Регистрация Фонда
Фонд — не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.
Важно понимать, что сам фонд не оказывает услуг, ничего не производит и не участвует в реализации самостоятельно. Вся деятельность фонда построена на содействии. Другими словами, фонд занимается сбором денежных средств, после чего передает их согласно своим целям, т.е. содействует помощи, защите, развитию.
Законодательство различает некоммерческие фонды, порядок деятельности которых регулируется Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и общественные фонды, на которые распространяется действие Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».
Основная особенность общественных фондов заключается в порядке их создания. Если учредителями некоммерческого фонда могут быть как физические лица — граждане, так и юридические лица (как некоммерческие, так и коммерческие организации), то учредителями общественного фонда в соответствии с нормами Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» могут быть не менее трех физических лиц, а также юридические лица, но только созданные в форме общественных объединений.
В соответствии с положениями Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в качестве учредителя некоммерческого фонда могут также выступать представительные органы муниципальных образований. Однако, законодательством прямо определено, что учредителями, членами и участниками общественных фондов не могут быть органы государственной власти и органы местного самоуправления. Запрещается участие в благотворительных фондах органов государственной власти и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений.
Если классифицировать фонды по целям, с которыми они создаются, наиболее многочисленную группу составляют благотворительные фонды (в том числе благотворительные общественные фонды). Цели деятельности благотворительного фонда установлены в статье 2 Федерального закона от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Тем же законо определены и источники формирования имущества благотворительных фондов, однако они отличаются от источников формирования имущества, установленных Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и действие Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях». Кроме того Федеральным законом от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» установлены ограничения в распоряжении имуществом, в частности, благотворительный фонд не вправе расходовать свои средства и использовать свое имущество для поддержки политических партий, движений, групп и кампаний, не может участвовать в хозяйственных обществах совместно с другими лицами и др.
В связи с тем, что фонды не основаны на членстве, учредители фонда не обязаны участвовать в деятельности организации и имеют возможность участвовать в управлении его делами только через органы фонда.
Фонд является собственником своего имущества, на которое у его учредителя (участников) отсутствуют какие-либо права.
Имущество, переданное фонду его учредителями, является собственностью фонда. Учредители фонда не сохраняют вещных прав в отношении имущества, переданного фонду, и не приобретают каких-либо обязательственных прав в отношении фонда. Также законом не предусмотрена возможность передачи имущества фонду на праве оперативного управления или хозяйственного ведения.
Мы предлагаем воспользоваться услугой по регистрации «под ключ» некоммерческой организации в организационно-правовой форме Фонда.
Что входит в услугу регистрации Фонда
- консультирование по порядку проведения регистрации НКО в форме Фонда в соответствии с действующим законодательством РФ, в том числе по выбору системы налогообложения.
- консультирование и подбор вариантов адреса места нахождения.
- подбор видов деятельности (ОКВЭД).
- разработка пакета документов, необходимых для проведения процедуры регистрации в соответствии с действующим законодательством РФ, в том числе подготовка проектов следующих документов:
— заявление по форме № р11001,
— решение единственного учредителя/ протокол общего собрания учредителей Фонда.
— Устав (стандартная редакция, разработанная специалистами нашего Бюро)
— квитанция (образец платежного поручения) об уплате государственной пошлины за регистрацию юридического лица (4000 рублей).
— приказ о вступлении в должность исполнительного органа (Президент, Председатель, Директор и т. п.), приказ о возложении обязанности по ведению бухгалтерского учета или о назначении главного бухгалтера.
— заявление о переходе на специальный режим налогообложения.
- получение ЭЦП для электронного взаимодействия с гос. органами (мы являемся официальными представителями удостоверяющего центра, аккредитованного Минкомсвязи России, подробнее см. здесь)
- подача и получение в регистрирующем органе документов различными способами:
— по электронным каналам связи в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя (УКЭП, ЭЦП) учредителя/заявителя (по всем регионам РФ),
— по нотариальной доверенности (Москва и Московская область),
- изготовление простой печати (по желанию можно выбрать различные оснастки для печати и либо разработать индивидуальный эскиз)
СПРАВОЧНО! С 7 апреля 2015 г. хозяйственные общества вправе, но не обязаны иметь печать. Сведения о наличии печати должны содержаться в уставе общества.
- получение кодов статистики — Информационного письма из Статрегистра Росстата
- резервирование счета без посещения банка (Сбербанк)
- дополнительно можно заказать Получение извещения и свидетельства о постановке на учет Общества в Пенсионном фонде РФ, Фонде социального страхования.
Перечень необходимой информации для регистрации компании:
- Фирменное наименование.Юридическое лицо должно иметь одно полное фирменное наименование и вправе иметь одно сокращенное фирменное наименование на русском языке. Юридическое лицо вправе иметь также одно полное фирменное наименование и (или) одно сокращенное фирменное наименование на любом языке народов Российской Федерации и (или) иностранном языке.Наименование должно содержать ОПФ (АНО, Союз, Фонд, Ассоциация и пр.), а также из названия должен усматриваться основной предмет деятельности /цель НКО. Также идет проверка на совпадение наименования, т.е. не должно быть полного совпадения с уже зарегистрированными НКО. Подробнее о наименовании некоммерческой организации читайте здесьВАЖНО! В фирменное наименование юридического лица не могут включаться:
1) полные или сокращенные официальные наименования иностранных государств, а также слова, производные от таких наименований;
2) полные или сокращенные официальные наименования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
3) полные или сокращенные наименования общественных объединений;
4) обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали
СПРАВОЧНО! Включение в фирменное наименование юридического лица официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, допускается по разрешению, выдаваемому в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В случае отзыва разрешения на включение в фирменное наименование юридического лица официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, юридическое лицо в течение трех месяцев обязано внести соответствующие изменения в свои учредительные документы.
Если фирменное наименование юридического лица не соответствует требованиям законодательства РФ, орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вправе предъявить такому юридическому лицу иск о понуждении к изменению фирменного наименования.
- Сведения об адресе места нахождения:
— точное написание адреса с указанием индекса и конкретным помещением согласно данным Росреестра,
— гарантийное письмо от собственника/владельца (образец гарантийного письма можно посмотреть здесь),
— копию документов на право собственности/владения: свидетельства о собственности или выписка из ЕГРП.
СПРАВОЧНО! Допускается использовать в качестве адреса места нахождения — адрес лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица (ЕИО – Директор, Президент), учредителя – подтвердив документами на право пользования в отношении объекта недвижимости или его части (постоянная прописка).
В случае, когда на домашний адрес зарегистрироваться нет возможности, по роду деятельности нет необходимости в аренде офиса, либо нет согласия собственника арендуемых помещений, мы можем оказать содействие в подборе вариантов адреса для регистрации вашей компании для чего необходимо сообщить предпочтения: какая налоговая и тип помещения: бизнес – центр, и пр.
- Цели и предмет деятельности.
Описать подробно основные цели и предмет деятельности Фонда. Имейте ввиду, что Вы регистрируете некоммерческую организацию, соответственно и предмет деятельности должен быть общественно полезным и не может носить коммерческого характера, и любая деятельность организации должна быть направленна на достижение целей для которых она была создана. Перечень деятельности не может быть открытым, только конкретные виды, никаких «и других» не допускается.
Виды деятельности
Коды ОКВЭД. Как и предмет деятельности, коды должны носить некоммерческий характер, строго ограниченно количество кодов. Количество цифр в коде не менее 4-х цифр. Абстрактные коды, обобщающие широкий диапазон деятельности при регистрации не проходят.
- Учредители Фонда.
Если учредители — Физические лица, то потребуются полные паспортные данные, номер ИНН, информация о размере доли в рублях (%/ дробях к общей сумме Уставного капитала), номер контактного телефона и адрес электронной почты. СНИЛС в случае выпуска ЭЦП.
Если учредители — Юридические лица, потребуется номер ИНН/ОГРН, паспортные данные ЕИО (директора), информация о размере доли в рублях (%/ дробях к общей сумме Уставного капитала), номер контактного телефона и адрес электронной почты. УКЭП/ЭЦП в случае электронной подачи.
Предоставьте информацию о том, кто из учредителей будет являться Заявителем – от чьего имени будет заверяться доверенность и заявление на регистрацию Фонда.
- Структура органов управления Фонда.
Опишите желаемую структуру и наименование органов управления (собрание, попечительский совет и т.п.) которые Вы планируете в Вашем Фонде.
- Единоличный исполнительный орган Фонда.
Данные на кандидатуру Единоличного исполнительного органа:
Наименование: Директор, Президент, Председатель и т.п. + копия паспорта и номер ИНН.
- Формирование органов управления Фонда.
Если персональный состав Органов управления будет формироваться сразу на учредительном собрании, то необходимо сообщить ФИО избираемых членов каждого органа управления.
- Предпринимательская деятельность в Фонде.
НКО могут осуществлять приносящую доход деятельность, направленную на достижение основных целей, если это предусмотрено их уставами. Будет ли Ваш Фонд заниматься предпринимательской и иной приносящей доход деятельностью, если да, то необходимо сформировать имущество НКО в размере не менее 10000 (десяти тысяч) рублей, если имуществом, то необходима оценка независимого оценщика.
Поэтому от вас необходимы пояснения, включать ли в Устав данные положения и в каком размере и каким образом будет формироваться данное имущество.
- Система налогообложения
В случае, если Фонд планирует осуществлять предпринимательскую деятельности, то необходимо определиться с выбором системы налогообложения (ОСНО, УСН 6%/15%).
- Будет ли Фонд иметь печать, если да, то вид печати, пожелания по эскизу и оснасткам для печати.
- Банк в котором желаете открыть счет.
- Контактный телефон, e-mail и телефон для гос. органов.
Дополнительные услуги:
— Подбор юридического адреса.
— Получение электронно-цифровой подписи (ЭЦП) в кратчайшие сроки. Обращайтесь к нам! Удобный и быстрый выпуск ЭЦП.
— Получение извещения и свидетельства о постановке на учет Общества в Пенсионном фонде РФ, Фонде социального страхования.
— Нотариальные услуги по заверению копий или тождественности учредительных документов — по чеку нотариуса.
— Помощь в подготовке документов для открытия расчетных счетов.
Мы ценим Ваше время поэтому быстрая и удобная регистрация вашей компании – наша главная задача. Вы можете заказать услугу, получить юридическую консультацию как отправив нам запрос по электронной почте, телефону, так и обратившись в офис нашего бюро. Наш курьер привезет Вам документы на подпись и после регистрации доставит готовый комплект учредительных документов.
1.2. Правовые аспекты социального предпринимательства
Социальное предпринимательство не имеет в Российской Федерации специальной организационно-правовой формы. Вопрос об официальном признании таких организаций, как «социальное предприятие» (social enterprise) или «корпорация, действующая в социальных целях» (B-Corporation), подразумевающих специфические режимы хозяйственной деятельности и налогообложения, находится лишь на начальной ста дии обсуждения. Социальное предпринимательство тем не менее реально осуществляется в рамках коммерческой и некоммерческой деятельности, а его субъектами выступают соответственно индивидуальные предприниматели (ИП) и коммерческие организации, а также некоммерческие организации, реализующие конкретные проекты, относящиеся к социальному предпринимательству (рис. 1.2).
Иными словами, конкретные проекты в области СП могут быть реализованы субъектами СП в рамках разнообразных организационно-правовых форм. Строго говоря, к социальному предпринимательству можно отнести и платные услуги или деятельность бюджетных учреждений, приносящую доход. Например, создание производственного цеха при государственной школе, в котором старшеклассники проходят практику, а продукция или получаемая прибыль идут на нужды школы. Однако подобные проекты находятся на периферии развития СП в Российской Федерации и в данном пособии специально не рассматриваются.
Рис. 1.2. Типология социального предпринимательства: правовой аспект
Соответственно, в качестве основных источников права в области СП в Российской Федерации рассматриваются следующие источники разных уровней, относящиеся к вышеупомянутым видам деятельности и соответствующим организационно-правовым формам, в том числе в связи с их участием в смягчении или решении социальных проблем:
? Конституция Российской Федерации;
? Гражданский кодекс Российской Федерации;
? Налоговый кодекс Российской Федерации;
? Федеральный закон от 5.05.2014 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»;
? Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»;
? Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;
? Федеральный закон от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;
? Федеральный закон от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».
В частности, Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (ст. 5) включает в систему социального обслуживания негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации социального обслуживания, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации, предоставляющие социальные услуги, а также индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание. Без использования термина «СП» и создания какой-либо специальной организационно-правовой формы законодатель создает площадку для социального предпринимательства в важнейшей области, охватывающей целый ряд серьезных социальных проблем.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года № 1083-р утверждена «Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации до 2030 года». К субъектам СП, безотносительно к организационно-правовым формам, это распоряжение относит «отдельную категорию предприятий, действующих в социальной сфере». Субъектами СП признаются, соответственно, не любые коммерческие и некоммерческие предприятия социальной сферы, а лишь «специализирующиеся на производстве продукции и предоставлении услуг в интересах социально уязвимых и малоимущих групп граждан либо создающие рабочие места для таких групп граждан». Новая стратегия предусматривает, с одной стороны, «снятие ограничений для вхождения новых организаций на рынок социальных услуг», с другой – дополнительные меры поддержки субъектов СП при обязательном уточнении сфер, «в которых может осуществляться деятельность, отнесенная к социальному предпринимательству», а также установлении более четких критериев «отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам социального предпринимательства».
Индивидуальное предпринимательство, известное многим также как частное предпринимательство и индивидуальное предпринимательство без создания юридического лица, является одной из самых распространенных форм СП в Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Гражданского кодекса РФ «гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя». Важно отметить, что к индивидуальной предпринимательской деятельности применяются те же правила Гражданского кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц – коммерческих организаций, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения. При этом ни отсутствие государственной регистрации, ни ссылка на «особую важность» именно социального предпринимательства не освобождают от обязательств, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
В качестве примеров успешных проектов в области СП, реализуемых в рамках организационно-правовой формы индивидуального предпринимательства, можно привести детский книжный автобус «Бампер» – ИП А. В. Тихомирова (www.bumperbooks.ru), Камчатский центр молодежного туризма «Россомаха» – ИП А. В. Мещанкин (www.go2kamchatka.com), детский развивающий центр «Усатый нянь» (группы временного пребывания детей) – ИП А. А. Иванов (http://usadik.ru).
Индивидуальное предпринимательство имеет ряд особенностей, которые с определенной степенью условности можно отнести к достоинствам и недостаткам с точки зрения веде?ния СП (табл. 1.1).
Относительные достоинства и недостатки индивидуального предпринимательства с точки зрения социального предпринимательства
Относительные достоинства данной организационно-правовой формы обусловливают простоту организации и веде?ния бизнеса, относительные недостатки – повышенную персональную ответственность, в том числе финансовую.
Социальное предпринимательство может осуществляться также в рамках уставной деятельности юридических лиц. Согласно пункту 1 статьи 50 Гражданского кодекса РФ к ним относятся «организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации)».
Коммерческие организации могут создаваться в разнообразных организационно-правовых формах, в том числе в виде хозяйственных товариществ и обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Наибольшей популярностью у социальных предпринимателей, которые, как правило, создают предприятия малого и среднего бизнеса, обладает общество с ограниченной ответственностью (ООО) – учрежденное одним или несколькими юридическими и/или физическими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли. Среди примеров наиболее успешного российского социального предпринимательства, развивающегося в рамках ООО, – туристическая компания для инвалидов-колясочников ООО «Либерти» (www.libertytour.ru), ООО «Доспехи», производящее индивидуальные ортопедические системы (www.dospehi.com), ООО «Изобреталь Комфорт», выпускающее инновационное изделие «раздвижной пандус “И-Пандус”» (www.ipandus.com), ООО «Мастерская Черниковых», занятая производством продукции русских народных промыслов (www.ruvalenki.ru), ООО «Наивно? Очень», ориентированное на трудоустройство людей с тяжелыми психоневрологическими нарушениями (www.naivno.com).
ООО также имеет ряд особенностей, которые можно характеризовать как относительные достоинства и недостатки и которые стоит принять во внимание при выборе организационно-правовой формы СП, особенно в тех случаях, когда социальный предприниматель выступает в качестве учредителя (табл. 1.2).
Относительные достоинства и недостатки общества с ограниченной ответственностью с точки зрения социального предпринимательства
Относительные достоинства данной организационно-правовой формы определяют меньшую персональную, в том числе финансовую, ответственность учредителя при б?льших возможностях привлечения средств и, соответственно, роста бизнеса, относительные недостатки – б?льшую сложность процесса управления предприятием, требующего регулярных усилий наемных менеджеров.
СП в организационно-правовых формах индивидуального предпринимательства и коммерческих организаций наиболее адекватно отражает его бизнес-составляющую и, соответственно, создание коммерческой (экономической) ценности. Тем не менее СП в данных формах может претендовать не только на грантовую поддержку со стороны специализированных благотворительных фондов, таких как Фонд региональных социальных программ «Наше будущее» (www.nb-fund.ru) или Благотворительный фонд «Навстречу переменам» (Reach for change) (https:// reachforchange.org/russia), но и на государственную поддержку. С 2005 г. Минэкономразвития России реализует специальную программу по предоставлению субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях оказания государственной поддержки малому и среднему предпринимательству на региональном уровне. В настоящее время программа реализуется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2014 года № 1605 «О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства в 2015 году» и ежегодно издаваемыми приказами Минэкономразвития России.
Начиная с 2012 г. в соответствующих приказах Минэкономразвития предусматривается специальная поддержка социального предпринимательства. В соответствии с Приказом Минэкономразвития России № 223 от 23.04.2012 г. «Об организации проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2012 г. предоставляются субсидии для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации», под СП понимается «социально ответственная деятельность субъектов малого предпринимательства, направленная на решение социальных проблем…». В качестве условия предоставления субсидии выдвигается соответствие определенным критериям, соотнесенным с участием в решении социальных проблем, которые указываются в ежегодно уточняемом перечне. Например, в 2012 г. были выделены следующие направления СП: а) обеспечение занятости инвалидов, матерей, имеющих детей в возрасте до 3 лет, выпускников детских домов, а также лиц, освобожденных из мест лишения свободы при определенных условиях; б) предоставление услуг (производство товаров) в определенных видах деятельности, включая содействие профессиональной ориентации и трудоустройство; социальное обслуживание граждан, услуги здравоохранения, физической культуры и массового спорта; оказание помощи пострадавшим в результате стихийных и иных бедствий; производство и/или реализация медицинской техники, протезно-ортопедических изделий, а также технических средств… для профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов; предоставление образовательных услуг группам граждан, имеющим ограниченный доступ к таким услугам; содействие вовлечению в социально активную деятельность социально незащищенных групп граждан; профилактика социально опасных форм поведения граждан; выпуск периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой.
Отношение некоммерческих организаций к социальному предпринимательству и возможности, представляемые для его развития соответствующими организационно-правовыми формами, противоречивы. С одной стороны, НКО, не преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, по сути своей выступают антиподами бизнеса (предпринимательства) как такового. С другой стороны, в условиях, когда некоммерческим организациям все сложнее привлекать благотворительные пожертвования из зарубежных и отечественных источников, реализация отдельных предпринимательских проектов или создание коммерческих юридических лиц становятся наряду с общим повышением эффективности управления важным фактором выживания и дальнейшего развития НКО.
Вопреки существующему стереотипу некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность, в том числе заниматься социальным предпринимательством как частным случаем бизнеса. Согласно пункту 2 статьи 24 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» к такой деятельности относятся «приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика». Впрочем, эта деятельность возможна лишь постольку, поскольку она служит достижению целей, ради которых создана НКО, и при условии указания этой деятельности в учредительных документах. Иными словами, за НКО закрепляется специальная правоспособность, позволяющая им вести деятельность только в соответствии с законодательно определенными целями. При этом необходимо различать «чистое» предпринимательство без социальной цели, направленное на обеспечение финансовой устойчивости НКО и в конечном счете на достижение его уставных целей, и социальное предпринимательство, создающее разделяемую ценность в рамках отдельных проектов или юридических лиц.
В соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» НКО могут создаваться для различных целей, в том числе социальных, причем законом специально выделяются социально ориентированные некоммерческие организации (ст. 2, п. 2.1), осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем и развитие гражданского общества в Российской Федерации.
Важно отметить, что тем же законом (ст. 31.1, п. 1) предусмотрена поддержка социально ориентированных НКО органами государственной власти и местного самоуправления, осуществляемая в различных формах, в том числе финансовой, имущественной, информационной, в форме консультационной поддержки, а также поддержки в области подготовки и дополнительного профессионального образования. Эта поддержка может предоставляться в тех случаях, когда социально ориентированные НКО осуществляют виды деятельности, указанные в законе в специальном, весьма подробном перечне, – от социальной поддержки и защиты граждан до содействия повышению мобильности трудовых ресурсов.
Согласно пункту 1 статьи 50 Гражданского кодекса РФ юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в разнообразных организационно-правовых формах – от потребительских кооперативов, общественных организаций и общественных движений до адвокатских палат и образований. Все они могут заниматься социальным предпринимательством, создающим разделяемую ценность в рамках отдельных проектов или юридических лиц. Например, Некоммерческое партнерство «Благотворительное собрание “Все вместе”» реализует в рамках своей структуры проект благотворительного магазина «Лавка радостей» (http://lavkaradostej.ru). В свою очередь, Санкт-Петербургский благотворительный фонд содействия инвалидам и лицам пожилого возраста «Надежда» занимается производством соответствующего оборудования в рамках отдельного юридического лица, что непосредственно соответствует его основным уставным целям – созданию условий и организации обеспечения нуждающихся в реабилитационном оборудовании (http://nadezda.spb.ru).
В случае когда создание НКО изначально подразумевает реализацию проектов в области СП, предпочтение часто отдается автономной некоммерческой организации (АНО) – не имеющей членства некоммерческой организации, учрежденной гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных областях. Данная организационно-правовая форма весьма удобна для негосударственных детских садов и учебных заведений, частных больниц и поликлиник, спортивных клубов и оздоровительных центров. Среди них – такие успешные предприятия в области СП, как: АНО «Инватакси», специализирующаяся на оказании услуг по перевозке людей с ограниченными физическими возможностями (www.invataxi.ru); АНО Конно-спортивный клуб (КСК) «Кентавр», реализующая проект инклюзивного иппотеатра (http://soratnik-yar.narod.ru); АНО социально-культурных услуг «Упсала-Цирк», творчески развивающая детей из групп социального риска (www. upsala-zirk.org); АНО «Центр социальной помощи и адаптации для людей с диагнозом ДЦП и другими ограниченными возможностями здоровья “Лыжи мечты” Сергея Белоголовцева» (www.dreamski.ru); АНО «Творческие проекты Кайкино» – информационно-культурный центр по развитию творческой и деловой активности (www.creaproc.com).
Как и другие организационно-правовые формы, АНО обладают относительными достоинствами и недостатками (ограничениями), которые во многом соответствуют характеристикам таких популярных типов НКО, как фонды и некоммерческие партнерства (табл. 1.3).
Относительные достоинства и недостатки автономной некоммерческой организации с точки зрения социального предпринимательства
Относительные достоинства АНО можно рассматривать в совокупности как меньшую персональную, в том числе финансовую, ответственность учредителя с учетом возможности для организации вообще не иметь имущества при относительной свободе в формировании системы органов управления, относительные недостатки – как усложненность процессов разработки учредительных документов и управления предприятием, требующих участия специалистов.
КРИТЕРИИ И ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»
Значительный интерес к теме социального предпринимательства обусловлен тем, что оно представляет собой эффективный способ решения социальных проблем в условиях ограниченных бюджетных ресурсов государства и одновременно выступает в роли инструмента развития региональной экономики. Статья посвящена раскрытию содержания и особенностей социального предпринимательства , его критериям и организационно-правовым формам.The interest in social entrepreneurship is high because it is an effective way to solve social problems in the conditions of limited state budgetary resources and at the same time social entrepreneurship is a tool for the development of the regional economy. The article is devoted to the definition and characteristics of social entrepreneurship , its criteria and legal forms.
Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мельник Е.Н.
Текст научной работы на тему «КРИТЕРИИ И ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»
УДК 332.1, 334.021
КРИТЕРИИ И ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Воронежский государственный университет
Поступила в редакцию 17 января 2020 г.
Аннотация: значительный интерес к теме социального предпринимательства обусловлен тем, что оно представляет собой эффективный способ решения социальных проблем в условиях ограниченных бюджетных ресурсов государства и одновременно выступает в роли инструмента развития региональной экономики. Статья посвящена раскрытию содержания и особенностей социального предпринимательства, его критериям и организационно-правовым формам.
Ключевые слова: социальное предпринимательство, социальное инвестирование.
Abstract: the interest in social entrepreneurship is high because it is an effective way to solve social problems in the conditions of limited state budgetary resources and at the same time social entrepreneurship is a tool for the development of the regional economy. The article is devoted to the definition and characteristics of social entrepreneurship, its criteria and legal forms.
Key words: social entrepreneurship, social investment.
Впервые понятие «социальное предпринимательство» за рубежом стало применяться в конце XX в., в России же значительный интерес к этой теме проявился в последние десять лет. Внимание научного и экспертного сообщества к социальному предпринимательству обусловлено тем, что, во-первых, данное направление является относительно новым для российской экономики, во-вторых, его развитие отражает общемировые тенденции, связанные с социализацией бизнеса и расширением практик социального инвестирования (импакт-ин-вестирования), которые в условиях ограниченных бюджетных ресурсов создают дополнительные возможности финансирования социальных программ и общественно значимых проектов.
В настоящее время понятие «социальное предпринимательство» вызывает определенную полемику в научных кругах. Социальный предприниматель — феномен сложный, комплексный, сочетающий в себе как элементы бизнеса, т. е. коммерческой деятельности, так и социально ориентированной некоммерческой деятельности. Социальное предпринимательство активно развивается в мире, но до сих пор не имеет четких законодательных границ.
Существующие формы социальных предпринимателей можно свести к нескольким укрупненным группам:
© Мельник Е. Н., 2020
— коммерческие предприятия, которые находят бизнес-решения в ответ на социальные и экологические проблемы;
— общественные или социально ориентированные некоммерческие организации (далее — СОНКО), не распределяющие прибыль среди своих учредителей, но осуществляющие предпринимательскую деятельность или деятельность, приносящую доход, в социальной сфере (оказывают услуги на платной основе, не противоречащие уставу, и выступают поставщиками социальных услуг);
— гибридные формы, совмещающие в себе признаки коммерческих и некоммерческих организаций.
Конкретная организационно-правовая форма социального предпринимателя имеет значение при осуществлении взаимодействия с органами власти и зависит от того, на какие виды поддержки он претендует, какие основные виды деятельности будет осуществлять. В то же время есть общие критерии, которые позволяют обособить социальное предпринимательство от традиционного бизнеса, благотворительности или социальной ответственности.
Рассмотрим ключевые отличия социального предпринимательства от смежных видов деятельности.
1. Социальное предпринимательство и благотворительность. Оба вида деятельности направлены на решение проблем социально незащищенных
групп населения, однако благотворительность не становится основой бизнеса, не обеспечивает ему финансовую устойчивость. Благотворительность носит для коммерческой организации дополнительный, вспомогательный характер, в отличие от социального предпринимательства, в котором решение проблемы определенных категорий граждан закладывается в основу самой бизнес-модели.
В соответствии с законом под благотворительностью в РФ понимается «добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки» [1]. Существенным признаком благотворительной деятельности, согласно определению, является ее бескорыстный, безвозмездный характер. Социальное предпринимательство, напротив, предполагает продажу товаров или оказание услуг за плату.
В части 3 статьи 39 Конституции РФ говорится о том, что «благотворительность поощряется» [2]. Социальный предприниматель осуществляет бизнес на свой страх и риск, не ожидая каких-то поощрений со стороны государства (финансовая поддержка в виде субсидий и грантов — не основной, а дополнительный ресурс).
2. Социальное предпринимательство и социально ответственный бизнес. Под социальной ответственностью понимается добровольный вклад бизнеса в развитие общества, в укрепление его социально-экономической сферы [3, с. 8], и в этом смысле этот термин очень близок по значению к благотворительности. Однако сейчас все больше исследователей придерживаются той точки зрения, что социальная ответственность — не побочная деятельность бизнеса, а неотъемлемая часть его стратегии, реализуемой на принципах ответственности компании перед сотрудниками, потребителями, партнерами [4, с. 32].
В соответствии со стандартом 8Л 8000 «Социальная ответственность» организация должна выполнять определенные требования по соблюдению прав человека, обеспечению благоприятных условий труда и выполнению социальных обязательств [5, с. 2]. Другой стандарт — ГОСТ Р ИСО 26000-2012 — определяет социальную ответственность компании как «ответственность за воздействие ее решений и деятельности на общество и окружающую среду через прозрачное и этичное поведение, которое:
— содействует устойчивому развитию, включая здоровье и благосостояние общества;
— учитывает ожидания стейкхолдеров;
— соответствует действующему законодательству и согласуется с международными нормами поведения;
— интегрировано в деятельность всей организации и применяется в ее взаимоотношениях» [6].
Таким образом, социальная ответственность — это набор определенных правил и принципов, которыми должна руководствоваться организация в своей деятельности, в том числе в сфере защиты окружающей среды, в трудовых отношениях, во взаимодействии с различными заинтересованными сторонами. В то же время компания может работать на массового потребителя и применять традиционную бизнес-модель, другими словами, быть социально ответственной, но не соответствовать критериям социального предприятия.
3. Социальное предпринимательство и бизнес в социальной сфере. Классическая цель традиционного бизнеса — получение прибыли и повышение рентабельности компании, цель социального предпринимателя — решение социальной проблемы определенной целевой группы. Прибыль для бизнесмена — это вознаграждение за риск, за то, что он сумел предугадать, какой товар будет пользоваться наибольшим спросом у потребителей. Логика социального предпринимателя другая — он действует для того, чтобы обеспечить финансовую устойчивость своему проекту.
Отличия социального предпринимательства от других видов предпринимательской деятельности:
— значительная часть полученных доходов направляется на решение социальной проблемы, прибыль не является главной целью, проект может быть низкодоходным;
— независимость от грантов и субсидий государства как постоянного источника финансирования;
— ориентация на работу с определенной целевой аудиторией, интересы которой не ограничиваются рамками конкретного проекта, — социальный предприниматель выстраивает свои отношения с целевой аудиторией на долгосрочной основе, выполняя функции социального патронажа и сопровождения;
— предложение рынку уникальных товаров или услуг, использование уникальной технологии, позволяющей добиться высокого качества предоставляемых услуг и ориентированной на работу с целевой аудиторией.
С учетом вышеизложенного считаем кор -ректным предложить следующее определение.
Социальное предпринимательство — это основанная на самоокупаемости и финансовой устойчивости деятельность, характеризующаяся новаторством и социальной направленностью, при этом:
1) основная цель социального предпринимателя связана с решением социальной проблемы и достижением социального воздействия (social impact);
2) смещен акцент с прибыльности в сторону окупаемости и финансовой устойчивости. Другими словами, социальный предприниматель может вести свою деятельность как на коммерческой, так и некоммерческой основе;
3) социальное предпринимательство носит инновационный характер, поскольку социальный предприниматель предлагает новаторское решение социальной проблемы.
Вести такой бизнес сложнее, поскольку ему всегда присущи: 1) уникальность и инновацион-ность, которых требует сама постановка задачи решения социальной проблемы; 2) потребность в узкоспециализированных кадрах; 3) особая специфика целевой аудитории. Социальным предпринимателям сложнее развернуться на старте — требуется больше времени, усилий, выше риски. По этой причине такие классические инструменты финансирования, как кредиты и займы, оказываются менее доступны.
Рассмотрим некоторые зарубежные подходы к определению критериев и форм социального предпринимательства.
Италия одной из первых стран закрепила в своем законодательстве соответствующее понятие [7, с. 112]. Наиболее популярной формой в итальянском социальном предпринимательстве являются социальные кооперативы, закон о которых был принят в 1991 г. (№ 381/91). В соответствии с этим законом введены три группы социальных кооперативов:
— группа «А» (социальное обслуживание) -предоставляют социальные услуги в «сферах общественной полезности» — здравоохранения, образования и социальной защиты;
— группа «Б» (социально-трудовая интеграция) — предназначены для трудоустройства социально уязвимых слоев населения, не востребованных на традиционном рынке труда;
— группа «А + Б» — смешанные социальные кооперативы.
С появлением законов о социальной экономике и социальном предпринимательстве в европейских странах (например, в Финляндии и Италии — законов
«О социальном предприятии», в Испании — закона «О социальной экономике», в Греции — закона «О социальной экономике, социальном предпринимательстве и других положениях» [8], в Словении — закона «О социальном предпринимательстве» [9]) наблюдается смещение акцента от социальных кооперативов к социальным предприятиям, которые в широком смысле представляют собой особую институциональную форму обеспечения взаимодействия бизнеса, государства и гражданского общества при решении социальных проблем.
В Бельгии в роли социальных предприятий выступают компании социального назначения (companies with a social purpose). Этот статус может получить организация любой организационно-правовой формы при соблюдении ряда требований, если ее цель носит общественно значимый характер и не связана с получением прибыли [10, с. 13]. Бельгийское социальное предпринимательство имеет региональную специфику. Например, в Валлонии наиболее востребованной формой социальных предприятий являются предприятия трудовой адаптации. Главная цель деятельности таких организаций — оказание помощи людям, которые оказались невостребованными на рынке труда, и их реинтеграция в производственную деятельность. Воспользоваться этой формой может организация, работающая как на коммерческой, так и некоммерческой основе, при условии, что не менее 3/4 от штатной численности ее работников составляют лица с ограниченными возможностями [11, с. 13].
В Германии в сфере социального предпринимательства сложилась двоякая ситуация. С одной стороны, государство не стремится формально ин-ституализировать данное явление, в немецком законодательстве нет даже упоминания о социальном предпринимательстве [10, с. 22]. С другой стороны, социальные предприятия, в роли которых выступают различные компании, осуществляющие предпринимательскую деятельность в социальной сфере, занимают достаточно весомое место в экономике страны. Так, например, некоммерческие общества с ограниченной ответственностью (gGmbH) ведут предпринимательскую деятельность на постоянной основе, направляют прибыль на достижение общественно значимых целей и имеют право на получение налоговых льгот как НКО.
Законодательством Великобритании предусмотрена возможность создания особого типа социального предприятия — компании общественных интересов (community interest company). CIC пред-
ставляет собой компанию с ограниченной ответственностью, которая осуществляет свою деятельность для достижения общественно значимого эффекта (community benefit) [12, с. 22]. Особенность британской модели заключается в том, что получение прибыли не является основной целью такого предприятия. В то же время его нельзя отнести к некоммерческим организациям в чистом виде. Компании общественных интересов осуществляют свою деятельность в интересах определенного сообщества, а не для обогащения ее собственников или акционеров, хотя последние могут получать дивиденды [13, с. 188].
В начале июня 2016 г. в РФ утверждена Стратегия развития малого и среднего предпринимательства до 2030 г. [14], в соответствии с которой в качестве субъектов социального предпринимательства выступают предприятия, специализирующиеся на производстве продукции и предоставлении услуг в интересах социально уязвимых и малоимущих групп граждан или создающие рабочие места для них. Принят также План мероприятий («Дорожная карта») по поддержке доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере, включающий в том числе мероприятия по поддержке социальных предпринимателей [15]. Начиная с 2018 г. и далее ежегодно Минэкономразвития России формирует рейтинг регионов по итогам реализации механизмов поддержки СОНКО и социального предпринимательства [16], в соответствии с которым одним из критериев оценки эффективности работы органов власти является реализация мероприятий по поддержке социального предпринимательства.
Вместе с тем ни в одном из вышеперечисленных документов не были определены критерии социального предпринимательства. Опираясь на приказы Минэкономразвития России об организации проведения конкурсного отбора субъектов РФ, бюджетам которых в 2013-2015 гг. предоставлялись субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства (от 24.04.2013 № 220; от 01.07.2014 № 411; от 25.03.2015 № 167), регионы разработали собственные программы поддержки социального предпринимательства. Так, например, соответствующие документы были разработаны в Московской, Ленинградской, Ульяновской, Мурманской, Сахалинской областях, республиках Башкортостан, Татарстан, Камчатском крае.
После долгого обсуждения и многочисленных версий законопроектов в 2019 г. понятие социаль-
ного предпринимательства наконец получило законодательное закрепление. С внесением изменений в закон о малом и среднем предпринимательстве в РФ социальные предприниматели в России приобрели юридический статус и возможности получения системной поддержки на всех уровнях государственного управления [17]. В законе социальное предпринимательство выступает как «предпринимательская деятельность, направленная на достижение общественно полезных целей, способствующая решению социальных проблем граждан и общества и осуществляемая в соответствии с условиями, предусмотренными законом», а социальные предприятия — как организационное воплощение этой деятельности. Основным критерием отнесения социальных предприятий к особому направлению предпринимательства служит не отрасль, а социальная проблема и способы ее решения. На наш взгляд, такой подход к определению критериев социального предпринимательства является несомненным преимуществом.
Кроме того, можно назвать также следующие ключевые особенности предложенного в законе подхода:
— социальное предпринимательство рассматривается как особый вид предпринимательской деятельности, осуществляемой на системной основе, но обособленно от традиционного бизнеса в социальной сфере;
— фокус на социальном предприятии как объекте регулирования, а не на социальном проекте;
— социальным предприятием может быть только субъект малого и среднего предпринимательства (далее — МСП) (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель), выполняющий одно из четырех условий (рисунок);
— установлены конкретные количественные критерии, которым должен соответствовать субъект МСП для получения статуса социального предприятия в виде процента от дохода, чистой прибыли, численности работников, фонда оплаты труда (в соответствии с приказом Минэкономразвития России необходимо документально подтвердить соответствие этим критериям [18]);
— закрытый перечень социально уязвимых категорий граждан и видов деятельности, которые могут осуществлять социальные предприниматели.
С вышеуказанными особенностями подхода связан и ряд его недостатков, в частности:
— СОНКО не рассматриваются как социальные предприятия, хотя установленные законом критерии подходят и под них;
Рисунок. Критерии социального предпринимательства в российском законодательстве
1. Обеспечивает трудовую интеграцию
2. Обеспечивает реализацию товаров,
3. Осуществляет производство товаров (работ,
услуг) для граждан
социально уязвимых категории
К социально уязвимым категориям граждан относятся:
— инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья;
— одинокие и (или) многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, в том числе детей-инвалидов;
— пенсионеры и граждане предпенсионного возраста;
— выпускники детских домов в возрасте до 23 лет;
— лица, освобожденные из мест лишения свободы и имеющие неснятую или непогашенную судимость;
— беженцы и вынужденные переселенцы;
— лица без определенного места жительства и занятий;
— другие категории граждан, признанные нуждающимися в социальном обслуживании
4. Осуществляет виды деятельности,
направленные на достижение общественно полезных целей
— оказание психолого-педагогических услуг, услуг в сфере образования и межнационального сотрудничества;
— организация отдыха и оздоровления детей;
— обучение работников и добровольцев СОНКО;
— культурно-просветительская деятельность и др.
1. Доля от общего числа работников
— не менее 50 %. 2. Расходы на оплату труда
— не менее 25 % от расходов на
1. Доля доходов от осуществления такой деятельности -не менее 50 % в общем объеме доходов. 2. Доля чистой прибыли, направленной на осуществление такой деятельности, — не менее 50 % от размера чистой прибыли
— невозможно точно определить границу для установленных критериев — неясно, являются ли пороговые значения в 50 % необходимыми и достаточными;
— отдельные направления остались за рамками закона — например, физическая культура и спорт, экология;
— не отражен новаторский характер социального предпринимательства.
Некоммерческая организация в соответствии с российским законодательством не относится к социальным предприятиям. Тем не менее отечественная практика, наработанная еще до принятия закона, свидетельствует о том, что СОНКО могут рассматриваться как социальные предприниматели. Например, конкурсы Фонда «Наше будущее» для социальных предпринимателей проводятся как среди коммерческих, так и некоммерческих организаций.
В рамках предложенного в законе подхода в зависимости от характера решаемой социальной
проблемы и потребностей целевой аудитории могут применяться четыре вида бизнес-моделей.
1. Целевая аудитория испытывает сложности с трудоустройством, которые связаны с дополнительным (специальным) оборудованием рабочего места, созданием особых условий труда. Проблемы целевой аудитории — социально-экономическая изоляция, трудности в освоении профессиональных навыков. Социальный предприниматель создает такую модель предприятия, которая позволила бы обеспечить устойчивую занятость социально уязвимых работников и добиться положительного финансового результата.
2. Целевая аудитория — социально уязвимые категории граждан, которые производят различные товары, но плохо знают, как устроен рынок, удалены от рынков сбыта физически, не владеют достаточной информацией, ресурсами, контактами. Ключевая проблема, которую решает социальный предприниматель, — изоляция от рынков сбыта
производимой продукции. Социальные предприниматели ориентированы на продвижение продукции уязвимых производителей на рынок, обеспечивающее им стабильный доход.
3. Целевая аудитория — социально уязвимые категории граждан, испытывающие острую потребность в специализированных товарах (работах, услугах) — протезно-ортопедических изделиях, медицинской технике, услугах по реабилитации и др. Как правило, речь идет об инновационных социально значимых товарах и услугах, которые не имеют широкого распространения или имеют высокую стоимость. Ключевая задача социального предпринимателя — сделать их доступными для целевого потребителя.
4. Нет четко выраженной целевой аудитории, благополучателем является общество в целом. Ключевая проблема, которую решает социальный предприниматель, — нехватка доступа к важным социальным, экономическим и культурным благам. По этой модели работают, например, благотворительные магазины, которые реализуют пожертвованные населением вещи с целью привлечения средств на социальные нужды. Базовым социальным предприятием может быть не только благотворительный магазин, но и обучающий центр или музей. В таком случае социальное предприятие оказывается своеобразным центром, аккумулирующим гражданскую активность в конкретном поселении или районе.
На наш взгляд, наиболее интересными с точки зрения реализации в российских условиях представ-
1. О благотворительной деятельности и благотворительных организациях : федер. закон от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ. — Доступ из справ.-правовой системы «Кон-су льтантПлюс».
2. Конституция Российской Федерации : принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ). — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3. Корпоративная социальная ответственность — новая философия бизнеса : учеб. пособие / Внешэкономбанк. — М. : Внешэкономбанк, 2011. — URL: http://www. veb.ru/common/upload/files/veb/kso/ksobook2011.pdf
4. Зинькович Н. Ю. Социальная ответственность как базовый компонент бизнес-стратегии фирмы / Н. Ю. Зинькович // Проблемы экономики. — 2014. — № 1. — С. 32-33.
5. Social Accountability 8000. Международный стандарт SA 8000:2014. — URL: http://sa-intl.org/_data/n_0001/ resources/live/SA8000%20Standard%202014.pdf
ляются гибридные модели, допускающие, что статус социального предприятия могут получить организации различных организационно-правовых форм. В свою очередь этот статус дает им право участвовать в программах государственной поддержки.
Социальное предпринимательство является одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере поддержки малого и среднего бизнеса и одновременно важным инструментом развития региональной экономики. Вместе с тем в регионах сегодня трудно даже количественно оценить фактический уровень развития социального предпринимательства по причине долгого отсутствия научной и правовой проработки критериев данного явления.
Учитывая специфику социального предпринимательства, необходимо отметить, что без построения комплексной системы государственной поддержки создание конкурентоспособных, отвечающих современным общественным запросам социальных предприятий становится невозможным. Важно подчеркнуть, что выстраивание инфраструктуры здесь важнее, чем предоставление субсидий или грантов, которые представляют собой разовую финансовую поддержку, поскольку социальное предпринимательство подразумевает системный и длительный характер деятельности. Социальное предпринимательство предполагает уход от грантозависимости в сторону инвестиционной модели развития, рассчитанной на долгосрочную перспективу.
6. ГОСТ Р ИСО 26000-2012. Национальный стандарт Российской Федерации. Руководство по социальной ответственности : приказ Росстандарта от 29 ноября 2012 г. № 1611-ст. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
7. Гришина Я. С. Сравнительно-правовое исследование социального предпринимательства в странах Америки и Европы / Я. С. Гришина // Вестник Пермского университета. — 2012. — № 2. — С. 111-121.
8. Барков А. В. О социальной значимости и актуальности легализации дефиниции «социальное предпринимательство» в российском законодательстве (Мнение эксперта) / А. В. Барков // Экономика. Предпринимательство. Окружающая среда. — 2015. — № 1. -С. 67-69.
9. Zakon o socialnem podjetnistvu // Uradni list Republike Slovenije. — URL: https://www.uradni-list.si/_ pdf/2011/Ra/r2011020.pdf
10. Defourny J. Social enterprise in Europe: recent trends and developments. Working Papers Series, no. 08/01 / J. Defourny, M. Nyssens. — Liège : EMES European
Research Network. — URL: https://emes.net/site/wp-content/ uploads/WP_08_01_SE_WEB.pdf
11. Gregoire O. National profiles of Work interration social enteprises: Belgium. Working Papers Series, no. 03/08 / O. Gregoire. — Liège : EMES European Research Network. -URL: https://emes.net/content/uploads/publications/WP_03-08_ELEXIES_B.pdf
12. Borzaga C. Social Enterprise : New Model for Poverty Reduction and Employment Generation / C. Borzaga, R. Nogales, G. Galera. — UNDP Regional Bereau For Europe and the Commonwealth of Independent States, 2008. — URL: https://emes.net/content/uploads/publica-tions/11.08_EMES_UNDP_publication.pdf
13. Гришина Я. С. Британская компания общественных интересов (Community interest company) как оптимальная модель социального предприятия / Я. С. Гри -шина // Вестник Волгоградского университета. — 2015. -№ 3. — С. 187-191.
14. Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 г. : распоряжение Правительства РФ от 2 июня 2016 г. №1083-р — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
15. План мероприятий («Дорожная карта») по поддержке доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере, включающий в том числе мероприятия по поддержке социальных
Воронежский государственный университет
Мельник Е. Н., кандидат экономических наук, доцент кафедры региональной экономики и территориального управления
предпринимателей : распоряжение Правительства РФ от 8 июня 2016 г. № 1144-р. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
16. Итоги рейтинга субъектов Российской Федерации по итогам реализации поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций и социального предпринимательства, обеспечения доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере и внедрения конкурентных способов оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере. — URL: http://nko.economy.gov.ru/ portalnews/read/5109
17. О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в части закрепления понятий «социальное предпринимательство», «социальное предприятие» : федер. закон от 26 июля 2019 г. № 245-ФЗ. -Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».
18. Об утверждении Порядка признания субъекта малого или среднего предпринимательства социальным предприятием и Порядка формирования перечня субъектов малого и среднего предпринимательства, имеющих статус социального предприятия : приказ Министерства экономического развития РФ от 29 ноября 2019 г. № 773. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Voronezh State University
Melnik E. N., Candidate of Economic Sciences, Assistant Professor of Regional Economy and Territorial Management Department
Организационно-правовые формы социального предпринимательства
Организационно-правовые формы, в которых может осуществляться социальное предпринимательство, могут быть самыми разными: индивидуальные предприниматели, коммерческие организации, некоммерческие организации. Следует отметить, что социальный характер предпринимательской деятельности в любой организационно-правовой форме не освобождает от обязательств, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, т. е. от уплаты налогов, отчислений в социальные и страховые фонды, и других платежей, предусмотренных налоговым законодательством.
Индивидуальное предпринимательство является одной из самых распространенных форм социального предпринимательства в Российской Федерации. Статья 23 п. 1 Гражданского кодекса РФ указывает, что «гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя» (ИПБЮЛ — индивидуальный предприниматель без образования юридического лица).
Индивидуальная предпринимательская деятельность регулируется теми же правилами Гражданского кодекса РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц — коммерческих организаций, если иное не вытекает из закона или других правовых актов.
Осуществление социальной предпринимательской деятельности в виде ИПБЮЛ имеет как достоинства, так и недостатки, обусловленные особенностями индивидуального предпринимательства.
Достоинства организационно-правовой формы ИПБЮЛ с точки зрения социального предпринимательства:
- • простота создания и ликвидации бизнеса;
- • простота организации и ведения бизнеса;
- • упрощенный порядок предоставления отчетности;
- • возможность использования упрощенной системы налогообложения (УСН) или единого налога на вмененный доход (ЕНВД).
Недостатки организационно-правовой формы ИПБЮЛ с точки зрения социального предпринимательства:
- • повышенная персональная и финансовая ответственность за результаты деятельности;
- • недоступность некоторых видов деятельности;
- • невозможность назначения стороннего руководителя предприятия;
- • невозможность привлечения инвестиций.
На практике социальные предприятия часто существуют именно в этой организационно-правовой форме. Одними из многочисленных примеров могут служить иркутский благотворительный магазин «Вторник» и камчатский центр социального туризма «Росомаха», осуществляющие свою деятельность именно в форме индивидуальных предприятий.
Социальное предпринимательство может осуществляться также в рамках уставной деятельности юридических лиц. Юридические лица — это «организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации)» (ст. 50 Гражданского кодекса РФ, п. 1).
Коммерческие организации могут создаваться в разнообразных организационно-правовых формах: в виде хозяйственных товариществ и обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Рассмотрим наиболее популярные формы организаций, используемые в социальном предпринимательстве.
Общество с ограниченной ответственностью (ООО). Это хозяйственное общество, которое учреждается одним или несколькими юридическими и (или) физическими лицами, уставный капитал которого разделен на доли.
Примеры российских социальных предприятий, осуществляющих свою деятельность в форме обществ с ограниченной ответственностью:
- • ООО «Спасибо!» — петербургская сеть благотворительных магазинов, осуществляющих сбор вещей у граждан и передачу большей их части нуждающимся в них людям;
- • ООО «Обсервер» — калининградское предприятие, занимающееся производством инвалидных колясок и другого оборудования для людей с ограниченными возможностями, в том числе силами работников с ограниченными возможностями;
- • ООО «НКО-сервис», реализующее проект «Авоська дарит надежду», который имеет экологическую направленность и одновременно способствует трудоустройству людей с ограниченными возможностями путем создания для них рабочих мест. Производство организовано в Москве, готовая продукция реализуется также в Санкт- Петербурге, Тольятти, Екатеринбурге;
- • ООО «Наивно? Очень» — московское социальное предприятие, ориентированное на трудоустройство людей с тяжелыми психоневрологическими нарушениями;
- • ООО «Берестянин» — социальное предприятие из Братска, производящее продукцию из бересты и предоставляющее рабочие места пенсионерам.
Достоинства организационно-правовой формы общества с ограниченной ответственностью с точки зрения социального предпринимательства:
- • меньшая, чем в ИПБЮЛ, персональная и финансовая ответственность учредителя;
- • более широкие возможности привлечения средств для развития бизнеса;
- • доступность более широкого спектра видов деятельности;
- • возможность назначения стороннего руководителя предприятия.
Недостатки организационно-правовой формы общества с ограниченной ответственностью с точки зрения социального предпринимательства:
- • более сложная и длительная регистрация предприятия;
- • более высокая, чем в ИПБЮЛ сложность процесса управления предприятием, в котором, как правило, имеется наемный персонал, и требуется больший объем финансовой документации;
- • возможный разрыв интересов собственника и наемного персонала, в том числе руководящего звена.
Индивидуальное предпринимательство и коммерческие организации позволяют реализовать как бизнес-составляющую и коммерческую сторону социального предпринимательства, так и социальные цели. Следует отметить, что индивидуальные и коллективные коммерческие социальные предприятия могут получить поддержку со стороны специализированных фондов поддержки предпринимательства и благотворительных фондов на реализацию проектов социальной направленности (см. гл. 7).
Социальное предпринимательство может реализовываться в форме некоммерческих организаций, что, однако, имеет свои сложности.
С одной стороны, НКО не должны преследовать извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, поэтому в классификации организационно-правовых форм предпринимательства они, как правило, не включаются.
С другой стороны, НКО могут осуществлять отдельные предпринимательские проекты или создавать коммерческие предприятия для своего выживания и развития. Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность, в том числе заниматься социальным предпринимательством. Согласно ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» к предпринимательской и иной приносящей доход деятельности относятся «приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика». Необходимо, чтобы эта деятельность была указана в учредительных документах НКО и служила достижению целей, ради которых организация создана.
В соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» НКО могут создаваться для различных целей, в том числе социальных. Законом специально среди НКО выделяются социально ориентированные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем и развитие гражданского общества в Российской Федерации (ст. 2, п. 2.1).
Некоммерческие организации могут создаваться в разнообразных организационно-правовых формах: потребительские кооперативы, общественные организации, автономные некоммерческие организации (АНО), общественные движения, адвокатские палаты, клубы, ассоциации и другие организации (ст. 50, п. 1 Гражданского кодекса РФ). Все они могут заниматься социальным предпринимательством в рамках отдельных проектов или юридических лиц.
Примеры социальных проектов НКО:
- • Иркутский благотворительный фонд «Оберег», оказывающий помощь людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
- • Иркутский благотворительный фонд «Я волонтер», оказывающий помощь больным детям;
- • Ассоциация сторонников развития экообразования, лидерства и тропостроения «Большая Байкальская Тропа» (Иркутск), которая занимается строительством и реконструкцией троп вокруг Байкала на добровольческой основе, проводит экологическое просвещение среди детей в школах деревень и поселков Байкальского региона.
Автономная некоммерческая организация — это унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства, создана на основе на основе добровольных имущественных взносов гражданами и (или) юридическими лицами для предоставления услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности (Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»). АНО может быть учреждена одним лицом.
Это удобная и распространенная организационная форма для реализации проектов в области социального предпринимательства. В этой форме часто создаются негосударственные детские сады и учебные заведения, частные больницы и поликлиники, спортивные клубы и оздоровительные центры.
Примеры АНО с социальной направленностью:
- • АНО «Центр живой природы» — усть-илимский реабилитационный центр оказания помощи диким животным;
- • АНО «Адаптационно-педагогический центр РАСсвет» — иркутская организация, направленная на развитие, образование и социальную адаптацию детей с расстройством аутистического спектра;
- • АНО Реабилитационный центр «Перекресток семи дорог» — ангарская организация, занимающаяся оказанием социальных услуг по реабилитации наркозависимых;
- • АНСОО Центр социального обслуживания «Милосердие» — находящаяся в Братске организация, осуществляющая деятельность по уходу за людьми пожилого возраста и лицами с ограниченными возможностями с обеспечением их проживания.
Достоинства АНО с точки зрения социального предпринимательства:
- • меньшая персональная, в том числе финансовая, ответственность учредителя;
- • возможность формирования имущественной базы как за счет передачи имущества учредителями, так и за счет приобретения, а также возможность вообще не иметь имущества;
- • относительная свобода в формировании системы органов управления;
- • возможность получения налоговых льгот.
Недостатки АНО с точки зрения социального предпринимательства:
• усложненность процессов разработки учредительных документов и управления предприятием, требующих участия специалистов;
- • необходимость ведения бухгалтерского и налогового учета;
- • невозможность распределения полученной прибыли между учредителями.
Социально ориентированные НКО, так же как и предпринимательские структуры, могут получать поддержку органов государственной власти и местного самоуправления, которая предусмотрена Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (ст. 31.1, п. 1). Поддержка осуществляется в различных формах, в том числе финансовой, имущественной, информационной, консультационной, а также поддержки в области подготовки и дополнительного профессионального образования. Эта поддержка может предоставляться в тех случаях, когда социально ориентированные НКО осуществляют виды деятельности, указанные в законе в специальном, весьма подробном перечне, — от социальной поддержки и защиты граждан до содействия повышению мобильности трудовых ресурсов.