Государственная политика РФ в области образования
Политика Российской Федерации в сфере образования регулируется Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В данном документе выделены основные понятия в сфере образования, а также принципы государственной образовательной политики, правомочия органов власти в данном вопросе. Рассмотрены особенности проведения разных типов образования и основы возникающих правоотношений.
Согласно закону, образование — это взаимосвязанный, имеющий конкретные цели процесс передачи знаний, умений, навыков, ценностей и моральных догм, который осуществляется во благо каждого индивидуума, а также общества в целом для дальнейшего его развития и роста.
Сфера образования признана в РФ приоритетным направлением для развития. Направления развития образования обозначены в Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования», разработанной до 2030 года.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Главной стратегической целью проводимой Россией образовательной политики является обеспечение доступности образования, которое будет качественно отличаться от прошлого и соответствовать принципам современного развития экономики и гражданского общества.
Данная стратегическая цель достигается с помощью следующих инструментов:
- осознание растущего приоритета человека и его знаний в развитии экономики страны;
- обеспечение экономической стабильности и безопасного будущего государства за счет развития всех типов образования, включая дошкольное, школьное, дополнительное, а также за счет развития образовательной инфраструктуры;
- обеспечение кадровой безопасности страны за счёт обучения специалистов в различных сферах, которые могут в будущем заменить ушедших на заслуженный отдых работников.
Также к целям образовательной политики, разработанной до 2030 года, относят:
- получение Россией места в десятке ведущих стран мира по качеству образовательной системы;
- обеспечение единого уровня развития и мышления детей дошкольного возраста, что позволит им начать обучение в школе на одинаковых позициях;
- рост числа выпускников, получивших среднее профессиональное образование, до 63,3 процента;
- внедрение системы по определению и развитию талантов и неординарных способностей у учащихся разных возрастов;
- особое внимание для профессиональных кадров в сфере образования, обеспечение педагогов возможностью регулярно повышать квалификацию.
Основной задачей образовательной политики выступает создание качественной и быстрореагирующей сферы образования, которая будет давать фундаментальные знания и всецело раскрывать личностный потенциал учащихся. Более детально это выражается в следующем:
- создание обновлённой модели среднего профессионального образования, которая взаимосвязана с потребностями отдельных отраслей экономики, а также с рынком труда каждого отдельного субъекта федерации;
- привлечение к развитию образовательной инфраструктуры крупных отраслевых заводов и комбинатов;
- внедрение дуальной формы обучения, которая предполагает регулярное практическое применение знаний, полученных на лекциях;
- исключение из перечня профессий старых и утративших актуальность вариантов, включение в список новых специальностей, на которые есть спрос на рынке и которые носят характер инновационных;
- обновление материально-технического оснащения учебных заведений;
- создание единой электронной базы, где будет собрана профессиональная характеристика выпускников;
- переквалификация и сертификация в соответствии с международными требованиями образовательного состава учебных заведений;
- внедрение практики демонстрационных экзаменов как способа доказательства полученных навыков;
- постепенный пересмотр и внедрение новых образовательных стандартов и программ на всех уровнях;
- активное использование интерактивных и цифровых средств в обучении;
- внедрение новых вспомогательных способов проведения итоговой аттестации, в том числе использование нейросетей для анализа поведения экзаменуемых и разработка системы личных достижений учащихся, которые будут учтены при поступлении в колледжи и университеты;
- реализация социальной функции образования, что включает предоставление бесплатного питания в школах для младших классов, работы школьных автобусов, медицинское сопровождение;
- организация достойных условий обучения для лиц с ограниченными возможностями;
- разработка программ наставничества для молодых педагогов;
- разработка системы компенсаций и стимулов для педагогов, что будет отражаться на росте зарплаты;
- продолжение программы «Земский учитель».
Задач образовательной политики много для каждой конкретной цели. Детально с ними можно ознакомиться по ссылке.
Цели и задачи образовательной политики тесно связаны с политикой социальной, финансовой, а также с положениями различных Стратегий развития и безопасности РФ.
Принципы политики
Под принципами образовательной политики понимается совокупность норм, в которых отражены сущность и основные характеристики политики в сфере образования.
Основные принципы государственной образовательной политики указаны в статье 3 закона «Об образовании». К таким принципам относят:
- отведение образованию приоритетной роли в сфере стратегического развития государства;
- признание и гарантирование права каждого человека и гражданина на получение качественного современного образования, а также пресечение любых правонарушений в сфере образования;
- отведение основополагающей роли правам и свободам граждан, их целостному развитию и безопасности, воспитанию в людях патриотизма и ценностей, соответствующих культурно-историческому и моральному развитию общества;
- обеспечение защиты этнических ценностей различных народов России, а также единое и взаимосвязанное образовательное пространство по всей стране;
- обеспечение условий для интеграции и взаимодействия образовательной системы РФ с аналогичной сферой в других дружественных странах на основании взаимоуважения и взаимовыгоды;
- признание светскости российского образования в государственных учреждениях, которые ведут соответствующую работу;
- признание права каждого человека самостоятельно выбирать направление своего образования исходя из собственных способностей и склонностей, а также добровольно определять форму обучения; при этом любое направление и форма образования должны всецело раскрывать личностный потенциал человека;
- обеспечение государством права на получение образования вне зависимости от возраста человека, что обеспечивается за счет гибкости системы и учёта личных навыков и способностей каждого учащегося;
- признание автономности учебных заведений; признание образовательных прав педагогического состава и учащихся;
- главенство демократии в обеспечении прав и свобод учащихся и педагогов, а также допуск их к организации образовательного процесса;
- наличие конкурентной среды в образовательном секторе, которая не может быть ограничена или ликвидирована;
- взаимосвязь договорного права и государственного регулирования правоотношений в образовательном секторе.
Как видно, к перечисленным принципам относят как общеправовые догмы, так и нормы, характерные исключительно для системы образования. В совокупности они помогают устранять ошибки и недоработки в образовательной сфере, а также делают её более структурированной и единообразной.
Направления
Выделяют несколько направлений образовательной политики государства, которые являются приоритетными для разработки:
- Формирование стабильно растущих показателей качества российского образования всех уровней и форм.
- Обеспечение доступности современного и качественного образования для всех групп населения. В данном случае особое внимание уделяется дошкольному образованию, которое должно раскрывать потенциал ребенка и формировать в нём способность и желание продолжать обучение, в том числе заниматься самообразованием. А для учащихся более старшего возраста необходимо расширять перечень профильных образовательных направлений.
- Организация непрерывности образования в государстве, что проявляется в праве гражданина на создание уникальной образовательной программы, которая подходит под его потребности и может всецело обеспечить его профессиональное и личностное благополучие. В основе лежит повышение эмпатичности образовательной среды к вызовам, поступающим из внешней среды, в том числе из рынка труда.
- Стратегический взгляд на развитие системы образования.
- Регулярное проведение анализа образовательной сферы.
- Непредвзятое определение качества образования.
- Обеспечение работы государственных и местных органов власти, ответственных за проведение образовательной политики.
Некоторые направления и цели деятельности в сфере образования прописаны в Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования». К ним относят:
- Формирование безопасного информационного поля на общегосударственном уровне и в системе образования в частности.
- Сохранение всех народов и наций, составляющих многонациональное российское общество.
- Защита национально-культурного наследия, ценностей и моральных устоев нации, а также исторического прошлого государства.
Механизмы реализации
Механизмов, помогающих государству осуществлять образовательную политику, много. И они качественно отличаются друг от друга.
Одним из механизмов выступает регламентация в сфере образования, которая предполагает разработку общих для всех требований к образовательному процессу, а также дальнейшую проверку того, как различные учреждения следуют этим требованиям. Для корректной работы данного механизма РФ использует такие методы, как лицензирование, аккредитация, надзор и контроль.
Лицензирование применяется для различных уровней образования, профессий и видов дополнительного обучения. Главной целью такой деятельности является повышение качества образования.
Аккредитация предполагает, что учебное заведение в своих образовательных программах соответствует существующим стандартам.
Контроль за сферой образования включает анализ того, насколько качество образования соответствует разработанным стандартам. Также происходит проверка правильности работы государственных образовательных учреждений.
Надзор предполагает определение существующих нарушений образовательного законодательства и быстрая их ликвидация.
Предоставление субсидий из государственного бюджета также является эффективным механизмом реализации образовательной политики. В данном случае субсидия выдаётся, если на уровне субъекта есть разработанная программа действий в рамках общегосударственной стратегии в сфере образования, выполнение которых может помочь стране достичь намеченных показателей роста и поставленных целей.
На уровне отдельных субъектов федерации применяются следующие механизмы:
- осуществление работы в рамках государственных программ;
- всесторонняя поддержка педагогического состава, внедрение системы наставничества, разработка компенсаций и субсидий для педагогов;
- разработка региональной системы положительных примеров в сфере молодёжного воспитания, в том числе с учётом инновационного опыта; внедрения новых образовательных практик; разработки новых программ;
- проведение активного взаимодействия с учащимися всех уровней, а также с их родителями, привлечение к развитию образования в регионе крупных предприятий, а также частного капитала.
Эффективность
Эффективность образования — это показатель реального соответствия полученных знаний, умений и навыков определённым в образовательных программах.
Для оценки эффективности мер в сфере образования ежегодно, начиная с 2013 года, проводиться мониторинг системы образования. По окончании анализа образовательной сферы в Правительство России направляется отчёт, где помимо прочего учитываются статистические данные за отчётный период, результаты социологических наблюдений; информация, которая размещена в Интернете, в том числе на официальных сайтах учебных заведений; данные из средств массовой информации.
В отчётах обязательно указывается, что система образования работает в условиях быстро изменяющихся факторов среды, при научно-техническом и экономическом развитии государства.
Также стоит указать, что с целью повышения эффективности образования с 2023 года в России принят ряд нововведений.
СОДЕРЖАНИЕ И ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»
Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кемахлы Шевкет Башер
В статье предприняты попытки определения понятия « образовательная политика », определены субъекты образовательной политики , описаны задачи, цели и механизмы реализации государственной образовательной политики . В ходе анализа нормативных актов было выяснено, что реализацию образовательной политики можно рассматривать как продукт взаимодействия между конкретными политиками, людьми и местами. Это определение охватывает сложные взаимоотношения между образовательной политикой , местом, где она осуществляется, и субъектами, участвующими в этой политике. Образовательная политика была рассмотрена с точки зрения системного подхода.
Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Кемахлы Шевкет Башер
STATE EDUCATION POLICY: THE CONTENT AND WAYS OF IMPLEMENTATION
The article attempts to define the concept of “ education policy ”. The article identifies the actors of education policy and describes the tasks, goals and mechanisms of education policy implementation. Based on the analysis of laws and regulations, the article found that the implementation of education policy can be defined as the product of interaction between specific policies, people and places. This definition covers the complex relationship between education policies, their place of implementation and the actors involved. Education policy was examined using a systems approach.
Текст научной работы на тему «СОДЕРЖАНИЕ И ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ»
Кемахлы Шевкет Башер
СОДЕРЖАНИЕ И ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
В статье предприняты попытки определения понятия «образовательная политика», определены субъекты образовательной политики, описаны задачи, цели и механизмы реализации государственной образовательной политики. В ходе анализа нормативных актов было выяснено, что реализацию образовательной политики можно рассматривать как продукт взаимодействия между конкретными политиками, людьми и местами. Это определение охватывает сложные взаимоотношения между образовательной политикой, местом, где она осуществляется, и субъектами, участвующими в этой политике. Образовательная политика была рассмотрена с точки зрения системного подхода.
Ключевые слова: образовательная политика, реализация образовательной политики, субъекты образовательной политики.
Kemahli Sevket Baser
STATE EDUCATION POLICY: THE CONTENT AND WAYS OF IMPLEMENTATION
The article attempts to define the concept of "education policy". The article identifies the actors of education policy and describes the tasks, goals and mechanisms of education policy implementation. Based on the analysis of laws and regulations, the article found that the implementation of education policy can be defined as the product of interaction between specific policies, people and places. This definition covers the complex relationship between education policies, their place of implementation and the actors involved. Education policy was examined using a systems approach.
Keywords: education policy, implementation of education policy, actors of educational policy.
В современном обществе актуальным остается вопрос исследования национальной образовательной политики в педагогическом контексте. И здесь немаловажную роль играет определение терминов образовательной политики и политики в сфере образования, так как наличие такой политики является гарантией выхода образовательной системы России из проблемных зон, становления ее как силы, объединяющей российское общество, и делающей российскую образовательную модель конкурентоспособной в современных условиях [8].
На данный момент в научной литературе не существует общепринятых определений этих двух терминов. В связи с этим необхо-
димо последовательное рассмотрение ключевых понятий.
Как область деятельности людей политика изучается многими областями знаний. Каждое научное направление рассматривает политику с собственной точки зрения: философия, социология, менеджмент, педагогика, история, политология и другие науки изучают политику в той плоскости, в которой лежат их научные интересы.
В педагогике также нет общего понимания данного термина, в него вкладываются разные понимания и разные смыслы в зависимости от того, с какой точки зрения она рассматривается. Точка зрения исследователя определяется методологическим подходом, то есть
системой взглядов на изучаемое явление, той позицией, с которой изучается определенное явление и рассматривается основной предмет исследования.
Подход определяет совокупность методов, используемых для изучения исследуемого явления.
Политику можно рассматривать с разных сторон:
• как ценность, ведь политика — это трансляция ценности — аксиологический подход, если рассматривать политику как ценность, то необходимо изучать ценности людей, которые реализуют эту политику;
• как деятельность субъектов политики, государства, организаций по реализации программ, принципов и т. д.; в таком случае в основе лежит дея-тельностный подход, который предусматривает определение того, что именно делают люди или организации, как они выстраивают свою деятельность по реализации политики;
• как систему, состоящую из определенных компонентов, взаимосвязанных между собой и взаимовлияющих друг на друга, — системный подход.
Данными подходами взгляды на политику не исчерпываются, так как политика — настолько сложное явление, что его можно изучать с точки зрения самых разных подходов.
В данной статье понятие «политика» будет рассматриваться с точки зрения системного подхода.
Системный анализ представляет собой широкую описательную теорию того, как различные части и уровни политической системы взаимодействуют друг с другом. Центральная идея системного анализа основана на аналогии с биологией: как сердце, легкие и кровь функционируют как единое целое, так и компоненты социальных и политических систем неразрывно связаны друг с другом. Когда один компонент изменяется
или подвергается нагрузке, другие компоненты корректируются для компенсации.
Системообразующим компонентом политики является политическая цель, которая определяется на уровне президента и правительства, их указов, которые создают направленность политики.
Сам термин «политика» следует понимать как деятельность, которая направлена на достижение социально значимых целей [2], включающих в себя, в том числе политическое участие, а также курс правительства, и как сферу жизни, связанную отношениями между большими социальными группами и государством [3]. Государственная политика представляет собой процесс обеспечения основных направлений, а также решение вопросов, которые стоят перед главными сферами развития общества [4].
Термин «образование» является довольно многозначным, имеет разные интерпретации и чаще всего подразумевает овладение интеллектуальными аналитическими знаниями в совокупности с определенными практическими умениями и навыками [2] и является одним из базовых социальных институтов современного общества, обладающих функцией социализации всех поколений, национальной интеграции и духовного воспроизводства общества [7]. В педагогике образование следует рассматривать как процесс и результат усвоения социального опыта, а также необходимых для жизни в социуме знаний, умений и навыков. Как социальное явление образование рассматривается как процесс формирования личности человека, который ориентирован на приобретение необходимых теоретических знаний, умений и навыков, овладение нравственными и социальными ценностями и нормами поведения.
Образование подразумевает организацию и эффективное взаимодействие трех основных векторов его функционирования в соответствии с единой общенациональной целью в единой логике. Такими векторами являются система образовательных учреждений,
образовательная практика и непосредственно образование как социальный институт.
Исходя из этого, политика в области образования включает в себя комплекс предпринимаемых государством мер в отношении образования как социального института, а именно создание, развитие и усовершенствование государственной системы образования [11]. Она играет важную роль в области функционирования государства и общества, являясь основным фактором социального развития, и затрагивает интересы большинства слоев общества.
Одним из трех ключевых аспектов разработки образовательной политики являются цели, определяющие конкретные задачи, сферу охвата и временной горизонт, устанавливающие некоторые ограничения для процесса ее реализации.
Ясность целей образовательной политики и их приоритетность в уставах влияют на оперативную стадию в учреждениях-исполнителях. Более того, различные субъекты могут по-разному интерпретировать политические цели.
Образовательная политика не может иметь одну цель, их всегда несколько, и в зависимости от того, какая цель стоит перед ней, такими будут разрабатываться и внедряться государственные программы, направленные на реализацию конкретных поставленных целей.
Образовательная политика обычно направлена на конкретные целевые группы пользователей и бенефициаров. Например, реформы учебных программ могут изменить содержание и педагогические методы для повышения качества преподавания и эффективности обучения. В этом случае политика имеет две целевые группы: учителя и учащиеся.
Термин «образовательная политика» впервые упоминается в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. Здесь же сформулирована основная задача образовательной политики: обеспечить современное качество образова-
ния, основываясь на сохранении его фундаментальности и соответствуя перспективным потребностям государства и общества.
Направления реализации национальной образовательной политики зависят от конкретной поставленной перед ней задачи. Непосредственно задачи образовательной политики лежат в двух плоскостях: внешние и внутренние. Внешние задачи — это социокультурные, социально-экономические и политические задачи, направленные на развитие системы образования. Под внутренними по отношению к образовательной сфере задачами подразумеваются непосредственно образовательные задачи, то есть те, которые направлены на обеспечение функционирования и развития института образования в соответствии с предъявляемыми к нему требованиями педагогической науки и изменениями самой системы образования [1].
Образовательная политика включает в себя образовательные компоненты, а также образовательное воздействие экономической, информационной, социальной и других направлений внутренней политики [6].
Образовательная политика обеспечивает сохранение разнообразия национальных образовательных систем, отвечающих потребностям общества и государства, разработку и совершенствование законодательных и социально-правовых основ образовательной сферы, ориентацию системы образования и образовательной деятельности на ее гуманизацию и гуманитаризацию, а также обеспечивает научную поддержку образовательной деятельности [5].
Образовательная политика — это программы, разрабатываемые государственными органами, основанные на ценностях и идеях, адресованные субъектам образования и реализуемые администраторами и специалистами в области образования.
Образовательная политика представляет собой инструмент, призванный обеспечивать ключевые права и свободы личности, повышать темпы научно-технического
и социально-экономического развития общества, а также способствующий ее реализации совместно со специалистами разных направлений в рамках развития образования в целом.
Под термином «субъекты образовательной политики» подразумеваются все граждане Российской Федерации, в том числе семья и родители, институты государственной власти, как региональные, так и федеральные, органы местного самоуправления, педагогическое сообщество, научные, культурные, коммерческие и общественные институты [3].
Следовательно, основными субъектами образовательной политики можно назвать государство, субъекты Российской Федерации, органы регионального и муниципального управления образованием, региональные и муниципальные национальные сообщества, система образования, учащиеся и их родители как потребители, получающие образовательные услуги, и все мировое образовательное пространство [6].
Государство можно считать ведущим субъектом образовательной политики, потому что оно формирует ценностные и социокультурные основы процесса образования, которые определяют содержание образовательной политики, определяет направления реализации государственной образовательной политики, а также предъявляет требования к уровню и процессу образования педагогов, к объему обязательных знаний, получаемых учащимися, к образовательным стандартам, определяет нормы, принципы, в том числе правовые, формы, методы образовательной политики и механизмы ее регулирования.
Что касается временного горизонта или рамок, периодов реализации политики, то можно утверждать, что политика имеет определенные временные ограничения процесса ее реализации, который, в свою очередь, должен привести к положительному результату.
Процесс реализации образовательной политики следует рассматривать как деятельность субъектов образовательной политики,
которые, собственно, и реализуют саму политику.
Реализация образовательной политики представляет собой динамический процесс решения необходимых задач и достижения поставленных перед ней целей, который начинается сразу после легитимизации самой политики или какой-либо ее программы и в котором принимают участие различные ее субъекты [1].
Реализация образовательной политики носит целенаправленный характер и предполагает изменение процесса образования в соответствии с определенными политическими целями. Она разнонаправленна, потому что может быть изменена субъектами в различных точках системы образования. Контекстуальность заключается в том, что институты, социальные потрясения и тенденции — например, в области культуры, демографии, политики и экономики — влияют на систему образования и на то, как формируется и воплощается политика в секторе образования.
Существуют некоторые фундаментальные особенности реализации образовательной политики. Реализация — это конструкция из нескольких процессов, и контекст также влияет на то, как она разворачивается. Еще одним вопросом, требующим анализа, является эффективность политики, поскольку ожидается, что ее осуществление приведет к определенным положительным результатам. В зависимости от точки зрения, которую человек принимает в отношении политического процесса, эффективность осуществления может быть измерена по-разному. Одним из способов может быть измерение того, насколько реализованная политика остается верной своему первоначальному замыслу (нисходящая перспектива).
Другой способ заключается в том, чтобы считать реализацию эффективной, когда она достигает политических целей, которые широко разделяются, когда она использует для этого влияние различных субъектов во всей системе образования и когда она остается
чувствительной к своему контексту. Принимая это во внимание, эффективным внедрением образовательной политики называется процесс, который изменяет практику и структуру систем образования в конкретных терминах, в направлении некоторых общих целей и которые адекватны контексту.
Реализация образовательной политики предполагает определение стратегии и тактики, при этом стратегия определена в различных государственных программах, а тактика представляет собой комплекс мер, которые в этих программах закладываются: мероприятия, создание центров, разработка и реализация проектов и т. д.
Политика основывается на законах, поэтому политические принципы, на которых базируется реализация государственной политики, и законы взаимосвязаны. В данном случае образовательная политика выстраивается в рамках Закона об образовании, и при этом у нее есть определенные принципы, которые, независимо от создаваемой программы — программа информатизации, программа поддержки одаренных, программа развития образования и другие — и ее направленности, должны сохраняться.
Официальное направление политической деятельности страны и органов государственной власти в области образования указано в соответствующих законах, подзаконных актах, концепциях и доктринах, регулирующих сложные образовательные процессы [10]. Подзаконные акты формируются на уровне правительства и министерств, локальные акты формируют региональные органы управления, школы, другие структуры.
Образовательная политика должна проводиться в соответствии с требованиями современности, должна быть направлена на положительные изменения системы образования, ее развитие и прогресс. Изменения должны касаться не только условий обучения, но и образовательных программ, учебников и учебных материалов, уровня подготовки педагогических и административных кадров, а также того, что оказалось не только вос-
требованным, но и просто необходимым в нынешних условиях, возможностей удаленного, дистанционного обучения как в высших учебных заведениях, так и в общеобразовательных школах.
Реализация образовательной политики относится к различным реальностям для разных людей: преподаватели и студенты могут рассматривать реализацию политики как изменения, которые они вносят в свою повседневную практику управления школами, преподавания и обучения. Для органов государственной власти она может относиться к тому, что должно быть выполнено, чтобы довести их новую политику до районов и школ. Для региональных или местных политиков это может означать принятие решений об изменении приоритетов и использовании ресурсов.
Различные определения реализации образовательной политики, встречающиеся в литературе, отражают конкретные перспективы политического процесса. Традиционно органы государственной власти рассматривают реализацию политики в области образования как техническую стадию политического процесса, в ходе которого принятое ими решение исполняется администрацией и преподавателями по всей системе. В настоящее время ученые склонны определять реализацию образовательной политики скорее как итеративный политический процесс, в ходе которого субъекты влияют на результаты и направления политики [8].
Таким образом, реализацию образовательной политики можно определить как процесс воплощения в жизнь идеи, программы или набора мероприятий и структур, новых для людей, пытающихся изменить или ожидающих изменений в сфере образования. Это изменение может быть четко определено в деталях или разработано и адаптировано постепенно; разработано для единообразного использования или намеренно спланировано таким образом, чтобы пользователи могли вносить изменения в соответствии
со своими представлениями о потребностях ситуации.
Во-первых, реализация заключается в изменении школ и системы образования в направлении некоторых востребованных изменений. Таким образом, предполагается, что этот процесс, организованный государственными органами, будет служить их целям (т. е. внесет желаемые изменения в образование).
Во-вторых, реализация политики на уровне класса сводится к изменению учебных материалов, педагогических практик и убеждений или понимания процессов обучения.
Таким образом, конечные пользователи политики, такие как учителя, могут формировать политику на своем уровне, и они могут делать это таким образом, чтобы это соответствовало целям органов государственной власти [9].
Органы государственной власти могут ссылаться на осуществление политики как на то, что должно быть выполнено, чтобы довести их политику до районов и школ. Учителя и руководители школ могут рассматривать ее осуществление как правительственную инициативу, о которой им необходимо узнать и внедрить в свое преподавание или в повседневное управление школой. Для некоторых местных органов она может означать политические и технические усилия по адаптации национальной политики к местным вызовам и ресурсам.
Второе приоритетное направление реализации политики — это обеспечение безопасности учащихся и педагогического состава, изменение и улучшение действующих норм и правил, а также изменение форм контроля и ответственности за исполнение или неисполнение этих требований.
Третьим, не менее важным направлением политики в области образования является соответствие образовательных стандартов и форм контроля полученных знаний современным реалиям. Это подразумевает глубокое понимание властью происходящих в современном обществе процессов, умение работать на перспективу и осознание необходимости постоянной модернизации системы непрерывного образования.
Образовательная политика может отвечать на потребность или на восприятие потребности, которая должна быть четко очерчена, чтобы облегчить формулирование, легитимность и осуществление решения. На любом уровне системы образования количество проблем, которые должны решать субъекты, вынуждает их расставлять приоритеты, и в этом случае политические потребности кажутся наиболее неотложными, наиболее ясными.
Таким образом, было выявлено, что ни понятие «политика в области образования», ни понятие «образовательная политика» в научной литературе и в нормативно-правовых актах не получило конкретного толкования. Образовательная политика представляет собой систему как совокупность политических и образовательных компонентов, связанных между собой и имеющих системообразующий компонент — цель. На основании проанализированных определений были описаны задачи, цели, сфера охвата, временные рамки, процесс и механизмы реализации государственной образовательной политики, в качестве которых выступает комплекс нормативных актов, согласующих потребности субъектов образовательной политики России и воздействующих на образовательную практику в части ее нормального развития и функционирования.
1. Аллагулов А. М. Теоретико-методологические основы историко-педагогического познания образовательной политики в России // Отечественная и зарубежная педагогика. № 2 (11). 2013. С. 76-81.
2. АрутюнянМ. Л. О соотношении понятий «образовательная политика» и «государственная политика в сфере образования» // Вестник Российско-Армянского (Славянского) университета: гуманитарные и общественные науки. 2016. № 3. С. 17-25.
3. Кондракова И. Э. Образовательная политика: содержание понятия // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2010. № 128. С. 116-125.
4. Лухуташвили Н. Х. Образовательная политика как составляющая социальной политики государства // Интерактивная наука. 2017. № 2 (12). С. 143-146. https://www.doi.org/10.21661/r-117153
5. Нурутдинова А. Р., Дмитриева Е. В. Образовательная политика как часть социальной политики государства: понятие и направление // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 5-2. С. 108-110.
6. Оболдина Т. А. О сущности понятия «образовательная политика» // Научный альманах. 2015. № 9 (11). С. 535-540. https://www.doi.org/10.17117/na.2015.09.535
7. Степанов О. В. Образовательная политика в контексте национальной интеграции России // Гуманитарий Юга России. 2016. № 4. С. 182-194.
8. Трофимов К. В. Образовательная политика России: понятие, политическая сущность, функции и механизмы реализации // Электронный научный журнал. 2016. № 1 (4). С. 479-498.
9. Corbier M.-C. Ecole: Des réformes affaiblies par un management "catastrophique" // LesEchos. 2017. [Online]. URL: https://www.lesechos.fr/28/03/2017/LesEchos/22413-525-ECH_ecole—des-reformesaffaiblies-par-un-management—catastrophique—.htm (accessed 20.04.2020).
10. Mason M. Is thorough implementation of policy change in education actually possible? What complexity theory tells us about initiating and sustaining change // European Journal of Education. 2016. Vol. 51. No. 4. P. 437-440. https://doi.org/10.1111/ejed.12193
1. Allagulov A. M. Teoretiko-metodologicheskie osnovy istoriko-pedagogicheskogo poznaniya obrazovatel'-noy politiki v Rossii // Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. № 2 (11). 2013. S. 76-81. 144
2. Arutyunyan M. L. O sootnoshenii ponyatiy 'obrazovatel'naya politika' i 'gosudarstvennaya politika v sfere obrazovaniya' // Vestnik Rossiysko-Armyanskogo (Slavyanskogo) universiteta: gumanitarnye i obshchestvennye nauki. 2016. № 3. S. 17-25.
3. KondrakovaI. E. Obrazovatel'naya politika: soderzhanie ponyatiya // Izvestiya Rossiyskogo gosudarstven-nogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena. 2010. № 128. S. 116-125.
4. Luhutashvili N. H. Obrazovatel'naya politika kak sostavlyayushchaya sotsial'noy politiki gosudarstva // Interaktivnaya nauka. 2017. № 2 (12). S. 143-146. https://www.doi.org/10.21661/r-117153
5. Nurutdinova A. R., Dmitrieva E. V. Obrazovatel'naya politika kak chast' sotsial'noy politiki gosudarstva: ponyatie i napravlenie // Aktual'nye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk. 2015. № 5-2. S. 108-110.
6. Oboldina T. A. O sushchnosti ponyatiya 'obrazovatel'naya politika' // Nauchnyj al'manah. 2015. № 9 (11). S. 535-540. https://www.doi.org/10.17117/na.2015.09.535
7. Stepanov O. V. Obrazovatel'naya politika v kontekste natsional'noy integratsii Rossii // Gumanitariy Yuga Rossii. 2016. № 4. S. 182-194.
8. TrofimovK. V. Obrazovatel'naya politika Rossii: ponyatie, politicheskaya sushchnost', funktsii i mehanizmy realizatsii // Elektronnyj nauchnyj zhurnal. 2016. № 1 (4). S. 479-498.
Что соответствует современной образовательной политике государства?
Что соответствует современной образовательной политике государства?
Развить равную степень образования во всех регионах страны.
Верны ли следующие суждения о политике?
Верны ли следующие суждения о политике?
А) В современности единственно верной всеми признаётся теологическая теория происхождения государства.
Б) Самой популярной теорией происхождения государства является теория завоевания.
Какая концепция роли государства в регулировании экономики лежит в основе политики современных?
Какая концепция роли государства в регулировании экономики лежит в основе политики современных.
Верны ли следующие суждения о политике?
Верны ли следующие суждения о политике?
А) В современности единственно верной всеми признаётся теологическая теория происхождения государства.
Б) Самой популярной теорией происхождения государства является теория завоевания.
Политика — искусство управления государством?
Политика — искусство управления государством?
Три Функции политики в государстве?
Три Функции политики в государстве.
Опираясь на текст конституции рф и сообщения современных сми, подготовьте тезисы выступления по теме » Социальная политика Российского государства сегодня «?
Опираясь на текст конституции рф и сообщения современных сми, подготовьте тезисы выступления по теме » Социальная политика Российского государства сегодня «.
Одним из принципов образовательной политики РФ является?
Одним из принципов образовательной политики РФ является.
С какой целью государство регулирует образовательную деятельность?
С какой целью государство регулирует образовательную деятельность.
С какой целью государство регулирует образовательную деятельность?
С какой целью государство регулирует образовательную деятельность.
Каковы принципы политики современных цивилизованных государств в сфере государственно — религиозных отношений?
Каковы принципы политики современных цивилизованных государств в сфере государственно — религиозных отношений?
На этой странице сайта размещен вопрос Что соответствует современной образовательной политике государства? из категории Обществознание с правильным ответом на него. Уровень сложности вопроса соответствует знаниям учеников 10 — 11 классов. Здесь же находятся ответы по заданному поиску, которые вы найдете с помощью автоматической системы. Одновременно с ответом на ваш вопрос показаны другие, похожие варианты по заданной теме. На этой странице можно обсудить все варианты ответов с другими пользователями сайта и получить от них наиболее полную подсказку.
Почти у всех нас похожие потребности, но из — за различий во мнениях у каждого из нас еще есть и индивидуальные потребности.
Ну мне кажется что это будет А, но это не точно.
Новых людей, новые передачи, не хотелось бы продолжительной реклами.
Познавательные программы для детей в игровой форме.
Научная этика — это совокупность установленных и признанных научным сообществом норм поведения, правил морали научных работников, занятых в сфере научно — технологической и научно — педагогической деятельности.
Мама. Лишь одно только слово . А сколько в нем тепла и любви. Ведь для каждого "мама " это : опора, защита и друг! Сколько нежности , тепла отдает нам наша мама. Сколько радости и света день за днем приносит нам! Никогда я не забуду мамину забо..
Мама, мама дорогая! Ты единственная такая, Ты хорошая Ты красивая Ты всегда милая! ПОЗДРАВЛЯЮ С ДНЁМ МАТЕРИ.
1 — 4 2 — 3 Ответ : 4, 3 P. S Введение фермерского хозяйства — это признак доиндустриального общ — ва.
Укаждого человека есть две родины : малая и большая. Малая — это город, улица, дом, где ты родился. Большая — это государство, страна, гражданином которой тыявляешься. А еще есть общая родина всех людей — планета Земля. Родинунужно любить и защищ..
В 7 : 00 утра встаю. В7 : 03 делаю зарядку. В 7 : 20 завтракаю. В 7 : 35 повторяю уроки. В8 : 00 иду в школу. В 13 : 40 обедаю. С 14 : 15 до 17 : 25 делаю уроки В 18 : 00 ужинаю. В18 : 20 смотрю телевизор(свободное время) В 22 : 00 ложусь спат..
Что соответствует современной образовательной политике государства
Государственная образовательная политика — это направляющая и регулирующая деятельность государства в сфере образования, осуществляемая им для достижения соответствующих стратегических целей и решения задач общегосударственного или глобального значения. Она формируется на высшем уровне государственной власти и реализуется посредством законов, указов, постановлений правительства, общегосударственных и международных программ, международных актов. Главная задача российской образовательной политики — обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
Государственная политика в российском образовании нуждается новом, целостном, системном осмыслении и корректировке, эффективных механизмах реализации, создающих возможность перехода от индустриального общества к информационному.
Образование является неотъемлемой частью экономического и культурного развития, будучи и результатом, и предпосылкой этого развития. Тогда всеобщая доступность образования становится важнейшей политической задачей, решение которой приведет к единству и равенству, благополучию и процветанию.
Значение системы образования в социальном и экономическом развитии общества и повышении благосостояния его граждан трудно переоценить. Образование в России перестало быть общедоступным благом. Доступ к высшему образованию абитуриентам из малодоходных семей и жителям регионов практически закрыт. Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития.
Образование сегодня является одним из средств решения важнейших проблем не только общества в целом, но и отдельных индивидов. Как и в любом государстве, в России характер системы образования определяется социально-экономическим и политическим строем, а также культурно-историческими и национальными особенностями. Требования общества к образованию формулируются системой принципов государственной образовательной политики. Ее целью является создание для граждан благоприятных условий по реализации прав на образование, соответствующего потребностям экономики и гражданского общества.
Статья 43 Конституции Российской Федерации гарантирует:
1) право каждого жителя РФ на образование;
2) общедоступность, бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, на предприятиях;
3) право бесплатно получить на конкурсной основе высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении или на предприятии;
4) обязательность основного общего образования; родители или лица, их заменяющие, обеспечивают его получение детьми;
5) установление Российской Федерацией федеральных государственных стандартов, поддержку основных форм образования и самообразования.
Основной субъект социальной политики, государство, осуществляет декларированные Конституцией РФ социальные гарантии через следующие функции:
1) обеспечение социальной устойчивости и социальной безопасности общества;
2) обеспечение политической устойчивости власти;
3) определение законодательной и нормативной базы социальной политики;
4) разработка целостной концепции, включающей в свою структуру ценности в виде целей, приоритетов, механизмов их достижения (имеются в виду нормы, принципы, ресурсы, методы, координация, контроль, прогноз);
5) непосредственное влияние на решение социальных проблем в масштабах всего общества и опосредованное влияние на деятельность иных субъектов социальной политики. http://www.be5.biz/ekonomika/u003/04.htm
И все это невозможно осуществить без учета основополагающих ориентиров и принципов.
На сегодняшний день образовательная политика в России строится на принципах, сформулированных в ФЗ «Об образовании»:
гуманистический характер образования с приоритетом таких общечеловеческих ценностей, как жизнь и здоровье человека, свободное развитие личности; привитие черт трудолюбия, гражданственности, уважения прав и свобод человека, патриотизма, любви к природе, семье;
единство федерального образовательного и культурного пространства; защита и развитие национальных, региональных культурных традиций и особенностей в многонациональном государстве;
общедоступность образования, соответствие его системы уровню и особенностям развития и подготовки учащихся, воспитанников;
светский характер образования, получаемого в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
свобода и плюрализм;
демократический, государственно-общественный характер управления образованием; автономность образовательных учреждений;
толерантность по отношению к социально незащищенным группам населения. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире: Учебное пособие для студентов вузов. — М., 2012 г. с. 200-201
Основополагающим моментом в условиях демократического общества становится принцип гуманистического характера образования. Соответственно, каждого ребенка необходимо признать как личность вне зависимости от его социального статуса, уровня развития и т.д. Ребенка следует признать субъектом права. Данные общеметодологические принципы должны конкретизироваться через организационно-педагогические и деятельностно-функциональные принципы.
Признав диктатуру личности ребенка, многие из творчески работающих педагогов органично вписались в новые образовательные процессы, направленные, прежде всего, на создание условий для востребованности знаний, умений и навыков в реальной действительности, трансформацию знаний на практике, на умение выстраивать успешный личный маршрут развития личности.
И в целом в современном мире все более очевидными становятся тенденции смены ценностных приоритетов. Среди основных критериев оценки развития общества центральное место занимает образование. И рефреном выделяется принципиальное признание главного критерия образовательных реформ: нарождающаяся модель образования обязана располагать механизмами динамичного саморазвития.
Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Однако, к сожалению, традиционная массовая школа еще сохраняет нетворческий подход к усвоению знаний. Целью средней школы является лишь дать ученику минимальный набор знаний, необходимый человеку в обыденной жизни, при общении с другими людьми, для получения необходимой профессии.
Тем не менее, современными учеными доказано, что любой ученик способен к творческой деятельности. Следовательно, педагогу необходимо уметь организовать такую деятельность, которая побуждала бы каждого школьника к раскрытию своей креативности (творческих способностей).
Основная цель образования сегодня — создание адаптивной окружающей среды для развития природосообразных качеств личности. Владение исключительно запасом академических знаний становится все менее и менее важным показателем качества образования.
Новая система образования ориентируется на вхождение в мировое образовательное пространство. Доминирующей тенденцией современности является свободное перемещение через национальные границы ресурсов, людей, идей. Одно из ее проявлений — интеграция национальных систем образования. Сегодня Россия активно участвует во многих международных проектах, задействована в обмене учащимися, профессорско-преподавательскими кадрами. Традиции и нормы мирового образования свободно проникают в нашу страну. Культурная трансформация общества выражается как в глобализации, интернационализации культуры, так и в желании сохранить свою самобытность. Телевидение, Интернет в качестве средств аудиовизуальной коммуникации, популяризация английского языка стирают границы в культурном пространстве. Одновременно нарабатываются пути сохранения культурной самобытности. Гармонизация этих разнонаправленных тенденций является условием устойчивого развития сферы образования.
Трансформируется система отношений между институтом образования и религиозными институтами. Открываются богословские факультеты, воскресные школы, в общеобразовательных школах с согласия родителей и педагогического коллектива реализуются дополнительные программы.
Радикальные изменения российской системы образования затрагивают все ее элементы и звенья. К примеру, введение единого стандартизированного федерального выпускного экзамена, позволяющего поступать в случае набора нужного числа баллов в любой вуз, вызывает споры, но соответствует тенденции сближения с мировой практикой системы образования.
Апробированы альтернативы государственным учебным заведениям (например, частные), вариативные формы образования (гимназии, лицеи, колледжи, профильные классы и т.д.). Во всех звеньях — от детских садов до университетов — параллельно с системой бесплатного образования действует платное. Государство заботится, чтобы бюджетное финансирование образовательных учреждений, проектов было прозрачным, контролируемым, а оплата обучения каждого учащегося из бюджета осуществлялась индивидуально. Привлечение инвестиций в сферу образования приобретает статус государственной политики.
В реализации прав граждан на бесплатное общее образование, в основном, выражаются государственные социальные гарантии обучающимся.
Словом, существует прямая связь образования с политической сферой. Деятельность образовательных учреждений непосредственно зависит от нее. Принципы государственной политики в области образования основываются на конституционных нормах, являясь базовыми не только для подготовки правовых законодательных актов, но и для непосредственной реализации в отдельно взятых учебных заведениях.
Не стал исключением и приоритетный национальный проект «Саратовский областной образовательный проект».
Отечественная система образования является важнейшим фактором сохранения места России в ряду ведущих стран мира, ее международного престижа как страны, обладающей высоким уровнем культуры, науки, образования. На современном этапе развития России образование в его непрерывной, органичной связи с наукой, становится все более мощной движущей силой экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности народного хозяйства, что делает его одним из важнейших факторов национальной безопасности и благосостояния страны, благополучия каждого гражданина.
Важнейшим элементом государственной образовательной политики государства является образование.
Образование — автономная система, имеющая относительную самостоятельность, способная оказывать активное воздействие на функционирование и развитие общества. Как отрасль социальной сферы образование — это процесс и результат, система учреждений и государственная политика в области получения гарантированною Конституцией образования. Образование неотъемлемая и важная сфера человеческой деятельности. В процессе получения образования непосредственно одновременно участвуют около миллиарда учащихся и пятидесяти миллионов педагогов. Являясь фактором социально-экономического прогресса, образование не может не входить в поле зрения политики государства. Человек как субъект процесса, выступая производительной силой в общественном производстве, должен по своим качествам соответствовать уровню современного социально-экономического развития государства, в котором живет и трудится. Шишлов А.В. Долгий путь к закону // Народное образование М. № 7. С. 32
От уровня образования напрямую зависит качество трудовых ресурсов, а следовательно, и состояние экономики общества. Образование выступает фактором воспроизводства социально-профессиональной структуры общества. Система образования формирует гражданина, тем самым воздействует на политическую сферу общественной жизни. Образование через культурно-воспитательную функцию влияет на духовную жизнь общества. Формирование общей культуры является условием любой профессиональной подготовки в будущем, создает условия и предпосылки для социальной мобильности человека или социальной группы, сохраняет и передает культурное достояние общества из поколения в поколение. Современное образование средство решения важнейших проблем не только всего общества, но и отдельных индивидов, являясь одним из важнейших этапов их личной биографии. В любом государстве характер системы образования определяется социально-экономическим и политическим строем, а также культурно-историческими и национальными особенностями страны. Требования общества к образованию выражаются в системе принципов государственной образовательной политики. Целями государственной политики в этой сфере является создание условий для реализации гражданами своих прав на образование, по своей структуре и качеству соответствующее потребностям развития экономики и гражданского общества.
Заботой государства становится не просто гарантия получения образования, а проблема выхода из острейшего кризиса цивилизации через получение качественного, соответствующего эпохе и ее гуманным целям образования, определяющего будущее развитие.
В последнее десятилетие во всем мире дают о себе знать проблемы, которые не удается разрешить в рамках традиционных методических подходов, и все чаще говорят о всемирном кризисе образования, сложившиеся образовательные системы не могут выполнить своей основной функции — формировать созидательные силы общества. В зависимости от условий, сложившихся в разных странах, пот кризис проявляется в разных формах. Он проявляется в странах развитых и развивающихся, богатых и бедных, издавна славившихся своими учебными заведениями или с большим трудом создающих их сейчас. В конце XX в. ситуация стала в этом отношении еще тревожней. Констатация кризиса образования из научной литературы перешла в официальные государственные документы и беспокойство государственных деятелей. В отношении качества образования даже США, официально обеспокоенные ростом неграмотности учащихся в области науки и техники, определили ситуацию как «безумное образовательное разоружение». До недавнего времени кризис западно-европейского и американского образования, по мнению советских специалистов, считался зарубежной проблемой. Сегодня наличие кризиса отечественной системы образования не оспаривается, но кризисная ситуация нетождественна упадку. Россия, бесспорно, обладает рядом достоинств в сфере образования, выделяющих ее из систем образования США и Европы. В России кризис образования происходит на фоне глобального кризиса образования и под мощным воздействием кризиса нашего государства, всей социально-экономической и общественно — политической системы.
За последние десять лет практически все промышленно развитые страны проводили различные по глубине и масштабам реформы национальных систем образования, вкладывая в это огромные финансовые средства. Реформы образования получили статус государственной политики, так как государства начали осознавать, что уровень образования в стране определяет ее будущее развитие.
Развитие науки и связанных с ней технологий производства потребовали реформирования, как структуры, так и содержания образования. Среди основных направлений проводящейся в России в конце XX начале XXI вв. реформы образования можно выделить:
демократизацию системы обучения и воспитания;
гуманитаризацию и гуманизацию процесса образования:
интернационализацию процесса образования.
В настоящее время в России образовательная политика строится на следующих принципах, определяющих основные направления, приоритеты, а также характер образования в нашей стране:
гуманистический характер образования;
приоритет общечеловеческих ценностей;
право личности на свободное развитие;
единство федерального образования при праве на своеобразие национальных и региональных культур;
адаптивность системы образования к потребностям обучаемых.
светский характер образования в государственных учреждениях;
свобода и плюрализм в образовании;
демографический государственно-общественный характер управления и самостоятельность образовательных учреждений. Федяева О.Д. Государственная политика в области образования в России Омск, 2012 г. с. 227
В России неуклонно продолжается становление ноной системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Мировое пространство, в котором через национальные границы свободно перемещаются ресурсы, люди, идеи доминирующая тенденция современности. Одно из следствий этой тенденции сближение, интеграция национальных систем образования. Сегодня Россия задействована во многих международных проектах, активно участвует в обмене учащимися, профессорско-преподавательским составом, традиции и нормы мирового образования повсеместно проникают в российское пространство. Происходит культурная трансформация общества, которая выражаемся, с одной стороны, глобализацией и интернационализацией культуры, с другой желанием отстоять свою самобытность (культурную, общинную, языковую). Средства аудиовизуальной коммуникации (телевидение, Интернет), использование английского языка общения в работе над международными проектами ведут к стиранию граней в культурном пространстве. Одновременно идем поиск путей поддержки и сохранения культурной самобытности. Гармонизация этих двух равнонаправленных тенденций есть условие для устойчивого развития системы образования. Меняется система отношений между институтом образования и религиозными институтами. Открываются воскресные школы, богословские факультеты, осуществляются дополнительные программы в общеобразовательных школах с согласия родителей и педагогического коллектива.
На сегодняшний день система образования в РФ переживает радикальные изменения, затрагивающие все се элементы и звенья. Переход к 12-летнему среднему образованию, введение единого стандартизированною федеральною выпускного экзамена, позволяющего без экзамена поступать в любой вуз в случае набора нужного числа баллов, вызывают мною споров, но продолжают неуклонную тенденцию к вхождению в мировую практику системы образования. Новой государственной социальной политикой становится политика субсидиарного государства. Наряду с государственными учебными заведениями возникают альтернативные, в том числе и частные. Расширяются возможности выбора вариативных форм образования (лицеи, гимназии, колледжи, профильные классы и т.д.). Параллельно с системой бесплатною образования существует платное образование во всех звеньях от детских садов и до университетов. Государство заботится, чтобы бюджетное финансирование образовательных учреждений, проектов было прозрачно, контролируемо, а оплата каждого учащегося осуществлялась из бюджета адресно, индивидуально. Бюджетные средства на выполнение образовательных проектов станут распределяться на конкурсной основе между как государственными, так и негосударственными образовательными учреждениями Привлечение инвестиций в сферу образования. инвестиции в человека становятся государственной политикой.
Подводя итоги, следует сделать вывод о том, что одной из основных особенностей государственной политики в области образования является её значимость для общества и всеобъемлющая функция. Система образования должна развиваться с учетом потребности в образовании каждого отдельно взятого региона и быть рассчитана на все слои населения РФ.