Гуманизация уголовного закона: за и против
Поводом для данного текста стала резонансная статья Ольги Костиной, посвященная грядущей «гуманизации» уголовного законодательства. Костина полагает, что готовящийся законопроект продиктован стремлением чиновников любой ценой разгрузить суды и следственные органы, а предложенные изменения потворствуют безнаказанности преступников, угрожая безопасности государства.
Прежде чем изложить свой взгляд на поправки в Уголовный кодекс, кратко коснемся их сути.
25 января профильный комитет Госдумы рекомендовал принять в первом чтении законопроект «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности», в котором предлагается декриминализация ряда статей УК РФ.
Все это затеяно ради гуманизации уголовного законодательства путем отмены уголовного преследования по некоторым статям, а также (в ряде случаев) освобождения от уголовного наказания.
Что предлагается декриминализировать законопроектом?
2. Угрозу убийством или причинением тяжкого вреда здоровью
3. Злостное уклонение от уплаты алиментов
4. Использование заведомо подложного документа, кроме официального.
Кроме того, УК планируют дополнить статьей 158.1, предусматривающей наказание за мелкое хищение, если гражданина уже привлекали к административной ответственности.
Преступника предлагают освободить от уголовного наказания, если он «впервые совершил преступление небольшой или средней тяжести» и готов «загладить причиненный вред». Помимо этого, сумма хищения имущества для наступления уголовной ответственности будет увеличена с 1000 до 5000 рублей.
Аргументы «за»
В целом идея гуманизации и разгрузки уголовно-исполнительной системы представляется здравой. Наказание само по себе не может быть самоцелью, в отличие от исправления преступника. К репрессивным мерам следует прибегать лишь, когда более мягкие меры теряют всякий смысл.
Уголовный приговор в большинстве случаев влечет за собой не исправление преступника, а его озлобление и люмпенизацию. После выхода из тюрьмы невозможно найти нормальную работу: люди с судимостью попадают в разряд неприкасаемых. Срок уже отбыт, а наказание в виде клейма остается на всю оставшуюся жизнь. Что остается делать такому человеку? Возвращаться туда, где берут «со справкой» — в криминал, идти на более тяжкие преступления.
В российских тюрьмах находится огромное количество людей, совершивших нетяжкие преступления. Анализ приговоров того же судьи Галагана, отпустившего Васильеву, наглядно говорит об адекватности правосудия. Такого в российском правосудии быть не должно, реформа необходима.
Аргументы «против»
И все же важно разделять низкое качество правосудия по конкретным делам с общим несовершенством уголовного закона.
Если у судьи отсутствует правосознание — то есть он изначально исходит из антинравственных убеждений, либо на его волю влияют посторонние лица и поэтому он выносит неправосудные приговоры — такому судье никакая «гуманизация закона» не помешает выносить подобные приговоры и в будущем. Ведь любой судья руководствуется не законом как таковым, а своим внутренним убеждением (т.е. видением этого закона).
Говоря проще – нет нужды вводить новые законы, если не научились соблюдать старые.
Таким образом, судебная власть, инициируя законопроект о гуманизации законодательства, во многом пытается переложить ответственность за некачественную работу судебной системы на власть законодательную. Гораздо проще требовать принятия новых «хороших» законов, чем начать с самих себя – хотя бы с увольнения неквалифицированных и коррумпированных судей.
Наконец, следует согласиться с Костиной, что некоторые положения законопроекта о гуманизации вызывают практические вопросы – к примеру, декриминализация побоев, угрозы убийством, семейного насилия. В заключении комитета Госдумы говорится об официальной статистике МВД, согласно которой, ежегодно 26 тысяч детей становятся жертвами преступлений родителей, 2 тысячи детей и подростков кончают жизнь самоубийством из-за жестокого обращения в семье, десятки тысяч убегают из дома.
Допустимо ли в этой ситуации декриминализировать побои или угрозу убийством?
Такое впечатление, что авторы законопроекта позабыли о сдерживающей, превентивной роли уголовного закона. Если безнаказанным оставить семейное насилие, вовремя не изолировать преступника — это может стать поощрением к более тяжким преступлениям.
Смягчение уголовного законодательства, несомненно, следует проводить, учитывая уровень российского правосознания и состояние правосудия. Но никакая «гуманизация права» не сработает, пока судебная система не признает свою исключительную роль в отправлении правосудия.
Пока, в конце концов, не будет проведена масштабная реформа самой судебной системы.
Гуманизация как направление современной уголовной политики в России: проблемы и противоречия
Коротков, А. В. Гуманизация как направление современной уголовной политики в России: проблемы и противоречия / А. В. Коротков, У. В. Лашова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 45 (335). — С. 112-115. — URL: https://moluch.ru/archive/335/74762/ (дата обращения: 17.09.2023).
В статье рассматриваются теоретические и практические основы гуманизации, как направления современной уголовной политики России. Выделен ряд проблем и противоречий гуманизации уголовного законодательства. Исследована проблема практического применения ч. 6 ст. 15 УК РФ в разрезе принципа гуманизации.
Ключевые слова: уголовная политика, уголовная ответственность, гуманизация, уголовное законодательство.
Научная литература в последние десятилетия говорит о том, что уголовная политика — это стратегия деятельности государства в сфере борьбы с преступностью и как самостоятельный вид государственной политики она так же имеет свои приоритеты, вырабатывает собственные направления и ставит определенные задачи, которые и определяют ее сущность. Несомненно, с позициями ученых — правоведов и юристов — практиков нельзя не согласиться.
Вместе с тем, к числу основных направлений современной уголовной политики можно отнести такие как криминализация, декриминализация, пенализация, депенализация, гуманизация и либерализация, изучению которых также посвящены десятки работ заслуженных теоретиков уголовного права.
Ввиду тематической направленности диссертационного исследования, а также существовании множества дискуссионных вопросов при определении места и роли такого направления современной уголовной политики как гуманизация, в данной статье будет рассмотрен перечень проблем и противоречий, возникающих при реализации ее целей в условиях действующего уголовного законодательства Российской Федерации.
Обратимся к терминологии. Под гуманизацией уголовной политики следует понимать «процесс изменения уголовного закона и практики его применения, который осуществляется с целью повышения степени безопасности человека, утверждения принципов равенства, справедливости, человечности, путем отказа от применения наказания в виде смертной казни, декриминализации некоторых преступных деяний, расширения оснований для освобождения от уголовной ответственности, введения и применения наказаний, альтернативных лишению свободы» [2, с.15].
Иными словами, гуманизация — это смягчение положений действующего уголовного закона и усиление направленности на охрану конкретной личности, ее прав и свобод как от преступных посягательств, так и от несправедливости уголовного законодательства, применяемого в случае совершения преступления.
Исследованием современных противоречий и проблем гуманизации уголовной политики посвящены работы таких авторов, как Екимов А. А., Ковалева Д. В.,
На сегодняшний день, гуманизацию ставят на первое место среди многих направлений внутренней политики Российской Федерации, в том числе и уголовной в частности. Связано это в первую очередь с тем, что данное направление строится на идеях гуманизма, то есть признания ценности человека как личности, его прав на свободное развитие и обеспечение защиты жизни, как главной ценности человеческого общества в правовом государстве. Свое подтверждение данное положение находит в ст. 2 Конституции РФ, где сказано, что «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». Безусловно, это связано и с присоединением России к международным договорам и соглашениям, в которых идеи гуманизации проработаны и официально закреплены на уровне международного сообщества.
В настоящее время, гуманизация пронизывает нормы уголовного, уголовно — процессуального и уголовно — исполнительного права России. В нормативно — правовых актах идеи гуманизации выражаются такими словосочетаниями, как «презумпция невиновности», «право на защиту», «освобождение от уголовной ответственности», «альтернатива лишению свободы», «запрет дискриминации», «уважение чести и достоинства личности» и другие. Более того, важное значение приобрело закрепление в ст. 7 Уголовного кодекса РФ принципа гуманизма. Согласно данной статьи «Уголовное законодательство Российской Федерации обеспечивает безопасность человека. Наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, не могут иметь своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства».
Однако, исторический опыт России показывает, что ужесточение уголовного законодательства и повышение давления норм уголовного закона на граждан, может привести наоборот не к снижению уровня преступности, а осознанному противодействию системе и повышению криминогенного уровня в стране. Именно при решении вопросов о «ломке старой системы» и смягчении норм уголовного законодательства и возникают проблемы, требующие немедленного реагирования со стороны государственной власти.
Итак, к числу основных проблем теоретического и практического свойства, возникающих при реализации целей и задач гуманизации уголовной политики в условиях развития современной России следует отнести такие, как
– избыточность уголовной репрессии со стороны государства и, как результат, переполненность мест лишения свободы осуждёнными
– неразработанность чётких критериев «уровня безопасности» общества
– отсутствие критериев, определяющих уровень «судимости» населения
– временная устойчивость принципов уголовно — правового регулирования, относящихся к «старой системе» [1, с. 36]
– нестабильность в развитии направлений, приоритетов, целей и задач собственно уголовной политики государства в целом
– отсутствие четкой и структурированной стратегии уголовной политики России на современном этапе
– неразвитость системы «восстановительного» правосудия [4, с.53]
– практического применения судами ч.6 ст. 15 УК РФ, то есть возможности изменения судом категории преступления на более мягкое
Отметим, что данные перечень, к сожалению, не является исчерпывающим. Многие авторы предпочитают трактовать проблемы гуманизации значительно шире и включать еще ряд пробелов и недоработок действующего уголовного законодательства. Считаем такой подход ошибочным, так как в результате расширенного толкования сути гуманизации как направления уголовной политики, происходит смешение проблем с иными направлениями, например, либерализацией, что совершенно недопустимо.
Из представленных выше проблем, более подробно стоит рассмотреть проблемы практического применения судами ч.6 ст. 15 УК РФ, то есть возможности изменения судом категории преступления на более мягкое.
Данная норма была включена в действующий Уголовный кодекс РФ в 2011 г., после чего в короткие сроки стал заметен интерес судебных органов к данному положению.
Согласно ч. 6 ст. 15 УК РФ С учетом фактических обстоятельств преступления и степени его общественной опасности суд вправе при наличии смягчающих наказание обстоятельств и при отсутствии отягчающих наказание обстоятельств изменить категорию преступления на менее тяжкую.
По задумке законодателя, данный механизм снижения категории преступления должен был стать реальным уже спустя 5–6 месяцев после его включения в УК РФ. Норма должна была стать активной и способствовать гуманизации уголовной ответственности и в целом уголовной политики современной России.
Вместе с тем, ситуация в российских суда повернулась абсолютно в другую сторону — сторону максимально редкого (эпизодичного) применения указанной нормы. Иными словами, судьи стали избегать применения новаторского законодательного положения в целом, так как индивидуализация наказания конкретного лица и поиск в материалах дела оснований для вынесения оправдательного приговора либо снижения категории преступления на более мягкое представился судам затруднительной деятельностью, прибавляющей «лишней работы» при вынесении решения. Более того, в некоторых приговорах, судами даже не выносится на обсуждение вопрос о применении ч.6 ст. 15 УК РФ, а некоторые неверно толкуют норму права и искажают заложенный в ней законодателем смысл, что несомненно необходимо исключить вовсе в 2020 г. в целях утверждения гуманизации как основы уголовной политики России [5, с. 834–836].
Несомненно, верным было решение Верховного суда РФ исправить указанную ситуацию и помочь российским судам в толковании ч.6 ст. 15 УК РФ, а также расширении границ применения указанной нормы, направленной на обеспечение соблюдения принципа гуманизма, установленного ст. 7 УК РФ. В мае 2018 г. было опубликовано постановление, целью которого стало помочь судам гуманизировать и индивидуализировать наказание, используя действующий Уголовный Кодекс РФ.
П. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15 мая 2018 г. № 10 “О практике применения судами положений части 6 статьи 15 Уголовного кодекса Российской Федерации” гласит «Обратить внимание судов на то, что изменение категории преступления на менее тяжкую в соответствии с частью 6 статьи 15 УК РФ позволяет обеспечить индивидуализацию ответственности осужденного за содеянное и является реализацией закрепленных в статьях 6 и 7 УК РФ принципов справедливости и гуманизма».
Верховный суд в целях устранения пробелов в уголовном законе, а также активизации практики применения судами ч. 6 ст. 15 УК РФ рекомендовал судьям проверять возможность использования данной нормы в каждом конкретном уголовном деле без исключения как одно из условий справедливости приговора. Считается, что разъяснения Пленума ВС РФ должны способствовать появлению именно нормативно — обоснованной и активной практики применения ч. 6 ст. 15 УК РФ при отсутствии судебных ошибок и неполноты исследования материалов дела, так как гуманизация уголовной политики и уголовного закона в частности — это одно из приоритетных и важных направлений в обеспечении безопасности населения и уверенного грамотного правосудия на территории государства.
На сегодняшний день применение судом ч. 6 ст. 15 УК РФ действительно активизировалось, однако зачастую не идет во взаимосвязи с институтом назначения наказания, так как изменение категории преступления на более мягкую не обязывает суд изменять в такой же проекции меру наказания. В связи с чем, практика идет по разным путям и не стремится к единству. Например, в первом случае лицо осуждено по ст.111 УК (причинение тяжкого вреда здоровью). В кассации категория преступления была снижена с тяжкого на среднюю тяжесть, но срок каким был таким и остался (Постановление Президиума Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 11.01.2019 по делу N 44У-127/2018). Во втором случае по ст.162 УК (разбой) — снижена категория на основании ч. 6 ст. 15 УК РФ, что позволило применить ст.64 УК и заменить лишение свободы на штраф (Апелляционное определение Московского городского суда от 03.08.2017 по делу N 10–12342/2017)
Также применение судом ч. 6 ст. 15 УК РФ не оказывает влияния на решение вопроса об освобождении лица от уголовной ответственности на основании ст. ст. 75, 76, 78, 90, 92 и 801 УК РФ, так как одновременно назначить наказание лицу за совершенное преступление и освободить его от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим [6, с. 366–368].
Таким образом, можно заметить, что проблема практического применения положений ч. 6 ст. 15 УК РФ действительно имеет место и включает в себя не только перечисленные в рамках данного исследования противоречия. Первое и действительно важное противоречие — это определение границ применения нововведения ч. 6 ст. 15 УК РФ в соотношении с иными нормами Уголовного кодекса РФ и в частности с самой ст. 15 в целом.
В свою очередь однозначно утверждать о том, что практика применения данного положения единична либо ничтожна нельзя, и связано это в первую очередь с тем, что на суды возложили прямую обязанность применения ч. 6 ст. 15 УК РФ в каждом уголовном деле [3, с. 111]. С одной стороны, для реализации направления гуманизации уголовной политики это может сыграть значительную роль, так как поможет выявить противоречия в действующем Уголовном кодексе РФ. С другой стороны, зачастую все законодательные положения и нормы, в том числе касающиеся реализации принципа гуманизма, используемые судами и правоприменителями под «прессом» высших судебных инстанций органов власти, могут привести к серьезным ошибкам в судебных решениях и вынесению необоснованных приговоров лицам, совершившим те или иные преступления. В связи с чем, Уголовный кодекс РФ должен в первую очередь быть реальным, авторитетным и приоритетным нормативным актом, принципы, цели и задачи которого должны совпадать с требованиями современного общества и концепциями государственной уголовной политики, в общем и целом.
В целом, для обеспечения непрерывной модернизации уголовного закона, прекращение проведения и разработки направлений гуманизации уголовной политики недопустимо, однако и ставить ее на первое место среди всех направлений уголовной политики оснований нет. Законодателям и правоприменителям необходимо чётко понимать, что права и свободы человека являются высшей ценностью современной России, охрана которых должна обеспечиваться претворением в жизнь действительно гуманных, соответствующих обстоятельствам дел, норм уголовного законодательства.
Гуманизация уголовного права как тенденция общественного развития Текст научной статьи по специальности «Право»
В статье затрагиваются проблемы модернизации уголовного законодательства России, возникающие в связи с политикой гуманизации. Автором анализируется активно проводимая государством уголовная политика, направленная на гуманизацию, и перспективы дальнейшего развития. На основании проведённого анализа можно сделать вывод, что законодатель вносит изменения в УК РФ , направленные на совершенствование законодательства в соответствии с возникающими потребностями развития общества. Однако в связи с современными темпами происходящих общественных процессов наблюдается недостаточность законодательного регулирования определённых вопросов. По итогам исследования определены основные проблемы, возникающие в процессе правоприменения законодательных новелл, а также существующие возможности их решения. Для достижения целей гуманизации уголовного права прежде всего требуется соблюдение равновесия гуманного подхода в отношении каждого человека без исключений. На современном этапе развития России существует острая потребность в создании условий для продуктивной реализации принципа гуманизма с целью влияния на возрастание эффективности внутренней политики государственной власти.
Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Дубровина Екатерина Сергеевна
HUMANIZATION OF CRIMINAL LAW AS A TREND OF PUBLIC DEVELOPMENT
The article touches upon the problems of modernization of the criminal legislation of Russia arising in connection with the policy of humanization. The author analyzes the criminal policy actively pursued by the state, aimed at humanization and prospects for further development. On the basis of the analysis it can be concluded that the legislator makes changes to the Criminal Сode aimed at improving the legislation in accordance with the emerging needs of the society. However, due to the current pace of social processes, there is a lack of legislative regulation of certain issues. The study identified the main problems arising in the process of law enforcement of legislative novels, as well as the existing opportunities to solve them. In order to achieve the objectives of humanization of criminal law, first of all, it’s necessary to maintain a balance of humane approach to each person without exception. In modern Russia there is an urgent need to create conditions for the productive implementation of the principle of humanism in order to influence the increase in the effectiveness of the internal policy.
Текст научной работы на тему «Гуманизация уголовного права как тенденция общественного развития»
ГУМАНИЗАЦИЯ УГОЛОВНОГО ПРАВА КАК ТЕНДЕНЦИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
Московский государственный областной университет 141014, Московская обл., г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24, Российская Федерация
Аннотация. В статье затрагиваются проблемы модернизации уголовного законодательства России, возникающие в связи с политикой гуманизации. Автором анализируется активно проводимая государством уголовная политика, направленная на гуманизацию, и перспективы дальнейшего развития. На основании проведённого анализа можно сделать вывод, что законодатель вносит изменения в УК РФ, направленные на совершенствование законодательства в соответствии с возникающими потребностями развития общества. Однако в связи с современными темпами происходящих общественных процессов наблюдается недостаточность законодательного регулирования определённых вопросов. По итогам исследования определены основные проблемы, возникающие в процессе правоприменения законодательных новелл, а также существующие возможности их решения. Для достижения целей гуманизации уголовного права прежде всего требуется соблюдение равновесия гуманного подхода в отношении каждого человека без исключений. На современном этапе развития России существует острая потребность в создании условий для продуктивной реализации принципа гуманизма с целью влияния на возрастание эффективности внутренней политики государственной власти.
Ключевые слова: уголовно-правовая политика, уголовное право РФ, гуманизация уголовного права, УК РФ, принцип гуманизма, Дорожная карта, декриминализация.
HUMANIZATION OF CRIMINAL LAW AS A TREND OF PUBLIC DEVELOPMENT
Moscow Region State University
24, Vera Voloshina st., Mytishchi, Moscow Region, 141014, Russian Federation
Abstract. The article touches upon the problems of modernization of the criminal legislation of Russia arising in connection with the policy of humanization. The author analyzes the criminal policy actively pursued by the state, aimed at humanization and prospects for further development. On the basis of the analysis it can be concluded that the legislator makes changes to the Criminal fode aimed at improving the legislation in accordance with the emerging needs of the society. However, due to the current pace of social processes, there is a lack of legislative regulation of certain issues. The study identified the main problems arising in the process of law
© CC BY Дубровина Е.С.. 2018.
enforcement of legislative novels, as well as the existing opportunities to solve them. In order to achieve the objectives of humanization of criminal law, first of all, it's necessary to maintain a balance of humane approach to each person without exception. In modern Russia there is an urgent need to create conditions for the productive implementation of the principle of humanism in order to influence the increase in the effectiveness of the internal policy.
Key words: criminal policy, criminal law of the Russian Federation, humanization of criminal law, Criminal Code of the Russian Federation, humanity principle, Roadmap, decriminalization.
Потребность в модернизации уголовного законодательства вызвана: во-первых, процессами мировой глобализации; во-вторых, быстрыми темпами научно-технического прогресса; в-третьих, необходимостью последовательного развития и реализации провозглашённых в УК РФ принципов. На фоне процесса глобализации происходит проникновение норм международного права в другие правовые семьи, в разные системы законодательства, в том числе в отраслевое законодательство с таким основным методом регулирования, как метод властных предписаний. Необходимость обеспечения охраны и защиты прав человека и гражданина способствовала распространению глобализационных процессов на уголовное право России. На сегодняшний день влияние международно-правовых норм на отечественное уголовное право заключается в определении основных направлений развития правовой политики.
Уголовно-правовая политика -элемент внутренней политики. Это главный компонент государственной политики противодействия преступности и направление деятельности публичной власти в сфере защиты наиболее значимых для личности, общества и государства благ, законных интересов и общественных отношений от преступных посягательств. Уголовная политика представляет со-
бой государственную деятельность по управлению развитием криминальных процессов, которая направлена на регулирование и снижение показателей преступности. Ядром уголовной политики выступает уголовное право. На данном основании уголовное право объективно воспринимается как уголовная политика в узком смысле. Уголовно-правовая политика отражается в принципах определения круга преступных деяний, их законодательных признаков, формулировании идей и принципиальных положений, форм и методов уголовно-правового воздействия на преступность в целях её снижения и сглаживания её отрицательного воздействия на социальные процессы [10, с. 9].
Права и свободы гражданина являются высшей ценностью в государстве. Принцип гуманизма как явление разноаспектное выступает в качестве принципа цивилизованных общественных отношений, устанавливающего выстраивание взаимоотношений между личностью, обществом и государством, отношение к окружающим и лично к себе на основании норм нравственности. Принцип гуманизма базируется на признании ценности человеческой личности как активного и благоразумного индивида, который имеет право на жизнь, свободу, всестороннее и гармоничное развитие и реализацию собственных способностей, а
также на соблюдении и претворении в жизнь этих прав. Содержание данного принципа можно рассматривать в философском, юридическом и историческом аспектах. Сущность представляют нравственные ценности, отражающие гуманность общественных взаимоотношений. В качестве нравственных ценностей понимаются отношения людей в обществе, их интеллектуальные и духовные стремления, соответствующие моральным требованиям людей и удовлетворяющие их духовные потребности. Общечеловеческие ценности, которые не зависят от тех или иных социальных, политических и национальных признаков. Гуманизация законодательства — прогрессивный и исторически предопределённый процесс развития. При рассмотрении проблем гуманизации уголовного судопроизводства преимущественным направлением признаётся внедрение общечеловеческих ценностей и гарантий их реализации для учёта интересов человека, его прав и свобод, индивидуальных особенностей его личности в каждом судебно-следственном действии и принимаемом решении [5, с. 43]. Действующее уголовное законодательство России включает в себя норму, закрепляющую принцип гуманизма, основной целью которого является обеспечение безопасности гражданина и недопущение унижения человеческого достоинства при назначении наказания. В настоящее время гуманизация выступает объективной потребностью развития российского общества и является основным направлением реформы уголовно-правовой системы. Гуманизация представляет собой продвижение и закрепление в сфере общественной
жизни идей, взглядов и убеждений, проникнутых гуманизмом. Соответственно, гуманизация уголовного законодательства — это процесс изменения уголовного закона и практики его применения, реализуемый для усиления степени криминальной защищённости человека и установления принципов равенства, справедливости, человечности. Говорить о гуманизации уголовного законодательства можно, если государство: отказывается от применения наказания в виде смертной казни; от телесных наказаний и каторжных работ; от общей конфискации имущества, которая предполагает изъятие всего имущества, полученного как в результате совершения преступления, так и законным путём; вводит санкции за совершение преступлений, которые соразмерны опасности совершенного деяния; устанавливает особенности уголовной ответственности по отношению к несовершеннолетним лицам; осуществляет декриминализацию некоторых преступных деяний, в которых основным объектом, охраняемым уголовным законом, не являются конституционные права граждан на жизнь, здоровье и личную свободу; расширяет основания для освобождения от уголовной ответственности, а также для включения и использования наказаний, альтернативных лишению свободы [2, с. 835].
В послании Федеральному Собранию в 2008 г. Президент РФ отметил важность гуманизации уголовного закона: «. нельзя забывать и о таком принципиальном вопросе, как гуманизация закона и порядка его применения» [11]. С тех пор каждое послание Президента затрагивает различные аспекты проводимой государством гуманизации.
Основными направлениями процесса гуманизации российского уголовного законодательства выступают:
— улучшение правового положения личности в рамках уголовного права;
— декриминализация отдельных видов преступлений;
— совершенствование и смягчение системы уголовных наказаний, модернизация уголовно-исполнительных норм [9, с. 72].
Уголовное законодательство должно быть гуманным и соответствовать реалиям XXI в., но при этом оно должно оставаться жёстким. Уголовный Кодекс РФ в ч. 2 ст. 43 закрепляет цели применения наказания, а именно: восстановление социальной справедливости, исправление осуждённого, предупреждение совершения новых преступлений. Достижение целей применения наказания опирается не на жёстокость и негуманность наказания, а на его неизбежность. Назначенное за определённое преступление наказание и его эффективность в равной мере должны обеспечивать восстановление справедливости и защиту прав потерпевших. Выбор несоразмерного совершённому деянию наказания в пользу мягкости или, наоборот, чрезмерности, перевес в одну из этих сторон способен оказать влияние на жизнь общества в целом [4, с. 365]. Актуальность изучения проблем гуманизации уголовного права определяется сегодняшним представлением о значении принципа гуманизма для реализации обеспечения конституционных гарантий человека в уголовном законодательстве, поскольку их обеспечение не должно нарушать права и законные интересы как законопослуш-
ных граждан, так и лиц, совершивших преступления.
Гуманистические ценности охватывают все стороны современного уголовного права. Вместе с тем факт присутствия компонентов нравственных ценностей в правовых нормах не предполагает стопроцентной гарантии реализации основ гуманизма. Для эффективной реализации важно стремиться к разработке детального механизма, который способен обеспечить реальное функционирование гуманистических ценностей в целях соблюдения, защиты, уважения прав и законных интересов граждан и расширения правовых гарантий.
Первый аспект деятельности по реализации и совершенствованию процесса гуманизации уголовного законодательства в России касается назначения наказания. Закреплённая в УК РФ система наказаний предусматривает излишне обширный спектр ответственности за одно и то же деяние при отсутствии конкретных критериев оценки обстоятельств его совершения. По причине размытости границ усмотрения суда возникает проблема неупорядоченности в практике назначения уголовных наказаний. Гуманизация уголовного законодательства предполагает необходимость расширения практики назначения наказаний, не связанных с лишением свободы. Вместе с этим для решения данной проблемы важно совершенствовать механизм исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы. Прежде всего судам следует учиться рассматривать лишение свободы как вынужденную меру за совершение тяжких и особо тяжких преступлений. Наказание должно способствовать ис-
правлению лица, совершившего преступление, а это достижимо и без применения лишения свободы, которое в первую очередь демонстрирует силу и устрашение [6, с. 7]. Тем не менее до сих пор активнее всего судами применяется наказание в виде лишения свободы, несмотря на такие актуальные проблемные стороны назначения лишения свободы, как высокий уровень репрессивности уголовного закона и значительность суммы, в которую встаёт государству экономическое содержание уголовно-исполнительной системы. Законодатель принимает меры к исправлению сложившейся ситуации: так, с 2017 г. стал применяться такой вид наказания, как принудительные работы — ещё одна альтернатива лишению свободы, однако у судей назначение такого наказания пока что популярностью не пользуется. Кроме этого, требуется внесение изменений в законодательную регламентацию наказаний, не связанных с лишением свободы, а также лишения свободы [8, с. 138].
Следующая проблема состоит в стабильно редком использовании на практике судами возможности сменить категорию преступления на более мягкую, которая установлена в ч. 6 ст. 15 УК РФ. Данная норма раздвинула границы для индивидуализации наказания и была введена в 2011 г. Однако до сих пор суды используют её очень редко. За 2017 г. приговор смягчили 1851 человеку, что составляет 0,5% от всех осуждённых за преступления средней, тяжкой и особо тяжкой категорий. В мае 2018 г. Пленум ВС РФ принял постановление, нацеленное помочь судам гуманизировать и индивидуализировать наказание, исполь-
зуя действующий Уголовный Кодекс. Постановление разъясняет вопросы учёта смягчающих обстоятельств и прописывает алгоритм принятия такого решения. Верховный Суд рекомендует судьям проверять возможность применения смягчения приговора в каждом конкретном случае. Детальные разъяснения должны облегчить принятие решений о применении ч. 6 ст. 15 УК РФ, поспособствовать активному использованию данной нормы закона и появлению практики применения [12].
Ещё один аспект государственной деятельности, направленной на гуманизацию уголовного законодательства, — декриминализация ряда уголовных преступлений, выделение преступлений с административной преюдицией, смягчение наказаний за экономические преступления. К реализации вопросов правовой политики РФ по декриминализации общественных отношений следует подходить со всей ответственностью, имея глубокое понимание всего комплекса явлений, которые могут оказаться затронуты, и возможных последствий для общества и государства. С таким многосторонним подходом реально избежать появления спорных моментов и проблем, а также решить ряд важных задач, существующих на практике — разгрузить правоохранительные и судебные органы; изменить показатели структуры преступности; обеспечить реализацию принципа справедливости и соразмерности уголовного наказания совершённому преступлению.
В связи с этим в октябре 2017 г. Верховным Судом России был одобрен законопроект о введении в Уголовный Кодекс уголовного проступка. Речь
идёт о преступлениях небольшой тяжести, которые представляют собой минимальную общественную опасность, за которые не предусмотрено в УК РФ наказание в виде лишения свободы. Законопроект предполагает смягчение ответственности за уголовный проступок, сокращение сроков давности обвинительного судебного приговора и сроков давности привлечения к уголовной ответственности, уменьшение сроков отбытого наказания для возможности условно-досрочного освобождения, а также новое основание для освобождения от уголовной ответственности, которое заключается в совершении уголовного проступка доселе законопослушным лицом, впервые оступившимся, предполагающее замену на применение иных мер уголовно-правового характера. Вследствие этого можно сделать очевидный вывод о нацеленности законопроекта на гуманизацию уголовного законодательства, однако возникают опасения, что дифференциация уголовных проступков и составов правонарушений, предусмотренных КоАП РФ, вызовет немало дискуссий и споров в правоприменительной практике. Поэтому законодателю необходимо уточнить конкретные критерии для разделения уголовных преступлений, уголовных проступков и административных правонарушений.
В проводимых изменениях российского законодательства выделяются тенденции снижения верхних пределов санкций по некоторым преступлениям, изменения нижних пределов санкций, а также при назначении наказания уделяется большое значение факту совершения впервые либо рецидиву преступлений. Законодате-
лем высказывается позиция, что за экономические преступления должно следовать экономическое наказание. Внесённые изменения в УК РФ коснулись освобождения от уголовного преследования лиц, в первый раз совершивших преступление в сфере экономической деятельности, при полном возмещении ущерба, причинённого преступными действиями, и выплате штрафа. Рекомендации для дальнейших изменений в урегулировании существующих проблем правоприменения в данной сфере заключаются в закреплении конкретных определений преступления в сфере экономической деятельности и преступления в сфере предпринимательской деятельности. Для устранения разногласий, возникающих на практике, требуется установление в Уголовном Кодексе критериев для их разделения, поскольку сейчас данные преступления регулируются гл. 22 УК РФ и признаются в целом преступлениями в сфере экономической деятельности. Вышеназванные изменения отечественного законодательства в сфере декриминализации обусловлены фактом излишней репрессивности в связи с имеющейся у лица судимостью. В том числе в отношении последствий за преступления небольшой тяжести. В связи с этим предупреждение совершения новых преступлений зависит от проводимой политики по изменению положения лиц, отбывших наказание и вернувшихся в общество. Осуществляя политику гуманизации уголовного законодательства, важно повлиять на изменение аспекта, который находит отражение в гуманном отношении общества и государства к бывшим осуждённым. Поскольку этот аспект,
с одной стороны, может подталкивать к совершению очередных преступлений в отсутствии необходимых условий для существования с судимостью, а с другой стороны, имеет большое значение для возможности начать новую нормальную жизнь, использовать шанс вернуться в социум в качестве исправившегося человека даже после того, как он оступился.
В рамках гуманизации уголовного законодательства важно обратить внимание на развитие института освобождения от уголовной ответственности. Касаемо этого момента, в 2016 г. законодателем была введена в УК РФ норма, регулирующая освобождение от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа. Результаты впечатляющие — по итогам первого полугодия 2017 г. по основаниям данной ст. 76.2 УК РФ было освобождено 7335 лиц, в том числе 239 несовершеннолетних. Важное место в деятельности по совершенствованию уголовно-правовой политики занимает продолжение осуществления разработки мер освобождения от наказания для лиц, не представляющих опасности для общества. Расширение практики применения института освобождения от наказания способно оказать влияние на снижение показателей совершения преступлений. Происходит это по той причине, что в данном институте находит яркое отражение проявление гуманности к осуждённому лицу и предоставление шанса на исправление. Законодателю необходимо расширять основания для условного, условно-досрочного освобождения и замены неотбытой части наказания более мягким видом. Для преступлений с имущественным ущербом и в
сфере экономики необходимо расширить применение освобождения от уголовной ответственности с выплатой компенсации государству и возмещением ущерба потерпевшему, а также разработать процессуальный механизм освобождения от наказания.
Говоря о политике гуманизации, важно упомянуть аспект назначения наказания в отношении несовершеннолетних. Стоит задача предотвратить дальнейшую преступную деятельность данными лицами, а не поспособствовать пополнению рядов преступников, поскольку они не всегда могут осознавать тяжесть совершённых преступлений. В связи с этим законодательством предусмотрены принудительные меры воспитательного воздействия, освобождение от наказания с помещением в специальные учебно-воспитательные учреждения, а также особенная важность индивидуализации уголовной ответственности для несовершеннолетних. При назначении наказания учитываются влияние старших по возрасту лиц, условия жизни и воспитания, уровень психического развития и иные особенности личности. Законопроектом об уголовных проступках также предполагается освобождение от ответственности с применением принудительных мер воспитательного воздействия для впервые совершивших уголовный проступок несовершеннолетних лиц. Для дальнейшей модернизации уголовного законодательства России необходимо совершенствовать правовое регулирование и механизм осуществления освобождения несовершеннолетних от уголовного наказания не только в виде лишения свободы, но и других видов наказания.
В рамках гуманизации для обеспечения принципа справедливости уголовного закона необходимо развивать институт суда присяжных. За годы осуществления присяжными уголовного судопроизводства определились проблемы правоприменительной практики, касающиеся процедуры формирования коллегии присяжных заседателей, исследования доказательств и обстоятельств дела, а также другие. Количество составов преступлений, которые рассматриваются судом с участием присяжных заседателей, за время действия нынешнего УК РФ значительно уменьшилось. В связи с данной ситуацией законодателем длительное время разрабатывались и были внесены изменения в УПК РФ, в полном объёме вступившие в силу в июне 2018 г. Модернизация направлена на расширение применения института суда присяжных и на восполнение недостатков в урегулировании для устранения некоторых проблемных моментов. Законодатель уделил внимание формированию коллегии присяжных заседателей и организационным аспектам деятельности суда. Внесённые изменения также расширили перечень составов преступлений, по которым рассмотрение дела может осуществляться судом с участием присяжных. Однако важно заметить, что больше половины добавленных составов не относятся к числу тех, которые часто встречаются в практике применения (например, ст. 277 УК РФ — посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, ст. 317 — посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, ст. 357 — геноцид). Таким образом, преследуемая нововведениями цель
расширения практики рассмотрения дел с участием присяжных заседателей расходится с реальной ситуацией, поскольку подавляющее большинство из числа обвиняемых не сможет оценить значение принятых изменений для законодательства. Одним из важных шагов по совершенствованию законодательства может стать передача суду присяжных возможности рассмотрения дел, связанных с экономическими преступлениями, мошенничеством, кражами, преступлениями в сфере предпринимательской деятельности либо коррупционной направленности. Речь идёт о наиболее распространённых преступлениях в современном обществе. Таким образом, в результате этих изменений основная часть обвиняемых получит возможность доступа к рассмотрению дела присяжными заседателями, соответственно будет достигнута цель расширения применения института суда присяжных с присущими для него гарантиями независимости и внесением житейской мудрости в правосудие. Осуществление изменений, связанных с данным предложением, нуждается в особом внимании со стороны законодателя, всестороннем обсуждении, тщательной разработке нововведений, а также изучении и использовании опыта зарубежных стран (например, в США суд присяжных рассматривает экономические споры). Следует расширять границы участия граждан в уголовном судопроизводстве для реализации права участвовать в отправлении правосудия, закреплённого ст. 32 Конституции РФ. Рекомендации по дальнейшим изменениям института суда присяжных заключаются в совершенствовании законодательного регули-
рования для устранения оставшихся на практике вопросов.
В статье рассматриваются самые основные проблемы, существующие на современном этапе совершенствования уголовного законодательства, с разрешением которых необходимо определиться в ближайшее время, а также перспективы и предложения по их разрешению. В уголовно-правовой политике активно предпринимаются меры для решения существующих вопросов. Дорожная карта уголовной политики России на 2017-2025 гг. предполагает постепенное видоизменение уголовного права РФ, стратегия развития выделяет несколько этапов реализации на практике уголовно-правового совершенствования, среди которых названы гуманизация, систематизация и пересмотр наказуемости деяний [3, с. 55]. В последнее десятилетие уголовное законодательство Российской Федерации активно совершенствуется с учётом произошедших в стране социальных, политических и экономических преобразований, принимается множество законодательных актов. Современный кодекс базируется на огромном массиве уголовно-правовых, криминологических знаний и отечественном научно-исследовательском опыте, а также соответствует основным международным стандартам в области борьбы с преступностью. На сегодняшний день УК РФ совершенствуется в соответствии с потребностями современного общества, и в обозримом будущем планируется продолжать модернизацию. Для роста
перспектив положительных результатов уголовной политики важно не прекращать проведения реализации гуманизации уголовно-правовой системы [1, с. 10]. Нельзя не согласиться с особым значением исследуемого направления уголовной политики, поскольку оно иллюстрирует реальность задач современности. Наиболее логичным и фундаментальным представляется начинать решение проблем с устранения: существующих несоответствий в российском уголовном законодательстве и правоприменительной практике стандартам в области прав человека, которые установлены международно-правовыми нормами и Конституцией РФ; фрагментарности системы правовых последствий совершения преступлений, закреплённых в уголовном законе. Для того чтобы правовые новеллы отвечали основополагающим конституционным и уголовно-правовым принципам справедливости и равенства граждан перед законом [10, с. 7], внесение каждого изменения в уголовное законодательство необходимо проводить только после научно-практических дискуссий с ведущими экспертами и специалистами по уголовному праву, а также осуществлять криминологическую экспертную оценку вносимых преобразований [7]. Важно также осуществлять проверку вносимых изменений на соответствие сущности противодействия преступности и статистическим данным по правоприменению, полученным на основании объективной оценки реальности.
1. Говорухин А.Е. Гуманизация уголовно-правовой политики // Юридический факт. 2016. № 5 (5). С. 7-11.
2. Екимов А.А. Гуманизация уголовного законодательства // Молодой учёный. 2015. № 9. С. 834-836.
3. Иванчин А.В. Дорожная карта уголовной политики России на 2017-2025 годы: достоинства и недостатки // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия: Гуманитарные науки. 2017. № 3 (41). С. 54-58.
4. Капинус О.С. Актуальные проблемы уголовного права: курс лекций. М.: Проспект,
5. Кашепов В.П., Гравина А.А., Кошаева Т.О. Гуманизация современного уголовного законодательства: монография / под общ. ред. В.П. Кашепова. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации: ИНФРА-М., 2015. 336 с.
6. Кудрявцев В.Н. Уголовный закон: опыт теоретического моделирования. М.: Наука,
7. Кузнецова И.А. Проявление принципа гуманизма в нормах уголовного права [Электронный ресурс] // Вопросы современной юриспруденции: материалы XVIII Международной научно-практической конференции. URL: https://sibac.info/conf/law/ xviii/29821 (дата обращения: 30.11.2018).
8. Непомнящая Т.В. Гуманизация практики назначения уголовных наказаний: желаемое и действительное // Вестник Омского университета. Серия: Право. 2017. № 3 (52).
9. Половинко Т.Ю., Подройкина И.А. Направления развития российского уголовного права с учётом влияния международного опыта // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. 2017. № 4 (29). С. 71-76.
10. Савенков А.Н. Вопросы совершенствования уголовного права, процесса и уголовно-правовой политики // Государство и право. 2018. № 3. С. 5-13.
11. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 05.11.2008 // Президент РФ: официальный сайт. URL: http://kremlin.ru/ events/president/transcripts/1968 (дата обращения: 30.11.2018).
12. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15.05.2018 № 10 «О практике применения судами положений части 6 статьи 15 Уголовного кодекса Российской Федерации» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: справочная правовая система: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_298065 (дата обращения: 30.11.2018).
1. Govorukhin A.E. [Humanization of Criminal Policy]. In; Yuridicheskii fakt [Legal Fact], 2016,
2. Ekimov A.A. [Humanization of Criminal Legislation]. In: Molodoi uchenyi [Young Scientist],
2015, no. 9, pp. 834-836.
3. Ivanchin A.V. [The Roadmap of Criminal Policy of Russia in 2017-2025 years: Advantages
and Disadvantages]. In: Vestnik Yaroslavskogo gosudarstvennogo universiteta im. P.G Demidova. Seriya Gumanitarnye nauki [Bulletin of Yaroslavl State University. P.G. Demidov. Humanities Series], 2017, no. 3 (41), pp. 54-58.
4. Kapinus O.S. Aktual'nye problemy ugolovnogo prava [Current Problems of Criminal Law: A
Course of Lectures]. Moscow, Prospekt Publ., 2016. 488 p.
5. Kashepov V.P., Gravina A.A., Koshaeva T.O. Gumanizatsiya sovremennogo ugolovnogo zakonodatel'stva: monografiya [Humanization of Modern Criminal Legislation: a
Monograph]. Moscow Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation, INFRA-M Publ., 2015. 336 p.
6. Kudryavtsev V.N. Ugolovnyi zakon. Opyt teoreticheskogo modelirovaniya [Criminal Law. Experience of Theoretical Modeling]. Moscow, Nauka Publ., 1987. 276 p.
7. Kuznetsova I. A. [The Manifestation of the Principle of Humanity in Criminal Law]. In:
Voprosy sovremennoi yurisprudentsii: sb. st. po mater. XVIII mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Novosibirsk, SibAKb 2012 [The Issues of Modern Jurisprudence: The Proceedings of the 18th International Theoretical and Practical Conference. Novosibirsk, the Siberian Branch of the Academy of Sciences 2012.]. Available at: https://sibac.info/conf/law/xviii/29821 (accessed: 30.11.2018).
8. Nepomnyashchaya T.V. [Humanization of the Practice of Imposition of Penalties: The Desired
and Real]. In: Vestnik Omskogo universiteta. Seriya: Pravo [Bulletin of Omsk University. Series: Law], 2017, no. 3 (52), pp. 135-139.
9. Polovinko T.Yu., Podroikina I.A. [The Trends in the Development of the Russian Criminal
Law with Regard to the Influence of International Experience]. In: Akademicheskii vestnik Rostovskogo filiala Rossiiskoi tamozhennoi akademii [Academic Bulletin of the Rostov Branch of the Russian Customs Academy], 2017, no. 4 (29), pp. 71-76.
10. Savenkov A.N. [Issues of Improvement of Criminal Law and Penal Policy]. In: Gosudarstvo ipravo [State and Law], 2018, no. 3, pp. 5-13.
11. [The Message of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly of the Russian Federation dated November 5, 2008]. In: Ofitsial'nyi sait Prezidenta RF [The Official Website of the Russian President.]. Available at: http://kremlin.ru/events/president/ transcripts/1968 (accessed: 30.11.2018).
12. [The Resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation dated May 15, 2018 No. 10 Moscow "On the Practice of Court Application of the Provisions of Part 6 of Article 15 of the Criminal Code of the Russian Federation"]. In: Konsul'tantPlyus: Spravochnaya pravovaya sistema [ConsultantPlus: Reference Legal System]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_298065/ (accessed: 30.11.2018).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Дубровина Екатерина Сергеевна — аспирант кафедры уголовного права Московского государственного областного университета; e-mail: dubrovina.katerina@inbox.ru
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Ekaterina S. Dubrovina -postgraduate student, Moscow Region State University; e-mail: dubrovina.katerina@inbox.ru
ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ Дубровина Е.С. Гуманизация уголовного права как тенденция общественного развития // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция. 2018. № 4. С. 161-172. БОТ: 10.18384/2310-6794-2018-4-161-172
Гуманизация уголовного законодательства vs угрозы нацбезопасности?
С началом дискуссии в юридическом сообществе о введении института уголовного проступка (законопроект № 1112019-7 был внесен в Госдуму Верховным Судом РФ 15 февраля) гуманизация уголовного законодательства, о которой так много и долго говорится в юридическом мире, похоже, стала приобретать конкретные очертания.
Но встраивание института уголовного проступка в сложившуюся архитектуру УК РФ вызывает бурные дебаты уже на стадии обсуждения, а впереди еще – нюансы, связанные с применением.
10 февраля Правительство РФ представило отзыв на законопроект. В нем отмечается актуальность идеи введения уголовного проступка, направленной на уменьшение числа лиц, осужденных за преступления, имеющие незначительную общественную опасность.
Однако не могу согласиться с высказанной в отзыве позицией о том, что понятие «уголовный проступок» противоречит понятию «преступление» и нарушает основы классификации преступных деяний.
Во-первых, уголовный проступок – это не малозначительное деяние, а преступление, совершенное лицом впервые, поэтому не вижу смысла рассматривать проступок в качестве самостоятельного уголовно наказуемого деяния, так как во взаимосвязи с ч. 1 ст. 15 УК он является общественно опасным деянием, запрещенным УК под угрозой наказания.
Во-вторых, уголовный закон не содержит понятия «классификация преступных деяний», предусматривая вместо этого категории преступлений, и в эту систему уголовный проступок вписывается, на мой взгляд, совершенно гармонично. Что касается части отзыва, где выражена озабоченность «неясностью» критериев отнесения преступлений к уголовным проступкам, несложно прояснить: исходя из проектируемой дефиниции уголовного проступка и категории преступлений, речь идет о совершении лицом впервые преступления небольшой или средней тяжести.
Правительство выразило обеспокоенность отнесением к уголовному проступку ряда экономических преступлений и преступлений против правосудия, что, по его мнению, создаст дополнительные сложности в их расследовании и отправлении правосудия, а также заложит предпосылки к возникновению угроз экономической безопасности страны. Речь идет, в частности, о таких преступлениях, как вмешательство в деятельность правоохранительных органов, разглашение данных предварительного расследования, незаконный экспорт, контрабанда наличных денежных средств и т.д., – то есть о преступлениях, связанных с деятельностью государства, за которые предусмотрена ответственность в виде штрафа.
Удивительно, с какой легкостью гуманизация уголовного законодательства противопоставляется национальной безопасности страны.
Крайне сложно согласиться и с возражением о нецелесообразности отнесения к проступкам ряда преступлений в сфере экономики, общественной безопасности, безопасности движения и эксплуатации транспорта – тем более, что оно, по моему мнению, не содержит внятной аргументации. Но даже допущение, что логика обоснования «нецелесообразности» лежит действительно в области охраны национальной безопасности, не снимает ряд вопросов к ней: например, как небрежное хранение огнестрельного оружия способно противоречить интересам нацбезопасности?
В то же время следует поддержать недопустимость отнесения к уголовному проступку фальсификации доказательств и результатов ОРД, поскольку последствия этих деяний нередко оказываются фатальными для правосудия, приводя к осуждению невиновных, а между осуждением невиновных и сколь угодно масштабной контрабандой наличных денежных средств – этическая разница глубиной в Марианскую впадину.
Остается неясной негативная позиция правительства в отношении установления годичного срока освобождения от уголовной ответственности в связи с применением иных мер уголовно-правового характера. К сожалению, в отзыве не аргументировано, почему правительство считает его чрезмерно коротким и какими критериями это определено.
Сложно разделить выраженную в отзыве точку зрения относительно ст. 76.2 УК об обязательном возмещении причиненного ущерба в качестве обязательного условия освобождения от ответственности за уголовные проступки.
Прежде всего об обязательном возмещении ущерба речь идет в другой статье Кодекса (76.1).
Кроме того, ст. 76.2 УК в редакции законопроекта предусматривает дифференцированный подход к применению освобождения от уголовной ответственности в связи с применением иных мер уголовно-правового характера и ч. 1 не содержит правило об обязательном возмещении ущерба, в то время как в ч. 3 установлено дополнительное обязательство – загладить причиненный преступлением вред.
Вопрос о конкуренции норм о прекращении уголовного дела или уголовного преследования и освобождении от ответственности носит, на мой взгляд, надуманный характер.
Очевидно неудачной представляется также попытка уравнять разные по сути институты – общественные ограниченно оплачиваемые и обязательные работы. Первые являются мерами уголовно-правового характера, применяемыми к лицам, совершившим проступок, вторые – уголовным наказанием лиц, совершивших преступление.
Сомнительной видится и позиция о необходимости закрепления в ст. 76.2 УК согласия подозреваемого на прекращение уголовного дела. Гуманизация уголовного законодательства априори подразумевает действия в интересах граждан, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления, но имеющих законную возможность избежать уголовной ответственности и судимости. Для этого точно не требуется вносить в ст. 76.2 УК императивное правило о необходимости согласия обвиняемого (подозреваемого) для освобождения его от уголовной ответственности – тем более что оно уже содержится в ч. 2 ст. 27 УПК РФ.
Вместе с тем считаю, что мнение правительства в части отсутствия в законопроекте корреспондирующих изменений в УПК следует поддержать – это упущение необходимо исправить.
В целом рассматриваемый отзыв является, на мой взгляд, ярким примером классического «набора инструментов плохого юриста»: минимум аргументации, логические противоречия и переход «с теплого на пресное» (подмена гуманизации уголовного законодательства интересами национальной безопасности).