Реестр нко которым будет оказываться поддержка
Перейти к содержимому

Реестр нко которым будет оказываться поддержка

  • автор:

Постановление Правительства РФ от 30 июля 2021 г. N 1290 "О реестре социально ориентированных некоммерческих организаций" (с изменениями и дополнениями)

В соответствии с подпунктом 19 6 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке ведения реестра социально ориентированных некоммерческих организаций.

2. Определить Министерство экономического развития Российской Федерации уполномоченным органом по ведению реестра социально ориентированных некоммерческих организаций (далее — реестр).

Информация об изменениях:

Пункт 3 изменен с 1 декабря 2022 г. — Постановление Правительства России от 30 ноября 2022 г. N 2191

3. Министерству экономического развития Российской Федерации:

осуществлять методическое обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, уполномоченных на предоставление грантов Президента Российской Федерации, по формированию сведений о некоммерческих организациях, предусмотренной Положением, утвержденным настоящим постановлением, для включения в реестр;

в течение 10 рабочих дней со дня вступления в силу настоящего постановления разработать и издать акт, определяющий требования к формату представляемых сведений о некоммерческих организациях для включения в реестр.

4. Министерству экономического развития Российской Федерации обеспечить наличие технической возможности для автоматического взаимодействия и ввода данных в информационную систему «Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, уполномоченными на предоставление грантов Президента Российской Федерации.

5. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 11 июня 2020 г. N 847 «О реестре некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 25, ст. 3894);

постановление Правительства Российской Федерации от 23 июня 2020 г. N 906 «О реестре социально ориентированных некоммерческих организаций» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 26, ст. 4130);

постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 2020 г. N 949 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 11 июня 2020 г. N 847» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 27, ст. 4235).

6. Настоящее постановление вступает в силу со дня вступления в силу Федерального закона «О внесении изменений в статью 265 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».

Председатель Правительства
Российской Федерации

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 30 июля 2021 г. N 1290

Положение
о порядке ведения реестра социально ориентированных некоммерческих организаций

С изменениями и дополнениями от:

30 ноября 2022 г.

1. Настоящее Положение определяет порядок ведения реестра социально ориентированных некоммерческих организаций (далее соответственно — реестр, некоммерческая организация).

2. Ведение реестра осуществляется Министерством экономического развития Российской Федерации (далее — уполномоченный орган по ведению реестра).

Информация об изменениях:

Пункт 3 изменен с 1 декабря 2022 г. — Постановление Правительства России от 30 ноября 2022 г. N 2191

3. В реестр включаются некоммерческие организации, соответствующие одному из следующих критериев:

являющиеся получателями грантов Президента Российской Федерации по результатам конкурсов, проведенных организациями, уполномоченными на предоставление грантов Президента Российской Федерации (далее — организации, уполномоченные на включение некоммерческих организаций в реестр), или получателями субсидий и грантов в рамках программ, реализуемых федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, один раз и более в течение 3 лет на дату включения в реестр;

являющиеся исполнителями общественно полезных услуг;

являющиеся поставщиками социальных услуг;

являющиеся частными образовательными организациями, осуществляющими на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана;

являющиеся благотворительными организациями, зарегистрированными в установленном законодательством Российской Федерации порядке и представившими в Министерство юстиции Российской Федерации сообщение о продолжении деятельности или отчетность в соответствии со статьей 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» за 2 года, предшествующие дате включения в реестр;

являющиеся получателями имущественной поддержки, предоставленной федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления на срок предоставления такой поддержки, но не более чем на 3 года.

4. Утратил силу с 1 декабря 2022 г. — Постановление Правительства России от 30 ноября 2022 г. N 2191

Составлен реестр социально ориентированных НКО для оказания господдержки

Составлен реестр социально ориентированных НКО для оказания господдержки

Минэкономразвития составило реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, которым будут предоставлены дополнительные меры поддержки. Соответствующая информация размещена на официальном сайте ведомства .

Напомним, социально-ориентированным организациям предоставляются такие же меры поддержки, как и представителям малого и среднего бизнеса из наиболее пострадавших из-за коронавируса отраслей.

В частности, правительственным постановлением от 15.05.2020 № 685 таким организациям на 6 месяцев продлены сроки уплаты обязательных страховых взносов, налогов и авансовых платежей по налогам (за исключением НДС). Также такие НКО освобождаются от уплаты налогов, авансовых платежей по налогам и страховых взносов за II квартал 2020 года.

При этом указанная поддержка предоставляется только тем социальным НКО, которые включены в специальный реестр.

Как уточняют в министерстве экономического развития, в реестр включены социально ориентированные НКО, которые с 1 января 2017 года являлись:

  • получателями субсидий и грантов в рамках программ, реализуемых федеральными органами исполнительной власти, реализуемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;
  • получателями грантов Президента РФ;
  • поставщиками социальных услуг;
  • исполнителями общественно полезных услуг.

Данные в реестр были поданы органами исполнительной власти регионального и федерального уровня, органами местного самоуправления, Минюстом и Фондом президентских грантов.

Организациям, которые соответствуют указанным выше критериям, но не включены в реестр, следует обращаться в тот орган власти, что предоставлял им государственную финансовую поддержку в период с 1 января 2017 г. по 1 апреля 2020 г., или в Фонд президентских грантов.

В случае, если подтвердится, что организация была ошибочно не включена в реестр, указанный орган должен направить в Минэкономразвития дополнение к реестру официальным письмом.

Кроме указанных выше мер господдержки НКО, включенные в реестр, получат право на:

  • предоставление субсидируемых льготных кредитов под 2 %, выдаваемых СОНКО на выплату части заработной платы своим сотрудникам с возможностью списания кредита в случае сохранения на отчетный период более 90 % занятости (постановление Правительства Российской Федерации от 16 мая 2020 г. № 696);
  • расширение налоговых стимулов участия в благотворительности юридических лиц для организаций, вошедших в реестры.

В министерстве при этом сообщают, что в настоящее время Правительство РФ прорабатывает дополнительные основания и критерии предоставления мер поддержки иным социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным в дополнительный реестр.

Второй реестр НКО для получения мер господдержки

papki2Минэкономразвития России сформировало второй реестр НКО, которые получат меры господдержки. вошли частные некоммерческие образовательные организации. Чтобы проверить, Ваша автошкола скачайте реестр поиск по названию, либо по ИНН или ОГРН своей организации.

В реестр Правительства Российской Федерации от № 847 и от № 949 вошли:

  • частные образовательные организации, имеющие лицензию деятельность (информация представлена Рособрнадзором);
  • некоммерческие организации, являющиеся благотворительными организациями, зарегистрированными законодательством Российской Федерации порядке, юстиции Российской Федерации отчетность по формам ОН0001 и ОН0002, утвержденным приказом Минюста России от № 170 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций», за 2017–2018 годы (информация представлена Минюстом России);
  • НКО организаций, гранты которых предоставляются для поддержки науки, образования, культуры и налогообложению (информация получена Правительства Российской Федерации от № 602).

Организации, включенные получат следующие виды поддержки:

  1. освобождение авансовых платежей по налогам НДС), страховых взносов внебюджетные фонды за
  2. освобождение аренды, отсрочка по аренде государственного, муниципального или коммерческого имущества. Освобождение аренды по договорам федерального имущества с по (принято Распоряжение Правительства Российской Федерации от № 670-р). Отсрочка по договорам федерального имущества предоставляется на (с по
  3. расширение налоговых стимулов участия юридических лиц для организаций, вошедших Юридические лица, оказывающие благотворительную помощь некоммерческим организациям, получают налоговые льготы законом от № 172-ФЗ «О внесении изменений вторую Налогового кодекса Российской Федерации»);
  4. льготные кредиты по ставке 2%.

Организациям, которые соответствуют указанным выше критериям, но следует обращаться орган власти, что предоставлял информацию по соответствующему критерию отбора.

В случае, если подтвердится, что организация была ошибочно указанный орган должен направить России дополнение официальным письмом.

Напомним, что Минэкономразвития был сформирован первый реестр СОНКО, которым предоставляются дополнительные меры поддержки. реестр был обновлен, были исключены ликвидированные организации по состоянию на результатам дополнительной проверки включены СОНКО ИНН СОНКО, дополнительно представленные федеральными органами власти.

по данным Минэкономразвития России.

Сведения, представленные на настоящем сайте, не являются офертой, в том числе не являются публичной офертой. Информацию об актуальной стоимости товаров (работ, услуг), представленных на настоящем сайте, вы можете получить по телефонам (499) 159-7679, (925) 518-1225 моб., (977) 919-0331 моб., а также при заключении договоров купли-продажи (договоров возмездного оказания услуг, договоров подряда).

Незачет по НКО: чем плох реестр социально ориентированных организаций

Фото: Антон Новодережкин / ТАСС

5 июня для некоммерческого сектора в России произошло очень важное событие. Минэкономразвития опубликовало список социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО). Реестр был нужен давно как минимум для отсева действительно социальных НКО от симулякров, созданных только ради получения грантов (в год до 4 тыс. НКО получают президентские гранты на сумму около 9 млрд руб.). Проблему порождало само устройство российского некоммерческого сектора.

Сектор без границ

Закон о некоммерческих организациях был принят еще в 1996 году. С тех пор он не раз менялся, и с 2008 года регистрация и ведение реестра НКО были возложены на Минюст, он же отвечал за прием и публикацию отчетов этих организаций. Фактически роль Минюста свелась к выборочному контролю и надзору за некоммерческим сектором. Параллельно с этим поддержка НКО в форме распределения субсидий по регионам оказалась в ведении Минэкономразвития.

Сам некоммерческий сектор всегда был очень неоднородным. К нему в России относятся не только классические НКО, например благотворительные фонды, но и многочисленные организации, попавшие в этот сектор просто потому, что больше их поместить некуда.

Возможно, поэтому к некоммерческому сектору относятся адвокатские палаты, бюро и коллегии, хотя адвокатов трудно заподозрить в некоммерческой деятельности, как и членов нотариальных палат, которые тоже причислены к НКО.

Другой пример: по российскому закону об образовании образовательная организация может существовать лишь в двух формах — некоммерческая или государственная. На самом деле это одна форма, в обоих случаях организация является некоммерческой, разница лишь в собственнике. Поэтому все частные университеты являются некоммерческими, даже если зарабатывают миллиарды рублей в год.

Как НКО зарегистрированы все госкорпорации, многочисленные профессиональные спортивные клубы и еще многие организации, деятельность которых никак нельзя назвать некоммерческой.

Благотворительные фонды и иные «классические НКО» неоднократно поднимали вопрос о том, как должна быть устроена классификация некоммерческого сектора и господдержка тех, кто действительно выполняет общественно значимые задачи. Дискуссия оживилась, когда в 2017 году изменились правила финансирования НКО и были введены конкурсы с четкими условиями принятия заявок. Критерии отсева НКО установил Фонд президентских грантов. Гранты не могут получить:

  • государственные организации;
  • потребительские кооперативы;
  • политические партии;
  • саморегулируемые организации;
  • объединения работодателей;
  • объединения кооперативов;
  • торгово-промышленные палаты;
  • товарищества собственников недвижимости;
  • адвокатские палаты;
  • адвокатские образования;
  • нотариальные палаты;
  • государственно-общественные и общественно-государственные организации;
  • микрофинансовые организации.

Я не буду утверждать, что эти критерии идеальны, но все же из действующих 335 тыс. НКО фильтр фонда оставляет около 202 тыс. Однако фильтр отсеивает лишь организационно-правовые формы, но не касается видов деятельности. Он не фильтрует научные организации, университеты, крупнейших поставщиков по госзаказу, негосударственные учреждения при РЖД или «Газпроме» (да, они тоже НКО) и, с другой стороны, не содержит исчерпывающего перечня видов социальной деятельности организации.

Выполнить эту задачу как раз и должен был ожидаемый много лет реестр социально ориентированных некоммерческих организаций.

И вот он появился. И в предложенном виде не выдерживает никакой критики.

Кто попал в реестр

Первая редакция реестра была опубликована 5 июня. Выложенный файл содержал сведения о чуть менее чем 24 тыс. организаций, среди которых присутствовали, например, ОАО «РЖД», ОКБ «Сухой», 13 ведущих банков, включая Сбербанк. Это не говоря о тысячах ошибок форматирования, неверно указанных реквизитах и т.д. К 11 июня появилось обновление реестра, в котором часть наиболее очевидных проблем была исправлена, но самая главная — смысл существования такого реестра — решена не была.

Получилась компиляция базы Фонда президентских грантов, реестров НКО, представленных федеральными органами власти и властями регионов. Ответ на вопрос «Кому давать государственную помощь?» получился такой: давайте тем, кому давали раньше и кому давали другие. Фактически подобный подход блокирует господдержку тех, кто раньше не получал гранты.

Можно привести несколько очевидных примеров организаций, которые включены в реестр необоснованно, а также тех, кто по непонятным причинам не попал туда.

Русская православная церковь

Среди российских НКО есть несколько больших сетевых структур, но крупнейшей является Русская православная церковь (Московский патриархат). В нее входит около 18 тыс. организаций — приходов, благотворительных фондов, мастерских. Все они существуют в форме НКО, но в реестре присутствуют лишь 736, менее чем 4% от общего числа. Они ничем не отличаются от остальных 17 тыс. Получается, что одни приходы признаны социально ориентированными, а другие нет.

Образовательные учреждения

Всего в России 17 914 негосударственных образовательных учреждений, из них 1115 вузов. Из этого числа 2126 организаций попали в реестр СО НКО, в том числе 90 вузов. Например, там оказались Российский новый университет (годовая выручка за 2019 год 965 млн руб.) или университет «Синергия» (годовая выручка на конец 2019 года — 4 млрд руб.).

Вопрос в том, можно ли вообще относить вузы, тем более крупные коммерческие, к социально ориентированным НКО. Конечно, они выполняют ключевую социальную функцию, но у них есть и вполне понятная бизнес-модель.

Другие образовательные организации в реестре СО НКО — это в основном школы. Например, школы РЖД, которых в реестре оказалось 60 штук, а всего их у компании 275. Хочется понять, почему включили эти, а не остальные?

Профессиональные союзы

Профсоюзы — это один из наиболее спорных типов НКО. В России насчитывается 16 417 профсоюзных организаций разного уровня. Они существуют на членские взносы, а их деятельность не предполагает проектной работы, для чего и нужны гранты. Тем не менее гранты профсоюзы получают, хотя и редко. В последние годы они составляли не более 0,5% от общего числа получателей президентских грантов. Тем более странно, что в реестр СО НКО попали 173 профсоюзные организации.

Органы власти

Вот уже много лет наша команда тренируется в выявлении тех НКО, которые были учреждены органами власти и другими госучреждениями. Я писал об этом не так давно и могу лишь добавить, что идентификация таких организаций позволяет выявить и уход из-под регулирования госзакупок, и контрактацию органов власти со своими НКО, и множество других нюансов.

Фото: Евгений Разумный / Ведомости / ТАСС

В реестре СО НКО, вполне ожидаемо, оказалось немало на 100% государственных организаций. Например, в него попал Фонд кино, учрежденный российским правительством, или АНО «Парламентская газета» (учредители — Госдума и Совет Федерации), а также еще 136 организаций, созданных федеральными бюджетными учреждениями и органами власти. Сюда же можно отнести АНО «Платформа национальной технологической инициативы» и АНО «Университет НТИ 2035», созданные Агентством стратегических инициатив, в свою очередь, учрежденным правительством.

Получатели средств бюджета

Как минимум три организации в реестре СО НКО являются крупными подрядчиками для госсектора. Это отделения Всероссийского общества слепых в Краснодаре и Омске, а также Республиканский фонд возрождения памятников истории и культуры Татарстана. К июню 2020 года у каждой из них было контрактов с государством по 44-ФЗ более чем на 1 млрд руб.

Если взглянуть на контракты с госкомпаниями, то более 1 млрд руб. через корпоративные контракты по 223-ФЗ получили Федерация хоккея России, Всероссийское физкультурно-спортивное общество «Динамо» и футбольный клуб «Оренбург».

Должен ли критерий получения крупных контрактов использоваться для отсечения организаций, претендующих на государственные гранты? Я бы такой критерий не исключал.

Благотворители и общественники

Организации по смыслу и характеру своего существования, наиболее близкие к пониманию социально ориентированных НКО, — это благотворительные фонды и общественные объединения. Однако мы видим, что из 9150 действующих в России благотворительных фондов лишь 1017, то есть около 11%, оказались в реестре СО НКО, а из 58 634 действующих общественных организаций — лишь 10 635, или около 18%.

Неверный указатель

Получается, что Минэкономразвития провело огромную, но бессмысленную работу. В реестр СО НКО были включены государственные организации, крупнейшие частные университеты и поставщики для государственных нужд, но не попали десятки тысяч структур, куда больше подходящих под критерии социальной ориентированности.

Реестр СО НКО так и не стал классификатором, определяющим виды деятельности организаций и дающим четкие критерии оказания господдержки. Очень хочется надеяться, что ошибки в реестре вызваны именно непрофессионализмом, а не более банальными и приземленными причинами.

В качестве послесловия стоит сказать об опубликованном на сайте правительства постановлении от 11 июня 2020 года № 847 о реестре некоммерческих организаций, больше всего пострадавших из-за пандемии. Возможно, этот реестр будет лучше, чем реестр СО НКО, но методическое обеспечение подготовки реестра возлагается на Минэкономразвития. Ну а какой из этого министерства методист, уже понятно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *