Чем отличается план-график закупок от плана закупок?
Чем отличается план закупок от плана-графика, подробно будет рассмотрено в нашем материале. Также мы расскажем, какими законодательными актами регулируется составление указанных документов и какие штрафы установлены за нарушение норм данных правовых источников.
Разница между планом закупок и планом-графиком, пример
План закупок и план-график — это обязательные документы в процедуре общего планирования закупок. Несмотря на то что часть информации в них дублируется, данные акты все же имеют разное назначение и адресованы разным сторонам контракта.
Так, план закупок содержит в себе общие сведения о запланированных приобретениях на длительный период. Он является исходным документом и предназначен для заказчика, чтобы тот смог отследить целесообразность, обоснованность и достаточность финансирования своих проектов.
План-график разрабатывается на основе плана закупок (практически одновременно). Его задача — уточнить условия каждой позиции плана закупок. Адресуется указанный акт поставщикам.
Рассмотрим это на примере бюджетного образовательного учреждения:
- По плану закупок на 2018–2020 годы учреждение в 2018 году должно приобрести мебель для классов на 500 тыс. руб.
- В план-график 2018 года вносится информация о том, как данная закупка будет осуществляться: через 2 электронных аукциона с начальной ценой в 300 тыс. и 200 тыс. руб. соответственно.
Отличия плана закупок от плана-графика (таблица)
В предыдущей части мы указали общие смысловые различия изучаемых актов. Более детальные отличия рассмотрим в таблице:
На какой срок составляется?
На срок действия того уровня бюджета (федерального, муниципального и др.), из которого будет финансироваться закупка. То есть или на 1 год, или на 3 года. По некоторым закупкам план может формироваться и на более длительный период
Разрабатывается только на следующий финансовый год. При этом существуют позиции, по которым план-график может изготавливаться на срок, превышающий 1 год
Заказчик обосновывает потребность, для которой производится закупка, а также размер требуемого финансирования
Обосновывается цена и конкретный способ осуществления закупки (выбора поставщика)
Оба документа несут в себе сведения о наименовании объекта и его идентификационном номере. В остальном состав информации о закупках различен (ст. 17, 21 закона № 44-ФЗ)
Представление в бюджетно-распорядительные органы
Сформированный план передают для согласования распорядителю федеральных средств или собственнику государственного (муниципального) предприятия
Предварительного согласования не требует
Срок утверждения и размещения в ЕИС
На утверждение плана закупок и плана-графика дается 10 рабочих дней после доведения лимитов по бюджетным обязательствам до заказчика, принятия плана финансово-хозяйственной деятельности, либо подписания соглашения о субсидировании.
Далее в течение 3 рабочих дней подписанные документы необходимо разместить в ЕИС (единой информационной системе в сфере закупок)
Как вносятся изменения?
Можно вносить любые изменения. Для этого следует письменно обратиться к утвердившему данный план лицу (организации). Измененный документ следует разместить в ЕИС в течение 3 рабочих дней
При внесении изменений необходимо учесть следующие нюансы:
- Если изменения касаются и плана закупок, то сначала нужно обновить информацию в нем.
- Изменения в одном столбце документа могут повлечь изменения сведений в других.
- Внесение изменений невозможно, если осталось менее 10 дней до дня направления приглашения, призывающего участвовать в определении поставщика, или до дня размещения в ЕИС извещения о закупке.
Срок публикации новой редакции в ЕИС — 3 рабочих дня
К административной ответственности привлекается должностное лицо контрактной организации (ст. 7.29.3 КоАП РФ). На виновного налагается штраф:
- за внесение в планы не соответствующих целям закупки объектов — 20–50 тыс. руб.;
- нарушение порядка и формы обоснования цены — 10 тыс. руб.;
- просрочку утверждения и размещения планов — 5–30 тыс. руб.
Таким образом, упомянутые в статье документы планирования отличаются друг от друга не только назначением, но также содержанием и порядком принятия. В связи с этим регулирование создания планов осуществляется различными нормативными актами. При этом нарушение правил разработки и принятия документов наказывается административными штрафами.
Чем отличается план‑график от плана закупок
План закупок и план-график — два обязательных документа, которые введены постановлениями Правительства РФ от 05.06.2015 № 552 и 553 (далее — Постановление № 552, Постановление № 553). Основные отличия которых заключаются в последовательности составления, назначении и содержании.
Последовательность составления
План закупок служит исходным документом, в который заказчик включает информацию о товарах (работах, услугах), необходимых для осуществления его функций и достижения иных целей (ч. 1, п. 3 ч. 2 ст. 17 Закона № 44-ФЗ). План-график составляется на его основе (ч. 2 ст. 21 Закона № 44-ФЗ). Информация, содержащаяся в плане закупок, носит более общий характер, в то время как план-график призван детализировать сведения о запланированных закупках.
Назначение плана закупок и плана-графика
В плане закупок заказчик должен обосновать потребность в товарах, работах или услугах, привести срок их приобретения и объем финансирования (п. п. 2, 4 — 6 ч. 2 ст. 17 Закона N 44-ФЗ).
В плане-графике необходимо определить условия каждой закупки, в частности способ осуществления, цену, описать ее объект (п. п. 2, 4 ч. 3 ст. 21 Закона N 44-ФЗ).
Например, в 2017 г. заказчику для обеспечения деятельности требуется автомобильный бензин на общую сумму 1 млн руб. Эта информация включается в план закупок. В плане-графике заказчик указывает, что бензин будет приобретаться путем проведения двух электронных аукционов с начальной (максимальной) ценой контракта 500 тыс. руб.
Содержание плана закупок и плана-графика
Давайте рассмотрим какие данные у двух документов дублируются, а какие — вносятся для каждого свои.
Сведения, которые дублируются у обоих документов:
- Идентификационный код закупки;
- Наименования объектов закупок;
- Объем финансового обеспечения для осуществления закупки по финансовым годам либо НМЦК или цена контракта с единственным поставщиком, планируемые по годам платежи;
- Срок проведения закупки;
- Обоснование закупки;
- Информация о закупках товаров, работ, услуг, которые оказать только поставщики (подрядчики, исполнители) с необходимым уровнем квалификации, либо дополнительные требования к участникам закупки;
- Информация об обязательном общественном обсуждении закупки;
- Информация об обязательном общественном обсуждении закупки.
В остальном состав сведений о закупках различен. Например, только в плане — графике содержится цель осуществления закупки, а в плане закупок:
- Описание объекта закупки, количество товара, единица измерения и объем работы или услуги, срок и периодичность поставки;
- Размер обеспечения заявки и исполнения госконтракта;
- Применение критерия стоимости жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта;
- Банковское сопровождение контракта.
Форма плана-графика на 2017 год как для федеральных заказчиков, так и для региональных и муниципальных одинакова. Комментирует заполнение формы Станислав Грузин, заместитель директора департамента обучения и правовой экспертизы OTC.RU.
Сроки планирования закупок
План закупок формируется на 3 года, тогда как план-график — на 1 год.
Сроки размещения и утверждения являются для обоих документов одинаковыми.
Планирование закупок по 44-ФЗ
44-ФЗ — это федеральный закон, который регулирует закупочную деятельность, где в роли заказчиков выступают государственные и муниципальные бюджетные учреждения.
В 44-ФЗ описаны правила размещения закупки, выставления стоимости, установки требований, а также правила формирования плана-графика, о котором и пойдёт речь в этой статье. Мы расскажем об «обоснованных» закупках, содержании плана закупок, а также сроках его действия и размещения.
Правила планирования
План закупок — это документ в электронном или бумажном виде (для закупок со сведениями, составляющими гостайну), который содержит информацию о предстоящих закупках товаров, работ или услуг. Официально этот документ называется план-график.
Заказчики могут осуществлять только те закупки, которые заранее спланированы и отражены в специальном плане-графике. Законом установлены требования к форме таких планов-графиков, а также порядок их формирования и размещения. Заказчик может разместить извещения о проведении закупки и найти исполнителей, только если соответствующая закупка заранее была включена в план-график.
Масштабные изменения относительно планирования закупок по 44-ФЗ были внесены Федеральным законом от 01.05.2019 N 71-ФЗ. В документе утвердили множество поправок: изменён способ обоснования закупок, отменён документ «план закупок» и проработаны другие элементы закупочной деятельности. Эти правила зафиксированы в ст. 16 44-ФЗ, которая является одним из основных ориентиров при составлении плана-графика.
С 2020 года заказчик должен составлять только один документ — план-график. Раньше нужно было составлять также план закупок, но его отменили, так как соответствующая статья утратила силу с 1 октября 2019 года. Больше заказчику не нужно детализировать информацию об объекте закупки, приводить сведения о начальной максимальной цене контракта, этапах оплаты. Были исключены и другие правила, которые правительство посчитало излишними.
Сейчас заказчик должен придерживаться правил, утверждённых в ст. 16 44-ФЗ. В ч. 2 этой статьи, например, даётся перечень того, что необходимо включать в план-график. В ч. 8 приведён обширный список случаев, при которых график можно изменить. Об этом мы поговорим в соответствующих разделах этой статьи.
Что такое «обоснованная» закупка
Статус «Обоснованная» даётся той закупке, которая соответствует правилам нормирования (ст. 19 44-ФЗ) и правилам выставления начальной цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком и начальной сумме цен единиц товара, работы, услуги (ст. 22 44-ФЗ).
До 1 октября 2019 года обоснование представлялось отдельным документом, который подтверждал, что закупка соответствует целям заказчика. Обоснованность подтверждалась в форме (1, 2). В 2022 году составлять специальный документ для обоснования закупки не требуется, однако сама процедура осталась.
Как проверяют обоснованность
Проверку обоснованности проводят в ходе аудита, то есть независимой экспертизы. Этим занимаются контролирующие органы, в частности, органы финансового контроля и Счётная палата. Обоснование направлено на достижение результативности и эффективности закупок.
Закупка должна соответствовать целям заказчика и быть рациональной. Значительная экономическая нагрузка переносится на бюджет, поэтому правительство уделяет большое внимание тому, чтобы закупки и траты были обоснованными.
При выявлении нарушений закупку могут объявить необоснованной. Следом за этим заказчику должны предъявить список нарушений и рекомендации по их устранению. Отражать закупку в плане-графике можно только после разрешения проблем согласно этим предписаниям. Должностные лица заказчика могут быть привлечены к административной ответственности в соответствии с КоАП РФ, поэтому закупки лучше сразу составлять в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Как обосновать закупку
Чтобы избежать нарушений, которые могут быть замечены в ходе аудита, при планировании закупок достаточно следовать простым правилам. Заказчик может самостоятельно проверять обоснованность закупки каждого товара из списка, опираясь на требования ст. 19 и ст. 22 44-ФЗ. Другими словами, планировать закупки и их объём нужно исходя из потребностей и обоснованных цен.
Как уже говорилось, предъявлять специальный документ контролирующим органам не нужно. Обоснованию также больше не подлежат объект и способ закупки. В документах по планированию НМЦК также не обосновывается, однако в закупочной документации обоснование начальной максимальной цены контракта всё равно обязательно. Обоснование закупки — один из элементов подготовки к закупочному мероприятию.
Форма плана-графика и порядок его формирования
После отмены обязательного составления плана закупок с 2020 года составлять нужно только план-график (ч. 1 ст. 16 44-ФЗ). Формировать план и размещать его на портале закупок должен каждый заказчик, ориентируясь на установленные государством требования. Основополагающим документом, на который нужно опираться всем заказчикам, является Постановление Правительства РФ № 1279 от 30 сентября 2019 года и ст. 16 44-ФЗ.
График нужно составлять исключительно в электронном формате и подписывать квалифицированной электронной подписью. В дальнейшем, после осуществления контроля он автоматически размещается в «ЕИС».
Заказчики, перечисленные в пп. а–д п. 2 ПП РФ № 1279, формируют график через систему «Электронный бюджет». Остальные заказчики составляют план на портале ЕИС или через региональные и муниципальные информационные системы.
План-график формируется на срок действия закона о федеральном бюджете или других законов о бюджете (например, региональных). Заполнять документ нужно и на ближайший финансовый год и на плановый период, то есть на три года. Заказчики в обязательном порядке включают в график:
- идентификационные коды закупок;
- наименования объектов закупок;
- объём финансового обеспечения;
- сроки осуществления;
- информацию об обязательном общественном обсуждении закупок;
- наименование организатора закупки или уполномоченного органа.
Заказчик должен составить график в течение 10 рабочих дней с момента, как стало известно о его финансовых возможностях на текущий год. За нарушение срока размещения плана-графика предусмотрена административная ответственность.
Как проверяют план-график
После того как заказчик утвердил план-график, документ автоматически через ЕИС направляется в орган по контролю для проверки. Проверка проводится течение одного рабочего дня со дня, следующего за днём поступления плана-графика. Если проверяющие не находят нарушений, заказчику направляют соответствующее уведомление, а затем документ автоматически размещается в ЕИС.
Проверку осуществляют на соответствие положениям Постановления Правительства РФ № 1279 . При выявлении нарушений заказчик получает протокол, в соответствии с которым он должен внести изменения в план. Документ при этом не размещается на платформе до тех пор, пока не пройдёт проверку.
В каких случаях план-график можно изменять
В документ можно вносить правки, но не позднее чем за один рабочий день до размещения извещения о проведении закупки или направления приглашения на участие поставщику. То же касается и заключения контракта с единственным поставщиком: если до этого момента остаётся меньше одного рабочего дня, заказчик не вправе вносить изменения в график.
Что говорит об этом наш эксперт Наталья Абрамова?
При закупках определённых товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании экстренной или неотложной медицинской помощи в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93, допускается внесение изменений не позднее дня заключения контракта, то есть в этот же день (п.23 Положения, утверждённого Постановлением №1279).
Причины для внесения изменений в график перечислены в ст. 16 44-ФЗ:
- изменились требования к закупаемым товарам, работам или услугам;
- изменился доступный бюджет заказчика, как следствие изменения показателей планов, соответствующих решений или соглашений о предоставлении субсидий;
- принято решение общественного обсуждения закупки, вследствие которого её нужно изменить;
- нужно использовать экономию, полученную при осуществлении закупки.
Вносить изменения в план-график нужно, если изменился порядок их формирования и утверждения. Можно менять информацию, которая относится к любому периоду, указанному в документе. Старая версия документа заменяется новой: заказчик размещает новую редакцию в ЕИС и указывает дату внесения изменений. При этом дата утверждения графика меняется на дату изменения документа.
Отличия плана-графика от плана закупок
В 2016 году заказчики по 44-ФЗ перешли на двухэтапную систему:
- В соответствии с утвержденными бюджетами госзаказчики формируют план закупок (ПЗ) на ближайшие три года. Это документ долгосрочного планирования, в котором отражены основные потребности в ТРУ, примерные сроки их приобретения и выделенные на это суммы.
- План-график составляется на его основе. Он детализирует первый плановый год: для каждого тендера подробно описывается объект, определяется способ проведения торгов, точная НМЦК.
Например, в 2018 году госзаказчик публикует ПЗ на 2019 год и плановый период 2020-2021. В нем указано, что в будущем году он собирается приобрести бытовую химию на сумму 400 тысяч рублей. В плане-графике этого года уточняется, что будет организовано 2 электронных аукциона с НМЦК в 200 тысяч каждый.
Таким образом, из двух документов поставщику полезен именно план-график. При прогнозировании собственных расходов, распределении ресурсов и планировании участия в торгах поставщик использует информацию из планов-графиков интересующих его государственных заказчиков.
Правила оформления, утверждения, изменения и публикации документов планирования по 44-ФЗ на 2018 год закреплены в постановлениях Правительства №552 и №553. В соответствии с ними план закупок и план-график должны размещаться в системе ЕИС в структурированном виде, то есть не просто прикрепленным файлом, а таблицей, созданной средствами портала. Это позволяет искать и копировать информацию, а также автоматически проверять, предусмотрена ли закупка планом: если нет, опубликовать для нее извещение не получится.
Добавить тендеры, изначально не предусмотренные в ПЗ и ПГ, заказчик может только если:
- они проводятся на деньги, сэкономленные на понижении НМЦК в течение года;
- потребность в закупаемых ТРУ невозможно было предусмотреть заранее.
Эти позиции сначала нужно внести в планы, а через 10 дней можно публиковать для них извещения.
Какая информация дублируется в плане закупок и плане-графике по 44-ФЗ
- идентификационный код, закупаемые ТРУ;
- объем выделенных средств и платежи по годам;
- сроки проведения тендеров;
- сведения об общественных обсуждениях.
Также оба документа содержат сведения о контрактах, исполнить которые могут только поставщики, удовлетворяющие дополнительным требованиям. К таким может относиться наличие:
- определенного объема ресурсов, специфического оборудования;
- опыта работы, положительной репутации;
- достаточного количества квалифицированного персонала.
В остальном план-график более детально раскрывает информацию о будущих закупках:
- Подробно описывает требуемую продукцию, ее количество, цену, сроки поставок.
- Содержит суммы обеспечения заявок и контрактов по каждому тендеру.
- Если ПЗ обосновывает только цели, для которых заказчику нужны те или иные ТРУ, то в плане-графике должна быть обоснована НМЦК, способ определения победителя и дополнительные требования к участникам.
Согласно 44-ФЗ план-график должен быть составлен в строгом соответствии плану закупок. При необходимости внести изменения, например, если необходимость в ТРУ пропала, корректируются оба документа.
Более подробно о сроках публикации документов планирования по 44-ФЗ, их содержании и предусмотренных штрафах читайте в нашей статье “План закупок по 44-ФЗ”.
Есть ли разница между ПЗ по 44-ФЗ и 223-ФЗ
В 44-ом Законе подробно описаны особенности оформления, размещения и редактирования документов планирования. Федеральный Закон 223 предоставляет особым государственным заказчикам больше свободы. Он отражает только основные принципы контрактной системы, которыми они должны руководствоваться при разработке собственных Положений. Однако есть некоторые закрепленные отличия:
Узнайте больше о планировании по 223-ФЗ в нашей статье “План закупок по 223-ФЗ”.
Также на нашем сайте есть информация обо всех текущих и будущих тендерах конкретных государственных заказчиков. Чтобы посмотреть их документы планирования, зайдите в раздел “Контрагенты”, найдите карточку интересующей организации и откройте вкладку “Закупки”.