Какие нормативные правовые акты регулируют отношения которые связаны с государственной службой
Перейти к содержимому

Какие нормативные правовые акты регулируют отношения которые связаны с государственной службой

  • автор:

Какие нормативные правовые акты регулируют отношения которые связаны с государственной службой

Статья 5. Законодательство Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации

1. Регулирование отношений, связанных с гражданской службой, осуществляется:

1) Конституцией Российской Федерации;

2) Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации»;

3) настоящим Федеральным законом;

4) другими федеральными законами, в том числе федеральными законами, регулирующими особенности прохождения гражданской службы;

5) указами Президента Российской Федерации;

6) постановлениями Правительства Российской Федерации;

7) нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;

8) конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

9) нормативными правовыми актами государственных органов.

10) нормативными правовыми актами органов публичной власти федеральных территорий.

(п. 10 введен Федеральным законом от 10.07.2023 N 287-ФЗ)

2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.

3. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом.

Какие нормативные правовые акты регулируют отношения которые связаны с государственной службой

Государственная служба тесно связана с главным политическим институтом — государством, а государственная (в том числе политическая) власть во многом осуществляется через государственную службу, которая реализует волю государства, выраженную в решениях соответствующих ветвей власти, оказывает определяющее воздействие на деятельность и поведение людей и социальных групп с помощью организационных, правовых и идеологических механизмов.

К основным элементам механизма относятся правовые нормы, правовые отношения, правовая ответственность, правовое сознание, юридические факты, акты применения права, а также акты реализации прав и обязанностей государственных служащих. Развитие нормативно-правовой базы государственной службы позволяет укрепить правовой статус государственных служащих, упорядочить прохождение ими службы, обеспечить приобретение необходимых знаний, умений и навыков, усилить стимулы к труду.

Создание нормативной правовой основы государственной службы — одно из основных направлений становления и совершенствования государственной службы РФ. Законодательство о государственной гражданской службе составляют нормативные правовые акты, регулирующие организацию гражданской службы РФ и правовое положение гражданских служащих.

Нормативное правовое регулирование государственной службы РФ осуществляется:

1) Конституцией Российской Федерации, которая закрепляет исходные для госслужбы основы: верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ; единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения между РФ и субъектами Федерации; приоритет прав и свобод человека и гражданина; обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина; равный доступ граждан к государственной службе;

2) Федеральным законом от 27 мая 2003 г. №58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», который в соответствии с Конституцией РФ определяет правовые и организационные основы системы государственной службы РФ, уровни и виды государственной службы, основные принципы ее построения и функционирования, в том числе взаимосвязь государственной и муниципальной службы;

3) Федеральным законом от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», который в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации» устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы РФ;

4) другими федеральными законами, в том числе федеральными законами, регулирующими особенности прохождения гражданской службы (в настоящее время проводится работа по созданию таких законов);

5) указами Президента Российской Федерации, в целях совершенствования нормативной правовой базы по вопросам реформирования государственной службы принято большое число проектов указов Президента РФ, направленных, в первую очередь, на реализацию Закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

6) постановлениями Правительства Российской Федерации.

7) нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти. Наряду с нормативными актами высших федеральных органов государственной власти в сфере государственной службы действуют ведомственные акты федеральных органов исполнительной власти, регулирующие общие вопросы государственной гражданской службы в пределах их компетенции;

8) конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

9) нормативными правовыми актами государственных органов (должностные регламенты и др.).

Новое законодательство о гражданской службе устанавливает приоритет законодательства о гражданской службе, относящейся по правовой природе к публичному (административному) праву, над законодательством о труде, регулирующим частное право. Трудовой кодекс и другие акты законодательства о труде применяются к государственно-служебным отношениям лишь в случаях, не урегулированных законодательством о госслужбе. Отныне гражданские служащие заключают не трудовой договор, а служебный контракт. Для тех из них, кто, поступая ранее на госслужбу, ставил подпись под трудовым договором, последний переоформляется в служебный контракт. Отметим, что проблема определения пределов регулирования служебно-государственных отношений законодательством о госслужбе и законодательством о труде является принципиально важной и пока еще окончательно не решенной.

Прохождение гражданской службы связано с рядом ограничений для госслужащих, а всякое ограничение прав личности допускается лишь по федеральному закону, о чем гласит ч. 3 ст. 55 Конституции РФ: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». Ограничения для госслужащих изложены в Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Правовая основа института государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации всесторонне развивается и ежегодно пополняется новыми нормативными правовыми актами субъектов РФ. В настоящее время процесс нормотворчества в сфере государственной гражданской службы в субъектах Российской Федерации не завершен, что обусловлено отсутствием некоторых федеральных нормативных правовых актов по вопросам государственной гражданской службы.

В правовом обеспечении современной государственной службы России имеются значительные пробелы. По-прежнему сохраняются отношения трудового найма между служащим и государственным органом. Требования к государственной службе как комплексному правовому институту находят отражения в целях, функциях, принципах, структуре государственной службы. Основной целью государственной службы как правового института является обеспечение выполнения законодательства страны, создание благоприятных правовых, организационных и социально-экономических условий для нормального функционирования государственного аппарата.

Становление государственной службы как правового института может завершиться тогда, когда будет в полной мере разработано специальное законодательство. Пока же законы принимаются в большинстве случаев по отдельным видам государственных органов (о судах, о прокуратуре, полиции и т.д.), в них предусматриваются статусы государственных служащих.

Подводя итог, отметим, что основной целью государственной службы как правового института является обеспечение выполнения законодательства страны, создание благоприятных правовых, организационных и социально-экономических условий для нормального функционирования государственного аппарата. Имеется в виду правовое регулирование не только внешних отношений со всеми институтами гражданского общества и государственными структурами, но и внутри аппаратных отношений. Государственная служба осуществляется в аппаратах органов представительной и судебной власти, в органах исполнительной власти, а также в иных государственных органах, реализующих от имени государства его цели и функции и отнесенных актами законодательства РФ и субъектов РФ к государственной службе. Понятием государственного органа в настоящее время государственная служба законодательно отграничивается от других видов деятельности в системе организации и функционирования государственной администрации, в сфере деятельности государственных учреждений, предприятий и объединений. Под государственным органом понимается образуемый в установленном законом порядке орган, наделенный конкретными полномочиями, необходимыми для осуществления соответствующих функций государственной власти.

Аналитический обзор нормативно-правовых актов, регулирующих организацию государственной службы и правовое положение государственных служащих

Шапаревич, В. А. Аналитический обзор нормативно-правовых актов, регулирующих организацию государственной службы и правовое положение государственных служащих / В. А. Шапаревич. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 47 (442). — С. 331-333. — URL: https://moluch.ru/archive/442/96653/ (дата обращения: 17.09.2023).

В статье автор делает акцент на аналитический обзор нормативно-правовой базы государственной службы.

Ключевые слова: государственная служба, анализ, нормативно-правовые акты.

Нормативно-правовая база государственной службы занимает особое место в государственной системе и играет важную роль в государственной службе, так как является важнейшим инструментом преобразований во власти, экономике, социальной сфере, в области национальной безопасности и представляет собой совокупность официальных документов, определяющих законодательное обоснование любой деятельности в данной сфере.

Под источниками законодательства о государственной службе следует рассматривать нормативные правовые акты, которые регулируют организацию государственной службы и правовое положение государственных служащих.

В настоящее время законодательство Российской Федерации о государственной службе включает в себя: Конституцию РФ, базовые федеральные законы «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27.05.2003 № 58-ФЗ и «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ, ряд указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти. В их состав входят конституции (уставы) субъектов РФ, их законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы государственной службы на уровне субъекта РФ.

— Конституция РФ юридически закрепила существование института государственной службы в Российской Федерации и следующие основные принципы ее организации:

  • верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории Российской Федерации (ч. 2 ст. 4);
  • единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами РФ (ч. 3 ст. 5);
  • приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие (ст. 18);
  • обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ст. 2);
  • разделение законодательной, исполнительной и судебной власти (ст. 10);
  • равный доступ граждан к государственной службе (ч. 4 ст. 32);
  • некоторые обязанности всех должностных лиц (ч. 2 ст. 24; ч. 3 ст. 41; ч. 2 ст. 46 и др.) [1].

Далее, рассмотрим ряд федеральных законов и Указ Президента, регламентирующих деятельность государственной службы:

— Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации».

Настоящим Федеральным законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяются правовые и организационные основы системы государственной службы Российской Федерации, в том числе системы управления государственной службой Российской Федерации.

Преамбула анализируемого Закона отражает его целевую установку — определение правовых и организационных основ системы государственной службы Российской Федерации. Данный Закон коррелирует со многими конституционными положениями, в первую очередь — с ч. 2 ст. 3 Основного закона Российской Федерации, согласно которой народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Правовое регулирование государственной службы осуществляется многими федеральными законами как общего, так и специального характера. Среди них данный Федеральный закон является базовым. Его можно рассматривать как отправную точку в последующем законодательном обеспечении института государственной службы Российской Федерации [5].

Преамбула Закона определяет в самом общем виде сферу его действия, в пределах которой устанавливаются правовые, организационные и финансово-экономические основы (т. е. соответствующие условия, возможности и ресурсы) успешного функционирования государственной гражданской службы Российской Федерации.

Федеральный Закон является системообразующим законом прямого действия, предмет его регулирования определен в ст. 2. Это, во-первых, отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением. Во-вторых, это отношения, связанные с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации.

Нормы Закона о государственной гражданской службе находят свое развитие и конкретизацию в региональных законах и иных нормативных актах о государственной гражданской службе субъектов Российской Федерации. При этом важно учитывать, что, принимая соответствующие законы и иные нормативные акты, субъекты РФ обязаны обеспечить законодательное воплощение и практическую реализацию норм комментируемого Закона, в частности, в отношении основных прав и обязанностей государственных гражданских служащих, ограничений и запретов, связанных с гражданской службой, и др.

— Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [2].

Данный закон закрепляет ключевые принципы и юридические основы борьбы с коррупционными проявлениями в российском государстве. Под противодействием коррупции закон подразумевает совокупность разного рода функций, которые реализуют государственные органы.

Характеризуя Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» следует подчеркнуть, что это в значительной мере не только нормативно-правовой, но и программный документ. Он определяет основные направления государственной деятельности в сфере борьбы с коррупцией, устанавливает сферу применения антикоррупционной политики (в первую очередь как сферу служебных отношений), фиксирует социальные ожидания в данном виде деятельности [4].

— Указ Президента РФ от 12 августа 2002 г. № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» [3].

Данный Указ был создан в целях повышения доверия общества к государственным институтам, обеспечения условий для добросовестного и эффективного исполнения федеральными государственными служащими и государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации должностных обязанностей, исключения злоупотреблений служебным положением на федеральной государственной службе и государственной гражданской службе субъектов Российской Федерации.

Таким образом, в систему российского законодательства о государственной службе входят федеральные нормативные правовые акты и законы, иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Они образуют единую иерархическую систему, в основу построения которой заложена юридическая сила юридических источников. Стоит отметить, что наряду с эффективной законодательной базой необходим конструктивный механизм реализации нормативно-правовых актов и согласованность действий всех государственных органов и общественных организаций. Это в значительной мере позволит повысить эффективность решения задач, поставленных перед государством на сегодняшний день.

Нормативно-правовое регулирование государственной и муниципальной службы

Нормативно-правовое регулирование государственной и муниципальной службы – это система нормативно-правовых актов, определяющих аспекты осуществления государственной и муниципальной службы на территории Российской Федерации, ее регионов и муниципальных образований.

Сущность государственной и муниципальной службы

Государственная и муниципальная служба представляет собой осуществление практической профессиональной деятельности по участию населения в реализации целей и функций государственного управления посредством обеспечения полномочий органов государственного и муниципального управления и их должностных лиц.

Государственная и муниципальная служба является практическим воплощением публичной власти, осуществляемой на территории федерации, ее регионов и муниципальных образований. Сложность и многогранность государственной и муниципальной службы, ее значимость для общества и самого существования государства предъявляет высочайшие требования к нормативно-правовому регулированию осуществления государственной и муниципальной службы.

Понятие государственной и муниципальной службы закрепляется федеральным законодательством.

В соответствии с федеральным законодательством государственная муниципальная служба представляет собой:

  • во-первых, профессиональную деятельность;
  • во-вторых, деятельность, направленную на обеспечение полномочий и функций государственного и муниципального управления.

Специфика нормативно-правового регулирования государственной службы

В системе нормативно-правового регулирования государственной службы можно выделить два уровня:

  • во-первых, федеральный уровень регулирования государственная служба;
  • во-вторых, региональный уровень регулирования государственной службы.

В состав нормативно-правовых актов, регулирующих государственную службу, включаются следующие документы:

  1. основной закон Российской Федерации в виде Конституции, а также федеральные конституционные законы и федеральные договоры относительно разграничения предметов ведения между федерацией и регионами;
  2. конституции регионов в форме республик;
  3. уставы регионов в форме автономных областей, краев, автономных округов, областей, городов федерального значения;
  4. федеральные законы автономных областей и округов;
  5. федеральные законы России;
  6. региональные законы;
  7. указы российского президента;
  8. постановления российского правительства;
  9. нормативно-правовые акты российского парламента;
  10. нормативно-правовые акты органов государственного управления регионального уровня, в число которых входят нормативно-правовые акты высших должностных лиц регионов, нормативно-правовые акты законодательных органов регионального государственного управления, нормативно-правовые акты исполнительных органов государственного регионального управления.

Регионам России федеральным законодательством даровано право на разработку собственного законодательства, регулирующего порядок несения государственной службы: региональное законодательство по вопросам государственной службы обеспечивает многообразие системы государственного управления при сохранении единства в части организации и правового статуса государственной службы.

Региональное законодательство о государственной службе призвано регулировать государственные служебные отношения на территории регионов, специфические вопросы института государственной службы.

Специфика нормативно-правового регулирования муниципальной службы

В системе нормативно-правового регулирования муниципальной службы можно выделить три уровня:

  • во-первых, федеральный уровень;
  • во-вторых, региональный уровень;
  • в-третьих, муниципальный уровень.

На федеральном уровне нормативно-правовые основы осуществления муниципальной службы составляют положения:

  1. российской Конституции, которые учреждают сам институт муниципальной службы,
  2. Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», регулирующего разнообразные аспекты осуществления муниципальной службы, начиная от ее понятия и заканчивая финансированием,
  3. федеральных законов, регулирующих специальные вопросы муниципальной службы,
  4. других нормативно-правовых актов федерального уровня, включающих в себя президентские указы и правительственные постановления в сфере муниципальной службы.

На уровне регионов нормативно-правовую основу осуществления муниципального управления составляют конституции или уставы регионов, законы регионального уровня, другие нормативно-правовые акты регионального уровня.

Региональные власти оказывают существенное влияние на нормативно-правовое регулирование муниципальной службы. Каждый субъект Российской Федерации принимает собственные законы, регулирующие порядок осуществления муниципальной службы в муниципальных образованиях, расположенных на территории региона. Нормотворчество в системе регионального регулирования муниципального управления отличается высокой динамичностью, регулированием широкого спектра вопросов, которые связаны с несением муниципальной службы, в частности, это вопрос формирования реестра муниципальных должностей, порядка денежного содержания муниципальных служащих и так далее.

Низший уровень нормативно-правового регулирования муниципального управления формирует муниципальные правовые акты. Они включают в свой состав:

  • уставы муниципальных образований;
  • решения сходов граждан;
  • другие муниципальные правовые акты.

На муниципальном правовом уровне нормативно-правовое регулирование муниципального управления и муниципальной службы ориентировано на регламентацию организационных аспектов муниципальной службы, развивающих федеральное и региональное законодательство.

Основная специфика нормативно-правового регулирования муниципальной службы на муниципальном уровне состоит в необходимости соответствия содержания муниципальных нормативно-правовых актов требованиям федерального и регионального законодательства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *