Профессиональное обучение
Профессиональное обучение направлено на приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение указанными лицами квалификации по профессии рабочего, должности служащего и присвоение им (при наличии) квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования. Томский государственный университет реализует образовательные программы профессионального обучения следующих видов:
– программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих или должностям служащих;
– программы переподготовки рабочих и служащих;
– программы повышения квалификации рабочих и служащих.
Программы разрабатываются на основе квалификационных требований, установленных профессиональными стандартами, квалификационными справочниками. Слушателям, успешно освоившим основную программу профессионального обучения и прошедшим итоговую аттестацию (квалификационный экзамен), выдаются документы о квалификации: свидетельство о профессии рабочего, должности служащего по образцу, установленному в Томском государственном университете.
На что направлено профессиональное обучение
Статья 73. Организация профессионального обучения
1. Профессиональное обучение направлено на приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение указанными лицами квалификации по профессии рабочего, должности служащего и присвоение им (при наличии) квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования.
(в ред. Федерального закона от 25.05.2020 N 158-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Под профессиональным обучением по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих понимается профессиональное обучение лиц, ранее не имевших профессии рабочего или должности служащего.
3. Под профессиональным обучением по программам переподготовки рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях получения новой профессии рабочего или новой должности служащего с учетом потребностей производства, вида профессиональной деятельности.
4. Под профессиональным обучением по программам повышения квалификации рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях последовательного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков по имеющейся профессии рабочего или имеющейся должности служащего без повышения образовательного уровня.
5. Профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих в пределах освоения образовательной программы среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального и высшего образования, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, предоставляется бесплатно.
(в ред. Федерального закона от 26.05.2021 N 144-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Профессиональное обучение осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в учебных центрах профессиональной квалификации и на производстве, а также в форме самообразования. Учебные центры профессиональной квалификации могут создаваться в различных организационно-правовых формах юридических лиц, предусмотренных гражданским законодательством, или в качестве структурных подразделений юридических лиц.
7. Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, с указанием (при наличии) присваиваемых по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих квалификационных разрядов, классов, категорий утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования.
(в ред. Федеральных законов от 26.07.2019 N 232-ФЗ, от 25.05.2020 N 158-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8. Продолжительность профессионального обучения определяется конкретной программой профессионального обучения, разрабатываемой и утверждаемой на основе профессиональных стандартов (при наличии) или установленных квалификационных требований организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
(часть 8 в ред. Федерального закона от 02.05.2015 N 122-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
9. Типовые программы профессионального обучения в области международных автомобильных перевозок утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
На что направлено профессиональное обучение
Общество с ограниченной ответственностью «Сфера охраны труда»
«СФЕРА ОХРАНЫ ТРУДА»
г. Симферополь, ул. Маяковского , 14, лит. А, аудитория 204
+7 (978) 790-25-06
+7 (978) 103-75-71
ЗАКАЗАТЬ ЗВОНОК
ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ
Наименование
Вид
Кол-во часов обучения
Вид/срок действия документа
Свидетельство о профессии рабочего
Свидетельство о профессии рабочего
Свидетельство о профессии рабочего
Свидетельство о профессии рабочего
Свидетельство о профессии рабочего
Согласно пп. 12 и 13 ст. 2 и ч. 2 ст. 10 Федерального закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» профессиональное обучение – это самостоятельный вид образования, направленный на приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение квалификационных разрядов, классов, категорий по профессиям рабочего без изменения уровня образования.
Программы профессиональной подготовки рабочих предназначены для лиц, не имеющих среднего профессионального образования или рабочей профессии.
Программы профессиональной переподготовки рабочих — для лиц со средним профессиональным образованием или раннее проходившим профессиональное обучение по какой-либо программе профессиональной подготовки.
Программы повышения квалификации рабочих предусматривают повышение квалификационного разряда в рамках уже имеющейся профессии.
Обучение завершается итоговой аттестацией в форме квалификационного экзамена согласно ч. 1 ст. 74 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. Лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, выдается документ установленного образца — свидетельство о профессии рабочего с присвоением соответствующего квалификационного разряда.
Подробная информация — по телефону:
+7 (978) 790-25-06
+7 (978) 103-75-71
Виды образования: какие они бывают
Есть Международная стандартная классификация образования (МСКО), а есть национальные классификации, действующие в отдельных странах. В России классификация строится на основе закона «Об образовании в РФ».
Как классифицируют образование в России и в мире
Международная классификация принята ООН как часть международной системы социальных и экономических классификаций. Её используют в статистике для сбора и анализа сопоставимых на международном уровне данных. Это руководство для упорядочения образовательных программ и соответствующих квалификаций в разных странах по уровням и областям образования.
Международная классификация МСКО упорядочивает программы не только по уровням, но и по способам организации, выделяя формальное, неформальное и информальное образование.
А по уровням (то есть по степени сложности и специализации содержания образовательной программы) в МСКО выделяется девять видов образования:
- 0 — образование детей младшего возраста;
- 1 — начальное образование;
- 2 — первый этап среднего образования;
- 3 — второй этап среднего образования;
- 4 — послесреднее нетретичное образование (оно направлено на приобретение учебного опыта на базе среднего образования, на подготовку к выходу на рынок труда, а также на получение третичного образования);
- 5 — короткий цикл третичного образования (третичное образование — это академическое образование, а также углублённое профессиональное);
- 6 — бакалавриат или его эквивалент;
- 7 — магистратура или её эквивалент;
- 8 — докторантура или её эквивалент.
В России же выделяют четыре вида образования:
Такая структура обеспечивает возможность получать образование на протяжении всей жизни.
При этом каждый вид образования включает несколько уровней — о них расскажем ниже.
Общее образование
Общее образование даёт основную базу знаний, которые пригодятся ему в жизни. Оно включает:
- Дошкольное образование. Этап начинается в первые годы жизни ребёнка и длится, пока ему не исполнится семь лет. Дошкольное образование, согласно закону, включает развитие физических, интеллектуальных, нравственных и личных качеств, а также подготовку к следующим уровням обучения.
- Начальное общее образование (1–4 класс). Этап длится четыре года, за которые дети должны овладеть чтением, письмом, счётом, культурой поведения и простейшими навыками самоконтроля, чтобы продолжить дальнейшую учёбу.
- Основное общее образование (5–9 класс). Его получают в средней школе в течение пяти лет. На этом уровне требуется овладеть основами наук, развить склонности и интересы, способность к самоопределению.
- Среднее общее образование (10–11 класс). Среднее общее образование получают в старшей школе за два года. На этой ступени развивают творческий потенциал, интерес к познанию и формируют навыки к самостоятельной учёбе, продолжению образования и началу карьеры.
Профессиональное образование
Профессиональное образование в России делится на два уровня:
- среднее профессиональное образование (СПО);
- высшее образование (ВО).
Среднее профессиональное образование получают в колледжах, техникумах или профучилищах параллельно со средним общим образованием (если поступают туда после девятого класса) либо уже после него (если поступают после одиннадцатого класса). СПО, в свою очередь, делится на два типа: во-первых, подготовка квалифицированных рабочих и служащих, во-вторых, подготовка специалистов среднего звена. Суть СПО в том, чтобы подготовить профессионалов, которым в работе не нужна широкая академическая база. Обучение длится от двух до пяти лет в зависимости от сроков поступления, специальности, формы обучения.
Высшее образование получают в институтах и университетах, а готовят там высококвалифицированные кадры для всех сегментов экономики. Пока в России действует двухуровневое высшее образование по Болонской системе:
- бакалавриат (обучение длится четыре года);
- магистратура (обучение длится два года).
Кроме того, в отечественных вузах есть программы специалитета (обучение длится пять лет) — наследие советской системы образования. По уровню специалитет приравнен к магистратуре. Поэтому, например, люди, окончившие специалитет, не могут бесплатно поступить в магистратуру, в отличие от тех, кто окончил бакалавриат (но есть исключения, об этом юристы рассказывали здесь в ответе на вопрос 4.
Но сейчас Россия переживает перестройку национальной системы высшего образования, отходит от Болонской системы. В новой системе высшего образования сохранятся бакалавриат, специалитет и магистратура, но программ специалитета станет больше, чем сейчас, — прежде всего по программам подготовки, необходимым для технологического развития и модернизации экономики России (то есть инженерным и прочим технологическим специальностям). Уже готов соответствующий законопроект.
Согласно этому законопроекту, специалитет будет отдельным уровнем образования, а не приравненным к магистратуре.
Есть также третий (после реформы, когда специалитет станет самостоятельным уровнем, он станет четвёртым) уровень ВО — постдипломный (его также называют последипломным или послевузовским). Он называется подготовкой кадров высшей квалификации. К нему относятся: