Что размещается в еис по 44 фз
Перейти к содержимому

Что размещается в еис по 44 фз

  • автор:

Правила ведения реестра контрактов с учетом разъяснений Казначейства и последних изменений

Законодательство о госзакупках серьезно поменялось в 2022 году. В числе прочего изменились и правила, по которым ведется реестр контрактов в ЕИС по 44-ФЗ.

Скачать постановление правительства № 60 от 27.01.2022 из КонсультантПлюс
Скачать письмо Федерального казначейства № 07-04-05/14-14698 от 16.06.2022 из КонсультантПлюс

Правила ведения реестра контрактов

Принцип открытости и прозрачности госзакупок требует, чтобы вся информация, касающаяся тендеров по 44-ФЗ, публиковалась в Единой информационной системе. В том числе сведения о заключенных госконтрактах, изменениях в них вносимых и их исполнении. Для этой цели в ЕИС ведется специальный реестр.

Основные правила его ведения закрепляет ст. 103 44-ФЗ с последними изменениями в 2023 году, в которой указано, например, кто уполномочен его вести, в какие сроки необходимо публиковать сведения и ряд других положений.

В соответствии с действующими правилами информация о заключенных соглашениях публикуется в открытой части ЕИС: реестр контрактов в закрытой части сайта не ведется, таким образом, ознакомиться со сведениями, в нем изложенными, вправе любое лицо.

Реестр контрактов в ЕИС

Полномочия по его ведению принадлежат Федеральному казначейству, при этом за заказчиками закреплена обязанность передавать всю необходимую информацию по каждому соглашению.

Статья 103 44-ФЗ, устанавливающая правила ведения реестра контрактов по 44-ФЗ в 2023 году, предписывает направлять данные:

  • в течение пяти рабочих дней с момента заключения соглашения;
  • в течение трех дней, если соглашение заключено в результате электронной процедуры.

Полученную от заказчиков информацию уполномоченное ведомство проверяет перед публикацией.

Используйте бесплатно инструкции от экспертов КонсультантПлюс, чтобы вести реестр контрактов без ошибок и нарушений.

Инструкция КонсультантПлюс: как вести реестр контрактов по 44-ФЗ

Если сведения прошли проверку, то они размещаются, формируется реестровая запись контракта в ЕИС, которая состоит из 19 разрядов:

  • 1–11-й разряды — идентификационный код заказчика;
  • 12–13 — последние 2 цифры года;
  • 14–19 — порядковый номер.

Более подробно порядок ведения учета установлен постановлением Правительства РФ от 27.01.2022 № 60 – правила ведения реестра контрактов в ПП 60 от 27.01.2022 конкретизируют положения статьи 103 Федерального закона № 44-ФЗ.

Какие сведения вносятся в реестр

Перечень сведений, которые необходимо направлять по каждому госконтракту, содержится в разделе II Правил, по которым осуществляется ведение реестра контрактов по 44-ФЗ в 2023 году, — эти правила утверждены ПП № 60.

В числе необходимых сведений, в частности:

  • информация о заказчике, его название, ИНН;
  • информация о поставщике;
  • дата заключения;
  • сведения об объекте закупки;
  • цена соглашения;
  • срок исполнения обязательств или сроки исполнения каждого из этапов;
  • некоторые другие сведения.

В ЕИС публикуется ряд сведений, которые не являются необходимыми для самого госконтракта. В числе таких данных:

  • ОКОПФ — это код, шифрующий организационно-правовую форму заказчика;
  • код закупаемой продукции по ОКПД2;
  • код бюджетной классификации, необходимый для проведения оплаты;
  • код вида расходов;
  • способ определения поставщика;
  • сведения об авансировании.

Если эти данные отсутствуют в тексте, то это не является нарушением, однако их внимательно проверят специалисты уполномоченного ведомства. Так, например, по коду КБК они определят объем финансирования, который доведен до заказчика, и сопоставят эту сумму с объемом финансирования контракта. Если эти сведения противоречат друг другу — это служит основанием для вынесения отрицательного заключения по результатам проверки.

Кроме того, важно помнить особенности размещения и проверки отдельных видов информации по контракту, в частности:

  • уполномоченный орган проверяет сведения об обеспечении контракта, если оно внесено в форме денежных средств. При этом по действующим правилам субъекты малого предпринимательства вправе не обеспечивать исполнение. Если соглашение заключено с таким контрагентом, то данные об обеспечении не подаются, но это касается только малых предприятий, во всех остальных случаях необходимо сообщать об обеспечении и его сумме;
  • заказчики обязаны подавать сведения об установленном авансировании. При этом необходимо сообщать как об авансировании всего соглашения, так и его этапов: аванс на этап рассчитывается как процент от цены этого этапа. В ЕИС имеется функционал автоматического пересчета процентов аванса в денежное выражение и наоборот. Особые правила авансирования предусмотрены для контрактов на коммунальные услуги: аванс рассчитывается, исходя из планового или фактического потребления. В деньгах его размер от периода к периоду отличается, поскольку объемы потребления варьируются, поэтому в реестре авансы по таким соглашениям указываются только в процентах;
  • обязательным является размещение в ЕИС информации об исполнении контракта по 44-ФЗ, в 2023 году необходимо сообщать не только об исполнении всего соглашения целиком, но и о каждом его этапе. Так, учету подлежат сведения и подтверждающие их документы о приемке ТРУ, направить их необходимо не позднее одного рабочего дня после их подписания, а если они подписаны в электронном виде — в тот же день, об оплате; о соглашениях с соисполнителями из числа СМП и СОНКО, о примененных мерах ответственности. Также в реестр необходимо подавать информацию о расторжении госконтракта или о признании его недействительным.

Контракты, которые не отражаются в реестре

В реестр госконтрактов по 44-ФЗ не включаются такие соглашения, как:

  • госконтракты с единственным поставщиком, заключенные по п. 4–5 и 23 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. То есть, например, не вносится в реестр информация о соглашениях, цена которых не превышает 600 000 рублей, при условии что заключены они с едпоставщиком;
  • соглашения, заключенные Росатомом или его подразделениями с физическими лицами, при условии что предмет этих договоренностей — обработка первичных статистических данных;
  • госконтракты, заключенные в соответствии с п. 44 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ, в их числе соглашения с едпоставщиками, по которым заказчиками выступают библиотеки и образовательные учреждения, а предметом — закупка прав доступа к международным базам данных;
  • договоры с с физическими лицами, которые финансируются за счет финансовых средств, выделенных на оперативно-розыскную деятельность (п. 46 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ);
  • госконтракты, заказчиками по которым выступают иностранные представительства РФ, работающие и осуществляющие закупки за рубежом.
Об авторе этой статьи

Полина Гольцова

Полина Гольцова Юрист Моя первоначальная специальность — юрист, юрисконсульт. Первые два года практической деятельности работала в общем юридическом отделе организации, где занималась всесторонним правовым сопровождением деятельности работодателя.

Однако с 2013 года основным направлением моей практической деятельности стали госзакупки. Я работала в контрактных службах нескольких крупных бюджетных учреждений федерального и регионального уровня и коммерческой организации, деятельность которой связана с госзакупками.
Занималась юридическим сопровождением госзакупок, договорной и претензионной работой, представляла интересы работодателей в арбитражных судах и УФАС.

Статья 4. Информационное обеспечение контрактной системы в сфере закупок

1. В целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система, взаимодействие которой с иными информационными системами в соответствии с частью 2 настоящей статьи обеспечивает:

1) формирование, обработку, хранение и предоставление данных (в том числе автоматизированные) участникам контрактной системы в сфере закупок в рамках отношений, указанных в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона;

2) контроль за соответствием информации об идентификационных кодах закупок и непревышением объема финансового обеспечения для осуществления данных закупок, содержащихся в планах-графиках закупок (далее также — планы-графики), извещениях об осуществлении закупок, протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), условиях проектов контрактов (направляемых в соответствии с настоящим Федеральным законом с использованием единой информационной системы участникам закупок, с которыми заключаются контракты);

3) использование усиленной квалифицированной электронной подписи (далее — усиленная электронная подпись) для подписания электронных документов, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

4) утратил силу с 1 июля 2018 года. — Федеральный закон от 31.12.2017 N 504-ФЗ.

2. Порядок функционирования единой информационной системы, предоставления информации и документов из единой информационной системы, требования к технологическим и лингвистическим средствам единой информационной системы, в том числе требования к обеспечению автоматизации процессов сбора, обработки информации в единой информационной системе, порядок информационного взаимодействия единой информационной системы с иными информационными системами, в том числе в сфере управления государственными и муниципальными финансами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

3. Единая информационная система содержит:

1) утратил силу с 1 октября 2019 года. — Федеральный закон от 01.05.2019 N 71-ФЗ;

3) информацию о реализации планов-графиков;

4) информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, перечень иностранных государств, групп иностранных государств, с которыми Российской Федерацией заключены международные договоры о взаимном применении национального режима при осуществлении закупок, а также условия применения такого национального режима;

5) информацию о закупках, предусмотренную настоящим Федеральным законом, об исполнении контрактов;

6) реестр контрактов, заключенных заказчиками;

6.1) единый реестр участников закупок;

7) реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

8) библиотеку типовых условий контрактов;

9) реестр независимых гарантий;

10) реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний;

10.1) реестр единственных поставщиков товара, производство которого создается, модернизируется, осваивается, единственных исполнителей услуги, оказываемой с использованием имущества (недвижимого имущества или недвижимого имущества и движимого имущества, технологически связанных между собой), которое создается, реконструируется;

11) перечень международных финансовых организаций, созданных в соответствии с международными договорами, участником которых является Российская Федерация, а также международных финансовых организаций, с которыми Российская Федерация заключила международные договоры;

12) результаты мониторинга закупок, аудита в сфере закупок, а также контроля в сфере закупок;

13) отчеты заказчиков, предусмотренные настоящим Федеральным законом;

14) каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

15) нормативные правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона;

16) информацию о складывающихся на товарных рынках ценах товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также о размещаемых заказчиками в соответствии с частью 5 статьи 22 настоящего Федерального закона запросах цен товаров, работ, услуг;

17) иные информацию и документы, формирование и размещение которых в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.

4. Информация, указанная в части 3 настоящей статьи, размещается на официальном сайте, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Федеральным законом. Информация, размещенная на официальном сайте, является общедоступной и предоставляется безвозмездно. Сведения, составляющие государственную тайну, не подлежат размещению в единой информационной системе.

5. Согласие субъекта персональных данных на обработку персональных данных, содержащихся в информации и документах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, не требуется при обработке персональных данных в целях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

6. Правительством Российской Федерации определяются один или несколько федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке функциональных требований к единой информационной системе, по созданию, развитию, ведению и обслуживанию единой информационной системы, по установлению порядка регистрации участников контрактной системы в сфере закупок (за исключением участников закупок) в единой информационной системе и порядка пользования единой информационной системой.

7. Субъекты Российской Федерации и муниципальные образования вправе создавать региональные и муниципальные информационные системы в сфере закупок, интегрированные с единой информационной системой.

8. Единые требования к региональным и муниципальным информационным системам в сфере закупок устанавливаются Правительством Российской Федерации.

9. Порядок функционирования и использования региональных и муниципальных информационных систем в сфере закупок устанавливается актами соответственно высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций.

10. Интеграция информационных систем, указанных в части 7 настоящей статьи, электронных площадок с единой информационной системой достигается посредством:

1) обмена электронными документами и информацией при взаимодействии указанных систем, электронных площадок с единой информационной системой, обеспечивающего гарантированную передачу в единую информационную систему с подписанием и размещением в ней электронных документов и информации, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в том числе с использованием региональных информационных систем, указанных в части 7 настоящей статьи. Исчисление сроков, предусмотренных настоящим Федеральным законом для размещения в единой информационной системе электронных документов и информации, начинается с момента их размещения в единой информационной системе;

2) пользования указанными информационными системами, электронными площадками базами данных единой информационной системы;

3) установления единых технологических и лингвистических требований к информации, обработка которой осуществляется в указанных системах, на электронных площадках;

4) размещения информации о закупках на официальном сайте.

11. Создание информационных систем в сфере закупок, не интегрированных с единой информационной системой, не допускается.

12. В случае, если информация, предусмотренная пунктами 1 — 15 части 3 настоящей статьи и размещенная в единой информационной системе, не соответствует информации, размещенной в иных информационных системах в сфере закупок, приоритет имеет информация, размещенная в единой информационной системе.

13. В целях мониторинга и фиксации действий, бездействия участников контрактной системы в сфере закупок в единой информационной системе, на электронной площадке создается государственная информационная система, которая должна обеспечивать в том числе:

1) мониторинг доступности (работоспособности) единой информационной системы, электронной площадки и хранение информации о такой доступности (работоспособности);

2) фиксацию, включая видеофиксацию, в режиме реального времени действий, бездействия участников контрактной системы в сфере закупок в единой информационной системе, на электронной площадке;

3) хранение информации о действиях, бездействии участников контрактной системы в сфере закупок в единой информационной системе, на электронной площадке, в том числе информации об электронных документах, формируемых участниками контрактной системы в сфере закупок и подписанных усиленной электронной подписью, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

14. Правительством Российской Федерации в целях эксплуатации указанной в части 13 настоящей статьи государственной информационной системы:

1) определяется федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на обеспечение ее эксплуатации и развития;

2) устанавливается порядок мониторинга доступности (работоспособности) единой информационной системы, электронной площадки;

3) устанавливается порядок фиксации, включая видеофиксацию, в режиме реального времени действий, бездействия участников контрактной системы в сфере закупок в единой информационной системе, на электронной площадке;

4) устанавливаются требования к ее эксплуатации, порядку формирования, хранения и использования содержащейся в ней информации, включая:

а) требования к технологическим и лингвистическим средствам, обеспечивающим сбор, обработку, хранение и использование информации, содержащейся в указанной системе;

б) требования к информационно-технологическому взаимодействию указанной системы с единой информационной системой, электронной площадкой;

в) требования к порядку и срокам хранения, а также порядку предоставления содержащейся в указанной системе информации;

г) права и обязанности лиц, являющихся получателями содержащейся в указанной системе информации;

д) порядок взаимодействия программно-аппаратных средств участников контрактной системы в сфере закупок с указанной системой;

е) требования к обеспечению конфиденциальности информации, содержащейся в указанной системе.

15. Информация и документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом, формируемые и составляемые заказчиком (за исключением формируемых и размещаемых в единой информационной системе и (или) на электронной площадке, специализированной электронной площадке), а также полученные заказчиком при определении в соответствии с настоящим Федеральным законом начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальных цен единиц товара, работы, услуги, начальной суммы цен указанных единиц, максимального значения цены контракта, при обосновании (за исключением включаемых в контракт в качестве обоснования цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в соответствии с частью 4 статьи 93 настоящего Федерального закона) таких начальной (максимальной) цены, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальных цен единиц товара, работы, услуги, хранятся заказчиком не менее шести лет с момента начала закупки.

Электронный аукцион по 44-ФЗ

Закупая объекты из аукционного перечня, госзаказчики обязаны проводить электронный аукцион по 44‑ФЗ. Это форма проведения закупки, при которой участники предлагают свои цены за исполнение контракта и могут снижать их, ориентируясь на предложения конкурентов. Победителем становится участник, предложивший наименьшую цену. Электронные аукционы по 44‑ФЗ проходят на федеральных электронных торговых площадках (ЭТП).

Что вы узнаете

Как участвовать в аукционе: инструкция для поставщика

Руководитель организации, которая еще ни разу не участвовала в электронных закупках, предварительно получает электронную подпись, регистрируется в ЕИС и открывает специальный счет в банке. Для участия в некоторых закупках заранее подтверждает квалификацию на ЭТП.

Затем поставщик собирает документы и подает заявку на участие в выбранном аукционе. Во время аукциона предлагает свою цену и, если его предложение становится самым выгодным для заказчика, получает контракт.

Теперь подробно рассмотрим каждый шаг.

Получение электронной подписи

Для работы в ЕИС и на электронных площадках нужно получить квалифицированную электронную подпись — в УЦ «Тензор» электронную подпись оформят в течение часа и могут доставить на дом.

Регистрация в ЕИС

С 1 января 2019 года регистрация в ЕИС является обязательным условием участия в госзакупках. Подтвержденный аккаунт организации в ЕИС аккредитует сразу на всех 8 федеральных ЭТП.

Проходит в три этапа:

  1. С помощью ЭП авторизуйтесь в ЕСИА.
  2. Из личного кабинета добавьте организацию. Данные заполнятся из сертификата подписи. Добавьте контактную информацию. ФНС проверяет данные в течение 5 рабочих дней. Статус регистрации можно смотреть в личном кабинете госуслуг или просто дождаться результатов проверки на электронную почту.
  3. Зайдите в ЕИС по сертификату электронной подписи, дайте согласие на перенос данных из ЕСИА в ЕИС. Заполните недостающие сведения и внесите данные о сотрудниках, которые будут работать на ЭТП по доверенности.

В течение 1 рабочего дня данные будут проверяться. Если заявка составлена правильно, данные об участнике попадут в Единый реестр участников закупок на следующий рабочий день. Если поставщик предоставит неверные данные, заявку отклонят. Придется заново заполнять форму регистрации и отправлять ее на подтверждение.

Еще 1 рабочий день займет перенос данных из ЕИС на федеральные ЭТП.

Лучше зарегистрироваться в ЕИС заранее, в противном случае можно не успеть подать заявку на участие. В среднем на регистрацию в ЕИС уходит 2-7 дней.

Зарегистрироваться в ЕИС быстро и с первого раза помогут в компании «Тензор»: подготовят нужные документы, заполнят заявку, перепроверят данные на актуальность и наличие ошибок.

Поиск тендеров по государственным и коммерческим площадкам

Открытие спецсчета

После регистрации в ЕИС нужно обратиться в банк, чтобы открыть счет для обеспечения заявок на участие в закупках. Такой счет называется специальным и открывается в банке из списка одобренных Правительством РФ. Данные о спецсчете передаются на ЭТП автоматически. Участнику достаточно открыть один спецсчет, который будет принят операторами всех федеральных ЭТП.

Подтверждение квалификации на ЭТП

Для участия в закупках из Постановления Правительства от 29.12.2021 № 2571 требуется заранее подтвердить квалификацию на электронной площадке. Пакет документов, необходимый для подтверждения квалификации, указан в Постановлении. Оператор ЭТП проверит их в течение 5 дней.

Сбор документов и подача заявки на участие

Период подачи заявок зависит от величины начальной максимальной цены контракта (НМЦК):

  • НМЦК ≤ 300 млн рублей (2 млрд рублей для закупки строительных работ) — от 7 дней;
  • НМЦК > 300 млн рублей (2 млрд рублей для закупки строительных работ) — от 15 дней.

За это время поставщику нужно составить заявку, прикрепить к ней документы и отправить оператору ЭТП.

Принимая решение участвовать в аукционе, убедитесь, что вам понятны условия закупки и требования заказчика. В противном случае подайте запрос на разъяснения.

Запрос на разъяснения

Оформляется на электронной площадке. К одному аукциону можно подать до 3-х запросов. В течение 2-х рабочих дней заказчик опубликует разъяснения, не указывая организацию, подавшую запрос.

Если заказчик внес изменения в извещение или документы к закупке, срок подачи заявок увеличивается на 7 или 3 дня в зависимости от размера сделки.

Сбор документов

Документы прикрепляются к заявке и нужны для подтверждения соответствия поставщика условиям заказчика. Также в них включают предложение о поставке. Для подачи заявки нужно подготовить:

  • Сведения о предлагаемом к поставке товаре, в том числе — страну происхождения и товарный знак.
  • Реквизиты фирмы для включения в госконтракт.
  • Перевод документов о госрегистрации, если фирма зарегистрирована за рубежом.
  • Копию паспорта, если участник тендера — физлицо.
  • Декларацию о соответствии поставщика требованиям контрактного законодательства.
  • Решение об одобрении крупной сделки.
  • Копии документов, подтверждающих соответствие товаров, работ или услуг требованиям законодательства.
  • Документы, подтверждающие право получить преимущества, — для учреждений уголовно‑исполнительной системы, СОНКО.
  • Документы, подтверждающие соответствие участника требованиям нацрежима, — если он действует в закупке.
  • Документы о соответствии фирмы доптребованиям и требованиям универсальной предквалификации (при необходимости).

Выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП загрузится на ЭТП из ЕИС, как и часть сведений о фирме (название, ИНН, КПП и прочие данные).

Конкретные показатели товара и товарный знак можно не указывать, если заказчик обозначил их в описании товара, и организация собирается поставить именно эту продукцию, а не эквивалент.

Подача заявки

Нужно заполнить заявку на ЭТП, прикрепить документы, подписать электронной подписью и отправить оператору площадки. В заявке поставщик дает согласие на выполнение работ, поставку товара или предоставления услуг на условиях заказчика.

Заполняя заявку, поставщик:

  1. Указывает информацию о себе: название организации, юридический адрес, контакты, ФИО ответственного за участие в закупке.
  2. Подписывает сформированную площадкой декларацию о соответствии единым требованиям, предъявляемым к участникам электронного аукциона.
  3. Ставит галочку о принадлежности к субъектам малого предпринимательства (СМП) или социально‑ориентированным некоммерческим организациям (СОНКО) — если закупка проводится для СМП и СОНКО.
  4. Прикладывает подготовленные документы.
    Некоторые сведения о фирме загрузятся из ЕИС.
Обеспечение заявки

Сумму обеспечения указывает заказчик в извещении о закупке, она должна быть в пределах от 0,5% до 5% от НМЦК. Обеспечение заявки заморозится на спецсчете до окончания аукциона.

Если заявка составлена правильно и обеспечена, оператор подтвердит ее получение в течение часа и присвоит ей идентификационный номер.

Отклонение заявки оператором ЭТП

Оператор ЭТП отклонит заявку, если:

  • Участник прислал ее после истечения срока подачи заявок.
  • До истечения срока регистрации участника осталось меньше трех месяцев.
  • Участник подал вторую заявку, не отозвав первую. Отозвать заявку можно в любой момент до окончания периода приема подачи заявок.

Отклоняя заявку, оператор обязательно указывает причину. После этого заявку можно будет исправить и отправить повторно.

Участие в аукционе

Участники заходят на электронную площадку в назначенное время и предлагают цены за исполнение контракта. В ходе аукциона поставщики улучшают свои предложения, поочередно снижая их в пределах шага аукциона.

Шаг аукциона составляет от 0,5% до 5% от НМЦК.

Нельзя подавать цену:

  • выше предыдущего предложения;
  • равную своему предыдущему предложению;
  • равную нулю.

Аукцион завершается, если в течение 4 минут не поступает новых предложений. Выигрывает участник, предложивший самую низкую цену за исполнение контракта. Общая длительность торгов не должна превышать 5 часов.

После определения победителя аукциона начинается переторжка.

Переторжка

Дополнительные 10 минут, в течение которых участники могут снизить свою цену и приблизить ее к цене победителя. Если победитель не удовлетворит требованиям заказчика по второй части заявки, контракт получит участник, занявший второе место.

Во время переторжки цену можно снижать независимо от шага аукциона. Нельзя подавать цену, равную своему предыдущему предложению, нулю, ниже цены победителя аукциона.

Проведение аукциона и переторжки регулирует оператор ЭТП — фиксирует предложения и время их подачи, обеспечивает конфиденциальность информации об участниках и отклоняет предложения, которые не соответствуют правилам аукциона. По итогам оператор составляет протокол, отправляет его заказчику и публикует на ЭТП.

Протокол аукциона

В протоколе оператор ЭТП указывает время начала и окончания аукциона, площадку, НМЦ контракта и итоговые предложения участников: от самой высокой к самой низкой цене.

Заказчик рассмотрит заявки участников и заключит контракт с поставщиком, предложившим самую низкую цену за исполнение контракта, при условии, что его заявка соответствует требованиям закупки.

Тендеры со всех торговых площадок в одной программе

Подписание контракта

Заказчик отправляет победителю неподписанный проект контракта. Контракт необходимо подписать в течение 5 дней после его получения, иначе попадете в реестр недобросовестных поставщиков на 2 года. Поставщик, сведения о котором есть в РНП, не может участвовать в госзакупках.

Одновременно с подписанием нужно предоставить обеспечение исполнения контракта.

Обеспечение исполнения контракта

Это залог, который переводится на счет заказчика. Он возвращается, когда все обязательства по контракту выполнены. Если поставщику начисляют штрафы или пени, они будут вычитаться из этой суммы. Сумма обеспечения контракта определяется заказчиком. Минимальное обеспечение исполнения контракта — 0,5% от НМЦК, максимальное — 30% от НМЦК.

Контракт можно обеспечить независимой гарантией. Чтобы оформить независимую гарантию, обратитесь в Тензор. Гарантию выпустят в течение 1 рабочего дня в аккредитованном Минфином банке.

Разногласия по контракту

Если проект контракта не соответствует извещению о закупке или документации к ней, победитель может направить заказчику протокол разногласий. Составить протокол разногласий можно по образцу.

В течение 2‑х дней заказчик отправляет доработанный проект контракта в ЕИС. Если заказчик не согласен с протоколом, он отправляет прежний проект контракта и указывает причины, по которым отказывается вносить в него изменения.

Как провести аукцион: инструкция для заказчика

Заказчик публикует закупку, дожидается результатов торгов, рассматривает заявки на участие и подводит итоги. Если заявка участника, сделавшего минимальное предложение на аукционе, подходит под требования заказчика, с ним заключают контракт. В противном случае заказчик выбирает другого подрядчика.

Публикация извещения и аукционной документации

Заказчик размещает в Единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС) извещение о закупке и аукционную документацию. С этого момента начинается период подачи заявок на участие:

  • НМЦК ≤ 300 млн рублей (2 млрд рублей для закупки строительных работ) — от 7 дней;
  • НМЦК > 300 млн рублей (2 млрд рублей для закупки строительных работ) — от 15 дней.
Извещение

Извещение о закупке заказчик формирует в ЕИС, основываясь на позиции в плане-графике закупок. Выбирает из выпадающего списка ЭТП, на которой будет проходить аукцион. Данные о закупке автоматически выгружаются из ЕИС на выбранную площадку.

В извещении заказчик указывает:

  • Информацию о себе: название, адрес организации, контакты, ФИО ответственного за проведение аукциона лица.
  • Условия контракта — что и в каком объеме закупается, место поставки товара или выполнения работ.
  • Срок исполнения контракта.
  • НМЦК и источник финансирования заказчика.
  • Ограничения по участникам — например, закупка проводится только для субъектов малого предпринимательства (СМП).
  • Размер обеспечения заявки и контракта, способы их предоставления.
Аукционная документация

Основную информацию о закупке заказчик указывает в извещении (ч. 1 ст. 42 44‑ФЗ):

  • сведения о заказчике;
  • ИКЗ заказа;
  • способ закупки;
  • сведения об ЭТП;
  • сколько товаров закупает;
  • срок поставки;
  • НМЦК тендера;
  • размер аванса;
  • есть ли преимущества;
  • установлен ли нацрежим;
  • размер обеспечения (при необходимости);
  • срок подачи заявок;
  • дата торгов;
  • иные данные.

К извещению заказчик прикладывает электронные документы (ч. 2 ст. 42 44-ФЗ):

  • описание объекта закупки;
  • обоснование НМЦК;
  • проект контракта;
  • требования к содержанию заявки на участие;
  • перечень доптребований;
  • иные сведения.

Поставщики изучают извещение и приложенные к нему документы и, если у них возникают вопросы, отправляют запросы на разъяснения аукционной документации. Ответить на них следует в течение двух дней.

По запросам поставщиков или по другим причинам может потребоваться внесение изменений в извещение и документы к закупке после их публикации в ЕИС.

Изменения в документах

Заказчик может опубликовать в ЕИС новый вариант извещения и аукционных документов не позднее, чем за один рабочий день до окончания срока приема заявок. При этом срок приема заявок увеличивается — на 7 или 3 дня в зависимости от размера сделки.

Нельзя менять объект закупки или увеличивать сумму обеспечения контракта.

Определение победителя аукциона

Оператор ЭТП проведет аукцион и составит по его итогам протокол торгов. В протоколе будут указаны итоговые предложения участников, ранжированные от самой высокой к самой низкой цене. Оператор отправляет протокол заказчику. К протоколу прикладывает заявки.

Закупку выигрывает участник, предложивший на аукционе минимальную цену, при условии, что его заявка полностью соответствует требованиям заказчика.

Отбор участников аукциона

Заявки рассматриваются не более 2‑х рабочих дней в один этап. По итогам рассмотрения нужно сформировать и опубликовать в ЕИС протокол. Оттуда он автоматически выгрузится на площадку.

В протоколе укажите решение каждого члена аукционной комиссии по каждой заявке. Если заявка отклонена, пропишите причину и дайте ссылку на конкретные положения аукционной документации, которым не соответствует заявка участника и на статьи 44‑ФЗ.

Отклонить заявку можно по следующим причинам:

  • Поставщик из недружественной РФ страны.
  • Поставщик из ЕАЭС не внес на счет обеспечение.
  • Поставщик не подтвердил соответствие доптребованиям или требованиям универсальной предквалификации или не соответствует этим требованиям.
  • Такое решение продиктовано правилами нацрежима. Например, при запрете на допуск импорта.

Подписание контракта

После определения победителя аукциона заказчик отсылает ему неподписанный проект контракта. Поставщик должен подписать его в течение 5 дней, в противном случае нужно подать в ФАС заявление о его внесении в реестр недобросовестных поставщиков.

Если между проектом контракта и документами закупки будут расхождения, поставщик вправе направить заказчику протокол разногласий. На рассмотрение протокола разногласий есть 2 рабочих дня. За это время нужно внести в проект правки и отправить новый вариант поставщику, либо отправить прежний вариант и обосновать свой отказ менять проект контракта. После подписания контракта победителем, заказчик должен подписать контракт и выложить его в ЕИС в течение 2 дней.

Найдите тендеры по своему запросу в один клик

Сроки для каждого этапа

Этап Срок
Внесение изменений в извещение или аукционную документацию Не позднее, чем за один рабочий день до даты окончания срока приема заявок. Срок подачи заявок при этом увеличивается на 7 и 3 дня, в зависимости от размера сделки
Подача запроса на разъяснение документации Не позднее, чем за 3 дня до даты окончания срока приема заявок
Размещение разъяснений по запросам В течение 2‑х дней с момента размещения запроса на разъяснение документации
Подача заявок на участие НМЦК ≤ 300 млн рублей (2 млрд рублей для закупки капремонта, строительных работ) — от 7 дней
НМЦК > 300 млн рублей (2 млрд рублей для закупки капремонта, строительных работ) — от 15 дней
Обеспечение заявки на участие Одновременно с подачей заявки на участие
Проведение аукциона Через два часа после окончания срока подачи заявок
Рассмотрение заявок (публикация протокола) В течение 2‑х рабочих дней после окончания подачи заявок, но не позже даты подведения итогов из извещения о проведении аукциона
Отправка проекта контракта победителю В течение 2 дней со дня публикации протокола подведения итогов в ЕИС
Подписание проекта контракта победителем В течение 5 дней после получения проекта контракта
Размещение протокола разногласий с проектом контракта В течение 5 дней после получения проекта контракта
Рассмотрение протокола разногласий заказчиком В течение 2‑х рабочих дней с момента получения протокола разногласий
Подписание проекта контракта заказчиком В течение 2‑х рабочих дней со дня публикации проекта контракта, подписанного победителем аукциона
Не раньше, чем через 10 дней после публикации протокола подведения итогов аукциона
Обеспечение исполнения контракта Одновременно с подписанием проекта контракта

Может ли заказчик отменить аукцион?

Да, может. Нужно опубликовать в ЕИС решение об отмене аукциона не позднее, чем за один рабочий день до окончания срока подачи заявок.

Может ли цена контракта опуститься ниже нуля?

Да, может. В этом случае поставщик платит заказчику за возможность заключить с ним контракт. Побеждает участник, который предложил самую высокую цену.

Что делать, если нет заявок на участие в аукционе?

Если заявок на участие в аукционе нет или ни одна из них не соответствует требованиям, заказчик меняет план-график закупок в ЕИС и проводит закупку другим способом.

Что делать, если на участие в аукционе подана 1 заявка или только 1 заявка соответствуют требованиям?

Заявка рассматривается заказчиком в течение 2-х рабочих дней. Если она соответствует требованиям, с поставщиком заключают контракт. Если не соответствует – заказчик отклоняет ее, вносит изменения в план-график закупок и проводит закупку другим способом.

Во время аукциона не поступило ценовых предложений — что делать?

В течение 2-х рабочих дней заказчик рассматривает заявки и составляет протокол, в котором указывает, какие заявки и участники соответствуют требованиям, а какие нет и почему. Контракт заключается с поставщиком, который соответствует всем требованиям и снизил цену больше остальных. Если поставщик отказывается подписать контракт, он попадает в РНП.

Ведем реестр контрактов с учетом разъяснений Казначейства

С 2022 года действуют новые правила ведения реестра контрактов в ЕИС по 44-ФЗ, заключенных заказчиками. Учитывайте обновления при регистрации записи о государственном или муниципальном контракте в Единой информационной системе.

Скачать Постановление Правительства № 60 от 27.01.2022 о правилах ведения реестра контрактов по 44-ФЗ 2023 года из КонсультантПлюс
Скачать письмо Федерального казначейства № 07-04-05/14-14698 от 16.06.2022 с разъяснениями о ведении реестра контрактов по 44-ФЗ в 2023 году

Проверка информации о заключенном контракте

Порядок ведения контрактного реестра закреплен в ст. 103 44-ФЗ с последними изменениями в 2023 году. Заказчики обязаны регистрировать заключенные контракты в ЕИС. В реестре отражают сведения о заключении и внесении изменений в соглашения, а сроки направления отличаются по видам процедур. Информацию направляют:

  • в течение 5 рабочих дней с даты заключения соглашения;
  • в течение 3 рабочих дней с даты заключения контракта по итогам электронных процедур (с 01.04.2023 — о заключении, с 01.07.2023 — о внесении изменений).

Вот как выглядит реестр муниципальных контрактов и госконтрактов в ЕИС:

Реестр госконтрактов по 44-ФЗ

Формирует и ведет реестр госконтрактов Федеральное казначейство. Заказчики предоставляют казначеям информацию для включения в реестровую запись Единой информационной системы ( ч. 1, 3, 4 ст. 103 44-ФЗ ).

Сведения о заключенном контракте обязательно проверяют. Перечень информации, которую надо включить в реестровую запись контракта в ЕИС, приведен в п. 10 правил из ПП РФ № 60 . А в пп. «д» п. 18 правил указаны реквизиты, которые контролеры проверяют на соответствие условиям госконтракта.

Используйте бесплатно инструкции от экспертов КонсультантПлюс, чтобы вести реестр контрактов без ошибок и нарушений.

Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНО НА 2 ДНЯ .

Список заключенных соглашений опубликован в открытой части сайта: реестр контрактов в закрытой части сайта не ведется. В закрытой части тоже публикуют информацию о госконтрактах, но только о тех, которые не доступны широкому кругу пользователей, — с гостайной или по решению правительства.

Необязательные реквизиты для контракта

Некоторые реквизиты надо включать в реестр, хотя они и не обязательны для госконтрактов. Требования к содержанию соглашений прописаны в Федеральной контрактной системе ( ст. 34 44-ФЗ ). А в правилах закреплено, что ведение реестра контрактов предусматривает включение информации, необязательной для госконтракта. Это касается некоторых кодов:

  • ОКОПФ — организационно-правовая форма заказчика;
  • ОКПД2 — классификация продукции по видам экономической деятельности;
  • КБК — код бюджетной классификации для оплаты по контракту;
  • КВР — код вида расходов.

Кроме того, в реестре надо указывать способ определения поставщика и размер аванса. Эти реквизиты проверяют на соответствие условиям госконтракта, если они в нем указаны. Но поскольку эта информация в соглашении не обязательна, ее отсутствие в контракте не является основанием для отрицательного результата проверки.

Но есть важный нюанс. Контролеры проверяют непревышение объема финансового обеспечения по плану-графику над объемом финансирования, доведенным заказчику на осуществление закупки по извещениям и условиям контрактов ( ч. 5, 5.1 ст. 99 44-ФЗ ). Проверку проводят по информации, опубликованной в Единой информационной системе. Финансирование проверяют по каждому КБК ( п. 14 правил контроля из ПП РФ № 1193 от 06.08.2020 ).

Кроме того, проверят и КВР по источнику финансирования и его соответствие объекту закупки, который указан в извещении и проекте контракта в ЕИС в случаях, предусмотренных п. 2, 3, 6, 7, 10-14, 16, 17, 19, 22, 31-33,35, 37-39, 47, 48, 54, 55 ч. 1 ст. 93 Федеральной контрактной системы ( пп. «г» п. 11 правил контроля ). Это означает, что коды бюджетной классификации и вида расходов надо указывать и в проекте контракта, и в самом госконтракте.

Проверка размера обеспечения госконтракта и обеспечения гарантийных обязательств

Обеспечение исполнения и гарантийных обязательств по контракту проверяют, если их вносят в форме денежных средств ( пп. «д» п. 18 правил № 60 ). Но для СМП сделали исключение: им не надо предоставлять обеспечение исполнения и гарантийных обязательств, если участник предоставит подтверждение из реестра контрактов ( ч. 8.1 ст. 96 44-ФЗ ).

Даже если по условиям госконтракта требуется обеспечение, субъекты малого предпринимательства его не предоставляют. А это означает, что сведения об обеспечении не включаются в реестр контрактов. Информацию об освобождении поставщика от обеспечения тоже не показывают в госреестре. И отсутствие таких условий в закупках не является нарушением только для СМП. Во всех остальных случаях несоответствие информации повлечет отрицательный результат проверки.

Аванс по контрактам на оказание коммунальных услуг

Сведения о размерах авансирования по госконтракту и по каждому его этапу надо включать в госреестр ( пп. «и» п. 10 правил ). При реализации этапа аванс отражают в виде процента цены этапа. В функционале ЕИС тоже предусмотрена такая возможность: авансирование показывают либо в процентном, либо в денежном выражении. Система автоматически пересчитывает показатель в процентное или денежное выражение соответственно.

Для госконтрактов на оказание коммунальных услуг действуют специальные правила расчета аванса. Его рассчитывают по плановому или фактическому объему потребления, и в денежном выражении он отличается от периода к периоду. В реестре ЕИС авансы по коммуналке показывают только в процентном выражении.

Информация об агенте по сбору платежей, который не является стороной госконтракта

В госконтракте по 44-ФЗ нельзя указывать несколько поставщиков. По правилам, заказчик платит непосредственно поставщику, подрядчику или исполнителю ( п. 2 ч. 1 ст. 94 44-ФЗ ). Оплата товаров, работ и услуг контрагенту, который не является стороной контракта, не предусмотрена (письма Минфина № 24-01-06/104735, 24-03-08/104809 от 01.12.2020). Такие платежи не санкционируют. В госреестре соглашений по 44-ФЗ такие сведения не показывают.

Информация об исполнении госконтракта

По правилам, обязательно и размещение в ЕИС информации об исполнении контракта по 44-ФЗ в 2023 году — отражают и исполнение госконтракта, и отдельного его этапа ( п. 11 правил ). В госреестр включают информацию и документы:

  • о приемке товаров, работ, услуг — не позднее одного рабочего дня после дня их подписания, а если подписали в ЕИС (электронное актирование), отправьте сведения в день подписания;
  • об оплате поставки или аванса по товарам, работам, услугам — размещение платежного поручения в ЕИС в 2023 году проводится в течение пяти рабочих дней со дня после подписания документов, а с 01.01.2023 сроки направления информации изменятся;
  • о договорах с соисполнителями, субподрядчиками из числа СМП и СОНКО ( ч. 6 ст. 30 44-ФЗ );
  • о применении мер ответственности и совершении других действий, если стороны нарушили условия госконтракта.

А если госконтракт расторгли или признали недействительным в суде, включите в реестровую запись ( п. 13 правил ):

  • информацию и документы о расторжении соглашения — решение об одностороннем отказе от исполнения и проч.;
  • информацию о признании госконтракта недействительным.

Если из-за расторжения соглашения заказчику или поставщику причинен ущерб, в госреестр вносят сведения об уплате возмещения такого ущерба. Информацию о расторжении или признании договора недействительным направляют казначеям в течение пяти рабочих дней со дня после расторжения соглашения. Если госконтракт заключили по результатам электронных процедур, отчитайтесь о расторжении в течение трех рабочих дней.

Контракты, которые не надо включать в реестр

Есть соглашения, которые не надо регистрировать в ЕИС. К ним относятся ( ч. 1 ст. 103 44-ФЗ , п. 6 правил ):

  • госконтракты с единственным поставщиком, которые заключили по п. 4, п. 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ . Не регистрируют соглашения с единственным поставщиком на закупку работ, услуг по техобслуживанию, эксплуатационному контролю зданий, сооружений, работ по сохранению объектов культурного наследия, содержанию и ремонту общего имущества в здании, одного или нескольких нежилых помещений заказчика, услуг по холодному, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, теплоснабжению, газоснабжению, услуг по охране, по обращению с ТКО. Но только если все эти работы оказываются другому лицу или другим лицам, которые используют нежилые помещения в здании заказчика ( п. 23 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ );
  • соглашения с едпоставщиком на закупку Росстатом и его подразделениями у физлиц работ по сбору, обработке первичных статистических данных ( п. 42 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ );
  • госконтракты с единственным поставщиком на закупку библиотеками, образовательными учреждениями, научными организациями услуг по предоставлению права доступа к зарубежным базам данных, к базам данных международных индексов научного цитирования из правительственного перечня ( п. 44 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ );
  • договоры с едпоставщиком на закупки у физлиц за счет финансовых средств, которые выделили на оперативно-розыскную деятельность ( п. 46 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ );
  • госконтракты, заключенные заказчиками, которые работают и заключают соглашения на территории иностранных государств.

Кроме того, не надо вносить реестровые записи по госконтрактам с особенностями, определенными российским правительством, из-за которых нельзя размещать сведения в ЕИС ( ч. 1 ст. 111 44-ФЗ ). А вот соглашения с единственным поставщиком по ч. 12 ст. 93 44-ФЗ — исключение. Заказчики обязаны регистрировать такие сведения в Единой информационной системе.

Задорожнева Александра

В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *