Что является обязательными требованиями для избирательной системы в демократическом обществе
Перейти к содержимому

Что является обязательными требованиями для избирательной системы в демократическом обществе

  • автор:

Что является обязательными требованиями для избирательной системы в демократическом обществе

8. Отличительным признаком мажоритарной
избирательной системы является

1)

выдвижение кандидатов списками
от партий

2)

формирование единого
общенационального избирательного округа

3)

возможность проведения второго
тура голосования

4)

установление
избирательного порога (% голосов избирателей), необходимого для прохождения
своих кандидатов в парламент

9. В стране прошли выборы
депутатов законодательного собрания. Было избрано 450 депутатов. Какая
дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что выборы проходили по смешанной
избирательной системе?

1)

избирательные права имеют все
граждане, достигшие 18-ти летнего возраста

2)

голосование проводится на
избирательных участках по месту жительства

3)

в день голосования было
запрещено проводить предвыборную агитацию

4)

половина
депутатов избиралась по одномандатным округам, половина – по партийным
спискам

10. Какая из приведенных ситуаций характеризует
демократическую процедуру выборов?

1)
военнослужащий
перед посещением избирательного участка обязан поставить в известность о своем
выборе вышестоящее начальство

2)
граждане,
осужденные по приговору суда, не участвуют в голосовании

3)
гражданин
в случае отъезда в командировку лишается возможности принять участие в выборах

4)
голоса
граждан разных социальных групп не равны между собой

11. . Верны ли следующие суждения о недостатках
мажоритарной избирательной системы?

А. Значительная часть избирателей
в стране может остаться не
представленной в органах власти.

Б. В парламенте страны, как
правило, представлен не весь спектр политических партий и движений.

12. Верны ли следующие суждения о референдуме?

А. Референдумом называется всенародное голосование граждан по наиболее
важным вопросам государственного значения.

Б. Инициатива референдума может
исходить только от главы государства.

13. Что является обязательным требованием для
избирательной системы в демократическом
обществе? Выпишите соответствующие цифры в порядке возрастания.

1)
имущественный ценз

2)
безальтернативность выборов

3)
ценз гражданства

4)
открытое голосование с информацией о кандидате

5)
равенство голосов граждан

14. У

признаки

избирательных систем

для проведения
выборов создается единый общефедеральный округ
для прохождения
политических партий в парламент устанавливается избирательный порог,
определенное количество голосов избирателей
голосование
проводится по одномандатным округам

победу одерживает
кандидат, получивший большинство голосов

становите соответствие между типами
избирательных систем и их конкретными признаками: к каждой позиции, данной в
первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. типы:а)мажоритарная Б)пропорциональная

Избирательные системы. Материалы к уроку обществознания в 11 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Избирательные права граждан являются одними из наиболее значимых среди категории политических прав. Избирательное право употребляется в двух смыслах: в широком (объективном) и узком (субъективном) смыслах. В широком смысле избирательное право— это система правовых норм регулирующих порядок формирования выборных органов государства и местного самоуправления. В узком смысле избирательное право— это гарантированная государством гражданину возможность участвовать в выборах органов государства и местного самоуправления. Его подразделяют на активное и пассивное избирательное право. Активное избирательное право— это право граждан Российской Федерации участвовать в выборах в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления. Пассивное избирательное право — право избираться в выборные органы государства и местного самоуправления. Эти права реализуются посредством механизма выборов. Выборы как политическая процедура используются практически во всех государствах, но особую роль они играют в условиях демократии.

Функции выборов в условиях демократии

Адекватное отражение мнения и воли граждан, обеспечение представительства основных общественных групп в органах власти, формирование эффективного правительства

Объединение разных мнений и формирование общей политической воли; разрешение политических конфликтов посредством мирного урегулирования

Мобилизация граждан на решение актуальных для общества задач. Политическая социализация граждан, развитие его политического сознания и политического участия.

Пополнение политической элиты. Развитие законной эффективной оппозиции и её подготовки к выполнению функций политического руководства.

Избирательная система представляет собой основной демократический механизм формирования власти, который создавался в течение длительного времени.

Избирательная система — особый политический институт, связанный с организацией выборов политических деятелей, способом проведения голосования и определения его результатов, а также с распределением мандатов между партиями.

Понятия « избирательная система» и «избирательное право» по сути, носят собирательный характер. Данные понятия включают в себя пять различных подсистем, устанавливающих порядок избрания соответствующих органов государственной власти:

а) порядок избрания Президента РФ,

б) порядок избрания депутатов Государственной Думы,

в) порядок избрания глав администраций субъектов РФ,

г) порядок избрания депутатов законодательных органов субъектов РФ,

д) порядок избрания органов местного самоуправления.

Избирательная система включает следующие компоненты

Компоненты избирательной системы

Комплекс правовых норм о порядке выборов

Комплекс действий в процессе выборов

В узком смысле слова

В широком смысле слова

Политическое право гражданина избирать (активное право) и быть избранным (пассивное право)

Избирательные законы и иные акты (например, инструкции, разъяснения)

1. Подготовительная (назначение даты, регистрация и учет избирателей)

2. Выдвижение и регистрация кандидатов

3. Предвыборная агитация и финансирование выборов

4. Голосование и подведение итогов выборов

Демократическое избирательное право предполагает обязательное соблюдение ряда принципов.

Основные принципы демократического избирательного права

Кандидаты имеют в процессе выборов равные права. Так, каждый депутат представляет равное число граждан. Все кандидаты должны иметь равные возможности. Каждый избиратель в одинаковой степени влияет на общий результат выборов

Любой дееспособный гражданин имеет право быть как избирающим, так и избираемым. Ограничения, накладываемые на действие данного принципа, называют цензами. В российском избирательном праве действуют два основных ценза: возрастной ценз (в выборах в качестве избирателей могут принимать участие все граждане, достигшие 18 лет, а в качестве избираемых — лица, достигшие 21 года) и ценз гражданства (в выборах могут принимать участие только лица, которые являются гражданами Российской Федерации). Остальные цензы (например, имущественный, половой, образовательный) в настоящее время практически нигде в мире не применяются

Все выборы проводятся тайно, избиратель имеет право не сообщать о сделанном им выборе. Обеспечивается возможность свободного изъявления воли избирателя, исключается возможность давления на него

Избиратель голосует непосредственно за депутата, а не за выборщика, который впоследствии будет голосовать за кандидата. Данный принцип не реализуется при выборах президента США, а также не соблюдался в дореволюционной России

Выборы проводятся на альтернативной основе, избиратель должен иметь возможность выбора. Никто не имеет права создавать препятствия к участию в выборах другим кандидатам. Данный принцип не соблюдался в СССР, а на территории России был введен лишь в 1993 г.

Общественность может осуществлять контроль за проведением выборов: присутствие независимых наблюдателей на избиратель. участках

Любой гражданин участвует в выборах добровольно, и никто не имеет право оказывать на него давление

Ограничения срока выборов

Выборы нельзя откладывать или переносить, если для этого нет веских причин, предусмотренных законодательством

Представительная демократия выработала два основных типа формирования гражданами органов государственной власти и местного самоуправления: мажоритарную и пропорциональную избирательные системы.

Наиболее распространена на выборах система большинства, которая именуется мажоритарной: избранными считаются те кандидаты, которые получили установленное большинство голосов. Эта система — единственно возможная при выборах одного должностного лица (президента, губернатора и др.). Когда же она применяется для выборов коллегиального органа власти, например, палаты парламента, обычно создаются одномандатные избирательные округа, то есть в каждом из них должен быть избран один депутат.

В странах, имеющих длительные демократические традиции, политическая жизнь давно монополизирована политическими партиями, представители которых в основном только и баллотируются на выборах и затем образуют в парламенте или ином представительном органе соответствующие партийные фракции, действующие организованно. В тех же странах, где партийная система еще находится в стадии становления, а возникающие политические партии большого авторитета в обществе не имеют, выборы по мажоритарной системе создают слабо организованную палату. Мажоритарная система имеет несколько разновидностей, обусловленных различными требованиями к величине необходимого для избрания большинства голосов.

Мажоритарная система относительного большинства — это самая простая система. По этой системе победителю достаточно собрать больше голосов, чем любому другому претенденту, но не обязательно больше половины. Она результативна: единственный случай, когда результата может не быть, это получение одинакового наибольшего числа голосов двумя или более кандидатами. Такая система применяется, например, на парламентских выборах в США, Великобритании, Индии, частично в Германии. Очень часто она применяется при местных выборах. Практически чем больше кандидатов баллотируются на одно место, тем меньше голосов требуется для избрания. Если кандидатов более двух десятков, могут оказаться избранными кандидаты, за которых подано 10 процентов голосов или даже меньше. При этой системе обычно не устанавливается обязательный минимум участия избирателей в голосовании: если проголосовал хотя бы один, выборы действительны. Если же выдвинут один кандидат на место, он считается избранным без голосования, ибо достаточно, чтобы хотя бы один избиратель проголосовал за него (даже если таким единственным избирателем окажется он сам).

Однако мажоритарная система относительного большинства крайне несправедлива по отношению к политическим партиям, особенно средним и малым по своему влиянию. Мандат достается кандидату, получившему относительное большинство голосов, тогда как против него могли проголосовать больше, чем за него. Это значит, что он избран абсолютным меньшинством избирателей, хотя и относительным большинством. Суть состоит в том, что голоса, поданные против победившего кандидата, вообще пропали. А в масштабе страны это может привести к тому, что партия, за которую голосует большинство избирателей, получает в парламенте меньшинство мест. При этих дефектах, система имеет своих сторонников потому, что обычно обеспечивает партии — победителю абсолютное, а порой и значительное большинство в парламенте, позволяя при парламентарных и смешанных формах правления сформировать устойчивое правительство.

Мажоритарная система абсолютного большинства — данная система отличается от мажоритарной системы относительного большинства тем, что кандидат считается победившим на выборах, если он получил абсолютное большинство голосов, т.е. более половины общего их числа. При этом устанавливается нижний порог участия избирателей в голосовании, если он не достигнут, выборы считаются недействительными или несостоявшимися. Он чаще всего составляет половину зарегистрированных избирателей, но не редко и меньше. Хотя данная система и выглядит более справедливой но, тем не менее, у нее сохраняется тот же дефект: вполне возможно, что и при этой системе партия, кандидаты которой по стране собрали большинство голосов, получит меньшинство парламентских мандатов. Это может произойти в случае, если избиратели, голосующие за такую партию, окажутся сосредоточенными в небольшом числе избирательных округов, а избиратели «партии меньшинства», напротив, добьются хотя бы даже ничтожного, но преимущества в большинстве избирательных округов. Ведь после того, как планка в 50 процентов + 1 голос взята, получившему абсолютное большинство кандидату никакие дополнительные голоса уже не нужны.

О том, какие опасности таятся в нечетком, произвольном «нарезании» избирательных округов, свидетельствует случай, породивший крылатое слово «джерримендеринг». Губернатор американского штата Массачусетс Э. Джерри в 1812 году так «перекроил» свой штат перед выборами, что искусственно «рассеяными» оказались избиратели, голосовавшие за его политических противников.

У мажоритарной системы абсолютного большинства есть свой специфический дефект — частая нерезультативность, причем она тем более вероятна, чем больше конкуренция кандидатов. Речь идет о случаях, когда ни один из баллотирующихся кандидатов (или списка кандидатов) не получил из-за раскола голосов требуемого большинства. Такая опасность увеличивается, если требуемое абсолютное большинство отсчитывается от общего числа поданных голосов: даже при двух кандидатах в одномандатном округе может получиться, что ни один не наберет абсолютного большинства, если какая-то часть избирателей проголосовала против обоих кандидатов, или подала недействительные голоса. Если же абсолютное большинство отсчитывается от общего числа действительных голосов, то к такому результату может привести только голосование части избирателей против обоих кандидатов. Существуют различные способы преодолеть данную нерезультативность. Один из наиболее распространенных способов — это перебаллотировка кандидатов, собравших определенную долю голосов. Это второй тур выборов или повторные выборы. Чаще можно встретить перебаллотировку двух кандидатов, получивших наибольшее число голосов в первом туре. Но в тоже время при выборах во французское Национальное собрание во второй тур проходят все кандидаты, получившие в первом туре голоса не менее 12,5 процента зарегистрированных избирателей округа.

Для избрания во втором туре достаточно только относительного большинства голосов, и поэтому такую систему называют системой двух туров. Если же во втором туре тоже требуется абсолютное большинство голосов, как, например, в Германии при выборах Федерального президента особой коллегией — Федеральным собранием, а относительного большинства достаточно лишь в третьем туре, то система именуется системой трех туров.

Система пропорционального представительства политических партий и движений, сокращенно называется пропорциональной системой. Ее основная идея заключается в том, чтобы каждая партия получала в парламенте или ином представительном органе число мандатов, пропорциональное числу голосов, поданных за ее кандидатов на выборах. Для предоставления количества мандатов определяется «избирательный метр» — наименьшее число голосов, необходимое для избрания одного депутата. Однако пропорциональная система имеет не только плюсы, но и минусы. Во-первых, голосование при пропорциональной системе проводится по многомандатным избирательным округам, в которых, соперничают списки кандидатов, выдвинутые политическими партиями и движениями, следовательно, избиратель должен выбирать не между персонами, а между партиями (движениями) и голосовать за список кандидатов, из которого избирателю известны в лучшем случае несколько лидеров. Во-вторых, неограниченное использование пропорциональной системы может привести к появлению в палате множества мелких фракций, объединенных вокруг маловлиятельных, но амбициозных лидеров, которые, не будучи способны к конструктивному сотрудничеству, путем обструкции препятствуют принятию необходимых для страны или соответствующего регионального сообщества решений.

Обществознание. 11класс.Входной контроль.

Нажмите, чтобы узнать подробности

А1. Что из указанного связанно с понятием: «Власть»?

1. самопознание; 2. авторитет; 3 социализация; 4. урбанизация.

А2. Выберите, требования, являющиеся обязательными для избирательной системы в демократическом обществе:

1. имущественный ценз; 2. безальтернативность выборов;

3. ценз гражданства; 4. открытое голосование с информацией о кандидате.

А3. Что из перечисленного относится к мерам денежно- кредитного регулирования экономики?

1. налогообложение; 2. перепродажа ценных бумаг;

3. оформление лицензий; 4. изменение ставки банковских резервов.

А4. Переход предприятия из рук частных предпринимателей в государственную собственность составляет суть:

1. национализации; 2. инфляции; 3. приватизации; 4. разгосударствления.

Просмотр содержимого документа
«Обществознание. 11класс.Входной контроль. »

Вариант №1. Часть 1. Тест:

А1. Что из указанного связанно с понятием: «Власть»?

1. самопознание; 2. авторитет; 3 социализация; 4. урбанизация.

А2. Выберите, требования, являющиеся обязательными для избирательной системы в демократическом обществе:

1. имущественный ценз; 2. безальтернативность выборов;

3. ценз гражданства; 4. открытое голосование с информацией о кандидате.

А3. Что из перечисленного относится к мерам денежно- кредитного регулирования экономики?

1. налогообложение; 2. перепродажа ценных бумаг;

3. оформление лицензий; 4. изменение ставки банковских резервов.

А4. Переход предприятия из рук частных предпринимателей в государственную собственность составляет суть:

1. национализации; 2. инфляции; 3. приватизации; 4. разгосударствления.

А5. Как называется система обобщенных взглядов на окружающую действительность (природу, общество, личность)?

1. философия; 2. мировоззрение; 3. наука. 4. религия.

А6. Какой термин в 20-30-е годы в СССР использовали для обозначения коренного переворота в духовном развитии страны?

1. массовая культура; 2. культурная революция;

3. пролетарская культура; 4. культура серебряного века.

А7. Кого называют истцом:

1. лицо, к которому предъявляют требования;

2. участника процесса, не предъявляющего самостоятельных требований;

3. судебного представителя;

4. лицо, которое обращается в суд за защитой своего нарушенного права и законного интереса.

А8. Для учащихся в возрасте от 14- до 15 лет, работающих во время каникул, продолжительность рабочего времени не может превышать:

1. 12 часов в неделю; 2. 18 часов в неделю: 3. 24 часа в неделю:. 4. 36 часов в неделю.

А9. Преобразования существенных сторон общественной жизни, осуществляемые властью, называются:

1. революцией; 2. регрессом; 3. прогрессом; 4. реформами.

А10. Прибыль создается в процессе;

1. сбора налогов; 2. производства; 3. распределения; 4. потребления.

1. Соотнеси суд и с его функциями.

1. Конституционный суд

А/Споры о компетентности между организациями государственной власти.

Б/юридические споры между гражданами, гражданами и организациями.

3. Арбитражные суды.

в/Помощь в подаче исковых заявлений.

Г/ Споры между юридическими лицами.

2. Вставьте пропущенные слова:

Права и свободы граждан:

Политические: Личные; Культурные:_______________________________________

1. Перечислите, основные методы воздействия государства на рыночную экономику?

2. Объясните смысл следующего высказывания: «Налоги — это цена, которую мы платим за услуги государства». Проиллюстрируйте свое мнение примерами.

А1. Политическая власть осуществляется:

1. корпорацией; 2. правительством; 3. банком; 4. адвокатурой:

А2. Деятельность политических партий характеризуется:

1. защитой определенных социальных сил;

2. удовлетворением духовных потребностей населения;

3. сбором налогов; 4. разработкой фундаментальных научных проблем.

А3. Конкуренция производителей в рыночной экономике;

1. способствует росту монополий; 2. приводит к снижению потребления;

3. уравновешивает спрос и предложение; 4. увеличивает объемы производства.

А4. К объектам налогообложения относится:

1. пенсия; 2. пособие по безработице; 3. имущество граждан; 4. стипендия.

А5. . Понятие, характеризующее особенности производства культурных ценностей в современном индустриальном обществе, рассчитанных на массовое потребление:

1. элитарная культура; 2. массовая культура;

3. материальная культура; 4. духовная культура.

А6. Что современные исследователи отождествляют с совокупностью норм, ценностей и идеалов, выполняющих функцию социальной ориентации в конкретном обществе?

1. культуру; 2. цивилизацию; 3. этику; 4. все вышеперечисленное.

А7. Президент РФ получает свои полномочия от:

1. Народа; 2. Центральной избирательной комиссии;

3. Государственной Думы; 4. Правительства РФ.

А8. Главное предназначение избирательной системы состоит в том, чтобы;

1. обеспечить представительство воли народа;

2. дать больше власти социально- незащищенным слоям населения;

3. развивать политическую систему;

4. поддерживать существующие в стране законы.

А9. Воздействие социальных норм на личность предполагает:

1. только знание социальных норм и их осознание;

2. только желание следовать этим нормам;

3. только поведение в соответствии с этими нормами;

4. все перечисленное выше.

А10 Признак «ресурсосберегающие технологии» относится к типу общества:

1. традиционного; 2. индустриального; 3. постиндустриального; 4. аграрного.

1. Соотнеси понятия и признаки:

1. Система права

А/Совокупность норм, регулирующих определенный вид общественных отношений.

2. Отрасль права.

Б/Совокупность двух- трех норм права.

3. Институт права.

В/ Структура и содержание прав.

Г/Совокупность правовых норм, регулирующих какую- либо крупную сферу общественных отношений.

2. Вставьте пропущенное слово:

Законодательная власть в РФ принадлежит: ________________________________________

1. Перечислите государственные мероприятия в области занятости населения.

2. Объясните, как вы понимаете высказывание: « Забастовка- это своего рода обоюдоострый нож, который ранит и трудящихся, и работодателя»? Назовите причины и последствия забастовок. Как профсоюз защищает интересы работников?

За каждый правильный ответ 1 балл, всего 10 баллов.

2. Социальные, экономические. (2)

За правильные ответы по 2 балла, за неполный ответ 1 балл, нет ответа-0. Всего 4 б.

1. Названы все три элемента механизма государственного регулирования на рыночную экономику; прямое и косвенное (экономические). 3б.

А/- фискальная политика (бюджетно-налоговая).

-монетарная политика (денежно- кредитная)

— правовое регулирование (законодательно- административные).

б/Раскрыты механизмы воздействия государственной политики на рыночную экономику(3б).

Прямой: законы, госзаказы, развитие госсектора в экономике.

-Экономический: монетарный (контроль над денежной массой, через ЦБ,

учетная ставка %, норма обязательных резервов коммерческих банках, это приводит к уменьшению количества денег и снижению инфляции, но и спаду производства).

Фискальная (налогообложение, регулирование госбюджета — это приводит к снижению или подъему производства, в кризисных ситуациях оказание помощи нуждающимся. ).

Но выбор механизма зависит от многих факторов (инфляции, избытка денежной массы, кризиса производства, обеспечение экономического роста, полная занятость, оказаны помощи неимущим и т. д. )

За полный ответ 6 баллов, неполный ответ 3 бала, нет ответа-0.

2. При оценивании ответа необходимо выделить следующие элементы:

1. Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы.

2. Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и обоснованиями) или на бытовом уровне с корректным использованием обществоведческих терминов или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа.

3. Аргументация своей позиции с опорой на факты из общественной жизни или собственного опыта.

4. Представлена собственная позиция на поднятом уровне. Аргументация неубедительна или отсутствует(1)

5. Проблема не раскрыта или дана информация (факты из общественной жизни или личного опыта) не в контексте задания. (4)

. За полный ответ 4б, за неполный ответ 2б, нет ответа- 0: всего 4. (Итого10)

Основные принципы демократических выборов

Демократическая избирательная система включает в себя следующие основополагающие принципы:

всеобщность избирательного права — каждый гражданин страны, достигший определенного возраста, независимо от пола, национальной, классовой и иной принадлежности, уровня дохода и образования, идеологических убеждений, имеет право на участие в выборах;

равенство избирателей — каждый избиратель, независимо от своего социального статуса и иных положений, во время голосования имеет только один голос;

свобода выборов — отсутствие политического, экономиче­ского, административного, психологического, физического и иных видов давления на избирателей, активистов, орга­низаторов выборов и кандидатов;

тайна голосования — исключение контроля над волеизъяв­лением избирателя. Каждому избирателю должны быть созданы соответствующие условия, чтобы он мог единолично в специальной кабине для голосования сделать са­мостоятельный выбор. При этом результаты этого выбора не должны быть кому-либо известны (впервые тайное го­лосование было введено во Франции в 1789 г.);

наличие альтернативных кандидатов — в выборах должны участвовать не менее двух кандидатов (партий). При этом каждый кандидат предлагает свою программу решения об­щественных проблем (в СССР проводились выборы с вы­движением только одного кандидата. Такие выборы являют­ся фарсом и способом манипуляции массами. Впервые аль­тернативные выборы в России были проведены в 1989 г.);

прямое голосование — избиратель непосредственно прини­мает решение и отдает свой голос за конкретного кандидата или партию. Между избирателем и кандидатом не должно быть посредников. Если избиратель выбирает выборщиков или специальный орган, которые непосредственно избира­ют кандидата, то такие выборы называются косвенными. Например, в парламентской республике, как уже говори­лось, президента непосредственно избирает парламент, а основная масса избирателей к выборам имеет косвенное от­ношение. В США президента избирает коллегия выборщи­ков. Члены Совета Федерации РФ также избираются кос­венным методом. В соответствии с ч. 2 ст. 95 Конституции в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: одного из них выбирает местный законода­тельный орган (парламент, законодательное собрание), дру­гого назначает исполнительный орган (глава региона);

равенство возможностей в конкурентной борьбе за голоса из­бирателей — каждому кандидату должны быть предоставле­ны равные условия и ресурсы (материальные, информаци­онные и др.) для борьбы за голоса избирателей на выборах;

• периодичность и регулярность выборов — избиратели долж­ны иметь возможность контролировать своих представите­лей: отстранять от власти не оправдавших доверие, выяв­лять и выбирать наиболее достойных.

Российская избирательная система в основном соответствует

перечисленным принципам демократических выборов. Консти­туция РФ провозглашает всеобщее, равное и прямое избиратель­ное право при тайном голосовании. Избирательными правами

наделяются граждане, достигшие 18-летнего возраста, кромепризнанных судом недееспособными и содержащихся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда. Правом быть избранным в Государственную Думу обладают граждане РФ, достигшие 21 года. Претендовать на пост Прези­дента РФ могут граждане, достигшие 35-летнего возраста (при условии 10-летнего постоянного проживания на территории РФ).

Существует три основных вида избирательной системы: ма­жоритарная, пропорциональная и смешанная.

• При мажоритарной системе депутаты избираются по одно­мандатным округам, на которые разделена страна (регион). От одного округа из нескольких кандидатов избирается один депутат.

При мажоритарной (плюральной) системе от каждого избирательного округа избирается один депутат. Победителем на выборах считается кандидат, набравший наибольшее число голосов. Когда имеется более двух кандидатов по одномандатному округу, один из них может набрать менее 50% голосов (т.е. относительное большинство голосов) и, тем не менее, добиться победы. Данная система чаще используется для выборов главы государства (США, Исландия, Венесуэла, Колумбия и др.), реже — при выборах нижней палаты парламента (Великобритания, Канада, США, Япония, Индия). Половина мест в Государственной Думе РФ также замещается по данной формуле голосования.

Как правило, голосование по мажоритарной модели происходит в одномандатных округах, однако возможно использование и многомандатных, в этом случае избиратель имеет столько голосов, сколько депутатов избирается от данного округа (выборы местного самоуправления в Великобритании).

Еще один возможный вариант — так называемое “кумулятивное” голосование, когда избиратель получает несколько голосов и распределяет их между кандидатами по собственному усмотрению (он может, в частности, “отдать” все свои голоса одному, наиболее предпочтительному для него, кандидату). Эта система применялась пока только для выборов Палаты представителей американского штата Орегон.

Основной разновидностью этой модели является мажоритарная модель голосования в два тура (Франция, выборы президента в РФ и др.). В этом случае, если ни один из кандидатов не набирает в первом туре абсолютного числа голосов (50% + 1 голос), назначается второй тур, в котором избиратели делают выбор между двумя и более кандидатами, набравшими наибольшее число голосов в первом туре. Победитель определяется по абсолютному или простому большинству голосов. Несомненное достоинство этой системы, лежит на поверхности, оно в простоте и понятности процедуры определения результатов голосования, и при этом избранный депутат формально представляет абсолютное большинство избирателей. В то же время, применение такой избирательной модели значительно увеличивает затраты на проведение выборов, как со стороны государства, так и со стороны кандидатов.

По мнению Р. Таагеперы и М.С.Шугарта “целью системы, при которой к участию во втором туре допускается двое и более кандидатов, состоит в поощрении сделок между партиями в промежутке между двумя турами.

Так, промежуток между первым и вторым туром голосования действительно используется французскими партиями для активного “торга”, какому из оставшихся кандидатов передать голоса тех, кто не прошел в первом туре. В итоге переговоров проигравшие в первом туре партии призывают своих сторонников отдать голоса одному из двух победителей первого тура. Эти “торги” зачастую приводят к заключению соглашений о взаимной поддержке кандидатур, когда партии договариваются поддерживать кандидата партии союзницы в том округе, где он имеет наибольшие шансы. Зачастую такие соглашения заключаются еще до выборов, партии-партнеры договариваются, по каким избирательным округам они будут выдвигать своих кандидатов, чтобы не допустить распыления голосов потенциальных сторонников. В таких соглашениях закладываются основы парламентских коалиций, что рассматривается как одно из важнейших преимуществ данной системы.

Однако нетрудно заметить, что даже эта избирательная модель не обеспечивает адекватного отражения политических предпочтений избирателей, поскольку ко второму туру “за бортом” оказываются кандидаты, пользующиеся иногда поддержкой значительной части электората. Перегруппировка сил между двумя турами, несомненно, вносит свои коррективы, но для многих избирателей второй тур голосования превращается в выбор “наименьшего из двух зол”, а не поддержки кандидатов, действительно представляющих их политические позиции.

При пропорциональной системе выборы проводятся по пар­тийным спискам и места в парламенте делятся пропорционально поданным за каждую партию голосам избирателей. Система пропорционального представительства предполагает распределение мест в парламенте в соответствии с количеством (процентной пропорцией) голосов полученных на выборах по партийным спискам в едином общенациональном избирательном округе (Нидерланды) или в нескольких больших региональных округах. В скандинавских странах (за исключением Норвегии) и в Греции выборы по пропорциональной модели проводятся не только по региональным избирательным округам, но и по “национальному округу”. Данная система применяется, как правило, при выборах парламентов (вся континентальная Западная Европа за исключением Франции, половина депутатов Государственной Думы и др.).

Распределение мест происходит либо по наибольшему остатку, либо по наивысшему среднему.

• Смешанная система сочетает элементы мажоритарной и про­порциональной систем. Например, по такой системе избираются депутаты бундестага в Германии; в России депутаты Государст­венной Думы с 1993 по 2003 г. также избирались по смешанной системе. В дальнейшем было принято решение избирать депута­тов Государственной Думы по пропорциональной системе (по партийным спискам). Кроме того, был повышен нижний порог прохождения партий в Думу с 5 до 7 %. Это значит, что если партия по итогам голосования набрала менее 7 % голосов изби­рателей, то в Государственную Думу она не проходит. На выбо­рах депутатов в Государственную Думу в декабре 2007 г. 7%-ный порог преодолели четыре политические партии: «Единая Рос­сия», КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия».

Региональные органы власти РФ сами определяют, по какой системе проводить выборы в местный представительный орган. Например, в 2005 г. выборы в Московскую городскую Думу про­водились по смешанной системе, а нижний порог прохождения в Думу по партийным спискам составлял 10 %.

С 2004 г. федеральным законом были отменены прямые вы­боры глав администрации субъектов РФ (губернаторов, прези­дентов). Отныне сам Президент РФ предлагает местному пред­ставительному органу (законодательному собранию, думе) кан­дидатуру главы администрации, которая либо утверждается, либо отвергается местным представительным органом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *