"Письмо" Росприроднадзора от 06.07.2022 N РН-09-03-31/22285 "Об осуществлении мониторинга атмосферного воздуха"
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования в связи с поступающими запросами организаций и территориальных органов Росприроднадзора о представлении разъяснений по вопросу осуществления хозяйствующими субъектами мониторинга атмосферного воздуха в рамках п. 3 ст. 23 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (в частности способов определения точек замеров, их периодичности и списка контролируемых веществ) поясняет следующее.
Согласно п. 9.1 Требований к содержанию программы производственного экологического контроля (далее — ПЭК), утвержденных приказом Минприроды России от 28.02.2018 N 74 (далее — Приказ N 74), в составе программы ПЭК для объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС), включенных в перечень объектов, владельцы которых должны осуществлять мониторинг атмосферного воздуха (далее — Перечень) в соответствии с п. 3 ст. 23 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", предусматривается план-график проведения наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха с указанием измеряемых загрязняющих веществ, периодичности, мест и методов отбора проб, используемых методов и методик измерений.
При этом, следует отметить, что законодательством в области охраны атмосферного воздуха не предусмотрено установление критериев определения объектов, владельцы которых должны осуществлять мониторинг атмосферного воздуха.
В рамках осуществления ПЭК для формирования программы (плана — графика) наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха, могут использоваться подходы, аналогичные подходам к формированию программ государственной наблюдательной сети и территориальных систем наблюдений, содержащимся в требованиях к проведению наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением (далее — Требования), утвержденных приказом Минприроды России от 30.07.2020 N 524 (далее — Приказ N 524).
Пунктом 122 Требований установлено, что при формировании государственной системы наблюдений учитываются пункты и системы наблюдений за состоянием окружающей среды в районах расположения объектов НВОС, владельцы которых в соответствии с федеральными законами осуществляют мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в зоне воздействия этих объектов (далее — локальные системы наблюдений).
Пункт 154 Требований содержит указания по выбору мест размещения локальных пунктов наблюдения.
В соответствии с пунктом 164 Требований перечень измеряемых загрязняющих веществ для программы на пунктах наблюдений устанавливается и уточняется на основе сведений о составе и характере выбросов в соответствии с данными инвентаризации источников выбросов, результатами расчетов рассеивания загрязняющих веществ от отдельных предприятий и в целом по городу (сводные расчеты), а также результатами предварительных наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха населенного пункта.
Обращаем внимание, что ст. 9 Федерального закона от 19.07.1998 N 113-ФЗ "О гидрометеорологической службе" установлено, что юридические лица независимо от организационно-правовых форм, а также индивидуальные предприниматели осуществляют деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях на основе лицензий, выдаваемых в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
На основании изложенного отмечаем, что согласно действующему законодательству Российской Федерации в области охраны окружающей среды алгоритм осуществления мониторинга атмосферного воздуха в рамках проведения ПЭК определяется самим хозяйствующим субъектом в зависимости от состава и характера выбросов, а также расположения объекта НВОС.
Перечень объектов владельцы которых должны осуществлять мониторинг атмосферного воздуха
Статья 23. Мониторинг атмосферного воздуха
1. В целях наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха, комплексной оценки и прогноза его состояния, а также обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и населения текущей и экстренной информацией о загрязнении атмосферного воздуха Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления организуют государственный мониторинг атмосферного воздуха и в пределах своей компетенции обеспечивают его осуществление на соответствующих территориях Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Государственный мониторинг атмосферного воздуха является составной частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) и осуществляется федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды, другими органами исполнительной власти в пределах своей компетенции в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, 21.11.2011 N 331-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Территориальные органы федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды совместно с территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях устанавливают и пересматривают перечень объектов, владельцы которых должны осуществлять мониторинг атмосферного воздуха.
Приложение 2. Рекомендации по установлению перечня объектов, владельцы которых должны осуществлять мониторинг атмосферного воздуха
Статьей 23 Федерального закона от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (с изменениями) предусматривается осуществление мониторинга атмосферного воздуха владельцами объектов, деятельность которых связана с загрязнением атмосферы. Такие объекты предлагается разделить на 3 группы.
1. К 1-ой группе относятся объекты, вклад которых в загрязнение воздуха может явиться критическим. На этих объектах осуществляется инструментальный и расчетный мониторинг атмосферного воздуха. Требования к системе инструментального мониторинга для объектов 1-ой группы устанавливаются на основе рассмотрения представляемых владельцем утвержденных в установленном порядке материалов (проект ПДВ, материалы инвентаризации выбросов и разрешение на выброс или экологический паспорт объекта). К 1-ой группе относятся также объекты, деятельность которых связана с возможностью аварийных выбросов в атмосферу сильно действующих ядовитых веществ (СДЯВ). Для особо ответственных объектов, отнесенных к 1-ой группе, предусматривается организация автоматизированных систем мониторинга и управления качеством воздушного бассейна. С учетом высокой стоимости работ по инструментальному мониторингу, следует предусмотреть возможность объединения усилий владельцев различных (например, расположенных в непосредственной близости) объектов с целью создания совместной системы инструментального и расчетного мониторинга.
2. Ко 2-ой группе относятся объекты, вклад которых в загрязнение атмосферного воздуха не является критическим. Владельцы этих объектов должны осуществлять расчетный мониторинг загрязнения атмосферного воздуха с использованием действующих нормативных документов по расчету загрязнения атмосферы и параметров выбросов, согласованных с контролирующими органами. По согласованию с контролирующими органами, к 2-ой группе могут быть также отнесены объекты, формально относящиеся к 1-ой группе, весь выброс от которых осуществляется только через организованные источники (трубы), при условии организации владельцем объекта инструментального мониторинга параметров выбросов на каждом источнике (в устье трубы). В отдельных случаях объекты 2-ой группы, расположенные в городах с очень высоким уровнем загрязнения воздуха, могут быть отнесены к 1-ой группе.
3. К 3-ей группе относятся объекты, деятельность которых не связана со значимым воздействием на уровень загрязнения атмосферы, в том числе все предприятия и другие объекты, выбросы которых не подлежат государственному учету. Владельцы объектов 3-ей группы мониторинг атмосферного воздуха не осуществляют.
При организации и выполнении работ по мониторингу атмосферного воздуха владельцам объектов следует руководствоваться действующими нормативными документами.
<< Приложение 1. Положение о государственном мониторинге состояния и загрязнения окружающей среды |
Содержание Приказ Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды от 15 июля 2013 г. N 375 "О выполнении. |
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Прокурор разъясняет — Прокуратура Владимирской области
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования в связи с поступающими запросами организаций и территориальных органов Росприроднадзора о представлении разъяснений по вопросу осуществления хозяйствующими субъектами мониторинга атмосферного воздуха в рамках пункта 3 статьи 23 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» даны следующие разъяснения.
Приказом Минприроды России от 28.02.2018 № 74 утверждены «Требования к содержанию программы производственного экологического контроля» (далее — ПЭК).
Требованиями предусмотрено, что в составе программы ПЭК для объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС), включенных в перечень объектов, владельцы которых должны осуществлять мониторинг атмосферного воздуха (далее — Перечень) в соответствии с пунктом 3 статьи 23 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», предусматривается план-график проведения наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха с указанием измеряемых загрязняющих веществ, периодичности, мест и методов отбора проб, используемых методов и методик измерений.
При этом, в рамках осуществления ПЭК для формирования программы (плана — графика) наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха, могут использоваться подходы, аналогичные подходам к формированию программ государственной наблюдательной сети и территориальных систем наблюдений, содержащимся в требованиях к проведению наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением (далее — Требования), утвержденных приказом Минприроды России от 30.07.2020 № 524.
Пунктом 122 Требований установлено, что при формировании государственной системы наблюдений учитываются пункты и системы наблюдений за состоянием окружающей среды в районах расположения объектов НВОС, владельцы которых в соответствии с федеральными законами осуществляют мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в зоне воздействия этих объектов (далее — локальные системы наблюдений).
Пункт 154 Требований содержит указания по выбору мест размещения локальных пунктов наблюдения.
В соответствии с пунктом 164 Требований перечень измеряемых загрязняющих веществ для программы на пунктах наблюдений устанавливается и уточняется на основе сведений о составе и характере выбросов в соответствии с данными инвентаризации источников выбросов, результатами расчетов рассеивания загрязняющих веществ от отдельных предприятий и в целом по городу (сводные расчеты), а также результатами предварительных наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха населенного пункта.
Необходимо отметить, что статьей 9 Федерального закона от 19.07.1998 №113-ФЗ «О гидрометеорологической службе» установлено, что юридические лица независимо от организационно-правовых форм, а также индивидуальные предприниматели осуществляют деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях на основе лицензий, выдаваемых в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Таким образом, согласно действующему законодательству Российской Федерации в области охраны окружающей среды алгоритм осуществления мониторинга атмосферного воздуха в рамках проведения ПЭК определяется самим хозяйствующим субъектом в зависимости от состава и характера выбросов, а также расположения объекта НВОС.
- Вконтакте
- LiveJournal
Прокуратура
Владимирской области
Прокуратура Владимирской области
12 августа 2022, 10:30
Каким образом осуществляется мониторинг атмосферного воздуха?
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования в связи с поступающими запросами организаций и территориальных органов Росприроднадзора о представлении разъяснений по вопросу осуществления хозяйствующими субъектами мониторинга атмосферного воздуха в рамках пункта 3 статьи 23 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» даны следующие разъяснения.
Приказом Минприроды России от 28.02.2018 № 74 утверждены «Требования к содержанию программы производственного экологического контроля» (далее — ПЭК).
Требованиями предусмотрено, что в составе программы ПЭК для объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС), включенных в перечень объектов, владельцы которых должны осуществлять мониторинг атмосферного воздуха (далее — Перечень) в соответствии с пунктом 3 статьи 23 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», предусматривается план-график проведения наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха с указанием измеряемых загрязняющих веществ, периодичности, мест и методов отбора проб, используемых методов и методик измерений.
При этом, в рамках осуществления ПЭК для формирования программы (плана — графика) наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха, могут использоваться подходы, аналогичные подходам к формированию программ государственной наблюдательной сети и территориальных систем наблюдений, содержащимся в требованиях к проведению наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением (далее — Требования), утвержденных приказом Минприроды России от 30.07.2020 № 524.
Пунктом 122 Требований установлено, что при формировании государственной системы наблюдений учитываются пункты и системы наблюдений за состоянием окружающей среды в районах расположения объектов НВОС, владельцы которых в соответствии с федеральными законами осуществляют мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в зоне воздействия этих объектов (далее — локальные системы наблюдений).
Пункт 154 Требований содержит указания по выбору мест размещения локальных пунктов наблюдения.
В соответствии с пунктом 164 Требований перечень измеряемых загрязняющих веществ для программы на пунктах наблюдений устанавливается и уточняется на основе сведений о составе и характере выбросов в соответствии с данными инвентаризации источников выбросов, результатами расчетов рассеивания загрязняющих веществ от отдельных предприятий и в целом по городу (сводные расчеты), а также результатами предварительных наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха населенного пункта.
Необходимо отметить, что статьей 9 Федерального закона от 19.07.1998 №113-ФЗ «О гидрометеорологической службе» установлено, что юридические лица независимо от организационно-правовых форм, а также индивидуальные предприниматели осуществляют деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях на основе лицензий, выдаваемых в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Таким образом, согласно действующему законодательству Российской Федерации в области охраны окружающей среды алгоритм осуществления мониторинга атмосферного воздуха в рамках проведения ПЭК определяется самим хозяйствующим субъектом в зависимости от состава и характера выбросов, а также расположения объекта НВОС.