Что относится к массовым мероприятиям
Перейти к содержимому

Что относится к массовым мероприятиям

  • автор:

О содержании понятия "массовые мероприятия" Текст научной статьи по специальности «Право»

В статье рассматриваются важные вопросы содержания понятия « массовые мероприятия » применительно к деятельности органов власти по обеспечению общественного порядка и безопасности в местах их проведения.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бабин С.В.

On the content of the concept "mass events"

The article deals with important issues of the content of « mass events » concept in relation to the activities of the state authorities to provide public order and security in places of mass events organization.

Текст научной работы на тему «О содержании понятия "массовые мероприятия"»

О СОДЕРЖАНИИ ПОНЯТИЯ «МАССОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ»

ON THE CONTENT OF THE CONCEPT «MASS EVENTS»

Бабин Сергей Владимирович,

старший преподаватель кафедры огневой и тактико-специальной подготовки Сибирского юридического института МВД России (г. Красноярск)

rusega@yandex.ru Ключевые слова:

массовые мероприятия, публичные мероприятия, общественный порядок, легитимность, толпа.

В статье рассматриваются важные вопросы содержания понятия «массовые мероприятия» применительно к деятельности органов власти по обеспечению общественного порядка и безопасности в местах их проведения.

mass events, public events, public order, legitimacy, crowd.

The article deals with important issues of the content of «mass events» concept in relation to the activities of the state authorities to provide public order and security in places of mass events organization.

Массовые собрания людей представляют собой важное социальное явление, они служат средством выражения их отношения к тем или иным событиям повседневной жизни, к деятельности государственных и муниципальных органов власти, политических партий и общественных организаций, являются формой проявления непосредственной демократии, защиты прав, свобод и прочих интересов, а также способом удовлетворения досуговых, культурных, религиозных и иных потребностей.

Различные аспекты этого социального феномена изучаются не только социологией, но также психологией, политологией и криминологией. Безусловно, они представляют серьезный научно-практический интерес с точки зрения уголовного, административного и полицейского права. Причины этого вполне очевидны: слишком часто и легко собрание мирных людей трансформирует-

ся в толпу, которая в любом проявлении опасна тем, что способна консолидировать участников на уровне общности эмоций и настроений, одновременно резко снижая уровень их социализации, в результате чего становится легко управляемой и способной на деструктивные действия под воздействием самых незначительных внешних факторов (призывы к совершению каких-либо действий, возникновение неприятных погодных условий, резкое ухудшение освещения, недовольство и т.п.). В самом негативном варианте развития событий управляемая толпа может совершать преступления, обладающие крайне высокой степенью общественной опасности и насилия: массовые беспорядки, хулиганство, вандализм, террористический акт, насильственный захват власти, вооруженный мятеж.

Социально-психологические и вытекающие из них криминологические проблемы массовых собраний людей более ста лет подвергаются глубокому научному анализу как в России, так и за рубежом, а в наше время значимость таких исследований только возрастает. Благодаря работе современных ученых [6], растет и понимание того, что в самом начале изучения феномена толпы, еще в

XIX веке, были правильно определены ее основные опасные свойства. Наукой

XX века разработаны способы противодействия деструктивным метаморфозам толпы, но вместе с тем нельзя не признать, что до настоящего времени это не привело к качественному улучшению способности властей и правоохранительных органов осуществлять профилактику и пресечение совершаемых преступлений. У этой проблемы много причин, среди которых одной из наиболее существенных, на наш взгляд, является недостаточная проработка административно-правовых инструментов регулирования деятельности людей по вопросам организации, проведения массовых мероприятий и участия в них.

Важнейшим элементом любого правового института является его понятийный аппарат, который представляет собой синергию идей, принципов осуществления того или иного правового регулирования, задает векторы его развития и создает предпосылки для формирования конкретных методов осуществления той или иной деятельности. Многочисленные недостатки административно-правовой регламентации в области массовых мероприятий вытекают из советского периода существования нашего государства. Тогда в течение нескольких десятилетий административное право почти не развивалось, находясь под специфическим давлением политической идеологии, в которой отрицалась сама возможность недовольства человека властью и условиями жизни, что, в свою очередь, подразумевало только позитивный характер массовых выступлений людей.

В условиях современной российской действительности само понятие массового мероприятия и его трактовка в большинстве источников тормозят позитивное развитие соответствующих административно-правовых инструментов.

Одним из первых исследователей, предпринявших попытку определить дефиницию массового мероприятия, был В.В. Ларин. Согласно его утверждению «массовое мероприятие есть организованное действие (совокупность действий или явлений социальной жизни) с участием больших масс людей, совершающееся в интересах трудящихся с целью удовлетворения их политических, духовных, физических и других потребностей, являющееся формой реализации их прав, свобод, а также формой социального общения между людьми и способом выработки единства установок личности, коллектива, общества в целом» [5]. Не подвергая критике выводы ученого середины 80-х годов прошлого века, приведем современные примеры понятия массового мероприятия, представляющие собой модернизацию работы В.В. Ларина.

Авторским коллективом ВНИИ МВД России при подготовке в 2007 году для аппарата Государственной Думы РФ аналитического обзора на тему «Проблемы привлечения негосударственных формирований к охране общественного порядка при проведении массовых мероприятий» предложено понимать массовые мероприятия как «организованные действия (совокупность

действий или явлений социальной жизни) с участием больших масс людей, проводимые в их интересах с целью удовлетворения политических, духовных, физических и других потребностей, а также деятельность органов государственного управления, направленную на организацию этих действий» [7]. Потому что дефиниция откровенно плохо проработана, так как, во-первых, нет сомнений в том, что такое понимание сильно упрощает социальную сущность массового мероприятия, а во-вторых, представляется искусственным включение в понятие еще и деятельность органов государственного управления по организации таких мероприятий, так как эта деятельность правильнее всего обозначается такой формулировкой, как, например, «обеспечение общественного порядка и безопасности».

Авторский коллектив Академии управления МВД России примерно в то же время предложил следующую трактовку: «Массовые мероприятия представляют собой организованную форму активных действий большого числа граждан, осуществляемых в общественных местах в целях выражения их воли на защиту прав, свобод, законных интересов, а также на удовлетворение потребностей в экономической, политической, социально-культурной и других материальных и духовных сферах» [8]. Большим плюсом в этой дефиниции является попытка авторов отойти от «массовости» участия людей в таких мероприятиях. На самом деле так называемые «большие массы» людей достаточно редко осуществляют какие-либо совместные действия в общественных местах. По данным территориальных органов МВД России, в большинстве мероприятий, при проведении которых задействуются правоохранительные силы и средства, количество участников либо зрителей не превышает трехсот человек. Большой

массой такое скопление людей сложно назвать. Помимо этого, в приводимом понятии не учитывается, что в качестве участников в том или ином мероприятии могут присутствовать не только граждане, но и лица с иными правовыми статусами.

Одним из неотъемлемых свойств массовых мероприятий является деятельность соответствующих муниципальных органов по их согласованию и обеспечению контроля за ходом проведения. На это свойство внешней организованности массовых мероприятий обращали внимание еще в 1987 году А.М. Алоян и В.И. Эглит, характеризуя их как «организованные или санкционированные компетентными государственными органами или общественными организациями, а также осуществляемые на основании обычаев действия значительных групп (масс) людей, протекающие в общественных местах» [1].

Некоторые современные исследователи развивают данную дефиницию. В частности, Н.В. Караханов указывает на то, что массовые мероприятия — это «организованная, санкционированная или несанкционированная форма активных действий больших масс людей (групп), которые нацелены на выражение их воли, защиту своих прав и свобод, законных интересов, на удовлетворение потребностей в экономической, политической, социально-культурной и в других материальных и духовных сферах» [3]. В свою очередь А.М. Кононов и С.Г. Пожидаев утверждают, что это «социально значимая, организованная, легитимная форма активных, осуществляемых в общественных местах, в определенные сроки и на определенной территории действий значительных масс людей» [4].

Соглашаясь в целом с указанными авторами, отметим, что вопрос легитимности организации и проведения мероприятий с массовым участием людей имеет серьезное значение как для участников мероприятий, так и для власти и правоохранительных органов. В соответствии со статьей 31 Конституции РФ граждане России имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования, каждый имеет право на объединение. Вместе с тем в соответствии со ст. 45 Конституции РФ государством гарантируется защита прав и свобод человека и гражданина, а согласно ст. 72 Конституции РФ обеспечиваются законность, правопорядок и общественная безопасность. Реализуя данные конституционные положения, государство в лице своих исполнительных органов выполняет функции по контролю и надзору над деятельностью организаторов массовых мероприятий при подготовке и во время их проведения.

В определении содержания понятия массового мероприятия, по нашему мнению, необходимо учитывать и такой составляющий элемент, как специфика места его проведения, которая очень сильно взаимосвязана с такими чер-

тами мероприятия, как санкционированность и легитимность. Необходимо признать, что мероприятия с массовым участием людей в любом случае проводятся в общественном месте — такова сущность данного явления. Между тем само определение понятия общественного места является очень дискуссионной проблемой в силу того, что целый ряд федеральных законов и иных нормативных правовых актов по-разному понимают его природу, исходя из специфики регулирования вопросов потребления алкоголя, табака или учета преступлений. Одним из ключевых нормативных актов, действующих в указанной области, является Федеральный закон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», в котором все указанные мероприятия обозначаются как «публичные». Данный закон оперирует такими понятиями, как «место проведения публичного мероприятия», «специально отведенные или приспособленные места» и «места, в которых проведение публичного мероприятия запрещается». В то же время недостатки федерального законодательства в области организации и проведения спортивных, развлекательных, религиозных и прочих мероприятий не позволяют сделать однозначный вывод о том, где они могут либо не могут проводиться. Думается, что общественными местами, помимо общедоступных мест на улицах, площадях населенных пунктов, становятся любые территории или объекты, специально приспособленные к проведению массовых мероприятий.

Пожалуй, особое место в проблеме определения понятия массового мероприятия занимает вопрос «массовости». Его восприятие большинством исследователей представляется нам скорее обыденным, нежели научным. Во-первых, как мы уже указывали, крупные скопления людей в общественных местах представляют собой достаточно редкое явление. Во-вторых, с точки зрения конституционной обязанности властей обеспечивать общественный порядок и безопасность в местах проведения таких мероприятий особое значение имеет не какое-то количество людей, поддающееся подсчету, а сам факт их совместной деятельности в общественных местах, которые повседневно используются населением в обычных целях. Эта совместная (групповая) деятельность порождает возникновение на определенной территории таких осложняющих обстановку факторов, как изменение обычного ритма жизнедеятельности населения, сосредоточение людей на ограниченной территории, неоднородный состав участников мероприятия, различия во взглядах на какую-либо проблему между участниками мероприятия и иными лицами, возможность возникновения дискомфорта в пребывании людей в месте проведения мероприятия по причине ухудшения погодных условий и некоторых иных. В этом смысле абсолютно верным считаем следующее утверждение А.А. Балтовского: «Массовые мероприятия по своему содержанию относятся к социальным явлениям, порождающим особые условия для охраны общественного порядка на той тер-

ритории, где они проводятся» [2].

Мы полагаем, что целесообразно отказаться и от попыток определять количественную норму участников мероприятий, и от самого понятия «массовые мероприятия», а использовать только их неоспоримое свойство — публичность. В словаре В.И. Даля «публика» толкуется как общество, народ, люди; в словаре Д.Н. Ушакова «публичный» означает совершающийся в присутствии общества, публики, открытый, гласный.

Учитывая все рассмотренные нами факторы, существенно влияющие на содержание рассматриваемого понятия, нами предлагается следующее определение публичного мероприятия: это согласованная или несогласованная с органом местного самоуправления совместная деятельность группы людей, организованная в целях защиты каких-либо прав, свобод и иных законных интересов либо удовлетворения потребностей в экономической, политической, социально-культурной и других общественно значимых сферах, осуществляемая в определенное время и в определенном специально оборудованном (приспособленном) месте и требующая проведения специальных мероприятий по обеспечению общественного порядка и безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

1. Алоян, А.М. Правовое регулирование охраны общественного порядка при проведении массовых мероприятий / А.М. Алоян, В.И. Эглит // Административно-правовые проблемы охраны общественного порядка. — М., 1987.

2. Балтовский, А.А. Проблемные вопросы деятельности ОВД при обеспечении общественного порядка и общественной безопасности при проведении массовых мероприятий / А.А. Балтовский. — Саратовский юридический институт МВД России. — Саратов, 2007.

3. Караханов, Н.В. Управление горрайорганами внутренних дел при проведении массовых мероприятий / Н.В. Караханов. — М., 1992.

4. Кононов, А.М. К вопросу о введении в юридический оборот понятия административно-правового режима крупномасштабного массового мероприятия / А.М. Кононов, С.Г. Пожидаев // Труды академии управления МВД России. — М., 2010. — № 4.

5. Ларин, В.В. Понятие административно-правовой охраны общественного порядка при проведении массовых мероприятий / В.В. Ларин // Теория и практика совершенствования охраны общественного порядка. — М., 1985.

6. Горбатов, Д.С. Теории толпы в отечественной психологии конца XIX — начала XX века / Д.С. Горбатов, И.В. Михайлова // Ученые записки СПбГИПСР. -Спб., 2019. — Вып. 1, Том 31. — С. 15-23.

7. Проблемы привлечения негосударственных формирований к охране общественного порядка при проведении массовых мероприятий : аналитический обзор / ВНИИ МВД России. — М., 2007. — URL: http://iam.duma.gov.ru/ node/8/4593/16110.

8. Управление деятельностью служб общественной безопасности : учебник. — Академия управления МВД России. — Ч. 1 — М., 2006.

Массовое мероприятие — это что такое? Инструкция по организации

Конкурсы, фестивали, концерты, флешмобы, съезды, туристические сходы, парады и парады содержат определенную контентную составляющую и в то же время являются массовыми мероприятиями, во время которых необходимо соблюдать определенные требования.

Публичные мероприятия

Что такое массовое мероприятие

Массовое мероприятие — это собрание значительного количества людей для участия в каком-либо мероприятии, носящем патриотический характер, празднике, рекламе, шоу, деловой встрече или свободном времени.
Площадки для массовых мероприятий бывают разные:

  • скверы и парки;
  • театральные залы;
  • спортивные залы.
  • площади и улицы города;
  • концертные площадки;
  • общественные здания;

Организация культурных мероприятий способствует реализации потребностей жителей политического, культурного, экономического и религиозного характера.

Формы массовых мероприятий

Существуют различные группы и формы массовых мероприятий:

  • Государство и политика: собрания акционеров, научно-практические конференции, съезды, парады, парады.
  • Религиозные мероприятия: праздники, парадные шествия.
  • Приват: банкеты, свадьбы, юбилеи.
  • Культурные мероприятия: городские вечера для выпускников, театральные постановки, народные фестивали, ярмарки и выставки, карнавальные шествия, фестивальные выступления, концертные программы, шоу-программы.
  • Спорт и развлечения: спортивные встречи, спортивные дни, автогонки и ралли, легкая атлетика, Олимпийские игры.

Все мероприятия могут проходить на муниципальном, региональном, национальном или международном уровне. По способу совершения таких действий можно выделить две большие группы:

  • Спонтанный.
  • Организовано.

Они могут проводиться на разовой или периодической основе с ограниченным участием или общедоступностью.

формы массовых мероприятий

Как провести массовое мероприятие

В подготовке и проведении мероприятий задействованы несколько структур:

  • Органы местного самоуправления.
  • Руководители учреждений, на территории которых он проходит.
  • Учреждения, относящиеся к разным ведомствам и формам собственности.

Массовое мероприятие — это четкое соблюдение основных условий, порядка и требований к его проведению с сохранением личной безопасности всех присутствующих.
Проведение культурных мероприятий предполагает неоспоримую роль медицинских, транспортных и торговых компаний, бытовых услуг, информационных и Интернет-ресурсов.

Если готовятся масштабные мероприятия, администрация муниципалитета может формировать координационные советы и площадки, координируя и контролируя всех участников. Эти комитеты несут ответственность за разработку соответствующих планов, поддержание правопорядка и экстренную эвакуацию зрителей и участников в случае угрозы их жизни и здоровью.

Что нужно учитывать

Обсуждая порядок проведения массового мероприятия, необходимо учитывать условия его проведения:

  • Расписание общественного транспорта (все присутствующие должны иметь возможность пользоваться общественным транспортом в конце).
  • Возможность оказывать базовую медицинскую помощь.
  • Наличие санузлов.
  • Метеорологические и климатические условия.
  • Наличие шкафчиков.
  • Парковочные места для автотранспорта.
  • Удобство подъезда к основному месту с учетом ограничения доступа автотранспорта.
  • Работа точек питания и продажа прохладительных напитков (в жаркое время года — освежающие, в холодное время года — согревающие).

Порядок организации массового мероприятия

Инструкция по организации и проведению

Следующее утверждение рекомендует проводить массовые мероприятия следующим образом:

  • Советы общественных спортивных организаций и спортивный комитет обязаны согласовывать проведение необходимых проверок с администрацией муниципального образования, инженерными сооружениями, санитарно-эпидемиологическим пунктом, полицией, отделами гражданской защиты и чрезвычайными ситуациями. Результатами запросов должны быть соответствующие акты.
  • Руководители, в чьих отделениях расположены здания и сооружения, обязаны гарантировать надежность используемых трибун и других конструкций, возможность общей эвакуации при возникновении опасности для жизни и здоровья окружающих.
  • Организаторы обеспечивают проведение мероприятия (соблюдение персоналом правил пожарной безопасности и борьбы с терроризмом, назначение менеджеров), сообщают в администрацию города, где, когда и в какое время состоится мероприятие, указывают название , формат, данные о количестве участников, контактная информация.

Проведение культурных мероприятий

Характерные черты массового мероприятия

Формат публичного мероприятия определяет его характеристики. Условно любое массовое массовое мероприятие можно отнести к одному из основных видов присутствия на площадке:

  • Заблокированы. В этом случае в отдельной комнате собирается небольшой круг конкретных гостей, гостевой доступ ограничен пригласительными билетами, социальный уровень и интересы аудитории примерно одинаковы.
  • Открытым. Этот формат дает возможность любому желающему участвовать в запланированных мероприятиях. Это значительно увеличивает риск создания опасных ситуаций.

Неоднородность состава присутствующих наиболее ярко проявляется во время спортивно-развлекательных мероприятий:

  • Болельщики принадлежат к конкурирующим спортивным клубам, и их состав четко обозначен.
  • Возрастной и социальный состав, уровень образования и культуры, ценностные ориентации присутствующих могут существенно различаться, это может приводить к конфликтным ситуациям.
  • Яркие и фанатичные пристрастия к своему клубу или команде проявляются в криках, лозунгах, скандировании определенных фраз.

Потенциальные угрозы

Массовое мероприятие — это наиболее доступная возможность удовлетворить потребности большой группы людей. В то же время это также потенциальная угроза жизни и здоровью всех участников, болельщиков, зрителей. Это связано с несколькими факторами:

  • Замкнутое пространство увеличивает риск нарушения правопорядка спонтанной или организованной группой людей.
  • Коллективное скопление определенного контингента людей (радикальных фанатов, соперничающих сторон, фанатов рока) может накапливать негативные эмоции.
  • Существует реальная угроза террористического акта в результате реализации преступных или антиобщественных планов.
  • Изменение привычного ритма, динамики событий может спровоцировать конфликты между отдельными гражданами или отдельными их группами. Этому особенно способствуют специфические форматы неформальных мероприятий.
  • Даже кратковременная нестандартная ситуация может способствовать проявлению паники, что приведет к большому количеству жертв.
  • При значительном скоплении людей становится возможным совершение краж, порчи имущества.

Обеспечить безопасность массовых мероприятий

Меры безопасности со стороны организаторов

Организатор несет основную ответственность за безопасность присутствующих. Если система безопасности не сформирована должным образом, даже самое неожиданное, зрелищное, интересное и важное событие потеряет смысл и может привести к печальным последствиям.

Обеспечение безопасности массовых мероприятий осуществляется за счет оборудования точек размещения участников, зрителей, службы безопасности, а также средств тушения пожара.

необходимо поддерживать в хорошем состоянии места общего пользования, соблюдать санитарно-гигиенический режим на всей территории. Для служебных автомобилей должен быть организован свободный проезд к объектам и источникам водоснабжения в случае возникновения пожарной опасности. Планы эвакуации и знаки аварийного выхода должны быть вывешены в центральных местах.

Инструкция. Публичные мероприятия.

Обеспечение безопасности сотрудниками правоохранительных органов

Публичные мероприятия предусматривают соблюдение общественной безопасности, которую проводят правоохранительные органы. На что именно им следует обратить внимание?

  • Сотрудники органов внутренних дел обязаны не допускать граждан в состоянии наркотического, токсического или алкогольного опьянения.
  • При появлении предполагаемой угрозы всех присутствующих необходимо эвакуировать из зала, с трибун.
  • В процессе пресечения случаев нарушения правопорядка необходимо исключить возможность паники.
  • Особое внимание следует уделять людям, желающим носить с собой любое оружие.
  • Если правила использования помещения становятся максимально допустимыми, полиция должна предоставить организаторам обязанность прервать допуск посетителей (зрителей, болельщиков) на территорию, где будет проходить мероприятие.

Правила поведения присутствующих

Правила поведения во время проведения спортивных, развлекательных и культурных мероприятий определяются стандартными правилами и запрещают:

  1. Принесите оружие, взрывчатку, наркотики, алкогольные напитки, большие сумки.
  2. Бегите по полю или по сцене, по коридорам или по лестнице.
  3. Нарушение порядка: распитие спиртных напитков, оскорбление и унижение присутствующих, проявление признаков экстремизма.

Организация культурных мероприятий

Массовое мероприятие — это уникальная ситуация, в которой человек может почувствовать себя в кругу единомышленников, принять участие в важных государственных, религиозных или иных мероприятиях, с интересом и пользой провести свободное время.

ПОНЯТИЕ И ВИДЫ МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ. ОСОБЕННОСТИ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

B условиях развития институтов демократии и гласности все более повышается политическая активность граждан и общественных организаций. Миллионы граждан Российской Федерации принимают участие в различных общественно-политических, культурных, спортивных, религиозных и других массовых мероприятиях.

Право граждан собираться мирно и без оружия как одно из важнейших политических прав закреплено в целом ряде международных и национальных нормативных правовых документов.

Международный пакт о гражданских и политических правах, определяет, что право человека на мирные собрания не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые налагаются в соответствии с законом в интересах обеспечения государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц[1].

B соответствии с Конституцией РФ (cT.

Законом РСФСР «О милиции» от 18 апреля 1991 года задача по охране общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, в том числе и при проведении массовых мероприятий возложена на милицию. При этом гражданам гарантируется личная и общественная безопасность.

Поэтому охрана общественного порядка при проведении массовых мероприятий, как деятельность исполнительных органов государственной власти, в том числе органов внутренних дел, выступает в качестве гарантии реализации гражданами и общественными организациями их конституционных прав и свобод.

Правовую основу деятельности граждан, общественных объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц при подготовке и проведении массовых мероприятий составляют положения Конституции Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении», федеральные законы «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», «О политических партиях», «Об общественных объединениях», «О безопасности», «О милиции», правовые акты субъектов Российской Федерации, а также правовые акты органов местного самоуправления, принятые ими в пределах своих полномочий.

Проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований в целях предвыборной агитации или агитации по вопросам референдума регулируется также нормами Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и иными законодательными актами о выборах и референдумах. Проведение религиозных обрядов и церемоний, других публичных акций религиозного характера регулируется отдельными положениями Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Прежде всего, сотруднику органов внутренних дел необходимо иметь четкое представление, что такое массовое мероприятие, его характер, масштабность и особенности.

Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан, совершающихся с целью удовлетворения политических, духовных, физических и других потребностей граждан, являющихся формой реализации их прав и свобод, а также формой социального общения между людьми и способом выработки единства установок личности, коллектива и общества в целом.

Таким образом, исходя из определения понятия «массовое мероприятие» можно выделить три основных признака:

— большое количество людей;

Bce это отличает массовые мероприятия от других случаев большого скопления людей, например: на рынках, вокзалах, пляжах и т.п.

Условно все массовые мероприятия можно разделить по следующим признакам: по содержанию и направленности, значимости, периодичности проведения, способу возникновения, возможности участия.

По содержанию и направленности массовые мероприятия можно разделить на:

Общественно — политические (демонстрации, митинги, уличные шествия, манифестации, выборы Президента и депутатов, высших и местных органов власти, съезды, конференции и др.). Для данного вида мероприятий характерны определенность состава участников, высокий уровень организации мероприятия, общность мотивов поведения.

Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» 54-ФЗ[3] содержит дефиниции терминов и понятий массовых мероприятий:

собрание — совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких- либо общественно значимых вопросов;

митинг — массовое присутствие граждан в определенном месте ддя публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера;

демонстрация — организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации;

шествие — массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам;

пикетирование -форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации;

культурно-зрелищные (народные гулянья, карнавалы, фестивали, профессиональные праздники, концерты, ярмарки и др.);

спортивные (олимпиады, спартакиады, соревнования по различным видам спорта и др.);

религиозные (обряды, крещения, проповеди, культовые праздники: православная пасха, мусульманский курбан-байрам, ураза и др. );

специальные мероприятия (траурные процессии, обеспечение безопасности проезда должностных лиц, имеющих право на государственную охрану;

смешанные мероприятия, когда несколько видов мероприятий объединены в одно (национальные праздники субъектов Федерации: сабантуй, акатуй и др.).

Кроме того, массовые мероприятия можно подразделить по иным основаниям:

по значимости — международные, общероссийские, республиканские (краевые, областные) и местного значения (городские, районные и т.п.);

по периодичности проведения — разовые (открытие памятников, мемориальных комплексов и т .n.), повторяющиеся (выборы, съезды И Т.П.).

K особенностям проведения массовых мероприятий и факторам, влияющим на охрану общественного порядка и обеспечения безопасности можно отнести значительное количество субъектов, принимающих участие в их подготовке и проведении. Это организаторы массовых мероприятий -общественные организации, государственные органы, администрации спортивных,

культурных зданий и сооружений, граждане, а также органы и организации, непосредственно обеспечивающие охрану общественного порядка и общественной безопасности (органы внутренних дел, государственной безопасности, подразделения BB МВД РФ, Армии и Флота, общественные формирования).

Следует учитывать, что проведение массовых мероприятий создает особую обстановку на данной территории, которая отличается следующими особенностями:

— нарушается обычный ритм жизни населения (ограничение дорожного движения, изменения распорядка работы предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания и т.п.);

— наличие большого скопления людей на ограниченной территории, где введены различные огранрічения, способствует тому, что граждане могут попасть под влияние, так называемой, «психологии толпы». Это влияние выражается в том, что люди становятся восприимчивы ко всякого рода слухам, начинают менее самокритично оценивать свои действия, становятся более возбужденными и раздражительными. B таких условиях всякий промах в деятельности государственных органов и их должностных лиц, сотрудников милиции, а также администрации зрелищных учреждений может послужить поводом для возникновения групповых нарушений общественного порядка, а именно:

— угроза скоротечного осложнения оперативной обстановки, связанной со стихийным формированием неформальных группировок, отрицательно влияющих на состояние общественного порядка и безопасности;

— возможность использования проводимых мероприятий для совершения террористических актов в местах массового пребывания граждан.

K особенностям проведения крупномасштабных массовых мероприятий следует отнести и структурную перестройку работы служб и подразделений ОВД (создание специальных органов управления оперативных штабов, пунктов управления, различных групп, необходимость решения дополнительных задач, возникающих в ходе подготовки и проведения массовых мероприятий). Для обеспечения общественного порядка и безопасности в этих случаях дополнительно привлекаются силы и средства, в том числе и других подразделений, нарушается режим работы личного состава и т.п.

Ha органы внутренних дел при проведении массовых мероприятий возлагаются следующие задачи:

— обеспечение успешного проведения массового мероприятия;

— обеспечение личной безопасности граждан;

— предупреждение и пресечение преступлений, нарушений общественного порядка и безопасности;

— оказание помощи и содействие соответствующим должностным лицам и организаторам в пределах, установленных законом, в обеспечении строгого соблюдения участниками и зрителями установленных правил поведения;

— оказание содействия другим государственным органам в обеспечении мер общественной безопасности;

— обеспечение охраны общественного порядка на территории, где мероприятия непосредственно не проводятся.

Органы внутренних дел вправе приостановить или прекратить мероприятия в случае возникновения опасности для жизни и здоровья граждан, а также в других, предусмотренных законом случаях.

Таким образом, проведение различных массовых мероприятий способствует реализации важных конституционных прав и свобод граждан и личности. Права граждан на участие в различных массовых мероприятиях закреплены во многих общепризнанных международно-правовых актах, основные принципы которых также получили отражение в нормах Конституции РФ, в положениях федеральных конституционных и федеральных законов. Поддержание необходимого общественного порядка и обеспечение общественной безопасности при проведении массовых мероприятий является одной из основных задач органов внутренних дел.

Когда ваше мероприятие могут счесть «массовым»? – отвечают EVENT-ЮРИСТЫ

Вернуться ко всем статьям

Когда ваше мероприятие могут счесть «массовым»? – отвечают EVENT-ЮРИСТЫ

"EVENT-ЮРИСТЫ"
03.03.2021

Поэтапное снятие антикоронавирусных ограничительных мер, коснувшееся деятельности организаторов мероприятий, ещё больше обострило проблему терминологических коллизий.

Как неоднократно указывалось ранее, в РФ нет единого подхода к мероприятиям, органы законодательной и исполнительной власти используют различную терминологию в нормативно-правовых актах. В частности, там упоминаются досуговые, развлекательные, зрелищные, культурные, физкультурные, спортивные, выставочные, просветительские, рекламные, массовые и подобные им мероприятия с очным присутствием граждан.

Например, Указом Мэра г. Москвы от 21 января 2021 г. №3-УМ разрешено посещение гражданами культурных, выставочных, просветительских мероприятий, досуговых, развлекательных и зрелищных мероприятий. В этом же Указе пролонгировано действие запрета на проведение массовых зрелищных и культурно-досуговых мероприятий. Вопрос, чем «зрелищные» мероприятия отличаются от «массовых зрелищных» применительно к данному Указу, не раскрыт.

Распоряжением губернатора Курской области от 10 марта 2020 г. №60-рг запрещено проведение массовых мероприятий, при организации которых невозможно обеспечить выполнение соблюдения рекомендаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Однако, в этом же Распоряжении отменено или полностью запрещено проведение массовых мероприятийбезотносительно к возможности соблюдения рекомендаций Роспотребнадзора.

Постановлением Правительства Калининградской области от 16 марта 2020 г. №134 (в ред. от 01.02.2021 №42) введены ограничительные мероприятия (карантин) с запретом проведения на территории Калининградской области массовых мероприятий: 1) деловых; 2) спортивных; 3) культурных; 4) развлекательных; 5) публичных; 6) иных массовых мероприятий. Одновременно приостановлено проведение в Калининградской области в зданиях, строениях, сооружениях (помещениях в них) досуговых мероприятий с участием граждан: 1) в сфере культуры (за исключением мероприятий в театрах, филармониях, концертных залах, в которых для зрителей предоставляются только сидячие места, при условии их заполнения с соблюдением социальной дистанции (заполнения не более 50% мест) и обеспечения интервалов между мероприятиями не менее двух часов для проведения противоэпидемилогических мероприятий); 2) в сфере физической культуры и спорта; 3) в сфере выставочной деятельности; 4) в сфере развлекательной деятельности; 5) в сфере просветительской деятельности (с исключениями, установленными п. 3.1.). При этом в том же Постановлении введен запрет проведения с 1 октября 2020 года до 1 марта 2021 года любых мероприятий, объединяющих людей единой целью, повесткой, поводом («банкетов, свадеб, корпоративных мероприятий»).

Постановлением губернатора Костромской области от 4 апреля 2020 г. №45 (с изменениями на 4 февраля 2021 г.) разрешено проведение массовых мероприятий, к которым данным Постановлением отнесены банкеты, свадьбы, поминки и «иные подобные мероприятия» (смысл последнего термина в постановлении не раскрыт).

В некоторых регионах отменён запрет на зрелищно-развлекательные мероприятия, но при этом продолжает действовать запрет на массовые мероприятия. При этом практически нигде не уточняется, каким образом разграничить разрешенные и запрещенные мероприятия. Позволяет ли законодательство определить, что же именно относится к массовым мероприятиям, и чем массовые мероприятия отличаются от зрелищно-развлекательных или любых иных мероприятий? Относятся ли корпоративные мероприятия к«массовым»? Попробуем разобраться.

Массовые мероприятия

На уровне федерального законодательства термин «массовое мероприятие» не закреплён. Ряд подзаконных актов предлагает свои трактовки, однако в них не наблюдается терминологического единообразия.

В Письме МЧС России от 24.07.2014 г. №14-7-3135 массовое мероприятие определяется как «мероприятие, проводимое по согласованию с органами местного самоуправления, определенное по месту проведения, времени и количеству участников, от 50-ти и более человек, объединенных единством целей, интересов и потребностей политического, спортивного либо культурно-зрелищного, религиозного и иного характера».

Приказом Росстата от 05.10.2020 №616 введен термин «культурно-массовое мероприятие» – «совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан, совершающихся с целью удовлетворения политических, духовных, физических и других потребностей граждан, являющихся формой реализации их прав и свобод, а также формой социального общения между людьми и способом выработки единства установок личности, коллектива и общества в целом, проводимое в специально определенных для этого местах, предназначенных (в том числе временно) или подготовленных для проведения такого мероприятия (в помещениях, на территориях, а также в зданиях, сооружениях, на прилегающих к ним территориях)».

Как мы видим, термин «культурно-массовое мероприятие», согласно версии Росстата, имеет широкое значение и в нем используется неоднозначная субъективная категория — «большое количество».

Названным Приказом Росстата культурно-массовые мероприятия включают в себя культурно-досуговые и информационно-просветительские мероприятия: народные гуляния, праздники, карнавалы, фестивали, смотры, конкурсы, концерты, ярмарки, олимпиады народного творчества, выставки, театрализованные представления, семинары, лекции, экскурсии, конференции, мастер-классы, круглые столы и другие, в том числе комбинированные, формы мероприятий. Таким образом, ко всем этим категориям (включая деловые и индустриальные), согласно Приказу Росстата, применим термин «массовое мероприятие».

«ГОСТ Р ЕН 15602-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги населению. Провайдеры услуги безопасности. Терминология», имеющий ограниченное применение, определяет массовое мероприятие как «любое организованное собрание людей на возмездной или какой-либо другой основе на открытом пространстве или в помещении (2.7.4.)».

Временное руководство ВОЗ от 29.05.2020 «Основные рекомендации по планированию массовых мероприятий в контексте COVID-19» так определяет массовые мероприятия – это «мероприятия, характеризующиеся концентрацией людей в определенном месте для определенной цели в течение определенного периода времени, которые могут привести к нагрузке на ресурсы планирования и реагирования принимающей страны или сообщества».

Распоряжением Мэра Москвы от 05.10.2000 №1054-РМ массовое мероприятие определено как «требующее согласования с органами исполнительной власти г. Москвы разовое массовое культурно-просветительное, театрально-зрелищное, спортивное или рекламное мероприятие, проводимое с 8.00 до 23.00». Количество участников массового мероприятия Временное положение определяет как «до 5 тысяч» (минимальное количество не установлено) и «свыше 5 тысяч». Никакие другие характеристики массового мероприятия не даны.

Постановление №46-22 Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ «О модельном законе «О негосударственной (частной) охранной деятельности» определяет массовое мероприятие как «любое организованное собрание людей на открытом пространстве или в помещении».

Мероприятия, которые могут быть отнесены к массовым

В ряде законов и подзаконных актов перечисляются (прямо или косвенно, иногда в казуальном изложении, но без точных определений) виды мероприятий, которые могут быть отнесены к массовым:

  • Федеральный закон от 07.02.2011 №3-ФЗ «О полиции»:
    спортивные, зрелищные и иные массовые мероприятия (далее – массовые мероприятия);
  • Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»:
    конкурсы, олимпиады, выставки, смотры, физкультурные мероприятия, спортивные мероприятия, в том числе официальные спортивные соревнования, и другие массовые мероприятия;
  • Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (утв. ВС РФ 09.10.1992 №3612-1):
    театрально-зрелищные, культурно-просветительные или зрелищно-развлекательные мероприятия, в том числе публичное представление музейных предметов и музейных коллекций (далее – зрелищные мероприятия);
  • Федеральный закон от 29.12.2017 №443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»:
    массовые мероприятия (спортивные мероприятия и культурные мероприятия, кино- и фотосъемка, массовые гуляния, ярмарки, спортивные кроссы, велопробеги, массовые шествия и иные подобные мероприятия);
  • Федеральный закон от 23.02.2013 №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции»:
    культурные, физкультурные, спортивные и другие массовые мероприятия;
  • Федеральный закон от 17.06.1996 №74-ФЗ «О национально-культурной автономии»:
    массовые мероприятия в области национальной культуры: фестивали, конкурсы, смотры, выставки и другие мероприятия;
  • Федеральный закон от 11.08.1995 №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)»:
    организация развлекательных, культурных, спортивных и иных массовых мероприятий;
  • Федеральный закон от 23.06.2016 №182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»:
    проведение спортивных, зрелищных и иных массовых мероприятий;
  • Распоряжение Минкультуры РФ от 18.09.2009 №Р-6 «Об утверждении номенклатуры государственных и муниципальных услуг/работ, выполняемых организациями культурно-досугового типа Российской Федерации»:

культурно-массовые мероприятия;

культурно-досуговые мероприятия: вечера (отдыха, чествования, кино-, тематических, выпускных, танцевальных/дискотек и др.), балы, праздники (национальные, государственные, традиционные, профессиональных), игровые программы, шоу-программы, обряды и ритуалы в соответствии с местными обычаями и традициями (гражданских, национальных, семейных обрядов и др.), фестивали, концерты, конкурсы, смотры, викторины, выставки, ярмарки, лотереи, корпоративные мероприятия, карнавалы, шествия, аукционов, народные гуляния, спортивно-оздоровительные мероприятия, цирковые представления, театрализованные представления, благотворительные акции, спектакли, демонстрации кинофильмов, видеопрограммы; фейерверки; организации работы игровых комнат для детей (с воспитателем на время проведения мероприятий для взрослых); протокольные мероприятия (торжественные приемы и др.);

информационно-просветительские мероприятия:литературно-музыкальные, видеогостиные, встречи с деятелями культуры, науки, литературы, форумы, конференции, симпозиумы, съезды, круглые столы, семинары, мастер-классы, экспедиции, лекционные мероприятия, презентации;

  • Приказ МВД России от 18.03.2020 №166:
    публичные, спортивные, зрелищные и иные массовые мероприятия;
  • Распоряжение Правительства РФ от 24.09.2016 №2015-р:
    перечень международных спортивных, культурных, научных и деловых массовых мероприятий;
  • Методические рекомендации по разработке стандарта качества услуг государственных (муниципальных) учреждений культуры (утв. Минкультуры России):
    Под культурно-массовыми мероприятиями понимаются культурно-досуговые мероприятия (вечера отдыха, чествования, тематические вечера, выпускные, танцевальные/дискотеки, балы, праздники, игровые программы), а также информационно-просветительские мероприятия (литературно-музыкальные, видео-гостиные, встречи с деятелями культуры, науки, литературы, форумы, конференции, симпозиумы, съезды, круглые столы, семинары, мастер-классы, экспедиции, лекционные мероприятия, презентации);
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 16.10.2020 №31:
    места массового пребывания людей (места проведения театрально-зрелищных, культурно-просветительских, зрелищно-развлекательных мероприятий);
  • Указ Мэра Москвы от 05.03.2020 №12-УМ:
    досуговые, развлекательные, зрелищные, культурные, физкультурные, спортивные, выставочные, просветительские, рекламные и иные подобные мероприятия с очным присутствием граждан;
  • Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 №442:
    зрелищные мероприятия;

Места массового пребывания людей

В ряде законодательных и подзаконных актов используется также понятие «место массового пребывания людей», под которым, по Информации Роспотребнадзора «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-19 в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом», понимается «территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях могут одновременно находиться более 50 человек».

В Постановлении Главного государственного санитарного врача РФ от 16.10.2020 №31 под «местом массового пребывания людей» понимаются места проведения театрально-зрелищных, культурно-просветительских, зрелищно-развлекательных мероприятий.

Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении №1721-О от 24.10.2013 к понятию «массовое одновременное пребывание или передвижение в общественных местах» отнес массовые мероприятия, которые преследуют заранее определенную цель, характеризуются единым замыслом их участников и свободным доступом граждан к участию в них, но не являются публичными мероприятиями по смыслу Федерального закона от 19.06.2004 №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Иные случаи правоприменения

Апелляционным определением Московского городского суда от 16.06.2015 по делу №33-20505/2015 суд признал законным отказ Префектуры ЦАО г. Москвы в согласовании проведения массового культурно-просветительского и театрально-зрелищного мероприятия «Харинама-Санкиртана» численностью 40 человек.

Выводы

Однозначно можно выделить следующие постоянные признаки, позволяющие идентифицировать мероприятие как массовое в соответствии с законодательством:

  1. общее место собрания людей;
  2. общая цель совместного нахождения людей в определенном месте;
  3. «большое» количество людей (минимальное значение не определено);
  4. организованность собрания.

Официально закрепленного законом единого понятия нет, в силу чего к массовым могут быть отнесены как корпоративные, так и частные мероприятия. При этом в судебной практике встречаются вступившие в силу судебные решения, признающие массовыми мероприятия с численностью участников в 40 человек вне зависимости от их содержания и направленности.

Таким образом, по действующему в настоящее время законодательству практически любое мероприятие может быть признано незаконным в зависимости от намерений и добросовестности надзорного органа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *