На какие объекты разрабатываются карточки тушения пожара
Перейти к содержимому

На какие объекты разрабатываются карточки тушения пожара

  • автор:

На какие объекты разрабатываются карточки тушения пожара

Разработка планов и карточек тушения пожара

(Требования разработки ПТП и КТП на 2020 год)

95. Общее руководство организацией работы по составлению, отработке и учету ПТП и КТП возлагается на начальников гарнизонов.

96. ПТП и КТП составляются на сельские населенные пункты, садоводческие, огороднические некоммерческие товарищества и иные организации, расположенные в границах гарнизона и соответствующие характеристикам, приведенным в приложении №8 к настоящему Положению.
(в ред. Приказа МЧС России от 28.02.2020 № 129)

97. ПТП и КТП, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, разрабатываются, хранятся и используются с соблюдением правил ведения секретного делопроизводства.

98. Решение по разработке ПТП (КТП) на организацию принимается начальником гарнизона по письменному согласованию с руководителем (собственником) организации.

В случае отсутствия письменного согласия руководителя (собственника) организации на разработку ПТП (КТП) все действия РТП, личного состава пожарной охраны и иных участников тушения пожара считаются правильными, если они выполнены в строгом соответствии с требованиями Боевого устава пожарной охраны, определяющего порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ [1] .
(абзац введен Приказом МЧС России от 28.02.2020 № 129)

99. В целях учета и планирования работы с ПТП и КТП в местном гарнизоне разрабатывается и своевременно корректируется Перечень сельских населенных пунктов, садоводческих, огороднических некоммерческих товариществ и иных организаций, на которые должны составляться планы тушения пожаров и карточки тушения пожаров (приложение № 9 к настоящему Положению) (далее — Перечень).
(в ред. Приказа МЧС России от 28.02.2020 № 129)

Перечень разрабатывается ежегодно, в IV квартале календарного года, органом местного самоуправления совместно с представителями местного гарнизона и утверждается главой органа местного самоуправления или его заместителем.

ПТП и КТП на организации, расположенные в районе выезда специальных подразделений ФПС, включаются в Перечень на основании информации, предоставляемой органами управления специальными подразделениями ФПС.

Выписка из Перечня направляется в подразделения местного гарнизона (в части, их касающейся) и хранится на ЦППС или ПСЧ.

Копия Перечня направляется в ГУ МЧС России.

100. На основании Перечня начальником подразделения гарнизона разрабатывается План-график составления и корректировки планов тушения пожаров и карточек тушения пожаров на сельские населенные пункты, садоводческие, огороднические некоммерческие товарищества и иные организации, расположенные в районе выезда подразделения гарнизона, на календарный год (приложение № 10 к настоящему Положению), в котором определяются сроки составления и ответственные лица от сельского населенного пункта, садоводческого, огороднического некоммерческого товарищества и иных организаций и гарнизона.
(в ред. Приказа МЧС России от 28.02.2020 № 129)

План-график утверждается начальником местного гарнизона.

101. ПТП составляются в трех экземплярах, утверждаются начальником гарнизона и собственником организации. Первый экземпляр хранится в подразделении гарнизона, в районе (подрайоне) выезда которого находится организация, второй экземпляр — в ЦППС местного гарнизона, третий экземпляр — у руководителя (собственника) организации.

102. КТП на организацию составляется в двух экземплярах, утверждается начальником подразделения гарнизона и собственником организации. Первый экземпляр КТП находится в подразделении гарнизона, в районе выезда которого находится организация, второй экземпляр — у руководителя (собственника) организации.

КТП на сельские населенные пункты составляются в двух экземплярах и утверждаются начальником подразделения гарнизона и главой администрации сельского населенного пункта. Первый экземпляр КТП находится в подразделении гарнизона, в районе выезда которого находится сельский населенный пункт, второй экземпляр — в администрации сельского населенного пункта.

103. ПТП и КТП, созданные в электронном виде, хранятся на переносных персональных электронно-вычислительных машинах, предназначенных для использования РТП и должностными лицами оперативных штабов на месте пожара (ЧС), резервные копии ПТП и КТП, созданных в электронном виде, хранятся на персональных электронно-вычислительных машинах ЦППС (ПСЧ).

104. ПТП корректируются один раз в два года, КТП корректируются не реже, чем один раз в три года.
(в ред. Приказа МЧС России от 28.02.2020 № 129)

ПТП и КТП также подлежат корректировке при изменении формы собственности, функционального назначения, объемно-планировочных решений, модернизации технологического процесса производства организации, изменении тактических возможностей подразделений гарнизона, а также и в иных случаях по решению начальника местного гарнизона. Внесение корректив осуществляется не позднее одного месяца с момента получения информации об изменениях.

При корректировке ПТП и КТП изменения вносятся и в ПТП и КТП, созданные в электронном виде.

105. После утверждения, ПТП и КТП доводятся до должностных лиц местного гарнизона, руководителей подразделений гарнизона и заинтересованных служб организации.

ПТП и КТП присваивается порядковый номер и они хранятся на ЦППС (ПСЧ) в соответствии со списком ПТП и КТП.

106. Отработка ПТП и КТП проводится с выездом в организацию (в населенный пункт) в соответствии с распорядком дня дежурного караула.
(в ред. Приказа МЧС России от 28.02.2020 № 129)

107. ПТП разрабатываются согласно приложению № 11 к настоящему Положению и включают в себя: титульный лист, содержание, основную часть и приложения.

ПТП оформляются на листах формата A4, приложения к ПТП, в том числе схемы, — на листах формата A4 — A1.

Основная часть должна включать в себя следующие разделы:

  • оперативно-тактическая характеристика организации;
  • прогноз развития пожара;
  • действия обслуживающего персонала (работников) организации до прибытия подразделений гарнизона;
  • организация работ по спасению людей;
  • расчет необходимых сил и средств для тушения пожаров и проведения АСР по двум наиболее сложным вариантам развития возможного пожара в организации;
  • организация тушения пожаров и проведения АСР подразделениями гарнизона;
  • организация взаимодействия подразделений гарнизона со службами жизнеобеспечения;
  • требования правил охраны труда;
  • учет использования ПТП.

108. КТП на организации разрабатываются согласно приложению № 12 к настоящему Положению и оформляются на листах формата A5 (A4). Графическая часть КТП должна быть наглядной.

КТП на сельские населенные пункты разрабатываются согласно приложению № 13 к настоящему Положению и оформляются на листах формата A5 (A4).

109. В целях учета работы с ПТП и КТП в подразделении гарнизона ведется Журнал учета работы с планами и карточками тушения пожаров, рекомендуемый образец которого приведен в приложении № 14 к настоящему Положению, который хранится на ПСЧ.

[1] Приказ МЧС России от 16 октября 2017 г. № 444 «Об утверждении Боевого устава подразделений пожарной охраны, определяющего порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 февраля 2018 г., регистрационный № 50100).
(сноска введена Приказом МЧС России от 28.02.2020 № 129)

Источник:
Приказ МЧС России от 25.10.2017 № 467
(в ред. Приказа МЧС России от 28.02.2020 № 129)
«Об утверждении Положения о пожарно-спасательных гарнизонах»
(Зарегистрировано в Минюсте России 09.02.2018 N 49998)

Разработка ПТП и КТП

95. Общее руководство организацией работы по составлению, отработке и учету ПТП и КТП возлагается на начальников гарнизонов.

96. ПТП и КТП составляются на сельские населенные пункты, садоводческие, огороднические некоммерческие товарищества и иные организации, расположенные в границах гарнизона и соответствующие характеристикам, приведенным в приложении N 8 к настоящему Положению.

97. ПТП и КТП, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, разрабатываются, хранятся и используются с соблюдением правил ведения секретного делопроизводства.

98. Решение по разработке ПТП (КТП) на организацию принимается начальником гарнизона по письменному согласованию с руководителем (собственником) организации.

В случае отсутствия письменного согласия руководителя (собственника) организации на разработку ПТП (КТП) все действия РТП, личного состава пожарной охраны и иных участников тушения пожара считаются правильными, если они выполнены в строгом соответствии с требованиями Боевого устава пожарной охраны, определяющего порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ <1>.

<1> Приказ МЧС России от 16 октября 2017 г. N 444 «Об утверждении Боевого устава подразделений пожарной охраны, определяющего порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 февраля 2018 г., регистрационный N 50100).

99. В целях учета и планирования работы с ПТП и КТП в местном гарнизоне разрабатывается и своевременно корректируется Перечень сельских населенных пунктов, садоводческих, огороднических некоммерческих товариществ и иных организаций, на которые должны составляться планы тушения пожаров и карточки тушения пожаров (приложение N 9 к настоящему Положению) (далее — Перечень).

Перечень разрабатывается ежегодно, в IV квартале календарного года, органом местного самоуправления совместно с представителями местного гарнизона и утверждается главой органа местного самоуправления или его заместителем.

ПТП и КТП на организации, расположенные в районе выезда специальных подразделений ФПС, включаются в Перечень на основании информации, предоставляемой органами управления специальными подразделениями ФПС.

Выписка из Перечня направляется в подразделения местного гарнизона (в части, их касающейся) и хранится на ЦППС или ПСЧ.

Копия Перечня направляется в ГУ МЧС России.

100. На основании Перечня начальником подразделения гарнизона разрабатывается План-график составления и корректировки планов тушения пожаров и карточек тушения пожаров на сельские населенные пункты, садоводческие, огороднические некоммерческие товарищества и иные организации, расположенные в районе выезда подразделения гарнизона, на календарный год (приложение N 10 к настоящему Положению), в котором определяются сроки составления и ответственные лица от сельского населенного пункта, садоводческого, огороднического некоммерческого товарищества и иных организаций и гарнизона.

План-график утверждается начальником местного гарнизона.

101. ПТП составляются в трех экземплярах, утверждаются начальником гарнизона и собственником организации. Первый экземпляр хранится в подразделении гарнизона, в районе (подрайоне) выезда которого находится организация, второй экземпляр — в ЦППС местного гарнизона, третий экземпляр — у руководителя (собственника) организации.

102. КТП на организацию составляется в двух экземплярах, утверждается начальником подразделения гарнизона и собственником организации. Первый экземпляр КТП находится в подразделении гарнизона, в районе выезда которого находится организация, второй экземпляр — у руководителя (собственника) организации.

КТП на сельские населенные пункты составляются в двух экземплярах и утверждаются начальником подразделения гарнизона и главой администрации сельского населенного пункта. Первый экземпляр КТП находится в подразделении гарнизона, в районе выезда которого находится сельский населенный пункт, второй экземпляр — в администрации сельского населенного пункта.

103. ПТП и КТП, созданные в электронном виде, хранятся на переносных персональных электронно-вычислительных машинах, предназначенных для использования РТП и должностными лицами оперативных штабов на месте пожара (ЧС), резервные копии ПТП и КТП, созданных в электронном виде, хранятся на персональных электронно-вычислительных машинах ЦППС (ПСЧ).

104. ПТП корректируются один раз в два года, КТП корректируются не реже, чем один раз в три года.

ПТП и КТП также подлежат корректировке при изменении формы собственности, функционального назначения, объемно-планировочных решений, модернизации технологического процесса производства организации, изменении тактических возможностей подразделений гарнизона, а также и в иных случаях по решению начальника местного гарнизона. Внесение корректив осуществляется не позднее одного месяца с момента получения информации об изменениях.

При корректировке ПТП и КТП изменения вносятся и в ПТП и КТП, созданные в электронном виде.

105. После утверждения, ПТП и КТП доводятся до должностных лиц местного гарнизона, руководителей подразделений гарнизона и заинтересованных служб организации.

ПТП и КТП присваивается порядковый номер и они хранятся на ЦППС (ПСЧ) в соответствии со списком ПТП и КТП.

106. Отработка ПТП и КТП проводится с выездом в организацию (в населенный пункт) в соответствии с распорядком дня дежурного караула.

107. ПТП разрабатываются согласно приложению N 11 к настоящему Положению и включают в себя: титульный лист, содержание, основную часть и приложения.

ПТП оформляются на листах формата A4, приложения к ПТП, в том числе схемы, — на листах формата A4 — A1.

Основная часть должна включать в себя следующие разделы:

оперативно-тактическая характеристика организации;

прогноз развития пожара;

действия обслуживающего персонала (работников) организации до прибытия подразделений гарнизона;

организация работ по спасению людей;

расчет необходимых сил и средств для тушения пожаров и проведения АСР по двум наиболее сложным вариантам развития возможного пожара в организации;

организация тушения пожаров и проведения АСР подразделениями гарнизона;

организация взаимодействия подразделений гарнизона со службами жизнеобеспечения;

требования правил охраны труда;

учет использования ПТП.

108. КТП на организации разрабатываются согласно приложению N 12 к настоящему Положению и оформляются на листах формата A5 (A4). Графическая часть КТП должна быть наглядной.

КТП на сельские населенные пункты разрабатываются согласно приложению N 13 к настоящему Положению и оформляются на листах формата A5 (A4).

109. В целях учета работы с ПТП и КТП в подразделении гарнизона ведется Журнал учета работы с планами и карточками тушения пожаров, рекомендуемый образец которого приведен в приложении N 14 к настоящему Положению, который хранится на ПСЧ.

4.2. Планы и карточки тушения пожаров

В целях повышения готовности подразделений пожарной охраны к тушению пожаров разрабатываются документы предварительного планирования действий подразделений пожарной охраны по тушению пожаров — планы тушения пожара (ПТП) и карточки тушения пожара (КТП).

Планы и карточки тушения пожаров являются важными оперативными документами, составляемыми заблаговременно. Они должны быть продуманными, конкретными, удобными в пользовании, полезными и способствующими организации тушения пожаров.

ПТП и КТП предназначены:

для определения руководителем (собственником) мер и порядка действий обслуживающего персонала (работников) при пожаре;

обеспечения РТП информацией об оперативно-тактической характеристике организации (объекта), предварительного прогнозирования возможной обстановки при пожаре, планирования основных (главных) действий подразделений пожарной охраны по тушению пожара;

повышения теоретической и практической подготовки личного состава (работников) подразделений пожарной охраны и органов их управления;

информационного обеспечения при исследовании (изучении) пожара.

4.2.1. Организация, порядок разработки и практической отработки ПТП и КТП

ПТП и КТП разрабатываются по согласованию с собственником имущества на действующие организации (объекты), их структурные подразделения, а также на подготовленные к сдаче в эксплуатацию организации (объекты).

ПТП и КТП разрабатываются на следующие типы объектов:

1. Организации (объекты организаций) нефтегазодобывающей

и нефтегазоперерабатывающей промышленности: нефтеперекачивающие станции общей вместимостью резерву-

арных парков 10 тыс. м 3 и более; газокомпрессорные станции; нефтегазоперерабатывающие заводы;

сооружения для добычи и подготовки нефти и газа на континентальном шельфе;

нефтебазы общей вместимостью резервуарных парков

20 тыс. м 3 и более; станции хранения газа;

объекты добычи и подготовки нефти и газа.

2. Организации (объекты организаций) химической и нефтехимической промышленности, а именно предприятия:

по производству синтетического каучука; химической продукции с применением взрывопожароопасных

веществ и материалов; шин и резинотехнических изделий;

по переработке и получению сжиженных углеводородных газов; по производству минеральных удобрений.

3. Организации (объекты организаций) электроэнергетической промышленности:

тепловые электростанции независимо от их мощности; гидроэлектростанции мощностью 20 МВт и выше; стационарные дизельные электростанции и газотурбинные ус-

тановки мощностью 10 МВт и выше; подстанции мощностью 500 КВт и выше;

районные станции теплоснабжения (промышленных котельных) суммарной тепловой мощностью более 300 Гкал;

резервуарных парков электростанций и станций теплоснабжения (районных котельных).

4. Организации (объекты организаций) машиностроительной, металлообрабатывающей и металлургической промышленности независимо от их производственной мощности.

5. Отдельно стоящие технологические установки и терминалы, где используется взрывопожароопасная технология производства.

6. Производственные корпуса промышленных предприятий и здания непроизводственного назначения в жилой застройке со сгораемым покрытием общей площадью 1200 м 2 и более.

7. Предприятия по хранению, переработке древесины и произ-

водству целлюлозы мощностью:

по распиловке древесины 50 тыс. м 3 в год и более; по производству целлюлозы и бумаги 100 тыс. т в год и более.

8. Организации транспорта:

автомобильного (автовокзалы, автокомбинаты и автопарки, трамвайно-троллейбусные парки, технические центры и станции технического обслуживания и ремонта технических средств), в тои числе многоярусные подземные автостоянки;

железнодорожного (станции метрополитенов и железнодорожные станции);

авиационного (аэропорты и аэровокзалы, авиационнотехнические базы);

водного (морские и речные порты, терминалы).

9. Лечебные учреждения на 150 и более койко-мест, лечебнопрофилактические, оздоровительные учреждения на 200 и более койко-мест, амбулаторно-поликлинические учреждения на 250 посетителей в смену, дома соцобеспечения на 200 и более человек.

10. Общественно-административные здания и сооружения: административно-управленческого и конторско-канцелярского

назначения с численностью 150 и более работающих; торговые центры, супермаркеты, универмаги, крытые рынки

с поэтажной площадью 1500 м 2 и более; гостиницы, общежития, мотели (кемпинги) от 150 койко-мест

и более; повышенной этажности (более девяти этажей);

11. Учебные и детские заведения:

общеобразовательные школы и школы-интернаты на 150 и более учащихся, учебные учреждения среднего и высшего образования;

детские сады (комбинаты) на 100 мест и более; летние спортивные и оздоровительные лагеря и детские дачи на

100 мест и более.

12. Культурно-зрелищные сооружения: киноконцертные залы, кинотеатры, цирки и театры;

музеи, картинные галереи, аппаратно-студийные комплексы телерадиокомпаний, выставочные залы, парки культуры и отдыха, зоопарки;

дворцы, дома культуры и другие зрелищно-развлекательные комплексы.

13. Спортивные комплексы и сооружения закрытого и открытого типа (стадионы, манежи, бассейны, ипподромы, велотреки и др.).

14. Организации (объекты) культурного наследия народов Российской Федерации;

15. Предприятия пищевой, перерабатывающей промышленности и рыбного хозяйства, предприятия торговли, склады и базы, независимо от назначения.

16. Сельскохозяйственные организации:

мелькомбинаты, комбикормовые заводы производительностью 300 т/сут и более;

мельницы производительностью 200 т/сут и более; элеваторы и хлебоприемные пункты емкостью 5000 т и более;

животноводческие комплексы с количеством крупного рогатого скота 2000 голов и более; свиней 12 000 голов и более; конюшни на 2000 голов и более; кошары на 15 000 голов овец и более; птицеводческие комплексы на 500 000 птиц и более.

17. Строящиеся крупные и уникальные объекты.

18. Жилые дома высотой более 70 м.

Данный перечень может корректироваться органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.

Если производственные характеристики организаций (объектов) не соответствуют производственным характеристикам организаций (объектов), на которые разрабатываются ПТП, или объем информационных данных меньше, чем предусмотрено для ПТП, то рекомендуется разработка КТП.

Разработка (корректировка) ПТП (КТП) осуществляется совместно с администрацией (собственником) организации (объекта) и подразделением пожарной охраны.

Администрацией (собственником) организации (объекта) назначаются сотрудники (работники), ответственные за своевременную разработку (корректировку) и введение в действие положений ПТП (КТП) при пожаре.

Организация и разработка (корректировка) ПТП (КТП) на организации (объекты) возлагается на подразделения пожарной охраны

и органы их управления, в районе выезда которых находятся данные организации (объекты).

Организация и разработка (корректировка) ПТП (КТП) на организации (объекты), критически важные для национальной безопасности страны, другие особо важные пожароопасные объекты, особо ценные объекты культурного наследия России возлагается на подразделения Федеральной противопожарной службы.

Общая организация и осуществление контроля за разработкой (корректировкой) ПТП (КТП), а также оказание методической помощи в их разработке (корректировке) возлагается на органы, специально уполномоченные решать задачи в области гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в субъектах Российской Федерации.

Разработка ПТП (КТП) также может осуществляться и на договорной основе иными организациями, имеющими аккредитацию

и лицензию на право деятельности в области обеспечения пожарной безопасности (оценки оперативно-тактической характеристики организации, расчета сил и средств, привлекаемых для тушения пожара, и т. д.).

Разработка (корректировка) ПТП (КТП) осуществляется на основании годового плана-графика разработки (внесения коррективов) ПТП (КТП). Он составляется подразделением пожарной охраны, утверждается руководителем органа управления пожарной охраны, согласовывается с администрацией (собственником) организаций (объектов), а также с органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Образец составления плана-графика разработки ПТП и КТП приведен в прил. 3.

ПТП и КТП, разработанные на особо важные и режимные организации, хранятся и применяются согласно установленному порядку по работе, хранению секретных документов и материалов. Степень секретности разработанных документов определяется режимной службой охраняемой (обслуживаемой) организацией (собственником).

Разработке ПТП (КТП) предшествуют следующие мероприятия: изучение (по согласованию с собственником имущества) и анализ оперативно-тактической характеристики организации (объекта), в том числе сбор сведений о ее (его) противопожарной защите; изучение нормативных и справочных материалов, в том числе отраслевых нормативных актов, по данной организации (объекту); прогноз вероятного места возникновения наиболее сложного пожара и возможных ситуаций его развития, а также масштабов

последствий; изучение аналитических материалов по произошедшим пожарам

в организации (объекте) и аналогичных организациях (объектах). ПТП и КТП разрабатываются на организации (объекты) в коли-

честве не менее двух экземпляров. Первый экземпляр хранится в пожарной части, в районе выезда которой находится организация (объект), второй экземпляр — в охраняемой (обслуживаемой) организации (объекте).

При разработке ПТП и КТП необходимо скорректировать их с планами ликвидации аварийных ситуаций организаций (объектов) для использования их при ликвидации пожаров (аварий).

ПТП и КТП подлежат изучению администрацией и работниками заинтересованных служб организации (объекта), привлекаемых служб и организаций, а также практической отработке личным составом (работниками) пожарной охраны и обслуживающим персоналом организации (объекта) при проведении занятий по пожарнотактической подготовке.

Разработка плана тушения пожара в 2023 году

Современные нормативы пожарной безопасности предъявляют повышенные требования к организации процесса ликвидации возгораний на объектах различного назначения. В качестве руководства при выполнении задач этого типа используется особый план, разрабатываемый ответственными лицами и специалистами МЧС.

Разработка плана тушения пожара

Назначение плана тушения

Возгорания внутри помещений являются потенциальной угрозой для жизни и здоровья людей, а также сохранности имущества. Ситуация заметно усугубляется, если чрезвычайная ситуация случается на нефтегазовом или промышленном предприятии, складе по хранению легковоспламеняющихся материалов, деревообрабатывающем производстве, АЗС и т. п. Минимизировать потери от пожара можно только благодаря хорошо организованным мероприятиям по ликвидации возгорания, эвакуации людей и спасению оборудования.

Успех спасательных операций напрямую зависит от слаженности взаимодействия ответственных руководителей, работников предприятия и аварийных команд. Выполнение этой задачи облегчается благодаря качественному плану пожаротушения. Большая роль в обеспечении безопасности объекта возлагается на профилактические мероприятия, направленные на точное определение потенциально возможных источников возгораний, установку сигнальных систем на основе датчиков дымы и огня, нанесение огнезащитных покрытий, прокладку эвакуационных маршрутов.

Планы тушения в обязательном порядке должны быть разработаны для все типов производственных объектов. Это требование регламентируется Законом № 69-ФЗ в отношении предприятий. По ходу согласования и разработки плана руководство должно тесно взаимодействовать с представителями Министерства по чрезвычайным ситуациям. В большинстве случаев подразделениями МЧС привлекаются к устранению возгораний.

Хорошо продуманный план тушения пожара позволяет:

  1. заранее приготовить необходимые технические средства, системы, приспособления и технику, предназначенную для ликвидации возгорания и организации эвакуационных мероприятий;
  2. точно определить потенциально опасные участки, где есть вероятность возникновения возгораний или задымлений;
  3. предварительно назначить круг лиц, ответственных за координацию усилий по устранению чрезвычайной ситуации и организацию вывода людей в безопасное место;
  4. качественно подготовить защищенные укрытия, где будет находиться персонал, посетители и оборудование объекта в ходе проведения спасательных операций;
  5. составить расписание взаимодействий специальных служб, подразделений предприятия и сторонних команд в случае появления пожаров.

Благодаря качественному плану пожаротушения достигается заметная экономия времени и ресурсов в ходе фиксации, локализации и ликвидации угроз. Это позволяет минимизировать ущерб для оборудования предприятия и его персонала при возгораниях различных категорий.

В каких случаях требуется разработка плана по тушению?

Статья 21 Закона № 69-ФЗ говорит об обязательном наличии планов пожаротушения на всех производственных объектах, независимо от их специализации. В большинстве случаев там уже имеются ведомственные постановления и инструкции МЧС, описывающие нюансы составления документа и требования к его содержанию.

Области деятельности, для которых наличие плана тушения является обязательным:

  • Добыча и переработка нефти, газа и других видов топлива. Сюда также входят системы по транспортировке горючего, накопительные резервуары, газокомпрессорные блоки, заводы, базы, хранилища, распределительные станции и т. д.
  • Оборудование (платформы), осуществляющее непосредственную добычу нефти и газа в шельфовых и других месторождениях.
  • Заводы по изготовлению продукции на основе нефти, газа, химических веществ и взрывопожароопасных веществ, автопокрышек и резинотехнических товаров, минеральных удобрений для сельскохозяйственной сферы.
  • Электроэнергетические предприятия, включая все типы электростанций, оборудования теплового снабжения, газотурбинные установки, подающие магистрали.
  • Машиностроительные, металлургические и металлообрабатывающие заводы и фабрики.
  • Оборудование, в составе которого имеются взрывоопасные узлы и системы.
  • Все объекты, расположенные на территории жилой застройки с площадью сгораемых покрытий более 1200 м 2 .
  • Лесоперерабатывающие производства, склады для хранения древесины и целлюлозы.
  • Транспортные объекты. К ним относятся автомобильные парки, стоянки, автотехнические центры, станции техобслуживания, вокзалы, аэропорты, терминалы и т. п.
  • Стационарные медицинские учреждения, в которых число коек превышает 150 шт. К данной категории также относятся все типы стационарных и амбулаторных заведений.
  • Здания административного и общественного назначения, внутри которых одновременно может находиться от 150 человек (с учетом персонала и посетителей). Речь идет о супермаркетах, торговых центрах, крытых рынках, магазинах, гостиницах и т. п.
  • Объекты для проведения культурно-массовых мероприятий (кинотеатры, театры, выставки, музеи, клубы, концертные залы, дома культуры и пр.).
  • Объекты спортивного назначения (стадионы, катки, крытые игровые площадки, теннисные корты, ледовые дворцы, бассейны и т. п.).
  • Учреждения общественного питания (рестораны, кафе, столовые, бары, пиццерии), объекты пищевой и перерабатывающей промышленности.
  • Сельскохозяйственные объекты, включая цеха по изготовлению и хранению комбикормов, животноводческие фермы, мельницы, зернохранилища, складские комплексы.

Строго говоря, каждое крупное предприятие нуждается в готовом плане пожаротушения, разработанном с учетом индивидуальных особенностей объекта, действующих требований к его эксплуатации, особенностей климата в данном регионе и других характеристик.

Нормативная база для создания документа

От правильности составления плана ликвидации пожара и корректности выбранного алгоритма напрямую зависит спасение людей и имущества, а также устранение всех последствий чрезвычайного происшествия.

Перечень нормативов, на которые следует ориентироваться при разработке плана:

  • Закон № 69-ФЗ. Содержит список требований по пожарной безопасности на промышленных и производственных объектах.
  • Закон № 123-ФЗ. Описывает, какие именно защитные системы и установки для тушения пожаров необходимо использовать в том или ином случае. Также в законе имеются указания относительно огнестойкости строительных материалов и конструкций.
  • Ведомственные постановления, в зависимости от направления деятельности предприятия, его специализации и индивидуальных особенностей.

При разработке плана особое внимание следует уделять соответствию шагов и действий, прописанных в нормативах. Огромное значение имеет фактическое положение вещей относительно пожарной безопасности здания. В тех случаях, когда план предполагает взаимодействие команды МЧС с внутренней пожарной службой, требуется проведение соответствующих мероприятий по ее организации, комплектации, обеспечению и обучению. Наличие заранее утвержденной документации значительно экономит время и силы для достижения положительного результата.

Документы, необходимые при составлении плана

В ходе работы над планом по тушению привлекаются следующие документы:

  • Схема территории, с обязательным указанием всех подъездных путей, построек, природных и искусственных препятствий.
  • Подробные планы каждого этажа объекта, с указанием всех помещений, коридоров, переходов, точек общего использования, эвакуационных маршрутов, лестниц.
  • Схема установки и работы систем, механизмов и оборудования, предназначенного для оповещения, эвакуации и ликвидации возгораний.
  • Порядок проведения эвакуационных действий, реализуемых параллельно с тушением пожара. В некоторых случаях пламя необходимо предварительно локализировать.
  • Все внутренние положения, правила и указания, помогающие повысить пожарную безопасность объекта.

Количество вспомогательной документации, используемой в ходе составления общего плана пожаротушения, напрямую зависит от сложности и масштабности объекта. В некоторых случаях разработчики составляют отдельные планы для каждого структурного подразделения, корпуса и здания, входящего в состав общего комплекса. Решения по этому поводу принимают ответственные специалисты.

Порядок разработки плана

В составе плана должна присутствовать текстовая и графическая часть. За его выполнение в случае возникновения чрезвычайной ситуации отвечает заранее назначенный руководитель. Все службы, подразделения и отдельные сотрудники должны неукоснительно выполнять его приказы: наличие одного командного источника помогает избежать паники в ходе ликвидационных и эвакуационных мероприятий.

Учет специфики объекта

Планы по тушению пожаров часто содержат информацию относительно оперативно-тактических характеристик здания, внутри которого будут проводиться спасательные операции.

Речь идет об описании таких параметров:

  • Общих характеристик объекта, таких как высота, количество этажей, площадь внутренних помещений, схема планировки каждого этажа.
  • Точек расположения средств противопожарной защиты, предназначенных для ликвидации возгораний (рукавов, огнетушителей, гидрантов, пожарных лестниц, ручных тушащих устройств и оборудования).
  • Мест, где организованы зоны безопасности для временного размещения эвакуированного персонала, посетителей и имущества.
  • Степень огнестойкости архитектурных конструкций и строительных материалов.
  • Расчетное количество сотрудников предприятия и посетителей, исходя из времени суток.
  • Схема расположения сигнальных и оповестительных систем.

Тексты с описанием параметров и характеристик дополняются графическими изображениями (ситуационными схемами, этажными планами, разрезами объекта, указаниями относительно расположения специальной техники, пожарных водопроводов, средств индивидуальной защиты).

Описание предполагаемых источников возгораний

Правильность расчета количества специальных материалов, средств, техники и персонала, необходимого для быстрой ликвидации возгораний, напрямую зависит от адекватности прогнозов относительно потенциальных источников появления пожаров и алгоритма распространения пламени. Предварительное рассмотрение всех возможных сценариев развития чрезвычайной ситуации помогает практично распределить людской и технический ресурс. При составлении прогнозов ориентируются на информацию относительно пожарных рисков, категорий и классов опасности, показатели огнестойкости архитектурных конструкций и строительных материалов.

Чтобы объективно определить эти параметры, специалисты моделируют пожароопасную ситуацию, рассчитывают скорость проведения эвакуационных действий, оценивают удельную пожарную нагрузку на различные участки объекта. Главным принципом такого прогнозирования является учет наиболее худших сценариев развития пожара. Такой подход позволяет создать защиту с хорошим запасом прочности.

Порядок координации действий с подразделениями МЧС

Даже если речь идет о небольшом возгорании, которое можно потушить усилиями внутренних служб, необходимо вызвать на место происшествия расчеты МЧС. Как правило, это осуществляется автоматически, посредством специальных систем.

Службы, с которыми необходимо взаимодействовать в случае возгорания на объекте:

  • Спасательные команды МЧС. Они получают тревожную информацию сразу же после срабатывания пожарной сигнализации.
  • Территориальные организации и службы, ответственные за жизнеобеспечение населения (коммунальные предприятия, обслуживающие компании и т. п.). Благодаря их привлечению удается подключить добавочные объемы воды, использовать дополнительные транспортные средства и т. п. Если пожар масштабный, к его тушению привлекаются пожарные команды соседних предприятий.
  • Муниципальные и районные органы власти. Они также несут ответственность за противопожарную ситуацию на вверенной им территории.

Взаимодействия с указанными структурами осуществляется на основании инструкций, прописанных в плане. Все эти дополнения должны заранее согласовываться с руководством МЧС и прочих структур.

Что должны делать ответственные лица и сотрудники

Для всех ответственных лиц и персонала, в обязанность которого входит участие в подавлении возгораний и реализации эвакуационных мероприятий, необходимо организовать соответствующее обучение. К проведению семинаров и курсов привлекаются специалисты МЧС.

Конкретные действия сотрудников в случае ЧП зависит от следующих факторов:

  • Зоны ответственности на предприятии. К примеру, начальник цеха должен организовать эвакуацию всего персонала с вверенного ему участка.
  • Привязка к складам и техническим помещениям, где находятся горюче-смазочные материалы. Здесь требуется создание эффективных ограждающих конструкций.
  • Конкретная стадия тушения возгорания. Нередко после подавления пламени на своем участке сотрудники перемещаются для оказания помощи соседним подразделениям.

Сложность алгоритма взаимодействий зависит от масштаба пожара и специфики данного объекта В любом случае, все ответственные лица и сотрудники, принимающие участие в тушении, должны действовать в рамках общей стратегии. Таким образом удается избежать дублирования отдельных функций, что повышает эффективность использования спецтехнику и человеческого ресурса.

Что включает в себя план тушения пожаров

Основные положения, входящие в состав плана пожаротушения:

  • перечень базовых свойств и характеристик обслуживаемого объекта, территории, отделения, помещения, эвакуационного маршрута и т. п.
  • указание предположительных сценариев развития пожаров, точек возможных воспламенений, специфики работы на конкретном объекте;
  • расчеты нагрузок от пожара в каждом помещении;
  • информация относительно системы водоснабжения и других средств пожаротушения, имеющихся внутри и снаружи здания;
  • порядок действий операторов спецтехники и членов дежурных команд по каждому варианту пожаротушения;
  • расчетные временные промежутки на реализацию всех мероприятий (локализация пламени, тушение, эвакуации людей, приезд пожарных расчетов);
  • указания и рекомендации для членов пожарных подразделений (внутренних и сторонних);
  • схематическое описание всех этажей и межэтажных конструкций здания;
  • порядок размещения пожарных машин, гидрантов и прочих источников подачи воды;
  • алгоритм взаимодействия ответственных лиц, персонала, пожарных расчетов.

Кроме этих пунктов, план тушения может содержать и другую информацию. Полный перечень всех указаний и схем определяется в ходе разработки документа: на это влияют характеристики объекта, технический и теоретический уровень спасательных подразделений, климатические факторы, прядок работы данного объекта и пр.

Состав плана тушения пожара

Если того требует ситуация, планы по тушению пожаров разрешается дополнять и корректировать. Такое часто бывает, когда изменяется функциональное назначения обслуживаемого здания: особенно это касается ситуаций, когда объект переоборудуется под промышленные цели или для размещения большого количества людей.

Стоимость разработке плана тушения в компании «НЭП»

Итоговая цена документа зависит от сложности объекта и объема изначальной информации. В этом аспекте выгоднее всего иметь дело с новостройками, когда клиент в состоянии предоставить информацию относительно характеристик использованных материалов. В первую очередь внимание обращается на такие показатели, как огнестойкость, жаропрочность, наличие в составе опасных летучих компонентов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *