Органы, рассматривающие экономические споры. Особенности рассмотрения споров с иностранным элементом.
Возникающие споры между участниками гражданских правоотношений могут быть урегулированы в судебном и в несудебном (путем компромиссного обсуждения) порядке.
Судебная система – совокупность всех судов РФ. В нее входят две категории судов:
Общей юрисдикции ( + военные суда)
Специальные суды – конституционные и арбитражные
Конституционные, уставные суды – решают вопросы соответствия закона нормативно-правовым актам, конституции РФ,
Правосудие в сфере предпринимательской деятельности осуществляется арбитражными судами. Они осущ.свою деятельность на основе ФКЗ «Об арбитражных судах РФ». Порядок рассмотрения споров регламентирован арбитражным процессуальным кодексом.
Арбитражный суд – орган, рассматривающий споры в сфере экономики и предпринимательства.
Система арбитражных судов:
Высший Арбитражный суд РФ (ВАС) – высший орган по рассмотрению экономических споров, определяет категорию дел, осуществляет надзор (пересматривает дела в порядке надзора) и дает разъяснения по вопросам судебной практики, рассматривает споры между субъектами РФ.
Федеральные арбитражные суда округов (10 штук) – рассматривают кассационные жалобы по решениям, вступившим в законную силу, а так же на акты судов апелляционной инстанции (в теч.2 месяцев после решения суда)
Арбитражные апелляционные суды (20 штук) – рассматривают жалобы на решения, не вступившие в законную силу.
Арбитражные суды субъектов РФ – рассматривают дела в первой инстанции, подведомственные арбитражным судам.
Третейские суды – суд, избранный сторонами для разрешения спора между ними. Это особый правовой институт, не является органом судебной власти, не относится к судебной системе. Осуществляет рассмотрение споров, возникающих в процессе предпринимательской деятельности, во внутренних правоотношениях, вытекающих только из гражданских правоотношений – может рассматривать не все виды споров (не налоговые, не административные – только гражданские). По соглашению сторон любой спор (из гражданских правоотношений) может быть передан на рассмотрение третейского суда. В РФ могут образовываться:
Эд хок – суды для рассмотрение какого-то одного конкретного спора (пример, спор о банковской операции)
постоянно действующие суды — часто создаются при Торгово-промышленной палате, ассоциациях, финансово-промышленных группах, биржах, союзах предпринимателей; не являются юридическим лицом, хотя могут существовать в виде автономной некоммерческой организации. ЮЛ, создающее постоянно действующий ТС, обязано проинформировать арбитражные суды субъекта РФ, на территории которого расположен постоянно действующий ТС.
Спор может быть рассмотрен третейским судом только при наличии письменного соглашения всех сторон спора – третейского соглашения. Спорящие стороны сами выбирают арбитров. Решение третейского суда выполняется добровольно. В случае неисполнения ответчиком решения третейского суда добровольно, принудительный лист на его исполнение выдается арбитражным судом субъекта.
Высшие третейские суды надо отличать от третейских судов, рассматривающих споры с иностранным элементом. Они регулируются законом «О международном коммерческом арбитраже». В Москве 2 международных третейских суда: При торгово-промышленной палате и МКАС (Московский коммерческий арбитражный суд).
Международный экономический арбитраж – третейские суды, рассматривающие внешне-экономические споры.
Существуют следующие международные экономические арбитражи:
Лондонский международный третейский суд
Международный арбитражный суд международной торговой палаты в Париже
Арбитражный институт торговой палаты в Стокгольме
Международный коммерческий арбитражный суд при торгово-промышленной палате РФ
Статья 126. Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом.
Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции и арбитражным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом и осуществляющим судебную власть посредством гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства. Верховный Суд Российской Федерации осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
Высший арбитражный суд Российской Федерации
Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражных судов в РФ устанавливаются Конституцией РФ, федеральным конституционным законом о судебной системе, Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российской Федерации» от 28 апреля 1995 года и другими федеральными конституционными законами.
Судьи Высшего арбитражного суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению президента РФ.
Высший арбитражный суд РФ действует в составе пленума ВАС; президиума ВАС; судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений; судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.
Главным в деятельности Высшего арбитражного суда РФ является обеспечение единообразного толкования и применения всеми арбитражными судами законодательства, регулирующего экономические отношения. Эта задача решается путем обобщения судебной практики и разъяснений пленумом или президиумом ВАС.
В состав пленума ВАС входят председатель и его заместители, а также судьи. В заседаниях пленума могут принимать участие представители других ветвей судебной власти, законодательной и исполнительной властей, научных учреждений и граждане. Пленум решает вопросы о выступлении с законодательной инициативой, об обращении в Конституционный суд РФ с запросами о проверке конституционности законов, нормативных правовых актов и договоров, утверждает регламент арбитражных судов.
Президиум ВАС РФ рассматривает в порядке надзора дела по проверке вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов; рассматривает отдельные вопросы судебной практики и о результатах рассмотрения информирует арбитражные суды.
Порядок работы президиума ВАС определяется Арбитражным процессуальным кодексом РФ.
Председатель ВАС является судьей и осуществляет процессуальные полномочия, установленные Арбитражным процессуальным кодексом РФ.
Он организует деятельность ВАС и системы арбитражных судов в РФ; представляет ВАС в отношениях с государственными, общественными и иными органами; осуществляет другие полномочия, предоставленные ему Федеральным конституционным законом.
Судебные коллегии ВАС рассматривают дела в первой инстанции, изучают и обобщают судебную практику, разрабатывают предложения по совершенствованию законов и нормативных правовых актов, осуществляют иные полномочия в соответствии с регламентом.
На Высший арбитражный суд РФ закон возлагает организационное обеспечение деятельности арбитражных судов, подбор и подготовка кандидатов в судьи, работа по повышению квалификации судей и работников аппаратов арбитражных судов, финансирование арбитражных судов.
При ВАС действует Совет председателей арбитражных судов, являющийся совещательным органом, рассматривающим вопросы организационной, кадровой и финансовой деятельности. Для подготовки научно обоснованных рекомендаций по вопросам, связанным с формулированием практики исполнения законов и иных нормативных актов и разработкой предложений по их совершенствованию, при ВАС действует Научно-консультативный совет. В его составе образованы секции: процессуального законодательства, административно-правовая, гражданско-правовая и международного частного права.
Арбитражное право
Арбитражное право – это определенная система установленных юридических норм, которая позволяет должным образом регулировать всю государственную деятельность суда, а также всех заинтересованных субъектов, которые существуют на территории Российской Федерации.
Важно, что данная деятельность связана с проведением правосудия по тем делам, которые отнесены к системе арбитражного суда.
Арбитражные суды по отношению к судам общей юрисдикции являются специальными, так как осуществляют правосудие путем рассмотрения и разрешения экономических споров, возникающих между организациями (юридическими лицами) и гражданами-предпринимателями, руководствуясь при этом арбитражно-процессуальными нормами права.
Что входит в арбитражное право
Арбитражно-процессуальное право это система юридических норм, регулирующих деятельность суда и других заинтересованных субъектов, связанную с осуществлением правосудия по делам, отнесенным к их ведению, а именно арбитражные споры.
При рассмотрении споров учитываются:
- международнае отношения по договорам внешнеэкономической деятельности;
- Конституции РФ (глава 7);
- ФКЗ о судебной системе;
- ФКЗ об арбитраже;
- о международном коммерческом арбитраже.
На что дает ответы:
- что разрешается в процессе;
- кто может являться участником;
- каким способо осуществляется доказывание;
- как различные инстанций принимают решения;
- каковы полномочия и обязанности участников спора (например, предоставлять копии документов по иску всем заинтересованным лицам или устанавливать относимость и допустимость доказательств);
- существует ли возможность мирно урегулировать конфликт предпринимателей;
- возможно ли оспаривать судебные акты и как это сделать.
Таким образом, предмет арбитражного процессуального права представляет собой в большей степени неюридическое, объективное понятие, поскольку лежит вне плоскости права, как совокупность системы действий и отношений, складывающихся в связи с осуществлением этой деятельности.
Принципы арбитражного права
В принципах арбитражного процессуального права (далее АПП) концентрируются взгляды законодателя на характер и содержание современного судопроизводства по рассмотрению и разрешению арбитражными судами экономических и иных подведомственных им споров.
Правовой продход всегда находит конкретное закрепление в нормах права. Принципы АПП выражаются как в отдельных нормах наиболее общего содержания, так и в целом ряде норм, где есть гарантия реализации на практике общих предписаний. Без таких норм принципы превращаются в призывы, лозунги. Поскольку принципы АПП осуществляются в судебном производстве, постольку они являются не только принципами права, но одновременно и подходами арбитражной судебной деятельности.
Анализ действующего законодательства, а именно Конституции РФ, Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в РФ», АПК РФ и других, позволяет утверждать, что для определения системы принципов арбитражного процесса можно применить общепринятую классификацию принципов. Основанием такой классификации принято считать предмет регулирования.
По этому основанию все принципы, действующие в судебном процессе, можно разделить на две группы:
- организационно-функциональные принципы — определяющие устройство и функционирование арбитражных судов;
- функциональные — определяющие деятельность суда и его участников при рассмотрении и разрешении дел.
Особое место среди принципов АПП занимает общеправовой (межотраслевой) принцип законности, характерный для любой отрасли права. В АПП этот принцип имеет свою специфику нормативного закрепления, содержание и систему гарантий его осуществления.
Примеры принципов
- Назначаемости судей. Судьи арбитражных судов назначаются и их полномочия не ограничиваются каким-либо сроком. Совет Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента назначает на должность заместителей ВС РФ и других судей. Все судьи экономических судов субъектов Российский Федерации назначаются Президентом, однако в любом случае должно быть получено согласие соответствующей квалификационной коллегии судей.
- Сочетания единоличного и коллегиального состава арбитражного суда при рассмотрении дела. Однако надо учитывать, что по решению председателя соответствующего арбитражного суда любое дело в арбитражном суде первой инстанции может быть рассмотрено коллегиально. Все дела апелляционной, кассационной и надзорной инстанций рассматриваются только коллегиальным составом арбитражного суда. Вопросы, возникающие при рассмотрении и разрешении дела арбитражным судом в коллегиальном составе, разрешаются судьями большинством голосов.
- Независимости судей арбитражных судов является одним из ключевых. В ч. 1 ст. 5 АПК РФ записано, что при осуществлении правосудия судьи арбитражного суда подчиняются только Конституции и федеральным законам. Независимость судей и подчинение их только закону при осуществлении правосудия — два органически взаимосвязанных положения. С одной стороны, независимость судей — не самоцель, а средство, непременное условие для правильного применения и вынесения судебных постановлений. Она означает, что судьи при рассмотрении и разрешении спора никому, кроме закона, подчиняться не должны. осуществлять какое-либо воздействие на судей и вмешательство в их деятельность. Нарушение влечет за собой установленную ответственность (ч. 1 ст. 5 АПК РФ).
Процессуальный порядок
Процессуальный порядок осуществления судебной власти арбитражными судами определяется АПК РФ и другими федеральными законами, который происходит по правилам арбитражного судопроизводства.
Арбитражные суды как орган правосудия
Согласно ст. 4 ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» арбитражные суды осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции.
Разрешение экономических споров и рассмотрение иных дел происходят по процессуальным правилам, установленным законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах: АПК РФ, ФЗ от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»), ФЗ от 24 июля 2002 г. № 96-ФЗ «О введении в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» и др.
Из сказанного следует вывод о существовании производства рассмотрения и разрешения дела в арбитражном суде, в рамках которого реализуются предусмотренные в Конституции гражданское и административное судопроизводство.
Задачи арбитражных судов
Основными задачами судов при рассмотрении споров являются защита нарушенных или оспариваемых прав и интересов организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Защита нарушенных или оспариваемых прав и интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
- Этим она отличается от задач гражданского судопроизводства, определяемых как правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений (ст. 2 ГПК РФ). То, что в ст. 2 АПК РФ является задачей судопроизводства, в ст. 2 ГПК РФ определяется как цель гражданского судопроизводства.
Обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
- Эта задача тесно связана со ст. 46 Конституции, гарантирующей каждому судебную защиту прав и свобод (ч. 1), предоставляющей каждому право обжаловать в суд решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.
Справедливое публичное разбирательство в установленный срок независимым и беспристрастным судом.
- Справедливое разбирательство основано на принципах независимости судей арбитражей, на гласности разбирательства. Она обеспечивается также правом лиц, участвующих в деле, заявлять отводы судье, арбитражному заседателю, помощнику, секретарю заседания, эксперту, переводчику. Основания для отвода предусмотрены ст. ст. 21 — 23 АПК.
- Публичное разбирательство означает рассмотрение дела в открытом заседании в присутствии посторонних лиц, не имеющих отношения к делу. Актуальное значение имеет рассмотрение дела в установленный АПК срок. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 127 АПК вопрос о принятии искового заявления решается судьей единолично в пятидневный срок со дня поступления искового заявления в арбитражный суд. Дело должно быть рассмотрено арбитражным судом первой инстанции и решение принято в срок, не превышающий месяца со дня вынесения определения о назначении дела к разбирательству, если АПК не установлен иной срок. Разбирательство дела в установленный законом срок является одним из условий честного разбирательства.
- Независимость судей при осуществлении правосудия как условие справедливого разбирательства гарантируется Конституцией и другими федеральными законами, в том числе Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации».
Укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
- Законность означает, с одной стороны, соответствие норм федеральных законов Конституции и предписаний подзаконных нормативных актов положениям федеральных законов.
Формировании уважительного отношения к закону и суду.
- Условиями формирования уважительного отношения к закону и суду являются объективное публичное разбирательство дел в установленные сроки в строгом соответствии с нормами процессуального и материального права.
- Рассмотрение и разрешение экономических споров арбитражными судами происходят в порядке, установленном нормами законодательства, регулирующего порядок судопроизводства в арбитражных судах, или арбитражного процесса. Другими словами, это есть установленная законом форма деятельности арбитражных судов, направленная на защиту оспариваемого или нарушенного права организаций и граждан-предпринимателей.
Арбитражный процесс
Предметом регулирования норм АПП, таким образом, является сам арбитражный процесс. Вопрос об отраслевой принадлежности правовых норм, регулирующих арбитражный процесс, в юридической литературе является дискуссионным.
Если судопроизводство ведут по правилам искового производства, можно выделить следующие стадии:
- предъявление иска и возбуждение производства по делу,
- подготовка к разбирательству,
- судебное разбирательство в первой инстанции,
- последовательный пересмотр спора в вышестоящих судах,
- пересмотр по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, исполнение постановлений и решений.
По мнению одних авторов, арбитражный процесс является подотраслью гражданского процессуального права. Однако эта точка зрения не получила в науке широкой поддержки. Подавляющее большинство авторов считают арбитражное процессуальное право самостоятельной отраслью законотворчества.
Институты и система
АПП имеет свои институты, свою систему, состоящую из общей и особенной частей. В них закреплены и отражены особенности арбитражного процесса, характерные для данной отрасли права. Нормы, регулирующие и не регулируют отношения, возникающие в связи с правоприменительной деятельностью судов общей юрисдикции, а нормы, регулирующие деятельность судов общей юрисдикции, не распространяются на арбитраж.
Арбитражно-процессуальная форма (АПФ)
Форма, в которой происходит деятельность по защите права, именуется процессуальной формой. Процессуальная форма выступает в качестве механизма достижения законности в правоприменительной деятельности арбитражных судов.
- законодательной урегулированностью;
- императивностью правовых норм;
- обязательностью участия в качестве одного из субъектов арбитражного суда;
- предопределенностью процессуальных действий нормами права;
- правовым характером действий.
Понятие арбитражного процесса в теории и в практике отождествляется с понятием судопроизводства. Как уже было отмечено, это есть установленная нормами арбитражного процессуального права форма деятельности арбитражного суда по рассмотрению и разрешению конкретного дела. Таким образом, здесь речь идет о судопроизводстве в арбитражных судах.
Методы арбитражного права
Необходимо понимать, что для АПП определены некоторые методы, которые позволяют системе активно развиваться и быть примененной в необходимых ситуациях. Такие ситуации могут быть урегулированы не только частным, но и государственным правом при поддержке общественных отношений.
Для методов арбитражного права характерны определенные императивные начала, которые способны проявится в следующих позициях:
- Установленные процессуальные нормы, способные обеспечивать главенствующие положения российского арбитражного суда в виде органа системы судебной власти.
- В качестве юридических фактов, которые являются основой арбитражного права на территории Российской Федерации. Кроме того, именно на этом этапе сформированы правильные процессуальные действия.
- Арбитражное право обеспечивает судебным организациям надлежащий уровень контроля, например, при помощи решения Арбитражногооргана.
- Современно судопроизводство, прежде всего, основывается на процессуальном порядке при помощи осуществляемого правосудия.
Существуют также и диспозитивные начала установленного метода арбитражного процессуального права, как и императивные методы, они основываются на следующих позициях:
- Равенство всех сторон – участников того самого арбитражного процесса. Речь здесь также идет о правах и интересах, которые предоставлены с целью своей непосредственной защиты.
- Свобода использования прав. Это происходит в результате осуществления или не осуществления возникших и имеющихся процессуальных прав.
- Система гарантий установленных прав. Такая система существует при помощи субъектов арбитражного процесса с обязательной защитой интересов истца.
Источники арбитражного процессуального права
Источниками АПП являются те формы, в которых внешне закрепляются и функционируют соответствующие правовые нормы.
Одним из подтверждений существования самостоятельной отрасли права, как правило, является наличие системы нормативных кодифицированных актов, регулирующих однородные общественные отношения. Этому условию полностью отвечает АПП, нормы которого облечены в форму системы федеральных законов.
В ч. 1 ст. 13 АПК РФ приведен перечень нормативных правовых актов, на основании которых арбитражный суд рассматривает дела.
При этом законодатель в данном перечне использует, по существу, две классификации, известные в правовой науке. Здесь представлена,
- во-первых, классификация закона по юридической силе (основная классификация): нормативные правовые акты расположены в порядке убывания юридической силы;
- во-вторых, они сгруппированы по уровням их принятия: международный, федеральный, региональный, местный.
Наряду с отмеченными классификациями нормативных актов в правовой науке и практике используется и классификация по такому основанию, как характер этих норм. Здесь можно выделить две группы: акты процессуального и материального законодательства. Арбитражные суды при рассмотрении дел применяют и те и другие акты.
Стоит признать, что данная классификация в известной мере носит условный характер.
Так, встречаются акты, применяемые арбитражными судами, которые носят смешанный характер, включающие в себя одновременно и процессуальные, и материальные правовые нормы. К таким актам можно отнести, например, ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», регламентирующий как материальные, так и процессуальные отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством).
Перечень источников
Конституция Российской Федерации (Основной Закон)
В которой закреплен ряд принципиальных положений, имеющих основополагающее значение для арбитражного процесса. Конституция определяет, кем осуществляется правосудие, в том числе определено, что экономическое правосудие осуществляется арбитражными органами; порядок образования органов, осуществляющих судебную власть, их положение в системе властных государственных органов РФ; основные подходы правосудия (ст. 19, 20, 47, 50, 51, 118, 123, 128). Конституция гарантирует судебную защиту прав и свобод и возможность обжалования в суд решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (ст. 46).
Международные договоры РФ
Согласно ч. 3 ст. 3 АПК если международным договором установлены иные правила судопроизводства, чем те, которые предусмотрены законодательством, то применяются правила международного договора. Как указано в ч. 4 ст. 15 Конституции, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Федеральные конституционные законы и федеральные законы
Которые являются основными нормативными актами, регулирующими организацию, компетенцию и порядок деятельности арбитражных судов. К ним относятся федеральные конституционные законы «О судебной системе Российской Федерации» (закреплена система Российской Федерации, основное назначение и их задачи) «Об арбитражных судах в Российской Федерации» (закреплена система арбитражных судов в Российской Федерации, основные принципы их деятельности, полномочия и порядок образования и деятельность арбитражных огранов различного уровня, организационное обеспечение деятельности арбитражных судов, обязательность судебных актов арбитражных судов).
Кодифицированные акты — кодексы
Которые в целом можно охарактеризовать как системообразующие акты в соответствующих отраслях законодательства. К таким актам, в частности, относятся: ГК РФ, НК РФ, КоАП и др. Специфика этих актов состоит в том, что законодатель устанавливает приоритет норм, содержащихся в этих актах, над предписаниями других федеральных законов. При этом рассматриваемые акты по своей природе являются федеральными законами. Однако Конституция РФ формально не выделяет подобные акты (кодексы) среди прочих федеральных законов. Более того, в юридической литературе высказано мнение о том, что положения кодексов, в частности ч. 2 п. 2 ст. 3 ГК РФ, устанавливающие приоритет норм этих актов над нормами иных федеральных законов, не могут быть применены, как противоречащие положениям ст. 76 Конституции РФ.
Блок федеральных подзаконных актов
К ним относятся (в порядке убывания юридической силы): нормативные правовые акты Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти.
- Согласно ст. 90 Конституции Президент издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории и которые не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Необходимо обратить внимание на то, что в ч. 1 ст. 13 АПК РФ речь идет лишь о нормативных актах Президента. В то же время среди актов Президента (указов и распоряжений) можно выделить и акты ненормативного характера. Ненормативными являются в основном распоряжения, но такой характер может быть и у отдельных указов Президента.
- Правительство в соответствии со ст. 115 Конституции РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Эти акты издаются на основании и во исполнение Конституции, федеральных законов, нормативных указов Президента. Они обязательны к исполнению в Российской Федерации. Однако постановления и распоряжения Правительства в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента могут быть отменены Президентом РФ. Как и в случае с актами Президента, ч. 1 ст. 13 АПК РФ указывает на акты Правительства, которые имеют нормативный характер. Согласно ст. 23 ФКЗ 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений, в то же время акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений.
- Наряду с нормативными правовыми актами Президента и Правительства арбитражные суды рассматривают дела и на основании нормативных актов федеральных министерств и ведомств. Эти акты также следует отличать от соответствующих актов ненормативного характера. Например, это Приказ Федерального агентства по атомной энергии от 27 февраля 2008 г. N 104 «Об утверждении Порядка организации работы Федерального агентства по атомной энергии в делах о банкротстве и в процедурах банкротства стратегических предприятий и организаций», письмо Минфина РФ от 3 сентября 2008 г. N 08-04-14/2252 «О необходимости уплаты государственной пошлины публично-правовыми образованиями при обжаловании актов арбитражных судов» и другие акты.
Правовые позиции Конституционного Суда
Эти правовые позиции Конституционного Суда занимают особое место среди источников отечественногозаконодательства. При анализе правовых позиций Конституционного Суда РФ в юридической литературе справедливо указывается на то, что Конституционный орган осуществляет правотворческую деятельность особого рода, его правовые позиции обладают нормативной силой и являются преюдициальными для судов. В некоторых случаях отдельные акты Конституционного Суда РФ приравниваются, по существу, к нормативным правовым актам.
Постановления Президиума ВАС РФ по конкретным делам
Эти акты (например, акты по вопросам уступки требования) служат известным ориентиром для иной практики арбитражных судов. Другие арбитражные суды принимают судебные акты с учетом соответствующих постановлений Президиума ВАС РФ по аналогичным делам. Также участники экономических отношений сообразовывают поведение с указанными судебными актами. Формально нормативная сила рассматриваемых актов может быть подтверждена, в частности, содержанием ч. 1 ст. 16 АПК РФ (см. указанную статью и комментарий к ней), установившей правило об обязательности судебных актов, вступивших в законную силу.
Обычай делового оборота и применение правовых аналогий
Согласно ст. 5 ГК РФ обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Обычаи делового оборота не должны противоречить обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства. Таким образом, по своей правовой силе обычай вторичен по отношению к действующему законодательству.
Арбитражный суд применяет не только положения отечественного законодательства, но и в установленных случаях нормы иностранного закона. По смыслу ч. 5 ст. 13 АПК РФ применение норм иностранного права возможно в трех случаях. Во-первых, это допускается в соответствии с международным договором Российской Федерации. Во-вторых, в соответствии с федеральным законом. В-третьих, в соответствии с соглашением сторон, которое заключено на основании международного договора Российской Федерации и (или) федерального закона.
Акты Высшего Арбитражного Суда РФ, разъясняющими судебную практику по отдельным вопросам
Данные акты формально не названы в ст. 13 АПК РФ, поскольку отечественная доктрина обычно не относит эти акты к источникам права и называет их «дополнительным и вспомогательным элементом нормативно-правового регулирования». Указанный производный характер праворазъясняющих актов Высшего Арбитражного Суда по отношению к нормативным правовым актам усматривается и в содержании ч. 4 ст. 170 АПК РФ, определяющей содержание мотивировочной части решения арбитража. Если нормативные правовые акты, которыми руководствовался орган при принятии решения, должны быть обязательно указаны в отмеченной части решения арбитражного суда, то ссылки на постановления Пленума ВАС по вопросам практики могут содержаться (но могут и не содержаться) в данной части решения. Производный характер разъяснений ВАС по отношению к нормам закона видится и в том, что соответствующее разъяснение не может изменять или отменять нормы закона. При утрате законом своей силы соответствующее судебное разъяснение также фактически перестает применяться, пусть даже и без формальной отмены.