Перекрестное субсидирование в электроэнергетике что это
Перейти к содержимому

Перекрестное субсидирование в электроэнергетике что это

  • автор:

Перекрестное субсидирование в электроэнергетике

Перекрестное субсидирование в электроэнергетике – это метод социального, экономического и политического регулирования цен на электричество. Он подразумевает, что часть оплаты за потребленную электроэнергию с плеч населения и объектов социальной сферы перекладывается на промышленность и предприятия. Фактически происходит перераспределение тарифов под контролем государства.

Можно сказать, что поставщики электроэнергии получают убыток от населения, которое недоплачивает за услуги. Этот убыток компенсируется от реализации энергии бизнесу и ряду других сфер.

Многим регионам удается существенно сдерживать рост тарифов на электроэнергию за счет того, что переплачивают предприятия. Эта особенность тарификации была введена в 1990-х, в период экономического кризиса. Но сейчас изжила себя, и в условиях рыночной экономики оправдать ее очень сложно. Как происходит перераспределение тарифов, в чем вред для промышленности и экономики страны?

Снижение промышленного производства за счет субсидирования

В последние годы перекрестное субсидирование в электроэнергетике признали насущной проблемой. Активно обсуждать его начали давно. Например, в 2011 году, по подсчетам энергетического центра «Сколково», размер такого субсидирования составил 324 млрд. руб. без НДС, из них в пользу населения – 200 млрд. В результате развитие промышленного производства снизилось на 3,6%.

В другие годы назывались другие цифры. По подсчетам Института проблем ценообразования, в 2016 г. размер субсидирования потянул на 280 млрд. руб., в прошедшем 2017-м – около 300 млрд. Представитель департамента электроэнергетики консалтинговой компании Vygon Consulting считает, что объем перекрестного субсидирования составляет около 220 млрд. руб. И если его не снижать целенаправленно, то через 5 лет цифра вырастет вдвое.

Специалисты уверены, что перекрестное субсидирование в электроэнергетике притормаживает развитие и энергетики, и предприятий, ведь именно последние доплачивают за заниженные расценки для населения. Система действует уже почти 30 лет. Введена она была для того, чтобы избежать социальных бунтов на волне смены власти и экономического напряжения. Система применялась и в СССР: например, в 1982 г. тарифы для промышленных предприятий были в 3,5 раза выше, чем для граждан. В 1992 г. они стали «всего» в полтора раза выше. Сейчас, в среднем, население платит с коэффициентом 0,8 от цены для предприятий.

Как только не называют перекрестное субсидирование в электроэнергетике: ценовой дискриминацией потребителей, пудовой гирей на ногах поставщика и даже камнем, тянущим вниз энергетику России. Разница в тарифах для категорий получателей продолжает расти. Это противоречит приоритетам развития энергетической сферы и законам свободного рынка. Несубсидируемые категории потребителей, вынужденные платить по завышенным тарифам, уходят в собственную генерацию электроэнергии или присоединяются к магистральным электросетям.

Ущерб для населения: реальные тарифы не понравятся

За это время население и другие категории потребителей, для которых сохраняются выгодные расценки, привыкло к существующим заниженным тарифам и воспринимает их как должное. Для части населения, живущей на грани бедности, они и так высоки. При этом по регионам тарифы очень неравномерны. Где-то они приближаются к рыночным, а где-то существенно занижены. В любом случае тарифные решения принимают для себя сами регионы, и происходит это вне зависимости от уровня жизни в том или ином субъекте РФ.

Для сравнения, одноставочные тарифы с 01.07.2018 года:

  • В Иркутской области население платит 1,06 руб. за кВтч при среднемесячном доходе на душу населения 22,8 тыс. руб. Это – самый низкий тарифный показатель по России. Для региона предлагали снизить перекрестное субсидирование в электроэнергетике отдельно, не ориентируясь на общероссийские решения, но пока это не сделано.
  • В Красноярском крае, где климатические условия приближаются к Иркутским, тариф уже 3,78 руб./кВтч при среднедушевом доходе 28 тыс. руб.
  • В среднем житель Республики Алтай имеет в месяц 19 тыс. руб., но должен платить 4,81 руб. за кВтч.
  • В одном из самых бедных регионов России, Туве, среднемесячный доход на человека всего 13,8 тыс. руб., но тарифный показатель — более 3 руб./кВтч.
  • Усредненный тариф по России – 4,3 руб./кВтч при среднедушевом доходе 31,5 тыс. руб. на человека.
  • Самые высокие тарифы на Чукотке (8,2 руб./кВтч) и на Камчатке (6,686 руб./кВтч).

В результате перекоса возрастают тарифы для юридических лиц, включая бюджетные организации (это провоцирует недостаточность бюджета). Несут урон сельхозпроизводители, малый и средний бизнес. Средства, которые можно было бы направить на развитие и рост, переводятся в счет оплаты за электроэнергию. И с этим надо бороться.

Систему перекрестного субсидирования нужно реформировать. От перекоса расценок, наносящих вред деятельности предприятий, необходимо избавляться. Медленно, но наверняка. Полностью и резко отменить субсидирование нельзя, это вызовет тарифный шок у значительной части населения.

Другие виды перекрестного субсидирования

Использование нерыночных расценок для граждан за счет интересов промышленности – не единственная форма перекоса тарифов. В России отмечаются и другие виды перекрестного субсидирования. Существуют они и в явной, и в скрытой форме. Среди них:

  • генерация электроэнергии за счет производства теплоэнергии на ТЭЦ;
  • затраты на создание резерва электрической мощности за счет затрат на электроэнергию (это же касается тепловой мощности и теплоэнергии);
  • целенаправленное сдерживание цен (действует на Дальнем Востоке);
  • преференции для возобновляемых источников энергии;
  • субсидирование новоподключенных потребителей за счет старых;
  • субсидирование удаленных потребителей за счет тех, которые расположены близко к местам генерации энергии.

Установленные для регионов предельные нормы субсидирования и стремление к их уменьшению – это хорошо. Но проблема в том, что просчитать фактические объемы субсидирования на практике очень сложно, особенно это касается его скрытых форм.

Перекрестное субсидирование в электроэнергетике отменят?

В 2011 году президент России обратился к Минэнерго с просьбой взвешенно решить вопрос и рассчитать экономически обоснованные тарифы. По его мнению, одна из важных задач в этом вопросе – не дать необоснованно возрасти расценкам для граждан и малого бизнеса. Минэнерго разработало план, который можно кратко описать двумя тезисами:

  • Определить реальный объем субсидирования в каждом регионе с тем, чтобы постепенно, из года в год, снижать эту цифру.
  • Разработать программу социальной поддержки самых малообеспеченных слоев населения. Это должно в какой-то мере снизить социальную напряженность.

Обсуждения, предлагающие отменить перекрестное субсидирование в электроэнергетике, ведутся уже долгие годы. В них участвуют Минэнерго и Минэкономразвития, ФАС, поставщики энергии и сбытовые компании, сообщества потребителей. В 2018-м обсуждения особо активизировались, ведь снимать необоснованную дополнительную нагрузку по тарифам с предприятий надо.

Специалисты сходятся во мнении, что делать это нужно в несколько этапов, за 5-7 лет. Предположительно, дорожная карта будет включать два момента:

  1. определение объемов предельно допустимого уровня субсидирования;
  2. его постепенное снижение.

Подвижки уже начались. Например, в Чувашии в 2018 году предельная величина перекрестного субсидирования установлена на уровне 1,36 млрд. руб. Это на 120 млн. руб., или на 8% меньше, чем в прошлые годы (1,48 млрд. руб.). Тариф с 3,11 руб./кВтч в первом полугодии 2018 г. вырос до 3,25 руб./кВтч во втором полугодии. Снижаются объемы субсидирования и в других регионах.

Расценки для населения возрастут. Но это не значит, что самые бедные категории населения оставят один на один со счетами за электричество. Планируется государственное субсидирование для бедных, которое станет замещающим элементом социальной защиты – вместо перекрестного субсидирования. Пока вопрос находится на стадии разработки. Разумным было бы ввести понятие соцнормы и давать низкие тарифы только в ее пределах, а все, что свыше, предлагать оплачивать сполна. Это стимулировало бы население к экономному расходованию электроэнергии.

Соцнормы впервые предлагали ввести еще 10 лет назад. Но из-за жесткой социальной политики, действующей в России, внедрять их не получается. Специалисты считают, что добавляет проблем и майнинг биткоинов, которым, предположительно, занимаются в Сибири из-за выгодных тарифов на электричество. А на деле платит за выработку криптовалюты бизнес, с которого также взымаются налоги и отчисления. Введение соцнорм могло бы частично урегулировать этот спорный вопрос.

Энергетика на перекрестке О предложении реформировать систему перекрестного субсидирования в электроэнергетике

Проблему перекрестного субсидирования пытаются решить уже не первый год. Представители среднего и малого бизнеса существующую ситуацию считают дискриминационной. А предложение распределить перекрестное субсидирование в электроэнергетике равномерно на всю промышленность обсуждалось еще семь лет назад. Но в этом случае увеличится плата за электроэнергию для крупных промышленных предприятий, которые всячески стараются подобных реформ избежать.

Вице-премьер нового правительства Юрий Борисов, курирующий промышленность и ТЭК, 10 февраля провел первое совещание по сетевым тарифам в электроэнергетике, где обсуждалось предложение Минэнерго о реформировании системы тарифообразования в электроэнергетике и, в частности, о дифференциации тарифов Федеральной сетевой компании (ФСК) для присоединенных напрямую к сетям ЕНЭС крупных промышленных потребителей. В результате предложение было отправлено на доработку специально созданной рабочей группе. О сути проблем российского электроэнергетического комплекса и причинах возмущения средних и мелких промышленных предприятий — в материале «Ленты.ру».

Юрий Борисов

Фото: Рамиль Ситдиков / РИА Новости

Перераспределение тарифов как средство социальной защиты

Перекрестное субсидирование в электроэнергетике появилось в России в 90-е годы прошлого века, в период острого экономического кризиса, для социальной поддержки обнищавшего населения, оказавшегося не в состоянии самостоятельно оплачивать коммунальные услуги в полном объеме. Тогда-то и было решено переложить эту проблему на промышленный бизнес, повысив тарифы на электроэнергию для промышленных предприятий. Таким образом поставщик энергоресурсов компенсирует недополученные от населения деньги за счет промышленности и бизнеса. И все промышленные предприятия-энергопотребители стали платить по одинаковым тарифам с учетом перекрестного субсидирования.

Но в 2011 году под давлением лоббистов крупной промышленности было принято решение о дифференциации оплаты. И тарифы для подключенных напрямую к ФСК, то есть к магистрали, — а это в основном крупные промышленные предприятия — стали минимальными, а все остальные, то есть предприятия среднего и малого бизнеса, начали платить по завышенным тарифам с учетом перекрестного субсидирования. По данным ФАС России, в 2019 году величина перекрестного субсидирования в электросетевом комплексе Российской Федерации составила около 238 миллиардов рублей в год. При этом, по информации пресс-службы Минэнерго, «весь объем перекрестного субсидирования учитывается только в тарифах на услуги по передаче электрической энергии территориальных сетевых организаций (распределительные сети) и не учитывается в тарифах на услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети (магистральные сети)». Поэтому в ведомстве считают, что «отсутствие учета перекрестного субсидирования в тарифах на услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети привело к тому, что крупные потребители, чьи энергопринимающие устройства присоединены к магистральным сетям ПАО «ФСК ЕЭС», не несут социальной нагрузки по перекрестному субсидированию, что создает для них дополнительные экономические преференции по отношению к потребителям, энергопринимающие устройства которых присоединены к территориальным сетевым организациям (распределительным сетям)».

Так, по оценке Минэнерго России, сегодня тариф для потребителей ФСК в 3,5 раза ниже тарифа для потребителей территориальных сетей, подключенных на высоком уровне напряжения, и в 9 раз ниже для потребителей, подключенных на низком уровне напряжения. Это привело к тому, что «в одном и том же регионе у промышленных потребителей со схожей отраслевой принадлежностью и имеющих близкие характеристики электропотребления, платеж за услуги по передаче электрической энергии существенно отличается», — сообщила пресс-служба Минэнерго.

Подстанция Московского энергетического кольца

Подстанция Московского энергетического кольца. Фото: Владимир Федоренко / РИА Новости

По словам Сергея Пикина, директора Фонда энергетического развития, сложилась ситуация, когда «предприятия среднего и малого бизнеса получают энергию не по два-три рубля, как крупный бизнес, а по шесть, семь, восемь, девять и больше, в зависимости от региона, от котла и еще некоторых условий». Сергей Пикин подчеркнул, что, в отличие от крупного бизнеса, малый и средний экспортно не ориентированы, они работают на внутренний рынок: «У них нет, например, возможности получать дополнительную маржу за счет разницы курсов национальных валют, они, как правило, имеют худшие условия по финансированию, то есть условия ведения бизнеса другие».

В июле прошлого года Минэкономразвития выступило с идеей ликвидировать перекрестное субсидирование в электроэнергетике за счет бюджета. Для этого были необходимы 402 миллиарда рублей ежегодно. Был даже опубликован проект указа на сайте regulation.gov.ru, но уже на следующий день с сайта его удалили. Максим Орешкин сказал тогда, что для решения проблемы перекрестного субсидирования «сейчас источников нет». И проблема, которую представители среднего и малого промышленного бизнеса считают откровенно дискриминационной, осталась.

Справедливое распределение

В целях решения этой проблемы Минэнерго России предложило «установить возможность равномерного распределения величины перекрестного субсидирования на все категории потребителей, за исключением населения и приравненных к нему категорий потребителей, независимо от их присоединения к магистральным или распределительным электрическим сетям». По инициативе ведомства новое правительство решило вернуться к этой теме, и по поручению вице-премьера Юрия Борисова была создана рабочая комиссия по реформе перекрестного финансирования. Предложенная министерством новая схема предполагает повышение тарифа на передачу энергии по магистральным сетям и снижение затрат на получение электроэнергии малым и средним бизнесом через распределительные сети с 2021 года.

По словам Ильи Долматова, директора Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий ВШЭ, речь идет не о сокращении перекрестного субсидирования: «Дискуссия строится вокруг справедливого распределения расходов между всеми участниками, чтобы часть расходов перекрестного субсидирования переложить на плечи крупных энергопотребителей, чтобы бремя перекрестного субсидирования несли все. Идея в этой части разумная».

Наталья Готова, директор департамента по связям с органами власти Ассоциации НП ТСО, считает, что предложение по дифференциации тарифов устраняет перекос в сторону крупных промышленных потребителей, который сложился протяжении последних восьми лет, пока они получали преференции: «Минэнерго, а за ним и правительство пытаются вернуть ситуацию в состояние статус кво, как было восемь лет назад, до отмены «последней мили». Тогда ведь платили все более-менее одинаково — и крупная промышленность, и малый и средний бизнес».

Фото: Иван Водопьянов / «Коммерсантъ»

Член правительственной комиссии по электроэнергетике, президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Александр Калинин отмечает, что сегодня в рамках ценового регулирования сложилась очень опасная ситуация: «У нас для тех, кто подключен к ФСК, тариф 25 копеек за киловатт-час. А для этих же крупных предприятий, потребляющих значительные объемы электроэнергии, — речь не идет о малом бизнесе, но подключенных к сетям распределительного комплекса, а это часто одни и те же подстанции, — тариф и 1 рубль 25 копеек может быть».

Чтобы уйти от переплаты региональным сетевым компаниям, крупный промышленный бизнес либо ставит подстанцию высокого напряжения и переходит в Федеральную сетевую компанию, если разрешают это сделать, либо строит блок-станцию, как это недавно сделали, например, «Лукойл» и «Сургутнефтегаз» и перестает потреблять энергию из единой энергетической системы. По мнению Калинина, «после того, как крупные производители уходят из единой энергетической системы, остается все меньше потребителей у региональных сетевых компаний, и сетевые тарифы размазываются — у нас там галопирующие цены». Александр Калинин видит смысл инициативы Минэнерго не в том, чтобы отнять у кого-то и отдать другим: «Они хотят разницу между теми, кто подключен к ФСК, и теми, кто подключен по высокому напряжению к региональным сетевым компаниям, снизить, чтобы она не была такой драматичной. Таким образом прекратятся и уходы из единой энергетической системы».

По мнению Ильи Долматова, когда восемь лет назад появились преференции для подключенных напрямую к ФСК, были надежды, что сокращаться будет и сам объем перекрестного субсидирования: «Но мы живем в экономических реалиях, когда ожидать снижения перекрестного субсидирования не приходится, сейчас на повестке — вопрос его равномерного справедливого распределения».

Фото: Анатолий Жданов / «Коммерсантъ»

Сергей Пикин считает, что здесь есть две справедливости — экономическая и социальная: «С точки зрения экономической, это решение не выглядит идеальным. Но с точки зрения социальной, а мы строим нашу политику в этом направлении, оно оправдано».

Принятию решения по реформированию, естественно, всячески препятствуют лоббисты промышленных гигантов, не желающих терять преференции. Причем, как отмечают эксперты, до смены правительства дискуссия по этому вопросу проходила в спокойном режиме, сейчас же, например, в профильных пабликах вырос градус агрессии. «Они что, думают, что новые руководители возьмут и отменят «перекрестку»? Но новое правительство тоже не с другой планеты прилетело и ситуацию понимает, — удивляется Наталья Готова. — Ситуация, когда средний и малый бизнес тянут на себе крупный, вечной быть не может. Над устранением перекосов надо работать, обсуждать, а не кричать о неэффективности. Риторика лоббистов бизнеса стала агрессивной».

В Минэнерго считают, что «принятие законопроекта в текущих социально-экономических условиях, с одной стороны, не приведет к дополнительному росту тарифов на электрическую энергию для населения, а с другой — создаст дополнительные условия для развития малого и среднего бизнеса, устранит имеющийся диспаритет цен между потребителями и существующую недобросовестную конкуренцию между промышленными потребителями, а также позволит компенсировать сложившиеся негативные экономические последствия в электросетевом комплексе Российской Федерации».

Минэнерго рассчитывает на снижение перекрестного субсидирования к 2035 году

МОСКВА, 30 сентября. /ТАСС/. Объем перекрестного субсидирования в электросетевом комплексе России может снизиться до 100 млрд рублей к 2035 году с 239 млрд рублей в 2020 году. Об этом говорится в проекте стратегии развития электросетевого комплекса России до 2035 года.

"Одной из основных проблем в электроэнергетике и, в частности, в электросетевом комплексе России является перекрестное субсидирование, которое представляет собой перераспределение экономически обоснованной выручки территориальных сетевых организаций между различными категориями потребителей при оплате услуг по передаче электрической энергии", — говорится в документе.

Величина перекрестного субсидирования в электросетевом комплексе выросла с 220 млрд рублей в 2012 году до 238 млрд рублей в 2019 году. При сохранении текущих темпов роста тарифов на услуги по передаче электрической энергии для населения и других потребителей величина перекрестного субсидирования в электросетевом комплексе к 2022 году составит порядка 349 млрд рублей, в 2025 году — 189 млрд рублей, в 2030 году — 130 млрд рублей и в 2035 году — 100 млрд рублей, подсчитали в Минэнерго.

"Перекрестное субсидирование населения негативно влияет на конкурентоспособность целого ряда отраслей российской промышленности, создает стимулы для крупных потребителей строить собственную генерацию, инвестировать в присоединение к электрическим сетям ФСК ЕЭС, приводит к убыткам распределительных сетевых организаций, а также к росту тарифов для малого и среднего бизнеса, что существенно замедляет его развитие. Кроме того, перекрестное субсидирование не обеспечивает социальной справедливости, поскольку фактически размер субсидии прямо пропорционален потреблению электроэнергии", — отмечается в документе.

Ценовое неравенство тарифов на услуги по передаче электрической энергии между потребителями создает некорректные ценовые сигналы, в соответствие с которыми крупные потребители стремятся строить собственную генерацию, перейти на подключение с распределительных сетей к магистральным, поясняется в проекте стратегии.

Перекрестное субсидирование в электроэнергетике

Перекрестное субсидирование в электроэнергетике – это метод социального, экономического и политического регулирования цен на электричество. Он подразумевает, что часть оплаты за потребленную электроэнергию с плеч населения и объектов социальной сферы перекладывается на промышленность и предприятия. Фактически происходит перераспределение тарифов под контролем государства.

Можно сказать, что поставщики электроэнергии получают убыток от населения, которое недоплачивает за услуги. Этот убыток компенсируется от реализации энергии бизнесу и ряду других сфер.

Многим регионам удается существенно сдерживать рост тарифов на электроэнергию за счет того, что переплачивают предприятия. Эта особенность тарификации была введена в 1990-х, в период экономического кризиса. Но сейчас изжила себя, и в условиях рыночной экономики оправдать ее очень сложно. Как происходит перераспределение тарифов, в чем вред для промышленности и экономики страны?

Снижение промышленного производства за счет субсидирования

В последние годы перекрестное субсидирование в электроэнергетике признали насущной проблемой. Активно обсуждать его начали давно. Например, в 2011 году, по подсчетам энергетического центра «Сколково», размер такого субсидирования составил 324 млрд. руб. без НДС, из них в пользу населения – 200 млрд. В результате развитие промышленного производства снизилось на 3,6%.

В другие годы назывались другие цифры. По подсчетам Института проблем ценообразования, в 2016 г. размер субсидирования потянул на 280 млрд. руб., в прошедшем 2017-м – около 300 млрд. Представитель департамента электроэнергетики консалтинговой компании Vygon Consulting считает, что объем перекрестного субсидирования составляет около 220 млрд. руб. И если его не снижать целенаправленно, то через 5 лет цифра вырастет вдвое.

Специалисты уверены, что перекрестное субсидирование в электроэнергетике притормаживает развитие и энергетики, и предприятий, ведь именно последние доплачивают за заниженные расценки для населения. Система действует уже почти 30 лет. Введена она была для того, чтобы избежать социальных бунтов на волне смены власти и экономического напряжения. Сейчас, в среднем, население платит с коэффициентом 0,8 от цены для предприятий.

Как только не называют перекрестное субсидирование в электроэнергетике: ценовой дискриминацией потребителей, пудовой гирей на ногах поставщика и даже камнем, тянущим вниз энергетику России. Разница в тарифах для категорий получателей продолжает расти. Это противоречит приоритетам развития энергетической сферы и законам свободного рынка. Несубсидируемые категории потребителей, вынужденные платить по завышенным тарифам, уходят в собственную генерацию электроэнергии или присоединяются к магистральным электросетям.

Ущерб для населения: реальные тарифы не понравятся

За это время население и другие категории потребителей, для которых сохраняются выгодные расценки, привыкло к существующим заниженным тарифам и воспринимает их как должное. Для части населения, живущей на грани бедности, они и так высоки. При этом по регионам тарифы очень неравномерны. Где-то они приближаются к рыночным, а где-то существенно занижены. В любом случае тарифные решения принимают для себя сами регионы, и происходит это вне зависимости от уровня жизни в том или ином субъекте РФ.

Для сравнения, одноставочные тарифы с 01.07.2018 года:

  • В Иркутской области население платит 1,06 руб. за кВтч при среднемесячном доходе на душу населения 22,8 тыс. руб. Это – самый низкий тарифный показатель по России. Для региона предлагали снизить перекрестное субсидирование в электроэнергетике отдельно, не ориентируясь на общероссийские решения, но пока это не сделано.
  • В Красноярском крае, где климатические условия приближаются к Иркутским, тариф уже 3,78 руб./кВтч при среднедушевом доходе 28 тыс. руб.
  • В среднем житель Республики Алтай имеет в месяц 19 тыс. руб., но должен платить 4,81 руб. за кВтч.
  • В одном из самых бедных регионов России, Туве, среднемесячный доход на человека всего 13,8 тыс. руб., но тарифный показатель — более 3 руб./кВтч.
  • Усредненный тариф по России – 4,3 руб./кВтч при среднедушевом доходе 31,5 тыс. руб. на человека.
  • Самые высокие тарифы на Чукотке (8,2 руб./кВтч) и на Камчатке (6,686 руб./кВтч).

В результате перекоса возрастают тарифы для юридических лиц, включая бюджетные организации (это провоцирует недостаточность бюджета). Несут урон сельхозпроизводители, малый и средний бизнес. Средства, которые можно было бы направить на развитие и рост, переводятся в счет оплаты за электроэнергию. И с этим надо бороться.

Систему перекрестного субсидирования нужно реформировать. От перекоса расценок, наносящих вред деятельности предприятий, необходимо избавляться. Медленно, но наверняка. Полностью и резко отменить субсидирование нельзя, это вызовет тарифный шок у значительной части населения.

Другие виды перекрестного субсидирования

Использование нерыночных расценок для граждан за счет интересов промышленности – не единственная форма перекоса тарифов. В России отмечаются и другие виды перекрестного субсидирования. Существуют они и в явной, и в скрытой форме. Среди них:

  • генерация электроэнергии за счет производства теплоэнергии на ТЭЦ;
  • затраты на создание резерва электрической мощности за счет затрат на электроэнергию (это же касается тепловой мощности и теплоэнергии);
  • целенаправленное сдерживание цен (действует на Дальнем Востоке);
  • преференции для возобновляемых источников энергии;
  • субсидирование новоподключенных потребителей за счет старых;
  • субсидирование удаленных потребителей за счет тех, которые расположены близко к местам генерации энергии.

Установленные для регионов предельные нормы субсидирования и стремление к их уменьшению – это хорошо. Но проблема в том, что просчитать фактические объемы субсидирования на практике очень сложно, особенно это касается его скрытых форм.

Перекрестное субсидирование в электроэнергетике отменят?

В 2011 году президент России обратился к Минэнерго с просьбой взвешенно решить вопрос и рассчитать экономически обоснованные тарифы. По его мнению, одна из важных задач в этом вопросе – не дать необоснованно возрасти расценкам для граждан и малого бизнеса. Минэнерго разработало план, который можно кратко описать двумя тезисами:

  • Определить реальный объем субсидирования в каждом регионе с тем, чтобы постепенно, из года в год, снижать эту цифру.
  • Разработать программу социальной поддержки самых малообеспеченных слоев населения. Это должно в какой-то мере снизить социальную напряженность.

Обсуждения, предлагающие отменить перекрестное субсидирование в электроэнергетике, ведутся уже долгие годы. В них участвуют Минэнерго и Минэкономразвития, ФАС, поставщики энергии и сбытовые компании, сообщества потребителей. В 2018-м обсуждения особо активизировались, ведь снимать необоснованную дополнительную нагрузку по тарифам с предприятий надо.

Специалисты сходятся во мнении, что делать это нужно в несколько этапов, за 5-7 лет. Предположительно, дорожная карта будет включать два момента:

  1. определение объемов предельно допустимого уровня субсидирования;
  2. его постепенное снижение.

Подвижки уже начались. Например, в Чувашии в 2018 году предельная величина перекрестного субсидирования установлена на уровне 1,36 млрд. руб. Это на 120 млн. руб., или на 8% меньше, чем в прошлые годы (1,48 млрд. руб.). Тариф с 3,11 руб./кВтч в первом полугодии 2018 г. вырос до 3,25 руб./кВтч во втором полугодии. Снижаются объемы субсидирования и в других регионах.

Расценки для населения возрастут. Но это не значит, что самые бедные категории населения оставят один на один со счетами за электричество. Планируется государственное субсидирование для бедных, которое станет замещающим элементом социальной защиты – вместо перекрестного субсидирования. Пока вопрос находится на стадии разработки. Разумным было бы ввести понятие соцнормы и давать низкие тарифы только в ее пределах, а все, что свыше, предлагать оплачивать сполна. Это стимулировало бы население к экономному расходованию электроэнергии.

Соцнормы впервые предлагали ввести еще 10 лет назад. Но из-за жесткой социальной политики, действующей в России, внедрять их не получается. Специалисты считают, что добавляет проблем и майнинг биткоинов, которым, предположительно, занимаются в Сибири из-за выгодных тарифов на электричество. А на деле платит за выработку криптовалюты бизнес, с которого также взымаются налоги и отчисления. Введение соцнорм могло бы частично урегулировать этот спорный вопрос.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *