Что такое криминализация в уголовном праве
Перейти к содержимому

Что такое криминализация в уголовном праве

  • автор:

Криминализация и декриминализация деяний в уголовном праве

Криминализация и декриминализация деяний в уголовном праве

В настоящее время в уголовном праве недостаточно внимания уделено таким процессам, как криминализация и декриминализация деяний. Ввиду этого, изучение данной темы является довольно значимым. Социальная роль уголовного права состоит в признании тех или иных деяний общественно опасными и уголовно наказуемыми. Государство в виде уголовно-правового запрета дает свою отрицательную оценку отдельным формам человеческого поведения. Уголовный закон определяет, что является преступным и непреступным. Законодатель признает отдельные деяния опасными для общества и криминализирует их, т.е. признает их преступными, и, наоборот, признав, что преступление не обладает признаком общественной опасности, декриминализиует его.

В уголовно-правовой литературе криминализация — это процесс и результат признания определенных видов деяний преступными и уголовно наказуемыми [1] .

По мнению Н.А. Лопашенко, причинами криминализации выступают следующие факторы: возникновение новых видов общественно опасной деятельности людей; неблагополучная динамика определенных видов опасного для общества человеческого поведения, которые были регламентированы в административном законодательстве или вообще не рассматривались как правонарушения; необходимость усиления охраны конституционных прав и свобод личности; ошибки проведения ранее декриминализации преступных деяний [2] .

Криминализация как юридико-технический прием широко используется законодателем в процессе правотворческой деятельности. В этой связи можно выделить две стадии криминализации: криминализация, проводимая в процессе кодификации, и криминализация, проводимая в процессе действия уголовного закона. Примером криминализации в процессе кодификации является отнесение к числу преступлений следующих деяний: воспрепятствование законной предпринимательской и иной деятельности (ст. 169 УК РФ), незаконная банковская деятельность (ст. 172 УК РФ), неправомерные действия при банкротстве (ст. 195 УК РФ), преднамеренное банкротство (ст. 196 УК РФ), фиктивное банкротство (ст. 197 УК РФ) и т.д. Криминализация в процессе действия уголовного закона включает такие деяния, как торговля людьми (ст. 127.1 УК РФ), использование рабского труда (ст. 127.2 УК РФ), невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат (ст. 145.1 УК РФ), незаконные организация и проведение азартных игр (ст. 171.2 УК РФ), неисполнение обязанностей налогового агента (ст. 199.1 УК РФ), содействие террористической деятельности (ст. 205.1 УК РФ), публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма (ст. 205.2 УК РФ), прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности (ст. 205.3 УК РФ) и т.д.

Таким образом, под криминализацией следует понимать отнесение законодателем того или иного деяния к числу преступлений с установлением запрета его совершения в уголовном законодательстве под угрозой наказания.

Понятию декриминализации в уголовно-правовой теории ученые дают различные определения. В частности, под декриминализацией понимается: процесс установления оснований отпадения общественной опасности деяния, признания нецелесообразности уголовно-правовой борьбы с ним и отмены его уголовной наказуемости [3] ; метод уголовно-правовой политики, предполагающий исключение уголовной ответственности за ранее преступные и наказуемые деяния [4] .

Декриминализация, как и криминализация, может осуществляться в двух формах: декриминализация на стадии кодификации и декриминализация на стадии действия уголовного дела. Декриминализацией на стадии кодификации является невключение в уголовный закон ранее действующих статей, например ст. 69 УК РСФСР «Вредительство», ст. 88 УК РСФСР «Нарушение правил о валютных операциях», ст. 70 УК РСФСР «Антисоветская агитация и пропаганда», ст. 96 УК РСФСР «Мелкое хищение государственного или общественного имущества», ст. 89 УК РСФСР «Хищение государственного или общественного имущества, совершенное путем кражи», ст. 90 УК РСФСР «Хищение государственного или общественного имущества, совершенное путем грабежа», ст. 154 УК РСФСР «Спекуляция» и т.д. Примером криминализации на стадии действия уголовного закона может служить ст. 130 УК РФ «Оскорбление», ст. 200 УК РФ «Обман потребителей», ст. 182 УК РФ «Заведомо ложная реклама» и т.д.

Декриминализация может затрагивать как деяние в целом, так и отдельные его части, признавать отклоняющееся поведение правонарушением другого вида, т.е. относить это деяние к разряду административных, гражданских, налоговых, дисциплинарных правонарушений.

Под декриминализацией необходимо понимать законодательную процедуру, позволяющую исключить запрещенное уголовным законом деяние из числа преступлений.

В настоящее время основные доктринальные постулаты криминализации деяний получили отражение в правовых позициях Конституционного Суда Российской Федерации (Постановления от 27 июня 2005 г. № 7-П, от 27 мая 2008 г. № 8-П, от 13 июля 2010 г. № 15-П, от 17 июня 2014 г. № 18-П, от 16 июля 2015 г. № 22-П, от 10 февраля 2017 г. № 2-П и др.), благодаря чему приобрели нормативный, юридически обязательный характер. Не углубляясь в их детальный анализ, отметим, что к числу базовых оснований криминализации деяний Конституционный Суд относит высокую (криминальную) степень их общественной опасности (она определяется масштабом распространенности соответствующих деяний, значимостью охраняемых законом ценностей, на которые они посягают, существенностью причиняемого ими вреда), а также невозможность противодействия соответствующим деяниям с помощью иных правовых средств. Как справедливо отмечает Конституционный Суд Российской Федерации, «уголовное законодательство является по своей правовой природе крайним (исключительным) средством, с помощью которого государство реагирует на факты противоправного поведения в целях охраны общественных отношений, если она не может быть обеспечена должным образом только с помощью правовых норм иной отраслевой принадлежности» (Постановление от 10 февраля 2017 г. № 2-П).

В практике конституционного нормоконтроля подчеркивается, что «закрепление в законе уголовно-правовых запретов и санкций за их нарушение не может быть произвольным» (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 19 марта 2003 г. № 3-П). Процесс этот чрезвычайно важный и ответственный; от его результатов в конечном итоге зависит как степень защищенности правоохраняемых интересов, так и уровень свободы общества [Пудовочкин, 2008]. Принимая подобные решения, законодатель должен руководствоваться научно обоснованными правилами и критериями криминализации (декриминализации) деяний, учитывать взаимосвязанные факторы социального, экономического, культурного, морально-этического, социально-психологического, правового характера, просчитывать их социально-криминологические, экономические и уголовно-политические последствия.

При установлении уголовно-правового запрета или его отмены, как и при принятии любого правового акта, законодатель должен руководствоваться определенными критериями. Источники этих критериев лежат как в сущности самих отношений, подлежащих правовому регулированию, так и в области влияния других факторов. Кудрявцев В.Н. отмечает, что важнейшая предпосылка любой законотворческой деятельности – это анализ объективных общественных процессов (позитивных и негативных), определяющих как саму необходимость в принятии законодательства или практики его применения, так и конкретное содержание этих измерений [5] .

Если исходить из положения о том, что в понятие объективной социальной нормы входят два основных элемента: а) объективная (материальная) характеристика определенного вида поведения, имеющего место в объективной реальности; б) субъективная (социальная) его оценка с точки зрения желательности или нежелательности, полезности или вредности [6] , то критерии криминализации и декриминализации деяний можно определить следующим образом. Критерий необходимости определяется объективными элементами поведения, подлежащего или не подлежащего уголовно-правовому запрету, внутренне присущими ему свойствами. Так отмечается, что важнейшая задача теории криминализации, с точки зрения научного обеспечения уголовного нормотворчества состоит в разработке теории и метода восхождения от криминализационных поводов к основаниям криминализации, выражающим общественную необходимость уголовного закона. Критерий целесообразности же определяется различными условиями, влияющими на установление уголовно-правового запрета (его отмену) [7] .

Скачано с www.znanio.ru

[1] Кудрявцев В. Н. Основание уголовно-правового запрета. Криминализация и декриминализация. М., 1982. С. 17.

Статья 5. Криминализация

1. Каждое Государство-участник принимает такие законодательные и другие меры, какие могут потребоваться, с тем чтобы признать в качестве уголовно наказуемых деяния, указанные в статье 3 настоящего Протокола, когда они совершаются умышленно.

2. Каждое Государство-участник также принимает такие законодательные и другие меры, какие могут потребоваться, с тем чтобы признать в качестве уголовно наказуемых следующие деяния:

a) при условии соблюдения основных принципов своей правовой системы — покушение на совершение какого-либо преступления, признанного таковым в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи;

b) участие в качестве сообщника в совершении какого-либо преступления, признанного таковым в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи; и

c) организацию других лиц или руководство ими с целью совершения какого-либо преступления, признанного таковым в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

Криминализация и декриминализация деяний

Понятие преступления связано с процессами криминализации и декриминализации. Криминализация — это законодательное признание определенных деяний преступными и наказуемыми, т. е. установление за их совершение уголовной ответственности. Декриминализация — это исключение их из числа уголовно наказуемых, т. е. отмена за их совершение уголовной ответственности. Проблемы криминализации и декриминализации связаны с общими проблемами развития любого государства и общества. Представление о необходимости запрещения в уголовном законе тех или иных деяний не остается раз и навсегда данным и неизменным.

Общим основание криминализации (так же, как и декриминализации) соответствующих деяний является переоценка степени их общественной опасности. Анализ изменений, внесенных в этом направлении в уголовное законодательство Российской Федерации в перестроечные и следующие за ними годы реформирования общества, позволяет выделить некоторые причины криминализации отдельных деяний.

Во-первых, криминализация может быть связана с отрицательными последствиями научно-технического прогресса, способными влиять на экологические процессы. Так, в новом УК РФ в ст. 254 Уголовный Кодекс Российской Федерации: Кодекс Рос. Федерации // СЗ РФ. — 1996. — №25. — Ст. 254. установлена уголовная ответственность за порчу земли. К причинам этого же порядка можно отнести и развитие атомной энергетики, и вообще использование радиоактивных веществ в научно-исследовательских и промышленных целях.

Во-вторых, можно выделить и причины криминализации общественно опасных деяний, являющиеся специфическими лишь для определенного периода развития того или иного государства. Применительно к нашему уголовному законодательству это, в первую очередь, обстоятельства, связанные с происходящими в стране процессами перестройки и дальнейшего реформирования общества. Так, усилия по становлению независимой судебной власти вызвали принятие уголовно-правовых норм об уголовной ответственности за ряд действий, посягающих на судебную власть. Здесь и вмешательство в разрешение судебных дел, и угроза убийством судьи или, например, присяжного заседателя, их оскорбление и умышленное неисполнение судебного решения.

Причины переоценки необходимости запрещения тех или иных деяний в уголовном законе и их наказуемости, приводящие к декриминализации, более разнообразны. Внимательный анализ этого процесса позволяет выделить следующие причины декриминализации:

  • 1. убеждение в неэффективности борьбы с теми или иными деяниями уголовно-правовыми средствами;
  • 2. принципиальное изменение характера общественных отношений, ранее находившихся под охраной уголовного закона;
  • 3. изменение представления о степени общественной опасности деяния;
  • 4. изменение общепринятой нравственной оценки соответствующего деяния;
  • 5. выполнение государством международно-правовых обязательств об охране прав человека.

Причинами первого порядка была вызвана отмена уголовной ответственности за изготовление или хранение без цели сбыта крепких спиртных напитков домашней выработки, а также за изготовление или хранение без цели сбыта аппаратов для их выработки.

Причины второго порядка вызвали, например, отмену в конце 1991 г. уголовной ответственности за частнопредпринимательскую деятельность и коммерческое посредничество. Это было обусловлено официальным провозглашением задачи перевода экономики на рыночные рельсы, в связи, с чем указанные деяния из общественно опасных превратились не только в разрешенные, но и общественно полезные.

Причины третьего порядка вызвали отмену уголовной ответственности за нарушение законов о записи актов гражданского состояния. Этот уголовно-правовой запрет существовал в советском уголовном праве десятилетия. Криминал заключался в сокрытии обстоятельств, препятствующих вступлению в брак, или сообщении ложных сведений органам записи актов гражданского состояния. Дел по таким преступлениям всегда было немного, и среди них первое место занимали те, в которых криминал состоял в заключении брака лицом, состоящим в другом браке.

Криминализация той или иной разновидности поведения человека и существование определенного уголовно-правового запрета должны соответствовать нравственным представлениям общества. Соотношение же правовых и нравственных запретов не является постоянным. Право может и опережать мораль, выступая нравственным ориентиром. Нельзя забывать о том, что праву как таковому изначально присущ определенный консерватизм. Закон — всегда «‘вчерашний'» по отношению к сегодняшней жизни. Поэтому встает вопрос о декриминализации соответствующего запрещенного уголовным законом деяния.

Применение уголовно-правовых санкций к человеку — это всегда ограничение его прав и свобод. Поэтому одна из задач уголовно-правовой науки — обоснование пределов этих ограничений и выработка соответствующих рекомендаций законодателю. До недавнего времени существование целого ряда уголовно-правовых норм противоречило Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., и последующим международно-правовым актам о правах человека, и поэтому были исключены статьи о нарушении свободы совести, об ответственности за нарушение правил паспортной системы, за занятие бродяжничеством или попрошайничеством либо ведение иного паразитического образа жизни, за распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй, и некоторые другие.

Проблема декриминализации не связана лишь с проблемой Особенной части уголовного права и формулированием конкретных уголовно-правовых запретов. Декриминализация может быть достигнута и в результате внесения соответствующих изменений в нормы Общей части уголовного закона. Так, своеобразной разновидностью декриминализации можно признать изменение в статьях УК РСФСР об укрывательстве и недонесении.

Иногда может произойти и фактическая частичная декриминализация. Это может быть связано с новым толкованием сохраняющей силу уголовно-правовой нормы, сужающим объем запрещаемого этой нормой поведения. Сегодня общественное сознание и мораль оказались более терпимыми к этим явлениям, и в последние годы, отечественными кинематографистами созданы такие фильмы, которые раньше однозначно были бы расценены как, безусловно, порнографические, а создатели и демонстраторы этих кинокартин были бы привлечены к уголовной ответственности. В этом отношении сама ст. 228 УК РСФСР об ответственности за порнографию не подвергалась изменению, но изменилось правосознание судей и следователей вследствие изменения нравственных представлений общества на этот счет, что и привело к фактической декриминализации некоторых видов поведения, ранее образующего состав этого преступления.

Таким образом, проанализировав научную литературу и нормативно-правовые акты, автор курсовой работы сделал вывод, что криминализация — это признание законодательством определенных деяний преступными и наказуемыми, а декриминализация — это исключение деяний из числа уголовно наказуемых.

Криминализация и декриминализация в уголовном праве

Понятие и общая характеристика криминализации и декриминализации в уголовном праве

Сущность и социальное назначение уголовного права в наиболее общем виде может быть сформулирована в качестве признания определенных деяний общественно-опасными, и, как следствие – запрещение их совершение под угрозой применения наиболее суровых мер государственно-властного воздействия. Иными словами, путем установления уголовно-правового запрета государства дает, своего рода, негативную оценку конкретным видам человеческого поведения. Важнейшими инструментами осуществления соответствующей государственно-властной деятельности выступает криминализация и декриминализация конкретных форм человеческого поведения:

Криминализация – государственно-властная деятельность, направленная на признание отдельных деяний общественно-опасными, закрепление их признаков в тексте действующего уголовного закона и запрет их совершения путем установления соответствующих санкций.

Декриминализация преступлений – процесс обратный криминализации, связанный с признание государством утраты конкретным деянием свойств общественной опасности и исключением его признаков из текста уголовного законодательства.

Нередко в доктрине уголовного права рассматриваемые категория отдельно рассматриваются в качестве процесса и в качестве результата:

  • Процесс криминализации – специализированная деятельность, направленная на выявление целей, оснований и возможностей установления уголовной ответственности, за совершение определенных действий;
  • Результат криминализации – совокупность установленных и наделенных свойством юридической силы норм уголовного права, закрепляющих перечень общественно-опасных деяний, и конкретных виды и пределы уголовной ответственности, предусмотренной за их совершение;
  • Процесс декриминализации – деятельность, направленная на изучение эффективности существующих норм уголовного права, выявление видов преступлений, утративших в настоящее время свойство общественной опасности, в связи с чем, использование в отношении лиц, совершивших соответствующие деяния мер уголовно-правового характера представляется нецелесообразным;
  • Результат декриминализации – отмена уголовной ответственности за совершение конкретного деяния и исключение соответствующих положений из текста действующего уголовного закона.

Основания и способы криминализации и декриминализации деяний в уголовном праве

Важнейшими характеристиками криминализации и декриминализации деяний, выступают основания и способы осуществления соответствующей деятельности:

Основания криминализации – происходящие в материальной и духовной сферах общественной жизни процессы, порождающие объективную необходимость и социальную потребность в уголовно-правовой охране тех или иных ценностей, объектов или интересов.

Соответствующие основания могут быть социальными, то есть связанными с негативными социально-экономическими и политическими процессами в обществе, или краниологическими, т.е. обусловленными существованием и достаточной распространенностью определенных форм поведения, опасного для общества.

Основания декриминализации – процессы, результатом которых выступает отпадение у общества потребности в существовании определенной уголовно-правовой нормы, ввиду ее неэффективности или утраты запрещенным ранее деянием свойств общественной опасности.

В числе ключевых способов криминализации и декриминализации деяний следует назвать:

  1. Изменение норм общей части Уголовного кодекса РФ, то есть преобразование общих оснований, условий, пределов уголовной ответственности, влекущее, в результате изменение объема деяний, запрещенных уголовным законом (например – снижение возраста уголовной ответственности);
  2. Изменение норм особенной части УК РФ, в том числе путем включения в нее новых состав преступления (для криминализации) или исключения старых (для криминализации), за счет изменения объема элементов состава преступления (изменения круга потерпевших, круга субъектов, характера и объема негативных последствий) и т.д.

Правовые и криминологические последствия криминализации отдельных деяний

Поскольку, как было отмечено выше, деятельность по признанию отдельных форм человеческого поведения общественно-опасными составляет крайне важную задачу любого современного государства, вопросы, связанные с основаниями, принципами, процедурой, последствиями и многими другими аспектами криминализации выступают предметом активных научных исследований и дискуссий в доктрине уголовного права. Результатом одного их таких исследований стало формулирование последствий введения в закон новой уголовно-правовой нормы, запрещающей совершение определенного деяния:

  1. Происходит изменение массива преступности и ее статистических показателей, поскольку в уголовном законе появляется новый состав преступления;
  2. Изменяется общая структура преступность в стране и отдельно взятых местностях;
  3. Увеличение количества преступных деяний, запрещенных нормами действующего уголовного законодательства, влечет увеличение размеров совокупного вреда, причиненного пострадавшим от совершенных общественно-опасных деяний;
  4. Относительно масштабные изменения содержания уголовного законодательства влекут необходимость количественного и качественного преобразования кадрового состава правоохранительных органов и органов предварительного расследования, в том числе появляется необходимость формирования новых профильных структур или привлечения компетентных специалистов определенного профиля;
  5. Перед юридической наукой формируется задача проведения научных исследований в области толкования новых уголовно-правовых предписаний, а также возникает необходимость изучения данных правоприменительной деятельности в соответствующей сфере.

Таким образом, включение каждого нового состава преступления в текст действующего уголовного законодательства характеризуется наличием достаточно широкого круга последствий. Этим обуславливается необходимость проведения глубоких научно-обоснованных исследований оснований, значения и пределов криминализации той или иной формы человеческого поведения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *