Как принять на работу гражданина узбекистана
Перейти к содержимому

Как принять на работу гражданина узбекистана

  • автор:

Порядок трудоустройства граждан Узбекистана и Таджикистана, привлекаемых к работе в России в порядке организованного набора

Памятка составлена на основании российского трудового законодательства.

Основу правового регулирования труда иностранных граждан составляют Трудовой кодекс РФ и Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 115-ФЗ).

Гражданин Узбекистана и Таджикистана, привлекаемый к работе в России в порядке организованного набора, является временно пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданином; он имеет право на гарантии и компенсации, предусмотренные Трудовым кодексом РФ (ТК РФ).

Лицо, которому может быть оказана помощь в организованном наборе с целью трудоустройства в России, должно соответствовать следующим требованиям:

  • быть гражданином Узбекистана или Таджикистана;
  • постоянно проживать (должно иметь постоянную прописку) на территории Узбекистана или Таджикистана;
  • такому лицу должно быть не менее 18 лет и не более 60 лет (для женщин) / 65 лет (для мужчин);
  • такое лицо должно выразить свое желание работать в России, направив соответствующее заявление в отправляющую организацию.

В целях трудоустройства в порядке организованного набора на территории Узбекистана и Таджикистана необходимо:

  1. обратиться в специализированную направляющую организацию Узбекистана и Таджикистана, заключить с ней договор о предоставлении услуг по трудоустройству в России;
  2. ознакомиться с проектом трудового договора, предоставленного потенциальным работодателем, а также условиями проживания и труда в России;
  3. пройти медицинское освидетельствование, в том числе на предмет наличия туберкулезных, психических, венерических заболеваний и наркотической зависимости;
  4. пройти краткосрочные курсы по изучению русского языка (при необходимости), традиций и законодательства России, по технике безопасности, профилактике религиозного экстремизма и терроризма, предупреждению распространения инфекций, передающихся половым путем, и ВИЧ-инфекции;
  5. застраховать жизнь и здоровье.

После въезда на территорию Российской Федерации гражданину Узбекистана и Таджикистана необходимо:

  1. получить и заполнить бланк миграционной карты с указанием цели визита в Российскую Федерацию «Работа». В миграционной карте должна стоять отметка территориального органа МВД России о выдаче ее данному лицу или отметка пограничного органа ФСБ России о въезде иностранного гражданина в РФ;
  2. оформить патент;
  3. оформить медицинский полис, за исключением случаев, когда работодатель сам заключает с медицинской организацией договор о предоставлении платных медицинских услуг работнику-мигранту;
  4. заключить трудовой договор с работодателем.

Важно! Запрещено принимать граждан Узбекистана и Таджикистана на:

  • должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом РФ;
  • работу членом экипажа военного корабля РФ или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации;
  • работу командиром гражданского воздушного судна РФ;
  • должность главного бухгалтера или другого лица, которое ведет бухучет в организации;
  • на объекты и в организации, перечень которых утвержден Постановлением Правительства РФ от 11.10.2002 № 755

Важно! Применение труда женщин запрещается:

  • на подземных работах (за исключением нефизических работ или работ по санитарному обслуживанию);
  • на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, указанных в Перечне производств, работ и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин, утв. Приказом Минтруда России от 18.07.2019 N 512н.

Важно! Гражданин Узбекистана и Таджикистана не вправе трудиться по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в патенте.

При приеме на работу гражданина Узбекистана и Таджикистана работодатель обязан:

1) заключить с ним трудовой договор;

2) внести запись о приеме на работу в трудовую книжку работника (если он не отказался от ее ведения в соответствии со статьей 66.1 ТК РФ), а также в сведения о его трудовой деятельности.

Если на основании заключенного трудового договора работодатель издает приказ о приеме на работу, то содержание такого приказа должно соответствовать условиям трудового договора.

Важно! Перед заключением трудового договора работодатель обязан ознакомить работника под подпись со всеми имеющимися локальными нормативными актами.

При приеме на работу гражданин Узбекистана и Таджикистана должен предъявить работодателю, в частности, следующие документы:

  1. паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
  2. трудовую книжку и (или) сведения о трудовой деятельности (статья 66.1 ТК РФ) (за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства);
  3. документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе в форме электронного документа. Исключением является первое поступление на работу лица, на которого не открыт индивидуальный лицевой счет;
  4. документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний – при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки;
  5. справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям – при поступлении на работу, к выполнению которой запрещено допускать лиц, имеющих или имевших судимость, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию;
  6. договор (полис) добровольного медицинского страхования, действующий на территории РФ, за исключением случаев, когда работодатель сам заключает с медицинской организацией договор о предоставлении платных медицинских услуг работникам-мигрантам;
  7. патент.

В некоторых случаях лицо, поступающее на работу, должно представить дополнительные документы.

Важно! Работодатель не вправе требовать от гражданина Узбекистана и Таджикистана документы, не предусмотренные каким-либо законом.

Трудовой договор с гражданином Узбекистана и Таджикистана, принимаемым на работу в порядке организованного набора, должен содержать следующие реквизиты и условия:

1) фамилия, имя, отчество работника;

2) наименование работодателя или фамилия, имя, отчество работодателя – физического лица;

3) сведения о представителе работодателя, подписавшем трудовой договор, и основание, в силу которого он наделен соответствующим полномочием;

4) идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) – для работодателей, за исключением работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями;

5) место и дата заключения договора;

6) место работы, а если работник принят в филиал, представительство или иное обособленное структурное подразделение организации, расположенное в другой местности, – место работы с указанием данного подразделения и его местонахождения;

7) трудовая функция, т.е. работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы;

8) дата начала работы, а при заключении срочного трудового договора также срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения такого договора;

Важно! По общему правилу между работником-иностранцем и работодателем заключается трудовой договор на неопределенный срок, а заключение срочного трудового договора допускается в случаях, закрепленных в ст. 59 ТК РФ.

9) условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты);

10) режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у работодателя);

11) гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на подобную работу, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте;

12) условия труда на рабочем месте;

13) условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы);

14) условие об обязательном социальном страховании работника;

15) сведения о патенте;

16) реквизиты договора (полиса) добровольного медицинского страхования (ДМС) либо заключенного работодателем с медицинской организацией договора о предоставлении работнику платных медицинских услуг.

Важно! Трудовой договор должен быть:

  • заключен в письменной форме;
  • подписан работником и работодателем;
  • оформлен в двух экземплярах – по одному для каждой из сторон.

Один экземпляр трудового договора передается работнику, другой хранится у работодателя.

Работодатель имеет право установить гражданину Узбекистана и Таджикистана, привлеченному к работе в порядке организованного набора, испытательный срок с целью оценки его деловых и профессиональных качеств.

Важно! Запрещено устанавливать испытательный срок следующим работникам:

  • беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до полутора лет;
  • лицам, впервые поступившим на работу по полученной специальности в течение 1 года со дня получения образования в среднем или высшем учебном заведении;
  • лицам, приглашенным на работу в порядке перевода от другого работодателя по согласованию между работодателями;
  • лицам, заключающим трудовой договор на срок до двух месяцев.

Срок испытания не может превышать:

  • шести месяцев – для руководителей организаций и их заместителей, главных бухгалтеров и их заместителей, руководителей филиалов, представительств или иных обособленных структурных подразделений организаций;
  • двух недель – для лиц, заключивших трудовой договор на срок от двух до шести месяцев;
  • трех месяцев – для остальных работников.

В срок испытания не засчитываются период временной нетрудоспособности работника и другие периоды, когда он фактически отсутствовал на работе.

Важно! У российского работодателя нет оснований для отказа в приеме на работу гражданина Узбекистана и Таджикистана, устраивающегося на работу в порядке организованного набора, за исключением случая непрохождения им предварительного медицинского осмотра (в том случае, когда он является обязательным).

Важно! Если отобранный кандидат из Узбекистана не был трудоустроен по вине работодателя, последний обязан оплатить его возвращение в Узбекистан.

Важно! У гражданина Узбекистана и Таджикистана​ есть два месяца для заключения трудового договора.

В случае если этого сделано не будет, патент может быть аннулирован. А это грозит узбекскому гражданину обязанностью выехать из России. Повторно получить патент в этом случае гражданин Узбекистана и Таджикистана сможет не ранее чем через один год со дня его аннулирования.

  • Главная
  • Электронный инспектор
  • Трудовой навигатор
  • Новости
  • Сообщить о проблеме
  • Предприятие информирует
  • Памятки
  • Статистика
  • Дежурный инспектор
  • Обсуждения
  • Банк документов
  • О проекте
  • Досудебное обжалование
  • Банк предприятий и организаций
  • Требования трудового законодательства
  • Карта сайта
  • Электронная приемная
  • Общественная оценка
  • Сервисы для граждан предпенсионного возраста
  • Урегулирование разногласий между работником и работодателем
  • Выдача средств индивидуальной защиты
  • Гарантии, льготы, компенсации работникам
  • Главная
  • Трудовой навигатор
  • Новости
  • Памятки
  • Вопросы и ответы
  • Обсуждения
  • Электронная приемная
  • Общественная оценка
  • Статистика
  • О проекте
  • Сообщить о проблеме
  • Электронный инспектор
  • Требования трудового законодательства
  • Досудебное обжалование
  • Банк документов
  • Сервисы для граждан предпенсионного возраста
  • Карта сайта
  • Предприятие информирует

Федеральная служба по труду и занятости
Все права на сайт защищены и охраняются
законодательством Российской Федерации

Федеральная служба
по труду и занятости
Все права на сайт защищены
и охраняются законодательством
Российской Федерации

«Довольный Гражданин»

  • vkontakte
  • telegram
  • Одноклассники

Войти через Госуслуги

Вы можете войти на сайт через личный кабинет на портале государственных услуг

Войти на сайт с логином и паролем

Пожаловаться на описание проблемы

РосТруд

  • Главная
  • Электронный инспектор
  • Трудовой навигатор
  • Сообщить о проблеме
  • Предприятие информирует
  • Памятки
  • Дежурный инспектор
  • Обсуждения
  • Банк документов
  • Досудебное обжалование
  • Банк предприятий и организаций
  • Требования трудового законодательства
  • Электронная приемная
  • Общественная оценка
  • Сервисы для граждан предпенсионного возраста
  • Урегулирование разногласий между работником и работодателем
  • Выдача средств индивидуальной защиты
  • Гарантии, льготы, компенсации работникам
  • Новости
  • Статистика
  • О проекте
  • Официальный сайт Роструда
  • Работа в России
  • Минтруд России
  • Госуслуги
  • Роспотребнадзор
  • Карта сайта

Правила использования сервисов и информации пользователями системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф»

Правила использования сервисов и информации пользователями (далее – Правила) системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф» (далее – Система) относятся ко всем без исключения электронным сервисам Системы, доступ к которым осуществляется через разделы и страницы Интернет-портала https://онлайнинспекция.рф (далее – Портал). Настоящие Правила регулируют поведение всех без исключения зарегистрированных в Системе пользователей и не зарегистрированных посетителей Портала.

1. Термины и понятия, используемые в настоящих Правилах

1.1 В настоящих Правилах используются следующие термины и понятия:

Система – система электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф».

Сервисы – основные и дополнительные инструменты, предлагаемые Пользователю для взаимодействия с органами власти.

Портал – информационный ресурс, созданный с целью взаимодействия граждан с Системой, находящийся в сети Интернет по адресу: https://онлайнинспекция.рф.

Администрация портала – должностные лица Федеральной службы по труду и занятости и представители исполнителя работ по государственному контракту на осуществление технического сопровождения Портала, осуществляющие оперативное управление Порталом.

Пользователь – лицо, зарегистрированное на Портале, которому предлагается использовать услуги и сервисы, предоставляемые Порталом.

Модератор – представитель Администрации портала, обрабатывающий сообщения пользователей.

Модерация – процесс обработки и анализа соответствия сообщения Пользователя положениям настоящих Правил использования сервисов и информации пользователями системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф» и Пользовательского соглашения.

2. Общие правила

2.1. Для доступа к публикации сообщений на Портале (обращения, обсуждения, комментарии, вопросы и использование любых других способов взаимодействия Пользователя с Системой), каждый Пользователь Портала обязан ознакомиться и согласиться с настоящими Правилами.

2.2. После ознакомления с текстами Правил пользования и Пользовательского соглашения, подтвердив согласие с ними на странице регистрации или отправки сообщения, каждый Пользователь указанными действиями заключает с Администрацией Портала соглашение о регулировании их взаимоотношений.

2.3. Администрация Портала обладает правом осуществлять модерацию через представителей Администрации Портала – модераторов.

2.4. Настоящие Правила могут быть изменены путем внесения изменений соответствующим приказом Федеральной службы по труду и занятости.

3. Регистрация пользователей

3.1. На Портале существует система регистрации пользователей. Только зарегистрированные пользователи имеют возможность интерактивного взаимодействия с сервисами Системы.

3.2. Для регистрации на Портале Пользователь указывает действующий адрес электронной почты – на него будут направляться уведомления о текущем статусе опубликованных сообщений (обращений), выбирает условное имя Пользователя («никнейм»).

3.3. При регистрации Пользователя Система запрашивает пароль к регистрируемому логину. Этот пароль должен быть известен только Пользователю и не должен сообщаться третьим лицам. Используемый пароль может быть изменён Пользователем в специальном разделе Портала – Профиле Пользователя.

3.4. При регистрации Пользователя Система инициирует процесс авторизации посредством отправки смс-сообщения с кодом активации на телефон Пользователя, указанный при регистрации. Полученный пароль необходимо ввести в специальное поле в открывшемся окне. Только после ввода пароля учётная запись активируется.

3.5. Для пользователей, имеющих учётную запись на Портале государственных услуг (https://www.gosuslugi.ru/), предоставлена возможность авторизации посредством логина и пароля от данной учётной записи.

4. Публикация обращений

4.1. Каждый зарегистрированный Пользователь может публиковать обращение.

4.2. Обращения публикуются в соответствии с предложенным классификатором категорий проблем.

4.3. Для создания обращения необходимо заполнить форму обращения. В форме обращения Пользователь должен указать свои настоящие данные.

4.4. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о себе, как о заявителе:

  • никнейм (в случае, если он не был указан ранее). Пользователь ознакомлен с тем, что в случае не указания никнейма при создании обращения на Портале, его фамилия и имя, заявленные при регистрации, будут отображаться на веб-странице с описанием его проблемы, а поэтому будут доступны неопределенному кругу лиц – пользователям Портала.
  • адрес проживания заявителя (опционально);
  • фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя;
  • номер мобильного телефона заявителя (в случае отсутствия мобильного телефона, необходимого при регистрации в Системе, заявитель вправе подать обращение напрямую на адрес электронной почты территориального органа Роструда. Перечень территориальных органов Роструда размещён на едином информационном портале Федеральной службы по труду и занятости в сети «Интернет» (https://rostrud.gov.ru/). В случае если Пользователь не был зарегистрирован ранее на Портале, на данный указанный номер телефона поступит код активации, который необходимо ввести в специальное поле в появившемся окне с целью активации учётной записи Пользователя и его обращения;
  • электронный адрес, на который будут поступать уведомления о ходе решения проблемы;
  • фотография (по желанию Пользователя).

Администрация Портала обеспечивает неразглашение третьим лицам всех введённых в процессе регистрации пользовательских данных, за исключением случаев, оговоренных Пользовательским соглашением.

4.5. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о месте работы:

  • регион, город и точный фактический адрес организации, сотрудником которой он является (-лся);
  • данные об организации: название, организационно-правовая форма, юридический адрес, данные о руководителе;
  • сведения о своей должности и периоде работы;
  • сведения о третьих лицах, упоминание которых требуется для полного описания проблемы.

4.6. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о своей проблеме:

  • описание ситуации;
  • фотоматериалы.

Пользователю следует иметь в виду, что сведения, заявленные в графе «Описание ситуации» отображаются на веб-странице с описанием проблемы Пользователя и будут доступны неопределенному кругу лиц – Пользователям портала. В данном поле запрещается упоминание персональных данных третьих лиц. В случае если заявитель нарушает данный пункт правил, за публикацию информации несёт ответственность сам Пользователь.

Фотоматериалы являются закрытой информацией по умолчанию и не размещаются в публичном доступе, за исключением тех категорий проблем, для которых в автоматических шаблонах обращений в явном виде указано, что материалы подлежат публикации в открытом доступе.

4.7. Перед отправкой заявления Пользователь соглашается с настоящими Правилами использования сервисов и информации пользователями Системы и Пользовательским соглашением, а также дает согласие на обработку своих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2008 № 152-Ф3 «О персональных данных» и Политикой обработки персональных данных. В случае несогласия с данными условиями каждый Пользователь вправе отказаться от использования ресурса и воспользоваться другими предложенными на официальных ресурсах ведомства видами связи.

4.8. На Портале применяется пре-модерация обращений, вопросов и тем обсуждений. Данные виды сообщений публикуются сразу после прохождения процедуры модерации, при условии, что они не нарушают настоящие Правила. Если данные виды сообщений нарушают настоящие Правила, они не допускаются к публикации, и модератором направляется письмо Пользователю с просьбой устранить нарушение.

4.9. На Портале применяется пост-модерация комментариев. Данный вид сообщений публикуется сразу после размещения пользователями и, если они нарушают настоящие Правила, удаляются, или модератором направляется письмо Пользователю с просьбой устранить нарушение.

4.10. Причины отказа в публикации сообщения или предложения внести коррективы:

  • игнорирование правил правописания и ненормативная лексика, сообщение написано не на государственном языке Российской Федерации или содержит большое количество орфографических и синтаксических ошибок, написан заглавными буквами, содержит ненормативную лексику, в том числе в завуалированной форме;
  • отсутствие логической связи между предложениями в обращении, которое не позволяет понять общий смысл описываемого случая;
  • экстремизм, дискриминация (во всех формах: расовая, этническая, возрастная, половая, религиозная, социальная и т.д.);
  • коммерческие цели и реклама – если, по мнению модератора, публикуемые сведения прямо или косвенно нацелены на извлечение прибыли;
  • недостаточность описания либо безосновательные обвинения – модератор оставляет за собой право отклонить случай, если сведения, указанные в нём, не позволяют сделать вывод об имеющемся правонарушении;
  • не проходят модерацию случаи, в которых нет конкретного указания на проблему, присутствуют вопросы риторического характера;
  • не проходят модерацию случаи, которые не соответствуют выбранной Пользователем категории;
  • не проходят модерацию сообщения, которые дублируют ранее опубликованные сообщения (текст сообщения полностью повторяет текст предыдущего сообщения, то есть не несёт новой информации);
  • не проходят модерацию сообщения, которые содержат персональные данные, в том числе третьих лиц.

4.11. Пользователь может ознакомиться с ответом по опубликованному обращению/вопросу в своем личном кабинете, предварительно пройдя авторизацию на Портале.

Пользовательское соглашение

1. Термины и понятия, используемые в настоящем соглашении

1.1. Основные понятия, используемые в настоящем Пользовательском соглашении, идентичны понятиям, используемым в Федеральном законе от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных».

1.2. В настоящем Пользовательском соглашении используются следующие термины и понятия:

Система – система электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф».

Сервисы – основные и дополнительные инструменты, предлагаемые Пользователю для взаимодействия с органами власти.

Портал – информационный ресурс, созданный с целью взаимодействия граждан с Системой, находящийся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://онлайнинспекция.рф.

Администрация портала – должностные лица Федеральной службы по труду и занятости и представители исполнителя работ по государственному контракту на осуществление технического сопровождения Портала, осуществляющие оперативное управление Порталом.

Пользователь – лицо, зарегистрированное на Портале, которому предлагается использовать услуги и сервисы, предоставляемые Порталом.

Модератор – представитель Администрации портала, обрабатывающий сообщения пользователей.

Регистрация – процесс предоставления Пользователем данных для возможности доступа к использованию услуг и сервисов Портала.

Модерация – процесс обработки и анализа соответствия сообщения Пользователя положениям настоящего Пользовательского соглашения и Правилам использования сервисов и информации пользователями системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф».

Основные инструменты – подготовленные Порталом шаблоны, (содержащие информацию из нормативной базы) для автоматической отправки обращений компетентным адресатам, предоставляемые с условием указания Пользователем всех предлагаемых сведений о его проблеме, регулируемой правовым полем, а также соблюдением пункта 3.5 настоящего соглашения.

Проблема – жизненная ситуация, решение которой возможно в рамках полномочий Федеральной службы по труду и занятости по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

2. Предмет соглашения

2.1. Предметом настоящего соглашения является регулирование отношений между Пользователем и Порталом.

3. Использование сервисов, представленных на Портале

3.1. При регистрации Пользователь даёт своё согласие на соблюдение всех условий и правил Портала, изложенных ниже.

3.2. Портал предоставляет площадку (веб-страницу) для размещения Пользователем информации о проблеме. Для каждой проблемы предоставляется отдельная веб-страница.

3.3. Вся информация, добавленная Пользователем на его площадку (веб-страницу), предоставляемую Порталом, принадлежит Пользователю.

3.4. Использование Портала должно происходить надлежащим образом. Пользователю запрещается вмешиваться в работу Портала, в его техническую и/или программную часть, пользоваться возможностями Портала в обход предложенного интерфейса.

3.5. Пользователю Портала запрещается использовать нецензурные выражения, оскорбления, порочащие и заведомо ложные/недостоверные материалы (касаемо физических и юридических лиц/государственных органов), призывать к насилию, экстремизму, проявлять признаки какой-либо вражды, ненависти, дискриминации, явно или скрыто осуществлять рекламную и любую иную, не относящуюся к работе Портала деятельность.

3.6. Ответственность за проявление вышеуказанного лежит на Пользователе. Он несет ответственность за распространение сведений, указанных в пункте 3.5 в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3.7. Администратор и модераторы Портала оставляют за собой право изменять набор имеющихся услуг и сервисов, а также ограничивать доступ к сведениям о проблемах, заявленных Пользователем, содержащих признаки пункта 3.5 настоящего соглашения.

4. Конфиденциальность и защита персональных данных

4.1. Персональные данные, предоставляемые Пользователем Порталу при регистрации, защищаются, используются и обрабатываются в соответствии с Федеральном законом от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных».

4.2. Цели обработки персональных данных, а также иные вопросы, регламентирующие порядок их обработки, определены в Политике обработки персональных данных.

4.3. Для эффективного использования услуг и сервисов Пользователю необходимо корректно представлять все запрашиваемые персональные данные.

4.4. Администратор и модераторы Портала оставляют за собой право передачи персональных данных Пользователя в компетентные органы (Федеральную службу по труду и занятости и Государственные инспекции труда), если такая передача способствует разрешению проблемы. Пользователь дает согласие на передачу собственных персональных данных третьим лицам в целях проведения социологических опросов и иных исследований, направленных на повышение качества сервисов, доступ к которым осуществляется через Портал.

4.5. Пользователь ознакомлен с тем, что в случае не указания никнейма при создании обращения на Портале, его фамилия и имя, заявленные при регистрации, будут отображаться на веб-странице с описанием его проблемы, а поэтому будут доступны неопределенному кругу лиц – пользователям Портала.

4.6. Пользователю следует иметь в виду, что сведения, заявленные в графе «Описание ситуации» отображаются на веб-странице с описанием проблемы Пользователя и будут доступны неопределенному кругу лиц – Пользователям портала. В данном поле запрещается упоминание персональных данных третьих лиц. В случае если Пользователь нарушает данный пункт, за публикацию информации несет ответственность сам Пользователь.

4.7. В случае нежелания распространения персональных данных администрация Портала рекомендует избирательно подходить к их размещению в открытом доступе.

4.8. Пользователь предоставляет согласие на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения, отдельно от иных согласий на обработку персональных данных.

4.9. В случае если Пользователь не может самостоятельно удалить/отредактировать информацию, содержащую персональные данные, распространение которых нежелательно, он может обратиться в службу поддержки по адресу электронной почты администрации Портала – info@onlineinspector.ru.

5. Порядок работы Портала

5.1. После добавления проблемы Пользователем, она попадает на стадию модерации.

5.2. При наличии условий, указанных в пункте 3.5 настоящего соглашения, а также нарушении правил модерации, модератор оставляет за собой право отказать в опубликовании проблемы и/или отказать в отправке сообщения о проблеме в компетентный орган.

5.3. В случае одобрения опубликования проблемы (при отсутствующем шаблоне автоматической отправки) Пользователю предлагается самостоятельно отправить обращение в компетентный орган, информация о котором представлена на Портале. В случае одобрения сообщения о проблеме модератором (при наличии шаблона автоматической отправки), сообщение о проблеме отправляется в компетентный государственный орган без участия Пользователя.

5.4. В случае автоматической отправки сообщения о проблеме в компетентный орган, ответ на Портале будет размещён автоматически.

5.5. В случае если проблема Пользователя решена, ему предлагается отметить проблему как решённую (самостоятельно или обратившись по адресу электронной почты администрации Портала info@onlineinspector.ru).

6. Стоимость услуг

6.1. Регистрация и использование сервисов и услуг Портала являются безвозмездными.

7. Заключительные положения

7.1. Настоящее соглашение вступает в силу с момента регистрации Пользователя на Портале и действует вплоть до удаления учётной записи Пользователя.

7.2. Настоящее Соглашение составлено в соответствии с законодательством Российской Федерации и призывает Пользователя использовать сервисы, доступ к которым предоставлен на Портале, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласие на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения (далее – Согласие)

Настоящим, я, также именуемый «Субъект персональных данных»/ «Пользователь», свободно, своей волей и в своем интересе, даю в целях исполнения требований ст. 10.1 Федерального закона от 27.07.2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных», свое согласие Федеральной службе по труду и занятости (ИНН 7710538364, адрес местонахождения: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 40, стр. 16), далее именуемой «Оператор», на обработку персональных данных, разрешенных мной, как Субъектом персональных данных для распространения, а именно:

1. Я ознакомлен(-а) и соглашаюсь с тем, что при создании обращения на информационном ресурсе «Онлайнинспекция.рф», находящемся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://онлайнинспекция.рф (далее – Портал), информация, внесённая в поле «Описание ситуации», становится публичной и должна носить общий характер. В данном поле запрещается упоминание персональных данных третьих лиц. В случае если Пользователь нарушает данный пункт, за публикацию информации несет ответственность сам Пользователь.

Если я указываю в данном поле свои персональные данные, я даю свое согласие на их раскрытие (предоставление доступа) неопределенному кругу лиц – пользователям Портала.

2. Я ознакомлен(-а) и соглашаюсь с тем, что при создании обращения на Портале я указал(-а) в пункте «информация о заявителе» никнейм, который станет публичным.

Если я не указал(-а) никнейм, я даю свое согласие на размещение моих персональных данных – имени и фамилии, в публичном доступе и их раскрытие (предоставление доступа) неопределенному кругу лиц – пользователям Портала.

3. Срок действия настоящего Согласия соответствует сроку существования личного кабинета Пользователя.

4. Оператором не осуществляется передача (кроме предоставления доступа) персональных данных неограниченному кругу лиц в рамках данного Согласия.

Обработка персональных данных в рамках настоящего соглашения осуществляется Оператором в целях реализации функциональных возможностей Портала.

5.1. Обработка персональных данных, разрешенных Субъектом персональных данных для распространения, должна быть прекращена Оператором в любое время по требованию Субъекта персональных данных. Данное требование должно включать в себя фамилию, имя, отчество (при наличии), контактную информацию (номер телефона, адрес электронной почты или почтовый адрес) субъекта персональных данных, а также перечень персональных данных, обработка которых подлежит прекращению.

Указанные в данном требовании персональные данные могут обрабатываться только Оператором, которому оно направлено.

Данное требование может быть направлено на электронную почту Оператора info@onlineinspector.ru.

Прекращение обработки персональных данных, разрешенных Субъектом персональных данных для распространения, влечет за собой удаление из публичного доступа тех обращений Пользователя, в которых эти данные были указаны.

Политика обработки персональных данных

1. Общие положения

1.1. Настоящая Политика в области обработки и защиты персональных данных (далее – Политика) системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф» (далее – Система):

  • разработана в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее – 152-ФЗ), в целях обеспечения реализации требований законодательства РФ в области обработки персональных данных субъектов персональных данных;
  • раскрывает основные категории персональных данных, обрабатываемых на информационном ресурсе «Онлайнинспекция.рф», находящемся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://онлайнинспекция.рф (далее – Портал), Федеральной службой по труду и занятости (далее – Оператор), цели, категории и принципы обработки Оператором персональных данных, права субъектов персональных данных, а также перечень мер, применяемых Оператором в целях обеспечения безопасности персональных данных при их обработке.

1.2. Основные понятия

Персональные данные – любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных);

Персональные данные, разрешенные субъектом персональных данных для распространения – персональные данные, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных путем дачи согласия на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом;

Оператор – государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными;

Обработка персональных данных – любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных;

Автоматизированная обработка персональных данных – обработка персональных данных с помощью средств вычислительной техники;

Распространение персональных данных – действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц;

Предоставление персональных данных – действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц;

Блокирование персональных данных – временное прекращение обработки персональных данных (за исключением случаев, если обработка необходима для уточнения персональных данных);

Уничтожение персональных данных – действия, в результате которых становится невозможным восстановить содержание персональных данных в информационной системе персональных данных и (или) в результате которых уничтожаются материальные носители персональных данных;

Обезличивание персональных данных – действия, в результате которых становится невозможным без использования дополнительной информации определить принадлежность персональных данных конкретному субъекту персональных данных;

Информационная система персональных данных – совокупность содержащихся в базах данных персональных данных и обеспечивающих их обработку информационных технологий и технических средств;

Трансграничная передача персональных данных – передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому лицу или иностранному юридическому лицу.

Cookie — это небольшие файлы данных (обычно содержащие буквы и цифры), которые веб-сайты могут оставлять на компьютере или мобильном устройстве при посещении того или иного сайта или страницы. Файл cookie помогает веб-сайту узнать устройство при следующем посещении. Эту задачу могут также выполнять веб-маяки или другие подобные файлы.

1.3. Права субъектов персональных данных

1.3.1. Субъект персональных данных имеет право на получение сведений об обработке его персональных данных Оператором.

1.3.2. Субъект персональных данных вправе требовать от Оператора уточнения, обрабатываемых Оператором персональных данных субъекта персональных данных, их блокирования или уничтожения в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки, а также принимать предусмотренные законом меры по защите своих прав.

1.3.3. Право субъекта персональных данных на доступ к его персональным данным может быть ограничено в соответствии с федеральными законами, в том числе если:

  • обработка персональных данных, включая персональные данные, полученные в результате оперативно-розыскной, контрразведывательной и разведывательной деятельности, осуществляется в целях обороны страны, безопасности государства и охраны правопорядка;
  • обработка персональных данных осуществляется органами, осуществившими задержание субъекта персональных данных по подозрению в совершении преступления, либо предъявившими субъекту персональных данных обвинение по уголовному делу, либо применившими к субъекту персональных данных меру пресечения до предъявления обвинения, за исключением предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации случаев, если допускается ознакомление подозреваемого или обвиняемого с такими персональными данными;
  • обработка персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма;
  • доступ субъекта персональных данных к его персональным данным нарушает права и законные интересы третьих лиц;
  • обработка персональных данных осуществляется в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о транспортной безопасности, в целях обеспечения устойчивого и безопасного функционирования транспортного комплекса, защиты интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

1.3.4. Для реализации своих прав и защиты законных интересов субъект персональных данных имеет право обратиться к Оператору. Оператор рассматривает любые обращения и жалобы со стороны субъектов персональных данных, тщательно расследует факты нарушений и принимает все необходимые меры для их немедленного устранения, наказания виновных лиц и урегулирования спорных и конфликтных ситуаций в досудебном порядке.

1.3.5. Субъект персональных данных вправе обжаловать действия или бездействие Оператора путём обращения в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных.

1.3.6. Субъект персональных данных имеет право на защиту своих прав и законных интересов, в том числе на возмещение убытков и (или) компенсацию морального вреда в судебном порядке.

2. Цели обработки персональных данных

2.1. Цели обработки персональных данных:

  • использование функционала Системы и Портала;
  • направление заявлений, составленных с использованием Системы в государственные органы в рамках полномочий Федеральной службы по труду и занятости и Государственных инспекций труда по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • проведение социологических опросов и иных исследований, направленных на повышение качества Системы, доступ к которым осуществляется через Портал;
  • исполнение иных полномочий, возложенных на Оператора.

3. Правовые основания обработки персональных данных

3.1 Политика Оператора в области обработки персональных данных определяется в соответствии со следующими нормативными правовыми актами Российской Федерации и документами Оператора:

  • Конституция Российской Федерации;
  • Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»;
  • Положение о системе электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф», Пользовательское соглашение, Правила использования сервисов и информации пользователями системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф» (утверждены Приказом Роструда № 246 от 30 июня 2016 г.).

4. Обрабатываемые категории персональных данных и источники их поступления

4.1. Оператором обрабатываются следующие категории персональных данных:

4.1.1. Персональные данные пользователей портала, а именно:

  • фотография;
  • фамилия, имя и отчество;
  • телефон;
  • дата рождения;
  • город;
  • электронная почта;
  • адрес проживания;
  • иные данные, указанные Пользователем в соответствующих разделах Портала (в случае, если они относятся к персональным данным);

Оператор применяет технологии cookie, если это разрешено в настройках браузера Пользователя (включено сохранение файлов «cookie»).

4.2. Источники получения персональных данных.

Персональные данные предоставляются лично Пользователем при совершении действий по регистрации в качестве Пользователя в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://онлайнинспекция.рф и при формировании сообщений (обращений, обсуждений, комментариев, вопросов и использования любых других способов взаимодействия Пользователя с Системой) на Портале.

5. Порядок и условия обработки персональных данных

5.1. Оператор в своей деятельности обеспечивает соблюдение принципов обработки персональных данных, указанных в статье 5 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных».

5.2. Обработка персональных данных осуществляется Оператором с использованием средств автоматизации.

5.3. Обработка персональных данных субъектов персональных данных, указанных в п. 4.1 настоящей Политики, осуществляется с согласия указанных лиц в рамках целей, определенных пунктом 2.1 настоящей Политики.

5.4. Оператор не осуществляет трансграничную передачу персональных данных.

5.5. Оператор вправе поручить обработку персональных данных другому лицу с согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом, на основании заключаемого с этим лицом договора поручения обработки персональных данных. Лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению Оператора, обязано соблюдать принципы и правила обработки персональных данных, предусмотренные 152-ФЗ.

5.6. В случае, если Оператор поручает обработку персональных данных другому лицу, ответственность перед субъектом персональных данных за действия указанного лица несет Оператор. Лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению Оператора, несет ответственность перед Оператором.

6. Сроки обработки (хранения) персональных данных

6.1. Началом срока обработки персональных данных считается момент их получения Оператором.

6.2. Оператор осуществляет хранение персональных данных в форме, позволяющей определить субъект персональных данных, не дольше, чем того требуют цели их обработки.

6.3. Сроки обработки и хранения персональных данных субъектов персональных данных соответствует сроку существования личного кабинета Пользователя.

7. Уточнение, блокирование и уничтожение персональных данных

7.1. Целью уточнения персональных данных, в том числе обновления и изменения, является обеспечение достоверности, полноты и актуальности персональных данных, обрабатываемых Оператором.

7.2. Уточнение персональных данных осуществляется Оператором по собственной инициативе, по требованию субъекта персональных данных или его представителя, по требованию уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных в случаях, когда установлено, что персональные данные являются неполными, устаревшими, недостоверными.

7.3. Целью блокирования персональных данных является временное прекращение обработки персональных данных до момента устранения обстоятельств, послуживших основанием для блокирования персональных данных.

7.4. Блокирование персональных данных осуществляется Оператором по требованию субъекта персональных данных или его представителя, а также по требованию уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных в случае выявления недостоверных персональных данных или неправомерных действий с ними.

7.5. Уничтожение персональных данных осуществляется Оператором:

  • по достижении цели обработки персональных данных;
  • в случае утраты необходимости в достижении целей обработки персональных данных;
  • в случае отзыва субъектом персональных данных согласия на обработку своих персональных данных;
  • по требованию субъекта персональных данных или уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных в случае выявления фактов совершения неправомерных действий с персональными данными, когда устранить соответствующие нарушения не представляется возможным.

7.6. При уничтожении материальных носителей персональных данных составляется акт об уничтожении носителей, содержащих персональные данные.

8. Меры по обеспечению безопасности персональных данных при их обработки

8.1. Оператор при обработке персональных данных принимает все необходимые правовые, организационные и технические меры для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных.

8.2. Обеспечение безопасности персональных данных достигается, в частности:

  • назначением ответственных лиц за организацию обработки персональных данных;
  • назначает лиц, непосредственно осуществляющих обработку персональных данных;
  • осуществлением внутреннего контроля соответствия обработки персональных данных Федеральному закону от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятым в соответствии с ним нормативным правовым актам, требованиям к защите персональных данных, внутренним распорядительным документам Оператора;
  • ознакомлением работников Оператора, непосредственно осуществляющих обработку персональных данных, с положениями законодательства Российской Федерации в области персональных данных, в том числе требованиями к защите персональных данных, внутренних распорядительных документов Оператора в отношении обработки персональных данных, и (или) обучением указанных работников;
  • применением организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, необходимых для выполнения требований к защите персональных данных;
  • учетом машинных носителей персональных данных;
  • обнаружением фактов несанкционированного доступа к персональным данным и принятием мер;
  • восстановлением персональных данных, модифицированных или уничтоженных вследствие несанкционированного доступа к ним;
  • контролем за принимаемыми мерами по обеспечению безопасности персональных данных.

9. Использование метрических программ

9.1. На Портале может использоваться программное средство сбора метрических данных — «Яндекс.Метрика» (далее – Метрическая программа) — для сбора сведений об использовании сайта, таких как частота посещения сайта пользователями, посещенные страницы и сайты, на которых были пользователи до перехода на данный сайт. Метрическая программа собирает только IP-адреса, назначенные коммуникационному устройству пользователя в день посещения данного сайта, но не имя или другие идентификационные сведения.

9.2. Метрическая программа размещает постоянный cookie-файл в клиентском веб-браузере для идентификации посетителя сайта в качестве уникального пользователя при следующем посещении данного сайта. Этот cookie-файл не может использоваться никем, кроме Метрической программы. Сведения, собранные с помощью cookie-файла, будут передаваться для хранения на серверы Яндекс.

9.3. Условия использования сервиса «Яндекс. Метрика» запрещают передавать идентификационную информацию на серверы Яндекс.

9.4. Сведения, полученные через Метрическую программу, используются только для совершенствования услуг на данном сайте. Сведения, полученные через Метрическую программу, не объединяются и не коррелируются с персональными сведениями посетителей сайта.

9.5. Возможности разработчиков Метрической программы по использованию и передаче третьим лицам сведений, собранных посредством Метрической программы о посещениях пользователей данного сайта, ограничиваются Политикой конфиденциальности Яндекс.

9.6. Пользователь может запретить Метрической программе «узнавать пользователя» при повторных посещениях данного сайта, отключив cookie-файлы Метрической программы в своем браузере или использовать специальные программные средства блокировки действия Метрических программ.

10. Заключительные положения

10.1. Настоящая Политика является внутренним документом Оператора.

10.2. Настоящая Политика подлежит изменению, дополнению в случае появления новых законодательных актов и специальных нормативных документов по обработке и защите персональных данных, но не чаще одного раза в три года.

10.3. Контроль исполнения требований настоящей Политики осуществляется лицом, ответственным за организацию обработки персональных данных Оператора.

10.4. Ответственность должностных лиц Оператора, имеющих доступ к персональным данным, за невыполнение требований норм, регулирующих обработку и защиту персональных данных, определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации и внутренними документами Оператора.

Как принять на работу иностранца в 2023 году

С 1 января 2023 года большинство иностранцев будут подлежать обязательному медицинскому страхованию (ОМС). Также для них появляется новый документ — разрешение на временное проживание для получения образования (РВПО). Рассказываем, что нужно учесть российскому работодателю при заключении трудового договора с гражданами других стран в 2023 году.

В этой статье:
  • Какие правовые статусы есть у иностранцев
  • Как заключить трудовой договор с иностранцем
  • Что изменить во внутренних документах компании с 1 января 2023 года

Какие правовые статусы есть у иностранцев

Действия работодателя при приеме на работу гражданина другой страны напрямую зависят от основания, по которому тот находится в Российской Федерации. На 1 января 2023 года мигрант по Федеральному закону от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан…» может иметь один из следующих статусов:

  • временно пребывающий визовый иностранец;
  • высококвалифицированный специалист (ВКС);
  • временно пребывающий безвизовый иностранец;
  • временно проживающий мигрант, в том числе получающий образование;
  • постоянно проживающий иностранец.

Мы не касаемся в статье беженцев, лиц с временным убежищем и участников программы по переселению соотечественников. Их положение регулируется отдельными нормативными документами, и они имеют особый статус, отличный от статуса иностранца.

Отчитывайтесь по сотрудникам через Экстерн. В сервисе всегда актуальные формы и встроенные проверки

Временно пребывающий визовый иностранец

Этот статус имеют жители стран, с которыми у Российской Федерации нет соглашения о безвизовом режиме, или его действие приостановлено. Пример: Австрия, Германия, Польша, Афганистан. Проверить наличие соглашения можно на портале Консульского департамента МИД РФ.

Временно пребывающие визовые иностранцы находятся в России на основании обыкновенной рабочей, учебной или деловой визы (раздел II Положения, утвержденного Постановлением Правительства от 09.06.2003 № 335). Она ограничена по сроку, но продлевается по заявлению мигранта.

В большинстве случаев иностранцы с таким статусом могут находиться в России столько, сколько действует виза (ст. 5 Закона № 115-ФЗ). Для их трудоустройства работодатель получает разрешение на привлечение мигрантов (Приказ МВД от 01.08.2020 № 541). Самому иностранцу потребуется разрешение на работу (ст. 13 Закона № 115-ФЗ).

  • он имеет право работать только на территории того региона, который указан в разрешении на работу;
  • направить его в командировку можно, если его должность или профессия есть в перечне по п. 1 приложения к Приказу Минздравсоцразвития России от 28.07.2010 № 564н, а срок поездки не превышает 10 дней в течение года.

Высококвалифицированный специалист

В эту категорию входят иностранцы, если условия их трудового договора отвечают определенным критериям по уровню дохода или категории работодателя (ч. 1 ст. 13.2 Закона № 115-ФЗ). Для большинства ВКС это условие о зарплате не ниже 167 тыс. рублей в месяц. Работодатели для привлечения такого мигранта подают ходатайство для выдачи разрешения на работу (Приказ МВД от 01.08.2020 № 541).

Высококвалифицированные специалисты могут находиться на территории России на основании деловой визы — на время заключения трудового договора, рабочей визы или вида на жительство (ВНЖ) со сроком действия разрешения на работу.

Временно пребывающий ВКС и неработающие члены его семьи обязаны иметь полис ДМС на весь срок действия трудового договора. Страховку для них может оформить работодатель (п. 14 ст. 13.2 Закона № 115-ФЗ).

Особенности статуса ВКС
  • на такого иностранца и членов его семьи не распространяются квоты по приему иностранных граждан;
  • разрешение на работу может действовать на территории нескольких регионов;
  • ВКС могут ездить в служебные командировки без ограничений по должности, если общий срок поездки не превышает 30 дней в год (п. 3 «а» приложения к Приказу № 564н).

Кадровикам важно не путать высококвалифицированных специалистов с квалифицированными специалистами (Приказ Минтруда России от 05.04.2022 № 199н). Вторая категория — представители определенных должностей и профессий, которые имеют право на получение российского гражданства в упрощенном порядке. Статус ВКС в трудовых отношениях на них не распространяется.

Временно пребывающий безвизовый иностранец

Такой статус имеют граждане стран, с которыми у Российской Федерации есть соответствующие соглашения. Пример: Азербайджан, Таджикистан, государства ЕАЭС.

Работодатель заключает трудовой договор с безвизовыми иностранцами без получения разрешения на привлечение мигрантов (п. 4.5 ст. 13 Закона № 115-ФЗ). Самому гражданину нужно оформить патент (ст. 13.3 Закона № 115-ФЗ).

Особый статус в этой группе имеют граждане стран-участниц ЕАЭС (п. 97 Договора о ЕАЭС). Их можно принимать на работу без патента, только на основании гражданского паспорта и миграционной карты. Также для них нет ограничений по служебным командировкам.

Мигрант с патентом может работать только на территории региона, указанного в патенте. В командировки его отправлять нельзя. Если же возникает необходимость отправить иностранца в служебную командировку, придется оформлять дополнительный патент.

Временно проживающий мигрант

Статус имеют иностранцы, которым выдано разрешение на временное проживание (РВП). По общему правилу этот документ действует три года (ст. 6 Закона № 125-ФЗ).

Иностранцев с РВП принимают на работу вне квот, без патентов и разрешений. Но есть одно ограничение — они могут трудиться только в том регионе, где им разрешено временное проживание. И существуют особенности направления в служебные командировки (п. 2 приложения к Приказу № 564н).

С 1 января 2023 года в Законе № 115-ФЗ появляется новый вид документа — разрешение на временное проживание в целях получения образования или РВПО (ст. 1 Федерального закона от 14.07.2022 № 357-ФЗ). Оно выдается иностранцам или лицам без гражданства, которые учатся очно в вузах с государственной аккредитацией или по программе подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) в государственной образовательной организации или государственной научной организации.

Это значит, что работодатели смогут принимать зарубежных студентов без квот, патентов и разрешений, только на основании РВПО.

Постоянно проживающий мигрант

Такой статус иностранец приобретает при получении вида на жительство (ВНЖ). Документ не имеет срока действия, кроме исключений в ст. 8 Закона № 115-ФЗ:

  • биометрический ВНЖ или ВНЖ лица без гражданства действует 10 лет;
  • для ВКС — на срок действия разрешения на работу.

Иностранцев с ВНЖ принимают на работу в российскую компанию без патента и разрешений. Также для них нет ограничений по служебным командировкам и разъездному характеру работы.

Как заключить трудовой договор с иностранцем

Мигранта принимают на работу с учетом следующих особенностей:

  • ему должно исполниться 18 лет (ч. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ);
  • в трудовом договоре нужно указать реквизиты разрешения на работу, патента, РВП, РВПО, ВНЖ;
  • при приеме ВКС нужно урегулировать вопрос оказания тому медицинской помощи на весь срок трудовых отношений.

С 1 января 2023 года временно пребывающие в России иностранцы и лица без гражданства, за исключением временно пребывающих ВКС и неработающих членов их семей, подлежат обязательному медицинскому страхованию (ст. 1 Федерального закона от 14.07.2022 № 240-ФЗ, ст. 8 Федерального закона от 14.07.2022 № 237-ФЗ). Это значит, что при трудоустройстве работодатели не требуют с них полис ДМС и платят за них страховые взносы.

Пошаговый алгоритм приема на работу иностранца в 2023 году выглядит так.

Шаг 1. Проверить правовой статус иностранца, в том числе на портале Консульского департамента МИД РФ:

  • временно пребывающий визовый иностранец;
  • ВКС;
  • временно пребывающий безвизовый иностранец, в том числе гражданин ЕАЭС;
  • временно проживающий мигрант, в том числе получающий образование;
  • постоянно проживающий иностранец.

Шаг 2. Проверить действительность документов, подтверждающих режим пребывания в России:

  • национального паспорта и миграционной карты (кроме граждан Беларуси);
  • РВП или РВПО для временно проживающих иностранцев;
  • ВНЖ для постоянно проживающих мигрантов.

Шаг 2.1. Получить квоту и разрешение на привлечение мигрантов при трудоустройстве временно пребывающих визовых иностранцев (Приказ МВД от 01.08.2020 № 541):

  • заполнить заявку в АИК «Миграционные квоты»;
  • подать в местный Центр трудовых ресурсов заявку из АИК, приложив к ней гарантийное письмо об обеспечении иностранца жилым помещением и обоснование необходимости привлечения мигрантов по определенным профессиям и должностям;
  • направить в отдел по вопросам миграции (ОВМ) МВД России заявление о выдаче разрешения на привлечение мигрантов (приложение 1 к Приказу МВД России от 19.06.2017 № 392).

Для получения разрешения на работу визовому иностранцу работодатель представляет в ОВМ МВД копию паспорта и медицинские документы иностранца (п. 39 Административного регламента по Приказу МВД № 541).

Шаг 2.2. Получить разрешение на работу для высококвалифицированного специалиста (ст. 13.2 Закона № 115-ФЗ):

  • заключить трудовой договор с ВКС, где указать дату вступления в силу после получения разрешения на работу;
  • направить ходатайство в ОВМ МВД о привлечении высококвалифицированного специалиста (Постановление Правительства РФ от 30.06.2010 № 487), приложив к нему гарантийное письмо о возмещении расходов на выдворение иностранца при досрочном увольнении (Приказ МВД № 541).

Шаг 3. Заключить трудовой договор с иностранцем. В документе обязательно указать реквизиты разрешения на работу, патента, РВП, РВПО, ВНЖ (ст. 327.2 ТК РФ).

Проверьте наличие документов для трудоустройства мигранта по чек-листу:

  1. Национальный паспорт.
  2. Документы об образовании, квалификации.
  3. Трудовая книжка — может оформить работодатель.
  4. СНИЛС — может оформить работодатель.
  5. ИНН — может оформить работодатель.
  6. Виза — для ВКС, визовых мигрантов.
  7. Миграционная карта — для всех, кроме граждан Беларуси, а также постоянно или временно проживающих иностранцев.
  8. РВП или РВПО — для временно проживающих иностранцев.
  9. ВНЖ — для постоянно проживающих иностранцев.
  10. Разрешение на работу — для визовых мигрантов и ВКС.
  11. Патент и чек об оплате патента — для безвизовых иностранцев, кроме граждан ЕАЭС.
  12. Полис ДМС — для ВКС.

По общему правилу с иностранцами заключают трудовой договор на неопределенный срок, за исключением случаев по ст. 59 ТК РФ (ст. 327.1 ТК РФ). Если у мигранта истекает срок действия разрешения на работу, РВП или другого разрешительного документа, работодатель обязан отстранить его от работы (ст. 327.5 ТК РФ). Через месяц, если иностранец не получит новые документы, его увольняют (ст. 327.6 ТК РФ).

Кадровикам нужно следить, чтобы все разрешения мигранта действовали в течение всего срока трудового договора. Иначе компанию привлекут к административной ответственности со штрафами в несколько сот тысяч рублей или приостановкой деятельности (ст. 18.15 КоАП РФ).

Шаг 4. Уведомить МВД России о приеме на работу иностранца в трехдневный срок после заключения трудового договора (ч. 8 ст. 13 Закона № 115-ФЗ, приложение 7 к Приказу МВД России от 30.07.2020 № 536).

Шаг 5. Поставить работника на миграционный учет, если компания предоставила ему место для проживания, например, бытовку по своему адресу (ст. 20 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ).

extern

Отчитывайтесь легко и без ошибок

Удобный сервис для подготовки и сдачи отчетов через интернет. Дарим доступ в Экстерн на 14 дней!

Что изменить во внутренних документах компании с 1 января 2023 года

Правила о том, что большинство иностранных работников не обязано иметь полис ДМС на срок действия трудового договора, следует отразить в локальных нормативных актах компании. Работодателям нужно сделать ревизию внутренних документов и внести соответствующие правки в разделы с гарантиями для мигрантов и их обязанностями, например:

  • Правила внутреннего трудового распорядка.
  • Положение о страховом обеспечении работников.
  • Трудовые договоры с иностранцами.

Напомним, что изменения в локальные акты вносят в том же порядке, что принимались сами документы, подробнее об этом можно прочитать в статье «Локальный нормативный акт: как разработать и утвердить». К трудовым договорам подписывают дополнительные соглашения.

Энциклопедия решений. Трудоустройство временно пребывающего в РФ гражданина Узбекистана

На трудовые отношения с работниками, являющимися иностранными гражданами или лицами без гражданства, распространяются правила, установленные трудовым законодательством РФ и иными актами, содержащими нормы трудового права, за исключением случаев, когда в соответствии с федеральными законами или международными договорами РФ трудовые отношения с такими работниками регулируются иностранным правом (ст.ст. 11, 327.1 ТК РФ).

В отношении граждан Республики Узбекистан действует безвизовый порядок въезда на территорию РФ (ст. 1 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Узбекистан о взаимных поездках граждан РФ и граждан Республики Узбекистан (Минск, 30.11.2000)). В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» (далее — Закон N 115-ФЗ) лицо, прибывшее в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание, имеет статус временно пребывающего в РФ иностранца.

В отношении «безвизовых» иностранцев действует упрощенный — по сравнению со стандартным — порядок привлечения их к трудовой деятельности. В качестве работодателя или заказчика работ (услуг) (далее — работодатель) в этом случае могут выступать как юридические, так и физические лица (п. 1 ст. 13.3 Закона N 115-ФЗ). Получать специальное разрешение на привлечение и использование таких работников не требуется (пп. 1 п. 4.5 ст. 13 Закона N 115-ФЗ). Самому иностранцу для вступления в трудовые отношения, по общему правилу, необходимо достичь возраста 18 лет и оформить патент — документ, подтверждающий право «безвизового» иностранца на временное осуществление трудовой деятельности на территории определенного субъекта РФ (п. 1 ст. 2, п. 4 ст. 13, ст. 13.3 Закона N 115-ФЗ). Подробнее смотрите в отдельном материале.

При этом, по общему правилу, временно пребывающий в РФ иностранец может трудиться только в том субъекте РФ, на территории которого ему выдан патент (п. 16 ст. 13.3 Закона N 115-ФЗ)*(1). Аналогичный запрет установлен и для работодателя: нельзя привлекать иностранца к трудовой деятельности по патенту вне пределов субъекта РФ, на территории которого данному иностранному гражданину выдан патент. Кроме того, если в патенте указана профессия (специальность, должность, вид трудовой деятельности), иностранный гражданин должен быть трудоустроен в точном соответствии с данными, указанными в патенте (п. 16 ст. 13.3 Закона N 115-ФЗ). Нарушение этого правила также может повлечь привлечение работодателя к административной ответственности (ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ).

Документы, предъявляемые при трудоустройстве

Трудоустройство временно пребывающего в РФ иностранца производится практически в том же порядке, что и гражданина России (с незначительными отличиями). Так, при трудоустройстве гражданин Узбекистана должен представить документы, указанные в ст.ст. 65, 327.3 ТК РФ:

— документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина, — паспорт или иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина (ст. 10 Закона N 115-ФЗ);

— патент на работу (часть 1 ст. 327.3 ТК РФ);

— трудовую книжку и (или) сведения о трудовой деятельности (за исключением случаев, если трудовой договор заключается данным лицом впервые). Поскольку формирование сведений о трудовой деятельности лиц, впервые поступающих на работу после 31 декабря 2020 года, осуществляется в соответствии со ст. 66.1 ТК РФ, то трудовые книжки на указанных лиц не оформляются (ч. 8 ст. 2 Федерального закона от 16.12.2019 N 439-ФЗ);

— договор (полис) добровольного медицинского страхования, действующий на территории РФ (если работодатель не заключает с медицинской организацией договор о предоставлении платных медицинских услуг работнику, являющемуся иностранным гражданином), который должен обеспечивать оказание временно пребывающему на территории РФ гражданину Республики Узбекистан первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме (часть 1 ст. 327.3 ТК РФ);

— документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний — при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки. Соглашением о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов (Москва, 15 апреля 1994 г.) предусматривается, что стороны (в том числе РФ и Узбекистан) признают (без легализации) дипломы, свидетельства об образовании, соответствующие документы о присвоении звания, разряда, квалификации и другие необходимые для осуществления трудовой деятельности документы и заверенный в установленном на территории стороны выезда порядке их перевод на государственный язык стороны трудоустройства или русский язык;

— документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе в электронной форме (может предоставляться также посредством информационной системы ПФР «личный кабинет зарегистрированного лица» (ст. 65 ТК РФ, п. 3 ст. 9 Закона N 27-ФЗ). Также в этом качестве может быть представлено свидетельство обязательного пенсионного страхования, выданное до 01.04.2019. Если соискателю ранее не открывался индивидуальный лицевой счет, работодатель представляет в территориальный орган ПФР сведения, необходимые для регистрации указанного лица в системе индивидуального (персонифицированного) учета (ч. 4 ст. 65 ТК РФ);

— при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к которой не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию, соискатель представляет справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования (см. Административный регламент, утв. приказом МВД России от 27.09.2019 N 660);

— при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой не допускаются лица, подвергнутые административному наказанию за потребление наркотических средств (психотропных веществ и т.д.), соискатель должен представить справку, о том, подвергался ли он такому наказанию (см. Административный регламент, утв. приказом МВД России от 02.11.2020 N 746).

Документы воинского учета иностранные граждане работодателю не предъявляют, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ (часть третья ст. 327.3 ТК РФ). Если с учетом специфики будущей работы установлено требование о представлении дополнительных документов, то иностранный гражданин должен представить и такие документы (часть вторая ст. 65 ТК РФ).

Особенности трудового договора

Трудовой договор с иностранцем должен включать расширенный перечень сведений и условий, по сравнению с предусмотренным ст. 57 ТК РФ: согласно части первой ст. 327.2 ТК РФ в отношении временно пребывающего в РФ иностранного гражданина дополнительно должны указываться реквизиты патента и договора (полиса) добровольного медицинского страхования (либо заключенного работодателем с медицинской организацией договора о предоставлении такому работнику платных медицинских услуг).

Окончание срока действия указанных документов является самостоятельным основанием для отстранения иностранца от работы (ст. 327.5 ТК РФ), а если соответствующие обстоятельства не были устранены в течение месяца, работник подлежит увольнению (пункты 5, 8 части первой ст. 327.6 ТК РФ). Кроме того, временно пребывающий в РФ иностранец может быть уволен в связи с аннулированием патента (п. 2 части первой ст. 327.6 ТК РФ).

Договор с иностранным работником должен быть заключен на неопределенный срок, если отсутствуют причины для заключения срочного трудового договора, предусмотренные ст. 59 ТК РФ (часть пятая ст. 327.1 ТК РФ). При этом ст. 59 ТК РФ не предусматривает возможности заключения срочного трудового договора с иностранцем только по той причине, что патент на работу имеет ограниченный срок действия.

Уведомление органов МВД

В соответствии с п. 8 ст. 13 Закона N 115-ФЗ работодатель, привлекающий и использующий для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязан уведомлять территориальное подразделение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в субъекте РФ, на территории которого иностранец осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с ним трудового договора в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты его заключения или прекращения (расторжения).

Формы и порядок подачи уведомлений (в том числе в электронном виде) о заключении и прекращении (расторжении) с иностранными гражданами трудовых договоров в соответствии с положениями п. 8 ст. 13 Закона N 115-ФЗ утверждены приказом МВД России от 30.07.2020 N 536 (см., соответственно, приложения NN 7, 8, 9). Уведомление может быть подано на бумажном носителе непосредственно в подразделение по вопросам миграции территориального органа МВД России на региональном уровне, направлено почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении либо подано в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая Единый портал (п. 8 ст. 13 Закона N 115-ФЗ, п. 8 приложения N 9 к приказу N 536). При направлении уведомлений о заключении и прекращении трудового договора в электронной форме используется усиленная квалифицированная электронная подпись.

В соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» обязанность по постановке иностранца на миграционный учет может возлагаться на него самого или на принимающую сторону. При этом работодатель признается принимающей стороной исключительно в тех случаях, когда иностранный гражданин проживает по адресу организации либо в ее помещении, не имеющем адресных данных (строении, сооружении), в том числе временном (п. 7 ч. 1 ст. 2, ч. 2 ст. 21 Закона N 109-ФЗ).

При наличии данных обстоятельств организация-работодатель обязана принять меры к постановке иностранного гражданина на миграционный учет, направив уведомление о его прибытии (форма уведомления утверждена приказом МВД России от 10.12.2020 N 856) в территориальное подразделение МВД РФ по вопросам миграции. Уведомление должно быть подано не позднее семи рабочих дней со дня прибытия иностранца (ч. 2 и ч. 3 ст. 20 Закона N 109-ФЗ). Подтверждением выполнения принимающей стороной действий, необходимых для постановки иностранца на миграционный учет по месту пребывания, является отметка в отрывной части бланка уведомления, которую работодатель должен передать работнику (ч. 7 ст. 22 Закона N 109-ФЗ).

Если принимающей стороной в терминах Закона N 109-ФЗ работодатель не является, обязанностей по постановке иностранного работника на миграционный учет он не несет.

*(1) Пунктом 1 приказа Минздравсоцразвития России от 28.07.2010 N 564н предусмотрено, что временно пребывающие в РФ лица (работающие по указанным в приказе профессиям и должностям) вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого им выдано разрешение на работу при условии, что ее общая продолжительность не превышает 10 календарных дней в течение периода действия разрешения на работу при направлении в служебную командировку и 60 календарных дней в течение периода действия разрешения на работу, если постоянная работа осуществляется работником в пути или носит разъездной характер и это определено его трудовым договором.

Имеется судебная практика, распространяющая действие данного приказа на лиц, работающих на основании патента, то есть, по сути, приравнивающая патент к разрешению на работу (см. например, постановления Тринадцатого ААС от 05.07.2016 N 13АП-3505/16, Тушинского райсуда г. Москвы от 22.01.2020 по делу N 05-0134/2020). Вместе с тем, зачастую суды исходят из буквального прочтения положений приказа и считают неправомерным применять их в отношении лиц, работающих по патенту (см., например, решение Климовского горсуда Московской области от 15.06.2020 по делу N 12-19/2020). Соответственно, существуют достаточно серьезные риски для работодателя, если он, руководствуясь положениями приказа Минздравсоцразвития России от 28.07.2010 N 564н, направляет работника в командировку за пределы субъекта РФ, в котором последнему был выдан патент.

Как принять на работу гражданина Узбекистана

Экономика РФ традиционно испытывает нужду в иностранных, в том числе и из республики Узбекистан, кадрах, особенно в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве, сфере обслуживания. Поэтому вопросы их привлечения и юридического сопровождения не теряют актуальности. Рассказываем, как трудоустроить гражданина Узбекистана в 2023 году без нарушения норм российского законодательства.

Особенности приема граждан Узбекистана

Несмотря на ограничительные меры, введенные в связи с пандемией, иностранцы, в особенности из стран СНГ, продолжают искать возможности трудиться в РФ, а наша экономика испытывает дефицит рабочей силы, в т. ч. и иностранной. Немало среди них и узбеков, и вопросы оформления трудовых взаимоотношений с ними не теряют своей актуальности. Но перед тем как устроить на работу гражданина Узбекистана, важно разобраться в нюансах законодательства .

Трудовая деятельность всех иностранцев в РФ регулируется гл. 50.1 ТК РФ и ст. 13. закона № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». В соответствии с этими НПА, выделим следующие особенности найма мигрантов из Узбекистана:

  • для официального трудоустройства или заключения договора ГПХ им необходим патент. Есть исключения:
    • имеющие РВП и ВНЖ;
    • беженцы и переселенцы;
    • ВКС;
    • участники программы переселения;
    • студенты очники;
    • дипломаты;
    • в некоторых отраслях трудиться им запрещено:
      • на объектах, связанных с обеспечением госбезопасности;
      • в качестве государственного или муниципального служащего;
      • в аптеках;
      • в точках нестационарной торговли;
      • на рынках;

      О доле иностранных работников

      Необходимые документы для трудоустройства граждан Узбекистана

      Оформить прием на работу граждан Узбекистана в 2023 не получится без следующих документов:

      • паспорт с нотариально заверенным переводом;
      • патент (РВП, ВНЖ, свидетельство беженца и пр. разрешительные документы);
      • СНИЛС;
      • медицинский полис ДМС (иногда его оформляет и работодатель);
      • документы об образовании. Требуют нотариального перевода. А вот нострификация документов, выданных после 30.05.2019, не нужна (см. соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан о взаимном признании образования и квалификации, ученых степеней);
      • трудовая книжка российского образца (впервые трудоустраивающимся в 2023 г. заводится ЭТК).

      Сложности нередко возникают при требовании у кандидата миграционной карты. Формально она не нужна для приема на работу, и запрашивать ее неправомерно.

      Единственное исключение — если работодатель предоставляет работнику жилье. Только тогда он становится принимающей стороной, обязан ставить сотрудника на миграционный учет, для чего ему понадобится МК работника, и контролировать соблюдение им цели и режима пребывания в РФ.

      Но во избежание проблем почти все работодатели запрашивают и МК, чтобы проверить, что в качестве цели пребывания в РФ указана работа.

      В 2022 г. у мигрантов появились новые обязанности по дактилоскопированию и регулярному медицинскому освидетельствованию. Прибывающие для работы в РФ иностранцы в течение 30 дней обязаны:

      • пройти процедуру дактилоскопической регистрации и получить по ее итогам так называемую «дактокарту» (процедура однократная);
      • пройти специализированное медицинское обследование.

      В связи с этим возникает вопрос, может ли работать в России гражданин Узбекистана, пока не имеющий дактокарты, требовать ли ее при приеме? Ответ не так однозначен. С одной стороны, запрашивать эти документы при трудоустройстве не разрешает ТК РФ (см. ст. 67 , ст. 327.3 ТК РФ ), и на трудовые отношения с мигрантом они не влияют. С другой, при неисполнении обязанности по дактилоскопированию и непрохождению медосмотра иностранным работником ему сокращается срок пребывания в РФ, а иногда применяют административное выдворение с запретом въезда.

      Эксперты КонсультантПлюс разобрали, какие есть особенности приема на работу гражданина Узбекистана. Используйте эти инструкции бесплатно.

      Порядок оформления на работу граждан Узбекистана

      Инструкция, как оформить гражданина Узбекистана на работу, следующая:

      Шаг 1. Запросить необходимый пакет документов. При обработке не забываем о нормах закона № 152-ФЗ и правилах обращения с документами, содержащими персональные данные.

      Шаг 2. Подготовить трудовой договор. В нем, помимо установленных ст. 57 ТК РФ , обязательно отражают такие моменты:

      • реквизиты разрешительных документов или основания, на котором узбек трудится без них;
      • реквизиты полиса ДМС или иные условия оказания работнику медпомощи. Этот пункт актуален для временно пребывающих (трудящихся на основании патента).

      Вот хороший образец:

      Трудовой договор с гражданином Узбекистана

      Кроме этого, следует не забыть и о том, что:

      • прием гражданина Узбекистана с патентом возможен только в регионе выдачи и только по указанной в документе должности;
      • конечный срок действия патента или иного разрешительного документа, полиса ДМС не является основанием для заключения срочного трудового договора;
      • договор заключается на русском языке, но целесообразно сделать пометку о том, что его содержание понято работником.

      Шаг 3. При необходимости, направить мигранта на предварительный медосмотр.

      Шаг 4. Ознакомить работника с ЛНА.

      Шаг 5. Подписать трудовой договор.

      Шаг 6. Допустить к работе.

      Шаг 7. Подать уведомление в МВД.

      Это обязательная процедура при приеме всех без исключения иностранцев. На нее отводятся 3 рабочих дня с даты заключения ТД. Необходимо заполнить специальный бланк (актуальный утвержден Приказом МВД № 536) и отправить его одним из способов:

      • лично в региональный отдел по вопросам миграции;
      • почтой, заказным письмом с уведомлением и описью вложения;
      • через портал Госуслуги.

      Уведомление о приеме на работу гражданина Узбекистана

      Организациям, обеспечивающим работников жильем, придется еще и поставить их на миграционный учет. Это делают путем подачи в территориальный отдел по вопросам миграции уведомления о прибытии иностранца в место пребывания (форма, утвержденная Приказом от 10.12.2020 № 856). Способы те же, что и для уведомления о приеме. Аналогичное уведомление (по форме из Приказа МВД России от 14.09.2020 № 641) подается и при выбытии (в связи с увольнением или по другим причинам) иностранца.

      Шаг 8. Сдать необходимую отчетность. Обязательно предоставляются:

      • отчет по форме СЗВ-ТД о приеме — не позднее следующего дня после приема;
      • сведения о застрахованных лицах в ФСС — не позднее 3 дней с даты приема.

      Особенности страхования и налогообложения

      Как и русские работники, мигранты имеют некоторые социальные гарантии. Но условия страхования граждан Узбекистана, работающих по патенту и без него, ставки, по которым работодатель уплачивает страховые взносы, отличаются. Для удобства соберем их в таблицу.

      Статус ОМС ПФР ФСС
      С патентом Не начисляются 22% до достижения суммы выплат 1 565 000 рублей, затем — 10% 1,8% до достижения суммы выплат 1 032 000 рублей, потом не начисляются
      Остальные категории 5,1% 2,9% до достижения суммы выплат 1 032 000 рублей, далее не начисляются

      По-разному рассчитывается и НДФЛ на доходы мигрантов. Здесь все зависит от налогового статуса. Их два:

      • резидент — лицо, пробывшее на территории РФ меньше 183 дней в году;
      • нерезидент — лицо, находящееся в РФ меньше 183 дней в году.

      Налоговая ставка для резидентов составляет 13%, нерезидентов — 30%. Налоговые вычеты применяются только к доходам резидентов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *