Что предусматривает принцип профессионализма заказчика
Перейти к содержимому

Что предусматривает принцип профессионализма заказчика

  • автор:

Что предусматривает принцип профессионализма заказчика

Статья 9. Принцип профессионализма заказчика

1. Контрактная система в сфере закупок предусматривает осуществление деятельности заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок.

2. Заказчики, специализированные организации принимают меры по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере закупок, в том числе путем повышения квалификации или профессиональной переподготовки в сфере закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 9. Принцип профессионализма заказчика

1. Контрактная система в сфере закупок предусматривает осуществление деятельности заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок.

2. Заказчики, специализированные организации принимают меры по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере закупок, в том числе путем повышения квалификации или профессиональной переподготовки в сфере закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Принципы закупок для государственных и корпоративных нужд: в чем сходство и различия?

Законодательство о контрактной системе в отдельных случаях теперь распространяется и на автономные учреждения. А это значит, что их работникам, отвечающим за закупочный процесс, необходимо как минимум знать и понимать основополагающие нормы данного за-кона. Чем различаются принципы Закона № 44 ФЗ [1] и Закона № 223 ФЗ [2] ?

Контрактная система в сфере закупок для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, введенная Законом № 44 ФЗ, начала работать 1 января 2014 года и пришла на смену прежнему законодательству о госзакупках – Закону № 94 ФЗ [3]. Она основывается на единых принципах и подходах, позволяющих обеспечивать государственные и муниципальные нужды.

Согласно ст. 6 Закона № 44 ФЗ к таким принципам относятся:

  1. открытость, прозрачность информации о контрактной системе в сфере закупок;
  2. обеспечение конкуренции;
  3. профессионализм заказчиков;
  4. стимулирование инноваций;
  5. единство контрактной системы в сфере закупок;
  6. ответственность за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд;
  7. эффективность осуществления закупок.

Перечисленные пункты в целом соответствуют принципам Типового закона ЮНСИТРАЛ о публичных закупках [4] , отражающего многолетний опыт закупочной деятельности многих государств.

Вместе с тем в Законе № 94 ФЗ принципы осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд не были закреплены как таковые, хотя его общие подходы и цели соответствуют ряду основополагающих норм Закона № 44 ФЗ: требование об открытости информации о контрактной системе восходит к обеспечению гласности и прозрачности размещения заказа, необходимость конкуренции – к расширению возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия.

В то же время в Законе № 223 ФЗ, регулирующем закупки для корпоративных нужд, определены следующие принципы:

  1. информационная открытость закупки;
  2. равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
  3. целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (при необходимости – с учетом стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
  4. отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Но эти принципы в Законе № 223 ФЗ не раскрываются, их характеристики отсутствуют. А вот в Законе № 44 ФЗ разъяснению основополагающих норм отведено сразу несколько статей. Рассмотрим их более подробно.

Принципы контрактной системы: что нового?

Согласно ст. 7 Закона № 44 ФЗ открытость и прозрачность должны обеспечиваться посредством предоставления свободного и безвозмездного доступа к информации о контрактной системе в сфере закупок (в частности, посредством размещения сведений в единой информационной системе). Информация эта должна быть полной и достоверной.

Следующий принцип заключается в том, что контрактная система в сфере закупок должна создавать равные условия для конкуренции между участниками закупок и любое заинтересованное лицо может стать поставщиком, подрядчиком или исполнителем (ст. 8 Закона № 44 ФЗ). При осуществлении закупок должен соблюдаться принцип добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок – в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. При этом заказчикам, специализированным организациям, их должностным лицам, закупочным комиссиям и их членам, а также участникам закупок запрещено совершать какие-либо действия, противоречащие требованиям Закона № 44 ФЗ, в том числе приводящие к ограничению конкуренции (например, необоснованному ограничению числа участников закупок).

Заказчики, работающие в рамках Закона № 44 ФЗ, должны руководствоваться гораздо большим количеством принципов и требований, чем те, кто исполняет нормы Закона № 223 ФЗ.

Профессионализм заказчиков выделен в отдельный принцип впервые, хотя ранее он был реализован в ч. 2 ст. 7 Закона № 94 ФЗ (в ней говорилось, что заказчик был вправе включать в состав комиссии преимущественно лиц, прошедших соответствующее обучение). В свою очередь, в ст. 9 Закона № 44 ФЗ сказано, что контрактная система в сфере закупок предусматривает осуществление деятельности заказчика, специализированной организации и контрольного органа на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в данной сфере. В частности, на заказчиков теперь возложена обязанность поддерживать и повышать уровень квалификации и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере закупок, в том числе путем повышения квалификации или профессиональной переподготовки в этой сфере.

В то же время принципы стимулирования инноваций, единства кон-трактной системы, ответственности за результативность закупки яв-ляются абсолютно новыми. Так, при планировании и проведении закупок приоритетными должны быть закупки инновационной и высокотехнологичной продукции (ст. 10 Закона № 44 ФЗ). Сама же контрактная система основывается на единых принципах и подходах, позволяющих обеспечивать государственные и муниципальные нужды посредством планирования и осуществления закупок, их мониторинга, аудита, а также контроля в сфере закупок (ст. 11 Закона № 44 ФЗ).

Принцип ответственности, а также эффективности закупок согласно ст. 12 Закона № 44 ФЗ состоит в том, что заказчик при их планировании и проведении должен исходить из необходимости достижения заданных результатов закупок. При этом должностные лица заказчика несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством о контрактной системе и подзаконными актами.

Таким образом, принцип эффективного использования денежных средств, обозначенный в Законе № 94 ФЗ, сегодня трансформиро-вался в принцип эффективного осуществления закупок. Составляющими такой эффективности являются, кроме снижения размера расходуемых бюджетных и внебюджетных средств, иные критерии результативности закупки.

Анализ приведенных норм позволяет сделать следующий вывод. Основными принципами, применяемыми ко всем видам закупок (для государственных и корпоративных нужд), являются открытость (как разновидности – прозрачность, гласность) закупок, равноправие участников закупки и отсутствие дискриминации, необоснованных ограничений конкуренции, а также эффективность и экономность использования средств, предназначенных для данных целей. В то же время заказчики, работающие в рамках Закона № 44 ФЗ, должны руководствоваться гораздо большим количеством принципов и требований, чем те, кто исполняет нормы Закона № 223 ФЗ.

Профессионализм, ответственность и стимулирование инноваций

Но здесь возникает вопрос: нужно ли закрепить другие принципы, сформулированные в Законе № 44 ФЗ и являющиеся новациями законодательства, применительно к закупкам для корпоративных нужд?

Представляется, что этого не требуется в отношении принципа единства контрактной системы в сфере закупок. Однако с другими принципами дело обстоит иначе.

Наделение отделов по закупкам широким кругом полномочий, повышение профессионализма этих сотрудников уже сегодня является реальностью для исполнителей Закона № 223 ФЗ.

Например, в ст. 9 Закона № 44 ФЗ прописаны нормы о профессионализме заказчика. Согласно ст. 2 Закона № 223 ФЗ при закупке заказчики должны руководствоваться Конституцией РФ, ГК РФ, указанным и другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, а также принятым в соответствии с ними положением о закупке [5] . Однако данное требование исполнимо только при условии, что заказчик знает нормы законодательства, применяемые при осуществлении закупок. Более того, правильно составить и на практике применять положение о закупке (а это главные составляющие эффективности закупочного процесса) невозможно без знаний в области закупок, а также без конкретных знаний о необходимых заказчику товарах, работах, услугах.

Таким образом, профессионализм заказчика является необходимым качеством, обеспечивающим эффективное осуществление закупок для корпоративных нужд, и, по нашему мнению, как принцип может и должен быть закреплен в Законе № 223 ФЗ. Не менее важным применительно к закупкам для корпоративных нужд представляется и принцип ответственности за результативность таких закупок – он также мог бы быть прописан на законодательном уровне.

Вопросы стимулирования инноваций тоже играют немаловажную роль в развитии каждого конкретного заказчика. Кроме того, сфера науки и технологий является приоритетом в развитии государства, поэтому проведение государственных конкурсов, в частности, в сфере научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок не прекращалось даже тогда, когда у государства отсутствовала потребность в системном правовом регулировании тендерных процедур.

О значимости закупок инновационной и высокотехнологичной продукции для заказчиков, руководствующихся Законом № 223 ФЗ, свидетельствует и тот факт, что такие закупки должны быть отражены в отдельном документе, предполагающем более длительный срок планирования (план закупки инновационной продукции). Критерии отнесения товаров, работ, услуг к инновационной и (или) высокотехнологичной продукции для целей формирования указанного плана устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в своих сферах регулирования. На момент написания статьи приказы об утверждении этих критериев были приняты четырьмя ведомствами: Минпромторгом, Минобрнауки, МЧС и Минздравом [6] .

Указанные критерии сформированы в соответствии с приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники, а также с перечнем критических технологий [7] . В частности, к приоритетным направлениям относятся:

  • безопасность и противодействие терроризму;
  • информационно-телекоммуникационные системы;
  • науки о жизни;
  • перспективные виды вооружения, военной и специальной техники;
  • энергоэффективность, энергосбережение, ядерная энергетика.

Очевидно, что эти направления развития науки, технологий и техники, заданные в масштабах страны в целом, автономные учреждения должны принимать во внимание в целях обеспечения своих нужд и определения собственных перспектив развития. Поэтому принцип стимулирования инноваций, по нашему мнению, также мог бы быть закреплен в Законе № 223 ФЗ.

В заключение обратимся к статистике официального сайта zakupki.gov.ru, чтобы подтвердить актуальность рассмотренных выше принципов в отношении закупок для государственных и корпоративных нужд. Согласно данным за 2013 год, относящимся к применению Закона № 94 ФЗ, только в Московском регионе снижение цен по результатам закупочных процедур составило 45,7 млрд руб. В рамках работы по Закону № 223 ФЗ начальные цены тоже существенно снизились: имеющаяся статистика, а также реальная практика организаций – исполнителей названного закона свидетельствуют о том, что за счет проведения открытых торгов заказчикам удается значительно экономить денежные средства. Появление на предприятиях и в учреждениях отделов по закупочной деятельности, составление планов закупок также способствует более рациональному расходованию бюджетов заказчиков.

Наделение отделов по закупкам широким кругом полномочий, повышение профессионализма сотрудников, а также сосредоточение вокруг этих отделов остальных подразделений уже является реальностью для исполнителей Закона № 223 ФЗ. Все это позволяет заказчикам снизить свои издержки, повысить качество закупок, сократить «раздутые» административно-хозяйственные отделы и выстроить четкую линию развития как на краткосрочную, так и на долгосрочную перспективу.

Ссылки

[1] Федеральный закон от 05.04.2013 № 44 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

[2] Федеральный закон от 18.07.2011 № 223 ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

[3] Федеральный закон от 21.07.2005 № 94 ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

[4] Принят в Вене 01.07.2011 на 44-й сессии ЮНСИТРАЛ.

[5] Данный документ содержит требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные положения, связанные с обеспечением закупки (ч. 2 ст. 2 Закона № 223 ФЗ).

[6] Приказы Минпромторга РФ от 01.11.2012 № 1618, Минобрнауки РФ от 01.11.2012 № 881, МЧС РФ от 14.12.2012 № 768, Минздрава РФ от 31.07.2013 № 514н.

[7] Утверждены Указом Президента РФ от 07.07.2011 № 899.

К. И. Романов
специалист по договорной работе
группы развития, маркетинговых исследований и закупок ФАУ
«25 Государственный научно-исследовательский институт химмотологии Министерства обороны РФ»

Письмо Минфина России от 30.07.2020 № 24-01-08/66761 "О реализации принципа профессионализма заказчика и о требованиях, предъявляемых к руководителю и работникам контрактной службы, контрактному управляющему"

В соответствии с Положением о Министерстве Финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 329, Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в связи с чем Минфином России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти на постоянной основе проводится работа по совершенствованию законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, в том числе по вопросам, указанным в Вашем обращении, а также с учетом поступающих предложений граждан Российской Федерации.

Вместе с тем полагаем необходимым отметить, что положениями статьи 9 Закона № 44-ФЗ установлен принцип профессионализма заказчика, который предусматривает осуществление деятельности заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок.

Заказчики, специализированные организации принимают меры по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере закупок, в том числе путем повышения квалификации или профессиональной переподготовки в сфере закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Общие требования к контрактной службе и контрактному управляющему определяются на основании положений статьи 38 Закона № 44-ФЗ.

Согласно части 1 статьи 38 Закона № 44-ФЗ заказчики, совокупный годовой объем закупок которых превышает сто миллионов рублей, создают контрактные службы (при этом создание специального структурного подразделения не является обязательным).

В соответствии с частью 2 статьи 38 Закона № 44-ФЗ в случае, если совокупный годовой объем закупок заказчика в соответствии с планом-графиком не превышает сто миллионов рублей и у заказчика отсутствует контрактная служба, заказчик назначает должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (далее — контрактный управляющий).

При этом положениями части 6 статьи 38 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

Требования к образованию и обучению работников контрактной службы, контрактного управляющего определены профессиональными стандартами «Специалист в сфере закупок», «Эксперт в сфере закупок», утвержденными приказами Минтруда России от 10.09.2015 № 625н, № 626н.

Стандарты разработаны во исполнение статьи 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации и призваны в том числе обеспечить принцип профессионализма заказчика, предусмотренный положениями статьи 9 Закона № 44-ФЗ.

Также отмечаем, что согласно подпункту 2 пункта 6 Типового положения (регламента) о контрактной службе, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 29.10.2013 № 631 (далее — Типовое положение), контрактная служба может быть создана путем утверждения заказчиком постоянного состава работников заказчика, выполняющих функции контрактной службы без образования отдельного структурного подразделения (далее — контрактная служба без образования отдельного подразделения).

Пунктом 9 Типового положения установлено, что контрактную службу возглавляет руководитель контрактной службы. При этом контрактную службу, которая создается как контрактная служба без образования отдельного подразделения, возглавляет руководитель заказчика или один из заместителей руководителя заказчика.

Таким образом, в настоящее время Законом № 44-ФЗ установлены квалификационные требования к работникам контрактной службы, в том числе к руководителю контрактной службы, а также к контрактному управляющему.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *