Как происходит выдача лица для уголовного преследования или исполнения приговора
Перейти к содержимому

Как происходит выдача лица для уголовного преследования или исполнения приговора

  • автор:

Экстрадиция (выдача) лица для уголовного преследования или исполнения приговора

Экстрадиция (фр. extradition, лат. ех — из, вне + tradition — передача) — выдача иностранному государству лица, нарушившего законы этого государства. Ее можно определить как процедуру, согласно которой одно государство передает другому (по запросу) лицо, подозреваемое или обвиняемое в преступлении, либо осужденное за совершение преступления на территории этого государства для привлечения к уголовной ответственности или исполнения приговора.

Российский запрос о выдаче лица, находящегося на территории иностранного государства, направляется в соответствии с правилами ст. 460 УПК.

Российская Федерация может направить иностранному государству запрос о выдаче ей лица для уголовного преследования или исполнения приговора на основании международного договора РФ с этим государством или письменного обязательства Генерального прокурора РФ выдавать на основе принципа взаимности этому государству лиц в соответствии с законодательством РФ.

Направление запроса о выдаче лиц на основе принципа взаимности осуществляется, если в соответствии с законодательством обоих государств деяние, в связи с которым направлен запрос о выдаче, является уголовно наказуемым и за его совершение либо предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок не менее одного года или более тяжкое наказание — в случае выдачи для уголовного преследования, либо лицо осуждено к лишению свободы на срок не менее шести месяцев — в случае выдачи для исполнения приговора.

При возникновении необходимости запроса о выдаче и наличии для этого оснований и условий, указанных в ч. 1 и 2 ст. 460 УПК, все необходимые материалы предоставляются в Генеральную прокуратуру РФ для решения вопроса о направлении в соответствующий компетентный орган иностранного государства запроса о выдаче лица, находящегося на территории данного государства.

Запрос о выдаче должен содержать:

  • 1) наименование и адрес запрашивающего органа;
  • 2) полное имя лица, в отношении которого направлен запрос о выдаче, дату его рождения, данные о гражданстве, месте жительства или месте пребывания и другие данные о его личности, а также по возможности описание внешности, фотографию и другие материалы, позволяющие идентифицировать личность;
  • 3) изложение фактических обстоятельств и правовую квалификацию деяния, свершенного лицом, в отношении которого направлен запрос о выдаче, включая сведения о размере причиненного им ущерба, с приведением текста закона, предусматривающего ответственность за это деяние, и обязательным указанием санкций;
  • 4) сведения о месте и времени вынесения приговора, вступившего в законную силу, либо постановления о привлечении в качестве обвиняемого с приложением заверенных копий соответствующих документов.

К запросу о выдаче для уголовного преследования должна быть приложена заверенная копия постановления судьи об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу. К запросу о выдаче для исполнения приговора должны быть приложены заверенная копия вступившего в законную силу приговора и справка о неотбытом сроке наказания.

Уголовно-процессуальный закон РФ регулирует вопрос о пределах ответственности лица, выданного Российской Федерации (ст. 461 УПК).

Лицо, выданное иностранным государством, не может быть задержано, привлечено в качестве обвиняемого, осуждено без согласия государства, его выдавшего, а также передано третьему государству за преступление, не указанное в запросе о выдаче.

Согласия иностранного государстве не требуется, если:

  • 1) выданное им лицо в течение 44 суток со дня окончания уголовного судопроизводства, отбытия наказания или освобождения от него по любому законному основанию не покинуло территорию РФ;
  • 2) выданное лицо покинуло территорию РФ, но затем добровольно возвратилось в Россию.

Требования ч. 1 ст. 461 УПК не распространяются на случаи, когда преступление совершено указанным в ней лицом после его выдачи.

Уголовно-процессуальный кодекс регламентирует не только процедуру направления российского запроса о выдаче (об экстрадиции) лица, находящегося на территории иностранного государства, но, соответственно, и противоположную процедуру — исполнение запроса иностранного государства о выдаче лица, находящегося на территории РФ (ст. 462 УПК).

Российская Федерация в соответствии с международным договором РФ или на основе принципа взаимности может выдать иностранному государству иностранного гражданина или лицо без гражданства, находящихся на территории РФ, для уголовного преследования или исполнения приговора за деяния, которые являются уголовно наказуемыми по уголовному закону РФ и законам иностранного государства, направившего запрос о выдаче лица.

Выдача лица на основе принципа взаимности означает, что в соответствии с заверениями иностранного государства, направившего запрос о выдаче, можно ожидать, что в аналогичной ситуации по запросу России будет произведена выдача.

Выдана лица может быть произведена в случаях:

  • 1) если уголовный закон предусматривает за совершение этих деяний наказание в виде лишения свободы на срок свыше одного года или более тяжкое наказание, когда выдача лица производится для уголовного преследования;
  • 2) если лицо, в отношении которого направлен запрос о выдаче, осуждено к лишению свободы на срок не менее шести месяцев или к более тяжкому наказанию;
  • 3) когда иностранное государство, направившее запрос, может гарантировать, что лицо, в отношении которого направлен запрос о выдаче, будет преследоваться только за преступление, которое указано в запросе, и после окончания судебного разбирательства и отбытия наказания сможет свободно покинуть территорию данного государства, а также не будет выслано, передано либо выдано третьему государству без согласия Российской Федерации.

Решение о выдаче иностранного гражданина или лица без гражданства, находящихся на территории РФ, обвиняемых в совершении преступления или осужденных судом иностранного государства, принимается Генеральным прокурором РФ или его заместителем.

О принятом решении Генеральный прокурор РФ или его заместитель письменно уведомляет лицо, в отношении которого оно принято, и разъясняет ему право на обжалование данного решения в суд.

Решение о выдаче вступает в законную силу через 10 суток с момента уведомления лица, в отношении которого оно принято. В случае обжалования решения выдача не производится вплоть до вступления в законную силу судебного решения.

При наличии запросов нескольких иностранных государств о выдаче одного и того же лица решение о том, какой из запросов подлежит удовлетворению, принимает Генеральный прокурор РФ или его заместитель. О принятом решении Генеральный прокурор РФ или его заместитель в течение 24 ч письменно уведомляет лицо, в отношении которого оно принято.

Решение о выдаче иностранному государству иностранного гражданина или лица без гражданства может быть обжаловано в судебном порядке и проведена проверка его законности и обоснованности (ст. 463 УПК).

Решение Генерального прокурора РФ или его заместителя о выдаче может быть обжаловано в верховный суд республики, краевой или областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области или суд автономного округа по месту нахождения лица, в отношении которого принято это решение, или его защитником в течение 10 суток с момента получения уведомления.

Если лицо, в отношении которого принято решение о выдаче, находится под стражей, то администрация места содержания под стражей по получении адресованной суду жалобы немедленно направляет ее в соответствующий суд и уведомляет об этом прокурора.

Прокурор в течение 10 суток направляет в суд материалы, подтверждающие законность и обоснованность решения о выдаче лица.

Проверка законности и обоснованности решения о выдаче лица производится в течение одного месяца со дня получения жалобы судом, состоящим из трех судей, в открытом судебном заседании с участием прокурора, лица, в отношении которого принято решение о выдаче, и его защитника, если он участвует в уголовном деле.

В начале заседания председательствующий объявляет, какая жалоба подлежит рассмотрению, разъясняет присутствующим их права, обязанности и ответственность. Затем заявитель и (или) его защитник обосновывают жалобу. После этого слово предоставляется прокурору.

В ходе судебного рассмотрения суд не обсуждает вопросы виновности лица, принесшего жалобу, ограничиваясь проверкой соответствия решения о выдаче данного лица законодательству и международным договорам РФ.

В результате проверки суд выносит одно их следующих определений:

  • 1) о признании решения о выдаче лица незаконным или необоснованным и его отмене;
  • 2) об оставлении жалобы без удовлетворения.

В случае отмены решения о выдаче лица суд отменяет и меру пресечения, избранную в отношении лица, подавшего жалобу.

Определение суда об удовлетворении жалобы или отказе в этом может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд РФ.

В ч. 2 ст. 63 Конституции РФ установлено, что выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, осуществляется на основе федерального закона или международного договора РФ. При этом согласно указанной конституционной форме, а также ч. 1 ст. 61, ч. 2 ст. 62 Конституции РФ российский гражданин (в том числе российский гражданин, имеющий двойное гражданство) не может быть выдан другому государству.

Конституция РФ запрещает выдачу граждан своей страны, а также лиц, не являющихся российскими гражданами, но преследуемых в иностранном государстве за политические убеждения, кроме этого, запрещена выдача лица для привлечения его к уголовной ответственности за деяние, которое в России не признается преступлением.

Статья 13 УК, которая называется «Выдача лиц, совершивших преступление», гласит:

«1. Граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству.

2. Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации и находящиеся на территории Российской Федерации, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором Российской Федерации».

Что касается упомянутого в ч. 2 ст. 63 Конституции РФ федерального закона как правового основания для выдачи Россией иностранному государству лиц, совершивших преступления, то таковым, в частности, является ст. 12 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Она устанавливает, что решение о выдаче иностранному государству лиц, совершивших преступления, связанные с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, принимается на основании обязательств Российской Федерации, вытекающих из международного договора РФ. В случае если у России нет соответствующего договора с иностранным государством, которое запрашивает выдачу, указанные лица могут быть выданы за преступления, связанные с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, при условии соблюдения принципа взаимности.

Применительно к сфере международного права выдача (экстрадиция) предусмотрена значительным числом многосторонних и двусторонних международных договоров, участницей которых является Россия. К ним, в частности, относятся Европейская конвенция о выдаче от 13 декабря 1957 г., Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г., Договор между Российской Федерацией и Республикой Индией о выдаче от 21 декабря 1998 г.

Статья 464 УПК предусматривает случаи отказа в выдаче лица иностранному государству. Так, выдача лица не допускается, если:

  • 1) лицо, в отношении которого поступил запрос иностранного государства о выдаче, является гражданином РФ;
  • 2) лицу, в отношении которого поступил запрос иностранного государства о выдаче, предоставлено убежище в России в связи с возможностью преследований в данном государстве по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или по политическим убеждениям;
  • 3) в отношении указанного в запросе лица на территории РФ за то же самое деяние вынесен вступивший в законную силу приговор или прекращено производство по уголовному делу;
  • 4) в соответствии с законодательством РФ уголовное дело не может быть возбуждено или приговор не может быть приведен в исполнение вследствие истечения сроков давности или по иному законному основанию;
  • 5) имеется вступившее в законную силу решения суда Российской Федерации о наличии препятствий для выдачи данного лица в соответствии с ее законодательством и международными договорами РФ.

В выдаче лица может быть отказано, если:

  • 1) деяние, в связи с которым направлен запрос о выдаче, совершено на территории РФ или против интересов России за пределами ее территории;
  • 2) за то же самое деяние в Российской Федерации осуществляется уголовное преследование лица, в отношении которого направлен запрос о выдаче;
  • 3) уголовное преследование лица, в отношении которого направлен запрос о выдаче, возбуждается в порядке частного обвинения.

Если выдача лица не производится, то Генеральная прокуратура РФ уведомляет об этом компетентные органы соответствующего иностранного государства с указанием оснований отказа.

Отказ в выдаче лица иностранному государству, о чем говорится в ст. 464 УПК, в соответствии с международным договором влечет обязанность страны, отказавшей в выдаче, передать дело своим компетентным органам для целей уголовного преследования (такое положение закреплено в ряде международных соглашений, например в ст. 7 Конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов от 16 декабря 1970 г.) и ее обязанность осуществить уголовное преследование в отношении данного лица по требованию соответствующего государства (см., например, ст. 6 и 7 Договора между Российской Федерацией и Республикой Индией о выдаче).

Статья 465 УПК регулирует вопросы возможной отсрочки в выдаче лица и выдачу лица на время.

В случае, когда иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которого поступил запрос о выдаче, подвергается уголовному преследованию или отбывает наказание за другое преступление на территории РФ, его выдача может быть отсрочена до прекращения уголовного преследования, освобождения от наказания по любому законному основанию либо до исполнения приговора.

Этапирование (транзит) и передачу выдаваемого лица организуют и осуществляют подразделения ФСИН России по поручению Генеральной прокуратуры РФ.

При передаче выдаваемого лица соответствующему компетентному органу иностранного государства могут быть переданы предметы, являющиеся орудиями преступления, а также предметы, несущие на себе следы преступления или добытые преступным путем. Эти предметы передаются по запросу и в том случае, когда выдача запрашиваемого лица вследствие его смерти или по другим причинам не может состояться.

Для обеспечения законных прав третьих лиц передача указанных предметов производится лишь при наличии обязательства соответствующего учреждения иностранного государства о возврате предметов по окончании производства по уголовному делу (ст. 468 УПК).

Следует различать выдачу преступников (экстрадицию) и возвращение преступников, совершивших угон воздушного судна, государству его регистрации. Вместе с угонщиками возвращаются воздушные суда, документы, оружие, личные вещи и багаж, а также другие имеющиеся доказательства.

67. Выдача лиц для привлечения к ответственности или для исполнения приговора.

Выдача (экстрадиция) — это передача лица, совершившего преступление, одним государством другому для привлечения его к уголовной ответственности или для исполнения в отношении него обвинительного приговора. В основе института выдачи лежит принцип: лицо, совершившее преступление, должно понести наказание в стране, где оно было задержано, или в стране совершения преступления либо в стране, в наибольшей степени пострадавшей от преступления. Экстрадиция направлена на реализацию принципа неотвратимости ответственности и основана на принципах и нормах международного и национального права. С точки зрения процессуального права выдача — это процесс передачи лица, совершившего преступление или обвиняемого в совершении преступления, одним государством (запрашиваемым) другому государству (запрашивающему), на территории которого было совершено преступление, либо государству, гражданином которого это лицо является, либо государству, против интересов которого направлено преступное деяние.

Основными целями выдачи являются:

1) уголовное преследование лица, обвиняемого в совершении преступления, влекущего за собой применение уголовного наказания в виде лишения свободы на срок не менее одного года;

2) исполнение постановленного судом и вступившего в силу приговора, предусматривающего наказание в виде лишения свободы на срок не менее шести месяцев или более тяжкое наказание, в отношении лица, не отбывшего данное наказание.

Экстрадиция включает в себя выдачу обвиняемых в совершении преступления для их уголовного преследования, а также передачу лиц тому государству, где в отношении их вступил в силу обвинительный приговор суда, для приведения приговора в исполнение. Субъектом экстрадиции может быть не только осужденный, т.е. лицо, чья виновность в совершении преступления установлена вступившим в законную силу обвинительным приговором суда, но и лицо, подозреваемое или обвиняемое в совершении преступления.

Выдача не производится, если:

1) лицо, выдача которого требуется, является гражданином запрашиваемого государства; 2) на момент получения требования, согласно законодатель­ству запрашиваемого государства, преследование не допуска­ется вследствие истечения срока давности либо по иному за­конному основанию;

3) в отношении лица уже вынесен за то же преступление приговор на территории запрашиваемого государства или дело прекращено;

4) преступление по законодательству обоих государств преследуется в порядке частного обвинения.

Различают три вида выдачи:

• выдача лица для привлечения к уголовной ответственности;

• выдача лица для приведения приговора в исполнение;

• выдача на время.

1. Выдача лица для привлечения к уголовной ответственности состоит в передаче лица, совершившего деяние, предусмотренное международным договором в качестве основания выдачи. В этом случае государство, обратившееся с требованием о выдаче, должно представить убедительные доказательства совершенного преступления.

2. Выдача лица для приведения приговора в исполнение состоит в передаче лица, осужденного иностранным судом и скрывшегося от отбывания наказания, но задержанного на территории другого государства. Это выдача преступника, осужденного в одном государстве, другому, гражданином которого он является, для отбытия наказания. В соответствии с нормами международного права выданное лицо не должно подвергаться судебному преследованию или заключению с целью осуществления наказания или меры безопасности, а также подвергаться какому-либо ограничению его личной свободы в связи с каким-либо деянием, предшествовавшим его передаче и не являющимся тем деянием, которое мотивировало его выдачу. Таким образом, следственные и судебные органы государства, запросившего выдачи человека, связаны формулой обвинения, которая служила основанием выдачи этого лица. Выдача преступника может преследовать цель и применение к нему наказания. В этом случае основанием для решения вопроса служит вынесенный и вступивший в силу приговор суда.

3. Выдача на время осуществляется в тех случаях, когда лицо, выдача которого требуется, на территории запрашиваемого государства уже привлечено к ответственности или осуждено. В этом случае оно может быть выдано на срок расследования конкретного преступления. Выданное на время лицо после проведения следствия по делу должно быть возвращено запрашиваемому государству.

Следует различать выдачу преступников (экстрадицию) и возвращение преступников, совершивших угон воздушного судна, государству его регистрации. Вместе с угонщиками возвращаются воздушное судно, документы, оружие, личные вещи и багаж, а также другие имеющиеся доказательства. Правовые основания выдачи: многосторонние конвенции по борьбе с отдельными видами преступлений, а также специальные региональные и двусторонние соглашения о правовой помощи или выдаче преступников и национальное законодательство. Граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству.

Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов РФ и находящиеся на территории РФ, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбытия наказания в соответствии с международным договором РФ. При отсутствии международного договора вопрос о выдаче преступников может решаться дипломатическим путем.

Условия выдачи: требование о выдаче преступника предъявляет государство в следующих случаях:

1) когда преступление совершено на его территории;

2) когда преступник является гражданином этого государства;

3) когда преступление было направлено против этого государства и причинило ему вред.

В случаях, когда преступник совершил преступление на территории нескольких государств, вопрос о выдаче решается дипломатическим путем на основе международных договоров и норм международного права. При этом, в каком бы государстве ни был привлечен к ответственности преступник, он должен отвечать за все преступления, совершенные им в разных странах.

Основания для отказа в экстрадиции:

◦ экстрадиция запрашивается на лицо, являющееся гражданином страны в котором оно находится;

◦ совершенное преступление преследуется в порядке частного обвинения;

◦ истек срок давности преступления;

◦ иные законные основания, делающие невозможным возбуждение уголовного дела;

◦ запрашиваемое лицо на момент запроса не может быть привлечено к уголовной ответственности;

◦ экстрадируемым лицом получено право убежище.

Выдача преступника предполагает соблюдение ряда условий:

1) преступление, за совершение которого предъявлено требование о выдаче, должно признаваться преступлением и по законам страны, в которой находится преступник (принцип тождественности);

2) если по законам страны, требующей выдачи за преступление, предусматривается смертная казнь, а в государстве, где находится лицо, совершившее это преступление, смертная казнь отменена, то условием выдачи обычно служит гарантия, предоставленная властями государства, требующего выдачи, о том, что смертная казнь к выданному преступнику применена не будет.

Порядок исполнения экстрадиции в РФ:

• подача соответствующего запроса государством, на территории которого совершено преступление;

Срок запроса на экстрадицию — 40 дней с момента задержания преступника.

• передача задержанного в местный орган прокуратуры;

• избрание меры пресечения;

• рассмотрения отсутствия или наличия обстоятельств исключающих экстрадицию (экстрадиционная проверка);

• принятие решения об удовлетворении запроса или отказ в запросе;

• вынесение постановления (при условии удовлетворения запроса);

• уведомление задержанного лица о вынесении решения о выдаче;

Обжаловать решение, виновное лицо, может в течение 10 суток с момента получения уведомления. Подача кассационной жалобы в случае отказа в жалобе осуществляется в 7-мидневный срок с момента отказа.

• поручение ФСИН от Генеральной прокуратуры РФ о передаче, экстрадируемого лица, запрашивающей стороне.

В некоторых случаях Генеральным прокурором РФ может быть вынесено решение об отсрочке или временной экстрадиции. Отсрочка может быть связана с различными нюансами в расследовании, рассмотрении вопроса о предоставлении права убежища и т.д. Временная выдача производится в основном для участия, экстрадируемого лица, в судебных и следственных процедурах.

Статья 588 Уголовно процессуального кодекса Украины. Выдача лица (экстрадиция) в упрощенном порядке

1. Уполномоченный (центральный) орган Украины может применить процедуру выдачи лица (экстрадиции) в упрощенном порядке только при наличии согласия такого лица на ее выдаче (экстрадиции), утвержденной следственным судьей.

2. Лицо вправе в любое время до принятия решения о ее выдаче (экстрадиции) подать следственному судье письменное заявление о предоставлении согласия на ее выдаче (экстрадиции), в которой может указать об отказе от применения специального правила границ уголовной ответственности. Согласие лица на его выдаче (экстрадиции), отказ лица от применения специального правила пределов уголовной ответственности могут быть отозваны лицом до их утверждения следственным судьей.

3. Начальник учреждения предварительного заключения, получив письменное заявление лица о предоставлении согласия на ее выдаче (экстрадиции), безотлагательно направляет указанное заявление в суд, в пределах территориальной юрисдикции которого лицо находится под стражей, и сообщает об этом руководителю соответствующей областной прокуратуры.

4. Соответствующая областная прокуратура безотлагательно направляет уполномоченному (центральном) органа Украины копию постановления следственного судьи, постановленной по результатам рассмотрения письменного заявления лица о предоставлении согласия на ее выдаче (экстрадиции), вместе с копией письменного заявления лица о согласии на выдаче (экстрадиции) и информации , необходимой для принятия уполномоченным (центральным) органом Украины решения в соответствии с частью восьмой настоящей статьи.

5. Об утверждении следственным судьей согласия лица на его выдаче (экстрадиции), отказа лица от применения специального правила пределов уголовной ответственности уполномоченный (центральный) орган Украины безотлагательно информирует компетентный орган иностранного государства, разыскивает лицо для привлечения к уголовной ответственности или исполнения приговора. Уполномоченный (центральный) орган Украины одновременно спрашивает о намерении иностранного государства требовать выдаче (экстрадиции) указанного лица в дальнейшем (кроме случая, если от компетентного органа иностранного государства поступил запрос о выдаче (экстрадиции) лица) и просит предоставить информацию, необходимую для принятия решения о выдачу указанного лица (экстрадиции) в упрощенном порядке.

6. Уполномоченный (центральный) орган Украины рассматривает вопрос о выдаче лица (экстрадиции) в упрощенном порядке при наличии информации относительно:

1) принятие компетентным органом иностранного государства в отношении лица решение о содержании под стражей или приговора, вступившего в законную силу, а также подтверждение того, что лицо разыскивается компетентным органом иностранного государства для привлечения к уголовной ответственности или исполнения приговора;

2) характера и правовой квалификации совершенного лицом уголовного преступления, в частности о максимальный предел наказания или наказание, согласно приговору, вступившему в законную силу, а также об отбытой лицом часть наказания;

3) данных о лице, разыскивается компетентным органом иностранного государства для привлечения к уголовной ответственности или исполнения приговора, в частности о его гражданстве;

4) обстоятельств совершения лицом уголовного преступления, в том числе о времени, месте, степень участия лица, другие обстоятельства совершения уголовного правонарушения;

5) последствий совершенного лицом уголовного преступления (по возможности);

6) сроков давности привлечения к уголовной ответственности за совершение соответствующего уголовного преступления в соответствии с законодательством иностранного государства, разыскивает человека.

В случае если лицо разыскивается компетентным органом иностранного государства с целью исполнения приговора, вступившего в законную силу, для рассмотрения вопроса о выдаче лица (экстрадиции) в упрощенном порядке необходима также информация о том, был вынесен приговор в отсутствие обвиняемого (in absentia).

При необходимости для принятия решения о выдаче лица (экстрадиции) в упрощенном порядке уполномоченный (центральный) орган Украины может запросить у компетентного органа иностранного государства дополнительную информацию или документы.

7. Решение о выдаче лица (экстрадиции) в упрощенном порядке может быть принято уполномоченным (центральным) органом Украины до поступления запроса компетентного органа иностранного государства о выдаче лица (экстрадиции) без обязательного проведения экстрадиционной проверки в полном объеме.

8. Уполномоченный (центральный) орган Украины принимает решение о выдаче лица (экстрадиции) в упрощенном порядке или об отказе в выдаче лица (экстрадиции) в упрощенном порядке в течение пяти рабочих дней со дня получения постановления следственного судьи, которым утвержден согласие лица на выдачу (экстрадиции), и информации компетентного органа иностранного государства, предусмотренной частью шестой настоящей статьи. Решение выносится руководителем уполномоченного (центрального) органа Украины или уполномоченным им лицом, является окончательным и обжалованию не подлежит.

9. Уполномоченный (центральный) орган Украины отказывает в выдаче лица (экстрадиции) в упрощенном порядке в следующих случаях:

1) в случае привлечения лица к уголовной ответственности или отбывания лицом наказания на территории Украины;

2) если есть обоснованные основания полагать, что лицо, в отношении которого рассматривается вопрос о выдаче (экстрадиции), является гражданином Украины

3) если есть обоснованные основания полагать, что выдача (экстрадиция) указанного лица может противоречить интересам национальной безопасности Украины;

4) если компетентный орган иностранного государства не предоставил по требованию уполномоченного (центрального) органа Украины информацию, предусмотренную частью шестой настоящей статьи.

10. Уполномоченный (центральный) орган Украины сообщает о своем решении компетентный орган иностранного государства и лицо, в отношении которого оно принято, без неоправданной задержки и в любом случае в течение двадцати дней со дня вынесения следственным судьей постановления, которым утвержден согласие лица на выдачу ( экстрадиции).

11. Передача лица, в отношении которого принято решение о выдаче (экстрадиции) в упрощенном порядке, осуществляется в течение десяти рабочих дней со дня уведомления компетентному органу иностранного государства о указанное решение. Этот срок может быть продлен уполномоченным (центральным) органом Украины до тридцати дней. Отсрочка фактической передачи лица по основаниям, предусмотренным статьей 592 настоящего Кодекса, не допускается.

12. В случае принятия уполномоченным (центральным) органом Украины решения об отказе в выдаче лица (экстрадиции) в упрощенном порядке выдача лица (экстрадиция) осуществляется по общим правилам о выдаче лиц, совершивших уголовное преступление, предусмотренными настоящей главой.

13. Выдача лица (экстрадиция) в Украине в упрощенном порядке осуществляется в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и международными договорами Украины.

Статья 588 УПК Украины на русском языке с изменениями 2023 год (Уголовный процессуальный кодекс Украины, УПКУ) №4651-VI от 13.04.2012, редакция от 05.01.2022

Прокурор разъясняет — Прокуратура Хабаровского края

Экстрадицию следует понимать как форму международного сотрудничества государств в борьбе с преступностью, заключающуюся в аресте и передачи одним государством другому (по запросу последнего) лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления (с целью судебного разбирательства), либо лиц уже осужденных судебными органами другого государства (для исполнения приговора).

Правовым основанием для экстрадиции является договор между соответствующими государствами. Таким договором может быть как двусторонний договор, так и многосторонняя конвенция, участниками которой должны являться и запрашивающее, и запрашиваемое государство. Примером такой конвенции является Европейская Конвенция о выдаче ETS № 24 (Париж, 13 декабря 1957 г.).

Кроме того, выдача может осуществляться и без договора, в случае если это предусмотрено законодательством запрашиваемой стороны. Вместе с тем, экстрадиция – это право государства, но не ее обязанность, которая наступает только при наличии двустороннего договора о взаимной помощи по уголовным делам. Необходимо учесть, что выдача осуществляется лишь в отношении определенных преступлений – как правило, их список либо критерии их определения (тяжесть наказания и т.п.) устанавливаются в договоре, к тому же должно соблюдаться, так называемое правило «двойной подсудности», то есть преступление, за совершение которого запрашивается выдача, должно признаваться таковым как запрашивающей, так и запрашиваемой стороны. Также, такими договорами могут устанавливаться условия, при которых возможен отказ в выдаче. К таким, главным образом, относятся, обоснованные подозрения запрашиваемого государства о том, что лицо преследуется по политическим мотивам либо, что в случае выдачи оно может быть подвергнуто пыткам или смертельной казни.

В большинстве государств мира, в том числе и в России, не допускается экстрадиция своих граждан, что закреплено в конституциях этих государств. Так, согласно ст. 61 Конституции Российской Федерации ее гражданин не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству. Россия является членом Европейской Конвенции о выдаче, которую она подписала с оговорками, запрещающими выдачу российских граждан. В силу ст. 13 Уголовного кодекса Российской Федерации граждане России, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству.

Порядок выдачи лица для уголовного преследования или исполнения приговора закреплен в главе 54 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК РФ).

Так, процедура экстрадиции начинается с направления соответствующего запроса. Согласно ст. 460 УПК РФ Российская Федерация может направить иностранному государству запрос о выдаче ей лица для

уголовного преследования или исполнения приговора на основании международного договора Российской Федерации с этим государством или письменного обязательства Генерального прокурора Российской Федерации выдавать в будущем на основе принципа взаимности этому государству лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации. К запросу о выдаче для уголовного преследования должна быть приложена заверенная копия постановления суда об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу, а к запросу о выдаче для исполнения приговора – заверенная копия вступившего в законную силу приговора и справка о неотбытом сроке наказания. Необходимо отметить, что лицо, выданное иностранным государством, по общему правилу, не может быть задержано, привлечено в качестве обвиняемого, осуждено без согласия государства, его выдавшего, а также передано третьему государству за преступление, не указанное в запросе о выдаче.

Согласно ст. 462 УПК РФ Российская Федерация в соответствии с международным договором или на основе принципа взаимности может выдать иностранному государству иностранного гражданина или лицо без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, для уголовного преследования или исполнения приговора за деяния, которые являются уголовно наказуемыми по уголовному закону Российской Федерации и законам иностранного государства, направившего запрос о выдаче лица. При этом, выдача лица может быть произведена в следующих случаях:

1) если уголовный закон предусматривает за совершение этих деяний наказание в виде лишения свободы на срок свыше одного года или более тяжкое наказание, когда выдача лица производится для уголовного преследования;

2) если лицо, в отношении которого направлен запрос о выдаче, осуждено к лишению свободы на срок не менее шести месяцев или к более тяжкому наказанию;

3) когда иностранное государство, направившее запрос, может гарантировать, что лицо, в отношении которого направлен запрос о выдаче, будет преследоваться только за преступление, которое указано в запросе, и после окончания судебного разбирательства и отбытия наказания сможет свободно покинуть территорию данного государства, а также не будет выслано, передано либо выдано третьему государству без согласия Российской Федерации.

Решение о выдаче таких иностранных граждан принимается Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем, которые письменно уведомляют их и разъясняет им право на обжалование данного решения в суд.

Статья 464 УПК РФ предусматривает следующие случаи, при которых выдача лица не допускается:

1) лицо, в отношении которого поступил запрос иностранного государства о выдаче, является гражданином Российской Федерации;

2) лицу, в отношении которого поступил запрос иностранного государства о выдаче, предоставлено убежище в Российской Федерации в связи с возможностью преследований в данном государстве по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или по политическим убеждениям;

3) в отношении указанного в запросе лица на территории Российской Федерации за то же самое деяние вынесен вступивший в законную силу приговор или прекращено производство по уголовному делу;

4) в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовное дело не может быть возбуждено или приговор не может быть приведен в исполнение вследствие истечения сроков давности или по иному законному основанию;

5) имеется вступившее в законную силу решение суда Российской Федерации о наличии препятствий для выдачи данного лица в соответствии с законодательством и международными договорами Российской Федерации;

6) деяние, послужившее основанием для запроса иностранного государства о выдаче, в соответствии с уголовным законодательством Российской Федерации не является преступлением.

Разъясняет прокуратура Хабаровского края, 11.08.2021

  • Вконтакте
  • LiveJournal

Прокуратура
Хабаровского края

Прокуратура Хабаровского края

11 августа 2021, 16:44

Экстрадиция: порядок и правовые основания ее осуществления

Экстрадицию следует понимать как форму международного сотрудничества государств в борьбе с преступностью, заключающуюся в аресте и передачи одним государством другому (по запросу последнего) лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления (с целью судебного разбирательства), либо лиц уже осужденных судебными органами другого государства (для исполнения приговора).

Правовым основанием для экстрадиции является договор между соответствующими государствами. Таким договором может быть как двусторонний договор, так и многосторонняя конвенция, участниками которой должны являться и запрашивающее, и запрашиваемое государство. Примером такой конвенции является Европейская Конвенция о выдаче ETS № 24 (Париж, 13 декабря 1957 г.).

Кроме того, выдача может осуществляться и без договора, в случае если это предусмотрено законодательством запрашиваемой стороны. Вместе с тем, экстрадиция – это право государства, но не ее обязанность, которая наступает только при наличии двустороннего договора о взаимной помощи по уголовным делам. Необходимо учесть, что выдача осуществляется лишь в отношении определенных преступлений – как правило, их список либо критерии их определения (тяжесть наказания и т.п.) устанавливаются в договоре, к тому же должно соблюдаться, так называемое правило «двойной подсудности», то есть преступление, за совершение которого запрашивается выдача, должно признаваться таковым как запрашивающей, так и запрашиваемой стороны. Также, такими договорами могут устанавливаться условия, при которых возможен отказ в выдаче. К таким, главным образом, относятся, обоснованные подозрения запрашиваемого государства о том, что лицо преследуется по политическим мотивам либо, что в случае выдачи оно может быть подвергнуто пыткам или смертельной казни.

В большинстве государств мира, в том числе и в России, не допускается экстрадиция своих граждан, что закреплено в конституциях этих государств. Так, согласно ст. 61 Конституции Российской Федерации ее гражданин не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству. Россия является членом Европейской Конвенции о выдаче, которую она подписала с оговорками, запрещающими выдачу российских граждан. В силу ст. 13 Уголовного кодекса Российской Федерации граждане России, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству.

Порядок выдачи лица для уголовного преследования или исполнения приговора закреплен в главе 54 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК РФ).

Так, процедура экстрадиции начинается с направления соответствующего запроса. Согласно ст. 460 УПК РФ Российская Федерация может направить иностранному государству запрос о выдаче ей лица для

уголовного преследования или исполнения приговора на основании международного договора Российской Федерации с этим государством или письменного обязательства Генерального прокурора Российской Федерации выдавать в будущем на основе принципа взаимности этому государству лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации. К запросу о выдаче для уголовного преследования должна быть приложена заверенная копия постановления суда об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу, а к запросу о выдаче для исполнения приговора – заверенная копия вступившего в законную силу приговора и справка о неотбытом сроке наказания. Необходимо отметить, что лицо, выданное иностранным государством, по общему правилу, не может быть задержано, привлечено в качестве обвиняемого, осуждено без согласия государства, его выдавшего, а также передано третьему государству за преступление, не указанное в запросе о выдаче.

Согласно ст. 462 УПК РФ Российская Федерация в соответствии с международным договором или на основе принципа взаимности может выдать иностранному государству иностранного гражданина или лицо без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, для уголовного преследования или исполнения приговора за деяния, которые являются уголовно наказуемыми по уголовному закону Российской Федерации и законам иностранного государства, направившего запрос о выдаче лица. При этом, выдача лица может быть произведена в следующих случаях:

1) если уголовный закон предусматривает за совершение этих деяний наказание в виде лишения свободы на срок свыше одного года или более тяжкое наказание, когда выдача лица производится для уголовного преследования;

2) если лицо, в отношении которого направлен запрос о выдаче, осуждено к лишению свободы на срок не менее шести месяцев или к более тяжкому наказанию;

3) когда иностранное государство, направившее запрос, может гарантировать, что лицо, в отношении которого направлен запрос о выдаче, будет преследоваться только за преступление, которое указано в запросе, и после окончания судебного разбирательства и отбытия наказания сможет свободно покинуть территорию данного государства, а также не будет выслано, передано либо выдано третьему государству без согласия Российской Федерации.

Решение о выдаче таких иностранных граждан принимается Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем, которые письменно уведомляют их и разъясняет им право на обжалование данного решения в суд.

Статья 464 УПК РФ предусматривает следующие случаи, при которых выдача лица не допускается:

1) лицо, в отношении которого поступил запрос иностранного государства о выдаче, является гражданином Российской Федерации;

2) лицу, в отношении которого поступил запрос иностранного государства о выдаче, предоставлено убежище в Российской Федерации в связи с возможностью преследований в данном государстве по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или по политическим убеждениям;

3) в отношении указанного в запросе лица на территории Российской Федерации за то же самое деяние вынесен вступивший в законную силу приговор или прекращено производство по уголовному делу;

4) в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовное дело не может быть возбуждено или приговор не может быть приведен в исполнение вследствие истечения сроков давности или по иному законному основанию;

5) имеется вступившее в законную силу решение суда Российской Федерации о наличии препятствий для выдачи данного лица в соответствии с законодательством и международными договорами Российской Федерации;

6) деяние, послужившее основанием для запроса иностранного государства о выдаче, в соответствии с уголовным законодательством Российской Федерации не является преступлением.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *