Публичные слушания: инструмент самоуправления или фикция?

Строительство парковки вместо детской площадки в вашем районе, расширение полномочий муниципальных депутатов, снос дома — подобные вопросы должны подниматься на публичных слушаниях. С их помощью граждане могут участвовать в решении локальных проблем, которые волнуют их больше, чем общерегиональные или федеральные. Действительно ли общество может таким способом повлиять на решения властей или чиновники лишь имитируют диалог с гражданами? Разбираемся вместе с муниципальным депутатом Константином Янкаускасом.
Что такое публичные слушания?
Общественные обсуждения (они же публичные слушания) — процедура, созданная для местного самоуправления граждан. Они проводятся в рамках муниципальных образований, а значит темы, которые на них поднимаются, непосредственно влияют на жизнь людей.
«Местное самоуправление, — говорится в соответствующем законе , — составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации». Публичные слушания — один из главных инструментов укрепления этой основы. Согласно этому же закону, на общественные обсуждения должны выноситься несколько категорий решений муниципальных властей: проект местного бюджета, проект устава муниципального образования, строительство домов, дорог и других объектов, не входящих в Генеральный план.
Последний пункт чаще всего становится предметом публичных слушаний. Под него подпадают любые незапланированные градостроительные инициативы: возведение новых и разрушение старых зданий, благоустройство дворов, вырубка аллей.
Например, последние громкие слушания в Москве касались возможного сноса «Дома Булошникова», построенного в XIX веке. О проекте нового жилого комплекса на месте трехэтажного дома в центре города стало известно за несколько недель до того, как состоялись общественные обсуждения. Поэтому активистам удалось развернуть масштабную кампанию по защите здания, и большинство участников слушаний высказались против сноса. Протоколы обсуждений были отправлены в московский комитет по архитектуре и градостроительству, а позже мэр Москвы Сергей Собянин предложил провести дополнительную экспертизу «Дома Булошникова».
Как проходят слушания и как о них узнать?
Все, кто зарегистрирован в муниципальном округе, где проводятся слушания, и те, кто в нем работают, могут участвовать в обсуждениях. Слушания делятся на три этапа. Первый — представление проекта: дома, дороги, бюджета. В случае с градостроительными изменениями местные власти должны устроить экспозицию — вывесить проект в фойе управы или в другом общедоступном месте, где с ним смогут ознакомиться все желающие за неделю до обсуждений. Также районная управа обязана уведомить жителей о предстоящих слушаниях на своем сайте. В идеале — власти могут их и прорекламировать, задействовав, например, билборды, но чаще всего этого не делают.
Основной этап слушаний — встреча муниципальных чиновников и авторов проекта с жителями. Она чаще всего проходит в здании школы, которую выбирает управа, обычно вечером, чтобы люди могли прийти на них после работы. Власти рассказывают о преимуществах проекта, после чего присутствующие имеют несколько возможностей высказаться: публично выступить, заполнить анкету, которую должны выдать всем, кто пришел, задать вопросы чиновникам. Происходящее заносится в протокол, все опросные листы учитываются организаторами слушаний, после чего специальная комиссия изучает итоги слушаний.
Потом у граждан есть еще неделя на то, чтобы отправить свои предложения и замечания по поводу проекта, вынесенного на слушания, на электронный адрес управы.
Могут ли власти не проводить слушания или проигнорировать их итоги?
По закону управа или префектура обязаны проводить общественные обсуждения, если вопрос входит в вышеперечисленные категории. Однако, как рассказал «МБХ медиа» член совета депутатов московского района Зюзино Константин Янкаускас, муниципальные власти часто пренебрегают своей обязанностью сообщать людям о проведении слушаний.
«Для того, чтобы люди пришли на слушания, они должны сначала о них узнать. Власти никогда не проводят нормального информирования о публичных слушаниях, хотя обязаны сообщать о них в СМИ, на информационных стендах. Чаще всего делается мелкое объявление в разделе рекламы и сухое объявление на информационном стенде, которое никто не прочитает. Моя обязанность как депутата — обязательно сообщать людям, если какие-то слушания проходят. И я это делаю через старших по дому, через объявления, которые расклеиваю и так далее. Если эта работа проведена, на слушания иногда приходят и 100, и 200, и 300 человек», — говорит Янкаускас.
Например в Казани в феврале 2018 года региональный и федеральный суды признали незаконным решение властей о новой территориальной схеме обращения с отходами из-за того, что по ней не были проведены публичные слушания. Формально слушания якобы состоялись, однако на сайте казанской администрации не было информации о сроках обсуждений и адресах, куда можно присылать свои замечания и предложения. Инициативная группа жителей подала на городские власти в суд, который признал схему, по которой предлагалось построить мусоросжигательный завод в нескольких километрах от города и рядом с жилым поселком, недействительной.
Слушания на что-то влияют?
«Больше чем за 20 лет у нас не было проведено ни одного городского референдума. Ни по поводу градостроительства, ни по любому другому. Поэтому, конечно, публичные слушания — один из немногих способов граждан повлиять на то, что происходит у них во дворе и под окнами, — считает муниципальный депутат Янкаускас. — С одной стороны этот механизм существует, с другой — власти пытаются граждан этого механизма лишить. Потому что когда люди организовано и массово выражают свое недовольство по каким-то вопросам, чиновникам приходится идти на уступки».
Мнение граждан, высказанное на публичных слушаниях, рассматривается местными властями, но окончательное решение о принятии того или иного проекта все равно остается за ними. Янкаускас считает, что большее влияние на муниципальные власти оказывают не обсуждения, а протестные акции.
«К сожалению, у нас так получается, что граждане помимо участия в слушаниях должны использовать другие законные методы выражения своей позиции. Проводить акции протеста, народные сходы, собрания. В совокупности такая активность может дать какой-то результат», — говорит он.
Так произошло, например, в московском районе Кунцево, где собирались снести 37 домов, и отдать эту территорию под застройку компании ПИК. Публичные слушания по этому вопросы были проведены летом 2017 года, тогда на них пришли около 700 человек, большинство из которых были против проекта, однако итоги обсуждений, как утверждают местные активисты, были сфальсифицированы. Осенью прошлого года ПИК попыталась начать строительные работы в Кунцево. Приостановить их компанию заставили лишь массовые протесты жителей района.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Прокурор разъясняет — Прокуратура Хабаровского края
Гарантированное статьей 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации предоставляет гражданам право принимать непосредственное участие в его осуществлении и решении вопросов местного значения.
Публичные слушания являются одним из институтов, посредством которого население может непосредственно участвовать в осуществлении местного самоуправления на территории муниципального образования.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 131-ФЗ, Закон) для обсуждения проектов муниципальных нормативных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания.
Федеральный закон № 131-Ф3 определяет исчерпывающий перечень вопросов, когда проведение публичных слушаний является обязательным. Так, согласно части 3 статьи 28 Закона на публичные слушания должны быть вынесены:
— проект устава муниципального образования, проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав, кроме случаев, когда изменения в устав вносятся исключительно в целях приведения закрепляемых в уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами;
— проект местного бюджета и отчет о его исполнении;
— проекты планов и программ развития муниципального образования, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, проекты правил благоустройства территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объекты капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки;
— вопросы о преобразовании муниципального образования.
Непроведение публичных слушаний по указанным выше вопросам в силу положений Федерального закона № 131-Ф3, а также сложившейся судебной практики является основанием для признания нормативного правового акта, принятого без учета мнения населения, недействующим, ввиду нарушения процедуры его принятия.
Определяя исчерпывающий перечень вопросов, по которым проведение публичных слушаний является обязательным, Федеральный закон № 131 -ФЗ не ограничивает органы местного самоуправления в уставе муниципального образования определить дополнительные вопросы, по которым проведение публичных слушаний также является обязательным.
Инициатором проведения публичных слушаний может быть население, представительный орган муниципального образования или глава муниципального образования.
При этом, порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования самостоятельно. Федеральный закон № 131-ФЗ указывает, что такой порядок должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта и другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений. В остальной части органы местного самоуправления самостоятельны в определении порядка проведения публичных слушаний.
Анализ действующих муниципальных правовых актов, определяющих порядок проведения публичных слушаний, показывает, что для случаев проведения публичных слушаний по инициативе населения, такие акты определяют численность группы граждан, которые могут инициировать проведение таких слушаний, а также порядок рассмотрения такой инициативы. Решение о проведении публичных слушаний по инициативе граждан находится в компетенции представительного органа муниципального образования, который принимает решение о наличии либо об отсутствии оснований для их проведения.
По окончании публичных слушаний его результаты подлежат официальному опубликованию или обнародованию.
Проведение публичных слушаний направлено в первую очередь на открытое, независимое и свободное обсуждение общественно значимых проблем (вопросов), имеющих существенное значение для граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования. При этом, публичные слушания не являются формой осуществления власти населением. Их конечной целью является выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта.
Статья 2. Цели и принципы организации и проведения публичных слушаний
Основными целями организации и проведения публичных слушаний являются:
1) обсуждение проектов муниципальных правовых актов с участием населения муниципального образования;
2) выявление и учет общественного мнения и мнения экспертов по выносимому на публичные слушания вопросу местного значения;
3) развитие диалоговых механизмов органов власти и населения муниципального образования;
4) поиск приемлемых альтернатив решения важнейших вопросов местного значения района;
5) выработка предложений и рекомендаций по обсуждаемой проблеме.
Подготовка, проведение и установление результатов публичных слушаний осуществляются на основании принципов открытости, гласности, добровольности, независимости экспертов.
С какой целью могут проводиться публичные слушания
Статья 28. Публичные слушания, общественные обсуждения
(в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 455-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания.
2. Публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования или главы местной администрации, осуществляющего свои полномочия на основе контракта.
(в ред. Федерального закона от 30.10.2018 N 387-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или представительного органа муниципального образования, назначаются представительным органом муниципального образования, а по инициативе главы муниципального образования или главы местной администрации, осуществляющего свои полномочия на основе контракта, — главой муниципального образования.
(в ред. Федерального закона от 30.10.2018 N 387-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. На публичные слушания должны выноситься:
1) проект устава муниципального образования, а также проект муниципального нормативного правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав, кроме случаев, когда в устав муниципального образования вносятся изменения в форме точного воспроизведения положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, конституции (устава) или законов субъекта Российской Федерации в целях приведения данного устава в соответствие с этими нормативными правовыми актами;
(п. 1 в ред. Федерального закона от 28.12.2016 N 494-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) проект местного бюджета и отчет о его исполнении;
2.1) проект стратегии социально-экономического развития муниципального образования;
(п. 2.1 введен Федеральным законом от 30.10.2017 N 299-ФЗ)
3) утратил силу. — Федеральный закон от 29.12.2017 N 455-ФЗ;
(см. текст в предыдущей редакции)
4) вопросы о преобразовании муниципального образования, за исключением случаев, если в соответствии со статьей 13 настоящего Федерального закона для преобразования муниципального образования требуется получение согласия населения муниципального образования, выраженного путем голосования либо на сходах граждан.
(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 187-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, в том числе посредством его размещения на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или в случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на официальном сайте субъекта Российской Федерации или муниципального образования с учетом положений Федерального закона от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее в настоящей статье — официальный сайт), возможность представления жителями муниципального образования своих замечаний и предложений по вынесенному на обсуждение проекту муниципального правового акта, в том числе посредством официального сайта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений, в том числе посредством их размещения на официальном сайте.
Уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования может быть установлено, что для размещения материалов и информации, указанных в абзаце первом настоящей части, обеспечения возможности представления жителями муниципального образования своих замечаний и предложений по проекту муниципального правового акта, а также для участия жителей муниципального образования в публичных слушаниях с соблюдением требований об обязательном использовании для таких целей официального сайта может использоваться федеральная государственная информационная система «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», порядок использования которой для целей настоящей статьи устанавливается Правительством Российской Федерации.
(часть 4 в ред. Федерального закона от 01.07.2021 N 289-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. По проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросам изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки проводятся публичные слушания или общественные обсуждения в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
(часть 5 в ред. Федерального закона от 01.07.2021 N 289-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. В поселении, в котором полномочия представительного органа муниципального образования осуществляются сходом граждан, публичные слушания и общественные обсуждения могут не проводиться по проектам муниципальных правовых актов и вопросам, решения по которым принимаются сходом граждан.