема закупки и использования этилового спирта используются следующие показатели:

объем закупленного этилового спирта;

объем безводного (100-процентного) спирта в закупленном этиловом спирте;

концентрация безводного спирта в готовой продукции.»;

е) в пункте 10 слова «Значение показателя, предусмотренного подпунктом «в» пункта 8 настоящих Правил» заменить словами «Значения показателей, предусмотренных подпунктом «в» пункта 8 и пунктом 81 настоящих Правил»;

ж) пункт 11 изложить в следующей редакции:

«11. Значения показателей, используемых для учета объема производства, оборота и (или) использования продукции фиксируются организациями в журнале учета объемов производства и оборота (за исключением розничной продажи) и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Значение показателя, используемого при учете объема продукции, указанного в абзаце втором пункта 2 настоящих Правил, фиксируется организацией в журнале учета использования мощностей по производству этилового спирта и алкогольной продукции с использованием этилового спирта, форма и порядок заполнения которого устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации.».

Учет спирта этилового в медорганизации

Этиловый спирт — это спирт, произведенный из пищевого или непищевого сырья, в том числе денатурированный этиловый спирт, этиловый спирт по фармакопейным статьям.

Из статьи вы узнаете

  • Правовая база
  • Порядок учета и отпуск
  • Регистрация этанола в МО: сложные вопросы

Правовая база по использованию спирта в медучреждении

Этиловый спирт не относится к НС и ПВ и включен в раздел II «Перечня лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету» утвержденного Приказом Минздрава РФ от 22 апреля 2014 г. № 183н.

Соответственно на него не распространяются требования постановления Правительства РФ № 1148 по хранению НС и ПВ и нормированию запаса в отделениях (в днях).

До настоящего времени оборот этанола в медицинских организациях (далее — МО) регламентируется приказом Минздрава СССР от 30 августа 1991 г. № 245 «О нормативах потребления этилового спирта для учреждений здравоохранения, образования и социального обеспечения» (далее — приказ 245 по спирту), некоторые положения которого уже не соответствуют реалиям сегодняшнего дня.

Обратите внимание! Этот документ утратит силу 31 декабря 2019 года в соответствии с дорожной картой Росздравнадзора от 26.11.2018. Инспекторы решили, что приказ чрезмерно усложняет ПКУ.

✪ Кто отвечает за неправильное хранение лекарств ✪
в Системе Главная медсестра

Отпуск

Приказ по спирту № 245 указывает , что «Отпуск этилового спирта учреждениям здравоохранения производить на основании требований, подписанных руководителем учреждения (отделения) и заверенных печатью учреждения по отдельной доверенности, оформленной в установленном порядке и дающей право на получение в течение одного месяца.

Спирт отпускать в весовом измерении по цене, установленной для лечебно-профилактических учреждений».

Однако, уже в течение 10 последних лет спирт этиловый в МО общим весом не поступает, выдача его в отделения и на посты в весовом измерения стала невозможной.

Фармакопейный этиловый спирт для нужд МО поступает во флаконах по 100 мл в различной концентрации.

Расчет потребностей медицинской организации в спирте этиловом, скачать сейчас >>

В отделениях МО старшая медсестра отпускает спирт этиловый на посты, в операционные, перевязочные и т.п. в количестве флаконов, необходимых для выполнения определенных манипуляций (обработка частей медицинского оборудования, рук и т.п.) обычно на сутки (в целях предотвращения немедицинского использования).

Таким образом, учет движения (приход и расход) спирта этилового как в аптеке, так и в отделениях МО при выдаче на посты и др. подразделения осуществляется по количеству флаконов.

Из аптеки больницы спирт отпускается флаконами на основании требований отделений, списывается в расход также по количеству флаконов.

Порядок учета

В МО учет движения этилового спирта следует вести в соответствии с приказом Минздрава России от 17 июня 2013 г. № 378н «Об утверждении правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных Журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, и правил ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения» (далее — приказ № 378).

☆ Журнал учета этанола. Шаблон в Системе Главная медсестра

В МО, имеющих аптеку, учет этилового спирта ведется:

  • в аптеке МО — в Журнале учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения (приложение № 2 к приказу № 378н);
  • в отделениях МО — в Журнале учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения (приложение №3 к приказу № 378н).
  • В МО, не имеющих аптек — также в Журнале учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения (приложение № 3 к приказу № 378н);

В каждой форме Журнала заводится отдельный лист (или несколько листов в зависимости от частоты совершаемых операций) на этиловый спирт с указанием наименования препарата, дозировки (40, 70, 90, 95% — 100 мл), лекарственной формы (раствор), единицы измерения (флакон).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *