Для чего необходимо проведение референдума
Перейти к содержимому

Для чего необходимо проведение референдума

  • автор:

8. Референдум: понятие, значение, виды, формула, организация проведения. Юридическая сила актов, принятых путем референдума.

Все эти четыре понятия связаны с выявлением воли избирателей, но методы такого выявления не всегда одинаковы.

Референдум (от лат. – «должное быть сообщенным») – это голосование избирателей, посредством которого принимается решение государственного или самоуправленческого характера, имеющее общегосударственное или местное значение. Это решение имеет силу закона, а иногда и большую силу, чем обычный закон парламента (считается, что решение, принятое путем референдума, не следует отменять обыкновенным законом), или силу важного постановления местного самоуправления.

Плебисцит (от лат. – «то, что сказал плебс», под которым в данном случае понимался народ, а не римская аристократия) – это тоже голосование избирателей, но часто плебисцитом называют голосование по наиболее важным для страны вопросам, по территориальным, международным проблемам, по вопросам, относящимся к личности (например, при голосовании за единственную кандидатуру на должность президента). Впрочем, юридически эти понятия являются синонимами.

Всенародный опрос предполагает выявление мнения населения всей страны, причем не обязательно путем голосования. Опрос может быть произведен той или иной общественной организацией, прессой. Если такой опрос не предполагает принятия решения избирателями, то он может быть проведен и путем их голосования. В этом случае он может представлять собой консультативный референдум – для этого необходимо проведение его уполномоченными государственными органами и с соблюдением необходимых процедур. Хотя Конституция СССР 1936 г. и называла всенародный опрос референдумом, ставя первое понятие в скобки по отношению ко второму, их не следует отождествлять: опрос по смыслу предполагает выявление мнения населения, а не принятие решения избирателями.

Для обозначения референдума и плебисцита употребляется также термин «всенародное голосование». Но речь здесь идет не о поголовном участии в голосовании, а о голосовании лиц, обладающих избирательными правами.

Значение референдума.

Обычно родиной референдума считают Швейцарию, хотя есть основания считать, что плебисциты Луи-Наполеона 1851 и 1852 гг. были по сути дела референдумами.

История референдума в XX веке прошла несколько этапов. В целом можно говорить о расширении сферы его применения, о возрастании роли всенародного голосования при решении важных вопросов как общенационального, так и местного значения. Процедура референдума используется для принятия конституций и поправок к ним, для одобрения законопроектов, для изменения формы правления (Италия, Иран), для получения предварительного согласия избирательного корпуса при принятии важного международных или внутригосударственных решений. В ряде стран (Швейцария, США) референдум широко применяется для решения местных вопросов.

Референдум (имеется в виду также и плебисцит) – одно из важнейших средств прямой, непосредственной демократии. В принципе он имеет преимущества перед представительной демократией, т.е. такой формой, при которой волю народа выражают и облекают в законы и иные акты избранные населением представители – депутаты парламента, члены местных органов самоуправления. Референдум дает возможность народу выразить свою волю непосредственно, путем голосования.

Однако значение референдума не следует переоценивать. Вопросы, выносимые на референдум, могут быть не всегда доступными для всесторонней оценки со стороны рядовых избирателей, они могут не просчитать всех политических последствий принимаемого решения. Иногда референдум проводится в обстановке давления на психику избирателей (так неоднократно было во Франции при президенте де Голле), а в условиях авторитарных режимов – в обстановке насилия и угроз.

Проведение референдума требует полной гласности, справедливой публикации различных мнений, большой предварительной работы по разъяснению формулы референдума и его последствий. Референдум по такому сложному вопросу, как принятие конституции, проводимый без предварительного обсуждения населением, в парламенте или в иных органах, образованных из представителей различных групп населения, давал иногда отрицательные результаты: на референдуме одобрялись реакционные конституции. Референдум использовался правящей верхушкой в фашистской Германии для одобрения территориальных захватов.

Референдум не применяется в тех англосаксонских странах, где всегда господствовала идея верховенства парламента, хотя в самой Великобритании в последние десятилетия он в единичных случаях проводился. Очень редко использовался референдум в Бельгии. Не используется референдум и во многих странах мусульманского фундаментализма. Референдум никогда не проводился в США на федеральном уровне, в Нидерландах и других странах, но в Швейцарии он используется очень часто (более 400 раз на федеральном уровне) 2 .

Референдум и выборы.

Референдум, как и выборы, представляет собой институт непосредственной демократии. Процедура проведения как выборов, так и референдума очень схожа. И в выборах и в референдуме участвуют избиратели: либо весь избирательный корпус – если проводятся общенациональные выборы или общенациональный референдум, либо часть избирательного корпуса – если проводятся региональные выборы или региональный референдум.

Основное отличие процедуры выборов от процедуры референдума состоит в объекте волеизъявления избирателей. При выборах таким объектом является кандидат в депутаты или на какую-нибудь должность вне представительного учреждения (президент, вице-президент, губернатор штата), то есть всегда конкретное физическое лицо или лица. При референдуме объектом волеизъявления является не человек (кандидат), а определенный вопрос, по которому проводится референдум: закон, законопроект, конституция, внутриполитическая проблема.

Наконец, следует сказать, что результаты выборов могут определяться как по мажоритарным, так и по пропорциональным системам, а результаты референдума могут быть определены только на основе принципов мажоритаризма.

Виды референдума.

Классификации референдума проводятся по различным основаниям и потому многочисленны. Различают:

1) общегосударственный и местный референдум (последний проводится на территории субъекта федерации, автономного образования, одной или нескольких административно-территориальных единиц);

2) обязательный и факультативный референдум. В первом случае конституция устанавливает, что решение по определенному вопросу может быть принято только путем референдума (например, общегосударственный референдум при пересмотре конституции Швейцарии, местный референдум при объединении или разделении общин в Венгрии). Факультативный референдум означает, что решение по предлагаемому вопросу может быть принято путем референдума, а может быть принято и иным путем;

3) конституционный и обыкновенный референдум. В первом случае на референдум выносится проект конституции (например, во Франции в 1958 г.) или поправка к конституции. Обыкновенным считается референдум по иным вопросам, не имеющим конституционного значения (например, в Швейцарии по вопросу о вступлении в ООН);

4) допарламентский, послепарламентский, внепарламентский.

Первый проводится до принятия закона парламентом, желающим выяснить мнение населения по данному вопросу путем голосования избирателей. Второй — после того, как закон принят парламентом и вынесен им на утверждение путем референдума. Третий — когда законы принимаются на референдуме при отсутствии или в обход парламента, поскольку президент не уверен в его поддержке (так делалось во Франции при президенте де Голле);

5) утверждающий референдум (путем референдума избиратели утверждают решение парламента) и отменяющий (например, в Италии после соответствующего сбора подписей избирателей, требуемых законом, неоднократно проводились референдумы об отмене принятых ранее законов парламента);

6) решающий (императивный) и консультативный референдум (в последнем случае путем голосования выявляется мнение избирателей, которое парламент учитывает, а может и не учесть, например, при принятии закона).

Императивный референдум – референдум, результат которого является обязательным, окончательным, приобретает силу закона и может быть изменен, как правило, только новым референдумом.

Есть и иные классификации: конституционный, законодательный, международно-правовой референдум (обычно по вопросам границ, участия в международных организациях), административный референдум (по вопросам устройства территории государства, о системе его органов и т.д.). Эти классификации часто переплетаются: один и тот же референдум может быть общегосударственным, обыкновенным, послепарламентским, отменяющим, решающим и т.д.

Организация проведения референдума.

Для проведения референдума конституционное законодательство зарубежных стран устанавливает определенные условия.

Инициатива референдума может исходить только от некоторых высших органов государства, определенного числа депутатов парламента, установленного законом числа граждан и т.д.

Так, во Франции инициатива референдума, как сложилось в результате толкования конституции и практики, принадлежит президенту: он объявляет референдум по своей инициативе и формулирует выносимые на референдум вопросы.

В Италии для проведения референдума необходима инициатива 500 тыс. подписей избирателей или 5 областных советов, в Венгрии с такой инициативой могут выступить 50 депутатов парламента.

Эта инициатива, однако, не означает, что референдум будет обязательно проведен. Во многих странах установлен порядок проверки соблюдения всех необходимых процедур при инициативе референдума, включая иногда проверку со стороны верховных или конституционных судов. Если необходимые условия соблюдены, в одних странах окончательное решение принимает парламент, в других – президент. Однако нередко парламент или президент обязаны назначить референдум, они выбирают и устанавливают лишь определенную дату референдума.

Местные референдумы проводятся обычно по инициативе местных представительных органов или группы избирателей.

Вопрос, выносимый на референдум, или совокупность предлагаемых вариантов называется формулой референдума.

Существует несколько вариантов определения формулы референдума:

1) На референдум выносится вопрос (реже – несколько вопросов), предполагающий положительный («да») или отрицательный («нет») ответ избирателя.

2) Голосующему предлагается выбор из нескольких возможных решений – «народный выбор» (такой способ практикуется, в частности, в Швейцарии). В этом случае избиратель может выбрать одно из предлагаемых решений. В некоторых странах допускается дать положительный ответ на несколько вариантов, решение же будет определяться большинством голосов: им считается вариант, набравший наибольшее число положительных ответов. Все остальные варианты, даже если они соберут значительное число голосов, считаются отвергнутыми.

Законодательство устанавливает пределы допустимого использования института референдума.

На голосование избирателей не могут выноситься вопросы чрезвычайного или безотлагательного характера, требующие специальных знаний, а также такие, ответ на которые известен заранее (например, о снижении налогов, повышении заработной платы и т.д.). Не могут выноситься на референдум вопросы бюджета, амнистии, кадровые вопросы, вопросы о мерах по обеспечению общественного порядка, здоровья и безопасности населения.

Референдум не может проводиться в условиях чрезвычайного, военного, осадного положения, не может проводиться дважды по одному и тому же вопросу или может быть проведен второй раз по этому вопросу только через определенный промежуток времени (например, в Испании через 3 года).

Привести примеры ограничений (требований), предъявляемых к вопросам, выносимым на референдум, в конституциях зарубежных стран.

Вопрос, выносимый на референдум, должен быть сформулирован четко, понятно и однозначно. В конституционной практике встречались случаи, когда умело и хитро сформулированные вопросы вели к однозначному ответу на них. Например, во времена пакистанского правителя Зия-уль-Хака проводился референдум с вопросом, который звучал примерно так: «Являетесь ли вы правоверным мусульманином и поддерживаете ли вы политику правления Зия-уль-Хака?» Поскольку в Пакистане 95-98% жителей являются мусульманами, то на вторую часть вопроса они автоматически дали положительный ответ 3 .

Организация референдума аналогична организации выборов (списки избирателей, избирательные комиссии или комиссии по референдуму, регулирование пропаганды и агитации по вопросам референдума, подведение итогов и т.д.), но в данном случае избиратель голосует не за какую-либо кандидатуру или список кандидатов, а за предложение, содержащее проект решения какого-либо вопроса. Как и на выборах, бесплатно предоставляется эфирное время и место в периодических изданиях политическим группировкам, выступающим за или против предлагаемого решения (время и место в изданиях предоставляется всем поровну или, как в Испании, пропорционально численности парламентских фракций).

Голосование осуществляется только с помощью официальных бюллетеней, изготовленных уполномоченными на то государственными органами (на выборах могут использоваться, как отмечалось, и неофициальные бюллетени). Прибегают также к избирательным машинам, специальным ЭВМ. Если по закону голосование на выборах является обязательным, то оно обязательно и для референдума. Санкции аналогичны.

Определение итогов референдума. Как правило, референдум признается состоявшимся, если в нем приняло участие большинство зарегистрированных избирателей, а решение считается принятым, если большинство из них (50% плюс один голос) положительно ответили на предлагаемый вопрос. Иногда, однако, для принятия решения необходимо 2/3 или даже 3/4 голосов с положительными ответами. В некоторых случаях для того, чтобы решение считалось принятым, устанавливается не процент явки избирателей, а процент позитивных ответов (например, в Великобритании на референдуме по вопросу предоставления автономии Шотландии в Уэльсу требовалось получить 40% утвердительных ответов избирателей в этих частях государства, что не удалось ни в Шотландии, ни в Уэльсе).

Юридическая сила актов, принятых путем референдума.

Правовые последствия могут наступить после любого вида референдума, но обязательные правовые последствия связаны только с референдумом имеющим решающий (императивный) характер, поскольку всякий консультативный референдум, независимо, например, от того, будет он департаментским или послепарламентским, представляет собой лишь выяснение мнения избирателей. Конечно, парламент, иные органы государства на практике учитывают волю избирателей, выраженную путем консультативного референдума, они не должны игнорировать общественное мнение, да еще выраженное таким образом, хотя юридически они не обязаны это делать.

Обязательную силу для всех органов государства, должностных лиц, учреждений, граждан и их объединений имеют акты решающего (императивного) референдума. При этом юридическая сила таких актов, как представляется, выше силы закона, принятого парламентом. Референдумом можно изменить закон парламента и отменить его, как это показывает практика отменяющих референдумов в Италии. Однако это правило не является безусловным, поскольку во многих странах в конституцию, принятую путем референдума, парламент может вносить изменения своим законом, чаще всего принятым квалифицированным большинством.

Результаты референдума оформляются как итог подсчета голосов и определение результата. Нередко никаких иных актов о собственно референдуме не принимается: на основе его результатов издаются необходимые законы и акты исполнительной власти, вносятся определенные положения в конституцию или учитываются его итоги при подготовке проекта. Иногда результаты референдума оформляются как закон парламента, принятый от его собственного имени, но с упоминанием о референдуме (особенно это относится к допарламентскому референдуму)

В отдельных случаях парламент издает закон, который не исходит собственно от парламента, а имеет своим прямым источником волю избирателей. В этом случае обычно указывается, что закон принят путем референдума.

Привести примеры регламентирования института референдума в конституциях зарубежных стран.

Задания на семинар:

1. Изучить теоретическую часть темы.

2. Подготовить примеры по каждому вопросу.

3. Выполнить задания, встречающиеся по тексту лекции.

4. Составить тесты и задачи по теме (по желанию).

5. Предлагаемые темы докладов (по желанию):

Правовое регулирование избирательной кампании в США.

— «Заградительный пункт» в избирательном законодательстве зарубежных стран.

— Цензовое избирательное право: современная практика в зарубежных странах.

Референдум

Референдум — это голосование по ключевым вопросам общегосударственного, регионального или местного значения, например по вопросам территориальной целостности. Его результаты затрагивают всех: госорганы, людей, бизнес.

В России инициировать референдум могут органы власти и граждане, достигшие 18 лет, даже если они живут за рубежом. А именно:

  1. Граждане РФ при условии, что их не меньше 2 000 000, у них есть право участвовать в голосовании и не более 50 000 из них проживает на территории одного субъекта РФ.
  2. Федеральные органы государственной власти.

Не имеют права инициировать референдум и голосовать на нем граждане РФ, которые признаны судом недееспособными или содержатся в местах лишения свободы.

Решение, принятое на референдуме, вступает в силу со дня официального опубликования его результатов ЦИК РФ. Оно общеобязательное, и дополнительно утверждать его не нужно. Такое решение действует на всей территории РФ.

В статье разберем, что такое референдум, в чем суть референдума и чем он отличается от других видов голосований.

Чем референдум отличается от плебисцита и выборов

По сути, референдум похож на два других вида голосований: плебисцит и выборы.

Плебисцитом в древнеримской цивилизации называли решения, которые принимали собрания простого народа.

В российском законодательстве нет понятия «плебисцит», а есть только термин «референдум». Тем не менее некоторые эксперты называли плебисцитом общероссийское голосование по вопросу одобрения изменения Конституции РФ, прошедшее в 2020 году. Причина в том, что это голосование проходило не по правилам референдума, а по особому порядку.

Выборы в России проводят для формирования органов государственной власти или местного самоуправления, а также для наделения полномочиями главы региона. Выборы регулярны, а их итог имеет конечный срок. Например, 9 сентября 2018 года прошли выборы мэра Москвы, на которых победил Сергей Собянин. Он будет занимать этот пост до 2023 года, а затем пройдут новые выборы.

Референдум, в отличие от выборов, не имеет заданной периодичности, а его решения не ограничены каким-то сроком.

Когда нельзя проводить референдум

Референдум не проводят в условиях военного или чрезвычайного положения на территории РФ, а также в течение трех месяцев со дня их отмены.

Также нельзя проводить референдум в последний год полномочий президента или Госдумы и в период избирательной кампании, которая идет одновременно на всей территории России.

Кого касаются результаты референдума

Референдумы проводят и на местном, и на региональном, и на федеральном уровнях. От этого зависит, на кого распространяются его результаты.

Например, местный референдум прошел в 2010 году в Арзгирском сельсовете Ставропольского края. На него вынесли вопрос, согласны ли жители ввести ежегодный местный сбор в сумме 30 ₽ с каждого на период до 31 декабря 2015 года. Эти деньги собирались направить на благоустройство мест захоронений и населенных пунктов, мероприятия по социально-культурному развитию поселений, материальную поддержку участникам ВОВ, людям с инвалидностью, гражданам, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации. По данным ГАС «Выборы», за сбор высказались 70,89% участников голосования. Итоги коснулись только жителей самого сельсовета: им пришлось платить по 30 ₽ дополнительного сбора в год.

Понятие референдума — особенности проведения

Референдум — это способ изъявления воли граждан через голосование по вопросам местного, регионального, федерального значения.

Основным смыслом референдума является участие всего общества в правотворчестве. Поэтому он выступает одним из главных символов прямой демократии.

От выборов референдум отличается:

  • более широким охватом вопросов — выборы проводятся только с целью формирования власти;
  • длительностью периода действия принятых решений — властные полномочия имеют срок, а результаты референдумов бессрочны;
  • характеристиками инициирующей стороны — выборы проводятся с подачи представителей закона, а инициатором референдума может стать любой гражданин.

Имеются отличия и от плебисцита.

Плебисцит — это опрос, который проводят властные структуры для определения воли народа по вопросам локального характера.

Плебисцит отличается спецификой вопросов. Чаще всего они нацелены на определение судьбы какой-либо территории, решение вопросов, касающихся ее юридического, административного или территориального статуса.

Виды референдумов, классификация

Классификация производится на основе особенностей содержания мероприятия. Различают следующие виды:

  • конституционный — голосование по поправкам в конституцию или по ее новому проекту;
  • законодательный — предметом выступает проект какого-либо закона.

По охвату аудитории выделяют:

  • обязательный — требующий ратификации всей общественностью;
  • факультативный — нацеленный на фиксацию мнения определенной части общественности.

По результатам голосование может быть признанным, частично признанным или непризнанным отдельными странами, политическими собраниями.

Требования к референдуму, как он проходит

Требования к референдуму, основным процедурам, правилам и условиям его проведения определяются законом и конституцией государства. Вопросы, вынесенные на голосование, должны:

  • соответствовать уровню компетенции голосующих;
  • отражать соблюдение принципов верховенства закона;
  • иметь четкую формулировку, исключающую различие толкований.

Порядок проведения подразумевает несколько этапов:

  1. Назначение голосования.
  2. Составление списков, регистрация участников.
  3. Организация центральной комиссии и комиссий, действующих на местах, утверждение их функций.
  4. Проведение голосования.
  5. Подведение результатов.

Результаты должны быть опубликованы в средствах массовой информации, доведены до сведения всех участников.

Если инициатором является отдельный гражданин, общественное течение или некая социальная группа, то предварительным этапом будет служить сбор подписей в поддержку мероприятия. Необходимое количество голосов определяется уровнем проведения. Максимальное число участников привлекается на федеральном, общегосударственном уровне.

Самые резонансные референдумы, примеры

17 марта 1991 году в СССР был проведен единственный за всю историю Союза референдум, на который был вынесен вопрос о сохранении целостности государства. Положительно на вопрос ответили 80 % опрошенных. 20% проголосовали против. Однако СССР все равно распался.

К другим резонансным случаям историки относят:

  • голосование жителей Черногории о выходе страны из Государственного союза Черногории и Сербии в 2006 году — 86,5 % ответили положительно;
  • решение вопроса о присоединении Крыма к РФ в 2014 году — по официальным данным, 96,77 % высказались «за»;
  • определение общественного мнения касательно независимости Шотландии в 2014 году — за выход из состава Соединенного Королевства проголосовали 44,7 % избирателей, вопрос был решен не в их пользу;
  • опрос жителей Нидерландов относительно ассоциации ЕС с Украиной в 2016 году — 61 % голосующих высказались против.

Широкую огласку получил референдум в Каталонии в 2017 году. Изначально глава автономного сообщества предложил провести голосование по вопросам отделения от Испании и признания независимости Каталонии. Явка составила 43,3 %, что составляет 2286217 человек. 90,18 % из них проголосовали за отделение. 7,83 % — против. Однако испанское правительство признало референдум незаконным, а его результаты недействительными.

Референдум в РФ

Референдум в Российской Федерации — это форма непосредственного волеизъявления граждан России, выражающегося посредством голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного значения.

В соответствии со статьей 3 Конституции нашей страны референдум, который представляет собой выбор определенного решения, считается довольно важным выражением власти народа нашей страны. Референдум может быть проведен как на федеральном, так и на местном уровне.

Правила организации и проведения волеизъявления граждан регулируются федеральным законом нашей страны «О референдуме в Российской Федерации» от 28 июня 2004 года.

Референдум проводится на всей территории нашей страны на основе всеобщего и прямого волеизъявления, при условии, что голосование будет тайным, ответ и выбор того или иного человека будут недоступны для прочтения посторонними лицами. Участие в референдуме в нашей стране подразумевает, что человек должен оставить один голос, выбрав один какой-то определенный пункт из всех предложенных ему вариантов. Гражданин нашей страны самостоятельно голосует на референдуме, организованном Российской Федерацией. Само участие в референдуме всегда бесплатное, контроль над волей граждан не допускается.

На референдуме никто не может быть вынужден высказывать свои взгляды и убеждения или отвергать их. Вопросы, которые направлены на подготовку и реализацию референдума в Российской Федерации, открыто и публично рассматриваются специальными комиссиями, а также органами власти государства и различными органами местного самоуправления.

Любая личность, которая достигла совершеннолетнего возраста, обладает правоспособностью, законно проживает в нашей стране, имеет документ, удостоверяющий личность и подтверждающий место жительства, имеет право принимать участие в референдуме. Стоит отметить, что референдум не может проводиться одновременно с выборами, во время чрезвычайного или военного положения или в последний год правления конкретного президента или Государственной Думы нашей страны. Тот вопрос, который выносится на референдум, должен быть закрыт после голосования людей.

Согласно российскому законодательству, не могут быть подвергнуты референдуму следующие темы:

  • об изменении статуса учредительных единиц Российской Федерации;
  • о выборах, президентских мандатах, парламенте;
  • о кадровых вопросах с участием должностных лиц и федеральных исполнительных органов;
  • о вопросах, связанных с организациями или должностными лицами, назначенными в соответствии с международными договорами нашей страны;
  • о немедленных мерах по обеспечению общественного здравоохранения и безопасности;
  • об исключительной юрисдикции федерального правительства.

Порядок проведения референдума в Российской Федерации

Для того, чтобы провести российский референдум, жители одного из учредительных образований Российской Федерации должны сформировать инициативную группу, так называемую региональную группу будущих инициатив. Количество участников группы должно составлять не менее 100 человек, постоянно проживающих в конкретном регионе. Группа проводит заседание, на котором заранее оглашается состав избирательной комиссии по определенному вопросу. В частности, группа должна утвердить вопросы, представляемые на референдум. Затем выбранные уполномоченные лица этой группы обращаются в избирательную комиссию с просьбой зарегистрировать свою группу, а затем отдает список сформированных вопросов.

Избирательная комиссия региона направляет все запросы в Центральную избирательную комиссию (ЦИК) Российской Федерации, которая в течение 10 дней принимает конкретное решение.

На основании решения ЦИК региональная избирательная комиссия регистрирует инициативную группу или отказывает ей в регистрации (закон выделяет 15 дней на решение данного вопрос с даты подачи заявки). После регистрации первой региональной подгруппы в течение двух месяцев в более чем половине учредительных подразделений Российской Федерации должны быть созданы аналогичные организации граждан.

В то же время две инициативные группы по одному и тому же вопросу не могут зарегистрироваться на референдуме в одном регионе. Предпочтение отдается первому лицу, подавшему документы. Позже и иные региональные подгруппы должны обратиться в ЦИК с просьбой зарегистрировать инициативную группу референдума и сформулировать вопросы по этому вопросу. В течение 10 дней ЦИК принимает решение.

Этапы референдума включают в себя:

Сбор подписей. Согласно закону, инициативная группа должна собрать определенное количество подписей избирателей в течение 45 дней. Подписанные бумаги передаются в ЦИК, которая в течение 30 дней проверяет не менее 40% быстро отобранных подписей. Количество неправильных или схожих подписей должно составлять менее 5% от проверенного числа. На основании результатов экспертизы ЦИК в течение пяти дней принимает решение о результатах инициативной группы по проведению референдума и направляет его президенту страны для информирования об этом обеих палат парламента.

Назначение референдума. Стоит отметить, что сам референдум назначается всегда президентом Российской Федерации.

Возможность апелляции. Получив заявление, глава государства в течение 10 дней подает апелляцию в Конституционный суд, чтобы привести в порядок запросы инициативной группы референдума в соответствие с основным законом страны. В случае положительного решения суда президент назначает дату проведения всероссийского референдума не позднее чем через 15 дней. Если суд считает инициативу несогласованной с Конституцией, процедура ее реализации заканчивается.

Подведение итогов референдума. Голосование считается действительным, если в нем участвует более половины избирателей. Результаты референдума определяются большинством голосов участников.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *