Водитель попал в дтп на служебной машине что делать работодателю
Дата публикации 17.05.2023
Водитель организации попал в ДТП на служебном автомобиле и признан виновным в аварии. Автомобиль поврежден и требует ремонта. Можно ли привлечь водителя к материальной ответственности и взыскать стоимость ремонта с него?
В рассмотренном случае можно взыскать с работника полную стоимость ремонта поврежденного по его вине автомобиля. Способ взыскания зависит от размера причиненного ущерба. Обосновывается это следующим.
Полная материальная ответственность означает возмещение работником причиненного прямого действительного ущерба в размере его фактической стоимости исходя из рыночных цен на день причинения ущерба (ч. 1 ст. 242, ч. 1 ст. 246 ТК РФ).
Случаи, при наступлении которых работник может быть привлечен к полной материальной ответственности, перечислены в ст. 243 ТК РФ. Согласно ч. 6 этой статьи основанием для взыскания является причинение работодателю ущерба в результате административного правонарушения, если оно установлено соответствующим государственным органом.
Вина водителя в совершении ДТП является следствием нарушения правил дорожного движения, то есть административного правонарушения, предусмотренного КоАП РФ. Документом, подтверждающим вину водителя, в данном случае будет постановление об административном правонарушении (подробнее читайте здесь).
Порядок взыскания с работника причиненного им ущерба закреплен в ст. 248 ТК РФ и зависит от размера ущерба.
Если размер ущерба не превышает среднего месячного заработка работника, взыскание происходит на основании распоряжения (приказа) работодателя. Издать такое распоряжение можно в течение одного месяца со дня установления размера ущерба (ч. 1 ст. 248 ТК РФ). Максимальный размер удержания в таком случае не может составлять более 20 % от заработка (ч. 1 ст. 138 ТК РФ). Таким образом, можно взыскать с работника полную стоимость ремонта, но не более 20 % от его зарплаты в течение каждого месяца до полного взыскания.
Если сумма ущерба превышает средний месячный заработок работника, взыскание возможно только в судебном порядке. В суд придется обратиться и в том случае, когда размер ущерба не превышает среднемесячного заработка работника, однако работодатель пропустил месячный срок, отведенный на издание распоряжения об удержании (ч. 2 ст. 248 ТК РФ). Размер удержания из зарплаты работника в этом случае определяется судом.
Служебный автомобиль попал в ДТП: что делать работнику и работодателю
Аварии со служебными автомобилями сегодня не редкость. В такой ситуации работодатели и работники обязаны действовать четко по правилам. Рассказываем, каковы действия водителя и работодателя, если служебная машина попала в ДТП, кто возместит ущерб, каковы последствия для работника, попавшего в аварию в рабочее и нерабочее время.
Что делать работнику, попавшему на служебном авто в ДТП
Порядок действий работника, если служебный автомобиль попал в ДТП, мало чем отличается от действий, которые совершают владельцы личного автомобиля в такой ситуации. Вот основные шаги:
- включить аварийный сигнал автомобиля и установить на дорогу знак аварийной остановки (примерно в 15 метрах от машины);
- проверить, есть ли пострадавшие, и если будет возможность, то оказать помощь, вызвать «скорую»;
- вызвать инспекторов ГИБДД;
- сообщить о ДТП руководству компании, которое вызовет представителя страховой компании;
- до приезда «скорой» и полиции осмотреть автомобиль и зафиксировать полученные повреждения, сделать видео и фотосъемку места аварии и второго транспортного средства;
- попросить свидетелей аварии предоставить их имена, фамилии и номера телефонов, по возможности попросить рассказать о происшествии сотрудникам полиции.
Водитель обязан передать сотрудникам ГИБДД документы на служебную машину (водительское удостоверение, доверенность, путевой лист и т. д.). Инспекторы осмотрят место ДТП и заполнят протокол. Прочитайте его и, если все правильно, подпишите. Если не согласны с прочитанным, то так и напишите: «С протоколом не согласен».
Если повреждений немного, то удобнее и быстрее на месте аварии оформить европротокол и не ездить потом за справками по инстанциям.
Действия работодателя после ДТП
После того как работодатель узнал о ДТП с участием служебного автомобиля, необходимо сообщить об этом в страховую компанию, затем взять у сотрудника копии документов (если оформлен европротокол на месте аварии). Если ДТП оформляли сотрудники полиции, то необходимо запросить все документы в отделении ГИБДД.
Если водитель в результате ДТП разбил корпоративный автомобиль или чужое автотранспортное средство, то компании придется (п. 1 ст. 930, п. 4 ст. 931, п. 1, 2 ст. 927, ст. 1068, ст. 1072 ГК РФ; подп. 6, 14 п. 1 ст. 32.9 закона № 4015-1 от 27.11.1992; п. 1 ст. 4 ФЗ № 40 от 25.04.2002):
- выплатить компенсации за причиненный ущерб пострадавшим в аварии (если возмещения происходят по страховке ОСАГО);
- оплатить административный штраф;
- отремонтировать принадлежащий компании транспорт (если нет договора о каско или возмещение по нему недостаточно).
- порядок проведения служебного расследования ДТП;
- как составить акт по итогам служебного расследования.
Кто возмещает ущерб от ДТП
Если по вине работника, выполнявшего поручения руководства, в аварии пострадают люди, то возмещение ущерба от ДТП на служебном автомобиле ложится на плечи работодателя. Он обязан ремонтировать транспортные средства пострадавших, компенсировать затраты на лечение, возместить моральный вред и т. д. (ст. 1068 ГК РФ).
Уже после выплаты денег пострадавшим у работодателя есть возможность взыскать потраченные средства с работника в порядке регресса (ст. 1081 ГК РФ).
Трудовой кодекс обязывает работника компенсировать компании прямой действительный ущерб от ДТП для служебной машины, которая повреждена из-за аварии (ч. 1 ст. 238 ТК РФ ). К такому ущербу относятся затраты на ремонт автомобиля, выплаты на приобретение запчастей, затраты на возмещение ущерба, причиненного пострадавшим и т. д. Неполученные доходы взыскивать нельзя.
Для этого необходимы следующие меры ( статья 247 ТК РФ ):
- Установить причину происшествия. Для этого потребуйте у водителя, попавшего в аварию, написать объяснение. Если он откажется, то составляется акт.
- Провести проверку и установить размер ущерба от ДТП. Для этого обязательно следует создать комиссию по расследованию ситуации.
- Взыскать ущерб с виновного работника.
Последствия для работника
В первую очередь ответственность работника за ДТП на служебном автомобиле грозит в виде штрафа за административное нарушение, повлекшее аварию.
Даже если водителя признают виновником аварии, то не всегда ему предстоит платить полную сумму за ремонт служебного автомобиля. Есть несколько случаев, когда наступает полная материальная ответственность. Например, в полиции водителя служебного автомобиля привлекли к административной ответственности, например, за нарушение Правил дорожного движения. То есть ДТП произошло в результате административного проступка (п. 6 ч. 1 ст. 243 ТК РФ ).
Другая ситуация, когда работнику предстоит возместить ущерб в полном объеме: водитель разбил служебный автомобиль во время поездки по личным делам, когда не находился при исполнении должностных обязанностей (п. 8 ч. 1 ст. 243 ТК РФ).
Если водитель служебного автомобиля находился в состоянии алкогольного, наркотического опьянения, то это еще одно основание для выплаты полной суммы за ремонт поврежденного транспорта. Для этого необходимо взять копию акта освидетельствования (п. 4 ч. 1 ст. 243 ТК РФ).
И еще один случай: когда в отношении водителя служебного автомобиля в результате аварии возбудили уголовное дело и вынесли обвинительный приговор. Например, если другой участник аварии погиб или получил серьезные травмы. Это подтверждает, что работник причинил работодателю ущерб в результате преступных действий и обязан платить в полном объеме (п. 5 ч. 1 ст. 243 ТК РФ).
Полную материальную ответственность обычно несут водители-экспедиторы за груз, который перевозят. В перечне должностей, с которыми работодатель вправе заключать договор о полной материальной ответственности, должности водителя нет (постановление Правительства РФ № 823 от 14.11.2002, постановление Минтруда № 85 от 31.12.2002). Но компания вправе заключать такие договоры с экспедиторами, инкассаторами, людьми, перевозящими ценности и опасные грузы.
Если работник управляет пассажирским транспортом, то он несет полную ответственность перед каждым пассажиром во время поездки. За вред, причиненный жизни и здоровью пассажиров, водителю грозит наказание вплоть до уголовного, а в случае простоя общественного транспорта придется выплатить упущенную выгоду.
Если ДТП произошло в рабочее время
Если водитель совершил ДТП при исполнении служебных обязанностей в рабочее время, то у пострадавших возникают претензии не только к водителю, но и к его работодателю. Если он в поездке выполнял задание руководства компании, то суд установит, что поездка служебная. И не имеет значения, в какое время это происходило. Например, если рабочее время завершено, а человек поехал выполнять поручение начальства, то поездку признают служебной.
Затраты работодателю придется компенсировать. В общем порядке работодатель вправе удержать с виновного сотрудника только сумму, которая не выше его среднемесячного заработка ( ст. 241 ТК РФ ). Общая сумма всех удержаний не вправе превышать 20 % от зарплаты (ч. 1 ст. 138 ТК РФ ).
Если сумма выше, то есть два варианта. Работник согласился платить добровольно: заключают соглашение о периоде времени, на который рассчитано погашение всей суммы в рассрочку (ч. 4 ст. 248 ТК РФ ). Если не согласился, то руководство компании вправе подать исковое заявление в суд (ч. 2 ст. 248 ТК РФ).
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как возмещается вред, причиненный в результате ДТП. Используйте эти инструкции бесплатно.
Если ДТП произошло в нерабочее время
Если водитель совершил ДТП со служебным транспортом в нерабочее время, когда ездил по личным делам, то работодатель за него не отвечает. И водитель обязан покрыть причиненный вред пострадавшим за собственный счет.
Непричастность руководства к ситуации доказывают тем, что нет документов на поездку: например, путевого листа, сопроводительных документов на него и т. д. В такой ситуации есть несколько вариантов развития событий.
Первый, когда водитель служебного автомобиля не виновен и даже признан потерпевшим. Тогда возместить ущерб обязан страховщик, к которому относятся виновники аварии. Иногда страховые компании пытаются отказаться платить под предлогом того, что дело происходило вне рабочего графика. Тогда фирме, которой принадлежит транспорт, придется обратиться в суд, чаще всего он выносит решение в ее пользу. Другой вариант: страховщики платят, но их денег на покрытие затрат не хватает, тогда остальное компенсирует водитель.
Третий вариант, когда водителя служебного автомобиля признали виновным. Тогда ответственность по выплатам ляжет на владельца транспорта — его работодателя. Но компания вправе переложить ее на виновного работника. Даже если он попытается отказаться платить, то его обяжут в судебном порядке, поскольку Трудовой кодекс в такой ситуации предусматривает для него полную материальную ответственность (п. 6, п. 8 ст. 243 ).
Публикации
ДТП на служебном автомобиле. Когда работник заплатит за ремонт
- Услуги: Арбитраж и внесудебное разрешение споров, Трудовое право
- Дата: 24.07.2017
Работник может стать виновником ДТП на служебном автомобиле. Компания не только отремонтирует собственный автомобиль за свой счет. Она также выплатит потерпевшим моральный вред и стоимость ремонта их машин. Все эти расходы реально взыскать с работника. Для суда подготовьте один из четырех наших аргументов.
Работник причинил ущерб во время поезкди по личным делам
Даже если вина работника в ДТП доказана, это не значит, что он должен возмещать полную стоимость ремонта служебного автомобиля. По общему правилу работник возмещает ущерб только в размере среднего заработка. Весь ущерб он возмещает в определенных случаях. Например, если ДТП произошло во время поездки по личным делам (п. 8 ч. 1 ст. 243 ТК РФ).
Различие между личными и служебными поездками зависят от их цели. Суд признает поездку служебной, если работник выполнял поручение начальника.
При этом время поездки не так важно. Например, поездку после окончания рабочего дня, но в интересах работодателя, суд посчитает служебной.
Судебная практика
Работник самовольно взял автомобиль компании и уехал по личным делам. Во время поездки он попал в аварию. Компания починила автомобиль за свой счет. Затем потребовала взыскать с работника стоимость ремонта. Суд удовлетворил иск. Работник причинил ущерб не при выполнении трудовых обязанностей. Поэтому должен возмещать полную стоимость ремонта (апелляционное определение ВС РТ от 06.08.2015 по делу № 33-11605/2015).
Некоторые компании подтверждают личный характер использования автомобиля в момент ДТП следующим образом. Они заранее просят работника написать заявление на отпуск с открытой датой. Если происходит ДТП, в заявлении указывают дату события. Получается, что работник причинил ущерб не при выполнении трудовых обязанностей.
Суд может раскрыть такую схему в входе рассмотрения дело о взыскании ущерба с работника. Например, на основании показаний свидетелей. Также суд учтет, что работодатель оплатил отпуск не за три дня до его начала, а позже (ч. 9 ст. 136 ТК РФ). В итоге компания взыщет с работника только средний заработок.
Кроме того, суд вправе направить руководителю местной трудовой инспекции частное определение (ст. 226 ГПК РФ). Инспекция проведет проверку и оштрафует компанию несвоевременную оплату отпуска.
Другие компании подробно описывают режим использования служебного автомобиля в локальном акте. В этом случае предполагается, что все, что находится за рамками такого описания будет являться личной поездкой. Конечно, суды смотрят на фактический характер поездки. Но все же компаниям при наличии такого локального акта будет легче доказать личный характер поездки в случае возникновения спорных моментов.
Работника оштрафовали за нарушение ПДД
Если работник нарушил правила дорожного движения, инспектор ГИБДД или суд привлекут его к административной ответственности. Постановление о назначении наказания подтвердит, что авария произошла в результате административного проступка. А это одно из оснований полной материальной ответственности работника (п. 6 ч. 1 ст. 243 ТК РФ).
Кто вомещает ущерб потерпевшим в ДТП?
Если работник попадает в аварию во время рабочей поездки, то ущерб потерпевшим возмещает его работодатель. Если авария произошла в ходе личной поездки, то работник платит потерпевшим самостоятельно.
Работодатель обязан возмещать вред третьим лицам, который ее работник причинил при выполнении трудовых обязанностей. Поэтому если работник станет виновником ДТП, чинить автомобили пострадавших и компенсировать им моральный вред будет работодатель (ст. 1068 ГК РФ). Затем он сможет взыскать ущерб с работника в порядке регресса (ст. 1081 ГК РФ).
Это правило не применяют, когда работник попадает в ДТП во время поездки на служебном автомобиле по личным делам (ст. 1068 ГК РФ). В таком случае действует ст. 1079 ГК РФ об ответственности за источники повышенной опасности (в нашем случае это автомобиль). Норма возлагает обязанность возмещать вред на лицо, которое владеет автомобилем. В данном случае это работник. Поэтому если ДТП произошло во время поездки работника в личных целях, то пострадавшие в ДТП лица будут взыскивать ущерб непосредственного с него.
С работника можно взыскать деньги, выплаченные потерпевшему в ДТП
Регрессный иск к работнику нужно подать в течение года с момента выплаты денег потерпевшему. Компания рискует проиграть дело по формальному основанию, если опоздает с иском.
Часто с момента аварии до расчета компании с потерпевшими проходит больше года. Время нужно на то, чтобы установить размер ущерба, на судебные разбирательства. Работник компании, скорее всего, постарается использовать это обстоятельство. Он заявит в суде о пропуске годичного срока давности на взыскание ущерба (ст. 392 ТК РФ).
Апеллируйте тем, что срок давности в данном случае исчисляют не с момента аварии, а с момента выплаты денег потерпевшему. Именно в этом момент компания получает ущерб. Как следствие у нее возникает право регрессного требования к работнику.
Закон не прописывает это правило напрямую. Вывод о порядке исчисления сроков давности следует из абз. 3 п. 15 постановления Пленума Верховного суда РФ от 16.11.2006 № 52. Поэтому ссылайтесь на это постановление, если работник заявит, что вы опоздали с иском.
Судебная практика
Водитель выездной бригады поликлиники совершил ДТП. Поликлиника оплатила ремонт автомобиля одного из потерпевших в аварии. Ущерб составил 200 тыс. Деньги поликлиника решила взыскать со своего водителя. Она обратила внимание суда, что водитель оштрафован за нарушение правил дорожного движения по ст. 12.24 ч. 1 КоАП РФ. Суд поддержал поликлинику. Причина ущерба – административный проступок водителя поликлиники (п. 6 ч. 1 ст. 243 ТК РФ). Значит, он должен возмещать ущерб в полном размере (апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 02.03.2017 по делу № 2-6841/2016).
Таким образом, постановление о привлечении работника к административной ответственности за нарушение ПДД позволяет взыскать с него полную стоимость ремонта автомобиля компании.
Работник был пьян в момент ДТП
ДТП происходит по разным причинам, в том числе из-за состояния алкогольного опьянения. Однако иногда работники избегают административной ответственности за управление автомобилем в нетрезвом виде. Например, работник может оспорить наказание из-за процессуальных ошибок инспектора ГИБДД. Тогда у компании не будет на руках постановления, которое позволит взыскать полную стоимость ремонта автомобиля.
Если документа из ГИБДД нет, используйте в суде аргумент о том, что работник причинил ущерб в состоянии алкогольного опьянения. Это подтвердит акт освидетельствования, который составит инспектор ГИБДД или врач. Поскольку опьянение зафиксировали уполномоченные должностные лица, работник должен оплатить ремонт.
Судебная практика
Работник попал в ДТП на служебном автомобиле. Работодатель потребовал взыскать с него стоимость ремонта автомобиля. Он обратил внимание, что в момент ДТП работник находился в состоянии алкогольного опьянения. Работник оспаривал это тем, что к административной ответственности его не привлекли. Суд встал на сторону работодателя. Работник причинил ущерб в состоянии алкогольного опьянения. Значит, возмещает полную стоимость ремонта (апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 22.01.2015 № 33-973/2015 по делу № 2-806/2014).
Итак, работник будет возмещать ущерб, даже если к административной ответственности его не привлекли или он оспорил штраф. Главное, чтобы у вас на руках были доказательства того, что в момент аварии он находился в алкогольном опьянении.
Работнику назначили уголовное наказание
Иногда по итогам аварии в отношении работника возбуждают уголовное дело. Например, если второй участник ДТП получил тяжкий вред здоровью. Обвинительный приговор в отношении работника подтвердит, не только его вину в преступлении. Приговор означает, что работник причинил компании ущерб в результате преступных действий. Это позволит взыскать с него полную стоимость ремонта корпоративного автомобиля (п. 5 ч. 1 ст. 243 ТК РФ).
Но дело не всегда заканчивается обвинительным приговором. Например, работник избежит уголовного наказания, если:
— он примерится с потерпевшим;
— истекут сроки давности привлечения к уголовной ответственности.
Без обвинительного приговора, компания сможет взыскать с работника только ущерб в размере среднего заработка. Постановление о прекращении уголовного дела не заменит обвинительный приговор.
Судебная практика
Учреждение потребовало взыскать с работника стоимость ремонта автомобиля после ДТП. Юрист учреждения просил учесть, что в отношении работника возбуждено уголовное дело по ст. 109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности). Суд взыскал только средний заработок. Правоохранительные органы прекратили дело по амнистии. Поэтому обвинительный приговор в отношении работника не выносили. Значит, нет оснований для полной материальной ответственности (апелляционное определение Мурманского областного суда от 24.12.2015 № 33-4073/2015).
Обратите внимание, что с 15.07.2017 суд вправе прекратить уголовное дело в связи с назначением лицу меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа (ст. 25.1 УК РФ введена Федеральным законом от 03.07.2016 № 323-ФЗ).
Назначение штрафа не равносильно обвинительному приговору. Поэтому компания не сможет взыскать с работника ущерб в полном размере (апелляционное определение Челябинского областного суда от 04.05.2017 по делу № 11-4750/2017). Максимум — работник возместит компании ущерб в размере среднего заработка.
Как отбить претензии налоговиков
Налог на добавленную стоимость
Налоговики пытаются оспорить уменьшение налоговой базы по НДС на суммы входящего НДС по автомобилю. Аргумент чиновников – работники компании используют автомобили для личных поездок. Значит, компания не использует автомобили в операциях, признаваемых объектами обложения НДС.
Суды формально подходят к рассмотрению споров с налоговиками по данному вопросу. Для принятия к вычету входящего НДС они требуют от компании первичные документы на автомобили: договор купли-продажи; товарную накладную; счет-фактуру; справку о постановке на учет в ГИБДД; выписку из бухучета о том, что ТС состоит на балансе.
Если такие документы есть, и налоговый орган не предоставил доказательств, подтверждающих обратное, значит, автомобиль находится в собственности компании, и она использует его для служебных поездок (постановление Северо-Западного округа от 29 октября 2015 г. по делу №А52-3782/2014, Уральского округа от 20 мая 2016 г. по делу №А60-37795/2015).
Налог на прибыль организаций
Также налоговики пытаются оспорить расходы в виде сумм начисленной амортизации на автомобиль, которые компания учитывает при расчете базы по налогу на прибыль. Судебная практика по данному вопросу складывается в основном в пользу компаний. Суды изучают правила пользования служебными автомобилями компании, приказы о введении автомобилей в эксплуатацию, акты на списание топлива, путевые листы, чеки по оплате топлива, приказы о закреплении автомобилей за работниками, доверенности на управление автомобилями.
Если с документами все в порядке, суды указывают, что компания вправе начислять амортизацию на автомобили и таким образом уменьшать базу по налогу на прибыль (Постановление ФАС Уральского округа от 14 июня 2013 г. №Ф09-5047/13 по делу №А60-34769/2012, Московского округа от 3 июля 2013 г. по делу №А40-92882/12-91-495б 19 ААС от 17 июня 2015 г. по делу №А35-5388/2014).
Налог на доходы физических лиц
У работника возникает доход в натуральной форме, если компания оплачивает ему бензин во время поездок по личным делам. Следовательно, компания как налоговый агент обязана исчислить, удержать и уплатить НДФЛ с такого дохода работника. Налоговики предъявят претензии, если компания этого не сделает. Тем не менее, судебная практика по данному вопросу складывается в пользу компаний Причина – налоговики не могут доказать, что работник тратил бензин во время личной, а не служебной поездки ( постановление ФАС Московского округа от 12 апреля 2011 г. по делу №А40-75063/10-142-387, 14 ААС от 31 июля 2013 г. по делу №А13-9607012).
Какие тонкости ДТП, если попали на служебном автомобиле?
Работают водителями и выполняют свои служебные обязанности миллионы автомобилистов по всей стране. Кто-то работает в организациях и крупных фирмах, кто-то трудится на малый бизнес и индивидуальных предпринимателей. От работодателя зачастую зависит то, как оформлены трудовые взаимоотношения с автомобилистом и как передан ему автомобиль для выполнения поручений. Это важно при попадании в ДТП на служебном автомобиле. Как его оформлять, какие данные указывать, что делать, если нет ОСАГО и есть ли ответственность, расскажем ниже в статье.
В чём отличия ДТП на служебном авто от обычных?
Конечно же, с точки зрения механизма самого ДТП и полученных повреждений дорожно-транспортное происшествие на служебном автомобиле ничем не отличается от аварии обычных водителей, но в целом, различия все же имеются:
- в обычном ДТП собственник автомобиля – физическое лицо, а в ДТП со служебной машиной, собственник служебки – юридическое лицо или ИП,
- обычный автолюбитель сам выбирает способ оформления ДТП, а водитель служебного авто следует инструкциям, если такие имеются,
- различается ответственность, которую несут водители при повреждении чужого авто.
Попали в аварию на рабочей машине: что делать и как оформлять?
В первую очередь необходимо выполнить требования правил дорожного движения на случай ДТП, а именно требования пунктов 2.5, 2.6 и 2.6.1 ПДД.
А дальше действовать, исходя из ситуации. Происшествие может быть небольшим и подпадать под условия оформления без участия сотрудников полиции, через европротокол в соответствии со статьей 11.1 Закона об ОСАГО. Однако, не всегда получится его оформить, так как в некоторых организациях предписано оформление ДТП с участием служебного автомобиля только при помощи сотрудников полиции.
Да, не стоит забывать, что оформлять европротокол в 2023 году можно только при наличии действующих полисов ОСАГО у обоих участников. Даже несмотря на то, что служебный автомобиль записан на фирму, полиса ОСАГО у водителя одного из участников может и не быть. В общем и целом, оформление происшествия сотрудниками ДПС всегда надежнее, но в служебной поездке в рабочее время и при выполнении рабочих обязанностей иногда время дороже, и долго ждать инспекторов нельзя.
При непосредственном оформлении служебному водителю нужно передать инспекторам все документы, как на автомобиль, так и служебные, связанные с выполнением работы (доверенность, путевой лист, маршрут и тому подобные).
Что мне грозит за такое ДТП как водителю?
Управляющему служебным автомобилем в первую очередь грозит штраф или другой вид наказания – за нарушение, которое непосредственно привело к ДТП. Здесь же сразу виден плюс оформления аварии без полиции – это отсутствие штрафа.
Для многих наёмных водителей отсутствие штрафов очень важно, потому как работодатели могут запрашивать справку об административных нарушениях в области дорожного движения при приёме на работу.
Но наказание по КоАП все же не самое страшное. Если ДТП произошло по вине наемного водителя, то ему, скорее всего, придется возмещать ущерб работодателю за разбитую или поврежденную машину.
Дальше, количество тонкостей и нюансов увеличивается:
- важно, в какое время вы попали в ДТП, в рабочее или в свободное от работы, когда использовали служебную машину в личных целях,
- важно, как оформлены ваши трудовые отношения с работодателем, официально или на словах,
- несете ли вы полную материальную ответственность,
- застрахована ли ваша ответственность по ОСАГО и/или КАСКО.
От всего перечисленного будет зависеть окончательный ответ по вашей ответственности за ДТП на служебной машине. Расскажем, на что и как влияют указанные выше факторы.
В рабочее время или нет?
ДТП в рабочее время подтверждает, что вы исполняли обязанности работника организации, а, значит, у потерпевших могут быть претензии не только к вам, но и к вашей организации. Если вы самовольно в нарушение трудовых договорённостей использовали рабочее авто, тогда вопросы будут только к вам, причем, как у потерпевшего, и у работодателя.
Тонкости оформления трудового договора
Официальное оформление трудовых отношений позволит также предъявлять потерпевшему свои требования и к вам, и к организации. Хотя, в итоге перед потерпевшим будет отвечать только работодатель.
При обычном трудовом договоре, без полной материальной ответственности, водитель будет нести ответственность только в пределах месячного среднего заработка. Это регулируется статьёй 241 Трудового кодекса РФ. Полная материальная ответственность возлагается на работника только в случаях, предусмотренных ТК РФ или иными федеральными законами, об этом указано в статье 242 ТК РФ.
Случаи полной материальной ответственности перечислены в статье 243 ТК РФ. Вот те из них, которые в 2023 году могут быть применены к управляющему:
- умышленное причинение ущерба водителем служебного транспорта,
- ДТП в алкогольном, наркотическом или ином опьянении или со скрытием с места происшествия,
- причинение ущерба в результате преступных действий,
- при привлечении лица к административной ответственности,
- при ДТП на служебном авто в свободное от работы время, не при исполнении.
Здесь важно отметить, что определение об отказе в возбуждении дела об АПН не служит основанием для возложения на водителя полной материальной ответственности. Поэтому, если есть выбор, нарушение какого пункта вам нарисовать, просите инспекторов оформлять, к примеру, за нарушение 10.1 ПДД, чтобы не было постановления об АПН.
Есть очень хорошая и свежая судебная практика. Вот Определение Верховного Суда РФ на данную тему, кому-то может пригодиться.
Что грозит организации?
Если служебное авто попало в ДТП, то организации, скорее всего, предстоит нести убытки не только на восстановление своей машины, но и оплачивать причиненный вред.
На первый взгляд, кажется, что раз за рулём был конкретный водитель, то и платить за ДТП должен будет он. Но это не совсем так.
В Гражданском кодексе РФ есть статья, регулирующая данный вопрос, а именно статья 1068 ГК РФ, которая гласит:
Юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причинённый его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.
Таким образом, в случае, если имеются доказательства работы водителя в конкретной организации, то все вопросы необходимо адресовать именно работодателю. Однако, если на машину была оформлена страховка ОСАГО, то обращаться нужно уже в страховую. В свою или к страховщику организации-виновника, будет зависеть от обстоятельств конкретного ДТП.
Однако, страховка ОСАГО может не покрыть весь ущерб от ДТП, потому как калькуляция расчёта возмещения производится с учётом износа на детали и комплектующие. В таком случае доплачивать придется фирме.
- В данной статье описаны базовые принципы работы законодательства. Между тем, в судебной практике всё зависит от конкретных обстоятельств.
- В 96% всех случаев есть такие тонкости, которые могут повлиять на исход всего дела.
- Поэтому мы рекомендуем доверить дело профессионалам, которые изучат ваше дело и подберут правильную стратегию выигрыша.
На сайте TonkostiDTP работают профессиональные юристы по ДТП, с опытом во всех основных видах споров (ОСАГО, виновность, административные наказания).
У машины не было ОСАГО – что будет?
Если полис автогражданки не оформлялся вовсе, тогда весь ущерб будет платить организация, владеющая автомобилем, которым управлял виновник ДТП.
В случаях, когда организация довольно крупная, и у неё есть деньги, потерпевшему даже проще получить возмещение ущерба с неё сразу по среднерыночным ценам, а не бодаться со страховой за выплату по ценам РСА, а потом доплату разницы.
Но когда контора виновника не платежеспособна, тут дела плохи, и без судебных разбирательств не обойтись.
Бывают случаи, когда на момент ДТП у водителя имеется полис ОСАГО, но потом от страховых компаний приходит отказ в выплатах, так как полис был расторгнут. Такое часто бывает с машинами такси, поскольку, желая сэкономить, фирмы-собственники при страховании не указывают цель использования транспорта – такси. А предоставление недостоверных сведений является основанием для расторжения договора ОСАГО в одностороннем порядке. Поэтому, если вам дали ознакомиться с полисом на месте ДТП, обратите внимание на цель использования автомобиля.
В меня въехала служебная машина – что делать и как получить возмещение?
Очень часто в 2023 году за помощью обращаются не организации, а именно потерпевшие, поскольку не знают, как получить возмещение от ДТП со служебной машиной. Остановимся подробнее на этом вопросе и постараемся всё подробно рассказать.
- Всегда и в любых ДТП, а не только со служебными машинами, первым делом, будучи ещё на месте происшествия, действуйте в соответствии с требованиями Правил дорожного движения, а именно пунктами 2.5-2.6.1 Правил.
- Зафиксируйте все обстоятельства ДТП, произведите фото- и/или видеосъёмку местоположения машин, их повреждений с привязкой к местности или стационарным объектам.
- Выясните с виновником ДТП, каким образом вы будете оформлять. При оформлении европротокола убедитесь, что полис виновника действует и не является поддельным. Проверьте его по базе РСА. При любых подозрениях, в том числе, если сомневаетесь в размере ущерба, оформляйте ДТП с сотрудниками ГИБДД.
- В любом случае попросите у виновника документы на авто и полис ОСАГО. Сфотографируйте их.
- Проследите или попросите инспектора обязательно указать в документах собственника автомобиля виновника, для этого иногда приходится пользоваться базой ГИБДД.
- Если на момент ДТП ответственность виновника была застрахована, тогда обращайтесь в страховую, в свою или виновника, будет зависеть от того, выполняются ли условия для прямого возмещения убытков (ПВУ) по ОСАГО.
- Если страховки у виновника нет, тогда можно самостоятельно оценить ущерб в экспертной организации и письменно обратиться к собственнику автомобиля виновника с требованием выплатить стоимость ремонта вашего авто. Данное обращение по закону необязательно, но иногда могут сразу и заплатить.
- Если ничего не вышло, тогда придется обращаться в суд к организации, чей служебный автомобиль попал в ДТП. Виновного можно указать или в качестве второго ответчика или привлечь третьим лицом. В суде может потребоваться доказывать тот факт, что водитель исполнял служебные обязанности в момент ДТП, поэтому лучше заранее позаботиться о сборе таких доказательств.
- После суда, если решение было принято в вашу пользу и ответчик добровольно не хочет платить, необходимо обращаться за взысканием с исполнительным листом к приставам или сразу в банк, где у должника есть деньги.
Надеемся, что вам поможет данный план действий, но если будут возникать трудности на каком-то этапе, то лучше все же обратиться к юристам.