Статья 90 налогового кодекса рф для чего вызывают в качестве свидетеля
Перейти к содержимому

Статья 90 налогового кодекса рф для чего вызывают в качестве свидетеля

  • автор:

Статья 90 налогового кодекса рф для чего вызывают в качестве свидетеля

НК РФ Статья 90. Участие свидетеля

1. В качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Показания свидетеля заносятся в протокол.

2. Не могут допрашиваться в качестве свидетеля:

1) лица, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля;

2) лица, которые получили информацию, необходимую для проведения налогового контроля, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лиц, в частности адвокат, аудитор.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Физическое лицо вправе отказаться от дачи показаний только по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

4. Показания свидетеля могут быть получены по месту его пребывания, если он вследствие болезни, старости, инвалидности не в состоянии явиться в налоговый орган, а по усмотрению должностного лица налогового органа — и в других случаях.

5. Перед получением показаний должностное лицо налогового органа предупреждает свидетеля об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний либо за дачу заведомо ложных показаний, о чем делается отметка в протоколе, которая удостоверяется подписью свидетеля.

(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Копия протокола после его составления должна быть вручена свидетелю лично под расписку. В случае отказа свидетеля от получения копии протокола этот факт отражается в протоколе.

Статья 90. Участие свидетеля

1. В качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Показания свидетеля заносятся в протокол.

2. Не могут допрашиваться в качестве свидетеля:

1) лица, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля;

2) лица, которые получили информацию, необходимую для проведения налогового контроля, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лиц, в частности адвокат, аудитор.

3. Физическое лицо вправе отказаться от дачи показаний только по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

4. Показания свидетеля могут быть получены по месту его пребывания, если он вследствие болезни, старости, инвалидности не в состоянии явиться в налоговый орган, а по усмотрению должностного лица налогового органа — и в других случаях.

5. Перед получением показаний должностное лицо налогового органа предупреждает свидетеля об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний либо за дачу заведомо ложных показаний, о чем делается отметка в протоколе, которая удостоверяется подписью свидетеля.

Информация об изменениях:

Статья 90 дополнена пунктом 6 с 3 сентября 2018 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 302-ФЗ

6. Копия протокола после его составления должна быть вручена свидетелю лично под расписку. В случае отказа свидетеля от получения копии протокола этот факт отражается в протоколе.

Допросы в налоговой инспекции: как минимизировать налоговые риски

Довольно часто показания, полученные налоговым органом при допросе свидетелей, выступают определяющими доказательствами нарушений налогового законодательства, которые влияют на исход налогового спора в арбитражном суде. Расскажем о правилах поведения, соблюдение которых позволит налогоплательщику успешно использовать результат допроса при оспаривании итогов налоговой проверки.

Содержание

  • Кого вызывают на допрос?
  • Как вести себя на допросе

Кого вызывают на допрос?

Допрос свидетеля (ст. 90 НК РФ) представляет собой одно из мероприятий налогового контроля, которое особо распространенно в ходе проведения выездных налоговых проверок.

Причем по смыслу ст. 90 НК РФ на допрос в качестве свидетеля в налоговый орган может быть вызвано любое физическое лицо, которому, по мнению проверяющего инспектора, могут быть известны какие-либо обстоятельства имеющие значения для осуществления налогового контроля.

Так, проверяющие инспекторы очень часто используют свидетельские показания в качестве одного из главных (а зачастую и единственных) доказательств получения проверяемым налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды и (или) нарушения им требований ст. 54.1 НК РФ.

При этом следует отметить, что в настоящее время в ходе налоговых проверок вызывают на допрос не только генеральных директоров проверяемого налогоплательщика и его контрагентов, но и допрашивают гораздо более широкий круг лиц. Это и рядовые сотрудники различных отделов: менеджеры отдела закупок, отдела продаж, грузчики и логисты, водители, сотрудники бухгалтерии, руководители отделов и т.д.

Допрашивая таких лиц, налоговый орган, главным образом, пытается найти и зафиксировать противоречия в свидетельских показаниях и их расхождения со сведениями, содержащимися в документах проверяемого налогоплательщика.

Между тем исходя из нашего практического опыта, для того чтобы минимизировать последующие риски вменения налоговых нарушений, следует придерживаться следующих рекомендаций и правил касательно поведения проверяемого налогоплательщика при допросах различных лиц.

Как вести себя на допросе

Первое правило. Необходимо договориться с сотрудниками (как с действующими, так и уволенными), чтобы они предупреждали о своих вызовах в налоговый орган на допрос руководство проверяемого налогоплательщика. Более того, таким лицам необходимо идти на допрос будучи подготовленным к возможным вопросам налогового инспектора и крайне желательно в сопровождении налогового юриста.

Следует помнить, что одной из главных целей похода на допрос сотрудника проверяемого налогоплательщика должно выступать получение позитивных для налогоплательщика свидетельских показаний, на которые ему в дальнейшем можно будет ссылаться как доказательство при оспаривании результатов налоговой проверки.

В этой связи рекомендуем до похода на допрос вместе с юристом проконсультировать свидетеля о его правах и обязанностях при проведении допроса, о целях допроса, а также подробно обсудить со свидетелем вопросы, которые ему могут быть заданы проверяющим инспектором, и наиболее подходящие варианты ответов на такие вопросы.

Также, готовясь к допросу, сотруднику желательно посмотреть и изучить различные документы (например, свою должностную инструкцию либо подписанные им когда-то первичные учетные документы по финансово-хозяйственной деятельности проверяемого налогоплательщика), а также актуализировать информацию о событиях, имевших место в прошлом (речь, как правило, идет об обстоятельствах трех-четырехлетней давности).

Стоит отметить, что практическая ценность сопровождения налогового юриста при допросе свидетелей заключается прежде всего в следующем:

  • присутствие юриста необходимо для наиболее корректного и полного отражения в протоколе допроса показаний допрашиваемого лица, исключения двусмысленности и противоречивости (в частности, при необходимости юрист обратит внимание проверяющего инспектора на неправильность произведенных им в протоколе записей ответов свидетеля и необходимости их корректировки);
  • в случае присутствия в ходе проведения допроса юриста свидетель после каждого задаваемого инспектором вопроса имеет полное право обсуждать со своим представителем по доверенности наиболее приемлемые варианты и формулировки ответов;
  • присутствие на допросе юриста позволяет также избежать злоупотреблений со стороны проверяющих и дает возможность эффективно противодействовать мерам психологического воздействия на свидетеля (например, угрозам привлечения к уголовной ответственности за дачу ложных показаний, дальнейшего общения свидетеля с сотрудниками правоохранительных органов и т.д.).

Второе правило. В ходе проведения допроса свидетелю следует помнить, что лишь он самостоятельно определяет, как ему отвечать на тот или иной заданный проверяющим инспектором вопрос — подробно либо лаконично, освещать ли в своих ответах те обстоятельства, о которых в вопросе инспектор прямо не спрашивал, либо нет и т.п.

Третье правило. Свидетелю не следует отвечать на те вопросы, которые не входят в круг его должностных обязанностей (выходят за рамки его компетенции).

Так, зачастую, проверяющий инспектор задает свидетелю вопросы, на которые тот не может объективно ответить в силу того, что такие вопросы не входят в его должностные обязанности.

Например, сотруднику склада задается вопрос о том, «каким образом в организации осуществляется поиск поставщиков», «каким образом ведется бухгалтерский учет в организации». В такой ситуации свидетелю правильнее прямо указать, что он затрудняется ответить на подобный вопрос, поскольку в его должностные обязанности те или иные вещи не входят.

Так, в одном из актов выездной налоговой проверки, с которыми нам приходилось работать, по одному из эпизодов претензий по «проблемным» контрагентам проверяющими были сделан вывод об отсутствии необходимости привлечения субподрядчиков. Он был основан на свидетельских показаниях одного из рядовых рабочих на объекте строительства (электрогазосварщика) о том, что в штате проверяемой организации имелось достаточно сотрудников для самостоятельного выполнения всего объема работ на разных объектах строительства. Между тем данный сотрудник не обладал и не мог обладать информацией об объемах выполняемых в проверяемый период строительных работ.

Приведем еще один пример. В постановлении 13ААС от 24.12.2019 по делу № А56-50990/2019 (налоговый спор компании ООО «ЮРРОС») судьи отметили, что свидетельские показания сотрудников Общества о том, что на объекте они не видели никаких субподрядчиков касаются в основном работников простого труда (водители самосвалов, машинисты-экскаваторщики), которые не имели отношения к вопросу привлечения субподрядных организаций и в большинстве своем отвечая на вопрос: «знакомы ли им субподрядные организации» закономерно отвечали что, «нет», так как указанные вопросы не касаются их компетенции и за рамками их служебных обязанностей.

В этой связи здесь важно помнить, что свидетелю следует давать показания исключительно о том, что он знает лично, что входит в его компетенцию (круг исполняемых должностных обязанностей). Недопустимо чтобы свидетель давал показания исходя из собственных рассуждений и интерпретации тех или иных обстоятельств, о которых интересуется проверяющий инспектор.

Четвертое правило. Крайне важно свидетелю внимательно прочитать протокол допроса для того, чтобы убедиться, что все его показания записаны проверяющим инспектором корректно и верно, без каких-либо искажений и дополнений.

К сожалению, как показывает практика, проверяющий инспектор, нередко намеренно, преследуя цели получения противоречивых свидетельских показаний, нечетко формулируют свидетелю вопросы и заносит в протокол соответствующие ответы свидетеля. Более того, зачастую налоговый инспектор не дословно записывает в протоколе показания свидетеля, а существенно искажает смысл показаний либо придает таким показаниям негативный оттенок. Все это в последующем предоставляет налоговому органу широкие возможности интерпретировать полученные свидетельские показания не в пользу налогоплательщика.

В этой связи подписывать сам протокол допроса можно только после того, как свидетель вместе с представителем по доверенности (юристом) в случае необходимости внесут в протокол свои правки и дополнения. В случае же если проверяющий инспектор отказывается вносить корректировки и правки в протокол, свидетелю необходимо настаивать на их внесении и подробно изложить их в замечаниях к протоколу (как и зафиксировать тот факт, что проверяющий инспектор некорректно отразил показания свидетеля на соответствующий вопрос).

Пятое правило. Свидетелю ни в коем случае не нужно отказываться от получения копии протокола допроса.

Так, с сентября 2018 года налоговым законодательством (пункт 6 статьи 90 НК РФ) прямо предусмотрено, что копия протокола должна быть вручена свидетелю сразу после его составления. В случае отказа свидетеля от получения копии протокола этот факт отражается в этом же протоколе.

Причем наличие сведений у проверяемого налогоплательщика о содержании уже проведенных в ходе налоговой проверки допросов свидетелей позволит ему еще до составления акта налоговой проверки выбирать оптимальную тактику и стратегию защиты от предполагаемых налоговых претензий (например, при необходимости просить налоговый орган провести допросы определенных сотрудников).

С учетом вышеизложенного, следует признать, что проверяемому налогоплательщику ни в коем случае не стоит игнорировать допросы свидетелей, при этом крайне желательно заранее предупредить всех потенциальных свидетелей о возможности их вызова на допрос и обеспечить им квалифицированную юридическую помощь при допросе.

Более того, не стоит забывать, что целью похода свидетелей на допрос должно быть достижение такого результата по итогам допросов, который позволит налогоплательщику в дальнейшем ссылаться на соответствующие свидетельские показания в качестве доказательств неправомерности налоговых претензий проверяющих. При этом рекомендуем при допросах свидетелей привлекать налогового юриста с целью минимизации сопряженных с допросами налоговых рисков.

Налоговые юристы компании «Правовест Аудит» помогут Вам в сопровождении на допрос в налоговый орган, а также готовы представлять интересы компании в суде.

Допрос свидетеля при налоговой проверке: как себя вести

Действующее налоговое законодательство предоставляет представителям ИФНС широкий круг полномочий при проведении мероприятий налогового контроля. В частности, в рамках налоговой проверки (независимо от того, в какой форме она проходит) представители контролирующих органов могут проводить допрос свидетелей.

Целью допроса является выяснение обстоятельств осуществления определенных финансово-хозяйственных операций, вызывающих сомнения у проверяющих. Информацию, полученную в ходе допроса, налоговики в дальнейшем используют как элемент доказательной базы в делах о нарушении налогового законодательства. Следовательно, данное мероприятие может иметь достаточно серьезные последствия для налогоплательщика, поэтому очень важно знать не только о том, как проходит допрос, но и о том, как подготовиться и как вести себя во время его проведения, чтобы избежать дальнейших неприятностей.

Начнем с того, что действующее законодательство по налогам и сборам относит к числу свидетелей, которые могут быть допрошены представителями ИФНС, любых физических лиц, обладающих, по мнению контролирующего органа, сведениями, имеющими значение для налогового контроля. Налоговики могут брать показания как у работников и должностных лиц налогоплательщика, так и у его контрагентов, налоговых агентов и прочих обязанных лиц.

Вместе с тем, законодатель в п.2 ст. 90 НК устанавливает запрет на допрос в качестве свидетелей малолетних или недееспособных лиц, а также лиц, обладающих необходимой информацией, но связанных профессиональной тайной (например, адвокатов или аудиторов).

Обучение проводит адвокат по вопросам налоговой и корпоративной безопасности бизнеса, бывший сотрудник ОБЭП Иван Кузнецов. За месяц вы научитесь выстраивать защиту при угрозе уголовного дела, как вести себя при допросе, инвентаризации, осмотре, выемке и определять законность действий налоговиков и полиции при проверках.

Супер-акция до 13 августа: обучение с удостоверением ФИС ФРДО 40 ак. часов за 4990 руб. Записаться со скидкой

Когда может быть проведен допрос свидетеля?

Действующее налоговое законодательство устанавливает определенные временные периоды, в течение которых можно допрашивать свидетелей. Прежде всего, данное мероприятие может быть проведено непосредственно во время самой проверки (камеральной, выездной, встречной).

Свидетели также могут быть допрошены до того, как проверка начнется, либо же в ходе дополнительных действий налоговиков, если они требуются для уточнения результатов проверки (так называемые мероприятия дополнительного контроля).

Если же проверка приостановлена, а проведение дополнительного контроля официально окончено, любые допросы свидетелей, проведенные в это время, будут считаться незаконными.

Вместе с тем, если свидетель в установленном порядке вызывался на допрос тогда, когда проверка проводилась, то взять у него показания можно и после истечения вышеуказанных временных рамок.

Вызов на допрос свидетелем в налоговую – игнорировать или идти

ФНС в своем письме АС-4-2/12837, датированном 17.07.2013 г., четко указывает, что вызов на допрос нужно осуществлять повесткой, в которой должна содержаться информация не только о месте и времени, но также и об основаниях его проведения.

Если такая повестка вами получена, то уклоняться от посещения налогового органа не стоит, поскольку можно не только заработать штраф в размере тысячи рублей, но и стать субъектом, в отношении которого вполне вероятно будет осуществлен розыск и принудительный привод на допрос полицией.

Кроме этого, неявка по повестке без объяснения причин, может негативно сказаться на исходе мероприятий налогового контроля, поскольку будет в дальнейшем трактоваться налоговиками как непрямое доказательство нарушения плательщиком норм налогового закона.

При наличии уважительных причин (болезнь, большая загруженность на работе, несвоевременное получение повестки, дальнее расстояние, ограниченный срок для явки и прочие) можно перенести время и место проведения допроса, однако о таких причинах следует обязательно сообщить налоговому органу, направившему повестку.

Игнорировать вызов на допрос можно в том случае, если он сделан не предусмотренным законом способом (вас пригласили по телефону, прислали смс-ку, электронное письмо, передали просьбу явиться в ИФСН через третье лицо, инспектор сделал устное приглашение при встрече).

Где должен проводиться допрос

В статье 90 Налогового кодекса определено, что отбор показаний у свидетелей должен осуществляться в налоговом органе, проводящем контрольные мероприятия. Вместе с тем, в случае, если свидетель болен, является инвалидом или же лицом преклонного возраста, он может быть допрошен по своему месту жительства. В данной ситуации Федеральная налоговая служба рекомендует получать от такого свидетеля согласие на допуск в его жилье.

Если свидетель территориально далеко находится от того контролирующего органа, который желает его допросить, налоговая инспекция может направить в налоговый орган по месту жительства или месту нахождения такого свидетеля письменное поручение о его допросе.

Как происходит допрос в налоговой инспекции

Мероприятие начинается с установления личности свидетеля. После этого вам должны быть разъяснены ваши права и сделано предупреждение об ответственности в отношении дачи показаний (отказ или уклонение от ответов на поставленные вопросы, предоставление ложных сведений). Если в ходе допроса будут использоваться технические средства его фиксации, дознаватель должен поставить вас об этом в известность и отразить данный факт в протоколе.

Далее следует непосредственная процедура снятия показаний и составление протокола. Конечный этап мероприятия – ознакомление с протоколом и его подписание свидетелем. Выдача копии протокола допроса свидетелю – право, а не обязанность налогового органа.

Можно ли отказаться от дачи показаний? Да, если такие показания могут быть использованы против допрашиваемого или членов его семьи. Данное правило закреплено в Конституции (ст.51).

Однако, если в качестве свидетеля вызывается руководитель юридического лица, ссылаться на приведенную норму Основного закона он не может, поскольку представляет не себя лично, а вверенную ему организацию. Безосновательный отказ от показаний влечет за собой наложение на физическое лицо штрафа в сумме трех тысяч рублей.

О чем обычно спрашивают на допросе?

На сегодняшний день налоговики выработали определенный перечень вопросов, которые они задают свидетелям. Зная этот перечень, можно предварительно подготовиться к даче показаний. Итак, о чем вероятнее всего могут спросить?

О контрагентах. Здесь существует достаточно широкий спектр информации, которая может заинтересовать инспектора, в частности: где находится контрагент, кто является его руководителем, контактным лицом, как происходил поиск данной организации, в каком режиме осуществлялось взаимодействие (телефоны, электронные адреса, личные встречи).

Об особенностях заключения договоров (как велись переговоры, как происходили подготовка и подписание документов, обмен ими).

О ходе выполнения соглашений (как выполнялись работы или поставлялся товар, кто его принимал, кто подписывал первичную документацию).

Нужно быть готовым к тому, что налоговый инспектор будет использовать весь имеющийся у него инструментарий для получения нужной информации. Это могут быть и скрытые методы психологического давления, и многократное повторение одного и того же вопроса в различных формулировках. Поэтому, чтобы не запутаться и не наговорить лишнего, настоятельно рекомендуем:

  • во-первых, всегда оставаться начеку;

  • во-вторых, давать четкие и однозначные ответы;

  • в-третьих, заранее проработать с контрагентом единообразную версию событий;

  • в-четвертых, если мнимые или сомнительные сделки действительно имели место, обязательно получить консультацию специалистов в области права, которые помогут выработать правильную тактику поведения на допросе.

Внимательно прочитать протокол допроса и при необходимости внести корректировки

Как уже было сказано, результаты допроса оформляются протоколом, и от того, насколько правильно внесены в такой протокол ваши ответы, во многом зависит, какие последствия будет иметь для налогоплательщика данное мероприятие. Не забывайте, что ваши показания в протокол вписывает лицо, их снимающее, поэтому делает оно это так, как выгодно контролирующему органу.

Поэтому, перед тем, как вы поставите в протоколе свою подпись, следует внимательно перечитать весь текст составленного документа (включая не только данные вами ответы, но и заданные вопросы). Ведь даже одно слово, перекрученное налоговиком, может полностью изменить смысл сказанного вами. Если ваши ответы на вопросы написаны неточно, перефразированы или искажены, протокол содержит фразы, которые вы не говорили, письменная формулировка вопроса не соответствует той, которая была озвучена, попросите налоговика внести исправления или собственноручно отметьте это в разделе для замечаний (напишите, с какими формулировками вы не согласны и укажите нужные).

Правовики рекомендуют подписывать протокол на каждой странице, а если он распечатан только на одной стороне листа, – прочеркивать пустую сторону во избежание допечатывания текста или замены страниц документа.

Допрос в налоговой прошел неудачно. Как поправить показания?

Если после допроса вы придете к выводу, что дали неудачные показания, существует возможность подправить их. Сделать это можно двумя способами: попросить налоговый орган о повторном снятии показаний и в процессе дополнительного допроса подкорректировать ранее сказанное, или же обратиться к адвокату.

Последний также имеет право провести допрос свидетеля.

Проведенный адвокатом допрос наравне с документами ИФСН является полноценным доказательством в налоговом деле, поэтому в протоколе такого допроса можно привести аргументы, опровергающие ранее данные контролирующему органу показания (например, принуждение налоговиками свидетеля к подписанию некорректного протокола, введение в заблуждение и прочие).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *