Что такое пбс в бюджете
Перейти к содержимому

Что такое пбс в бюджете

  • автор:

Лимиты бюджетных обязательств: как принять и распределить на госзакупки

Лимиты бюджетных обязательств выделяют для финансирования казенных учреждений. Получив ЛБО, заказчик планирует расходы на закупочную деятельность. Правила работы закреплены в БК РФ, а за нарушения грозит административная ответственность.

Что такое ЛБО

По статье 6 БК РФ ЛБО в бюджете — это сумма финансирования, которая доведена до подведомственной организации. По сути, это объем прав в денежном выражении. В пределах лимитной суммы учреждение принимает обязательства и исполняет их в текущем финансовом году.

Учреждение не вправе принять обязательства сверх доведенного лимита. Простыми словами, бюджетники не смогут заключить договор или контракт на сумму больше, чем довел ГРБС на финансовый год. Что делать, если остаток ЛБО 0, а в лимитах есть остаток: контракт не можем принять, в программе пишет превышение средств — передвинуть средства из другой статьи расходов, если на ней остались средства, или же отказаться от контракта. Заключать контракт под нулевые лимиты нельзя. Казначейство не подпишет акт проверки ЛБО с договорами, заключенными с превышением. Принятие БО сверх доведенных лимитов — это прямое нарушение п. 3 ст. 219 БК РФ.

Помимо ЛБО, подведомственным учреждениям выделяют и ПОФ — предельный объем финансирования. ПОФ утверждают на определенный период времени — месяц, квартал (Приказ Минфина № 204н от 21.12.2015). ПОФ и лимиты — это разные понятия: лимиты бюджетных обязательств — это сумма, на которую принимают контракты, договоры. А ПОФ — фактическое количество денег, которое вправе потратить учреждение.

  • когда и как нужно утвердить план-график закупок;
  • как работать с планами финансово-хозяйственной деятельности по новым правилам;
  • инструкция по работе с расходным расписанием: как заполнить и опубликовать;
  • инструкция по заполнению бюджетной сметы госзаказчика;
  • как связаны субсидии на госзадание и госзакупки.

Порядок утверждения и изменения

По определению БК РФ бюджетные ассигнования — это максимальный объем средств, который предусмотрен для исполнения учреждением своих обязательств. Ассигнования выделяют на (ст. 69 БК РФ):

  • оказание государственных и муниципальных услуг;
  • социальное обеспечение;
  • предоставление бюджетных инвестиций и межбюджетных трансфертов;
  • субсидирование юридических лиц;
  • предоставление платежей субъектам международного права и обслуживание госдолга.

Ключевые отличия бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств связаны с их назначением: ЛБО — это объем прав в денежном выражении, а ассигнования — предельный объем фактически выделенных денег. Каждый ГРБС разрабатывает и утверждает собственный порядок, как распределяются и принимаются ассигнования на 2023 год. Несмотря на полномочия ввести индивидуальные правила, утвержденные порядки редко отличаются друг от друга. Единые нормативы закрепляет БК РФ. Распорядители не имеют права уклониться от исполнения действующего бюджетного законодательства.

Вот кто утверждает ЛБО для главных распорядителей средств федерального бюджета на различных уровнях:

  1. На федеральном уровне финансирование определяет министр финансов. Процедура производится в рамках соответствующих видов расходов. Затем ЛБО передают в Федеральное казначейство для дальнейшего доведения лимитов бюджетных обязательств до казенных учреждений через ГРБС.
  2. На региональном и муниципальном уровнях объем определяет финансовый орган субъекта РФ или муниципального образования.

Главный распорядитель формирует плановые показатели на основании сводных расчетов (обоснований), которые составляются по потребностям получателей средств бюджета. Утверждение ЛБО по подведомственным учреждениям производится в рамках доведенных лимитов по конкретному ГРБС. Изменения в утвержденные лимиты вносятся органом Федерального казначейства или финансовым органом на основании предложений ГРБС. Затем идет принятие бюджетных обязательств — это доведение расходных показателей до получателя и постановка их на бухгалтерский учет.

Бесплатно узнайте, как получить ЛБО и правильно отразить их в бюджетном учете, из инструкций от экспертов КонсультантПлюс.

Порядок доведения

Средства бюджета имеют строго целевой характер. Получатель (ПБС) самостоятельно определяет, для каких целей учреждению могут быть выделены из бюджета лимиты бюджетных обязательств: целевое финансирование тратят только по направлениям, напрямую связанным с деятельностью организации. К примеру, для образовательных учреждений допускается закупка учебников и мебели, канцелярских и хозяйственных товаров, обслуживание и ремонт здания школы (детского сада). Для медучреждений — закупка лекарств и оборудования, диагностика и обслуживание медизделий, ремонт. Все направления затрат фиксируются в плановых документах учреждений.

Порядок, по которому производится учет ЛБО, устанавливает местный финансовый орган. Например, финансовый отдел муниципального образования или департамент финансов субъекта РФ. Чиновники предусмотрели единый алгоритм:

  1. ГРБС распределяет свободные лимиты бюджетных обязательств по подведомственным ему нижестоящим распределителям и получателям средств (пп. 5 п. 1 ст. 158 БК РФ).
  2. ГРБС вправе довести объем финансирования только до тех учреждений, которые включены в перечень подведомственных ему распорядителей, получателей средств бюджета (ст. 38.1 БК РФ).
  3. Лимиты финансирования доводятся до конкретных получателей с указанием целевого назначения использования (ст. 38 БК РФ).

Финансовый орган, главный и нижестоящий распорядители составляют и направляют ГРБС, РБС, ПБС уведомление о лимитах бюджетных обязательств (бюджетных ассигнованиях) по форме 0504822, если иное не установлено порядком доведения указанных ассигнований и ЛБО до главного распорядителя.

Бланк уведомления о лимитах бюджетных обязательств

На федеральном уровне регламент установлен следующими нормативными актами:

  • порядок доведения лимита — Приказом Минфина от 30.09.2008 № 104н;
  • меры исполнения бюджета — постановлением правительства от 09.12.2017 № 1496.

По правилам доведение ЛБО до бюджетных учреждений не предусмотрено действующим законодательством. Финансы доводят только в отношении учреждений казенного типа и органов местного самоуправления. Затем распределители предоставляют финансирование бюджетникам и автономным организациям. Деньги доводят в виде:

    ;
  • целевых субсидий (субсидий на иные цели);
  • субсидий на капитальные вложения;
  • прочее.

ЛБО для бюджетных и автономных учреждений не предусмотрены нормами БК РФ.

Срок доведения

Распорядитель бюджетных средств обязан довести объем финансирования до начала финансового календарного года, на который предоставляются ЛБО. Объем финансирования 2023 года главный распорядитель обязан довести в 2022-м. Исключением являются действия по временному исполнению бюджета (п. 2 ст. 219.1 БК РФ). ГРБС осуществляет и отзыв лимитов бюджетных обязательств в 2022 году в случае неиспользования средств, выделенных на текущий финансовый год (Письмо ФК № 07-04-05/03-20245 от 20.09.2019).

Федеральные распорядители приступают к распределению финансирования по подведомственным учреждениям с начала декабря года, предшествующего году, на который доводят лимиты. Завершают распределение 31 декабря. Например, ЛБО на осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд распорядитель доводит до получателя не позднее 20-го рабочего дня после их отражения на лицевых счетах ГРБС (РБС). В течение года допускается и увеличение лимитов по статьям — за счет дополнительного выделения средств под конкретные потребности или передвижек ЛБО в рамках бюджета учреждения с одной статьи расходов на другую.

В Федеральной контрактной системе указано, что делать с ЛБО, если заключен договор, а работы не выполнены на конец года: снимать лимиты и расторгать контракт в одностороннем порядке по ст. 95 44-ФЗ. А вот что делать, если остаток ЛБО 0, а в лимитах есть остаток, контракт не можем принять, в программе пишет превышение средств: если остаток ЛБО 0, то это означает, что лимитов по этой статье расходов нет и заключить госконтракт нельзя. Но если на других статьях остались неиспользованные ЛБО, то заказчик вправе перераспределить финансирование, передвинуть лимиты на нужную статью, провести закупку и заключить контракт.

Учет у распорядителей

Правила и особенности ведения учета и составления отчетности в рамках полученных лимитов бюджетных обязательств закреплены п. 315, 316 Инструкции № 157н, п. 129, 130 Инструкции № 162н. Учет ЛБО осуществляется на счете 0 501 00 000, по установленным группировочным счетам:

Номер синтетического счета

Номер группировочного счета бухгалтерского учета

0 501 10 000 — для текущего финансового года

0 501 20 000 — для первого года, следующего за текущим (очередного финансового года)

0 501 30 000 — для второго года, следующего за текущим (первого года, следующего за очередным)

0 501 40 000 — для второго года, следующего за очередным

0 501 90 000 — для отражения на иные очередные годы (за пределами планового периода)

Аналитический учет ЛБО ведите в разрезе расходов бюджета по КБК, по требованиям п. 317 Инструкции № 157н. Учитывайте новый порядок составления КБК, приведенный в Приказе Минфина России № 85н от 06.06.2019 (ред.15.04.2021).

Пример проводок в таблице:

Отражение доведенных (утвержденных) финансовым органом показателей ЛБО на текущий финансовый период

КРБ 1 501 11 000

КРБ 1 501 12 000

Отражение сумм лимитированного финансирования, переданных ГРБС подведомственным ему РБС и ПБС:

Что такое ПБС в бюджете: расшифровка и объяснение

ПБС в бюджете — это аббревиатура, означающая Поступления Бюджета Системы. Данная система используется в государственных бюджетах для учета и контроля поступлений средств от различных источников. ПБС является важным инструментом финансового планирования и управления государственными финансами.

Расшифровка ПБС означает разбиение поступлений бюджета на отдельные источники. Например, в бюджете могут быть указаны поступления от налогов, поступления от продажи государственного имущества, поступления от займов и так далее. Такое разделение позволяет более точно отслеживать, откуда именно поступают средства и какие источники являются наиболее значимыми.

Примеры ПБС в бюджете могут быть разными в зависимости от конкретного государства и его финансовой системы. Например, в бюджете России ПБС может включать поступления из нефтегазового комплекса, налоговые поступления, поступления от таможенных платежей и другие. В то же время, в бюджете другой страны состав ПБС может быть совершенно иным.

Особенностью ПБС в бюджете является то, что она позволяет мы получить детальную информацию о поступлениях государственного бюджета и эффективность использования отдельных источников. Это позволяет более точно планировать бюджетные расходы и принимать финансовые решения.

Понятие ПБС в бюджете

ПБС — это аббревиатура от «программа бюджетирования по программам целевого назначения». Это метод бюджетирования, который позволяет оптимизировать расходы и эффективно использовать бюджетные ресурсы. ПБС заключается в планировании и управлении финансовыми ресурсами с учетом достижения конкретных целевых результатов и показателей.

Основная идея ПБС заключается в том, чтобы перейти от традиционного подхода к бюджетированию, основанного на выделении средств на отдельные организации или подразделения, к управлению бюджетными ресурсами в соответствии с конкретными программами и проектами, которые должны быть выполнены для достижения поставленных перед государством задач.

Программы целевого назначения по ПБС разрабатываются на основе стратегического планирования и определяют конкретные задачи, цели и показатели эффективности, которые должны быть достигнуты с помощью бюджетных ресурсов. При бюджетировании по ПБС осуществляется мониторинг и контроль за использованием бюджетных средств, а также анализ и оценка результативности реализации программ.

Примеры ПБС в бюджете могут включать такие сферы, как образование, здравоохранение, социальная защита населения, развитие инфраструктуры, экология и другие. Например, государство может выделить определенные средства на реализацию программы развития образования, которая включает строительство школ, подготовку учителей, закупку учебников и т.д. Все эти мероприятия будут выполнены в рамках программы и нацелены на достижение заданных целей и показателей эффективности.

Основные особенности ПБС в бюджете:

  • Ориентация на достижение конкретных целей и результатов;
  • Фокус на программы и проекты, а не на организации и подразделения;
  • Принятие решений на основе данных о результатах и эффективности;
  • Мониторинг и контроль за использованием бюджетных ресурсов;
  • Активное вовлечение заинтересованных сторон в процесс планирования и управления.

ПБС в бюджете является эффективным инструментом планирования и управления бюджетными ресурсами, который позволяет государству достичь поставленных перед ним задач и обеспечить эффективное использование бюджетных средств.

Расшифровка, примеры, особенности

ПБС — это сокращение от «Программа Балансирования Спроса». Это инструмент планирования бюджета, который используется для оптимизации расходов и достижения финансовой устойчивости. ПБС позволяет прогнозировать и управлять расходами на основе анализа факторов, влияющих на спрос.

Программа Балансирования Спроса может применяться в различных отраслях, таких как здравоохранение, образование, транспорт, культура и другие. Ее основная цель — оптимизировать бюджетные расходы и максимизировать эффективность использования государственных средств.

Примеры использования ПБС:

  1. В здравоохранении ПБС может использоваться для определения расходов на лекарства, медицинское оборудование и услуги, исходя из динамики спроса на эти услуги в разных регионах страны.
  2. В образовании ПБС может помочь оптимизировать бюджет на оплату учителей, закупку учебников и обновление школьной инфраструктуры на основе прогнозируемой численности учащихся.
  3. В транспортной отрасли ПБС может использоваться для определения расходов на строительство и обслуживание дорог, общественного транспорта и развития инфраструктуры, исходя из ожидаемого роста пассажиропотока.

Особенности ПБС:

  • ПБС основывается на анализе данных и прогнозировании спроса, что позволяет принимать взвешенные решения о бюджетных расходах.
  • Программа Балансирования Спроса позволяет государству рационально распределять ресурсы и управлять бюджетом на основе потребностей населения и приоритетов развития страны.
  • ПБС учитывает факторы, влияющие на спрос, такие как демографические изменения, экономический рост, социальные потребности и другие.
  • Применение ПБС позволяет снизить вероятность неэффективного использования государственных средств и повысить качество предоставляемых государственных услуг.

В целом, ПБС является важным инструментом планирования бюджета, который позволяет более эффективно расходовать государственные средства и достигать финансовой устойчивости.

Суть ПБС в бюджете

ПБС (программно-бюджетная классификация расходов) – это система классификации расходов в бюджете, которая используется для планирования и управления государственными расходами. ПБС помогает определить цели и задачи, а также распределить бюджетные средства с учетом приоритетов и программных направлений.

В основе ПБС лежат программы, которые представляют собой комплекс мероприятий, направленных на достижение определенных результатов. Каждая программа имеет свою структуру исходя из поставленных задач и подразделяется на подпрограммы и мероприятия.

ПБС включает в себя ряд основных принципов:

  1. Целевое финансирование: расходы планируются на основе конкретных целей и задач, которые должны быть достигнуты.
  2. Программное планирование: бюджетные ассигнования распределяются на основе программ и мероприятий.
  3. Классификация расходов: расходы классифицируются в соответствии с их целью и назначением.
  4. Отчетность: ПБС предусматривает систему отчетности о выполнении программ и использовании бюджетных средств.

Примером ПБС может быть следующая структура:

  • Программа «Развитие образования»
    • Подпрограмма «Модернизация школьной инфраструктуры»
      • Мероприятие «Ремонт и обновление школьных зданий»
      • Мероприятие «Приобретение нового оборудования для школ»
      • Мероприятие «Организация курсов повышения квалификации»
      • Мероприятие «Проведение научно-методических конференций»
      • Подпрограмма «Строительство новых больниц»
        • Мероприятие «Проектирование и строительство больницы в городе»
        • Мероприятие «Приобретение медицинского оборудования для больницы»
        • Мероприятие «Повышение качества работы врачебных амбулаторий»
        • Мероприятие «Проведение массовых профилактических мероприятий»

        В этом примере видно, что бюджет распределен на программы, которые в свою очередь разделены на подпрограммы и мероприятия. Это позволяет более эффективно управлять бюджетными средствами и контролировать их использование.

        Таким образом, ПБС в бюджете позволяет рационально использовать государственные расходы, учитывая специфику различных программ и направлений. Она помогает достигать поставленных целей и задач, а также повышать прозрачность и отчетность в использовании бюджетных средств.

        Расшифровка и примеры

        ПБС (программно-бюджетное обеспечение) представляет собой комплекс информационных систем и программ, используемых для планирования, управления и контроля исполнения бюджета. Оно позволяет автоматизировать процессы бюджетного управления и обеспечивает эффективное использование бюджетных ресурсов.

        Примеры ПБС включают в себя следующие системы:

        • Система бюджетирования – предназначена для разработки и утверждения бюджета, выделения бюджетных ассигнований, контроля исполнения бюджета, анализа и отчетности.
        • Система учета бюджетной реализации – используется для отслеживания фактической реализации бюджетных программ и контроля за использованием бюджетных средств.
        • Система мониторинга и оценки эффективности – позволяет проводить мониторинг и оценку эффективности программ и проектов, определять их результативность и вносить корректировки в планы и бюджет.
        • Система анализа и прогнозирования – используется для анализа и прогнозирования финансового состояния и эффективности бюджетных программ и проектов.

        Реализация ПБС позволяет повысить прозрачность и эффективность бюджетного управления, обеспечить более точное планирование и контроль исполнения бюджетных программ, а также улучшить качество принимаемых решений на основе анализа данных.

        Особенности ПБС в бюджете

        План по бюджетированию программ (ПБС) – это важный инструмент, который используется при составлении государственного бюджета. ПБС позволяет определить приоритетные программы и проекты, а также планировать и управлять расходами и доходами государства.

        Особенности ПБС в бюджете включают:

        1. Иерархическая структура. ПБС представляет собой иерархическую структуру из программ, подпрограмм и проектов. Эта структура позволяет более детально разбить бюджетные расходы и учитывать их взаимосвязь.
        2. Целевое назначение. Каждая программа в ПБС имеет определенные цели и задачи. Она направлена на решение конкретных проблем и задач государства. Целевое назначение программ позволяет более эффективно использовать бюджетные средства и достигать поставленных целей.
        3. Многолетнее планирование. ПБС позволяет планировать бюджетные расходы и доходы на длительный период. Это дает возможность более эффективно планировать и распределять бюджетные средства, а также обеспечивает стабильность при реализации программ и проектов.
        4. Учет рисков и факторов неопределенности. При составлении ПБС учитываются различные риски и факторы неопределенности, такие как инфляция, изменения в экономической ситуации и др. Это позволяет предусмотреть возможные изменения и реагировать на них в процессе реализации программ.
        5. Контроль и отчетность. ПБС обеспечивает контроль и отчетность по выполнению программ и проектов. Это позволяет оценить эффективность использования бюджетных средств и внести корректировки при необходимости.

        Все указанные особенности делают ПБС важным инструментом при составлении и управлении государственным бюджетом. Они помогают более эффективно использовать бюджетные средства, достигать поставленных целей и контролировать выполнение программ и проектов.

        Бюджетная отчетность ПБС, АИФ, АДБ

        1. Бюджетные и автономные учреждения составляют собственную финансовую отчетность и представляют ее учредителю.

        2. Учредитель на основании представленной финансовой отчетности составляет сводную финансовую отчетность бюджетных и автономных учреждений.

        3. Финансовый орган на основании представленной ему сводной финансовой отчетности бюджетных и автономных учреждений составляет сводную финансовую отчетность бюджетных и автономных учреждений публично-правового образования и представляет ее органу, уполномоченному формировать отчетность об исполнении соответствующего консолидированного бюджета.

        Единые для всей территории РФ формы бюджетной отчетности ПБС, ГРБС (РБС), АИФ, ГАИФ, АДБ, ГАДБ, ФО и органа, осуществляющего кассовое обслуживание средств бюджета и средств бюджетных и автономных учреждений утверждены Инструкцией 191н.

        Получатели средств бюджета, администраторы доходов и администраторы источников финансирования дефицита бюджета в своей системе бюджетного учета формируют бюджетную отчетность на основании собственных первичных данных и представляют ее вышестоящим ГРБС, ГАДБ и ГАИФ. Также финансовый орган может собирать отчетность получателей и администраторов для последующей сверки с отчетами ГРБС, ГАДБ и ГАИФ.

        МЕСЯЧНЫЕ ФОРМЫ ОТЧЕТНОСТИ:

        · Справка по консолидируемым расчетам (ф.0503125);

        · Отчет об исполнении бюджета ГРБС, РБС, ПБС, ГАИФ, АИФ, ГАДБ, АДБ (ф. 0503127);

        · Справка о суммах консолидируемых поступлений, подлежащих зачислению на счет бюджета (ф.0503184).

        Указанные отчеты составляются на первое число месяца, следующего за отчетным. После формирования отчет должен быть проверен на соответствие контрольным соотношениям (они утверждаются Федеральным казначейством), затем отчет подписывает руководитель ПБС, АИФ, АДБ. Подписанный отчет направляется вышестоящему: ПБС отправляет отчет главному распорядителю, АИФ – главному администратору источников, АДБ – главному администратору доходов.

        · Отчет об исполнении смет доходов и расходов по приносящей доход деятельности ГРБС, РБС, ПБС (ф.0503137)

        Квартальная отчетность составляется по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года. В состав квартальной отчетности также входят все месячные отчеты, так как они на 1 апреля, 1 июля и 1 октября также составляются.

        Раз в полгода – по состоянию на 1 июля и 1 января составляются следующие отчеты:

        · Отчет о принятых бюджетных обязательствах (ф.0503128);

        · Отчет о принятых расходных обязательствах по приносящей доход деятельности (ф.0503138).

        Составленные отчеты проверяются на соответствие контрольным соотношениям, подписываются руководителем и отправляются вышестоящему ГРБС, ГАИФ, ГАДБ.

        Годовая отчетность составляется на 1 января года, следующего за отчетным, и содержит данные за целый год.

        На 1 января составляются все формы месячной и квартальной отчетности, а также следующие отчеты:

        · Справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф. 0503110);

        · Отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121);

        · Баланс ГРБС, РБС, ПБС, ГАИФ, АИФ, ГАДБ, АДБ (ф.0503130);

        · Пояснительная записка (ф.0503160).

        Годовая отчетность также проверяется по контрольным соотношениям, подписывается и направляется вышестоящему ГРБС, ГАИФ, ГАДБ.

        В случае проведения реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования) или ликвидации участника бюджетного процесса, на дату реорганизации или ликвидации составляется Разделительный (ликвидационный) баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503230).

        Что такое пбс в бюджете

        1. Получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями:

        1) составляет и исполняет бюджетную смету;

        2) принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства;

        3) обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований;

        4) вносит соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств предложения по изменению бюджетной росписи;

        5) ведет бюджетный учет (обеспечивает ведение бюджетного учета);

        6) формирует бюджетную отчетность (обеспечивает формирование бюджетной отчетности) и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств;

        7) осуществляет иные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

        Статья 162 БК РФ. Бюджетные полномочия получателя бюджетных средств

        1. Получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями:

        1) составляет и исполняет бюджетную смету;

        2) принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства;

        3) обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований;

        4) вносит соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств предложения по изменению бюджетной росписи;

        5) ведет бюджетный учет (обеспечивает ведение бюджетного учета);

        6) формирует бюджетную отчетность (обеспечивает формирование бюджетной отчетности) и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств;

        7) осуществляет иные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

        2. Утратил силу. — Федеральный закон от 26.07.2019 N 199-ФЗ.

        Комментарии к ст. 162 БК РФ

        Комментируемая статья определяет бюджетную компетенцию таких участников бюджетного процесса, как получатели бюджетных средств.

        Учитывая положения статьи 6 БК РФ, речь идет о бюджетных полномочиях следующих лиц: орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета.

        Учитывая, что бюджетное учреждение не является получателем бюджетных средств, к нему не могут применяться нормы, установленные БК РФ для получателей бюджетных средств, в том числе статья 162 БК РФ, а также порядка исполнения судебных решений.

        Данные разъяснения приведены в письме Минфина России от 28.09.2012 N 02-13-11/3990.

        Согласно пункту 6 Общих требований к порядку составления, утверждения и ведения бюджетной сметы казенного учреждения, утвержденных Приказом Минфина России от 20.11.2007 N 112н, смета составляется учреждением на основании разработанных и установленных (согласованных) главным распорядителем (распорядителем) средств бюджета на соответствующий финансовый год расчетных показателей, характеризующих деятельность учреждения, и доведенных объемов лимитов бюджетных обязательств. К представленной на утверждение смете прилагаются обоснования (расчеты) плановых сметных показателей, использованных при формировании сметы, являющихся неотъемлемой частью сметы.

        В Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 05.11.2013 по делу N А79-10143/2012 указано на правомерность проверки органами Росфиннадзора вопроса использования средств федерального бюджета, выделенных на уплату налогов.

        Следовательно, проведение территориальным управлением Росфиннадзора проверки обоснованности расходования федеральным казенным учреждением средств федерального бюджета, выделенных на уплату налога на имущество и земельного налога, правомерно в рамках проверки исполнения бюджетной сметы, целевого характера использования бюджетных ассигнований.

        В Постановлении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2013 N А12-20290/2012 суд, разъясняя порядок применения статьи 162 БК РФ, отметил, что каждая из статей расходов, являющихся структурным подразделением сметы, имеет предметно-целевое назначение, определяемое экономической классификацией расходов бюджетов. Статьи расходов имеют строго обязательный характер и произвольному изменению не подлежат. Данное правило вытекает из требований сметно-бюджетной дисциплины, определяемой бюджетным законодательством.

        Что такое пбс в бюджете

        Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

        Носова Екатерина Евгеньевна

        Программа разработана совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

        Получатели бюджетных средств (далее — ПБС), подведомственные главному распорядителю бюджетных средств (далее — ГРБС), — бюджетные, автономные и казенные учреждения. ГРБС ведет и составляет сводную бюджетную роспись, доводит до адресата бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования при организации исполнения бюджета ПБС казенного типа. У ГРБС с бюджетными и автономными учреждениями заключены соглашения на предоставление субсидий (на выполнение государственного задания и иные цели). Бюджетным и автономным учреждениям бюджетные полномочия не передаются, лицевые счета по переданным полномочиям для указанных учреждений не открываются.
        Необходимо ли доводить бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования до ПБС бюджетного и автономного типа?

        © ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2022. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

        Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС» (ИНН 7718013048, ОГРН 1027700495745). Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

        Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
        информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

        Главный редактор: Игнаткина В.В.

        ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

        Разработчик ЭПС Система ГАРАНТ – ООО «Гарант-Сервис-Университет»

        8-800-200-88-88
        (бесплатный междугородный звонок)

        Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

        Если вы заметили опечатку в тексте,
        выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

        Лимиты бюджетных обязательств: как принять и распределить на госзакупки

        Лимиты бюджетных обязательств выделяют для финансирования казенных учреждений. Получив ЛБО, заказчик планирует расходы на закупочную деятельность. Правила работы закреплены в БК РФ, а за нарушения грозит административная ответственность.

        Что такое ЛБО

        По статье 6 БК РФ ЛБО в бюджете — это сумма финансирования, которая доведена до подведомственной организации. По сути, это объем прав в денежном выражении. В пределах лимитной суммы учреждение принимает обязательства и исполняет их в текущем финансовом году.

        Учреждение не вправе принять обязательства сверх доведенного лимита. Простыми словами, бюджетники не смогут заключить договор или контракт на сумму больше, чем довел ГРБС на финансовый год. Что делать, если остаток ЛБО 0, а в лимитах есть остаток: контракт не можем принять, в программе пишет превышение средств — передвинуть средства из другой статьи расходов, если на ней остались средства, или же отказаться от контракта. Заключать контракт под нулевые лимиты нельзя. Казначейство не подпишет акт проверки ЛБО с договорами, заключенными с превышением. Принятие БО сверх доведенных лимитов — это прямое нарушение п. 3 ст. 219 БК РФ.

        Помимо ЛБО, подведомственным учреждениям выделяют и ПОФ — предельный объем финансирования. ПОФ утверждают на определенный период времени — месяц, квартал (Приказ Минфина № 204н от 21.12.2015). ПОФ и лимиты — это разные понятия: лимиты бюджетных обязательств — это сумма, на которую принимают контракты, договоры. А ПОФ — фактическое количество денег, которое вправе потратить учреждение.

        • когда и как нужно утвердить план-график закупок;
        • как работать с планами финансово-хозяйственной деятельности по новым правилам;
        • инструкция по работе с расходным расписанием: как заполнить и опубликовать;
        • инструкция по заполнению бюджетной сметы госзаказчика;
        • как связаны субсидии на госзадание и госзакупки.

        Порядок утверждения и изменения

        По определению БК РФ бюджетные ассигнования — это максимальный объем средств, который предусмотрен для исполнения учреждением своих обязательств. Ассигнования выделяют на (ст. 69 БК РФ):

        • оказание государственных и муниципальных услуг;
        • социальное обеспечение;
        • предоставление бюджетных инвестиций и межбюджетных трансфертов;
        • субсидирование юридических лиц;
        • предоставление платежей субъектам международного права и обслуживание госдолга.

        Ключевые отличия бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств связаны с их назначением: ЛБО — это объем прав в денежном выражении, а ассигнования — предельный объем фактически выделенных денег. Каждый ГРБС разрабатывает и утверждает собственный порядок, как распределяются и принимаются ассигнования на 2023 год. Несмотря на полномочия ввести индивидуальные правила, утвержденные порядки редко отличаются друг от друга. Единые нормативы закрепляет БК РФ. Распорядители не имеют права уклониться от исполнения действующего бюджетного законодательства.

        Вот кто утверждает ЛБО для главных распорядителей средств федерального бюджета на различных уровнях:

        1. На федеральном уровне финансирование определяет министр финансов. Процедура производится в рамках соответствующих видов расходов. Затем ЛБО передают в Федеральное казначейство для дальнейшего доведения лимитов бюджетных обязательств до казенных учреждений через ГРБС.
        2. На региональном и муниципальном уровнях объем определяет финансовый орган субъекта РФ или муниципального образования.

        Главный распорядитель формирует плановые показатели на основании сводных расчетов (обоснований), которые составляются по потребностям получателей средств бюджета. Утверждение ЛБО по подведомственным учреждениям производится в рамках доведенных лимитов по конкретному ГРБС. Изменения в утвержденные лимиты вносятся органом Федерального казначейства или финансовым органом на основании предложений ГРБС. Затем идет принятие бюджетных обязательств — это доведение расходных показателей до получателя и постановка их на бухгалтерский учет.

        Бесплатно узнайте, как получить ЛБО и правильно отразить их в бюджетном учете, из инструкций от экспертов КонсультантПлюс.

        Порядок доведения

        Средства бюджета имеют строго целевой характер. Получатель (ПБС) самостоятельно определяет, для каких целей учреждению могут быть выделены из бюджета лимиты бюджетных обязательств: целевое финансирование тратят только по направлениям, напрямую связанным с деятельностью организации. К примеру, для образовательных учреждений допускается закупка учебников и мебели, канцелярских и хозяйственных товаров, обслуживание и ремонт здания школы (детского сада). Для медучреждений — закупка лекарств и оборудования, диагностика и обслуживание медизделий, ремонт. Все направления затрат фиксируются в плановых документах учреждений.

        Порядок, по которому производится учет ЛБО, устанавливает местный финансовый орган. Например, финансовый отдел муниципального образования или департамент финансов субъекта РФ. Чиновники предусмотрели единый алгоритм:

        1. ГРБС распределяет свободные лимиты бюджетных обязательств по подведомственным ему нижестоящим распределителям и получателям средств (пп. 5 п. 1 ст. 158 БК РФ).
        2. ГРБС вправе довести объем финансирования только до тех учреждений, которые включены в перечень подведомственных ему распорядителей, получателей средств бюджета (ст. 38.1 БК РФ).
        3. Лимиты финансирования доводятся до конкретных получателей с указанием целевого назначения использования (ст. 38 БК РФ).

        Финансовый орган, главный и нижестоящий распорядители составляют и направляют ГРБС, РБС, ПБС уведомление о лимитах бюджетных обязательств (бюджетных ассигнованиях) по форме 0504822, если иное не установлено порядком доведения указанных ассигнований и ЛБО до главного распорядителя.

        Бланк уведомления о лимитах бюджетных обязательств

        На федеральном уровне регламент установлен следующими нормативными актами:

        • порядок доведения лимита — Приказом Минфина от 30.09.2008 № 104н;
        • меры исполнения бюджета — постановлением правительства от 09.12.2017 № 1496.

        По правилам доведение ЛБО до бюджетных учреждений не предусмотрено действующим законодательством. Финансы доводят только в отношении учреждений казенного типа и органов местного самоуправления. Затем распределители предоставляют финансирование бюджетникам и автономным организациям. Деньги доводят в виде:

          ;
        • целевых субсидий (субсидий на иные цели);
        • субсидий на капитальные вложения;
        • прочее.

        ЛБО для бюджетных и автономных учреждений не предусмотрены нормами БК РФ.

        Срок доведения

        Распорядитель бюджетных средств обязан довести объем финансирования до начала финансового календарного года, на который предоставляются ЛБО. Объем финансирования 2023 года главный распорядитель обязан довести в 2022-м. Исключением являются действия по временному исполнению бюджета (п. 2 ст. 219.1 БК РФ). ГРБС осуществляет и отзыв лимитов бюджетных обязательств в 2022 году в случае неиспользования средств, выделенных на текущий финансовый год (Письмо ФК № 07-04-05/03-20245 от 20.09.2019).

        Федеральные распорядители приступают к распределению финансирования по подведомственным учреждениям с начала декабря года, предшествующего году, на который доводят лимиты. Завершают распределение 31 декабря. Например, ЛБО на осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд распорядитель доводит до получателя не позднее 20-го рабочего дня после их отражения на лицевых счетах ГРБС (РБС). В течение года допускается и увеличение лимитов по статьям — за счет дополнительного выделения средств под конкретные потребности или передвижек ЛБО в рамках бюджета учреждения с одной статьи расходов на другую.

        В Федеральной контрактной системе указано, что делать с ЛБО, если заключен договор, а работы не выполнены на конец года: снимать лимиты и расторгать контракт в одностороннем порядке по ст. 95 44-ФЗ. А вот что делать, если остаток ЛБО 0, а в лимитах есть остаток, контракт не можем принять, в программе пишет превышение средств: если остаток ЛБО 0, то это означает, что лимитов по этой статье расходов нет и заключить госконтракт нельзя. Но если на других статьях остались неиспользованные ЛБО, то заказчик вправе перераспределить финансирование, передвинуть лимиты на нужную статью, провести закупку и заключить контракт.

        Учет у распорядителей

        Правила и особенности ведения учета и составления отчетности в рамках полученных лимитов бюджетных обязательств закреплены п. 315, 316 Инструкции № 157н, п. 129, 130 Инструкции № 162н. Учет ЛБО осуществляется на счете 0 501 00 000, по установленным группировочным счетам:

        Номер синтетического счета

        Номер группировочного счета бухгалтерского учета

        0 501 10 000 — для текущего финансового года

        0 501 20 000 — для первого года, следующего за текущим (очередного финансового года)

        0 501 30 000 — для второго года, следующего за текущим (первого года, следующего за очередным)

        0 501 40 000 — для второго года, следующего за очередным

        0 501 90 000 — для отражения на иные очередные годы (за пределами планового периода)

        Аналитический учет ЛБО ведите в разрезе расходов бюджета по КБК, по требованиям п. 317 Инструкции № 157н. Учитывайте новый порядок составления КБК, приведенный в Приказе Минфина России № 85н от 06.06.2019 (ред.15.04.2021).

        Пример проводок в таблице:

        Отражение доведенных (утвержденных) финансовым органом показателей ЛБО на текущий финансовый период

        КРБ 1 501 11 000

        КРБ 1 501 12 000

        Отражение сумм лимитированного финансирования, переданных ГРБС подведомственным ему РБС и ПБС:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *