Что относится к побочным продуктам производства
Перейти к содержимому

Что относится к побочным продуктам производства

  • автор:

Минприроды России от 13.07.2023 N 25-47/25610 «О побочных продуктах производства»

Минприроды России рассмотрело письмо по вопросу возможности отнесения отработанных масел к побочным продуктам производства и сообщает.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон N 89-ФЗ).

В соответствии со статьей 1 Закона N 89-ФЗ отходы производства и потребления (далее — отходы) — вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Хозяйствующий субъект самостоятельно определяет перечень отходов, образующихся в процессе осуществляемой им хозяйственной или иной деятельности.

Перечень видов отходов, находящихся в обращении на территории Российской Федерации и систематизированных по совокупности классификационных признаков (происхождению, условиям образования, принадлежности к определенному производству, технологии, химическому и (или) компонентному составу, агрегатному состоянию и физической форме), определен Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 г. N 242 (далее — ФККО).

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее — Закон N 184-ФЗ) продукция — это результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях.

Обязательные требования к продукции и связанными с ними требования к процессам производства, эксплуатации, использования, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также и порядок подтверждения соответствия продукции техническим условиям, техническим регламентам, стандартам, сводам правил установлены Законом N 184-ФЗ.

Согласно статье 51.1 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица, индивидуальные предприниматели, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются не являющиеся продукцией производства вещества и (или) предметы, самостоятельно осуществляют их отнесение к отходам либо побочным продуктам производства вне зависимости от факта включения таких веществ и (или) предметов в федеральный классификационный каталог отходов, за исключением случая, предусмотренного пунктом 10 указанной статьи.

К побочным продуктам производства могут быть отнесены вещества и (или) предметы, образующиеся при производстве основной продукции, в том числе при выполнении работ и оказании услуг, и не являющиеся целью данного производства, работ или услуг, если такие вещества и (или) предметы пригодны в качестве сырья в производстве либо для потребления в качестве продукции в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Побочные продукты производства признаются отходами и случае:

— размещения побочных продуктов производства ил объектах размещения отходов;

— неиспользования побочных продуктов в собственном производстве либо передачи другим лицам в качестве сырья или продукции по истечении трехлетнего срока с даты отнесения веществ и (или) предметов к побочным продуктам производства.

Таким образом, хозяйствующие субъекты самостоятельно осуществляют отнесение веществ и (или) предметов, образующихся при производстве основной продукции, в том числе при выполнении работ и оказании услуг, и не являющихся целью данного производства, работ или услуг, к отходам либо побочным продуктам.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2022 г. N 4249-р утвержден перечень веществ и (или) предметов, образуемых в результате хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и не являющихся продукцией производства, которые не могут быть отнесены к побочным продуктам производства (далее — перечень).

Одновременно с этим, обращаем внимание, что специальные требования к обращению с отработанными смазочными материалами, маслами и специальными жидкостями, относящимися в соответствии с основными понятиями Закона N 89-ФЗ к отходам производства и потребления, установлены вступившим в силу с 1 марта 2014 г. «ТР ТС 030/2012. Технический регламент Таможенного союза. О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям» (далее — Технический регламент), который является нормативным правовым актом прямого действия.

Пунктом 3.8.3 Технического регламента установлено, что при обращении отработанной продукции запрещается, в том числе, смешение с нефтью (газовым конденсатом), бензином, керосином, топливом (дизельным, судовым, котельно-печным, мазутом) с целью получения топлива, предназначенного для энергетических установок, за исключением случаев, разрешенных компетентными органами государств — членов Таможенного союза в области природопользования и охраны окружающей среды.

Несоблюдение требований Технического регламента относится к нарушениям экологических требований.

Также требования при обращении с группой однородных отходов «Минеральные и синтетические масла, утратившие потребительские свойства» содержатся в приказе Минприроды России от 11.06.2021 N 399 «Об утверждении требований при обращении с группами однородных отходов I — V классов опасности».

Что относится к побочным продуктам производства

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Носова Екатерина Евгеньевна

Программа разработана совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 13 июля 2023 г. N 25-47/25610 «О побочных продуктах производства»

Письмо Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 13 июля 2023 г. N 25-47/25610
"О побочных продуктах производства"

Минприроды России рассмотрело письмо ООО "ЭКО центр" от 4 июня 2023 г. N ВРН-0723-0530 по вопросу возможности отнесения отработанных масел к побочным продуктам производства и сообщает.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее — Закон N 89-ФЗ).

В соответствии со статьей 1 Закона N 89-ФЗ отходы производства и потребления (далее — отходы) — вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Хозяйствующий субъект самостоятельно определяет перечень отходов, образующихся в процессе осуществляемой им хозяйственной или иной деятельности.

Перечень видов отходов, находящихся в обращении на территории Российской Федерации и систематизированных по совокупности классификационных признаков (происхождению, условиям образования, принадлежности к определенному производству, технологии, химическому и (или) компонентному составу, агрегатному состоянию и физической форме), определен Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 г. N 242 (далее — ФККО).

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее — Закон N 184-ФЗ) продукция — это результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях.

Обязательные требования к продукции и связанные с ними требования к процессам производства, эксплуатации, использования, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также и порядок подтверждения соответствия продукции техническим условиям, техническим регламентам, стандартам, сводам правил установлены Законом N 184-ФЗ.

Согласно статье 51.1 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические лица, индивидуальные предприниматели, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются не являющиеся продукцией производства вещества и (или) предметы, самостоятельно осуществляют их отнесение к отходам либо побочным продуктам производства вне зависимости от факта включения таких веществ и (или) предметов в федеральный классификационный каталог отходов, за исключением случая, предусмотренного пунктом 10 указанной статьи.

К побочным продуктам производства могут быть отнесены вещества и (или) предметы, образующиеся при производстве основной продукции, в том числе при выполнении работ и оказании услуг, и не являющиеся целью данного производства, работ или услуг, если такие вещества и (или) предметы пригодны в качестве сырья в производстве либо для потребления в качестве продукции в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Побочные продукты производства признаются отходами и случае:

— размещения побочных продуктов производства на объектах размещения отходов;

— неиспользования побочных продуктов в собственном производстве либо передачи другим лицам в качестве сырья или продукции по истечении трехлетнего срока с даты отнесения веществ и (или) предметов к побочным продуктам производства.

Таким образом, хозяйствующие субъекты самостоятельно осуществляют отнесение веществ и (или) предметов, образующихся при производстве основной продукции, в том числе при выполнении работ и оказании услуг, и не являющихся целью данного производства, работ или услуг, к отходам либо побочным продуктам.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2022 г. N 4249-р утвержден перечень веществ и (или) предметов, образуемых в результате хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и не являющихся продукцией производства, которые не могут быть отнесены к побочным продуктам производства (далее — перечень).

Одновременно с этим, обращаем внимание, что специальные требования к обращению с отработанными смазочными материалами, маслами и специальными жидкостями, относящимися в соответствии с основными понятиями Закона N 89-ФЗ к отходам производства и потребления, установлены вступившим в силу с 1 марта 2014 г. "ТР ТС 030/2012. Технический регламент Таможенного союза. О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям" (далее — Технический регламент), который является нормативным правовым актом прямого действия.

Пунктом 3.8.3 Технического регламента установлено, что при обращении отработанной продукции запрещается, в том числе, смешение с нефтью (газовым конденсатом), бензином, керосином, топливом (дизельным, судовым, котельно-печным, мазутом) с целью получения топлива, предназначенного для энергетических установок, за исключением случаев, разрешенных компетентными органами государств — членов Таможенного союза в области природопользования и охраны окружающей среды.

Несоблюдение требований Технического регламента относится к нарушениям экологических требований.

Также требования при обращении с группой однородных отходов "Минеральные и синтетические масла, утратившие потребительские свойства" содержатся в приказе Минприроды России от 11.06.2021 N 399 "Об утверждении требований при обращении с группами однородных отходов I-V классов опасности".

Директор Департамента
государственной политики и
регулирования в сфере обращения с
отходами производства и потребления
А.Н. Федотовский

Обзор документа

К побочным продуктам производства могут быть отнесены вещества и предметы, образующиеся при создании основной продукции, в том числе при выполнении работ и оказании услуг, и не являющиеся целью данного производства, работ или услуг, если они пригодны в качестве сырья в производстве либо для потребления в качестве продукции.

Побочные продукты производства признаются отходами при их размещении на объектах размещения отходов, а также при неиспользовании таких продуктов в собственном производстве либо при передаче другим лицам в качестве сырья или продукции через 3 года после отнесения веществ и предметов к побочным продуктам производства.

Хозяйствующие субъекты самостоятельно относят вещества и предметы к отходам либо побочным продуктам. Правительством установлен перечень веществ и предметов, которые не могут быть отнесены к побочным продуктам производства.

При обращении отработанной продукции запрещается смешение с нефтью (газовым конденсатом), бензином, керосином, топливом (дизельным, судовым, котельно-печным, мазутом) для получения топлива, предназначенного для энергетических установок, за исключением случаев, разрешенных органами стран Таможенного союза. Требования по обращению с группой однородных отходов "Минеральные и синтетические масла, утратившие потребительские свойства" установлены Минприроды.

Вторичные ресурсы или побочные продукты?

В Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) введено регулирование обращения со вторичными ресурсами.

Само понятие «вторичных ресурсов» раскрыто следующим образом:

«вторичные ресурсы — отходы, которые или части которых могут быть повторно использованы для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг или получения энергии и которые получены в результате раздельного накопления, сбора или обработки отходов либо образованы в процессе производства.»

Таким образом, законодательно закреплено, что вторичные ресурсы – это отходы. Ранее этого не было и такой вывод можно было сделать только на основании ГОСТов.

К вторичным ресурсам, как к отходам, применимы все требования с точки зрения обращения с отходами.

Вторичные ресурсы подлежат самостоятельной утилизации юридическими лицами или передаче третьим лицам в целях утилизации. Захоронение вторичных ресурсов не допускается — это требование будет действовать с 2030 года.

Физические лица обеспечивают раздельное накопление вторичных ресурсов в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов либо сдачу в места сбора вторичных ресурсов.

Предусматривается, что информацию о вторичных ресурсах будет содержать Единая государственная система учета отходов от использования товаров (далее — ЕГИС УОИТ). Что это будет за информация — не уточняется. Причем это уточнение внесено взамен содержания в ЕГИС УОИТ информации о наличии мощностей основного технологического оборудования по обеспечению утилизации отходов от использования товаров. Возможно, эта правка на практике ничего не изменит. Так что утилизаторам, акты утилизации которых не принимались по причине отсутствия информации об утилизационных мощностях в данной системе, радоваться пока рано.

В то же время в Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» введено регулирование обращения с побочными продуктами производства (статья 51.1).

К побочным продуктам могут быть отнесены вещества и (или) предметы, образующиеся при производстве основной продукции, в том числе при выполнении работ и оказании услуг, и не являющиеся целью данного производства, работ или услуг, если такие вещества и (или) предметы пригодны в качестве сырья в производстве либо для потребления в качестве продукции в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Юридические лица осуществляют самостоятельное отнесение таких веществ и предметов к отходам либо побочным продуктам производства. На побочную продукцию, не являющуюся отходом, требования об обращении с отходами распространяться не будут, побочная продукция учитывается отдельно от отходов. Несмотря на это отдельная информация о побочных продуктах будет включаться в программу производственного экологического контроля (далее – ПЭК) и отчет о ПЭК, так как в последующем побочная продукция может быть признана отходом. Это информация о видах побочных продуктов производства, об объемах их образования, о дате их образования, планируемых сроках использования в собственном производстве или о передаче другим лицам и о результатах их использования.

Случаи, когда побочные продукты производства признаются отходами, предусмотрены пунктом 8 статьи 51.1 :

1) Размещение побочных продуктов производства на объектах размещения отходов.

2) При неиспользовании побочных продуктов в собственном производстве либо при передаче другим лицам в качестве сырья или продукции по истечении трехлетнего срока с даты отнесения веществ и (или) предметов к побочным продуктам производства.

В дополнение к этому Правительство РФ установит перечень веществ и (или) предметов, образуемых в результате хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и не являющихся продукцией производства, которые не могут быть отнесены к побочным продуктам производства.

В отношении побочной продукции, признаваемой отходом, у ее образователя возникает обязанность по уплате платежей за НВОС. Платежи за размещение таких отходов осуществляются с коэффициентом 52, за отдельным исключением, когда побочная продукция передается на полигон сразу (в течение 11 месяцев) с момента ее образования. При этом авансовые платежи не уплачиваются.

Следует обратить внимание, что обращение с побочными продуктами животноводства регулирует отдельный закон (Федеральный закон от 14.07.2022 № 248-ФЗ).

Эти нововведения вступят в силу с 1 марта 2023 года, но определяться со стратегией (вторичные ресурсы или побочная продукция) и вносить соответствующие правки в договоры на передачу данных материалов уже можно.

Таким образом, если обращение с данными материалами будет осуществляться как с вторичными ресурсами, то оно должно отражаться как обращение с отходами. В том числе, требуется соответствующее отражение в данных учета отходов и соблюдение прочих требований в части обращения с отходами.

Если обращение с вышеуказанными материалами будет производиться как с побочными продуктами, то в договоры на их продажу должны быть внесены соответствующие правки в части терминологии. Учет побочной продукции в составе документации по отходам производиться не будет, но при этом предусмотрено требование по их отдельному учету (форма и порядок учета не установлены). Необходимо будет следить, чтобы такие материалы не попали в утверждаемый Правительством РФ перечень продукции производства, которая не может быть отнесена к побочным продуктам.

Побочные продукты производства: учет, отчётность, плата

Федеральный закон от 14.07.2022 № 268-ФЗ с 1 марта 2023 года внёс важные изменения и дополнения в Закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ “Об охране окружающей среды” (далее – Закон № 7-ФЗ). Среди прочего это новая ст. 51.1, которая устанавливает требования при обращении с побочными продуктами производства.

Положения данной статьи учитывают существующую практику, когда получаемый в производственной деятельности побочный продукт не является отходом, а используют в качестве сырья в собственном производстве или для потребления как готовую продукцию.

В результате хозяйственной и/или иной деятельности юридических лиц и ИП могут образовываться не являющиеся продукцией производства вещества и/или предметы. Они сами относят их к отходам либо побочным продуктам производства.

При этом не имеет значения факт включения таких веществ и предметов в федеральный классификационный каталог отходов (утв. приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242).

Но есть исключение: это когда вещество или предмет входят в утверждённый Правительством РФ Перечень таких, которые не могут быть отнесены к побочным продуктам производства.

К побочным продуктам производства можно относить вещества и предметы:

  • образующиеся при производстве основной продукции (работ, услуг);
  • не являющиеся целью данного производства;
  • которые пригодны в качестве сырья в производстве либо для потребления как продукции.

Отдельный учет

Закон обязывает вести отдельный учет побочных продукты производства: обособленно от учета основной продукции производства и отходов.

Отчётность

Если образовались побочные продукты производства, информацию о них отражают в программе производственного экологического контроля и отчете о его организации и результатах. Порядок установлен ст. 67 Закона № 7-ФЗ.

При этом нужно отражать следующие данные:

  • виды побочных продуктов производства;
  • объемы их образования;
  • дату их образования;
  • планируемые сроки использования в собственном производстве или передачи другим лицам;
  • результаты таких использования/передачи.

Основные запреты

При обращении с побочными продуктами производства – складировании/хранении, транспортировке, обработке/переработке, в т. ч. обезвреживании, использовании – недопустимо загрязнение окружающей среды и ее компонентов, в том числе почв, водных объектов и лесов.

Также нельзя передавать побочные продукты производства, которые не соответствуют законодательным требованиям РФ к сырью либо продукции.

Отнесение к отходам

По общему правилу побочные продукты производства не признают отходами. Но есть 2 исключения. Это правительственный перечень (см. выше) либо следующие два случая:

  1. Размещение побочки на объектах размещения отходов.
  2. Неиспользование побочных продуктов в собственном производстве либо непередача другим лицам в качестве сырья или продукции по истечении 3-х лет с даты отнесения веществ и предметов к побочным.

В данных ситуациях дата признания побочных продуктов производства отходами – это наиболее ранняя из дат наступления указанных обстоятельств.

Трехлетний срок устанавливается исходя из следующего.

Описание технологического процесса производства содержит технологические карты и регламенты организации процесса производства, включающие, в том числе, информацию о стадиях образования отходов и побочных продуктов, о местах их складирования и о производственных мощностях помещений, используемых для складирования. Такие мощности не безграничны.

Почему именно 3 года и в отходы? Такой срок законодатели определили исходя из разумного срока накопления побочных продуктов для использования их в производстве или возможности реализации для нужд других производителей. Они исходили из того, что производственные мощности помещений, используемых для складирования отходов и побочных продуктов, не безграничны. Это видно из описания процесса производства в технологических картах и регламентах организации процесса производства.

Плата

В случае признания побочных продуктов отходами юрлицо/ИП, от деятельности которых они образовались, обязаны исчислить и внести плату за негативное воздействие на окружающую среду.

Особенности определения платежной базы для исчисления указанной платы устанавливают общие правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду. Но в любом случае к ставкам платы применяют дополнительный повышающий коэффициент 52.

В первом случае (размещение побочки на объектах для отходов) этот коэффициент применяют, если побочные продукты производства размещены на объектах для отходов по истечении 11 месяцев с даты образования таких продуктов.

Плату вносят по месту нахождения объекта размещения отходов (случай № 1) или объекта, на котором складировали побочные продукты производства (случай № 2).

Отчетный период в отношении платы – календарный год, в котором побочные продукты производства признаны отходами.

Правила о включении в отчет и отнесении к отходам не применяются к побочным продуктам производства, учтенным в качестве таких продуктов до 1 марта 2023 года.

Заключение

Одна из основных конечных целей рассмотренных новшеств – введение в России раздельного накопления и сбора твердых коммунальных отходов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *